Берег москитов (1986)

The Mosquito Coast (1986) 18+


О фильме

Элли Фокс обуреваем одной-единственной мечтой: бросить все и убежать с семьей куда-нибудь в джунгли, в первозданный мир, подальше от развращающего влияния цивилизации. Вместе с женой и детьми он садится на корабль, следующий к Берегу Москитов.

Однако в джунглях Центральной Америки задуманная утопия Фокса превращается в опасное наваждение, а поиски рая сменяются жестокой борьбой за выживание.

Подробная информация

Слоган He never bargained for what he found.
Страна США
Жанр драма, приключения
Бюджет $25 000 000
Сборы в США $14 302 779
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 26 ноября 1986
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 119 мин. / 01:59
Рейтинг Кинопоиска 6.875 / 475
Рейтинг IMDB 6.60 / 15 446
Рейтинг мировых критиков 75
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Во время сооружения декораций для фильма в Белизе съёмочная группа обнаружила древний храм майя. Об этом было сообщено правительству Белиза, которое объявило эту территорию памятником истории.
Среди всех фильмов, в которых ему довелось сыграть, Харрисон Форд именно этот называет своим любимым.
Главная роль могла достаться Джеку Николсону.
Во время кастинга Ривер Феникс несколько раз был забракован на роль Чарли Фокса из-за своего возраста (на тот момент актёру было 15 лет). После того так актер подходящего возраста так и не был найдён, плёнка с записью его прослушиваний вновь была отправлена режиссеру. Под впечатлением от увиденного Питер Вейр решил, что вопрос возраста не так уж и важен и дал Риверу Фениксу искомую роль
В главных ролях Харрисон Форд, Конрад Робертс, Дик О’Нил, Марта Плимптон, Андре Грегори, Ривер Феникс, Хелен Миррен, Хилари Гордон, Майкл Роджерс, Джэдриен Стил
Роли дублировали Владимир Вихров, Алексей Золотницкий, Алексей Сафонов, Сергей Балабанов, Татьяна Канаева
Режиссер Питер Уир
Сценарий Пол Теру, Пол Шредер
Продюсер Джером Хеллман, Сол Заенц, Невилл С. Томпсон
Композитор Морис Жарр
Художник Гари Джонс, Джон Стоддарт, Джон Уингров
Монтаж Том Ноубл
Оператор Джон Сил
Участники съемочного процесса Морис Жарр, Владимир Вихров, Алексей Золотницкий, Юрий Саранцев, Алексей Сафонов, Уильям Ньюман, Сергей Балабанов, Ольга Кузнецова, Харрисон Форд, Ирина Кротик-Короткевич, Джером Хеллман, Адольфо Сальгеро, Элис Снид, София Кок, Тони Вега ст., Луис Паласио, Майкл Опоку, Рафаэль Чо, Джон Сил, Жерардо Зепеда, Пол Теру, Абель Вулрич, Аурора Клавель, Гари Джонс, Татьяна Канаева, Джон Стоддарт, Джейсон Александр, Конрад Робертс, Хуан Антонио Льянес, Сол Заенц, Пол Шредер, Том Ноубл, Дик О’Нил, Невилл С. Томпсон, Марта Плимптон, Андре Грегори, Ривер Феникс, Джон Х. Андерсон, Джон Уингров, Баттерфлай МакКуин, Хелен Миррен, Питер Уир, Уилфред Питерс, Эмори Кинг, Рэймонд Клер, Хилари Гордон, Мелани Боланд, Тайгер Хейнс, Ребекка Гордон, Маргарита Кок, Майкл Роджерс, Джэдриен Стил

Премии фильма

  • Золотой глобус, 1987 год (us) - Лучшая мужская роль (драма) (Харрисон Форд)
    Лучший саундтрек

