Экзотика (1994)

Exotica (1994) 18+


О фильме

Почему герой этой картины каждый день приходит в стриптиз-клуб «Экзотика» и приглашает за 5 долларов к своему столику одну и ту же танцовщицу, одетую под маленькую девочку в школьной форме.

Фотография девочки в такой же форме висит у него дома, куда приходит бэбиситтер (нянька), тоже девочка, только постарше, посидеть с его дочерью, которая, как выясняется, уже два года, как покинула этот мир — она была убита.

Подробная информация

Слоган In a world of temptation, obsession is the deadliest desire.
Страна Канада
Жанр драма, детектив
Бюджет CAD 2 000 000
Сборы в США $4 221 036
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 16 мая 1994
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 103 мин. / 01:43
Рейтинг Кинопоиска 6.890 / 305
Рейтинг IMDB 7.10 / 10 261
Рейтинг мировых критиков 97
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Жена Атома Эгояна, Арсинэ Ханджян, исполнившая одну из ролей в фильме, была на седьмом месяце беременности во время съемок фильма.
В главных ролях Брюс Гринвуд, Дэвид Хемблен, Миа Киршнер, Дон МакКеллар, Кэлвин Грин, Сара Полли, Арсинэ Ханджян, Элиас Котеас, Питер Крантц, Виктор Гарбер
Роли дублировали
Режиссер Атом Эгоян
Сценарий Атом Эгоян
Продюсер Роберт Лантош, Атом Эгоян, Камелиа Фриберг
Композитор Майкл Дэнна
Художник Ричард Пэрис, Линда Дель Розарио, Линда Мьюир
Монтаж Сьюзэн Шиптон
Оператор Пол Саросси
Участники съемочного процесса Майкл Дэнна, Брюс Гринвуд, Дэвид Хемблен, Миа Киршнер, Дэймон Д’Оливера, Роберт Лантош, Дон МакКеллар, Ричард Пэрис, Кэлвин Грин, Сара Полли, Пол Саросси, Арсинэ Ханджян, Джек Блум, Сьюзэн Шиптон, Элиас Котеас, Атом Эгоян, Линда Дель Розарио, Питер Крантц, Виктор Гарбер, С.Дж. Фидлер, Билли Мерэсти, Мори Чайкин, Линда Мьюир, Камелиа Фриберг, Nadine Ramkisson, Кен МакДугалл, Дэвид Дж. Уэбб

