Голубой свет (1932)

Das blaue Licht (1932) 18+


О фильме

Молодой художник волею судьбы оказывается в далекой итальянской деревне, расположенной далеко в Доломитовых Альпах. Там, он знакомится с местным изгоем — девушкой Юнтой, которая живет отшельницей и единственная знает секрет таинственного голубого света, возникающего каждую ночь в полнолуние на вершине горы. Очень часто деревенские люди пытались добраться до этого сияния, однако, погибали, не доходя до вершины…

Подробная информация

Слоган
Страна Германия
Жанр драма, фэнтези, детектив
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 24 марта 1932
Премьера в России
Релиз на DVD 17 марта 2009, «Видеоимпульс»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA
mpaa
Время 85 мин. / 01:25
Рейтинг Кинопоиска 6.981 / 87
Рейтинг IMDB 6.80 / 539
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Фильм «Голубой свет» стал режиссерским дебютом для Лени Рифеншталь, до этого она работала исключительно актрисой.
Фильм принадлежит к жанру, так называемого «немецкого горного кино». Для режиссера такого рода фильмов требовалась немалая спортивная подготовка. Съемки «горного кино» проходят обычно в горах, а не в павильонах. Вся съемочная группа, включая режиссера, обязательна, должна быть, обучена скалолазанию, чтобы избежать трагических последствий.
В главных ролях Бени Фюрер, Марта Майр, Лени Рифеншталь, Макс Хольцбёр, Матиас Виман, Franz Maldacea
Роли дублировали
Режиссер Лени Рифеншталь, Бела Балаш
Сценарий Карл Майер, Бела Балаш, Gustav Renker
Продюсер Лени Рифеншталь, Harry R. Sokal
Композитор Джузеппе Бечче
Художник Леопольд Блондер
Монтаж Лени Рифеншталь
Оператор Хайнц Фон Яворски, Ганс Шнебергер
Участники съемочного процесса Карл Майер, Джузеппе Бечче, Бени Фюрер, Марта Майр, Лени Рифеншталь, Хайнц Фон Яворски, Harry R. Sokal, Бела Балаш, Макс Хольцбёр, Матиас Виман, Ганс Шнебергер, Леопольд Блондер, Gustav Renker, Franz Maldacea

Страны производства фильма

  • Германия (24 марта 1932) - 0
  • Чехословакия (Октябрь 1932) - 0
  • Дания (16 января 1933) - 0
  • США (8 мая 1934) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Гора, Женщина-режиссер, Карабканье, Мифологический, По мотивам романа, Скалолазание, Экспрессионизм

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Одна горная сказка
Текст реценизии Культовый немецкий кинематографист Лени Рифеншталь вписала себя в историю мирового кинематографа скандалом. Две наиболее известных ее режиссерских работы «Триумф воли» и «Олимпия», снятые по заказу фюрера, оказались с изобразительной точки зрения настолько впечатляющими, что после войны Лени обвинили в пособничестве нацистам и до конца дней своих она была вынуждена чуть ли не скрываться от мира в Африке, снимая там черное население. Между тем будущее Лени как кинорежиссера могло бы оказаться куда более блестящим. Это заметно не только по вышеупомянутым двум картинам, но уже и по ее режиссерскому дебюту — фильму «Голубой свет». Фильм этот также вошел в классику мирового кинематографа, он многократно анализировался киноведами на предмет выявления многочисленных заложенных в нем скрытых планов и сюжетных идей, по технике его съемки проводятся лекции в киношколах.

Лени Рифеншталь, которая начинала свою карьеру как актриса в многочисленных «горных» фильмах Арнольда Фанка (он был тоже из числа пионеров — первым, кто не побоялся потащить в горы тяжелую аппаратуру и снимать фильмы «на натуре»), на всю жизнь «заболела» горами. И потому неудивительно, что в основе и первого ее самостоятельного кинопроизведения лежит легенда о горах, притча, придуманная самой Рифеншталь. Каждое полнолуние на вершине горы Монте-Кристалл зажигается таинственный свет, наводящий страх на стариков из местной деревушки. Молодежь туда влечет как магнитом, она забирается на гору, пытаясь достичь источника голубого света, но срывается в ущелье. И однажды в деревушку приезжает художник Виго, который знакомится со странноватой отшельницей Юнтой, живущей в горах. Кажется, она единственная, кто добирался до вершины…

