Призрак свободы (1974)

Le fantôme de la liberté (1974) 18+


О фильме

Серия сюрреалистических эпизодов, на первый взгляд не связанных между собой. Буржуазная пара рассматривает фотографии парижских памятников и находит их порнографическими. На ужине при свечах гости усаживаются на унитазы вместо стульев: мужчины спускают штаны, женщины поднимают юбки.

Маленькая девочка исчезает в школе, и ее поиски организовываются в ее присутствии и с ее помощью. Мишенью фильма становятся ханжество, церковь, армия. В мире Бунюэля все переворачивается с ног на голову, и между эпизодами возникают картины репрессий с криком за кадром «Долой свободу!».

Подробная информация

Слоган
Страна Франция, Италия
Жанр драма, комедия
Бюджет
Сборы в США $6 172
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 11 сентября 1974
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 103 мин. / 01:43
Рейтинг Кинопоиска 8.132 / 633
Рейтинг IMDB 7.90 / 6 670
Рейтинг мировых критиков 88
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Жюльен Берто, Франсуа Мэтр, Микаэль Лонсдаль, Жан-Клод Бриали, Элен Пердриер, Адольфо Чели, Адриана Асти, Пьер Магелон, Мишель Пикколи, Поль Франкёр
Роли дублировали
Режиссер Луис Бунюэль
Сценарий Жан-Клод Карьер, Луис Бунюэль
Продюсер Серж Зильберман, Ульрих Пикард
Художник Пьер Гюффруа, Жаклин Гуйо, Франсуа Суне
Монтаж Элен Племянников
Оператор Эдмон Ришар
Участники съемочного процесса Жан-Клод Карьер, Джанин Дарси, Жюльен Берто, Серж Зильберман, Франсуа Мэтр, Микаэль Лонсдаль, Жан Чемпион, Филипп Бризар, Жан-Клод Бриали, Ганс Вернер, Элен Пердриер, Гилберт Лемар, Ульрих Пикард, Jean-Michel Dhermay, Жан-Клод Джерри, Сала, Филипп Ланселот, Т.Л. Баррас, Пьер Лари, Бернар Верле, Анн-Мари Дешодт, Аньес Капри, Пьер Гюффруа, Клод Жегер, Адольфо Чели, Жаклин Гуйо, Поль Ле Персон, Жаклин Руйяр, Жан Ружери, Адриана Асти, Тобиаш Энджел, Андре Руйе, Элен Племянников, Мари-Франс Пизье, Жан Мовэ, Луис Бунюэль, Пьер Магелон, Моника Витти, Пьер-Франсуа Писторио, Франсуа Суне, Клод Пьеплю, Ги Монтанье, Анни Монанж, Мишель Пикколи, Эллен Баль, Жан Рошфор, Аликс Махье, Марианн Борго, Паскаль Одре, Поль Франкёр, Жак Дебари, Жан Деграв, Марсель Перес, Марк Мацца, Милена Вукотич, Максанс Мельфор, Эдмон Ришар, Бернар Мюссон, Дидье Фламан, Валери Бланко, Огюста Карьер, Мюни, Orane Demazis, Эрик Гаме, Maryvonne Ricaud, Филипп Бриго, Хосе Бергамин, Мариус Лори, Хуммель, Дженни Астрюк, А. Карьер, Хосе Луис Баррош

Страны производства фильма

  • Франция (11 сентября 1974) - 0
  • США (13 октября 1974) - 0
  • США (27 октября 1974) - 0
  • Швеция (28 октября 1974) - 0
  • Дания (1 ноября 1974) - 0
  • Португалия (22 ноября 1974) - 0
  • Финляндия (27 декабря 1974) - 0
  • Германия (ФРГ) (14 февраля 1975) - 0
  • Венгрия (27 сентября 1979) - 0
  • Аргентина (1 декабря 2000) - 0
  • Германия (8 февраля 2008) - 0
  • Греция (26 августа 2010) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Абсурд, Абсурдизм, Абсурдный юмор, Дефекация, Доминатрикс, Женская нагота, Инцест, Казнь, Монах, Обед, Отель, Отношения более взрослой женщины и мужчины, Пианино, Площадка для игр, Полиция, Порка, Пропавший ребенок, Религия, Садомазохизм, Сатира, Снайпер, Солдат, Страус, Стрельба, Сюрреализм, Туалет, Фотография, Черная комедия

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Нескромное обаяние сюрреализма
Текст реценизии Этот фильм задумывался самим режиссером как обобщающий ко многим его работам, но, пожалуй, никогда в своем обличении буржуазной действительности Бунюэль не был так восхитительно саркастичен, как в «Призраке свободы».

