Элемент преступления (1984)

Forbrydelsens element (1984) 18+


О фильме

Живущий в Каире следователь из Европы возвращается на родину, чтобы расследовать цепь преступлений, совершенных маньяком по имени Гарри Грей. Используя метод идентификации с преступником, сыщик поневоле превращается в него сам.

Подробная информация

Слоган
Страна Дания
Жанр драма, триллер, криминал
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 14 мая 1984
Премьера в России
Релиз на DVD 25 марта 2009, «Кармен Видео»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 104 мин. / 01:44
Рейтинг Кинопоиска 7.082 / 825
Рейтинг IMDB 6.80 / 4 940
Рейтинг мировых критиков 77
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Рабочее название фильма — «Последний турист в Европе» (The Last Tourist in Europe).
Съёмки фильма проходили на территории датского острова Зеландия.
В главных ролях Ми Ми Лай, Ларс фон Триер, Джеролд Уэллс, Эзмонд Найт, Майкл Элфик, Янош Хершко, Ахмед Эль Шенави, Стиг Ларссон, Астрид Хеннинг-Енсен, Гарри Харпер
Роли дублировали
Режиссер Ларс фон Триер
Сценарий Ларс фон Триер, Нильс Вёрсель, Уильям Куэрши
Продюсер Пер Хольст
Композитор Бо Хольтен, Хенрик Блихман, Могенс Дам
Художник Питер Хёймарк
Монтаж Томас Гисласон
Оператор Том Эллинг
Участники съемочного процесса Ми Ми Лай, Ларс фон Триер, Нильс Вёрсель, Джеролд Уэллс, Эзмонд Найт, Том Эллинг, Могенс Руков, Пребен Лердорф Рай, Томас Гисласон, Пер Хольст, Камилла Овербай Рус, Майкл Элфик, Лейф Магнуссон, Янош Хершко, Бо Хольтен, Уильям Куэрши, Мария Берендт, Питер Хёймарк, Ахмед Эль Шенави, Stephen Wakelam, Стиг Ларссон, Астрид Хеннинг-Енсен, Хенрик Блихман, Джон Банг Карлсен, Frederik Casby, Duke Addabayo, Гарри Харпер, Gotha Andersen, Роман Московиц, Могенс Дам

Премии фильма

  • Каннский кинофестиваль, 1984 год (fr) - Золотая пальмовая ветвь

Страны производства фильма

  • Дания (14 мая 1984) - 0
  • США (Октябрь 1984) - 0
  • Франция (30 января 1985) - 0
  • Германия (ФРГ) (24 мая 1985) - 0
  • Португалия (Февраль 1986) - 0
  • США (1 мая 1987) - 0
  • Швеция (28 августа 1987) - 0
  • Финляндия (24 августа 1990) - 0
  • Венгрия (18 сентября 1997) - 0
  • Италия (4 февраля 2000) - 0
  • Польша (19 мая 2000) - 0
  • Гонконг (4 сентября 2000) - 0
  • Греция (8 ноября 2002) - 0
  • Германия (10 марта 2005) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Альтернативная реальность, Амнезия, Антиутопия, Белье, сохнущее на веревке, Вода, Возвращение, Гипноз, Головная боль, Детектив, Детоубийство, Дождь, Европа, Женская нагота, Изменение личности, Каир, Кафкианская (кошмарно-бессмысленная) атмосфера, Метод, Независимый фильм, Нео-нуар, Онирик, Оригинальное название, сказанное персонажем, Отходы, Перемещение, Проститутка, Психоанализ, Руины, Сепия, Серийный убийца, Серийный убийца детей, Сиквел, Сюрреализм, Третья часть (триквел), Управляемая камера, Фантастический, Часть трилогии

Рецензии пользователей

Оценка 3
Заголовок Мыслить как преступник
Текст реценизии «Если долго смотреть в бездну, то бездна тоже посмотрит в тебя» (Ф. Ницше)

На первый взгляд сюжет фильма «Элемент преступления» кажется стандартным для детективного жанра. Где-то в Европе маньяк убивает маленьких девочек, продающих лотерейные билеты, и уродует их тела. По его следу отправляется недавно вернувшийся из Каира детектив Фишер, который использует для поимки преступника методику своего наставника Осборна, местами сильно смахивающую на систему Станиславского и заключающуюся в попытке поставить себя на место убийцы, чтобы понять, что толкнуло того на совершение преступления. Но по мере расследования маска все плотнее прирастает к лицу Фишера, и он оказывается не в состоянии отличить, где заканчивается он сам и начинается преступник.

История, которая вполне могла бы выйти из-под пера Кафки или Кинга, попадает в руки Ларса фон Триера, и уже одного этого достаточно, чтобы понять, что зрителя ждет отнюдь не развлекательное зрелище. Как сказал один из критиков, этот фильм может вас не тронуть, но он проникнет вам под кожу. Снятый в болезненно-желтых тонах, он не только рассказывает историю медленного погружения в безумие, но и является хрониками смерти Запада, загнивающего словно по сценарию, написанному коммунистической пропагандой. И если в «Меланхолии» режиссер быстро разделывается со всей планетой, то в «Элементе преступления» он смакует каждый миг разложения истерзанного тела Европы, лежащей в грязи, словно труп маленькой продавщицы лотерейных билетов.

