Битва за Алжир (1966)

La battaglia di Algeri (1966) 18+


О фильме

В центре фильма — события алжирской борьбы за независимость в промежутке между 1954 и 1960 гг., пропущенные через воспоминания находящегося под арестом главного героя.

Подробная информация

Слоган The French Colonel...who was forced even to torture! One of the many women...who stopped at nothing to win! The Algerian Street Boy...who became a rebel hero!
Страна Италия, Алжир
Жанр военный, драма, история, криминал
Бюджет
Сборы в США $822 941
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 3 сентября 1966
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA
mpaa
Время 121 мин. / 02:01
Рейтинг Кинопоиска 7.802 / 467
Рейтинг IMDB 8.20 / 22 381
Рейтинг мировых критиков 99
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Фильм основан на книге мемуаров Язева Саади — одного из лидеров Фронта национального освобождения, спродюсировавшего картину и сыгравшего в ней самого себя.
В главных ролях Брахим Хаджадж, Жан Мартен, Язев Саади, Самиа Керьаш, Уго Палетти, Фусия Эль Кадер, Омар, Мохамед Бен Кассен, Мишель Керьаш, Франко Моричи
Роли дублировали
Режиссер Джилло Понтекорво
Сценарий Франко Салинас, Джилло Понтекорво, Язев Саади
Продюсер Фред Бэйкер, Язев Саади, Антонио Музу
Композитор Эннио Морриконе, Джилло Понтекорво
Художник Серджо Каневари, Джованни Аксерио
Монтаж Марио Морра, Марио Серандреи
Оператор Марчелло Гатти
Участники съемочного процесса Франко Салинас, Эннио Морриконе, Фред Бэйкер, Серджо Каневари, Марио Морра, Джилло Понтекорво, Брахим Хаджадж, Жан Мартен, Язев Саади, Самиа Керьаш, Уго Палетти, Фусия Эль Кадер, Омар, Мохамед Бен Кассен, Мишель Керьаш, Франко Моричи, Томмазо Нери, Джин Уэссон, Антонио Музу, Марчелло Гатти, Джованни Аксерио, Марио Серандреи

Премии фильма

  • Британская академия, 1972 год (uk) -
  • Оскар, 1969 год (us) - Лучший режиссер (Джилло Понтекорво)
    Лучший оригинальный сценарий
  • Оскар, 1967 год (us) - Лучший фильм на иностранном языке — «Италия»
  • Венецианский кинофестиваль, 1966 год (it) -