Название фильма достаточно многозначно. В одном понимании «призрак свободы» — это несвобода любого художника творить так, как действительно хочется, поскольку все равно он либо ограничен общественными нормами, либо, опровергая их, все равно вынужден оперировать ими же. Помимо этого, злая сатира Бунюэля показывает абсурдную, недостижимую «свободу» анархии, как бы вывернув наизнанку принципы буржуазной морали и привычных общественных институтов.

Фильм состоит из серии новелл, передающих эстафету друг другу, а иногда и новелл в новеллах, как дань традициям «Декамерона» Боккаччо.

Продолжая любимую Бунюэлем тему снов, в которые попадали герои «Скромного обаяния буржуазии», здесь уже практически весь фильм — один большой, с множеством сюжетных линий, сон, который кажется вполне реалистичным, пока спишь, но очень странным, когда проснешься.

И потому здесь буржуа, как ни в чем ни бывало, беседуют за обеденным столом на унитазах, которых так не хватало четверке друзей в «Большой жратве» Марко Феррери. А пищу, которую, оказывается, в приличном обществе стыдно даже упоминать за столом, принимают в туалете. И потому монахи в рясах от вопросов богословия дружно переходят к портвейну и игре на церковные образы, а бравые французские танкисты участвуют в охоте на лис…

Однако, видимый абсурд, по замыслу режиссера, здесь только оттеняет реальные пороки существующего общества. Гротескно выстроенные ситуации — лишь усиление присутствующего в меньших дозах, а потому не всем заметного маразма, который и так происходит во многих сферах общественной жизни.

Ирония Бунюэля проходит по грани, отделяющей сюрреализм от бреда, это восхитительный театр абсурда, временами заставляющий хвататься за голову, а временами за живот от смеха. Как, например, при виде страуса с гротескно крупными ресницами — портрета типичного боящегося свободы обывателя, который, уже даже слыша ружейные залпы, категорически не понимает, что происходит в этом мире…

Гениальное кино, которое продолжается в голове еще очень и очень долго после финальных кадров.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Один из самых великих фильмов, если не самый великий, Луиса Бунюэля, о величине имени, дарования и значения которого вряд ли имеет смысл долго рассуждать. Закономерно, что картина снята уже в конце его жизни, когда мастер по праву находился в зените славы и признания, тем не менее продолжая создавать шедевры — «Скромное обаяние буржуазии», «Этот смутный объект желания», «Млечный путь» и, наконец, фильм, о котором пойдет речь сейчас.

Бунюэль не просто тонко и опосредованно высмеивал пороки общества, в котором прожил долгую, противоречивую и наполненую событиями жизнь. Он очень хорошо, досконально знал обычаи, предрассудки, суеверия и тайные его недостатки, скрываемые под личиной благопристойности и даже, ни больше ни меньше, культуры. Однако в действительности, видимо, маэстро острее многих других видел то, что на самом деле движет поступками всей этой приличной с виду публики, и благодаря размаху своего неповторимого художественного дарования смог воплотить сатиру и неприятие устоев в образах персонажей, на самом деле вовсе не остро-колючих, а сглаженных его тонкой кистью ироничного, но доброго художника.

Неудивительно, что в фильме снялись лучшие европейские актеры тех лет, в основном французские. Любое известное имя того периода быстро находится в титрах «Призрака свободы» — Мишель Пикколи (министр) и Жюльен Берто (комиссар), брутальный Пьер Магеллон, заботливый добряк Поль Франкер, шляпный коммерсант (но не только) Микаэль Лонсдаль, Адольфо Чели (доктор), и, конечно же, Жан Рошфор. Все они хорошо известны зрителям по любимым французским фильмам тех лет. Перечень женских ролей менее внушителен и представлен Моникой Витти, а также Миленой Вукотич, Мюни, Анн-Мари Дешотт, которых Бунюэль снимал и в других своих работах. В эпизодах можно встретить и самого маэстро, и автора сценария, и даже продюсера.

Действие фильма состоит из ряда сцен, где каждая последующая связана с предыдущей только формально — один из персонажей перемещается в следующий эпизод и там исчезает, уступая место самостоятельному развитию сюжета. Тем создается эффект многих фильмов, заключенных всего лишь в одном-единственном. До конца оставаясь новатором и сюрреалистом, — напомним, что одна из его ранних картин снята при содействии его великого друга Сальвадора Дали, — режиссер неоднократно выплескивал на экран методы, созданные неуемной фантазией, но подчиненные осознанной воле великого творца. Так, в картине «Этот смутный объект желания» одну и ту же героиню играют две актрисы, абсолютно не похожие одна на другую, тем Бунюэлю удалось, используя такой уникальный прием, вместить в образ возлюбленной стареющего парижского буржуа (Фернандо Рэй) совершенно противоположные свойства, что иначе было бы просто невозможно. Холодная энглизированная красотка и жаркая андалузская танцовщица фламенко создали единый, цельный образ — но только вместе.

