Потерянный горизонт (1937)

Lost Horizon (1937) 18+


О фильме

Герои фильма попадают в мифическую страну Шангри-Ла, о которой грезят все поклонники эзотерических знаний. По их мнению, духовный «центр» человечества расположен в сердце Гималаев, в районе, который не отмечен на картах и, по существу, недоступен, ибо мы ещё не готовы правильно использовать сконцентрированные там энергию и информацию.

Рональд Колман в роли британского дипломата, идеалиста-мечтателя Роберта Конвея, вылетающего последним самолётом из охваченного пламенем революции Китая. С ним пёстрая компания попутчиков: его младший брат, чудаковатый палеонтолог, жулик и проститутка. Пилот меняет курс и сажает самолет в снегах Тибета. Загадочные монахи проводят пассажиров секретными тропами в тёплую, плодородную долину с великолепными мраморными статуями, садами и террасами, царство мира и гармонии во главе с Верховным Ламой…

Конвею предлагают стать новым правителем, но плата за это будет высокой… В то же время, возникает подозрение, что нынешний Лама — невменяемый самозванец, а все неземные чудеса этого рая на земле — фикция…

Подробная информация

Слоган Mightiest entertainment in all screen history!
Страна США
Жанр драма, фэнтези, детектив, приключения
Бюджет $4 000 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 2 марта 1937
Премьера в России
Релиз на DVD 27 сентября 2012, «New Dream media»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 97 мин. / 01:37
Рейтинг Кинопоиска 7.687 / 156
Рейтинг IMDB 7.70 / 6 971
Рейтинг мировых критиков 100
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Рональд Колман, Джейн Уайатт, Сэм Джаффе, Томас Митчелл, Х.Б. Уорнер, Эдвард Эверетт Хортон, Норман Эйнсли, Джон Ховард, Изабель Джуэлл, Марго
Роли дублировали
Режиссер Фрэнк Капра
Сценарий Сидни Бакмен, Джеймс Хилтон, Роберт Рискин
Продюсер Гарри Кон, Фрэнк Капра
Композитор Дмитрий Тёмкин
Художник Стивен Гуссон, Бабс Джонстоун
Монтаж Джин Хавлик, Джин Милфорд
Оператор Джозеф Уолкер
Участники съемочного процесса Рональд Колман, Эрик Вилтон, Джейн Уайатт, Сэм Джаффе, Джон Бертон, Дмитрий Тёмкин, Карл Стокдейл, Леонард Мьюди, Милтон Оуэн, Уилли Фанг, Виктор Вонг, Ричард Лу, Сидни Бакмен, Стивен Гуссон, Джордж Чан, Артур Рэнкин, Томас Митчелл, Дэвид Клайд, Х.Б. Уорнер, Ноубл Джонсон, Гарри Кон, Джозеф Уолкер, Чиф Джон Биг Три, Веджвуд Ноуэлл, Мэттью Карлтон, Alex Shoulder, Роберт Луго, Дэрби Кларк, Рэй Митчелл, Джеймс Смит, Том Кэмпбелл, John Tettener, Эдвард Эверетт Хортон, Бойд Ирвин, George Kaluna, Вэл Дюран, Фрэнк Капра, Wyrley Birch, Джеймс Хилтон, Эрнесто Замбрано, Норман Эйнсли, Сонни Бапп, Беатрис Блинн, Генри Маубрэй, Беатрис Кертис, Джон Ховард, Нил Фицджералд, Роберт Кори, Джо Херрера, Дэвид Торренс, John Miltern, Рут Робинсон, Джин Хавлик, Лоуренс Грант, Изабель Джуэлл, Ричард Роблз, Мэри Лу Дикс, Дэвид Кавендиш, Бэрри Уинтон, Марго, Хью Баклер, Маргарет МакУэйд, Роберт Рискин, Джек Дири, Джин Милфорд, Джон Т. Мюррэй, Джо Молина, Joe Shoulder, Гленн Ховард, Макс Рабиновиц, Эд Торпе, Harold Lishman, Antonion Herrera, Manual Kalili, Эли Кэйси, Бабс Джонстоун, Moning Gonzales, Ричард Мастер