Страны производства фильма

  • Италия (3 сентября 1966) - 0
  • Италия (8 сентября 1966) - 0
  • Швеция (13 марта 1967) - 0
  • Дания (1 сентября 1967) - 0
  • США (20 сентября 1967) - 0
  • Бельгия (18 февраля 1970) - 0
  • Германия (ФРГ) (14 августа 1970) - 0
  • Финляндия (14 мая 1971) - 0
  • Франция (21 октября 1971) - 0
  • Испания (1 июня 1978) - 0
  • Португалия (1 июня 1983) - 0
  • Италия (Апрель 1999) - 0
  • Гонконг (14 мая 2000) - 0
  • Великобритания (1 декабря 2003) - 0
  • США (9 января 2004) - 0
  • Франция (15 мая 2004) - 0
  • Франция (19 мая 2004) - 0
  • Бразилия (2 сентября 2005) - 0
  • Великобритания (11 мая 2007) - 0
  • Греция (10 декабря 2009) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1950-е, 1957 год, Агитатор, Азартные игры, Алжир, Алжирец, Алжирская война, Аллах, Аллея, Араб, Арест, Армия, Армия против населения, Аэропорт, Банда, Баррикада, Бег, Бедность, Беженец, Безвыходное положение, Бездомность, Беззащитность, Берет, Бинокль, Блокада, Бог, Боец, Бой, Боксер, Бомба, Бомба в корзине, Бомбардировка, Бомбардировщик, Борьба за независимость, Борьба за свободу, Бухенвальд, В ловушке, Вандализм, Верность, Вертолет, Вечеринка, Взлом и проникновение, Взрыв, Взрывоопасное вещество, Винтовка, Военное вмешательство, Военный парад, Воинственный, Вооруженные силы, Воспроизведение реальных событий, Восстание, Всеобщая забастовка, Выламывание двери, Выпивка, Высокие каблуки, Выстрел в спину, Выстрел в упор, Газовый завод, Генерал, Генеральная Ассамблея ООН, Гильотина, Гнет, Гора, Гордость, Горящие бумаги, Громкоговоритель, Грузовой автомобиль, Дахау, Деградация, Демонстрация, Деревня, Дети, Джип, Диаграмма, Дин Бин Фу, Доверие, Дождь, Док, Доктор, Документальный стиль, Долг, Доносчик, Допрос, Драка, Друг, Дружба, Дым, Единство, Женщина в вуали, Жестокость, Забастовка, Заключенный, Засада, Захват, Зонт, Игральные карты, Избиение, Изготовитель бомб, Информатор, Исправительное заведение, Испытание, Казнь, Каменщик, Капитан полиции, Кафе, Кафе-молочная, Кинопроектор, Класс, Классная доска, Кока-кола, Колодец, Колониализм, Колониальная война, Колючая проволока, Комендантский час, Коммунист, Контрабанда оружия, Контрольно-пропускной пункт, Корзина, Коррупция, Кофе, Крепость (в Северной Африке), Криминал, Кричащий, Кровопролитие, Кровь, Культ, Культовый фильм, Курение сигарет, Ле Монд, Лестница, Ловушка, Мадагаскар, Мальчик с газетами, Мартини, Марширующий оркестр, Машина скорой помощи, Мегафон, Медаль, Мел, Мертвая женщина на земле, Мертвое тело, Местоположение в оригинальном названии, Месть, Мечеть, Микрофон, Мир (спокойствие), Младенец, Мобилизация, Мокьюментари (псевдодокументальный фильм), Молитва, Мороженое, Мотоцикл, Мститель, Мужество, Мужчина в женской одежде, Мужчина в очках, Музыкальный автомат, Мусульманин, Наёмный убийца, Нанесение удара ножом, Нападение, Напалм, Наркоман, Наручники, Нарушение общественного порядка, Независимость, Нижнее белье, Нищий, Нормандия, Обесцвеченные волосы, Обещание, Обнищание, Обязательство, Огнестрельное оружие, Огонь, Одевание, Организация Объединенных Наций, Ордер на обыск, Оружие, Освободитель, Освобождение, Осёл, Отношения матери и дочери, Отношения матери и сына, Отношения мужа и жены, Отношения мужчины и женщины, Отсечение головы, Отступление, Охрана, Парад, Парашютист-десантник, Париж, Франция, Парикмахер, Партизан, Партизанская война, Патруль, Пациент, Паяльная лампа, Перенос мертвого тела, Переноска тела мертвой женщины, Пища, Плач, Плоская крыша, Пляж, Пнутый в зад, Побег, Повстанец, Погоня, Подполковник, Подпольные бои, Подстава, Поиск, Покрывательство, Поле боя, Полисмен, Политика, Полицейская облава, Полицейская сирена, Полицейский участок, Полиция, Полковник, Поражение, Порочный круг, Посланник, Посредничество, Постер, Потайное место, Правительство, Правопорядок, Предатель, Пресс-конференция, Префектура, Приёмы ведения войны, Прическа, Пролог, Проникновение в ряды противника, Проститутка, Протест, Публичный дом, Пулемет, Пытка, Работница борделя, Развалины, Разрушение собственности, Ранение, Распитие спиртных напитков, Револьвер, Революционер, Революция, Резня, Рейд, Религия, Репортер, Ресторан, Рынок, Садист, Самолет, Самоопределение, Самоубийство, Самоубийство через повешение, Свадьба, Свист, Свобода, Сдача, Северная Африка, Семейные отношения, Скачки, Скрытая камера, Слезы, Смертный приговор, Смерть, Смерть мальчика, Смущение, Собака, Солдат, Солитер, Солнечные очки, Сопротивление, Сражение, Стадион, Страдание, Страх, Стрельба, Стреляная рана, Суэцкий канал, Тайная деятельность, Танк, Танцевальный зал, Танцор, Танцы, Телесное повреждение, Телефонный звонок, Терраса, Терроризм, Террорист, Трус, Тунис, Тюремная камера, Тюремное заключение, Тюрьма, Убежище, Убийство, Убийство офицера полиции, Убийца-наемник, Удары по лицу, Удостоверение личности, Уклонист (от службы в армии), Уличная война, Уличная жизнь, Уличные бои, Уличный боец, Уличный бой, Уличный рынок, Униформа, Уничтожение, Упоминание Жан-Поля Сартра, Употребление наркотиков, Учитель, Фашизм, Фашист, Флешбэк, Флэшфорвард, Фонарь, Фотография, Франция, Французская армия, Французская история, Французская окупация, Французский, Французский Индокитай, Французский солдат, Французско-алжирская война, Ханжа, Хаос, Хлеб, Хроникальный материал, Чай, Червяк, Чтение, Чувство собственного достоинства, Чулки, Школа, Электрический шок, Эшафот