Применяя оригинальную связь эпизодов в «Призраке свободы», режиссер добился всестороннего ощущения безграничности абсурда, на самом деле имеющего место в действительности в очень многих сферах общественной жизни. Является фактом, что только сопоставляя реальность общественного устройства совершенно абсурдным построениям, можно постигнуть подлинные цели и свойства общественных институтов и традиций — наверное, в этом состояла одна из наиболее глубоких идей Бунюэля, и это нашло яркое и талантливое воплощение в сюжете сюрреалистической картины.

Отцу респектабельного парижского семейства и коллекционеру пауков надоела симметрия. Все это хорошо, но ночью у него по спальне начинает разгуливать страус, а потом является почтальон на велосипеде и оставляет письмо. По проселочной дороге едет танк — военные гонятся за лисами.

Святые отцы, разглагольствующие о богословских вопросах, очень быстро оказываются за карточным столом, где на кон ставятся святыни из их багажа. Один из падре очень даже не против продолжить беседу с миленькой постоялицей отеля в формате, не совсем соответствующем канонам монастырского благочестия. Тем временем в соседнем номере юный дворянин, племянник, плотски соблазняет свою тетушку, между ними проскочила искра, оказывается, на воскресной мессе. Рекпектабельный и обаятельный жантилом приглашает всех постояльцев к себе в номер, на рюмку чудного портвейна и чтобы скоротать вечер, — но в действительности вся эта публика нужна ему не более, чем для усиления приятных ему ощущений, т. к. сеанс мазохизма наедине только с секретаршей был бы куда привычнее и тем скучнее. Профессор полицейской школы читает лекции о сексуальных традициях в Меланезии, и это, безусловно, самые необходимые для бравых постовых сведения. Наконец, становится известно о похищении дочки влиятельного парижского предпринимателя, мобилизована полиция, вскрылись злоупотребления и недочеты, однако при этом ввиду значительного резонанса события никто не замечает, что на самом деле девочка никуда не исчезала, и огромная административная машина, затратная и паразитическая по своей сути, в действительности вращается впустую (ничего не напоминает?). Маньяк со снайперской винтовкой решает позабавиться из окна небоскреба, прилегающая территория покрывается трупами, следствие, суд — и на выходе оправданного встречает толпа желающих получить его автограф. Венчает картину эпизод с официальными лицами в комиссариате и министерстве, не имеет значения, в каком именно, разве не все они одинаковы по сути? Влиятельному комиссару во время обеда в кафе звонит его покойная сестра, он едет к ней на кладбище и действительно, из склепа протянут телефонный провод…

Абсурд? Да, конечно! но что из этого? разве не вправе художник сдержанно предлагать свое видение предмета, проблемы, катастрофы? И особенно, когда видит он острее и подмечает лучше? Где мы живем, среди каких институтов, каковы мы сами, как мы породили все это, что со всем этим делать и, главное, чего ожидать потом, — все эти вопросы задаст себе и потом на них же себе ответит вдумчивый зритель картин Луиса Бунюэля. И возможно, когда придет пора этого самого ответа самому себе, вдруг заметишь, что чародейство и волшебство искусства великого маэстро уже успело оградить тебя невидимой стеной от многого, что пусто, зряшно, никчемно, не говоря уже о прямой лжи, фарисействе, подмене понятий, манипуляции и прочем, из чего в основном и состоит, к сожалению, современный мир — мир, откуда незаметно ушли и добродетель, и честность, и подлинное, и вечное, и где только почти и остается, что не забывать о краткой гортанной команде, которую в любой миг готовы отдать расстрельному отряду новые палачи. Знакомо? Ну конечно, ведь именно мы и видели заключительных кадрах «Призрака свободы»… И именно этим заканчивается любая не свобода, а ее призрак.
Оценка 2
Заголовок Во французском кинематографе тоже бывают проколы.
Текст реценизии Честно говоря фильм настолько глуп, что при его просмотре он просто вызывает отвращение.
Старое французское кино — это трогательное (если это драма), смешное (если это комедия), а самое главное осмысленное. Французы всегда знали что в своих фильмах они высмеивают или что хотят донести до зрителя, а то, и то и другое вместе. Достаточно вспомнить фильм «Игрушка». Но все эти высокие слова не про это фильм!

Это фильм смотришь и думаешь, а где собственно знаменитое, доброе, хорошее, понятное и добродушное старое французское кино? Где кино так близкое и похожее на старое доброе советское кино, где то французское кино, где нет пошлости?