Страны производства фильма

  • США (26 ноября 1986) - 3
  • Австралия (4 декабря 1986) - 0
  • Аргентина (18 декабря 1986) - 0
  • Финляндия (6 февраля 1987) - 0
  • Япония (14 февраля 1987) - 0
  • Германия (ФРГ) (19 февраля 1987) - 0
  • Испания (20 февраля 1987) - 0
  • Швеция (20 февраля 1987) - 0
  • Бельгия (26 марта 1987) - 0
  • Дания (27 марта 1987) - 0
  • Нидерланды (23 апреля 1987) - 0
  • Португалия (26 июня 1987) - 0
  • Филиппины (14 мая 1991) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

14 лет, Балтимор, Бензопила, Библия, Близнецы, Взрыв, Гондурас, Девочка-подросток, День благодарения, Деревня, Джунгли, Дождевой лес, Заживо сожженный, Закадровый голос, Изобретатель, Иконоборец, Иммиграция, Интимность, Кафе, Ливень с ураганом, Маленький город, Мальчик-подросток, Миссионер, Мужчина в очках, Назад к природе, Наручные часы, Насекомое в оригинальном названии, Неполная семья, Огонь, Одержимость, Отношения между братьями, Отношения отца и сына, Палатка, Парень, Пароход, Партизан, Пенсильвания, Плавание, Плавучий дом, Пляж, По мотивам книги, По мотивам романа, Подарок, Поджог, Подросток, Помешательство, Потеря отца, Рабочий-эмигрант, Река, Религия, Рефлексия, Свадьба, Семейные отношения, Скобяная лавка, Стрельба, Стройплощадка, Туземное племя, Утопический квест, Утопия, Уход с работы, Фабрика по производству льда, Ферма, Флирт, Центральная Америка, Церковь, Шизофреник, Эксцентричный

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Антиутопии Питера Уира. Антиутопия вторая
Текст реценизии Алли Фокс — среднестатистический американский изобретатель, по совместительству многодетный отец, в общем, ничего особенного. Его раздражает безденежье, неуважение к себе, сам образ жизни тихого городка, и в этом тоже ничего особенного нет, как и в том, что в один прекрасный момент он срывается и бросает все, увозя свою семью на богом забытый остров, населенный аборигенами, большинство из которых никогда не видели белых людей. Вот только его вполне естественное стремление к идеальной жизни в идеальном месте постепенно начинает переходить границы разумного.

Вдохновленные успехом «Свидетеля» у зрителей и критиков Питер Уир и Харрисон Форд посчитали, что теперь сами могут заказывать музыку и экранизировали, возможно, одно из самых неполиткорректных и неприкрыто антиурбанистических произведений в американской литературе, нарвавшись на, в принципе, вполне логичный исход — провал у тех же самых зрителей и критиков, обусловленный лишь тем, что неудобная правда, высказываемая в лицо, редко когда находит адекватный отклик у того, кому ее высказывают. Если же судить объективно, то «Берег москитов» — один из лучших фильмов Уира, и (что даже важнее) самая сильная на сегодняшний день драматическая роль Харрисона Форда. Его Алли Фокс раздражает своим постоянным нудением о том, как все плохо, умиляет детской наивностью по отношению практически ко всему, происходящему вокруг него, возмущает нарастающим равнодушием к собственной жене и детям, пугает своей одержимостью, но самое главное то, что он никоим образом не напоминает ни Хана Соло, ни Рика Декарда, ни Индиану Джонса, ни даже Джона Бука. Алли Фокс живет в том мире, который он сам себе нафантазировал, где все относятся к нему, как к богу, где его мнение становится единственным верным, где люди, расхаживающие по джунглям с оружием, — пленники аборигенов, но никак не бандиты, где можно прожить всю жизнь, не прибегая к услугам цивилизации, но он настолько наивен, что не учитывает одной важной вещи. При всем своем презрении к Америке, он все же американец до мозга костей, почти не вылезающий из классической «гавайской» рубашки, празднующий День благодарения, стремящийся все перестроить под себя, а потом своими руками разрушающий то, что построил с таким трудом. В конце концов, его слова «Я слишком люблю Америку, чтобы видеть, как она умирает» говорят скорее о трусости, чем о чем-либо еще. Ничего этого он не видит или, скорее, не хочет видеть, как и того, что его жена боится его, а дети начинают ненавидеть. Даже миссионер, преподобный Спелгуд, оказывается не привычным для голливудских драм антагонистом, противоположностью главного героя, а его двойником, таким же одержимым своей идеей человеком, причем на фоне Фокса он даже выигрывает, потому что хотя бы не лжет самому себе, а абсолютно честно и неприкрыто выстраивает свое маленькое «государство в государстве». Трагедия Алли Фокса заключается в том, что невозможно навсегда убежать от цивилизации, являясь ее частью, и в финале он все же понимает это, но… для него уже слишком поздно.

