Волосы (1979)

Hair (1979) 18+


О фильме

В разгар движения хиппи конца 60-х годов в компанию «детей цветов», празднующих наступление «эры Водолея», попадает провинциальный парень Клод со старомодными привычками. Его призывают во Вьетнам…

Подробная информация

Слоган Let the sun shine in!
Страна США, Германия (ФРГ)
Жанр драма, комедия, мюзикл
Бюджет $11 000 000
Сборы в США $15 284 643
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 14 марта 1979
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 121 мин. / 02:01
Рейтинг Кинопоиска 7.926 / 934
Рейтинг IMDB 7.20 / 18 494
Рейтинг мировых критиков 89
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Трит Уильямс, Николас Рей, Шерил Барнс, Шарлотта Рэй, Ричард Брайт, Энни Голден, Джон Сэвэдж, Беверли Д’Анджело, Дон Дэкас, Дорси Райт
Роли дублировали
Режиссер Милош Форман
Сценарий Джеймс Рейдо, Майкл Уэллер, Джером Рэгни
Продюсер Роберт Гринхат, Лестер Перски, Майкл Батлер
Композитор Голт МакДермот
Художник Энн Рот, Джордж ДеТитта ст., Стюарт Вёрцел
Монтаж Алан Хайм, Стэнли Уорноу
Оператор Мирослав Ондржичек
Участники съемочного процесса Трит Уильямс, Сюзанна Лав, Николас Рей, Ронни Дайсон, Сьюзэн Кларк, Эми Хартман, John DeRobertas, Russell Costen, Ховард Портер, Linda Surh, Чарльз Денни, Шерил Барнс, Nancy Lefkowith, Jim Rosica, Агнесс Брин, Lauralee Stapfer, Марта Ренци, Кейт Гласнер, Джозеф Леннон, Ellen Saltonstall, Тони Уоткинс, Кристиан Холдер, Cyrena Lomba, Фред Феррара, Камерон Бурк, Роуз Мари Райт, Джеймс Рейдо, Harry Gittleson, Голт МакДермот, Френс Мэйотт, Kenny Brawner, Kimmary Williams, Шарлотта Рэй, Меган Мерфи, Энн Рот, Ричард Брайт, Энни Голден, Милош Форман, Кен Гилдин, Лэйрд Стюарт, Эллен Фоли, Джордж ДеТитта ст., Чарлэйн Вудард, Роберт Гринхат, Стюарт Вёрцел, Майкл Джитер, Ричард Колтон, Джон Сэвэдж, Беверли Д’Анджело, Мелба Мур, Майлз Чэпин, Мирослав Ондржичек, Том Роу, Гранд Л. Буш, Рен Вудс, Шармагна Лилэнд-ст. Джон, Джордж Дж. Мэнос, Антония Рей, Гектор Меркадо, Герман Меклер, Алан Хайм, Нелл Картер, Рэймонд Куршалс, Лестер Перски, Стив Массикотте, Майкл Уэллер, Шелли Вашингтон, Энтони Ферро, Джейн Буке, Джон Маэстро, Анна Спэллман, Donald Alsdurf, Ричард Касерес, Deborah Zalkind, Крис Комар, Карл Холл, Кристин Учида, Рахсаан Керри, Дон Дэкас, Дорси Райт, Sharon Miripolsky, Laurie Beechman, Курт Ягджян, Джоанна Баэр, Донна Ричи, Труди Перкинс, Pat Benoye, Кэролин Браун, Джанет Йорк, Earlise Vails, Чак Паттерсон, Фрэнк Калил Уитон, Лео Уэллс, Дженнифер Вэй, Leonard Feiner, Leata Galloway, Стэнли Уорноу, Майкл Батлер, Рон Янг, Деби Дай, Radha Sukhu, Коллин О’Каллаган, Тони Константин, Джером Рэгни, H. Douglas Berring, Джо Экорд, Рональд Викс, Карен Мейс, Сара Раднер, Роберт Левитан, Дженнифер Дуглас, Санни Ли, Рон Данхэм, Байрон Атли, Марио Нельсон, Ферн Тэйлер, Вики Линн Пауэлл, Deborah Wagman, Винсент Карелла

