Крупный калибр (1973)

Tony Arzenta (1973) 18+


О фильме

Тони Ардзента — хладнокровный и неуловимый наемный убийца, работающий на могущественный криминальный синдикат, «лучший» в кровавом «бизнесе». Когда Тони неожиданно сообщает своим боссам, что очередной заказ — его последнее дело, после которого он планирует завязать, они, недолго посовещавшись, выносят ему смертный приговор.

Но по трагической случайности вместо Тони во взорвавшейся машине погибают его жена и ребенок. Теперь Ардзента неумолим — ведь ему нечего терять. По-прежнему уверенный в своих силах, он объявляет войну синдикату…

Подробная информация

Слоган By mistake they killed his wife and child - THAT was a hell of a mistake!
Страна Франция, Италия
Жанр драма, триллер, боевик, криминал
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 23 августа 1973
Премьера в России
Релиз на DVD 20 сентября 2007, «Cinema Prestige»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 116 мин. / 01:56
Рейтинг Кинопоиска 7.126 / 127
Рейтинг IMDB 6.70 / 550
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Коррадо Гайпа, Ричард Конте, Ален Делон, Николетта Макиавелли, Карла Гравина, Роже Анен, Сильвано Транквилли, Марк Порель, Гуидо Альберти, Лино Троизи
Роли дублировали
Режиссер Дуччо Тессари
Сценарий Уго Либераторе, Роберто Гандюс, Франко Веруччи
Продюсер Лучано Мартино, Ален Делон, Раймон Данон
Композитор Джанни Феррио
Художник Данта Ортона, Лоренцо Баральди
Монтаж Марио Морра
Оператор Сильвано Ипполити
Участники съемочного процесса Лучано Мартино, Коррадо Гайпа, Ричард Конте, Ален Делон, Раймон Данон, Уго Либераторе, Сильвано Ипполити, Альберто Фарнезе, Роберто Гандюс, Розальба Нери, Марио Морра, Николетта Макиавелли, Стелла Карначина, Антон Диффринг, Этторе Манни, Наццарено Дзамперла, Дуччо Тессари, Данта Ортона, Мария Пиа Конте, Эрика Бланк, Джанни Феррио, Лоренцо Баральди, Карла Гравина, Умберто Орсини, Луис Суарез, Роже Анен, Сильвано Транквилли, Марк Порель, Карла Кало, Клаудио Руффини, Гуидо Альберти, Франко Веруччи, Джанкарло Сбраджа, Лоредана Нушиак, Франческо Бонетти, Лино Троизи

Страны производства фильма

  • Франция (23 августа 1973) - 0
  • Италия (7 сентября 1973) - 0
  • Германия (ФРГ) (7 декабря 1973) - 0
  • Гонконг (1 января 1974) - 0
  • Дания (15 апреля 1974) - 0
  • Испания (21 июня 1974) - 0
  • Финляндия (27 сентября 1974) - 0
  • Турция (Январь 1975) - 0
  • США (5 ноября 1975) - 0
  • Португалия (12 марта 1976) - 0
  • Норвегия (12 ноября 1976) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Гангстер, Злодей, Наемный убийца, Отношения мужа и жены

Рецензии пользователей

Оценка 3
Заголовок Вооружён, обаятелен и очень опасен!
Текст реценизии На удивление жёсткий и даже натуралистичный фильм от будущего режиссёра безобидного «Зорро». Сюжет весьма прост: после очередного «мокрого дела» верный сын сицилийской мафии Тони Ардзента приходит к боссу и заявляет ему, что выходит из бизнеса. Мол, сынишка у меня подрастает — не хочу, чтобы всё это безобразие и дальше передавалось по наследству. Босс в ответ: а что ты, мол, хотел? Ведь всегда так было. А Ардзента отвечает: больше так не будет. Сказал, как отрезал. И тем самым подписал приговор и своему сынишке, и своей красавице-жене, которых его бывшие братья по оружию незамедлительно отправляют на тот свет. По ошибке.