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии При просмотре сразу напрашивается сравнение с фильмом-ровесником о другой освободительной войне — «Я — Куба».

Если по форме «Битва за Алжир» проигрывает — трясущаяся простоватая манера съемки неореалистов к середине шестидесятых уже устарела и смотрится хуже, чем роскошная работа Калатозова, то по содержанию фильм Понтекорво значительно серьезнее.

По мере сил режиссер пытается объяснить причины войны, показать без гнева и пристрастия лица и мотивы противостоящих сторон.

Иронично, что фильм о подпольщиках, преследуемых и загоняемых по узким переулкам Казбаша снимался уже в независимом, победившем Алжире, где вчерашние затравленные революционеры стали властью, радостно пользовались всеми ее привилегиями и увлеченно грызлись между собой.

Конечно, при всем желании режиссера встать над схваткой, не удалось преодолеть определенный скос в сторону повстанцев. Если французы — полиция, десантники, местные колонисты-«черноногие» предстают сытыми, хорошо одетыми господами в пробковых шлемах, то противостоящие им повстанцы — все как один соль земли, с чистыми лицами, исполненными праведного гнева, одержимые светлой идеей.

Французы в ресторанах или особняках, алжирцы грязные, но гордые, одетые в отрепья на узких улочках.

Невольно симпатия зрителя сама сдвигается к революционерам.

Совсем не затронута тема раскола внутри самого алжирского общества, а ведь многие, особенно торговые и культурные круги арабов были против войны за независимость, как и часть французов симпатизировала повстанцам.

А в фильме две нации, два мира просто и монолитно показаны противостоящими друг-другу.

Ничего не сказано о том, что французы пришли в Алжир — пиратское, рабовладельческое государство, а ушли, оставив дороги, ирригацию, отстроенные города, какие-никакие, но медицину и образование.

А Алжир с тех пор погряз во внутренних склоках, борьбе очередных диктаторов с очередными исламистами.

Так же умалчивается, что сама «борьба алжирского народа» усердно поддерживалась и подкармливалась деньгами и оружием со стороны соцлагеря, а не была спонтанным восстанием угнетенных.

Сам Понтекорво, во многом ограничиваемый во время съемок обстоятельствами, предельно конкретно высказался о гражданской войне в следующем, гораздо менее известном, но более талантливом фильме — «Кеймада».

При всех «но» необходимо признать, «что „Битва“ яркое, многогранное полотно, реалистичная, полудокументальная зарисовка со множеством ярких персонажей и редкой способностью уловить камерой малейшие штрихи и детали происходящего. По случайному взгляду или жесту открыть настроение персонажа или смысл события.

