Токийская соната (2008)

Tôkyô sonata (2008) 18+


О фильме

Обычная японская семья медленно распадается после того, как ее глава лишился своей престижной работы.

Подробная информация

Слоган Every family has its secrets.
Страна Япония, Нидерланды, Гонконг
Жанр драма
Бюджет $2 500 000
Сборы в США $278 356
Сборы в мире + $662 074 = $940 430
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 17 мая 2008
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA детям до 13 лет просмотр не желателен
mpaa PG-13
Время 120 мин. / 02:00
Рейтинг Кинопоиска 7.559 / 180
Рейтинг IMDB 7.50 / 4 783
Рейтинг мировых критиков 94
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Теруюки Кагава, Кандзи Цуда, Кёко Коидзуми, Иноваки Кай, Кадзуя Кодзима, Кодзи Якусё, Харука Игава, Тао Цучия, Ю Коянаги, Джейсон Грэй
Роли дублировали
Режиссер Киёси Куросава
Сценарий Киёси Куросава, Сачико Танака, Макс Мэнникс
Продюсер Вутер Барендрехт, Юки Кито, Ясуси Котани
Композитор Кадзумаса Хасимото
Художник Томое Мацумото, Томоюки Маруо
Монтаж Койти Такахаси
Оператор Акико Асизава
Участники съемочного процесса Теруюки Кагава, Томое Мацумото, Вутер Барендрехт, Киёси Куросава, Кандзи Цуда, Кёко Коидзуми, Иноваки Кай, Кадзуя Кодзима, Сачико Танака, Юки Кито, Томоюки Маруо, Рэймонд Фатанавирангун, Майкл Дж. Вернер, Кодзи Якусё, Ясуси Котани, Харука Игава, Акико Асизава, Тао Цучия, Макс Мэнникс, Ю Коянаги, Койти Такахаси, Кадзумаса Хасимото, Джейсон Грэй

Премии фильма

  • Азиатская киноакадемия, 2009 год (hk) -
  • Каннский кинофестиваль, 2008 год (fr) -