Страны производства фильма

  • США (14 марта 1979) - 0
  • Франция (10 мая 1979) - 0
  • Дания (11 мая 1979) - 0
  • Германия (ФРГ) (12 июля 1979) - 2
  • Швеция (18 июля 1979) - 0
  • Финляндия (28 июля 1979) - 0
  • Испания (14 сентября 1979) - 0
  • Нидерланды (27 сентября 1979) - 0
  • Мексика (18 октября 1979) - 0
  • Португалия (18 октября 1979) - 0
  • Венгрия (17 января 1980) - 0
  • Япония (26 апреля 1980) - 0
  • Бельгия (18 июня 1982) - 0
  • Турция (23 мая 1997) - 0
  • Франция (23 июня 2004) - 0
  • Италия (5 августа 2004) - 0
  • Финляндия (8 июня 2007) - 0
  • Польша (7 августа 2008) - 0
  • Польша (31 июля 2009) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1960-е, Автобус, Антивоенный протест, Армия, Армия США, Беременность, Вечеринка, Военное кладбище, Война во Вьетнаме, Волосы, Выдача себя за другое лицо, Голые ягодицы, Дебютант, Дорога, Дружба, Женская нагота, Женщина, одетая как мужчина, Залог, Известная мелодия в фильме, Контркультура, Культовый фильм, Купание нагишом, Лето любви, Лошадь, ЛСД, Манхэттен, Нью-Йорк, Медицинский осмотр, Мочеиспускание, Нью-Йорк, Обнаженный мужчина, Основано на мюзикле, Пацифизм, Певец, Пение, Песня, Политическая активность, Призыв на военную службу, Призывная комиссия, Прическа, Против войны, Публичное обнажение, Рок-мюзикл, Самоволка, Танец, Танец на столе, Танцор, Танцы, Тюремное заключение, Учебный лагерь новобранцев, Харе Кришна, Хиппи, Цветы, Центральный парк, Нью-Йорк

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Любовь, дружба и война (трагифарсовый хиппи-мюзикл)
Текст реценизии Фильм Формана «Волосы» я посмотрел на следующий день после «Отрыва», а поэтому он ощущался мною как его продолжение. Но если «Taking off» повествовал о разъединении людей, то здесь режиссер хотел поведать нам о вещах их объединяющих.

В первую очередь, фильм о дружбе простого парня из Оклахомы, по имени Клод, и длинноволосого столичного хиппи Бергера, между которыми, на первый взгляд, и общего-то ничего не могло быть: первый серьезный и ответственный, другой — весел и бесшабашен. Можно внести за друга залог, а самому сидеть в тюрьме; можно привести друга на вечеринку, на которую вас не приглашали, но на ней находится девушка в которую тот влюблен. А затем признаться ей в этом за огромным столом, видя, что друг скромничает, а время на раздумья нет, так как послезавтра он отправляется во Вьетнам. Ради друга можно … но не буду забегать вперед.

И, конечно, фильм о любви. О той, из-за которой можно поехать на другой конец страны, не взирая на различия социальных слоев. Из-за которой не жалко совершить несколько безрассудных поступков, хотя раньше ты был примерным членом общества. И все это ради человека, которого едва знаешь.

А ещё фильм Формана о бессмысленности расовых и сословных предрассудков: в одной машине едут и прекрасно ладят и негр, и его бывшая девушка с ребенком, и его нынешняя пассия, искренне не знающая от кого ждет ребенка, а также Шейла, девушка из богатой семьи.

И только одно, что разъединяет всех людей — война. Та, что ставит неожиданную трагическую точку в этом почти двухчасовом балагане.

P.S. Я плохо знаю английский, так что смотрел перевод песен в форме субтитров, иначе смысл во многом был бы утерян, ведь их тексты занимают не меньше половины всего сценария. А чувство кадра у оператора Мирослава Ондржичека непревзойденное: я словно оказался посреди созданного им осеннего пейзажа и наблюдал изнутри за танцующими детьми давно ушедшего поколения.

9 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Этот фильм развивает тему борьбы человека (движения хиппи) с системой (человеческим обществом), и если предыдущая работа Милоша Формана воспринимается как притча о людях вообще, то «Волосы» — это история хиппи. История избытка свободы, чувств и удовольствий, современная версия басни о стрекозе.