Мы наблюдаем за этим процессом глазами введенного в гипноз Фишера, который, возвращаясь в прошлое, рассказывает собственную историю потери разума из-за буквального следования методологии Осборна. Однако не только это сводит его с ума — не менее благоприятствует прогрессирующему безумию героя и нездоровая атмосфера Европы, которая, словно пост-апокалиптическая Венеция, медленно уходит под воду, растворяясь в грязи и нечистотах. Это мир, в котором всегда три часа ночи, мир без смены времен года, без рассветов и закатов, мир, освещаемый тусклым светом заляпанных грязью фонарей, выхватывающих из мрака уродливые, похожие на гнилые зубы, останки строений. Мир, из которого хочется вырваться, разбив оконные стекла и впустив внутрь свежий воздух. Окружающая героев действительность превращается в бесконечный кошмарный сон, пленники которого могут лишь молить невидимого гипнотизера разбудить их, пока не решатся сами наложить на себя руки.

Постоянным лейтмотивом этого кошмара является образ лошадей, погружающихся в грязную желтую воду — прекрасных умирающих животных, символизирующих в культуре Западной Европы силу, мощь и грацию. А перевернутая телега с брошенными в грязи яблоками, олицетворяющими плоды познания, выглядит символом упадка и отказа от просвещения. Впрочем, все рассуждения о символике образов данного фильма являются очень субъективными, поскольку режиссер так и не дал окончательного ответа на загаданные им же загадки. На протяжении всего фильма Триер словно дразнит зрителя обещанием того, что вот-вот, сейчас все будет понятно. Словно морковкой, повешенной перед ослиной мордой, он манит ответами на поставленные вопросы, но в итоге оставляет в недоумении, словно комиссара Фишера, нашедшего в архиве вместо материалов дела чистые страницы. Конечно, в финале возникает некое подобие ответа и преступление раскрывается, но это вызывает лишь новые вопросы, на которые режиссер предпочитает не отвечать.

Нет определенности и в жанровой принадлежности фильма, который оборачивается то нуаром, то триллером, то антиутопией, то всем вместе. В результате чего у зрителя так и не появляется твердой уверенности, существует ли в действительности показанная в фильме Европа, или же она является плодом воображения Фишера, реальностью, которую он описывает сквозь призму своего больного сознания.

Вместе с тем, несмотря на явное преобладание визуальной составляющей над содержанием и некоторую хаотичность повествования, перед нами самостоятельное и оригинальное творение человека, однажды самоуверенно назвавшего себя лучшим режиссером в мире. Не смогли отрицать этого и критики, и жюри Каннского фестиваля. Понимая, что перед ними нечто принципиально новое, но будучи не в силах полностью постичь мысль режиссера, они остановились на том, что дали фильму приз за технические достижения.

Однако кроме беспрецедентной игры с цветом, в «Элементе преступления», первом полнометражном фильме фон Триера и первом фильме из его Европейской трилогии, уже можно обнаружить приемы, ставшие впоследствии визитной карточкой режиссера. Среди них схематично изображенные сцены драк, участники которых напоминают марионеток из комедии дель-арте, сцены, снятые с высоты птичьего полета или удушающая атмосфера клаустрофобии. Вместе или по отдельности они появляются в его последующих работах, получивших гораздо более широкую известность за рубежом. Однако, если вы хотите знать, откуда есть пошел неповторимый стиль Ларса фон Триера, стоит обратить внимание на не обещающий ничего хорошего, окунающий зрителя в грязь и оставляющий в недоумении «Элемент преступления».
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Несмотря на то, что в этом фильме ещё нет собственного стиля Триера, несмотря на очевидную тарковщину и фирменную кафкианскую бессмысленность, фильм гениален.

Форма не важна: не важно, что она подражательна и выполнена в заимствованной эстетике, чужими приёмами. Есть гениальные подражатели; повторять, как и пародировать можно безумно талантливо.

В поисках стиля внешнего рассказано о поисках смысла внутреннего. Картина предельно символична. Под детективом, ищущим внутри человека источник преступных наклонностей, зашифрован сам режиссёр, в его поиске причин происходящего с европейским пациентом.

И снова та же тема, что будет и через несколько лет у Триера — возвращение сына к матери-Европе. Европе разрушающейся, разлагающейся, находящейся в глубокой депрессии. Конечно, речь не о внешнем разложении, Европа процветает. Триер визуализирует состояние внутреннее, которое он кожей чувствует. Разложение и апокалипсис души. Не каирский пиджак тонок для суровой Европы — это душе Триера слишком жутко на родине; тонкая и глазастая душа не защищена от того чтобы видеть и чувствовать ужас разрушения, невидимый многими. Наверное, так же трудно и больно было «в тонком пиджачке» Лермонтову, Достоевскому, Толстому.

