Сага о Форсайтах (сериал) (1966)

The Forsyte Saga (1966) 18+


О фильме

Полувековая история семьи Форсайтов, начиная с викторианской эпохи до 1920-х годов. Человеческие страсти: ревность, измены, отчуждение, разводы раскрываются на грандиозном фоне культурных, социальных перемен, политического хауса и личного благоденствия.

Форсайты — крепкий клан: страсть, красота, искусство — для них нечто чуждое, даже опасное. Когда все это вторгается в сплоченную семью вместе с Ирэн — женой одного из «столпов» Сомса и ее другом, архитектором Босини, начинает разворачиваться драма, затронувшая всех Форсайтов.

Подробная информация

Слоган
Страна Великобритания
Жанр драма
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 7 января 1967
Премьера в России
Релиз на DVD 24 сентября 2009, «Columbia/Sony»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA
mpaa
Время 1300 мин.
Рейтинг Кинопоиска 8.132 / 117
Рейтинг IMDB 8.40 / 396
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Маргарет Тайзэк, Кеннет Мор, Эрик Портер, Сьюзен Хэмпшир, Найри Доун Портер, Джон Уэлш, Николас Пеннелл, Джон Баркрофт, Джун Бэрри, Мэгги Джонс
Роли дублировали
Режиссер Дэвид Гайлз, Джеймс Селлан Джонс
Сценарий Джон Голсуорси, Дональд Уилсон, Энтони Стивен
Продюсер Дональд Уилсон
Композитор Маркус Додс
Художник Сэлли Халк, Джоан Эллакотт, Спенсер Чэпман
Монтаж Питер Пирс, Джеффри Фрай, Дэвид Тейлор
Участники съемочного процесса Джулиан Д’Альби, Джон Беннет, Роберт Гилл, Малья Наппи, Дерек Фрэнсис, Джордж Мерритт, Джеффри Сигал, Мартин Миллер, Иэн Флеминг, Остин Тревор, Маргарет Тайзэк, Миша Де Ла Мотт, Кеннет Мор, Фрэнк Форсайт, Стив Плайтас, Джон Скотт Мартин, Кинастон Ривз, Теренс Александр, Ральф Майкл, Питер Копли, Джон Мур, Генри Б. Лонгхерст, Бэзил Дигнэм, Эллен Поллок, Джордж Вудбридж, Джеральдин Шерман, Фэй Комптон, Лана Моррис, Гэрри Марш, Эрик Портер, Майкл Йорк, Хьюберт Хилл, Сэлли Халк, John Beavis, Роуз Пауэр, Джулия Уайт, Джонни Вейнрайт, Питер Пирс, Susan Manderson, Маркус Додс, Mirabelle Thomas, Фэйт Хайнс, Нора Суинбёрн, Йен Триггер, Дженни Лэйрд, Cicely Paget-Bowman, Теренс Скалли, Джоан Эллакотт, Алан Роу, Уолтер Хорсбраф, Кэролайн Блэкистон, Камерон Миллер, Anne De Vigier, Розмари Роджерс, Ричард Пирсон, Дэвид Гайлз, Дональд Ги, Морис Куик, Сирил Лакэм, А.Дж. Браун, Кэмпбелл Сингер, Сьюзэнн Нив, Tenniel Evans, Эрик Лонгуорт, Рой Дентон, Годфри Джеймс, Джон Голсуорси, Джеффри Фрай, Джеки Смит, Джеффри Дентон, Джимми Гарднер, Ли Фокс, Майкл Малкастер, Чарльз Уэст, Джиллиан Мартелл, Бренда Коулинг, Ноэль Хоулетт, Сьюзен Хэмпшир, Джозеф О’Конор, Хэл Хэмилтон, Пэт Горман, Кристофер Бенжамин, Дерек Смит, Алан Джудд, Джордж Бенсон, Норман Генри, Анна Корвин, Джон Ринэм, Дональд Уилсон, Фанни Роу, Ларри Тофт, Дэвид Каргилл, Мэйси МакФаркар, Мартин Джарвис, Джон Данн-Хилл, Найри Доун Портер, Джон Уэлш, Колин Дуглас, Нора Николсон, Ричард Кэлдикот, Клайв Мортон, Джон Бэйли, Филип Рэй, Роберт С. Янг, Бриджет Тернер, Филип Ховард, Джон Кидд, Олуэн Брукс, James Wardroper, Робин Филлипс, Дедди Дэвис, Клиффорд Пэрриш, Урсула Хауэллс, Джон Филлипс, Джонатан Берн, Николас Пеннелл, Джинн Ле Барс, Джон Баскомб, Хильда Бэрри, Джеймс Селлан Джонс, Джон Баркрофт, Дэвид Тейлор, Джон Лоуренс, Барт Эллисон, Питер Уайтакер, Брайан Маршалл, Джун Бэрри, Lawrie Craig, Graham Tonbridge, Джон Виньяр, Майкл Пембертон, Джон Цезар, Мэгги Джонс, Ричард Армор, Тина Мэтьюз, Ширли Паттерсон, Рэймонд Кларк, Спенсер Чэпман, Винсент Тилсли, Констанс Кокс, Питер Мэллори, Сара Хартер, Далия Пенн, Полин Лоринг, Хьюго Кит-Джонстон, Холли Уилсон, Патриция Левентон, John DeVaut, Stephen Hubay, Леннокс Филлипс, Кристофер Ходж, Карин Фернальд, Джон Байрон, Сьюзэн Пенник, Энтони Стивен, Дэвид Брук