Страны производства фильма

  • Франция (16 мая 1994) - 0
  • Канада (10 сентября 1994) - 0
  • Канада (23 сентября 1994) - 0
  • США (24 сентября 1994) - 0
  • США (Октябрь 1994) - 0
  • Швеция (21 октября 1994) - 0
  • Дания (4 ноября 1994) - 0
  • Нидерланды (24 ноября 1994) - 0
  • Франция (30 ноября 1994) - 0
  • Германия (5 января 1995) - 0
  • Испания (20 февраля 1995) - 0
  • США (3 марта 1995) - 0
  • Великобритания (28 апреля 1995) - 0
  • Турция (18 августа 1995) - 0
  • Австралия (26 октября 1995) - 0
  • Португалия (29 декабря 1995) - 0
  • Корея Южная (9 марта 1996) - 0
  • Финляндия (23 августа 1996) - 0
  • ЮАР (3 января 1997) - 0
  • Япония (15 февраля 1997) - 0
  • Венгрия (21 августа 1997) - 0
  • Колумбия (22 октября 2002) - 0
  • Перу (15 мая 2003) - 0
  • Гонконг (11 марта 2006) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Автокатастрофа, Автомобиль-универсал, Аквариум, Актриса в нетипичной для себя роли, Аудиенция театра, Аудит, Аудитор, Аэропорт, Балет, Бар, Беременность, Бухгалтер, Вдовец, Волосатая грудь, Вымогательство, Выпивка, Голая грудь, Гомосексуалист, Горе, Гроза, Двухстороннее зеркало, Диджей, Дождь, Домашнее кино, Друг, Дружба, Дядя, Женская нагота, Женская нагота (вид спереди), Женщина топлесс, За кулисами, Заговор с целью убийства, Зоомагазин, Инвалидное кресло, Искусственное осеменение, Искушение, Кафе, Качели, Кинокамера, Компьютер, Контрабанда, Контрабанда животных, Короткая юбка, Курение сигарет, Лесбийская любовь, Лесбийский поцелуй, Лесбиянки, Ложное обвинение, Месть, Микрофон, Минет, Мужской туалет, Мужчина в очках, Нагота, Наушники, Неверие, Неверность, Независимый фильм, Незаконнорожденная дочь, Нелинейная временная последовательность, Несчастье, Ночной клуб, Ношение провода для прослушки, Обман, Обоняние, Огнестрельное оружие, Одержимость, Одобрение критиков, Оригинальное название из одного слова, Оригинальное название, сказанное персонажем, Осязание, Отношения девушки и ее бывшего парня, Отношения между братьями, Отношения мужа и жены, Отношения мужчины и женщины, Отношения отца и дочери, Отношения отца и сына, Отношения пожилого мужчины и молодой женщины, Отснятый материал, Официантка, Педофил, Педофилия, Пианино, Пианист, Пижама, Плоская крыша, Подслушивание, Поиск, Поиски пропавшей девушки, Поисковый отряд, Попугай, Потеря дочери, Поцелуй, Поцелуй двух женщин, Предательство, Преследуемый воспоминаниями прошлого, Прикосновение, Приходящая няня, Пропавшая девочка, Проститутка, Птица, Работа в качестве няни, Распитие спиртных напитков, Ревность, Ресторан, Рогоносец, Сан-Франциско, Калифорния, Свадьба, Связь на стороне, Секрет, Секс, Сексуальный танец, Смерть, Смерть дочери, Смерть жены, Соблазн, Страсть, Стриптиз, Стриптиз-клуб, Стриптизерша, Супружеская измена, Такси, Таможенник, Танцовщица на коленях, Танцор, Танцы, Телефонный звонок, Торонто, Канада, Труп, Трусики, Туалетная кабинка, Убийство, Убийство Дочери, Угорь, Флейта, Флейтист, Флешбэк, Флэшфорвард, Форма школьницы, Фотография, Южноамериканская пальма, Яйцо

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Скоро полночь настаёт, а девчонка не даёт
Текст реценизии Вместе с признанием «Экзотики» проживающий в Канаде армянин Эгоян уже окончательно утвердился в первой тройке самых значительных канадских режиссеров, наряду с Дэвидом Кроненбергом и Дени Арканом. Фильм закрепил и преумножил успех первых его работ, премированных на фестивалях в Мангейме, Локарно, Москве, носивших порой откровенно экспериментальный характер и отличавшихся синкопированным ритмом и ребусным построением.

Теперь Эгоян подтвердил звание любимца критиков и на самом престижном фестивале мира. К этому времени его уже начали считать не иначе как «канадским Вендерсом» — из-за очевидной тематической и стилевой схожести с немецким режиссером. После «Экзотики» Эгоян сместил его с условно лидирующей позиции, став на какое-то время законодателем моды в отражении пустоты культурных и физических пространств, равно как и в умении фиксировать распад отлаженных связей.

В «Экзотике», несмотря на тотальную зашифрованность, уже нет того отчетливого отпечатка маргинальности, что отличала первые работы режиссера. Большая часть фильма проходит в одноименном стриптиз-баре, в который регулярно наведывается налоговый инспектор Фрэнсис. Знаменательно, что главными героями предыдущих картин Эгояна были — страховой агент и фотограф — лица, вынужденные по долгу службы вторгаться в чужую жизнь.