Раненый зверь, как известно, самый опасный, и в лице Тони Ардзента сицилийская мафия наживает себе весьма серьёзную проблему. Ибо в гневе он страшен и беспощаден! В фильме имеются великолепные автомобильные трюки, захватывающие сцены погонь, душераздирающие сцены убийств — для начала 70-х всё это, надо полагать, было настоящим откровением. Даже сегодня фильм «Крупный калибр» способен шокировать далеко не слабонервного зрителя. Интересно наблюдать, как удаётся Алену Делону сочетать в своём герое благородство по отношению к слабым женщинам и сыновнее почтение к старикам — с одной стороны и безудержную животную ярость по отношению к врагу — с другой. При этом образ Тони Ардзента не распадается на части, а остаётся цельным и вполне убедительным: когда надо — он кроток, когда надо — свиреп. И всё же главное, что составляет стержень образа Ардзента — его беззаветная преданность кодексу чести и безграничная вера в дружбу, что разумеется роднит Тони со многими прежними ролями Делона. Ради этой блажи они готовы идти и к волку в пасть — лишь бы сохранить собственное лицо.

Фильм снят на итальянском языке, однако имеет английское название «Big guns», а на официальном отечественном рынке ДВД доступен в переводе с французского. Интересно, что до релиза на ДВД он был более известен в отечественном киноведении как «Замечательные стрелки», что, конечно же, совершенно не соответствует ни духу, ни содержанию фильма.

Быть может, это не самый удачный фильм с участием Делона, но как малоизвестный, полузабытый — он может оказаться приятным сюрпризом и способен доставить удовольствие истинным почитателям таланта этого выдающегося актёра.

7 из 10
Оценка 1
Заголовок Тони.
Текст реценизии И вновь Ален, как же я люблю этого актера!

Интересный фильм, Ален Делон играет в своей фирменной манере — очень четко чувствуя свой персонаж.

Тони Арзента женат на красивой женщине, у них замечательный сын.

Тони киллер, он ставит условие мафии что уходит… тут я улыбнулась, хотя и печально, как известно от мафии уходят только вперед ногами! Поразила некоторая наивность этого без преувеличения великолепного мужчины.

Что меня всегда удивляет в Алене Делоне это его грустные глаза (сразу же вспоминается «История Джейка» из обалденного сериала Залмана Кинга «Дневники красной туфельки» там есть момент — Джейк, главный герой знакомится в кафе с очаровательной женщиной… она смотрит на него так внимательно, вдумчиво, проницательно, с улыбкой, и говорит ему «У тебя хорошие глаза, грустные, но хорошие!». вот и тут… грустит наш друг, грустит.

Впервые за весь просмотр фильмов с Аленом в гл. роли поймала себя на мысли о том, что он играл именно то, что переживал сам, в смысле эмоций.

Мне кажется, что актеру как и писателю, например, трудно было бы передать то, что он не пережил и не прочувствовал.

У Тони погибает семья, та самая милая женщина и обаятельный мальчик… поразила сцена на похоронах, его глаза… страшно когда так страшно, человеку, жить. Было все и не стало ничего. Не понимаем мы своего счастья, не понимаем. Священник, друг семьи Тони говорит ему что-то вроде не мсти, гнев бога страшнее и возмездие его будет страшнее твоего — любого человеческого.

Говорят, подонкам нечего терять, не соглашусь, даже они, эти падшие душой люди, даже они чем-то дорожат, пусть даже мозолью на пятке, на что уж способны, Бог отнимет у них это, за все в этой жизни мы расплачиваемся еще при жизни.

Да и последняя мысль, в общем-то то, что случилось с Тони, случилось бы все равно, как и всегда с такими как он, он ведь тоже убивал.
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Наёмный убийца, la «Самурай» (явная перекличка с известной ролью Алена Делона в классическом, хоть и нудном «Самурае», 1967 Ж. -П. Мельвиля) решил завязать с грешным ремеслом из-за любви к семье. Не желая, чтобы подрастающий сын узнал правду о его роде занятий гангстер-сицилиец по имени Тони Ардзента ставит пред своим долголетним боссом (Р. Конте) вопрос об уходе из дела. Тот обещает посовещаться со своими подельниками из Парижа и Гамбурга. Собравшиеся начальники европейских кланов, естественно и не помышляют отпускать Тони, решая его убрать (с последующей заботой о семье их «дворника «).