Фильм поразил своей непристойностью. Луис Бунюэль умудрился показать такие близкие и понятные нам вещи в абсолютной пошлости. Я имею ввиду разговор за столом или простых монахов, которые играют на церковные образы. Зачем потешаться над таким? Или если Луис Бунюэль хотел показать подкупность суда, то зачем там было менять местами «приговор о помиловании» и «приговор о казни». Я этого не понимаю. Возможно мои слова покажутся весьма наивными, но моё мнение Бунюэль хотел снять просто необычное кино и сорвать на этом неплохую выручку в прокате. А мы за то что он Луис Бунюэль должны будем ему похлопать, только потому, что у него есть имя. Сними этот фильм некому неизвестный режиссёр, пролетел бы это фильм как фанера над Берлином.

Сам Бунюэль сказал о фильме: «Фильм говорит о поиске истины, от которой надо бежать, едва она открыта, о неумолимой силе социальной рутины. Он говорит о необходимости поиска, о случайностях, о морали, о тайне, которую надо уважать».

По мне так эти слова не больше чем вздор и никакой общей картины с фильмом не имеют. Но это лишь моё мнение. Каждому судить по своему…
Оценка 1
Заголовок Свобода или смерть (с)
Текст реценизии Свобода. В этом слове заложено гораздо больше, чем, кажется на первый взгляд. Мы привыкли считать себя свободными, не будучи посаженными в сырую и темную клетку. Но на самом деле это только призрачная свобода. Ведь даже находясь на воле, мы не всегда можем делать то, что действительно хотим. Существует несколько уровней нашей свободы:

1) Первый, и самый приземленный уровень это простые человеческие законы и порядки, которые формировались не годами, а столетиями. Они оттачивались как камень, лежащий на берегу моря, который становится все более ровным и гладким с каждым новым приливом. Это ограничение, созданное самим человеком и направленное на обеспечение порядка и безопасности жизнедеятельности отдельных индивидов и общества в целом.

2) Второй уровень касается вопросов этики, морали и религии. Мы вольны делать некоторые вещи, за которые не можем быть наказаны федеральным судом. Но обязательно будем наказаны судом человеческим, в силу наших различий во взглядах на вещи. Это ограничение, созданное тем, что мы издревле называем «совестью».

3) Третий и последний уровень. Это наше сознание, мысли. Это, то место, в которое не сможет пробраться ни одно живое существо, ни одна сущность. Полет мысли — это абсолютная свобода, не ограниченная никакими рамками, лишь собственным восприятием всего происходящего во внешнем и внутреннем мире. Одних из нас он превращают в гениев, других в животных. Это создано высшим разумом, не иначе.

В этот раз французы меня действительно порадовали. Фильм с невероятной легкостью и непринужденностью, и огромной долей саркастичности, повествует нам о несовершенстве человеческого общества. Противоречивые моменты, вещи, перевернутые с ног на голову и окутанные забавным облаком комичности, всего происходящего на экране, просто не оставляют равнодушным. Главным героем фильма является отнюдь не человек, а та нить, которая связывает всех персонажей и события этой сюрреалистической картины. Оригинальное решение режиссера и сценариста.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Сюрреалистическое и безумное путешествие по снам в поисках «призрака свободы». Полтора часа проведенных на мосту из логических цепочек подвешенных над пропастью бреда и абсурда. Всё это сочетает в себе фильм талантливого режиссёра.

Каждый эпизод достоин своего маленького «оскара» за свою оригинальность и юмор. «Призрак свободы» играет всеми возможными приёмами. Контраст можно например встретить в сцене где праведные монахи после молитвы играют в покер и курят сигареты. Ироничная сцена с «обедом» на унитазах, ведь в приличном обществе чтобы покушать надо удалиться в дальнюю комнатку справа.

История потерянной девочки, которую в упор не замечают… Хей, список можно продолжать до бесконечности.

Главное достоинство в том, что это смотрится гармонично и упорядоченно. Каждый эпизод является логичным (ну или не совсем логичным) продолжением предыдущего. Сразу же вспоминаются картины «Сладкая жизнь» и «Святая гора». Но там всё как то более серьёзно. У Бунюэлля же все иллюзии и сюрреалистические вставки интересные и забавные.

Актёры заслуживают отдельного упоминания, потому что на них приятно смотреть. Если бы не их отличнейшая подборка в эпизодах можно было бы окончательно запутаться. А так, после просмотра в голове остаётся чёткая цепочка из сценок. Это даже превратилось в какую-то супер-пупер интеллектуальную мини-игру: восстанови ход событий фильма.

Кино заслуживающее внимания. Это как у Кафки, только не так мрачно и депрессивно. «Призрак свободы» и через 40 лет призрак. Никогда не устареет.