Гнев небес в виде всё заливающей воды и вечной ночи, запущенность и разрушение. И герои фильма, без брезгливости сливающиеся с этим родным ужасом. Не страшащиеся отдаться самому грязному, патологичному, разлагающемуся. Ларс, как и помощник патологоанатома ложится на измазанный трупной кровью балдахин и рассыпанные по нему хирургические инструменты, не отмытые и недавно препарировавшие мертвых. Главный герой ложится на траву, усыпанную какими-то обломками техногенной катастрофы, спит в облупленных комнатах, ковыряется в земле, усыпанной мусором разрушения, ездит в ужасающе изувеченном народном автомобиле Фольксвагене, не может отвести взгляд от трупа утонувшего животного. Героям нечего уже брезговать, они сами связаны со всем этим, им самим не выжить, если не понять причин происходящего апокалипсиса. Они не могут обрести счастья в бегстве от Европы. Пути назад нет, только вперёд, в глубинные канализации и лабиринты зашлакованной, больной души. Я отдаюсь тебе, патология, я хочу понять тебя, принимаю тебя в себя самого, пробую на вкус грязь этого мира. Я делаю это, даже если мой учитель погиб, следуя этим путём, сошёл с ума, пытаясь понять и излечить сумасшедшую душу.

В монологах героя часто повторяется имя «Европа», как имя любимой. Его белый каирский костюм не жалко измазать в вечной грязи запущенной Европы. Он её любит. Невинную девочку, продающую развратные лотерейные билеты — символ потребительства, разлагающего душу. Его роман с Азией помогает понять Европу. С Азией, всегда счастливо живущей во внешней нищете, грязи и разрухе и чувствующей душу.

«Элемент преступления» — это внутренний манифест фон Триера. Я не боюсь измазаться, я принимаю родину такой как она есть, я не оставляю попыток найти причины её патологии. Я буду сливаться с ней до конца, даже если она захочет убить меня. Потому что я люблю. И я — вижу, и не могу не говорить с вами о том, что я вижу.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Ночь, улица, фонарь, убийство…
Текст реценизии Один из лучших, по мнению многих, фильм великолепного Ларса. Смотрится тяжеловато. Необходимо зашторить все окна, погасить свет и целиком и полностью отдаться картинке. Фильм снят в темно-коричневых тонах с элементами красного, других цветов вы не увидите. Не смотря на то, что Фон Триера зачастую обвиняют в занудности, я посмотрел эту картину с большим удовольствием.

Созданный известным датчанином мирок вне «нашей с вами» реальности очень угрюм и беспросветен. Пребывающий в вечной ночи город затягивает в пучину своего безумия главного героя — великолепного сыщика, сводя его с ума, а зритель становится немым свидетелем происходящего…
Оценка 1
Заголовок Город в стиле «сепия»
Текст реценизии Впервые посмотрел сие творение года полтора-два назад, смотрел надо сказать, краем глаза, никак не мог сосредоточиться и даже толком не смог разобраться в сюжетной линии (на деле оказавшейся довольно простой) но, несмотря на это все равно остался, впечатлен местной атмосферой. К пересмотру подготовился основательно, на сей раз смотрел ночью, в отличном качестве и ничем не отвлекая себя от просмотра, чего и всем советую.

Детектив Фишер (говорящая фамилия) разваливается в кресле у гипнотизера-психолога, и рассказываем ему свою историю, местами сумбурно, немного недоговаривая детали (что же все-таки случилось с девочкой?), местами наоборот делая акцент на мелочах. Из жаркого Каира наш герой приезжает в душный «самый центр Европы», песков, из-за которых наш герой в свое время ушел от жены, здесь нет, но гадости все равно хватает. Какой-то подонок убивает местных молодых барышень, а после уродует их тела с помощью разбитой бутылки. Но наш герой читал книгу «Элемент преступления», написанную его учителем Осборном, где описывается устаревшая методика поимки преступника путем сопоставления детектива с ним и понятия его внутреннего мира, чем и начинает заниматься наш герой.

Перед нами образец так называемого нео-нуара, причем довольно любопытный. Во вполне типичный для нуара сюжет о детективе, пытающегося понять мотивы преступника, но вместо этого влюбившегося в проститутку и маленько свихнувшегося, вставлены мотивы лжедетектива, характерного скорее для нео-нуаров. Сам процесс поимки преступника не так уж и важен (тем более что догадаться, кто убийца сможет практически каждый), важнее то, что происходит во время него в душе и разуме главного героя. Интересно найти грань, когда человек переходит из «хорошего» в «плохого», наш герой ее находит, только сам этого в полной мере не осознает, понимая лишь, что зло изначально находится в каждом из нас. Одна из самых распространенных тем в творчестве нашего героя, между прочим.

Триер, как обычно в своем раннем творчестве, держит дистанцию между фильмов и зрителем, местами подпуская последних к самой черте пониманию, а потом резко вновь отдаляя, давая лишний повод для раздумий или же прекращения просмотра. Но за внешней серьезностью и чрезмерной мрачностью скрывается ехидная ухмылка автора, издевающегося над типичными штампами жанра и некоторыми зрителями, принимающими все за чистую воду.

