Я – беглый каторжник (1932)

I Am a Fugitive from a Chain Gang (1932) 18+


О фильме

Ветеран Джеймс Аллен отказывается вернуться на старую фабрику и постепенно деградирует. Случайно он оказывается вовлеченным в ограбление. После этого он попадает на каторгу…

Подробная информация

Слоган Six sticks of dynamite that blasted his way to freedom... and awoke America's conscience!
Страна США
Жанр драма, криминал
Бюджет $195 845
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 11 ноября 1932
Премьера в России
Релиз на DVD 13 октября 2011, «New Dream media»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 92 мин. / 01:32
Рейтинг Кинопоиска 8.083 / 208
Рейтинг IMDB 8.10 / 6 593
Рейтинг мировых критиков 100
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Фильм демонстрировался в советском кинопрокате под названием «Побег с каторги».
В главных ролях Пол Муни, Аллен Дженкинс, Престон Фостер, Хейл Хэмилтон, Дэвид Ландау, Эдвард Эллис, Гленда Фаррелл, Хелен Винсон, Ноэль Френсис, Бертон Черчилль
Роли дублировали
Режиссер Мервин ЛеРой
Сценарий Ховард Дж. Грин, Браун Холмс, Роберт Э. Барнс
Продюсер Хэл Б. Уоллис
Композитор Бернхард Каун
Художник Джек Окей, Орри-Келли
Монтаж Уильям Холмс
Оператор Сол Полито
Участники съемочного процесса Эдвард Арнольд, Хэл Б. Уоллис, Уоллис Кларк, Пол Муни, Аллен Дженкинс, Роско Карнс, Престон Фостер, Ли Шамвэй, Дагласс Дамбрилл, Сэлли Блейн, Уолтер Лонг, Чарльз Миддлтон, Эрвилль Алдерсон, Сол Полито, Роберт Уорвик, Бернхард Каун, Джеймс Белл, Уиллард Робертсон, Дж. Пэт Коллинз, Джек Окей, Джон Рэй, Мервин ЛеРой, Реджинальд Барлоу, Джордж Купер, Хейл Хэмилтон, Шеридан Гибни, Ховард Дж. Грин, Гарри Вудс, Дэвид Ландау, Ирвинг Бэйкон, Дж. Фрэнк Глендон, Дэннис О’Кифи, Джек Кертис, Браун Холмс, Уильям Ле Маире, Уильям Холмс, Эверетт Браун, Джек Ла Ру, Эдвард ЛеСэйнт, Эдвард МакНамара, Чарльз Селлон, Роберт МакУэйд, Луиз Картер, Эдвард Эллис, Fred «Snowflake» Toones, Орри-Келли, Гленда Фаррелл, Хелен Винсон, Фредерик Бертон, Ноэль Френсис, Бертон Черчилль, Шила Терри, Уильям Поли, Роберт Э. Барнс

Премии фильма

  • Оскар, 1934 год (us) - Лучший фильм
    Лучшая мужская роль (Пол Муни)
    Лучший звук

Страны производства фильма

  • США (11 ноября 1932) - 0
  • США (19 ноября 1932) - 0
  • Австрия (1933) - 0
  • Германия (1933) - 0
  • Франция (3 февраля 1933) - 0
  • Аргентина (30 марта 1933) - 0
  • Швеция (18 апреля 1933) - 0
  • Дания (17 мая 1933) - 0
  • Япония (8 июня 1933) - 0
  • Португалия (23 января 1934) - 0
  • Финляндия (6 декабря 1946) - 0
  • СССР (1947) - 19
  • Германия (ФРГ) (22 апреля 1968) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Босиком, Ветеран Первой мировой войны, Газетная статья, Гамбургер, Группа заключенных, скованных единой цепью, Закадровый комментарий в эпилоге, Золотоискатель, Календарь, Лагерь военнопленных, Ложное обвинение, Мужская парикмахерская, Мужчина с обнаженной грудью, Наказание, Неверная жена, Неправомерное заключение в тюрьму, Неправомерное осуждение, Основано на реальных событиях, Отношения между братьями, Письмо, Побег из тюрьмы, Подставленная кража, Показанный на карте маршрут передвижения, Преподобный (титул священника), Преследуемый собакой, Принудительный брак, Проблемы общества, Сбежавший заключенный, Суд, Тюрьма, Утверждение в оригинальном названии, Фильм эры «Pre-Code», Шантаж, Юг США

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Высокая классика!
Текст реценизии Посмотрел фильм случайно, без особых рекомендаций и ожиданий, зацепившись, собственно, за дату выпуска — 1932-й год. И приходится признать, что гораздо чаще благодаришь случай, чем судьбу: фильм удивительно хорош и вообще не требует какого-то специального снисхождения к своим годам.