Можно, конечно, бесконечно говорить о прочих достоинствах этого фильма. Например, об удивительной операторской работе или о музыке Мориса Жарра, практически идеально подошедшей к визуальному ряду. Или о незначительных на первый взгляд символических деталях, как библия в джинсовой обложке в руках Спелгуда и уже упомянутая гавайская рубашка. Или о мученической улыбке Хелен Миррен, прекрасной в своем смирении. Или об огромных, медленно расширяющихся от ужаса глазах Ривера Феникса, которому действительно хочется сказать: «Не смотри на меня так». Или о множестве подтекстов, выводящих на первый взгляд несложную драму на уровень философской трагической притчи, но все-таки главная причина того, что этот фильм нужно посмотреть хотя бы раз, остается следующей — вы вряд ли еще где-нибудь увидите ТАКОГО Харрисона Форда.

Оценка 2
Заголовок Вместо Херцога — Уир, вместо Кински — Форд, вместо шедевра — среднячок
Текст реценизии Это довольно обманчивый фильм. Я так и вижу, как домохозяйки с мужьями и детьми в пелёнках стройными рядами идут смотреть новую приключенческую семейную комедию а-ля «Робинзоны. Мало того, в главной роли — их любимчик Харрисон Форд… Но вместо авантюрных соплей о семейных ценностях на экране вдруг начинает развиваться драма в стиле Вернора Херцога. Да, этот фильм следовало поставить Херцогу. С Клаусом Кински в главной роли. Согласен, то получился бы несколько иной фильм. Жестче и ещё изнурительнее. Да-да, это возможно.

Питер Уир — прекрасный режиссер, иногда гениальный. Поль Теру — вполне достойный писатель, а Пол Шредер — очень и очень талантливый сценарист. Харрисон Форд (по молодости) — довольно неплохой актёр. А Хелен Миррен — сама богиня лицедейства. Совсем юный Ривер Феникс — тоже парень не промах. Но шедевра не получилось. Не вышло.

Фильм малость затянут. Сними это Херцог — и я бы простил затянутость. Потому что затянутость Херцога оправдана псевдо-документалистической структурой повествования. Он словно заставляет зрителей мучиться аки мучается главный герой ленты. Но Уир снял всё более «художественно». И не смотря на то, что событий в фильме чересчур много, а сюжетных поворотов — тем паче, смотрится «Берег москитов» довольно вяло, и отнюдь не мучительно — просто вяло.

Закадровый голос молодого Феникса не рассказывает нам ничего нового. И его высокоодухотворенность, «олитературенность» и патетика мало сочетаются с антиавантюризмом происходящего. И фильм-таки приобретает налёт той самой семейной мелодрамы. И опошляются все благие начинания.

Идея интересная. Внутренний конфликт главгера — нереализованность амбиций, тщеславие и тирания — сыгран и реализован на должном уровне. Антогонист в лице сильно верующего отца аналогичного семейства с аналогичной кучей детей великолепен. Его одержимость богом вовсе не противопоставляется одержимости наукой героем Форда. Они оба решили создать собственное тоталитарное (или монархическое) государство, не взирая ни на что и ни на кого. Они — тираны и фанатики. Их средства и оправдания различны, но движущая сила одна — эгоизм. Впрочем, как у всех нас.

