Смерть на Ниле (1978)

Death on the Nile (1978) 18+


О фильме

Наследница многомиллионного состояния Линнет вышла замуж за жениха своей лучшей подруги Жаклин. Молодожены отправились в роскошный круиз на пароходе «Карнак» по Нилу. А Жаклин решила подпортить настроение новобрачным своим присутствием.

На борту парохода оказалось немало других недоброжелателей Линнет. Ей удалось «завербовать» в телохранители знаменитого сыщика Эркюля Пуаро, совершавшего круиз на этом же пароходе. И Линнет нашли мертвой.

В результате многочисленных продолжительных опросов и поисков Пуаро начал было предполагать, что близок к разгадке. К тому же нашли орудие преступления. Но начались новые убийства…

Подробная информация

Слоган
Страна Великобритания
Жанр драма, триллер, детектив, криминал
Бюджет
Сборы в США $14 560 084
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 29 сентября 1978
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 140 мин. / 02:20
Рейтинг Кинопоиска 7.787 / 685
Рейтинг IMDB 7.10 / 12 559
Рейтинг мировых критиков 80
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса «Роковое путешествие» — под таким названием фильм вышел в советский прокат в 1981 году.
В главных ролях Бетт Дэвис, Анджела Лэнсбери, Питер Устинов, Оливия Хасси, Джордж Кеннеди, Джон Финч, Джейн Биркин, И.С. Джохар, Лоис Чайлз, Миа Фэрроу
Роли дублировали Николай Граббе, Эдуард Изотов, Роза Макагонова, Нелли Витепаш, Валентина Караваева
Режиссер Джон Гиллермин
Сценарий Агата Кристи, Энтони Шэффер
Продюсер Джон Брабуне, Ричард Б. Гудвин, Нортон Кнэтчбулл
Композитор Нино Рота
Художник Питер Мартон, Брайан Эклэнд-Сноу, Терри Эклэнд-Сноу
Монтаж Малкольм Кук
Оператор Джек Кардифф
Участники съемочного процесса Бетт Дэвис, Барбара Хикс, Дэвид Нивен, Николай Граббе, Олег Мокшанцев, Эдуард Изотов, Гарри Эндрюс, Анджела Лэнсбери, Питер Устинов, Питер Мартон, Агата Кристи, Мэгги Смит, Джек Кардифф, Оливия Хасси, Джордж Кеннеди, Энтони Пауэлл, Джон Брабуне, Джек Уорден, Лариса Данилина, Константин Тыртов, Нино Рота, Джон Финч, Франсуа Гийом, Селия Имри, Сэм Уонамейкер, Ричард Б. Гудвин, Роза Макагонова, Брайан Эклэнд-Сноу, Джейн Биркин, Саймон МакКоркиндейл, Нелли Витепаш, Энтони Шэффер, Джон Гиллермин, Терри Эклэнд-Сноу, Валентина Караваева, Эдуард Волк, И.С. Джохар, Лоис Чайлз, Миа Фэрроу, Малкольм Кук, Ирина Карташёва, Эндрю Мэнсон, Нортон Кнэтчбулл

Премии фильма

  • Оскар, 1979 год (us) -
  • Золотой глобус, 1979 год (us) - Лучший иностранный фильм — «Англия»
  • Британская академия, 1979 год (uk) - Лучшая мужская роль (Питер Устинов)
    Лучшая женская роль второго плана (Анджела Лэнсбери)
    Лучшая женская роль второго плана (Мэгги Смит)