Страны производства фильма

  • Великобритания (7 января 1967) - 0
  • Швеция (30 августа 1967) - 0
  • Франция (3 октября 1970) - 0
  • Германия (ФРГ) (4 февраля 1973) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Имя персонажа в оригинальном названии, Мини-сериал, По мотивам романа, Семейная сага

Рецензии пользователей

Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Мне трудно представить, кто сейчас читает «Сагу о Форсайтах», кроме студентов-филологов. И фильм этот — ещё один агнец в жертву «никогда не умирающей» классике.

Трудно не быть предвзятой к настолько старым лентам — всё в них кричит о неопытности создателей и исполнителей. Сценаристы не научились ещё переписывать прозу в диалоги (поэтому без закадрового голоса ну совсем никак), операторы боятся сдвинуть камеру с одного места (и как никогда ощущаешь, что фильм — всего лишь движущиеся картинки), актёры путаются с репликами и делают неловкие движения, режиссёр затягивает действие до изнеможения…

Что меня удивило — так это решение танцевать от самой печки. Действие фильма начинается гораздо раньше, чем в книге, и затрагивает такие темы, как распавшийся брак молодого Джолиона, первое знакомство Сомса и Ирэн, женитьба Винифред и Дарти и даже пристрастие тётушки Джули к бездомным собачкам (!). Как будто девять книг Голсуорси сами по себе — недостаточный материал для экранизации…

Знакомство Ирэн с Сомсом, конечно, важный момент, но, на мой взгляд, она изображена в молодости слишком открытой и наивной. Зачем было метать бисер перед свиньёй — Сомсом? Как будто она не понимала, кто он, и как будто не презирала всю свою жизнь таких, как он… Сомс же выглядит слишком скромным, сдержанным и… красивым. Одень его чуть по-другому — и будет секс-символ. Боссини же, наоборот, слишком хрупок внешне и слишком вызывающе себя ведёт. Он ведь на самом деле никому не бросал вызов… Просто так получалось, что Форсайты видели (чувствовали) в нём противоборствующую силу.

Что касается молодого Джолиона, то идея сделать на нём акцент, конечно, не лишена интереса — но от книги это уводит совсем в другую степь. Посмотришь на него в фильме — так прямо герой, пошёл наперекор семье, всему обществу, чтобы быть с той, кого любит. А в книге-то он просто сидит в этой тихой гавани, рисует акварельки и посмеивается над собой.

Я посмотрела только первые четыре серии, но и они утомили меня до смерти. Уж лучше девять книг этих прочитать…
Оценка 1
Заголовок Эталонная ВВС-постановка, по моему мнению
Текст реценизии Эталонная ВВС-постановка, по моему мнению, настоящий Голсуорси, в отличие от более поздней экранизации. Сериал замечательный, единственный в своём роде, уникальное явление в киноискусстве. Сценаристы и режиссёры очень ответственно и бережно подошли к перенесению книг Голсуорси на экран. Абсолютно точно подобраны все актёры на свои роли и демонстрируют замечательную, очень проникновенную, драматическую игру.