Но Фрэнсис регулярно наведывается в бар не по служебной необходимости, а потому, что его неудержимо манит к себе танцовщица Кристина. В параллель с этой основной интригой разворачивается еще несколько историй, завязанных в один общий клубок.

Магия тайны, сопровождающая действия каждого из персонажей, околдовывает и не отпускает вплоть до самого финала, в котором режиссер все-таки расставляет точки над i. Тем самым пленяющая и пьянящая непознаваемость жизни, насыщенной всякого рода секретами, дешифруется, быть может, несколько разочаровывая вполне конкретным объяснением побудительных мотивов детективной интриги.
Оценка 1
Заголовок Жизнь как поле, которое необходимо пройти
Текст реценизии Подозвать к своему столику за пять долларов соблазнительную красотку, переодетую в школьницу — в этом нет ничего плохого, но ритуал имеет обыкновение повторяться изо дня в день, на протяжении нескольких лет, а дерзко виляющая бедрами танцовщица каждый раз остается прежней. Сначала это больше похоже на обычный фетиш, но приглядевшись внимательнее, можно заметить, что вовсе не похоть и возбуждение движут этим загадочным клиентом. Сраженный наповал семейной трагедией, в результате которой жена погибла в автокатастрофе, а любимая дочь и вовсе оказалась убита непонятно кем и за что, он ищет в компании этой танцовщицы лишь покой и умиротворение. Странно, но возможно только так утихнет боль об утрате родных, а задирающая, как можно выше, юбку, молоденькая стриптизерша, поможет на какое-то время почувствовать себя отцом.

Смотреть, но не трогать — таковы правила клуба «Экзотика» и нарушать их ни в коем случае нельзя. Фрэнсис — и в этом он в высшей степени последователен, — и не пытается проделать обратного: относясь к образу, созданному Кристиной, с невероятным трепетом и почти отеческой заботой, он, кажется, всячески старается уберечь ее от посягательств извне, даже если таковых и не наблюдается вовсе. Контакт, по которому сексуально отплясывающая на коленях нимфетка становится лучше любого лекаря, а сам приват-танец превращается в некое подобие терапии, надо признать, экзотичен уже сам по себе.

Экзотическая образность, заметим, преобладает в картине буквально во всем. Здесь две взаимно переплетающиеся сюжетные линии выглядят диковинными и крайне необычными, а персонажи, их населяющие, не кажутся обычными людьми в традиционном понимании этого слова. Каждый из них мог бы запросто стать наглядным примером существования различного рода фрейдистских теорий и разойтись по учебникам с такой же быстротой, с какой Томас — второй герой ленты — сбывает партию, контрабандным образом провезенных в страну, экзотических животных. Впрочем, со временем, — и это неизбежно, — поступки героев натыкаются таки на штыки общественной морали, и одно плавно перетекает в другое.

Взаимообмен или, если быть точнее, — взаимопомощь — одна из основных составляющих фильма: нарушивший, не без вмешательства со стороны, священный устав «Экзотики», и выгнанный с позором, Фрэнсис, которому отныне вход в клуб заказан, в обмен на молчание относительно того, чем занимается Томас, предлагает парню посодействовать себе любимому и тот не мешкает. Это почти также честно, как, скажем, те эмоции, что испытывает стриптизерша, «раскрывая секреты» полюбившемуся не одним сеансом клиенту: определенная доля удовольствия по такой схеме гарантирована обоим, а в том, что Кристина больше не для кого так не танцевала, сомневаться не приходиться.