Страны производства фильма

  • США (29 сентября 1978) - 0
  • Германия (ФРГ) (13 октября 1978) - 0
  • Франция (27 октября 1978) - 0
  • Швеция (30 октября 1978) - 0
  • Дания (6 ноября 1978) - 0
  • Италия (16 ноября 1978) - 0
  • Япония (9 декабря 1978) - 0
  • Португалия (15 декабря 1978) - 0
  • Испания (22 декабря 1978) - 0
  • Бельгия (25 января 1979) - 0
  • Финляндия (9 февраля 1979) - 0
  • Колумбия (5 апреля 1979) - 0
  • Гонконг (1 июня 1979) - 0
  • Мексика (6 сентября 1979) - 0
  • Филиппины (9 октября 1979) - 0
  • Турция (Январь 1980) - 0
  • Германия (ГДР) (19 ноября 1983) - 0
  • Исландия (25 апреля 2000) - 0
  • Германия (15 августа 2000) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1930-е, SOS, Американец, Англия, Античность, Благополучие, Британец, Вашингтон (округ Колумбия), Верблюд, Выставление голых ягодиц, Выстрел из пистолета, Дедукция, Детектив, Детективный роман, Древние руины, Египет, Египтянин, Езда на лошади, Жемчуг, Змея, Имение (поместье), Инспектор, Кобра, Круиз, Лошадь, Лошадь с повозкой, Медовый месяц, Нагота, Нанесение себе огнестрельной раны, Независимый фильм, Нил, Огнестрельное оружие, Орудие убийства, Осёл, Пароход, Перерезание горла, Пирамида, Писатель, По мотивам романа, Подозреваемый, Подозрение, Покушение на убийство, Река, Речное судно, Роскошный отель, Самоубийство, Сельская местность, Слуга, Сфинкс, Труп, Убийство, Частный детектив, Шантаж, Шашки, Экипаж, Юрист, Ягодицы

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Прекрсная экронизация
Текст реценизии Этот фильм довольно точная экранизация книги Агаты Кристи. Я сначала посмотрел фильм, и только потом прочитал книгу. Мне показалось, что фильм даже лучше передает атмосферу нежели книга.

Конечно же стоит отметить блестящую игру Питера Устинова. Именно таким и должен быть великий сыщик — Эркюль Пуаро, именно таким его задумала Агата Мэри Кларриса Миллер или просто Агата Кристи.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Детектив и букет прекрасных актёров
Текст реценизии Собственно вся история довольно ёмко уложилась в синопсис к фильму.

Симпатичная, обеспеченная Линнет (Л. Чайлз) отправляется в круиз по Нилу со своим возлюбленным Саймоном (С. МакКоркиндейл). За ними следом отправляется и Жаклин (М. Фэрроу) — от которой последний ушёл к её богатой подруге. Во время очередного веселого вечера Жаклин, изрядно выпив, ранит Саймона в ногу. А позднее ночью убивают его невесту — Линнет…

Мне нравятся колоритные и по своему очень самобытные произведения Агаты Кристи и Рекса Стаута. Объяснения этому найти у меня не получается, но в кино не менее самобытным мне кажется «Она написала убийство», где также играла замечательная Анджела Лэндсбери.

Тем не менее начать хотелось бы с г-на Устинова — блистательного актёра, но к, сожалению членов съёмочных групп, исключительно противного в жизни человека, как повествуют «бабушкины сказки». Он, конечно совершенно другой, нежели привычный нам Суше. Оттого не менее привлекательный. Нельзя не отметить бесконечно мной любимую Бетт Дэвис, которая к тому времени была, пожалуй, самой известной актрисой из «труппы» данного фильма. В то время зрителям, полагаю, было её видеть ещё более приятно — актриса уже очень редко появлялась на экране, за исключением эпизодических ролей в сериалах. Последней большой ролью была роль матери в фильме «Юбилей» (1967), абсолютно провальном, проходном и и вообще каком-то невнятном опусе. Анджела Лэндсбери, уже названная мной, играет совершенно потрясающе! Я бы даже осмелился сказать, что вторая по запоминаемости роль после, собственно, самого Пуаро. Её взгляд, поведение и дерзость мне почему-то напомнили роль Марго в исполнении той же Бетт Дэвис в «Всё о Еве».

Первый час картина кажется вялотекущей. Одно время меня даже, помню, клонило в сон. Но после того самого выстрела в Жаклин, сюжет начинает развиваться быстро и стремительно.

Персонажи в кино выписаны прекрасно для детектива (собственно и не могло быть иначе — с такими-то актёрами). Есть небольшие провисания с монтажом — иные персонажи куда-то пропадают на долгое время, что на самом деле не очень бросается в глаза. Единственными двумя довольно блёклыми ролями мне показались лишь роли Саймона и, прошу прощения, Луизы. Первый действительно играет плохо, ну а Джейн Биркин я просто не выношу, но это уже мои проблемы.