Но происходит непредвиденное: жена и сын Ардзенты, которых он любил до беспамятства, взяв ключи от машины героя взрываются прямо у него на глазах. Отныне месть вчерашним патронам становится для Ардзенты смыслом оставшейся жизни. Даже несмотря на предупреждение его духовного отца-священника: «Тони, я запрещаю тебе думать о личном воздаянии на это преступление. Суд Божий гораздо страшнее, чем твои, даже самые жестокие намерения!». Но своенравный герой не слушает своего семейного окормителя и приступает к вендетте.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Недавно мне подарили фирменный «Крупный калибр» (1973, из серии «Престижное кино», обложка которого представлена на данной киностранице) — первый совместный киноопыт Делона и профессионального итальянского киноремесленника Дуччо Тессари. В разных источниках он также значится, как «Big Guns», или же «Быстрые стрелкИ», или же «Важные персоны», или же «Тони Ардзента». Фильм пересмотрел не без киноманского удовлетворения от качества работы. Хорошее издание (раньше его смотрел в потёртом варианте с киноплёнки и приблизительным по смыслу пиратским переводчиком).

Конечно, влияние только что снятых в Голливуде «Французского связного» (сцены автопогонь) и «Крёстного отца» (мотив сицилийского кодекса мафиозной чести + перекочевавший из саги о доне Корлеоне итальянский пожилой актёр Ричард Конте) на данный остросюжетный кинопродукт неоспоримо. Но «Крупный калибр» смотрится из ХХI столетия на порядок занимательнее претенциозноскучного «Самурая», хоть и является образцом «подражательного боевика». К тому же здесь, наверное, в единственный раз в своём богатом детективном киносписке А. Делон предстал в образе 100-процентного супермена (хоть и убитого в финальных кадрах). Обычно в своих полярах (в отличие от всепобеждающего Бельмондо) актёр играл смельчаков-одиночек, которых больше бьют. (Легендарная фехтовальная эпопея «Зорро» того же Тессари не в счёт). Тут же он, так сказать, фактурный и возмужавший лицом супермен «без примесей «: метко стреляет, как заправский гонщик проносится по сицилийским автострадам, прыгает «на добычу» с ножом, применяет удавку. В общем, цинизма по отношению к человеческой жизни у «Крупного калибра» и у делоновского крутого парня хватает.

Понравилась уверенная, немногословная выдержка артиста-легенды и его умение качественно управлять авто перед включённой кинокамерой (было видно, что в ряде скоростных пируэтов он управлял «фиатом» самостоятельно). Запоминается сцена убийства Тони-Делоном взбалмошного мафиозо-француза (вездесущий Роже Анен) в железнодорожном экспрессе с высаживанием туннельных фонарей. А — (надо сказать по-своему жестокое и неприятное!) — убийство босса-выродка Кутиты с простреленным вместе с ним рыбным аквариумом, перед включённым телеящиком («Проснись, Кутита, все программы уже кончились! «) и вовсе тянет на некую знаковость. Правда, знаковость весьма сомнительную.

Однако финальная мораль сей истории красноречива: распалённый гнев, ведущий к мести — плохой нравственный советчик. Особенно, когда ты своенравно берёшь на себя миссию Бога в вопросах личной вендетты. Уж если захотел завязать с грешной жизнью — задумайся о покаянии, а не самонадеянно берись за мстительный пистолет. Творить справедливость, используя методы «дьявольского арсенала» — заведомая утопия. От этого зло лишь умножается, а твоя душа после телесной смерти прямиком отправляется в ад.
Оценка 1
Заголовок Тут связи нет: Злодейство — и святейших прав защита (Фридрих Шиллер)
Текст реценизии Всегда ли мы знаем, на что мы способны? Всегда ли мы можем судить о человеческих возможностях? Может ли кто-нибудь предугадать, на что мы способны ради родственных чувств? Нет. И хорошо, что это невозможно. Потому что лучше вообще не попадать в такие ситуации, когда нам придётся сполна демонстрировать свои способности и свои родственные чувства.

Казалось бы, в жизни профессионального наёмного киллера Тони Арзенты всё было лучше некуда: кормящая работа, дающая деньги на безбедную жизнь, любимые жена и сын, прекрасная репутация в преступном синдикате. Но вот почему-то мастеровитый убийца проявляет очень трогательную заботу о своём сыне: он не хочет, дабы его ребёнок пошёл по его пятам, он желает, чтобы сын жил честно. Учитывая биографию и род деятельности героя Делона, это можно понять, ибо Тони, зарабатывающий на жизнь убийствами, совершенно справедливо не желает своему ребёнку повторения своей участи. Он объявляет о том, что завязывает с убийствами и ему плевать на то, что так не делается, что человек либо остаётся «в доле», либо его выносят ногами вперёд. Он говорит примерно в таком духе: «Не было этого? Значит, будет». Его решение непреклонно.