Несмотря на некоторые шероховатости (анахронизм — спутаны послевоенный бум и годы кризиса; откуда взялись полицейские при ограблении, да ещё в таком количестве? 10 лет за пять долларов? почему свору при преследовании не спустили? куда делись счета Аллена после побега? где присяжные?? и т. д) фильм смотрится легко, — иногда шероховатости лишь придают особости, так, доллары, к примеру, делают шероховатыми специально, чтобы слепые отличали их наощупь.

Главный нерв фильма, его как бы скрипичный ключ, в том, что герой — ветеран «самой справедливой», как тогда называли Первую мировую, войны, орденоносец. Отвоевав за идеалы, за государство, желая только чести, гражданин, в итоге, несёт свои ордена в ломбард. Но и этот вопиющий символ несправедливости, оказывается, ещё не всё. Оказывается, это только начало… Как же жить солдату своей Родины после того, как он кормил вшей в окопах, во что верить, с кого спросить?

И самое удивительное то, что эти вопросы задаёт себе не герой фильма, — эти вопросы задаёт себе зритель. Даже если он смотрит фильм спустя восемьдесят лет. Искусство ещё раз побеждает время -

остро, героично, художественно. Мастерски.

10 из 10

P.S. Спорят о переводе названия. Очевидно, что оно имеет двойной смысл. В разгар кризиса средний американец чувствовал себя каторжником среди таких же каторжников, скованных общей цепью беды, и не мог понять, в чём его вина. Дословно переводится: «Я — лицо, скрывающееся от правосудия, из группы заключённых, скованных одной цепью», — я бы перевёл: «Я вышел из упряжки» или «Я сбросил эти ваши кандалы»
Оценка 1
Заголовок «Да это старина Закон! Как твой ревматизм? »
Текст реценизии Еще одна судьба солдата в Америке. Ветеран войны Джеймс Аллен в прекрасном исполнении Пола Муни возвращается в родной город, но не хочет возвращаться на фабрику, а жаждет выбиться в люди. С этой целью он отправляется на поиски новой работы. Но вокруг царит депрессия и безработица, и герою приходится голодать. В один далеко не прекрасный день он не по своей воле ввязывается в ограбление. Но полиция оказывается тут как тут, и вот уже героя войны в кандалах везут на каторжные работы.

Фильм призван изобличить суровый тюремный быт, показать правду о царящих там невыносимых условиях. Аллену ничего не остается, кроме как бежать из этого ада. Выбравшись на волю, он старается жить, как честный человек, устраивается на работу и преуспевает в своем деле. Но если один раз оступился, отмыться от прошлого уже не сможешь. Полиция находит его, но, видя, что он стал полезным членом общества, обещает помилование, если он пробудет на каторге 90 дней.

Никакого помилования герой Муни не дождется. Закон действительно прогнил и не может защитить, а лишь толкает на преступную дорогу. Из хорошего человека Аллен в конце фильма превращается в вора. Муни мастерски изображает трагедию своего героя, никаких ассоциаций с нагловатым Тони Камонте из «Лица со шрамом» не возникает. Перед нами честный человек, поставленный в безвыходное положение.

Фильм шокировал американскую общественность и серьезно поставил вопрос об изменении законодательства. Это одна из самых знаменитых остросоциальных картин о жизни заключенных. Ну а оригинальное название к преcловутой «банде» никакого отношения не имеет. У наших прокатчиков, видимо, проблемы не только со знанием английского, но и просто с логикой. «Я беглый каторжник» — вот как следует именовать данную картину.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок На пути к свободе.
Текст реценизии Когда я в прошлом году писал диплом по теме «Культурная жизнь американского социума в период мирового кризиса 1929-1933гг.», в главе посвященной искусству кино наткнулся на этот замечательный фильм. Имея не очень-то широкие, на тот момент, познания в кинематографе рассматриваемого периода, я ограничился лишь несколькими словами. Кроме всего, я как самый типичный студент имел в своем распоряжении не так уж и много времени, что не дало мне возможности ознакомится с первоисточником.

К счастью, теперь это недоразумение устранено и я смог посмотреть фильм «Побег с каторги». Надо отметить, что советская историко-искусствоведческая наука периода «холодной войны» относится к этому фильму очень положительно, противопоставляя ему различные «эскапистские» комедии. Я думаю, что не стоит объяснять, почему сложилась такая точка зрения у советских исследователей.

В свою очередь, я согласен с ними в какой-то степени. Фильм получился по истине отличным и его социальная острота находилась, в современный ему период, просто на зашкаливающем уровне. И да, учтите, что здесь еще не поднят негритянский вопрос, который так активно замалчивался, если позволите мне такое выражение, политической командой сначала Гувера, а потом и Франклина Рузвельта. Тем не менее, для «белой» Америка, которая в массовом порядке теряла свои и без того не самые лучшие рабочие места, этот фильм пришелся очень кстати, выразив ее чаяния, надежды и боль по пресловутой «американской мечте».