Фильм крайне рекомендуется к просмотру, однако запаситесь двумя с небольшим часами свободного времени и настоятельно бы рекомендовал смотреть его именно с Советским дубляжом.

7 из 10
Оценка 2
Заголовок Смерть на Ниле
Текст реценизии Поскольку, речь идет о детективе Агаты Кристи, то в этой рецензии не будет каких-либо комментариев о сюжете. Исключительно — мои впечатления от просмотра.

Начну с того, что сам по себе фильм совсем неплох. Если Вам нравятся костюмные детективы, а в особенности неторопливые экранизации Агаты Кристи — то «Смерть на Ниле», вполне достойное времяпровождение. Однако, невысокая оценка фильма обусловлена прежде всего моим личным к нему отношением.

Я совсем не склонен восхищаться литературными произведениями Агаты Кристи, хотя думаю, что если уж их и экранизировать, то фильмы должны получаться динамичными и напряженными. Если же, мы смотрим затянутый детектив по Агате Кристи, претендующий на серьезный исторический или художественный потенциал, то вполне вероятно, стоит отдать предпочтение «Госфорд Парку» Олтмана или «Правилам игры» Ренуара. Но, о вкусах не спорят.

Еще меня удивил неожиданно невысокий уровень игры актеров. В числе актеров было шесть лауреатов Оскара, и Джейн Биркин. Но ничего особенного от их игры не осталось. В частности, я ожидал гораздо большего от Дэвида Найвена, который, видимо, после 60-х, использовал наиболее полюбившийся зрителям образ «лощенного британца». Совсем невыразительной оказалась и Миа Фэрроу, которой было отведено больше количество экранного времени. Бэтт Дэвис, Анджела Лэнсберри, Мэгги Смит — смотрелись скорее статистами. Их небольшие роли предполагали просто профессиональное исполнение — не более.

Пожалуй, лишь Питер Устинов и Джек Уорден оставили неплохое впечатление. Однако, их работы совсем не назовешь выдающимися — просто актеры постарались. Например, Альберт Финни, игравший Пуаро в «Убийстве в Восточном экспрессе», показался мне гораздо более удачным исполнителем этой роли.

Не впечатлила меня и режиссура Джона Гиллермина: все предсказуемо и просто. Шаг за шагом мы подходим к очевидному, еще до просмотра фильма предположению: «Сделать это мог каждый, и у каждого был мотив». Точно такая же ситуация была в предыдущей известной экранизации Агаты Кристи — «Убийство в Восточном экспрессе». Однако, если бы Гиллермин сократил хронометраж фильма и при этом «увеличил» напряжение — картина была бы куда «смотрибельнее».

В итоге: костюмированная экранизация Агаты Кристи, которая не понравилась мне прежде всего своим медленным темпом, отсутствием напряжения и весьма спорной игрой актеров.

3 из 10
Оценка 2
Заголовок Если это Пуаро, то я к нему никогда не пойду…
Текст реценизии Бе…

Для меня эта экранизация Агаты Кристи — наихудшая, наискучнейшая, кроме всего прочего самая длинная. Я зевала, зевала и ещё раз зевала, дожидаясь конца или хотя бы рекламы…

Я очень уважаю этот роман, можно сказать люблю, но сия постановка просто «добила» меня.

Во-первых, излишняя детальность, обилие диалогов, героев, посторонних мотивов. Всё это превращает просмотр в тягостную пытку, пытку классическим нуар-детективом, это прокрустово ложе.

Во-вторых, просто отвратительная Жаклин де Бельфор — неинтересная особа, средних лет, которая не вызывает сострадания. Кажется она должна играть служанку или на крайний случай приживалку старой леди, в ней нет характера, личности, рыбий взгляд, рыбьи движения. То же с Доилом.

Меня изрядно повеселила Анжела Лэндсбери, которая «написала любовный роман», ярая любительница «откровенной» правды. Забавная…

В-третьих, ПУАРО — нудный старикан, которого в иные минуты хочется задушить, лишь бы он молчал, лишь бы не излагал свои суждения, его издевательская манера обвинять, его ужасные усы, ужасная манера говорить, его психология призвана не найти преступника, а поиздеваться над подозреваемыми, он выматывает их нервы, доводит до истощения… Если бы его укусила кобра, я бы радовалась и прыгала от щенячьего восторга. Как же мне он не понравился. Кто бы знал! Питер Устинов чудеснейший Нерон. Но столь же «дубовый» Пуаро. Ни французского изящества, не бельгийской вежливости, ни английского достоинства, ни уважения к людям — это грубый склочник, торговец на базаре.