Они были обречены перегореть, потому что человек не способен выдержать бремя таких разрушительных страстей. Настоящая свобода не дается тому, кто презрел существующий мир и его законы. Такая борьба априори обречена на провал и не принесет своим поборникам ничего кроме боли и страданий. Наверное поэтому весь фильм, я ни ощущал ничего кроме жалости и скрытой грусти по отношению к его героям, обрекшим себя в силу неопытности на бессмысленные мучения, хотя, наверное, в молодости каждый из нас должен совершить подобный «отрыв».

Вывод: фильм обязателен к просмотру всем любителям 60-х, а в особенности тем, кто ищет себя, и никак не может определить свое место в этом мире; я и не говорю о самих хиппи и им сочувствующих. Технически же фильм сделан на высочайшем уровне, особенно поражает трип Клода в середине фильма — это что-то невероятное, безумно красивое и загадочное, что-то в духе причудливых гротесков Гофмана и Гоголя…
Оценка 1
Заголовок Пусть солнце светит
Текст реценизии Пронзительный фильм великого Милоша Формана. Фильм о времени, которое ушло и больше уже никогда не вернется (а, может, его и не было вовсе). Это фильм о молодости, свободе, любви, братстве.

Поднятые темы близки и понятны всем, независимо от времени и места, страны и политической системы. Ведь проблема длины юных непослушных волос и седых умудренных лысин всегда стояла над временем.

Так и реальная подоплека: будь это война во Вьетнаме, молодежные бунты 60-х, «дети цветов», как и сама экранизация знаменитого Бродвейского мюзикла, все это лишь фон, чтобы сильней ощутить то щемящее чувство, которое гнездится где-то комком в горле — чувство утраты Рая на земле, в котором сам человек, человеческое общество как гидра со средневековых алхимических гравюр, пожирает само себя, пожирает все лучшее и светлое, что было в человеке от Бога.

Финальная песня про «Пусть солнце светит» над бесконечным полями надгробных крестов не может оставить равнодушным никого. Свободно рожденный, богоравный Человек поет реквием по самому себе, погибшему в неравной битве с самим собой. В лучшем случае, ставшим одним из этих бесконечных крестов, но как правило — просто превратившись в бизнесмена, сенатора, благородного отца семейства.

Так пусть же солнце светит молодым!
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии «Волосы» — киноверсия одноименного нашумевшего бродвейвского мюзикла, поставленная американским/чешским режиссером Милошем Форманом в 1979 году.

Выходец из Оклахомы Клод приезжает в Нью-Йорк, с желанием увидеть что-нибудь кроме своей малой родины до отправки во Вьетнам. В «городе большого яблока» он попадает в компанию хиппи.

Диковинное название «Волосы» (именно длинные локоны — отличительная черта «детей цветов») означает не что иное, как уникальность, отличность общепринятых норм. Не зря в армии волосы состригают, тем самым лишая солдата индивидуальности, превращая в винтик военного действа. Хиппи же наоборот культивируют свою непохожесть.

Но Милош Форман идет дальше, он не просто показывает миролюбиво настроенную молодёжь, он создает портрет поколения 60-ых, основываясь на замечательном материале Гэлтома Макдермотома (музыка), Джеймса Рэдо и Джерома Раньи(слова).

Режиссер подводит печальный итог всем надеждам «бунтующих», но в заключительной песне «Let the sunshine in», не смотря на достаточно мрачные слова в начале, звучит надежда, на то что однажды люди пустят свет в свои сердца. И беснующая толпа пацифистов, подтверждение тому, что мир во всем мире когда-нибудь наступит.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок «Занимайтесь любовью, а не войной!»
Текст реценизии Потрясающая экранизация всемирно известного рок-мюзикла «Волосы» повествует о вызове брошенным в 1960-х молодёжным движением, ставшем известным во всем мире, как философия хиппи. Музыкально-драматический сюжет демонстрирует своему зрителю, как, бросив вызов политике и строгой морали, хиппи боролись за свободу личности. Стремясь к полной свободе во всем, они шокировали окружающих своим внешним видом и раскрепощенным поведением, выступали за свободную любовь, нарушали общественные табу и пропагандировали жизнь без войны. А в это самое время провинциальный парень Клод Буковски собирается отправиться воевать во Вьетнам, невзирая на все доводы и уговоры не делать этого.