Однако катастрофа на лицо. Форд Клаусу Кински и в подмётки не годиться. Он слишком нормален. Оттопыривания губ не достаточно. Нужно быть безумцем, чтобы потащиться в такую глушь и потащить с собой семью. Персонаж Миррен (жена главгера) должна была быть либо блаженной затюканной дурой-домохозяйкой, либо такой же сумасшедшей как и герой Форд. Но она играет вполне нормальную женщину. Её поведение за гранью психологии. Она даже не совсем персонаж — скорее «бездействующее лицо». А дети? А дети вообще никакие. Они что есть — что нету. Их персонажи ещё бледнее родителей. У семьи нет конфликта. Замкнувшись в себе, отбросив в сторону учебу и общение, дети обязаны были стать дикарями, и ненависть поселилась бы в их душах. Но они всё те же милые полированные невинные чисто-голливудские детишки. Нет накала страстей. А на самом деле страсти бы полыхали адским пламенем. И Херцог с Кинки не постеснялись бы разрушить некогда сплоченную семью безумцев изнутри наименее политкорректным образом. И это была бы драма. А у Уира с Фордом так, — сопли и блёстки.

Как же жаль, что фильм не получился шедевром, таким как «Агирре — гнев божий» или «Фицкарральдо». «Берег москитов» разваливается на сюжетные и жанровые составляющие, и «вся королевская конница, вся королевская рать не может его воедино собрать». Очень, очень жаль.

6 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Стоит ли благополучие близких людей некой призрачной цели, к которой стремишься? Стоит ли эта цель того, что твои близкие будут страдать во имя её достижения, но при этом кто-то получит те блага, о которых даже никогда и не мечтал? Всё это вопросы, на которые, казалось бы, можно дать однозначные ответы, даже не задумываясь, решив их в пользу тех, родных людей, которые без вопросов сделают тоже самое для тебя. Но что, если итоговый результат некой призрачной цели настолько притягателен, что он мешает нормальному восприятию настоящего? Как понять где проходит та грань, переступив которую ты причинишь близким людям боль своим стремлением добиться намеченного? Должен подсказать близкий человек? Возможно.

Но что, если это произойдёт слишком поздно и готов ли ты будешь тогда признать свою неправоту и отступить, чтобы близкие тебе люди не пострадали в результате твоих действий? Будешь ли ты осуждать того человека, который не отступил, и, закрыв глаза на объективную действительность, как локомотив помчался в тупик, который уже виден где-то вдалеке, но который не отпугивает тебя, а наоборот манит, являясь, по сути единственным для тебя выходом из сложившейся ситуации? Разбиться об него, разрушив мечты о будущем и оставить близких на произвол судьбы — разве это выход? Для кого-то, наверное да. Всё это вопросы, с большим количеством разнообразных ответов на них. При просмотре картины «Берег москитов» так или иначе, эти, или немного другие вопросы определённо встанут у зрителя и от того, как он на них ответы зависит его отношение к главному герою картины, к этому очень неоднозначному персонажу, которого просто замечательно воплотил на экране Харрисон Форд — Элли Фокс, тот герой, которого он играет, чьё поведение вызывает больше вопросов, чем ответов, но тем он и интересен.

Элли Фокс — очень многогранный персонаж и в нём легко можно увидеть, как труса и слабого человека, так и того, кто не боится трудностей, того, кто готов бросить вызов опасностям и усложнить свою жизнь до такой степени, что не каждый на это сможет пойти. Патриот и человек, который бросает свою страну в тот момент, когда ей больше всего это нужно, разве могут эти качества уживаться в одном человеке? Похоже, что могут и Элли Фокс своими действиями доказывает это — он настолько любит свою страну, что не может смотреть на то, как она умирает, и при этом готов смириться с её гибелью, чтобы потом восстановить её. Казалось бы, легче предотвратить, чем потом всё начинать сначала, но только не для Элли. Он выбирает очень трудный путь и поступает, как сильный человек, но, убегая от того, что ему неприятно, он поступает как трус и таких вот немного противоречивых моментов, в плане раскрытия образа и характера главного героя в картине довольно много и при этом к финалу картины у каждого, пожалуй, сложится определённое мнение по поводу Элли, но вот всех вопросов, касательно его действий, это всё равно не снимет.