Даже музыка композитора Феллини не скрасила всей тягомотности фильма.

Боже, так дурно после просмотра мне не бывало давно! Я не знаю, может это всё от того, что я благоговею перед версией с Дэвидом Суше, пусть так, пусть в моём отзыве нет беспристрастности, строгих оценок, но эта версия королевы-детективов утомила мои и серые и белые клеточки.

Однозначно не стану глядеть «Зло под солнцем», «Ужин для 13». С меня хватит этого разочарования.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Кажется, Агата Кристи стала уже национальным достоянием и экранизируют ее не реже, чем «Шерлока Холмса».

Эта постановка, на мой взгляд, прежде всего отличается тщательностью в костюмах и предметах, отражающих эпоху, и потрясающим подбором актером. Редко в каком фильме увидишь такое количество великолепных актеров сразу — второстепенные роли играют не просто звезды, но невероятные профессионалы.

Мегги Смит в роли Бауэрс, компаньонки-медсестры богатой старухи, общее время на экране — минут 15 максимум, но про ее героиню можно после фильма отдельную книгу писать, так она продуманно и тщательно сыграна. легендарная Бетт Девис в роли этой самой богатой вредной старухи, у которой служит Бауэрс-Смит. Их перебранки — это что-то непередаваемое, одни из самых смешных сцен и при этом такая в этом трагедия зависимой компаньонки, что сердце щемит.

Анджела Лансбери в роли сексуально озабоченной писательницы — это сплошной восторг, она вызывает приступы смеха, уже просто появляясь на экране. Джейн Биркин в роли служанки, 5 минут в кадре, а про девицу тоже все понятно. Оливия Хасси, дочка писательницы, -типичная романтическая героинечка, просто прелесть. Девид Нилан как всегда английский джентльмен. Миа Ферроу просто великолепна — то она сама невинность, то полупомешанная, то несчастная и раскаивающаяся… и в это вполне можно поверить, так она играет.

Остальные типажи тоже читаются великолепно. Так великолепно, что мне под конец уже не столько интересна была интрига, сколько сами характеры. Так что читавшим книгу и знающим, кто убийца, все равно будет интересно посмотреть, как все происходившее «выглядело». и, конечно, места съемок — Нил, пирамиды в Гизе, даже поместье главной героини — на это стоит посмотреть.

Настоящая классическая экранизация, хоть и не с привычным Дэвидом Суше. Но Пуаро Питера Устинова, на мой взгляд, вполне имеет право на существование.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Идеальный актёрский ансамбль, загадочный Египет на фоне, великолепный сюжет, музыка, которая не отвлекает, но помогает не знать до последнего, кто уже убийца, немного настоящей кобры — и вот нам фильм, который если вы даже не видели, то название его слышали — «Смерть на Ниле». Прекрасная возможность посмотреть, как Бетт Дэвис даже в старости поражает своими взглядом и статностью. И еще чудесная и до колик смешная героиня Анджелы Лэнсбери…

Среди традиционной для детективов крови и загадочности, мотив любви и финальный исход немного удивляют (непривычно), даже радуют. И тогда злодей (-ка, -и) не кажется таким злодеем. Но кобра жуткая..

9 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Как ни странно, секрет превращения прозы Агаты Кристи в звонкую монету был раскрыт кинематографистами относительно поздно. Фактически, первый по-настоящему кассовый фильм по мотивам ее произведений был снят Сидни Люметом лишь в 74году, добрых тридцать лет спустя после публикации книги. Громкий успех «Восточного экспресса» (с десяток лет простоявшего на первой строчке рекордсменов бокс-офиса в британском прокате) освежил замыленный взгляд и другим режиссерам, молодежь радостно подхватила эстафету и к рубежу девяностых практически все шедевры леди Агаты имели свои роскошные, широкоформатные, англо-американские киноаналоги. «Смерть на Ниле» появилась на самом гребне этой волны и потому сняла с нее сливки: фильм смело можно назвать самым удачным в серии работ о Пуаро (в любопытном, хотя и не вполне каноническом исполнении Питера Устинова — при менявшихся режисерах), в общем же зачете с ним может сравниться разве что «Зеркало треснуло» (единственная картина, удельным весом задействованных звезд перещеголявшая «Смерть на Ниле»).