«Вы еще здесь?» (с)
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Сюрреалистичная картинка в желто-коричневых тонах, жутковатый сюжет про маньяка, убивающего маленьких лоточниц, — вся эта атмосфера давит на мозги. А это кино как раз и выдержано в именно такой атмосфере.

Признаюсь честно, во время первого просмотра я беспрерывно зевала, озираясь по сторонам в поисках чего-нибудь съестного, чтобы челюстю занять. Еле-еле выдержав почти двухчасовую пытку, я с удовольствием легла спать, даже не думав и не анализируя увиденное. Но на следующее утро во мне что-то шевельнулось и до смерти захотелось посмотреть это кино еще раз.

Где были мои глаза?? Это же невероятный фильм! «Почему?» спросите вы. Ответ: понятия не имею. И у кого не спрошу: «Ну как тебе триеровский «Элемент преступления?» в ответ всегда одно и то же: «Ооо…» А с чем это самое «ооо» связано, объяснить толково не может решительно никто.

Я могу сказать только одно: «Элемент» — это еще один кусочек увлекательнейшего пазла, имя которому — «Европа».

Смотрите сами. И удивляйтесь.
Оценка 3
Заголовок Элемент преступления
Текст реценизии Дебютная работа в полнометражном кино датского гения Ларса фон Триера не только открывает собой «трилогию Е», но и является первой картиной «великого и ужасного» с которой я ознакомился. И если первый факт имеет свою ценность и внес свою лепту в развитие и историю кинематографа, то второй факт значим только для меня. Датский режиссер — фигура в мировом и европейском кинематографе значимая и неодназначная. Признанный гением, многие не понимали его работ, а те кто понимали либо были в ярости либо нарекали датчанина своим кумиром, а его фильмы шедеврами. Человек-провокация, неискоренимый пессимист, создатель самого авангардного и провокационного направления в кино, обвиненный в человеконенавистничестве, расизме, психическом расстройстве и еще в Бог знает в чем, конечно заинтересовал меня в первую очередь как личность, а уже потом как режиссер. Но фон Триер безусловно гениален, ведь с помощью фильмов он преподносит свое мировосприятие и чувства.

В душном Каире британский следователь на сеансе терапии подвергается гипнозу, пытаясь восстановить умственное равновесие, воссоздать и воскресить картину былых дней, восполнить пробел в воспоминаниях. Блуждая в потаенных и укромных уголках сознания, под воздействием симбиоза мыслей, ощущений, чувств, воспоминаний он переносится в прошлое, когда он вел расследование в родном европейском городе о серийном убийце. Идентифицируя себя с личностью преступника, он все ближе подбирается к успешному завершению дела, но побочным эффектом является невольное превращение в преступника.

Ларс фон Триер уже в своей первой картине пытается экспериментировать, искать, создавать. «Элемент преступления» — это творческий эксперимент, небезуспешный поиск своего я в кино, авангардно-новаторский и авторский проект. Не зря фильм удостоился на Каннском фестивале технического гран-при — операторская и монтажные работы удачно воссоздают мрачную, угнетающую, депрессивную атмосферу безнадежного города, в котором всегда царит ночь и не происходит смена времен года. Все происходящее это словно сюрреалистические галлюцинации под гипнозом, обрывки мыслей и чувств, имеющие свою материальную оболочку.

Но если отвлечься от формы, то можно найти немало интересного и в содержании. Главный герой ищет элемент преступления без которого невозможно любое криминальное злодеяние. Цель? Мотив? Личность преступника или жертвы? Без чего невозможно преступление? Датский режиссер выносит своё неутешительный для человека и общества вердикт — самый главный и первичный элемент преступления заключается в свойстве человеческой натуры, в ее предрасположенности к злу. Оно неискоренимо и вырвавшись наружу полностью овладевает человеком, действую на него как наваждение, навязчивое желание.

В своем дебютном творении Ларс фон Триер сразу пытается продемонстрировать свое уникальное киномышление. Однако его кошмарно-бесмысленному криминальному детективу, сюрреалистичному нео-нуару, криминальному психоанализу не хватает осмысленности и логической завершенности. Картина цепляет, интригует, заинтересовывает и толкает к осмыслению и размышлению над увиденным. Но в целом, она оставляет впечатление отчаянного стремления привлечения внимания к своей персоне. Это видно не только в робких попытках шокировать консервативную публику (не думаю, что секс с проституткой на капоте или наркотические иллюзии могут кого-то всерьез шокировать), но и в неуверенной стилистике.

В будущем из Ларса фон Триера получится выдающийся провокатор и эстет в области демонстрирования низменных и «грязных» сцен, но в 1984 году он был лишь дебютантом. Дебютантом, который уже тогда обладал недюжинным потенциалом, искусственной искренностью и претенциозным новаторством.

7 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Детективный триллер

Маньяк по имени Гарри Грей убивает девочек, продающих лотерейные билеты. Следствие поручают детективу старой закалки Фишеру (Майкл Элфик), который ведёт его, опираясь на книгу «Элемент преступления», написанную аксакалом Осборном (Эзмонд Найт). Суть метода состоит в том, что детектив должен полностью идентифицировать себя с маньяком, чтобы понять суть его убийств и оказаться на месте последующего убийства раньше самого преступника, предотвратив смерть новой жертвы.