Страны производства фильма

  • Франция (17 мая 2008) - 0
  • Канада (9 сентября 2008) - 0
  • Бразилия (25 сентября 2008) - 0
  • Финляндия (25 сентября 2008) - 0
  • Япония (27 сентября 2008) - 0
  • США (9 октября 2008) - 0
  • Бразилия (17 октября 2008) - 0
  • США (19 октября 2008) - 0
  • Германия (3 ноября 2008) - 0
  • Аргентина (14 ноября 2008) - 0
  • Индонезия (8 декабря 2008) - 0
  • Нидерланды (22 января 2009) - 0
  • Великобритания (30 января 2009) - 0
  • Нидерланды (12 марта 2009) - 6
  • США (13 марта 2009) - 0
  • Корея Южная (19 марта 2009) - 0
  • Франция (25 марта 2009) - 0
  • Чехия (1 апреля 2009) - 0
  • США (2 апреля 2009) - 0
  • Турция (11 апреля 2009) - 0
  • Дания (20 апреля 2009) - 0
  • Япония (24 апреля 2009) - 0
  • Бельгия (20 мая 2009) - 0
  • Япония (13 июня 2009) - 0
  • Великобритания (22 июня 2009) - 0
  • Израиль (16 июля 2009) - 0
  • Канада (7 августа 2009) - 0
  • Сингапур (17 сентября 2009) - 0
  • Норвегия (13 ноября 2009) - 0
  • Венгрия (3 января 2010) - 0
  • Япония (22 сентября 2010) - 0
  • Германия (3 февраля 2012) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Автобус, Арест, Армия США, Бег, Безработица, Библиотека, Бизнесмен, Ближневосточный конфликт, Бюро по трудоустройству, Ветер, Вечер встречи выпускников, Взлом и проникновение, Водительские права, Военная служба, Возвращение денег, Возвращение домой, Вор, Воровство, Вторжение в дом, Вундеркинд, Гнев, Головная повязка, Голод, Девочка, Деньги, Домохозяйка, Друг, Дружба, Жестокое обращение с детьми, Задержание несовершеннолетних, Заложник, Извинение, Камера, Караоке, Клавиатура, Класс, Кошмар, Кража со взломом, Лжец, Ложь, Мальчик-подросток, Машина, Местоположение в оригинальном названии, Мобильный телефон, Молния в темноте, Море, Мост, Мотоцикл, Мужской туалет, Музыкальная школа, Мусорное ведро, Название города в оригинальном названии, Начинать сначала, Неполная семья, Неполная средняя школа, Нож, Обман, Ограбление, Ожидание своей очереди, Озвучивание текста письма, Открывание замка отмычкой, Отношения матери и сына, Отношения между братьями, Отношения мужа и жены, Отношения отца и дочери, Отношения отца и сына, Отношения учителя и студента, Офис, Падение с лестницы, Палочки для еды, Парень, Патриарх, Переодевание, Печь, Пианино, Пианист, Пиво, Пища, Плач, Пляж, Поезд, Поиск работы, Полицейская машина, Полицейский участок, Полиция, Пончик, Портфель, Потеря работы, Потраченная впустую жизнь, Похищение, Похищение людей, Пощёчина, Предложение работы, Привратник, Принятие пищи, Продавец автомобилей, Прослушивание, Просмотр телевизора, Разведённый муж (жена), Разговор с самим собой, Рана на голове, Рана на лице, Рюкзак, Самоубийство, Сбитый фургоном, Свадьба, Связанный, с кляпом во рту, Секрет, Семейные отношения, Скучающая домохозяйка, Слезы, Слесарь, Смерть, Снятие отпечатков пальцев, Собака, Собеседование при приеме на работу, Сокращение штата, Солдат, Солдат США, Сон, Сосед, Старый друг, Студент, Стыд, Теленовости, Телефон, Телефонный звонок, Токио, Япония, Торговый центр, Тюремная камера, Тюремное заключение, Убегающий герой, Убийство перед самоубийством, Увольнение с работы, Угнанная машина, Унижение, Урок Фортепиано, Уход из дома, Учитель, Учитель игры на фортепиано, Флешбэк, Флэшфорвард, Фотограф, Фотоснимок преступника, Шторм, Японец, Япония, Японская еда

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Решающее значение
Текст реценизии Ничего не поделать — прыткие китайские трудяги добрались до упорных японских работяг, отбирая у местных жителей прочность ещё вчера казавшегося незыблемым права вечного труда, вытряхивая за порог непривычных к перемене мест тружеников заводов и канцелярских контор, обрекая их на депрессивное разочарования и вечное стояние в очередях безработных за хилым пособием и скудной едой.

Глобальные веяния вторгаются в привычный производственный процесс и семейные отношения, в школьный быт и обычаи жизни, подвергая испытаниям устоявшийся веками традиционный японский менталитет, конфликтующий с реалиями новой жизни, без спроса опрокидывающими домотканую идиллическую тишину, сменяя её напряжением стихийного бедствия, когда неясно, куда податься и как быть.

Уволенный мужчина не может признаться, боясь, что пострадает его честь, погружаясь в пучину обмана и лжи, разоблачение которой лишь дело времени и обстоятельств, которые идут навстречу вместе с другими людьми, товарищами по несчастью, являющими собой примеры критического распада, доводящего их до самых крайних, пугающих мер. Лишённый воли, он не в силах помочь себе и близким, которым тоже стало вдруг нелегко.

Нацелившейся в будущее жене приходится смирять свои амбиции в намерении сменить домашнее затворничество свободой передвижения на собственном авто, устав довольствоваться скромной ролью прислуги при муже и сыновьях. Стоящий на распутье старший сын, выбирает службу в американской армии, рассуждая мыслями сверстников, которые не видят иного способа защитить свою лишённую армии страну. А младший, бросив вызов учителю, остаётся наедине с отчаянием, упорствуя против отцовского слова, отказавшего мальчику в праве испробовать его музыкальный талант.