Поскольку таки да, ларчик просто открывался: залогом успеха экранизаций элегантных детективов послужило подчеркнуто серьезное отношение к процессу, в частности, готовность не на шутку на это дело потратиться. Литературные недостатки романной основы с лихвой компенсировались богатыми натурными съемками, глянцевыми интерьерами и умопомрачительными костюмами, клишированность и поверхностность персонажей восполнялись за счет творческих биографий задействованных и в эпизодических ролях кинозвезд самого первого ряда (действительно, разве не лежит на откровенно блеклой героине той же Оливии Хасси отблеск трепетной Джульетты от Дзефирелли? а порочный англо-французский шарм королевы «свингующих шестидесятых» Джейн Биркин — разве не заставляет он играть ее бедный сценарный образ совершенно новыми гранями?). Собственно интрига преступления отступала при таком раскладе на второй план: предполагалось, что зрителю куда интереснее наблюдать прихотливую праздность богатых и знаменитых, чем следить за перипетиями сюжета, в жертву чему зачастую приносился и авторский замысел.

И в этом плане «Смерть на Ниле» опять оказалась в очевидном выигрыше по сравнению с другими историями (в частности, со «Злом под солнцем»): огламурить данный роман на экране удалось относительно малой авторской кровью. Филигранно выстроенная и прекрасно уравновешенная — с какой стороны ни глянь — система персонажей идеально совпала со зрительскими ожиданиями: карикатурные коммунист, немец-психиатр и сексуально озабоченная пишущая дама в поисках «местного колорита» (тонкая самоирония от создателя, замечательная актерская работа Анжелы Лансбери) предельно схематично, но очень точно обрисовывали разброс общественно-политических настроений эпохи; богатая вдова, связанная сложными узами ненавистной привязанности со своей зависимой компаньонкой (запоминающаяся роль прекрасной актрисы Мэгги Смит) обеспечивала необходимый отсыл к британской классической литературной тредиции, любовный треугольник в центре отвечал за необходимую романтическую составляющую. Открыточные виды Египта — храмы, пирамиды, сфинксы и фелуки — усугубляли достигнутый эффект беззаботного, ни к чему не обязывающего, в меру напряженного и прилично развлекательного действа, по духу не особенно отступая от текста, озирающего всю эту туземную экзотику с несколько, прямо скажем, колониальной точки зрения… Кинематографическая «Смерть на Ниле» сумела встать вровень с книжной — что для любой экранизации почетно, а для экранизации классики (пусть и легкого жанра) — лучший комплимент.
Оценка 1
Заголовок Фильм-легенда
Текст реценизии Этот фильм я впервые увидел уже очень давно, наверное, лет 12 назад — ещё до того, как я прочитал книгу и посмотрел сериал «Пуаро» с Дэвидом Суше. Для меня этот фильм является одним из лучших.

Если сравнивать его с версией, где в главной роли снялся Дэвид Суше, то последняя, увы, проигрывает по многим статьям.

В фильме 1978 г. собран удивительный актёрский ансамбль — кинозвёзды первой величины! Они создали яркие, запоминающиеся, очень логичные образы.

В современной экранизации, к сожалению, были задействованы актёры, уступающие своим предшественникам. Многие из них выглядели плоско и неестественно, а Линнет Дойл получилась больше похожей на манекен, чем на живого человека.

Музыка, идущая фоном, именно такая, какая и должна быть — неспешная, неназойливая, спокойная. Она наводит нужную атмосферу духоты, которую бы мы все и испытывали, находясь вместе с героями фильма.

А Пуаро в исполнении Питера Устинова великолепен. Он не такой, каким его задумала Агата Кристи, он другой — ироничный, «небельгиец», но Устинов сыграл его очень талантливо и для меня этот образ — один из лучших!

Хороший сюжет Талантливый режиссёр Отличные актёры Гениальная музыка — так рождаются легенды!

9 из 10