«Голубой свет» прежде всего восхищает самим художественным решением изображаемого. Лени Рифеншталь стремилась достичь эффекта сказочности запечатлеваемого на пленку, управляя резкостью, используя цветовые фильтры и неожиданные монтажные склейки. «Горная» часть тут словно пропитана светом: солнечные лучи пробиваются сквозь ветви деревьев, свет озаряет лицо Юнты, блестят в лунном свете кристаллы, внезапно превращаясь бокалы, наполненные вином — закономерный итог человеческой жадности. Крестьяне же, напротив, живут в тени Горы и выглядят, соответственно, мрачнее (манеру их съемки оператором Шнеебергером сравнивали с работами Эйзенштейна — эпитет, позже закрепившийся и за другими фильмами Рифеншталь) и приземленнее. Вообще, картины их размеренной жизни, портреты бесхитростных лиц — это отдельная глава фильма, заслуживающая не меньшего внимания, чем «горная», «сказочная» часть. А за всеми этими красотами скрываются трагическая история любви, столкновения реального с идеальным, гимн устремленности в будущее и даже едва ли не радение за чистоту природы. Возможно, «Голубой свет» мог оказаться еще лучше, не перемонтируй его сама Лени в начале пятидесятых — она вырезала из фильма обрамляющую историю молодоженов, останавливающихся в деревушке, где им и рассказывают легенду о «голубом свете». Вот вам еще одна возможная художественная линия — переживание молодой девушкой истории Юнты и любви к ней художника Виго.

Фильм был снят на гонорар самой Рифеншталь, в съемках принимали участие друзья Лени по фильмам Арнольда Фанка. В роли деревенских жителей были заняты непрофессиональные актеры, настоящие жители одной глухой альпийской деревушки, с которыми Лени пришлось входить в контакт несколько месяцев. А сама красавица Лени (сыгравшая Юнту) взбиралась на скалы, как и другие актеры, самостоятельно, без дублеров — основополагающий принцип классического немецкого «горного» кино. После выхода в прокат в 1932 году «Голубой свет» моментально снискал бурный успех по всей Европе (а чуть позже — и за океаном) и получил серебряную премию первого Венецианского кинофестиваля. На Лени Рифеншталь обратили внимание в Голливуде, однако от посыпавшихся на нее предложений молодой режиссер отказалась. Ей не хотелось прощаться с немецкими «горными» фильмами. Она даже успела сняться еще в одном, как актриса, — фанковском «СОС: Айсберг», но после него вернуться в горы талантливой актрисе и режиссеру удалось вернуться лишь однажды и только в середине пятидесятых годов (в фильме «Tiefland»). «Голубым светом» восхитился сам Адольф Гитлер и сделал Рифеншталь своим личным кинематографистом. А потом началась война…

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Прекрасная женщина!
Текст реценизии Наверно, один из очень немногих фильмов, которые действительно трогают, действительно берут и тянут какие-то нити твоей души так, что ты не можешь просто сидеть и равнодушно. А может, это свойственно только любителям черно-белого кино, к коим я себя стала относить не так давно.

Да бросьте! Ну только если вы не безнадежно очерствевший сухарь..

Чтобы до конца понять этот фильм, необходимо знать биографию его создательницы хотя бы в общих чертах. Не ленитесь, почитайте, и вы узнаете об одной чудесной женщине, которая заложила нехилый такой камень в фундамент современного кинематографа. Камень крепкий и от всей души.

Избалованные современными голливудскими мелодрамами зрители вряд ли удивлятся фильму — сюжет как сюжет, ничего особенного. Камера порой дергается да и вообще, черно-белое всё и неинтересное…

Такие мысли в вашей голове?

А теперь выбросьте их и очистите свой разум. Представьте, что вы ничего никогда в своей жизни не видела из того обилия ширпотребного мусора, который вываливают на нас каждый день.

Представьте, что это — первый фильм женщины вообще за всю историю кинематографа.

И вот вы идете в небольшой кинотеатр. Садитесь в кресло поудобнее. И завороженно смотрите на экран…

И что вы видите? Вы видите сказку, самую настоящую драму, которую Лени подарила этому миру. Не знал он до этого ничего подобного.

Горная тематика для Рифеншталь не нова — Арнольд Фанк помог ей проникнуться атмосферой этих величественных возвышений, прячущихся в небесах. Но не только в горах очарование фильма.

А в ней.

Впервые за всю небольшую историю кино режиссер так выделил своего главного героя, так оживил его, что мы уже не смотрим ни на горы, ни на виды небольшой деревни. Мы смотрим только в эти большие испуганные глаза.

Рифеншталь показала миру, как надо снимать фильмы и как надо играть в них. Конечно, этот фильм не может претендовать на звание лучшего в линейке её фильмов, но он несомненно послужил сильнейшим толчком к её дальнейшему развитию и как режиссера, и как оператора, и как актриссы. Восхищаюсь тобой до бесконечности, прекрасная Лени.

9 из 10