Любопытство вызывают как мотивы, так и логика поведения главных участников событий, равно как и поступки персонажей, пересекающихся с ними по делу или случайной строкой: школьный учитель, которому ученик читает прописную мораль, женщина — репетитор, переживающая мучительный развод, доведённый до ручки маньяк и задушенный депрессией друг-безработный, складываются в пространственную картину личной драмы, угрожающей обернуться чем-то большим, чем обыкновенная боль.

Интересна психологическая подоплёка желаний, аргументы, слова, откровения, вырывающиеся советом сына матери или в речи чужих людей — всему есть режиссёрское внимание и запоминающееся лицо исполнителя, будь то опытные актёры или свежая молодёжь: с мастерством старшего поколения спорит юношеский максимализм Ю Коянаги и открытый грядущему (главная детская роль в «Признаниях») мальчишеский блеск Иноваки Кай, от которого, как видно, много чего ещё можно ожидать.

По сюжету каждому из героев картины выпадает серьёзный вызов и каждый из них ищет ему свой ответ, делая болезненный выбор, чтобы не повторить ошибки других, учась не умирать и не сдаваться, отступая от старых правил и принимая новые, которые диктует переменчивая жизнь, несущая их к патетическому финалу, замирая в клавишных звуках рояля, руками ребёнка возвращающего гармонию чувств и людей.
Оценка 1
Заголовок Старая история по-японски
Текст реценизии Все в жизни когда-то случается впервые. Вот и мое знакомство с Киеси Куросава произошло лишь намедни фильмом «Токийская соната». Не поленилась, нашла информацию о нем, где мне сообщили, что он является представителем хоррора и психологического триллера. Хоррора в «Токийской сонате» не будет, а вот психологизма довольно.

Рассказанная автором история могла случиться с кем и где угодно, без привязки ее к определенному месту. Но, снятая режиссером-японцем, пропитанная японскими реалиями и колоритом, она звучит по-новому.

Все начинается с того, что главу семейства, работающего директором отдела, внезапно увольняют. Как говорит его экс-коллега, оказавшийся в такой же ситуации: «Мы на корабле, который идет ко дну. А в лодки посадили женщин, детей и тех, кто помоложе…»… Дело осложняется тем, что герой не может устроиться на равнозначную должность, не соглашаясь на что-то попроще; к тому же он старательно скрывает свое бедственное положение от семьи. С этого момента и начинается основное развитие сюжета.

Совершенно очевидна социальная направленность ленты — мир «маленького человека», уже описанного давным-давно литературными классиками. Незначительность героя на фоне корпораций-монстров и их жестких правил проявляется с трагичной ясностью. Режиссер досконален в разборе внутреннего мира человека, оказавшегося неудел, которому непросто признать перед домочадцами то, что в его собственных глазах выглядит поражением. Он мало сдерживает себя, измотанный трудностями, усугубляя их своим нежеланием поступиться привычным статусом. И потому те срывы, что он позволяет себе, не более чем самобичевание, его собственное бессилие. Он заметно проиграл свою войну.

Социальная пагуба крепко увязана с внутрисемейными отношениями, которые также лишены гармонии. Диктат отца доходит до предела. Категоричность, которая рушит то немногое, что имеет цену. И каждый по-своему снедаем печалями. И им кажется, что благословенное завтра не для них, и предпочтение отдается стенаниям и осознанием ошибочности своих прежних поступков, да и всей жизни в целом.

Но все-таки, Куросава оставляет свет в конце тоннеля и зрителю и своим персонажам. Дарящим надежду завершением, звучит соната Дебюсси, а герои картины, переломившись в невзгодьях ставят многоточие. Но так ли это пусть каждый решит сам, посмотрев «Токийскую сонату», которая, безусловно, заслуживает внимания.

Картина удалась, за небольшим, на мой взгляд, сюжетным перегибом. Введенный в повествование рефлексирующий одиозный грабитель отдает гротеском. Банальное «Не верю!» так и рвалось наружу. Допускаю, что это мой субъективный каприз, не сильно повлиявший на общее впечатление от картины.