Дебютный фильм датского гения Ларса фон Трира стал настоящей бомбой и до сих пор остаётся одной из его лучших работ. Картина завораживает не столько интригующим сюжетом сколько шедевральной визуальной реализацией. Режиссёр, будучи ещё молодым, уже уходит от обычного повествования и создаёт ассоциативный мир, погружая зрителя в некую потустороннюю реальность, даже не намекая на мистику, а всего лишь раскрашивая происходящее.

«Элемент преступления» является первой картиной Ларса фон Трира из трилогии «Е». Позже он снимет фильмы «Эпидемия» и «Европа», которые продолжат и завершат цикл, объединённый общим взглядом на положение в Европе и некими сюжетными и визуальными ходами.

Ларс фон Трир, безусловно, является постмодернистом, что отчётливо видно уже здесь, поскольку за основу взят жанр с чёткими и устоявшимися канонами, причём постановщик даже создаёт мрачную атмосферу подобно более раннему направлению детективов и триллеров «фильм-нуар». В мрачности и загадочности картины фон Трир доходит до предела, не раз выходя за пределы простого повествования на территорию ассоциаций зрителя, но, тем не менее, сюжетная канва продолжает оставаться чёткой и предельно логичной.

Если брать сюжетный посыл картины, то во время второго просмотра я провёл массу параллелей со снятой пятью годами ранее картиной Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», как нельзя лучше показывающей безумие на войне. Однако там, где есть насилие, место безумию. Насилие затягивает человека. Оно настолько же естественно для него, насколько и противоестественно. А как раз профессия полицейского или же детектива напрямую связана с убийствами, созерцаниями расчленённых трупов, общением и копанием в психологии людей, которые эти трупы и создают. Отсюда вытекает глубокое и очень тонкое изучение природы преступления, почему же человек идёт на такой шаг, что подталкивает серийных маньяков для извращённых игр с жертвами и полицией.

Картина «Элемент преступления» при небольшом бюджете является настоящим визуальным шедевром, продолжая и изменяя традиции Андрея Тарковского, за что и получает технический гран-при на Каннском кинофестивале, который Ларс фон Трир посетит ещё не раз, а однажды даже окажется триумфатором.

Такой сильный и свежий взгляд на устоявшийся жанр был реализован всё-таки более чем необычно, поэтому фильм не смог стать популярным у большого количества любителей кино, но на смену фон Триру, который к тому времени экспериментировал уже над другими жанрами, пришли другие постановщики, сильно упростившие его манеру и добавившие глянца картинки, созданной по схожим приёмам. Эти фильмы стали куда более популярными, но той честности и того настоящего кино, поражающего до глубин, создать уже не удалось. И по сей день практически ежегодно на экраны выходят разного уровня триллеры, прародителем которых является дебютная лента гениального датского постановщика Ларса фон Трира «Элемент преступления».

8,5 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии «Элемент Преступления» — один из трёх самых лучших фильмов Триера, уступающий только «Европе» и «Танцующей в Темноте». Как известно Триер большой фанат Андрея Тарковского, а фильм «Зеркало» он называет главным фильмом, который вдохновил его на съёмку трилогии «Е», в которую вошли галлюциногенный «Элемент Преступления», безжалостно жестокий и депрессивный фильм «Эпидемия» и его самое гениальное творение фильм «Европа».

«Элемент Преступления» — это пытка снять то, что человек видит во время гипноза, бродя по своим мыслям. Весь фильм — это что-то не поддающиеся логики, фильм снят в жёлтых тонах, всё происходящее напоминает бредовый сон человека. Фильм снят очень профессионально, это действительно великое кино. Когда я в первый раз посмотрел «Элемент Преступления», он вызвал у меня жуткую депрессию, Триер в своих фильмах любит давить на мозг своего зрителя тяжестью своих фильмов. Если вы привыкли смотреть стандартные фильмы, то вы вряд ли досидите до конца, ощущение реальности в фильме полностью расплывается, то, что показано в фильме напоминает какое то наваждение, сон, от которого хочется проснутся, но вы не просыпаетесь, а всё больше удаляетесь в этот бред подсознания.

Кино просто шикарное, оно, конечно, не переплёвывает «Зеркало», «Сталкера» или «Пинк Флойд — Зе Волл», но всё же Триер понял тему и снял настоящий шедевр. Кино обязательно к просмотру всем любителям альтернативы. Главное помните, этот фильм стоит досмотреть до конца, как бы тяжело это не было!

Оценка 9,9 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Этот фильм заставит вас содрогнуться, этот фильм вгонит вас в транс, этот фильм заставит ваше сердце учащенно биться — это один из лучших фильмов Триера, это один из лучших представителей жанра, это «Элемент преступления».