По моему мнению, эталонный образ Сомса Форсайта создал артист Эрик Портер. Впервые я читала книги в очень юном возрасте и испытывала неприязнь к этому персонажу (в сущности, из-за сочувствия к Ирэн и солидарности с ней, как я поняла спустя годы). Очень удачным также считаю образ Ирэн в исполнении актрисы Найри Доун Портер. Но с течением времени, возвращаясь к книгам Голсуорси и перечитывая «Сагу…», я всё меньше понимала и принимала Ирэн, не говоря уже о том, что моё сочувствие к ней испарилось, а вот Сомс, наоборот, интересовал меня всё больше, и понятным в нём становилось очень многое, и сочувствие и живой интерес стал вызывать у меня именно Сомс. Со временем именно Сомс стал моим самым любимым персонажем «Саги…». Смотреть и пересматривать, как играет Сомса Эрик Портер для меня большая радость и удовольствие, он словно сошёл со страниц книг Голсуорси.

Образы «старого» Джолиона и «молодого» Джолиона, и игра артистов Джозефа О’Конора и Кеннета Мора, исполняющих эти роли, просто выше всех похвал. Страницы и главы, посвящённые «старому» Джолиону на протяжении всей саги — одни из моих самых любимых, и в сериале очень люблю наблюдать за этим персонажем и актёром Джозефом О’Конором, его играющим. Один из моих любимейших женских образов «Саги…» — Уинифрид — прекрасно и очень точно, по моему мнению, исполнила актриса Маргарет Тайзэк. Очень нравится образ Джун в исполнении актрисы Джун Бэрри.

Незабываемые позитивные впечатления оставил артист Николас Пеннелл, блистательно исполнивший роль моего самого любимого персонажа молодого поколения «Саги…» — умного, искромётного, неравнодушного, совестливого, любящего и просто потрясающего и замечательного Майкла Монта. Совместные сюжетные линии и сцены между Майклом Монтом (Николасом Пеннеллом) и Сомсом Форсайтом (Эриком Портером) — мои любимейшие во всём сериале (да и в книгах Голсуорси тоже). Образ пустышки и эгоистки Флёр, не стоящей таких замечательных отца и мужа, как Сомс и Майкл, замечательно и достоверно исполнила актриса Сьюзен Хэмпшир. Голсуорси мастерски описал на страницах своих книг судьбы и взаимоотношения этих персонажей, а исполнители этого сериала замечательно сыграли!.. Перечитываю и пересматриваю всегда с большим интересом и удовольствием. Я даже не знаю, какая часть «Саги…» у меня любимая: про отцов или про детей.

Вообще я считаю, что все артисты, играющие в «Саге…" — от главных до ролей второго плана и эпизодических, подобраны очень идеально и сыграли очень удачно и правдоподобно. Я не увидела ни одного персонажа или эпизода, когда мне не хотелось бы верить происходящему на экране или хотелось бы поспорить с создателями сериала. По-моему, это огромная редкость для экранизации литературы.

Очень нравятся замечательные съёмки, в большинстве своём павильонные, за редким исключением. Очень нравится, что эротические сцены очень корректные. Одно удовольствие посмотреть на исторически достоверные, красивые и элегантные костюмы и наблюдать за ухоженными, воспитанными артистами, умеющими эти исторические костюмы носить так же естественно, как свою кожу! Понравилась также прекрасная музыка и отличная операторская работа. Чувствуется, что всё направлено на то, чтобы воссоздать дух старой Англии и как можно более точно передать написанное Голсуорси. Просмотр немаленького по объёму сериала пролетает как один миг с интересом и удовольствием. Пересматриваю весь сериал примерно раз в год на протяжении всей моей жизни и мне никогда не надоедает.

Именно «Сага о Форсайтах» «сподвигла» меня на «подвиг» прочитать всего Голсуорси и приобрести собрание сочинений этого автора в мою домашнюю библиотеку. С течением жизни Голсуорси стал для меня одним из самых любимейших писателей, которого я не устаю и не перестаю читать и перечитывать всю мою жизнь, каждый раз открывая для себя в давно любимом и знакомом что-то новое и интересное. И за это тоже я бесконечно благодарна этой эталонной ВВС-постановке.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Истинные Форсайты
Текст реценизии Лучшая телеверсия легендарной семейной эпопеи Джона Голсуорси. Актёры полностью вжились в роли — в образы своих персонажей. Эрик Портер — Сомс Форсайт. Чётко, ясно и понятно: то же наполовину меланхоличное, наполовину настороженное выражение лица, а самое главное, передан сам внутренний мир Сомса — все его душевные терзания, связанные с Ирэн, читаются в глазах одного из самых выразительных героев «Саги о Форсайтах».