Премии фильма

  • Оскар, 1938 год (us) - Лучший фильм
    Лучшая мужская роль второго плана (Х.Б. Уорнер)
    Лучшая работа ассистента режиссера
    Лучший звук
    Лучший саундтрек

Страны производства фильма

  • США (2 марта 1937) - 0
  • США (3 марта 1937) - 0
  • США (10 марта 1937) - 0
  • Франция (9 апреля 1937) - 0
  • Аргентина (25 мая 1937) - 0
  • США (1 сентября 1937) - 0
  • Мексика (9 сентября 1937) - 0
  • Нидерланды (24 сентября 1937) - 0
  • Норвегия (4 октября 1937) - 0
  • Дания (18 октября 1937) - 0
  • Португалия (21 октября 1937) - 0
  • Швеция (1 ноября 1937) - 0
  • Финляндия (17 декабря 1937) - 0
  • Испания (25 марта 1940) - 0
  • Нидерланды (15 марта 1946) - 0
  • США (1 марта 1949) - 0
  • Германия (ФРГ) (13 марта 1950) - 0
  • Австрия (Январь 1951) - 0
  • Норвегия (1 октября 1952) - 0
  • Дания (23 июля 1954) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Авиакатастрофа, Ампутированная нога, Англия, Бандит, Буддизм, Водопад, Водопроводчик, Воображаемая страна, Восток, Вымышленная война, Гималайские горы, Гора, Дипломат, Езда на лошади, Замерзнуть до смерти, Захват самолета, Золото, Истерия, Китай, Купание нагишом, Лавина, Лама, Лошадь, Любовь, Макияж, Мир (спокойствие), Нездоровье, Огонь из оружия, Отношения между братьями, Палеонтолог, Паранойя, Пение, Плавание, По мотивам романа, Похищение людей, Проститутка, Профессор, Птица, Рай, Растратчик, Революция, Самолет, Снег, Средняя школа, Старение, Тибет, Тост, Туберкулез, Утопия, Учитель, Частично утерянный фильм, Чудесное исцеление, Шахматы, Швейцар, Эвакуация

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Потерянный и найденный Капра.
Текст реценизии «Но я обведу их вокруг пальца, у меня не будет армии, я обезврежу эту мину, я пришвартую свои военные корабли и уничтожу всё что приводит к войне, а когда враг подойдёт — мы скажем — входите господа, что мы можем для вас сделать? Тогда бедные солдаты вражеской армии остановятся и подумают…о чём же они подумают? — здесь что-то не так, нас обманули, так не должно быть, эти люди вполне дружелюбны, почему мы должны стрелять в них? И увидишь, — они сложат своё оружие. Вот так вот всё просто. Многовековые традиции пойдут поветру.»

Вот так, с помощью одной лаконичной цитаты можно охарактеризовать человека. Мне даже и добавить нечего. Причём эту цитату можно отнести как к режиссёру, так и к главному герою, озвучившему её. Фрэнк Капра, как всегда, неподражаем. Глубокий философский смысл в сочетании с лёгкостью повествования превращают его фильмы в нечто ни на что не похожее. Нечто незабываемое.

Перед нами старая как мир утопия. Модель построения идеального общества. Или идеальная модель построения общества — всё это не так важно. Просто игра слов. По сути, в этом фильме нет ничего нового, и все эти мотивы так или иначе обыгрывались в других произведениях. И всё же во время просмотра не возникает никакого желания проводить какие бы то ни было параллели. Ты просто сидишь и следишь за происходящим на экране, стараясь не упустить ни единой детали.

Подобному отношению очень способствует информация, идущая перед фильмов. Информация о так сказать драматической судьбе этой картины, которая можно сказать была восстановлена по крупицам, из архивов всего мира, восстановлена, к сожалению, не полностью — небольшая часть видеоряда всё-таки отсутствует. Но надо признаться, реставраторы проделали просто колоссальную работу, и вставленные архивные фото очень гармонично вписываются в общую картину.