Но человек полагает, а господь располагает. Понятное дело, что криминальные боссы таких вольностей не прощают. Начинает готовиться покушение. И тут… тут жена вынуждена воспользоваться машиной мужа. А в машине — взрывчатка.
Может ли быть что-нибудь ужаснее и тяжелее, когда отец, только что обнимавший и целовавший своего сына, наблюдает из окна взрыв машины, в которой находится его семья? Только что он был счастлив, но несколько секунд перечеркнули его счастье разом.

Как остро и отчетливо чувствуется его горе, когда он после похорон, один, находится дома, там, где он ничтожное количество времени назад был счастлив. Когда он в пустой квартире сидит у горящего камина, а потом встаёт и включает магнитофон, где записаны голоса жены и сына. Слушая их, очень остро ощущается то, что больше этого не будет… не будет счастья с любимыми людьми… единственное, что у него осталось от той, иной жизни — магнитофонная запись голосов. Жены и сына нет, а голоса остались.

Это страшно. Страшно, когда у человека, совсем недавно бывшего счастливым, не остаётся ничего… Ничего, кроме двух могил, цветов, опускаемых в цветники дрожащей рукой, и боли… глубокой внутренней боли. Как она остро чувствуется, когда Тони стоит около могилы сына, с застывшим на лице горем смотрит на портрет своего ребенка и по взгляду видно, что осиротевший отец еле сдерживает слёзы.

И у него, профессионального убийцы, развязаны руки. Как говорится, если теряешь, значит, есть чего терять. Но он уже потерял то, что у него было — семью. Самое дорогое, что имелось у киллера, легко стреляющего в людей.

Характерна сцена, когда священник говорит ему после похорон: «Не делай за бога его работу. Оставь это ему. Гнев бога страшнее твоего, и месть его тоже будет страшна». Но так ли это? Действительно ли гнев бога страшнее, чем гнев осиротевшего мужа и отца, который лишился семьи из-за ошибки (взорвать должны были его?) Нет.

Месть — это блюдо, которое следует подавать холодным, гласит пословица. Месть Тони Арзенты холодна, продумана, и вследствие этого очень страшна.

Здесь будет очень уместно вспомнить драму Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль». Сравнение будет очень точным, если взять во внимание то, каким профессиональным стрелком является герой Делона. И если быть почитателем великого немецкого драматурга и поэта (а я таковым являюсь), то фильм вызовет вполне явную ассоциацию со строчками из «Телля»:
Их всех сюда влекут свои дела,
Меня же мысль о крови привела!

А разве не применима к самому Тони Арзенте вот эта цитата:
Но я не плакал, нет! В слезах бессильных
Скорбь жгучую не стал я изливать.
Я заключил её, как драгоценность,
В своей душе и думал лишь о деле.

Месть… В душе Тони Арзенты — только жажда мести. Но характерно то, что герой Делона в этом фильме не нарисован одной краской. Он благороден по отношению к женщине, почтителен в отношениях со своими старыми родителями и в то же время жесток и безжалостен по отношению к мафиозному синдикату. Видно сразу, что в этом человеке есть внутренний стержень, который невозможно сломать. Тони верен себе до конца, верен своему кодексу чести, верен желанию отомстить.

Без промаха в мишень я попадал,
И много раз прекрасные награды
Я получал на наших состязаньях…
Но этот выстрел будет мастерской


Несколько мастерских выстрелов совершилось. Кажется, душа бывшего наемного убийцы обрела относительное успокоение…

Однако финал фильма неожидан и неутешителен. Как тягостно он воспринимается в атмосфере кажущегося спокойствия.

Почему же так?

А потому, что не всегда можно отличить своих друзей от своих врагов. Потому что по сути это одно и то же.

Именно поэтому, несмотря на экшеновые сцены и выполненную миссию Тони Арзенты, фильм оставляет после себя весьма тягостное впечатление.

Жестокая, натуралистичная, тяжелая картина. Одна из лучших в послужном списке Делона.

9 из 10