100% арт-хауз. Эталон жанра. Кино, которое разъедает ваш мозг и не дает оторваться ни на минуту. Поражающие воображение декорации, абсолютно бредовый, но захватывающий сюжет, чрезмерная жестокость, галлюциногенный видеоряд, безумная игра актеров, футуристичность, грязь, кровь, мрачная атмосфера — вот основные составляющие этого адского коктейля.

Если вы еще не смотрели этот фильм, значит вы ничего не знаете о жестокости режиссера Триера.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Полицейский Фишер под воздействием гипноза освобождается от истории, которая произошла во время его последнего присутствия в Европе. Фишер стремится вычислить серийного убийцу девчонок-торговок лотерейных билетов. Его устаревший друг и бывший преподаватель Осбарн уверяет полицейского в том, что убийцей является какой-то Гарри Грей, который недавно умер, попав в автоаварию. Фишер не доверяет своему учителю и, уверенный, что убийца живой, направляется на его поиски. Фишер стремится поставить себя на место убийцы, предсказать, его мысли, его мироощущение и выходит на его след.

Сам Ларс фон Триер определял жанр фильма как современный нуар, снятый в цвете. Цвет, правда, преобладает один — желтый: он изредка изменяет свои оттенки, балансируя между тускло-оранжевым и серебристо-желтым. Через такое цветовое наполнение осуществляется атмосфера смерти. Она подкрепляется кадрами с умершими животными, общей сумрачной картинкой, характерной для нуара. Фильм экспериментальный, дерзкий, в особенности по отношению к технике съемок и монтажа. Кстати, именно за технику фильм был отмечен на Каннском фестивале.
Оценка 1
Заголовок Бог по имени Ларс
Текст реценизии Кто сомневается в божественной составляющей творчества Ларса Фон Триера — не любит кино или не воспринимает его, как искусство. Не один из режиссёров в мире (пожалуй, кроме Бергмана) не может похвастать настолько доскональным знанием создаваемого материала и характеров созданных им же персонажей. Как и полагается настоящему Богу, он не вмешивается в личную жизнь своих героев, цинично наблюдая со стороны (или сверху) их, в основном безрадостный, увлекательный жизненный путь.

Но так было не всегда. Когда-то Ларс тоже слыл «начинающим» и судорожно искал единственно верный способ самовыражения. Поиски сопровождались наглым цитированием, экспериментами с формой и содержанием. В общем, был как все, но не совсем… «Элемент преступления» провалился в Каннах. Звук хлопающих кресел заменял несуществующего тапёра, оставив на тридцатой минуте практически пустой зал. Последующую пресс конференцию также проигнорировали (что, впрочем, не помешало режиссёру уйти с призом). Да что там критики и зрители! Сам Триер отзывается с усмешкой и недовольством о ранних работах, включая гениальную «Европу». Когда-то Бог был человеком… и теперь не хочет об этом вспоминать.

По сравнению с последними работами мэтра, отличающимися радикальной социальной направленностью, данный опыт может показаться чисто формальной забавой. Перед нами нуаровый триллер — любимейшая лакуна эстетских авторов, позволяющая вмещать в избитую криминальную фабулу дополнительные смыслы. Следуя канону «расследовательского» детектива про сыщика и преступника, Триер рассказывает кино про совсем другую историю, решая задачи искусства и личной терапии. Стилистика затемнения и увядания особенной палитры съёмки погружает героя в антиутопический хаос, где всё перепутано и так темно, что, найти, в принципе, ничего невозможно. Но он ищет и ищет. Режиссёр тоже что-то ищет, разрушая все элементы жанра, превращая поиски необходимого элемента в риторический детектив, в котором с первых минут становится неважным всё имеющее отношение интриге. Да и есть ли она? Возможно и «преступления» нет, но его «элемент» точно существует. Иначе не получилось бы получить удовольствие от просмотра первого шедевра Ларса великолепного и всезнающего.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Второй увиденный мною фильм Ларса фон Триера, исключая короткометражку «Ноктюрн».

Что сказать — сравнивая эту ленту с «Картинами освобождения» могу с уверенностью сказать, что фон Триер вырос и продемонстрировал зрителям нечто совершенно иное. Да, в этом фильм символизм также играет важную роль, но не центральную, как в предыдущем фильме. Здесь еще важный упор делается на саму историю, на путешествии по человеческому разуму, на изучении психики человека, на показ всех ужасов человеческого подсознания, на кинематографическое воплощение гипноза и т. п. В общем, здесь фон Триер попробовал побродить по нескончаемому лабиринту неопознанного человеческого разума.

Чтобы его картина отличалась от других подобных и вообще — мейнстримовских, Триер пробовал эксперимент с цветовым оформлением картины. Здесь преобладают красный, желтый, оранжевый и т. п. Да, ощущения не самые приятные, но эта цветовая гамма идеально подходит под атмосферу фильма.

Как я уже говорил — эта картина очень символична. Здесь важна каждая деталь и любое отвлечение от экрана хоть на несколько секунд может привести к тому, что вы не увидите важные детали, о которых хотел рассказать фон Триер. Хотя, лучше чем он сам картину вряд ли кто поймет, потому что это 100% авторское кино. Триер сделал кино для себя, рассказав преимущественно о том, что его волнует и решил поделиться об этом со зрителями.