И со стороны французов, и со стороны алжирцев задействованы отличные актеры, причем у алжирцев работают большей частью случайные люди с улицы, что еще более подчеркивает реализм происходящего.

Понтекорво дали целый город, как съемочную площадку, десятки тысяч горожан, как массовку, и он с честью отработал полученное доверие.

Остается только предполагать, чего стоило при съемках в уже независимом Алжире представлять вчерашних врагов — французских солдат и полицейских достаточно честными и справедливыми людьми, попытаться хоть частично, но показать и их точку зрения на войну.

Так что, если абстрагироваться от некоторой политической ангажированности, перед зрителем выступает грандиозная панорама.

Смотреть стоит, даже сейчас. Фильм нисколько не устарел, наоборот, в свете нынешних событий и борьбы арабской улицы происходящее на экране приобретает дополнительный смысл.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок «По поводу наших методов вы можете судить по нашим результатам»
Текст реценизии Фильм повествует о революционной борьбе Алжира за независимость. Он снят итальянским режиссёром Джило Понтекорво на основе книги Саади Ясефа — одного из лидеров Фронта национального освобождения, спродюсировавшего картину и сыгравшего в ней самого себя. Картина была удостоенная высшей награды Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва св. Марка». Выход ее на экраны в 1966 году стал одним из самых громких киноскандалов десятилетия.

В основе сюжета лежит работа национального фронта освобождения Алжира и противостояние ему французских силовых структур. Режиссер не акцентирует внимания на каком-либо главном герое, стремясь показать настроение и трагедию людей в целом. И ему это действительно удается.

В процессе просмотра зрителю очень тяжело сформировать свое личностное отношение к происходящему. Невозможно принять чью-то позицию. Режиссер освещает события с разных сторон. Так мы видим сцену избиения невинного алжирского мальчика на стадионе после взрывов и через мгновение убийства мирных французов на улицах города. Людей поглотила эта война. Они забыли за что они борются. Ими овладело желание мстить, жажда крови. Этот порочный круг замыкается и зло порождает все большее зло.

Режиссер блестяще отражает всепоглощающий страх, царящий в городе. Французские офицеры, подвергающиеся нападениям, алжирцы, не чувствующие себя в безопасности даже под крышами собственных домов… все это зрителю помогает прочувствовать музыка гениального композитора Эннио Морриконе. Чувственные, трагичные сцены сопровождающиеся утонченными мелодиями которые сменяются тяжелыми маршами или просто барабанной дробью, напоминающей стук сердца загнанного зверя -обыкновенной алжирской женщины с ребенком, несущей бомбу во французский квартал. Музыка позволяет нам в полной мере прочувствовать весь ужас происходящего.

В заключение фильма французы, обезглавив Национальный фронт освобождения Алжира не добиваются полного успеха. Народ все равно продолжает борьбу. В 1962 году Алжир получает свободу.

Рекомендую досмотреть фильм до конца. Он заслуживает того чтобы Вы полностью погрузились его атмосферу.
Оценка 1
Заголовок Свобода или смерть
Текст реценизии Война за независимость Алжира- была сложным антиколониальным столкновением, в котором переплелись конъюнктурные интересы французских политических элит, экономические поводы пье-нуаров(местных колонов-буржуа в третьем-четвёртом поколении) и традиционный мотив всех войн- ультраправые настроения масс. Течение конфликта в североафриканском регионе, продемонстрировало «двойные стандарты» тогдашней Французской Республики и лично генерала Де Голля(пришедшего к власти в стране в период пика «алжирской кампании»). Когда вчерашние борцы с «фашистской заразой», не чурались методов созвучных деяниям армии Вермахта, да ещё и помноженных, на идентичность террора- арабских партизанских отрядов.

Снятая при непосредственной поддержке правительства(уже тогда независимого) Алжира, картина словно застревает в стыке политико-исторического и «частного» кинематографа, превращаясь из искусственного повествования в хронику действительных событий, и над всем над этим витает дух классического итальянского неореализма.