В равной степени, лишая своих экранных героев почвы под ногами, забирая у них подчас все самое драгоценное, то, ради чего они, порой, способны пойти на самые крайние меры, Эгоян, как истинный художник и гуманист, все же позволяет любовно выписанным персонажам найти выход из судьбоносного, почти фатального, казалось бы, на первый взгляд, лабиринта. И то поле, по которому шли люди в прошлом, уже не будет казаться таким прекрасным и манящим, в противовес суровому настоящему, где все на самом деле, как выясняется, не так уж и однозначно.
Оценка 3
Заголовок Пустота…
Текст реценизии Перед просмотром любого фильма всегда есть какие-то ожидания и если фильм удачен, то чувствуешь удовлетворение. Если же фильм не удачен, то чувствуешь разочарование. Но есть такие фильмы, которые вообще ничего не оставляют после просмотра. Пустоту. «Exotica» как раз из таких. Причем нет ощущения, что ты чего-то не понял. Идея этого фильма довольно-таки прозрачна, но реализация этой идеи сама себя поглотила. На мой взгляд, режиссеру не удалось создать атмосферу «мистерии сна» или нервного расстройства. Думаю, что в сценарии ставка была именно на атмосферу. Повторяющиеся эпизоды с полем, один и тот же текст «ведущего», одна и та же песня и т. д. Например, абсурдные на первый взгляд, сценарии Линча всегда цепляют очень грамотно созданной атмосферой. Здесь я такого, к сожалению не увидел.

Кроме того, зритель на этом «празднике» оказался лишним. Поэтому ни один из героев не вызывает каких либо эмоций. Даже трагическая судьба инспектора не заставляет ему хоть немного сочувствовать. Остальные персонажи тоже довольно-таки размыты, хотя актеры сыграли хорошо.

Не знаком с другими работами Атома Эгояна, поэтому не могу оценивать «Экзотику» в контексте всего творчества. Но этот фильм полностью отбивает желание знакомится с остальными.

6 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Фильм «Экзотика» захватил меня с первых кадров своей завораживающей музыкой с оттенком армянском этнической, «экзотическими» интерьерами.

Композиция фильма с постоянными отсылами в прошлое и быстрым переключением сюжетных линий — не оригинальна, но только благодаря ей создается атмосфера загадочности при столь простеньком сюжете. Разгадки финала тоже не являются поводом смотреть фильм.

Через неделю после просмотра фильма я бы отметил два положительных момента: саундтрек, который я с удовольствием прослушал и без визуального сопровождения, и Мию Киршнер, которую я видел впервые и был поражен ее пластичностью и томным взглядом ее глаз.

6 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Кажется, Атом Эгоян только этого и ждет, возвращения Томаса в родные пенаты. Ничто не сможет задержать его или не дать влиться в общий поток, ни контрольно-пропускной пункт, ни что либо более сверхъестественное. И я, притихший соучастник, жду, когда Эгоян как дирижер постучит палочкой по пюпитру, дав сигнал приготовиться, потому что теперь все герои в сборе. Время начинать концерт.

Медленно текут дни, незаметно сменяясь, им не под силу сбить героев с толку по отдельности. Дни нападают гурьбой, задавливают тяжестью не кровожадно-моментальной, когда оказываешься расплющенным в одну секунду. Нет. Толкут и растирают в порошок монотонно, без вскриков, оттого что не поймешь, когда нужно кричать, а когда понимаешь, рот уже полон песка. Глотай.

Так и здесь, в «Экзотике». Дни мало отличимые от прошедших и будущих, но в этих днях скрыта тайна, постепенно, медитативно раскрывающаяся, увлекающая в себя, и вот… поздно тянуть руки к верху, на зубах скрипит песок. Кричишь, но никто не слышит. Тихий, персональный кошмар.

Странно вспоминать, как я познакомилась с этим фильмом. В детстве, на полке с кассетами-томиками, «Экзотика» стояла в самом дальнем углу. Этот угол, темный, неизвестный, непонятно притягивал к себе мои руки и мое внимание. Название, в котором легко запутаться, опустить буквы, а на их место, машинально инстинктивно вставить другую, не такую размытую и тропическую как «икс», более твердую, рычащую, определенную.