Фильм Милоша Формана «Волосы» — это гениальное произведение, передающее историзм и драматизм своего времени. Эта экранизация уже давно признана любителями кино во всем мире.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Фильм из разряда тех, что must see.

Фильм поставлен по мьюзиклу «Волосы», который нам вряд ли посчастливится увидеть вживую, так что смотрим фильм и кайфуем от отличной экранизации Формана. Честно скажу, я не сразу стал смотреть его полностью почему-то. Может поначалу он покажется действительно скучным и слишком проамериканским, но возможно именно этого эффекта и ожидали, когда доверили Форману экранизацию.

После того, как я вник в фильм, то пересмотрел его раз 10 только в течении той же недели. В Simpsons можно неоднократно слышать песни из «Волос».

Скорее всего вы увидите его в оригинальной озвучки и без перевода диалогов, но там, в общем-то, все понятно и без слов, так что только в оригинале надо видеть это дело.

Действительно удивляет, что Трит Уильямс после такого шикарного мьюзикла особо и не засвечивался в кассовом кино.

Итог: must see. Peace.
Оценка 1
Заголовок Почему у тебя длинные волосы?
Текст реценизии Дайте солнцу сиять! Именно таким, на мой взгляд, выглядит основной лозунг этого фильма от удивительного и неоднозначного Милоша Формана. Фильм о «золотом-свободном» молодом поколении 60-х в США. О поколении, как таковым скрытом от нас в те годы советской цензурой. Культ ЛСД и марихуаны, дух пацифизма, душевной свободы и психоделический рок, это и многое другое уместилось в самой концептуальной субкультуре — Хиппи. О духовном мире их социальной позиции в жизни и рассказал Форман в данном мюзикле.

-«Вы хотите сказать, что я гомик?»
-«Да»
-«Ну-у-у, Мика Джэггера из своей постели не выгоню, но я не гомик.»


Фактически, фильм начинается с того, как компания молодых людей сжигает повестку в военкомат, протестуя тем самым против военной политики властей и выражая свою принципиальную социальную позицию уже с самого начала фильма. Вскоре компания знакомится с провинциальным пареньком, приехавшим на несколько дней погостить в Нью-Йорк, как раз перед отбытием в армию. Узнав, куда уезжает Клод, они решают помочь ему расширить свое сознание, переосмыслить какие-то ценности, направить его сознание в правильном направлении. И, конечно, тут же окутывают Клода всей своей природной и самое главное искренней добротой. Делятся с ним тем, что есть у обычного свободного хиппи — наркотиками, своим вниманием и открытой душой. Большую часть своего уикенда, пребывая в психоделических приливах и добрых приключениях, Клод все же решает ехать. Важно отметить, какая острая- политическая беседа складывается между Бергером, его друзьями и Клодом в тот момент:

-«Ради кого ты идешь в армию?»
-«Ради тебя, например!»
-«Не парь мне мозги, ты делаешь это не для меня, я бы ради тебя не пошел!»


Задумался я после этих слов над тем, что мы действительно часто совершаем в жизни поступки, полагая, что приносим этим кому-то пользу, а на самом деле глубоко заблуждаемся… Так или иначе, после отъезда Клода его новые друзья решают отправиться к нему в гости в Неваду, где тот проходит военную подготовку перед отбытием во Вьетнам. Встреча заканчивается непредсказуемо…

… Отряд послушно марширует в самолет, в его темном — холодном салоне и наступает духовная смерть где, на мой взгляд, умер и Бергер… Клод провожает глазами улетающий военный самолет, и я считаю, что в этот момент понимает смысл своего бытия. Думаю, что Бергер, уходя в неизбежность, как раз и рассчитывал на просветление в сознании друга. Фильм заканчивается кадрами массового пикета возле здания Белого дома в Вашингтоне против войны во Вьетнаме… И к этим кадрам добавить нечего.

Вывод: Картина социальная, картина политическая, добрая и искренняя. Фильм о доброте и обычных, к сожалению все более чуждых нам человеческих отношениях в суровой реальности. Картина даже сейчас, а точнее сказать, именно сейчас воспринимается очень актуально. Что касается музыки- она стала непревзойденной классикой! В общем, просто смотрите кино, наслаждайтесь временами и людьми, которых никогда больше не вернуть. Они остались в далеких 60-х.