Понтекорво, снимал свою работу, в свойственной документалисту, упрощённой манере, словно пытаясь обратиться помимо рядовых зрителей кино и к безграмотной публике «стран третьего мира». Потому, в картине нет индивидуальных однозначных режиссёрских предпочтений. Так, словно подтверждая это, он лишает свой фильм главного героя, которых тут много.

Итальянский постановщик воплощает веру в то, что кинематограф, как искусство масс, может быть не только революционным, но и демократическим, превращая толпу в подлинный субъект. Так же, как и в лентах Эйзенштейна, с которыми стоило бы сравнивать, художественно-смысловой строй фильма «Битва за Алжир», народ тут присутствует изначально, являя идеал унанимизма.

Грязные методы, которыми пользуются и колониалисты и борцы за свободу, выносятся режиссёром «за скобки», поясняя устами самих персонажей, что для одних- это всего лишь работа рядового солдата, исполняющего приказ, а для их противников- обычный способ самозащитного противодействия внешней силе.

Кризис коллективной самоидентификации, пребывание в состоянии вечного меньшинства, коренных народов стран Африки, уступает место появлению в этих регионах нового поколения людей, которое «на горе себе», неосознанно взрастил духовно опустошённый современный западный мир, нещадно эксплуатирующий «сырьевые окраины» мировой банковской системы.

P.S. Вот мы(христианская цивилизация) и получаем- нынешнюю тревожную ситуацию дел на территории арабо-мусульманского Магриба и проросшую в огромное древо, с мощной корневой системой- проблему терроризма.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Революция неизбежна
Текст реценизии Конец 50х годов двадцатого века ознаменовался борьбой за освобождения Алжира от французской доктрины. Чудовищная, кровавая драма, разыгравшаяся на африканском континенте стала темой для крайне претенциозного творения Джилло Понтикорво, ставшего визитной карточкой и главным достоянием в его кинобиографии.

Уверен, что Понтекорво сразу ставит главной задачей для своей команды стремление показать все без лишних послаблений как в одну, так и в другую сторону, заглянуть в самую глубь зарождения революции, понять и открыть зрителю реальную жизнь арабских районов, потрясения, испытываемые человеком, переворачивающие его представление, понимание жизни. Режиссер показывает по настоящему страшные вещи, творимые террористами и французскими силовыми структурами.

Взаимная антипатия арабов и алжирских французов раскрывается по ходу фильма в самых темных тонах — если первые построили для себя образ француза, как последнего мерзавца, опустившего страну в пучину грязи и разврата, невежества и нищеты, считают, что в глазах «другого» мира они — третьесортные люди, в чем есть своя правда — посмотрите на эпизоды со стариком во французском квартале и с мальчиком на ипподроме, то французы более чем уверены в своих прекрасных, миротворческих идеалах, видят в оккупации лишь огромное одолжение со стороны французского народа — вся алжирская шантрапа должна быть признательна им за возможность жить под звуки «Марсельезы». И какие страшные последствия от подобных взглядов — в такой атмосфере революция неизбежна и даже если это спасение для народа, то сколько всего им еще предстоит…

«Трудно начать революцию, ещё труднее её продолжить и самое трудное — победить в ней. И только когда мы победим и начнутся самые настоящие трудности…»

Режиссер не старается разделить фильм на добро и зло, он будто наблюдает за происходящим со стороны и демонстрирует нам увиденное. Как следствие — у меня не возникло четкой симпатии ни к восставшим, ни к подавляющим. В фильме нет выделенных главных героев: весьма расплывчатые, обобщенные образы фанатиков-радикалистов и их предводителей, противодействующая им французская армия со славным командиром-полковником, закадровый голос, сопровождающий нас на протяжении всего просмотра, как в военной хронике — в те неспокойные годы у режиссера был огромнейший простор в выборе войн за независимоть и я уверен, что созданная Понтекорво подобная структурированность подошла бы для любой из них.