Найри Доун Портер — Ирэн Форсайт, в девичестве Эрон. Она потрясающе правдоподобно смогла передать характер Ирэн — с её испепеляющим взглядом, глубоким и манящим, с повадками, с красивыми чертами лица, с её холодностью к Сомсу.

Кеннет Мор — Молодой Джолион. Великолепная актёрская игра. Переданы абсолютно все душевные переживания, вся внутренняя философия Молодого Джолиона.

Остальные актёры также на высоте. Взаимоотношения, которые имели место быть в этой необычной аристократической семье, заслуживают особого внимания.

Перепетии между Сомсом, Ирэн и Босини — очень правдоподобно, искренне чувственно. Осознание Сомсом того факта, что он теряет свою супругу, показано с точностью такой, которая была именно у Голсуорси.

Чувство собственности — отличительная черта Форсайтов. И этим пропитана практически каждая минута данного сериала. Особенно поведение Сомса.

Я считаю, что эта телеверсия — самая лучшая. И пусть события развиваются не в хронологическом порядке, этот сериал — такой же шедевр, как и сам роман Голсуорси «Сага о Форсайтах».
Оценка 1
Заголовок Лучшая экранизация из всех возможных
Текст реценизии Экранизация ве-лико-леп-на.

Не стоит искать в ней потрясающие ракурсы, особую атмосферу, символичность и умопомрачительные спецэффекты. Все это отсутствует. Но отсутствие оного фильм нисколько не портит, потому что сериал снят бережно, уважительно и очень тщательно. Там нет неудачно подобранных актеров. Там нет бессмысленных сцен. Удивительная вещь — снято с почти дословным цитированием первоисточника, но воспринимается как самостоятельная вещь, как маленькая жизнь. И, тем не менее, после просмотра Ирен, Джолион, Сомс, Босини, Джун, Уинифрид, Монти, Вэл, Холли, Флер, Джон, Майкл — абсолютно все персонажи представляются именно такими, какими их воплотили в жизнь талантливые актеры. Все грани книги переданы совершенно. Разве что Ирен предстает перед нами куда более жесткой и подчеркнуто непреклонной, даже эгоистичной дамой, нежели это подано в книге, — но такую трактовку, откровенно говоря, вполне можно понять.

Интересно, что некоторые нюансы и ситуации, даже некоторые сюжетные ходы были додуманы авторами сериала, но при этом нисколько не расходятся с духом произведения, гармонично вписываются в него.

Лучшую экранизацию, на мой взгляд, снять практически невозможно, несмотря на все новейшие достижения кинематографа.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Аристократично. Стильно, Красиво. Безупречно.
Текст реценизии Вне всякого сомнения, одна из лучших телеадаптаций мировой классики. Безупречная во всем, начиная от мельчайшей детали в антураже до мимолетного актерского жеста. Сценарий, режиссура, историческая достоверность картинки, блестящая актерская игра без единого исключения, хорошая музыка, работа художников — все заслуживает наивысших оценок.

Сценарий Дональда Уилсона и Леннокса Филлипса проработан с большим уважением к первоисточнику, пробелов и изъянов в нем попросту нет. Изменения, внесенные в сюжет, незначительны, да и они не входят в противоречие с логикой повествования и характерами персонажей. Это относится и к наиболее существенному из этих изменений, касающегося местонахождения Ирэн в концовке сериала. Да, с формальной точки зрения это расхождение весьма существенное, но, опять-таки, абсолютно вписывается в структуру и логику сюжета. Благодаря этой импровизации мы получили два сильнейших эмоциональных эпизода, ставших подлинным украшением «Саги…». Они филигранно вписались в ход развития событий и сделали важные акценты в описании характеров нескольких героев. В пользу высокого профессионального уровня авторов сценария говорит и тот факт, что произведение Джона Голсуорси — объемное, масштабное и многогранное, в нем очень много деталей, акцентов, намеков и прочих «подводных камней», на которые было легко налететь при подготовке сценария. Но и Д. Уилсон, и Л. Филлипс очень удачно сманеврировали и избежали этих ловушек, которыми нобелевский лауреат богато сдобрил свое бессмертное произведение.