Фильм, конечно же, смотреть тяжело, но фильм про жестоких маньяков и не должен быть легким, каким их часто преподносят голливудские боссы. Триер решил показать, каким он видит такую историю — жесткой, мрачной, депрессивной, галлюциногенной, страшной, ужасающей и т. п. В общем, фильм не для любителей мейнстрима.

Актеры играют просто отлично. Хоть я и не знаю их имен и видел на экране их в первый раз, но в их таланте я убедился и ни капельки не сомневаюсь.

Фильм напомнил мне «Сталкер» и «Зеркало» Тарковского, что и неудивительно, ведь фон Триер является большим поклонником Тарковского. И это сравнение нельзя назвать неудачным или неприятным. Триер максимально приближенно перенял стиль Тарковского, добавив туда немного своего и получив абсолютно новый и неповторимый стиль.

Итого — шедевр авторского кино! Естественно, обязателен к просмотру.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Ларс фон Триер — «Элемент преступления»
Текст реценизии О Ларсе фон Триере я узнал недавно. С того самого момента я захотел познакомится с его творчеством. Решил начать смотреть его фильмы в хронологическом порядке. Решил, что таким образом лучше пойму его фильмы. Первым полнометражным фильмом фон Триера является «Элемент преступления» 1984 года. Именно с него я и начал знакомство с Ларсом фон Триером.

Смотреть этот фильм сложно. Надо полностью погрузится в действия фильма, в действия этого путешествия в разум Фишера. Надо все внимательно смотреть и слушать. Нельзя расслабляться, надо всегда быть начеку, не упускать ни одной детали. Ведь, действительно, это путешествие по разуму главного героя. Вы попадаете в его собственный Мир. Мир Фишера. Он хватает Вас за руку и затаскивает в свою голову. Зритель не просто видит историю преступления. Раскрытия преступления. Зритель не просто наблюдает за событиями, не просто следит за действиями следователя. Он видит эту историю, видит раскрытие преступления, следит за действиями глазами Фишера. Через пелену его внутреннего Мира. Гипноз. Все время Фишер находится под гипнозом. Он рассказывает, что было два месяца назад. И рассказывает, что он видит. Возможно все было по другому. Кто знает. Может быть вся эта грязь и разруха лишь преувеличение Фишера. Зритель дожен сделать выбор.

Очень сильное кино. Почти все оно стоит на одном человеке. На фон Триере. Он режиссер этого фильма, он сценарист этого фильма, он исполнил в этом фильме небольшую роль. Все это он сделал отлично, даже превосходно. Конечно съемка дело оператора, но стиль съемки и атмосфера зависит от режиссера. Не в обиду оператору, конечно. А атмосфера и стиль здесь просто великолепны. Сам же фильм представляет собой что-то вроде нуара. Это подтверждает и сам Триер. Но все же, если даже это и фильм-нуар, это все равно альтернатива. Фильм снят в желто-коричневых тонах. Сама съемка и монтаж очень сильные стороны этого фильма. По атмосфере и даже по тонам этого фильма, он сильно напомнил мне о фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Действительно, влияние Тарковского чувствуется. Сценарий здесь тоже великолепен. Действия, события. Все это превосходно. Многие фильмы лишь обертка, Вы раскрываете эту обертку, а там ничего нет. Обычный обман. Здесь же все иначе. Под красивой оберткой лежит вкусная конфета. Может обертку и сложно развернуть, но развернув, конфета там будет.

Актеры играли отлично. Честно говоря, никого из них я раньше не видел. За исключением Триера. Но играли они превосходно. Это авторское кино, сюрреалистическая картина. В таких фильмах важна каждая деталь. Должна быть превосходная режиссура, интересная и завораживающая. Должна быть превосходная работа оператора. Должен быть превосходный сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Сценарий, который должен нести в себе смысл всего фильма. Должна быть превосходная музыка. Должна быть превосходная игра актеров, актеров, которым Вы верите. Здесь все это есть, все превосходно. Актерам зритель действительно верит, потому что они актеры, а не декорации. Они передают эмоции и чувства зрителю.

Как я упомянул выше, в этом фильме превосходная музыка. Музыка звучит в этом фильме, примерно, два раза. И всегда в подходящий момент. Именно тогда музыка и нужна. Именно на тех секундах, именно в тот, определенный момент. И нигде больше.

В итоге отличный, просто превосходный дебют в полнометражном кино Ларса фон Триера. Отличное кино. Не буду его рекомендовать, потому что знаю, что многим он не понравится. Это авторское кино, другое кино. Кино, которое многие зрители просто не захотят принимать и понимать.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Элемент преступления
Текст реценизии Неожиданною покажется первая лента Ларса Фон Триера для тех, кто уже знаком с его поздними работами. Самая непохожая, впитавшая в себя множественные влияния, это работа на чужой территории. Ни о каких принципах Догмы здесь, конечно же, и речи быть не может. В этом фильме режиссер активно использует сложившийся киноязык.