Почему зритель разочарован? Он не уяснил урок — смотреть, но не трогать. Если прикоснешься, рискуешь пуститься во все тяжкие не по той дороге, пыли наглотаешься, начнешь плеваться, оставляя после себя грязные плевки недовольства. Смотри — вот она игра от Эгояна. Смотри, как драма одного человека превращает в песок не только его, но и людей вокруг, втянутых в нее кто насильно и при помощи угроз (Томас), кто добровольно и по собственному желанию (Кристина), а кто — потому что ноги уже по колено в своем песке, выпутаться нет сил, вот и ждет он с распростертыми объятиями (Эрик). Даже юная Сара Полли получит свою горстку песка, пока еще он ускользает сквозь ее пальцы.

Возможно, нужно сделать вывод, подвести итог под выдавленной жирной линией… Может мне совсем не хочется это делать, может и не уместен он здесь, в «Экзотике», где музыка рассказывает больше, чем все увиденное, а шоу Мии Киршнер все срывает и срывает восторженные аплодисменты, и за днем, предшествующем «славному будущему», последует новый виток дней. Только будут они немного другие. Благодаря «Экзотике».
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Жизнь главного героя фильма после смерти дочери лишилась всякого смысла и превратилась в простое существование. После проверки документов у продавца зоомагазина, он оставляет дома няньку (хоть в этом и нет смысла), а сам идёт в стриптиз-бар Экзотика, где он постоянно вызывает танцовщицу — Кристину, это вызывает ревность её бывшего любовника Эрика, который теперь живёт с хозяйкой клуба Зоэ. Под конец все линии персонажей сплетаются, создавая весьма занятный финал.

Распространённый ныне приём с переплетением судеб нескольких людей и перемешением событий во времени, использовался Эгояном задолго до его популярности. В следующей своей работе — «Славное будущее» он доведёт этот приём до великолепия.

Этот фильм стал первым серьёзным успехом канадца Атома Эгояна. Он попал в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 1994 года и получил престижный приз ФИПРЕССИ. Кроме того Экзотика получила 8 национальных кинопремий «Гений».

Стоит похвалить Эгояна не только как сценариста, придумавшего интересный сюжет, но и Эгояна — режиссёра, воплотившего этот сюжет на экране. «Экзотика» завораживает с первых же кадров (тут стоит отметить работу постоянного композитора Атома — Майкла Данну и постоянного оператора — Пола Саросси). Эгоян сделал психологическую драму с мотивами триллера. Чувство обречённости не покидает на протяжении всего фильма. Персонажи тихо плывут по течению жизни, и владелец зоомагазина не особо беспокоится о безопасности и конспирации. Аудитор вообще потерял цель в жизни и движется по инерции, и, возможно единственное, что держит его, это каждодневный поход в стриптиз-бар. Все герои в своём обречённом плавании обречены столкнуться. А завершает фильм сцена из прошлого (как и в Славном будущем), но прошлого не вернёшь, что с таким усилием делает главный герой фильма.

8,5 из 10
Оценка 1
Заголовок Не удалённые «аппендиксы»
Текст реценизии Чем я лично для себя отличаю хороший сценарий от не очень хорошего? — Наличием в нём лишних деталей. То есть если из сценария ничего нельзя удалить без ущерба сюжету, раскрытию персонажей и общему тону-ритму повествования — значит в нём нет изъянов. А Агоян на сей раз малёк-с перемудрил… Такого сценария хватило бы на несколько полнометражек. Сами посудите:

Есть два основным персонажа: зоолог-очкарик и небритый фининспектор.

Сначала нас знакомят с зоологом. Он гомосексуалист. Или просто ещё сам не определился с ориентацией. Он покупает два билета в оперу и всякий раз продаёт лишний билетик какому-нибудь парню. Они сидят весь концерт на соседних креслах, а после, если повезёт, отправляются к зоологу домой. Так же он — контрабандист дорогостоящих яиц. И как-то раз он «снимает» в опере негра — служащего аэропорта, который поутру нагло конфискует у зоолога контрабандные яйца. Зоологу звонят по телефону и требуют отдать привезенный товар, а он в панике отнекивается, дескать «Я их достану! Обязательно!». В принципе, этого уже достаточно для одного фильма. И если вырезать всё мной выше пересказанное из фильма — никто не пострадает. Напротив, кино задышит. Потому что с таким количеством деталей и сюжетных линий оно просто задыхается! А ведь эта история с яйцами, телефонным звонком и негром-паспортистом так и обрывается. Она не нужна. Да и собственно сам персонаж зоолога понадобиться нам лишь под конец фильма.