Суть в том, что белые посылают черных сражаться с желтыми за землю, которую они украли у красных.

10 из 10

Let The Sunshine In!
Оценка 3
Заголовок Гимн регрессии
Текст реценизии Регрессия

(лат. regredere — движение вспять) [Freud S., 1900]. Один из механизмов психологической защиты, при котором субъект возвращается к формам поведения, типичным для предшествующих стадий его развития. В трудных ситуациях человек, подобно ребенку, проявляет свою зависимость от окружающих, отказывается от самостоятельности в поступках, от приема собственных решений, от своей ответственности за что-либо. Это явление играет большую роль в развитии госпитализма, в уходе в болезнь, бегстве в мир мечтаний.

Регрессия поведения

разновидность психологической зашиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной жизни.

В. М. Блейхер, И. В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов.


Долго думала, что же в этом фильме меня так «царапает». Нет, не цепляет, а именно доставляет дискомфорт где-то на уровне неосознанного уже восприятия. Потом сообразила. Несоответствие целей и средств/методов. Цели — да, хипповские (love, peace, ect), а вот средства по достижению — ну абсолютно гоповские. Начиная от банального гоп-стопа (отбирают машину у одного из проходных персонажей) до поиска средств к существованию (выпрашивать, на грани с требованиями, когда совсем припечет — бежать к родителям, и оскорбляться, что не дают).

Но фильм все же не об этом. Фильм, на мой взгляд прежде всего о переменах. О тех, что происходят и внутри и вовне. Во вторую очередь фильм о дружбе, которая не требует ничего взамен. И лишь потом фильм о свободе и времени.

7 из 10
Оценка 1
Заголовок Let the sunshine in!
Текст реценизии 70-е. Нью-Йорк. Хиппи. Прекрасные дети цветов и любви. Для них не существует никаких запретов и ограничений. Волосы — их символ свободы. «Мы не такие как все, нам чужд порядок и обыденность».

Молодой парень Клод приезжает из провинции в Нью-Йорк. У него есть всего два или три дня до отправки в армию. Не проходит и пяти минут, как он завязывает дружбу с компанией хиппи и влюбляется в девушку из высшего общества. Проникаясь духом свободы и видя жизнь в коммуне детей цветов, он начинает сомневаться в своем выборе.

Милош Форман не просто показал жизнь хиппи в своем фильме. На мой взгляд, в своей картине он открыто пропагандирует идеи этих людей. Форман передал атмосферу того времени вместе со всеми радостями и проблемами. Пока одни призывали к любви и миру, другие в это время воевали во Вьетнаме.

Фильм очень яркий и сильный. История, которая началась довольно забавно и весело, закончилась совершенно неожиданно. Конец цепляет и шокирует. Главным героям невозможно не симпатизировать, у каждого из них своя история. Костюмами можно любоваться бесконечно, а музыка выше всяких похвал.

Я очень рада, что мне довелось посмотреть этот фильм и перенестись на два часа в то время. Без сомнения, эта картина сразу же стала для меня одной из любимых.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок «Make love, not war!».
Текст реценизии Этот лозунг хиппи блестяще подходит сюжету фильма, это уже второй фильм Формана про хиппи. В этом, в отличие от «Отрыва», мы гораздо ближе знакомимся с такой культурой, как хиппи; там мы их просто не успели полюбить, поэтому просыпается вопрос: «А что такое вообще хиппи?» В этом фильме нам даётся на это вопрос, такой же дух бунтарства и пацифизма в обоих фильмах, в обоих нас знакомят с действиями наркотиков. Форман, вроде как, никогда и не был политкорректным режиссёром, за что (стоит вспомнить фильм «Бал пожарных», из-за которого, по слухам, и он остался жить в Америке) и поплатился Чехословакией. Но в Америке другие темы, другие проблемы, про которые стоит снимать.

Трит Уильямс безупречный актёр, Форман изящно заставил нас полюбить его, поскольку в хорошем трагичном сценарии должны умирать любимые герои, для того чтобы фильм остался в памяти надолго, а может быть и играл большую нравоучительную роль.

Об этом фильме я могу писать ещё долго, но главное — этот фильм стоит смотреть, как и многие другие картины Милоша Формана