Столь же добрых слов заслуживают и режиссеры Эдгар Гайлз и Джеймс Селлан Джонс. Сериал целостный, без противоречий и «творческих прыжков» в разные стороны, обусловленных индивидуальностью почерка режиссеров. Если у них и существовали какие-то свои индивидуальные взгляды на постановку, в процессе съемки был найден общий, безусловно удачный, знаменатель.

Одним же из самых больших достижений и достоинств картины стал великолепная актерская игра. Именно о достижении тут стоит говорить хотя бы потому, что в «Форсайтах» очень много персонажей, причем значительное их число можно смело назвать главными. Ключевые из них — «главные из главных» — это, конечно же, Сомс Форсайт в виртуозном и безукоризненном исполнении Эрика Портера и Ирэн Форсайт в столь же отличном исполнении Найри Доун Портер. Смотришь на их игру — и восхищаешься, настолько эти актеры тонко прочувствовали свои роли и вошли в свои образы. О тех исторических эпохах, которые описываются в «Саге о Форсайтах» они могли знать только по рассказам своих бабушек, дедушек, отцов и матерей, но тем не менее, в ленте они выглядят подлинными викторианскими аристократами, настоящими героями этого времени, настолько, повторюсь, они прониклись духом эпохи.. Ну и, без сомнения, собственно игра: переживания, эмоции, накал страстей, которые очень ясно ощущаешь, при том что сериал, как и книга, скуп на внешние проявления эмоций героев, однако внутреннюю игру страстей вышеназванные актеры, как, впрочем и все остальные, передают на экране очень убедительно. Можно, конечно, спорить, о том, насколько соответствует Найри Доун Портер образу Ирэн, выписанному у Д. Голсуорси, подобные дискуссии почти всегда неизбежны, когда речь идет о яркой красивой женщине, являющейся ключевым персонажем. По моему же мнению, актриса сыграла очень хорошо, искренне. Ткую же высокую оценку можно дать и всем другим без исключения актерам, занятым в сериале. О каждом из них можно сказать немало лестных слов, но тогда рецензия просто не впишется не в какой формат, ибо актеров много, и все они сыграли на самом высоком профессиональном уровне — от главных до эпизодических. В плане актерской игры «в минус» сериалу записать нечего.

Чуть более сильное впечатление среди этого блестящего актерского состава на меня произвели, пожалуй, Джозеф О’Конор («старый Джолион» Форсайт), Джон Уэлш (Джеймс Форсайт), Кеннет Мор («молодой Джолион» Форсайт), Сьюзен Хэмпшир (Флер) потрясающий, замечательный, искрометный Николас Пеннелл в роли Майкла Монта, Джун Бэрри (Джун) и Джон Беннет (Филипп Босини), Мартин Джарвис (Джон Форсайт), Кэролайн Блэкистон (Марджори Феррар). Очень понравилась также Джеральдин Шерман в роли Виктории Биккет: такая милая, хрупкая. нежная и незащищенная….

Все любимые мною эпизоды, которых я с большим нетерпением ожидал при просмотре, полностью оправдали мои ожидания. Это касается всех сцен Сомс — Ирэн, а также Флер — Джон и еще многих других, в частности, судебного заседания и сцен, связанных с четой Биккетов.

Постаралась на славу и команда художников, которой сериал далеко не в последнюю очередь обязан своим успехом. Сэлли Халк, Спенсер Чэпман, Рэймонд Кусик и особенно художник по костюмам Джоан Эллакотт провели поистине грандиозную работу, благодаря которой исторические эпохи, во время которых разворачивается действие «Саги…», выглядят на экранах очень достоверно и убедительно.

Запоминается и музыкальная тема, звучащая в начале и конце каждой серии — очень стильная, торжественная, аристократичная, как и сам сериал. Отдельная благодарность композитору Эрику Коутсу.

Подытоживая, остается только сказать, что этот сериал всегда останется одним из самых моих любимых, и я не устану его пересматривать еще и еще раз. На безупречность и профессионализм всегда приятно смотреть. И заслуженная оценка этому сериалу, естественно,

10 из 10