Фильм поднимает много серьёзных вопросов, начиная от проблемы веры, религии в целом, патриотизма и заканчивая семейными ценностями. Хотя почему заканчивая, с этого и надо было начинать. Хотя нет, каждый расставляет свои приоритеты того, что ему дорого — Элли тоже расставил свои, и, пожалуй, выбрал тоже, что и большинство, поставив семью на первое место, но, возможно он несколько расширил это понятие поэтому и не смог вовремя остановиться, сказать стоп и свернуть с того пути, на который ступил… Ещё одно предположение касающееся поставленного фильмом вопроса…

Почву для размышлений картина даёт довольно большую и все поднимаемые фильмом темы очень органично в неё вплетены, некоторые раскрываются сильнее остальных, некоторые нет, но при этом обсудить и рассмотреть подробнее хочется каждую, тем более, что интересных персонажей, которые, так или иначе участвуют в их раскрытии, довольно много.

Отдельно хочется отметить музыкальную составляющую картины, которая замечательным образом дополняет происходящее на экране.

«Берег москитов» — это вторая, и, к сожалению, на данный момент последняя совместная работа режиссёра Питера Уира и актера Харрисона Форда и если первая их совместная картина была довольно благосклонна по отношению к зрителям, хотя лёгкой её тоже трудно назвать, то вторая станет настоящим испытанием для зрителей — от понимания того, что главный герой вряд ли свернёт с намеченного пути, а тупик, по мере приближения финала, становится всё ближе и ближе…

Не бойтесь останавливаться на середине пути, это далеко не поражение и это может помочь сделать правильный выбор…
Оценка 2
Заголовок Антигерой
Текст реценизии Во всех фильмах пытаюсь разглядеть притчевую историю, Этот фильм её не лишен, она помогает прояснить проблему, а когда проблема известна — значит ты уже знаешь с чем тебе бороться.

Поскольку синопсис дает примерное представление о содержании, поделюсь эмоциями от просмотра. Монтажеру следовало сократить ленту на минут 40!, большие провисы бесполезных сцен не в пользу картине, а сюжетный посыл становится ясен довольно рано. Героя Форда сделали раздражающим, весь фильм из-за этого тоже раздражает. Он — лицемерный изобретатель, которому необходимо постоянно тешить свое эго, чтобы им восхищались, это как топливо для его жизни, заставляющее его либо изобретать что-то новое, либо искать публику, которая ещё не успела восхититься его талантами.

Лицемерие заключается в том, что персонаж Генри не любит притеснения и сам притесняет, не терпит глупости и сам слеп в своих суждениях, не любит церковных лжецов и сам врет своей семье. Поскольку его жена безвольна, слепое безумствование мужа беспрепятственно заводит семью в угрожающее положение. Самоуверенность — не для каждого человека положительное качество, у героя оно развивается, он не встречает интеллектуального противодействия ни среди чужих, ни среди близких людей, никто не пытается его образумить, поскольку считают его более гениальным и всезнающим. Жаль, что ученый не смог разглядеть и исправить в себе изъяны. По ходу сюжета Элли Фокс становится диктатором для жены и детей, вдобавок, и массовым убийцей.

Резюмируя, добавлю цитату Уильяма Шекспира «Дурак думает, что он умен; умный же знает, что глуп он». Рекомендовать смотреть можно самоуверенным людям, вдруг разглядите в себе самодура ненароком:)

6 из 10