Теперь фининспектор. Он то и проверяет бухгалтерию зоолога. А ещё захаживает в клуб «Экзотика» где под песню Леонарда Коэна танцует некая Кристина, нещадно эксплуатируя образ школьницы. А фининспектору судя по всему очень даже нравятся школьницы. Одна такая даже работает на него. Вроде как сиделкой. Но у него нет детей. Была дочь, которую убили много лет назад. Его самого обвиняли в этом, но потом полиция нашла (цитирую) «настоящего убийцу». К чему нам это знать и вообще зачем Агояну понадобилось подбрасывать нам эту ложную кость — не ясно. Короче говоря, вскоре после убийства дочери, у фининспектора в автокатастрофе погибла жена, а брат стал инвалидом (да, они кстати были любовниками). Далее нам показывают папу сегодняшней сиделки-школьницы фининспектора — он в инвалидном кресле. И дураку понятно — что он и есть тот самый брат. Но его дочь (она же сиделка финиспектора) об этом не в курсе. Она думает, что небритый фининспектор и её отец просто старые друзья. А папа её, чувствуя свою вину перед братом, «одалживает» ему дочурку, и чем они там вдвоём занимаются — ей богу, не знаю. А учитывая тот факт, что постоянным лейтмотивом фильма идут слова диджея из бара «Экзотика» о сексуальной привлекательности школьниц, в голову лезут догадки не сильно ханжеского содержания. Но на этом с фининспектором прощаться рано! Ведь неспроста он каждый день платит Кристине-стриптизерше 5 баксов за приватный танец — давным-давно эта Кристина была сиделкой у его дочери. И он точно так же, как ныне подвозит на машине свою племянницу, подвозил и Кристину до дома. Посему, можно предположить, что она для него осталась единственным напоминанием о мертвой дочери.

Плюс к этим двум крайне сложным персонажам у нас есть: Кристина, диджей и беременная владелица клуба «Экзотика». Кристина познакомилась с диджеем во время прочесывания местности на предмет трупа дочки фининспектора. Они стали любовниками, а потом поссорились. А теперь диджей заделал ребёнка владелице клуба (но то было чисто деловое соглашение). Впрочем и Кристина не теряется — она так же является любовницей ныне беременной владелицы. А диджей ревнует Кристину ко всем её клиентам, и особенно к фининспектору. Ничего себе любовный треугольничек, а!

Я не рассказал и трети сюжета. Вы можете себе представить, сколько там Агоян всего намешал! И сколько там аппендиксов! Сколько перебора!

Но каким-то невероятным образом фильм всё же впечатляет. Во-первых, песнями. Во-вторых, более чем интересными мыслями (пусть и в избыточном количестве). В-третьих, шикарнейшими актёрскими работами. Особенно хотелось бы отметить Мию Киршнер (персонаж Кристины), которая умудряется быть и обаятельной, и трогательной, и сексуальной одновременно, не раздеваясь до гола и не приоткрывая влажный ротик на манер скарлеттйохансонов. В-четвёртых, ощущение скорби и траура по собственной жизни. Жизнь героев как будто оборвалась, но им забыли об этом сказать. И такое подвешенной состояние тревоги и беспомощности нельзя назвать уютным. Как собственно и фильм. Он может не понравится — очень даже возможно. Может понравится. И тут уж «пан или пропал» — совпал ли его ритм с вашим сердцебиением, или нет.

9 из 10