В основу сюжета положена небезызвестная легенда о мифической стране Шангри-Ла, в которую волею случая попадает герой Рональда Колмана — Роберт Конвей. Но случайность ли это? И почему туда попадает именно он? Для построения любой утопии очень важным условием является изоляция от внешнего мира, в данном случае реализованная с помощью гор. Но вот что примечательно — изоляция-то неполная, и оказывается, что наша мистическая страна обязана своему существованию не чему иному, как золоту. Именно благодаря нему решаются очень многие вопросы. В общем-то, уже из этого видно, что вся эта модель ничего не стоит. Да, здешние жители не понимают пришельцев с их нравами, но это и неудивительно.

Здесь важен скорее внутренний конфликт группы прибывшей вместе с Ковеем, именно он является отправной точкой всего сюжета. Как поведут себя обычные люди, попав в волшебную страну, и захотят ил они вернуться во внешний мир? Или, быть может, решат окончательно с ним порвать? Что выбрать: чуть ли не вечную жизнь или всё-таки жизнь в реальном мире? Да и какой из этих миров реален? А может они оба…Режиссёр мастерски играет со зрителем, то, убеждая его в правдивости всего происходящего, то, зарождая в наших душах сомнения.

Фильм не получил ни одного Оскара ни в одной из основных номинаций. Не зная конкурентов — лучше промолчу. Но на монтаж и работу художника и правда стоит обратить внимание. Эпизод с лавиной — это что-то невероятное. Как-никак картина ещё довоенная, тогда ни то что о компьютерных эффектах не знали, но даже не догадывались что такие когда-нибудь появятся.

Ну что тут сказать — бессмертная классика. А классика в рекомендациях не нуждается.

P.S. хотелось бы поблагодарить всех, кто занимался восстановлением этого фильма. Не каждый день предоставляется возможность прикоснуться к чему-то вечному.
Оценка 1
Заголовок «У каждого своя Шангри-Ла»
Текст реценизии «Магия кино» — словосочетание, которое для меня ассоциируется с творчеством Фрэнка Капры. В его фильмах можно найти настоящих героев и подлинных злодеев, захватывающую историю, искренность чувств, долю хорошего юмора.

Спасаясь от военного конфликта, разгоревшегося в одной из провинций Китая, британский дипломат Роберт Конвей пытается вывезти 90 подданных Соединенного Королевства. Он сам, вместе со своим братом, палеонтологом, аферистом и леди с сомнительной репутацией, спасается, успев попасть на последний самолет, который отвезет их в Шанхай. Но у пилота, захватившего судно, другие намерения. Он взял курс в самое сердце Гималаев, где от взоров всего мира, меж высочайшими вершинами, в просторной горной долине, скрыта прекрасная страна. Имя ей — Шангри-Ла.

Само время здесь остановилось, люди не стареют, птицы всегда поют и все счастливы. После трехнедельного пребывания в чудесной стране, не все хотят возвращаться в реальный мир. Кажется, здесь каждый нашел занятие по душе и излечил свои сердечные раны. Ну, почти каждый… Внутри группы новоприбывших зарождается конфликт, который достигает апогея, когда им неожиданно открывается, что их самолет оказался здесь совсем не случайно. Этот конфликт не только раскалывает героев на два лагеря, но и ставит под угрозу существование всей цивилизации Шангри-Ла.

История самого фильма заслуживает экранизации. Небывалый для тех времен бюджет в 4 млн. долларов. Производство фильма затянулось на долгие месяцы. Критика со стороны цензоров, «благодаря» которым в 1942 был удален 12-минутный антивоенный монолог, а в 1952 — фильм значительно урезали за пропаганду коммунизма и симпатии к Китаю. Спустя еще несколько лет фильм был утрачен. В 1973 Американский Институт Кино взялся за кропотливую работу по восстановлению фильма, которая растянулась на 13 лет. Из множества копий фильма разбросанных по всему миру, картину удалось полностью восстановить за исключением 7 минут видеоряда.

И порой благодаришь судьбу, что живешь в такое время, когда имеешь возможность посмотреть такой шедевр целиком и полностью — без цензуры. И что Гений одержал победу в схватке со временем.

P.S. Замечательная работа художника (и заслуженный Оскар в этой номинации). Ощущение словно побывал среди горных вершин Гималаев и в цветущих садах Шангри-Ла.

10 из 10