Фоном для все более и более нарастающего напряжения, разворачивающейся борьбы, дерзких шагов алжирских радикалистов, в ответ на которые были вполне логичные, ограничивающие свободу жизни и существования шаги французской администрации, является потрясающий саундтрек — то пронизывающие сердце классические морриконовские зарисовки, то достойные лучших западных детективных лент динамичные треки, то так мною любимый искусный армейский барабанный бой и самое главное — как каждый раз правильно и к месту музыка ложится на происходящее — огромнейшая заслуга звукорежиссера.

Фильм будет актуальным пока из словарей современных языков не исчезнут такие понятия как нищета и несправеливость, насилие и террор, оккупация и экстремизм… к сожалению список можно продолжить не на одну страницу. И я действительно надеюсь, что наступит такое время, когда все «Битвы за Алжир» станут не более чем демонстрацией нашего печального прошлого и потрясающего творческого таланта создателей.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Не могу не восхититься постановочным мастерством режиссера, сумевшего спустя несколько лет после воссоздаваемых событий, снять на тех же улицах потрясающие сцены массовки, приближаясь почти к документальной достоверности в ряде сцен. При все левацких очевидных симпатиях Понтекорво хотел снять как бы гуманистический, объективный фильм. Поэтому он так внимательно чередовал сцены терактов с сценами пыток, не разменивался на патологических личностей с обеих сторон баррикад, детей показывал не только в семьях исламистов, но и в кафе, подлежащем взрыву.

Все же баланс соблюсти не удалось и, как ни крути, симпатии автора на стороне восставших, которые правее, вроде бы тем, что отстаивают «независимость». Увы, убежденность в правоте дело субъективное, а террор — реальность сегодняшнего времени, при котором харизматичные мусульмане большого сочувствия не встречают. выходцы из Алжира являются одной из проблем Франции, поскольку ведут себя на территории бывшей метрополии слишком воинственно, а что с ними делать не знает никто.

Вполне классический добросовестный фильм о партизанской войне и методах борьбы с ней же. Необходимо отметить фактурность алжирских типажей, наиболее впечатлившим из которых является предатель в начале фильма.

7 из 10
Оценка 1
Заголовок Год 1966. Битва за Алжир Джилло Понтекорво
Текст реценизии Бывший документалист Джилло Понтекорво с профессиональной детальностью показывает искры, которые происходили в Алжире среди местного населения. Вскоре они вспыхнули в весьма неонозначное национально-освободительное движение.

Очевидно, что военное вторжение Франции для некоторых было очень похоже на бойню, а освободительное движение алжирцев — на обычный экстремизм. Именно эту «похожесть» и исследует Понтекорво. Стараясь быть объективным, режиссер показывает обе конфликтующие стороны несколько отстранено — показывая их преимущества и недостатки. При этом, своих пристрастий режиссер старается не показывать до самого конца картины. Впрочем, симпатии Джилло, очевидно, были не на стороне французов.

На мой взгляд, несколькими годами позже, в фильме «Кеймада», Понтекорво в полной мере раскрыл все что не было полностью сказано в «Битве за Алжир». Нет нужды напоминать, что кино было более чем «взрывным». Очевидно, что нужно было иметь большую смелость, чтобы экранизовать мемуары одного из участников освободительного движения. Тем более, по горячим следам.

«Битва за Алжир» — это очень хорошее кино, но его не следует переоценивать. В 1966 году было снято много великолепных фильмов. Вряд ли картина Джилло Понтекорво смогла бы всерьез конкурировать с такими фильмами, как «Хороший, плохой и злой», «Второе дыхание», «Вторые», «Фотоувеличение».

Но, при этом, картина, как это не удивительно, по всем параметрам «обходит» фильм Циннеманна «Человек на все времена», равно как и многочисленные «псевдобунтарские» картины Годара. То, о чем только мило беседуют у Годара — происходит в реальности у Понтекорво.

Ну, и конечно нельзя не отметить сцены экстремистского акта (взрыва мирного населения) и пыток участников освободительного движения. Точность в деталях у Понтекорво приводит к очень сильному эффекту.

В итоге: очень достойное кино об алжирской революции.

8 из 10