Такие фильмы-бичи не проходят бесследно не только для простого человека, гнев которого растет день ото дня вместе с ухудшением условий его жизни. Фильмы, подобные «Побегу с каторги» — это словно предупреждающий звоночек для людей, чьей обязанностью является благосостояние народа, который уже начинает бурлить, демонстрируя свое недовольство и гнев, такими вот фильмами. Фильмами, которые в самом неприглядном, но довольно натуралистичном свете выставляют все несовершенство американской системы. В данном случае системы пенитенциарной. И хорошо, если управленцы этими социальными и политическими системами вовремя успевают реагировать на такие звоночки, исправляя недостатки или полностью перекраивая всю схему, чтобы обычный американский Джон Доу мог спокойно гулять по улице, ходить на работу, которая ему нравится, не боясь, что в один прекрасный день, американская фемида осудит его на десять лет за кражу буханки хлеба, смешав таких вот оступившихся Джонов в одну кучу с отъявленными уголовниками, маньяками и прочими.

В этом плане, «Побег с каторги» предстает перед зрителем не как эскапистское «развлекалово», но как фильм чутко реагирующий на социально-политическую обстановку, который, ко всему прочему, задает необходимое направление, столь важное для разрядки гнева социума, чаша терпения которого уже наполнена до краев.

Важно и то, что фильм очень реалистичен. Гротескное изображение реальности зачастую приводит к катастрофам не меньшим, чем неуслышанные вовремя звоночки. Но суть в том, что показанный фильмом натурализм настолько непригляден, жесток и шокирующ, что о какой-либо гротескности рассуждать попросту неуместно. «Побег с каторги» довольно реалистично рисует нам бесправность даже белого человека в кризисный период, что уже говорить о чернокожих. Хотя история знает прецеденты, когда люди не в состоянии обеспечить себе не то что «завтра», а даже «сегодня», добровольно шли на преступление, попадая вот в такие места.

Так или иначе, «Побег с каторги» явился поворотным моментом для законодательных и уголовных систем американских штатов, выявив многочисленные пороки систем существующих.

Единственный минус в фильме для меня оказался заключен в том, что «черная» Америка показана довольно слабо. Ведь афро-американцы в период «Великой депрессии» оказались самым незащищенным социальным слоем американского общества, теряя такую работу, за которую не каждый безработный белый взялся бы. Тем не менее, это нисколько не умаляет достоинств этого замечательного фильма. «Черная» Америка еще «взорвется» после второй мировой войны, в очередной раз показав несовершенство цитадели демократии. Так или иначе, умение видеть недостатки своей страны, беспощадное их бичевание — это огромная заслуга не только режиссера — Мервина ЛеРоя, но так же всей съемочной группы включая талантливейшего Пола Муни, который воплотил на экране образ обычного американского гражданина.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Вернувшись с Первой мировой, американец Джеймс Аллен, полон идеалистических надежд стать архитектором. Но суровые реалии Америки в состоянии экономической депрессии заставляют Джеймса скитаться в поисках одноразовой работы. По случайности он становится участником преступления — его обвиняют в вооруженном грабеже и хищении 5 долларов, вследствие чего отправляют на 10 лет каторжных работ.

Есть немало примеров, когда кино влияло на общественное настроение и вызывало резкий резонанс в обществе. Так вот, основанный на реальной истории некоего Роберта Бернса, фильм Мервина ЛеРоя вызвал много споров по поводу легитимности и гуманности американской системы правосудия и пенитенциарной системы, при отбывании наказаний. Так же фильм вызвал волну судебных исков в адрес компании «Warner», от руководства исправительных учреждений.

Наблюдая за злоключениями главного героя и той несправедливостью, которая его накрыла, словно лавина, волей неволей задумываешься о том, что даже спустя много лет, и не только в США, может случиться нечто подобное. Можно конечно однобоко рассматривать этот фильм как агитку, как бич на злобу дня, но все же помимо провокационного сюжета, он отлично живописует реалии американского общества 30-х, находящегося на самом дне экономического кризиса. К тому же он показывает волю человека к свободе и то, что ее сломать очень трудно. Можно конечно, с высоты прошедших лет, обвинить многие моменты фильма в архаичности (например, когда 21 летнюю героиню играет уже взрослая женщина), но это сделают лишь те «любители» кино, которые не могут абстрагироваться от того, что кино — это не только настоящее (имеется в виду не время действия, а время применения тех или иных технических способов фиксации), но и прошлое.

Так же не стоит упускать из виду отличнейшую игру главного исполнителя Пола Муни, который превосходно передал всю палитру эмоций своего персонажа.

Второй же момент — это культовый финал, которым заканчивается фильм. Выйдя из тьмы, главный герой произносит очень запоминающуюся фразу, с глазами, наполненными отчаяния и бешенства. Режиссер утверждал, что снять сцену в темноте его заставил, вышедший из строя предохранитель, хотя многие эксперты утверждают, о том, что финальная сцена была поставлена в четком соответствии со сценарием.

По результатам года фильм претендовал на три «Оскара», а именно за фильм, мужскую роль (Пол Муни) и звук, но остался без статуэток.