Сомнамбулическая, во многом визионерская работа, воспроизводит в основе эстетику фильма-нуар, меняя цветовую палитру с черного на красный, наполняя фильм особой экспрессией, вводя зрителя в неподдельный гипноз, транс (что обусловлено сюжетом).

Действие фильма разворачивается последовательно, однако его начало относится уже ко времени окончания всех событий сюжета. Главный герой соглашается пройти сеанс гипноза с целью избавиться от головной боли, вызванной недавними событиями, связанными с расследованием серии жестоких убийств, а также получить психологическую разрядку. Таким образом, дальнейшее повествование относится к воспоминаниям детектива о ходе расследования преступления. Он, инспектор Фишер, в своем расследовании использует метод реконструкции мыслей и поведения убийцы, который в теории позволяет лучше понять его мотивы и разгадать возможные действия. Автор метода, наставник Фишера по академии, старик Осборн, считает, что последние случаи убийств никак не относятся к делу трехлетней давности. Так это или нет, говорить не буду, скажу лишь только, что Осборн, автор методики, сыграет в этой истории решающую роль.

По-хорошему, события фильма понимаешь только при повторном просмотре. При первом же части из них не придаешь значения, другие к концу просто забываешь. Хотя, надо признать, сюжет выстроен достаточно внятно. При этом в фильме все же остаются моменты, на которые не дается прямого ответа. Например, неясна символика скальпелей, ножниц, ключей, вилок и штампов, на которые время от времени ложатся герои (в основном Фишер). И что за странный прыжок за щиколотку, не один раз всплывающий по ходу фильма, для меня так и остался без объяснения.

Европа в фильме больше всего напоминает старый клоповник, который не ровен час погрузится в пучину моря с головой. Кровавая палитра, источенная коррозией. Душный влажный воздух. Весь фильм сменяют друг друга сцены затопления и дождя. Не удивительно, что после такого Каир кажется землей обетованной.

В итоге мы имеем сильный дебют, в котором Фон Триер отдает дань своим учителям, фильм, не лишенный таланта и умения грамотно сочетать в себе различные элементы.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Кровавая Европа Ларса Фон Триера
Текст реценизии Первый фильм Ларса Фон Триера, первый в трилогии «Е», выполнен в жутких, септических тонах, полон депрессии Франца Кафки и стилистики Тарковского. История о детективе Фишере, который, дабы споймать маньяка Гарри Грэя, самоидентифицируется с ним и разрушает свою душу, рассказана в крайне трудновоспинимаемой для большинства манере психоанализа, вшитую в структуру неонуарного произведения.

В целом, фильм практически бессюжетен, но анализу он поддается легко.

Это фильм о жестокости, причем сугубо европейской(трилогия «Е» полностью посвящена Европе), и это подчеркивает септическая сьемка, при которой все вокруг окрашивается кровью. Кровавая вода, кровавый свет фонарей, тьма, сводящая с ума и некий маньяк Гарри Грэй, как символ погрязшей в грехах и содомии Европе.

А с другой стороны, это нуарная история полицейского Фишера, зашедшего в своих экспериментах по расследованию слишком далеко и утратившего связь с самим собой.

«Элемент преступления» — кино не для всех, но ценители глубоко новаторского кино ленту оценят и даже полюбят.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Детектив от Ларса фон Триера — это что-то принципиально новое. Первая серьезная, полнометражная работа режиссера. «Элемент Преступления» знаменует начало трилогии «Е» и весьма успешно, нужно сказать. Если бы меня вдруг попросили описать свои впечатления от фильма одним словом, то я бы сказала, что он такой какой-то «кислотный» что ли. И в плане картинки — всё в таких красных, септических тонах; и в плане сюжета — тот еще «разъедающий мозг» сценарий. Это один из тех фильмов, когда вроде бы все понятно, когда есть и история (вообщем-то довольно банальная), и мысли, и героев не так много, что б в них путаться, но все равно что-то до конца остаётся неясным. Наверное, просто потому что мы (в большинстве своём) привыкли смотреть фильмы, где все «разжевывается» до самой последней мелочи. Тут такого не будет — Триер всегда оставляет место недосказанности.

В центре сюжета детектив Фишер. Расследуя дело о серийном маньяке он использует методику «преступного элемента», т. е полностью позиционирует себя и свои действия относительно действиям маньяка Гарри Грея. Он идет за ним попятам: думает как убийца, ведет себя как убийца и на какой-то момент теряется в личности убийцы.

«Ты не Гарри Грей, ты Фишер», но он уже похоже не различает границы себя и Гарри — полное растворение в личности другого человека.

Вся это история идет как бы из головы главного героя — он сам рассказывает её, находясь в гипнозе. Такой тонкий психологический приём — это мне более всего импонирует в работах Ларса фон Триера — возможность самому стать на время психиатром.

Не берусь утверждать, что фильмом я прониклась или нашла в нем какие-то ответы на вопросы, но самоанализ личности все таки состоялся.

Хоть я и не всегда понимаю фон Триера, но мне определенно точно по душе то, что он снимает. И так хочется, что бы это никогда не кончалось.

8 из 10

Вы верите в добро и зло? (с)