Регтайм (1981)

Ragtime (1981) 18+


О фильме

На сшитом из лоскутков полотне жизни Нью-Йорка начала двадцатого века прослеживаются судьбы нескольких людей с акцентированием внимания на чернокожем герое, одержимо стремящемся добиться справедливости.

Подробная информация

Слоган Good Time ... Bad Time ... Ragtime
Страна США
Жанр драма
Бюджет
Сборы в США $11 099 118
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 20 ноября 1981
Премьера в России
Релиз на DVD 27 сентября 2007, «CP-Digital»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 155 мин. / 02:35
Рейтинг Кинопоиска 7.954 / 745
Рейтинг IMDB 7.20 / 4 882
Рейтинг мировых критиков 90
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Во время съемок Джеймс Кэгни был прикован к инвалидному креслу, и поэтому в большинстве сцен он снимался сидя. А те несколько эпизодов, где он стоит, снимали со спины, чтобы не было видно выражения его лица.
Мэри Стинберген была беременна во время съемок, но под ее старинными нарядами этого не было видно.
Первоначально режиссером проекта был Роберт Олтман, но в итоге его заменил Милош Форман.
Примечательно, что 81-летний Кэгни играл комиссара Райнлендера Уолдо, которому в 1910 году, когда и разворачивается действие фильма, было только 32 года.
Для Кэгни эта роль стала последней.
Джек Николсон появился в этом фильме в эпизоде-камео, изобразив усатого пирата в немой ленте.
В главных ролях Брэд Дуриф, Джеймс Кэгни, Дональд О’Коннор, Кеннет МакМиллан, Мэнди Пэтинкин, Джеймс Олсон, Пэт О’Брайен, Мэри Стинберген, Моузес Ганн, Элизабет МакГоверн
Роли дублировали Владимир Еремин, Геннадий Богачёв, Елена Павловская, Наталья Боровкова, Николай Лавров
Режиссер Милош Форман
Сценарий Генрих фон Клейст, Майкл Уэллер, Эдгар Лоуренс Доктороу
Продюсер Дино Де Лаурентис, Майкл Хаусман, Фред Сайдвотер
Композитор Рэнди Ньюман
Художник Джон Грэйсмарк, Анна Хилл Джонстоун, Джон Дэппер
Оператор Мирослав Ондржичек
Участники съемочного процесса Брэд Дуриф, Джеймс Кэгни, Илэйн Ив Кэмерон, Владимир Еремин, Стюарт Миллиган, Сергей Паршин, Сэмюэл Л. Джексон, Гарри Филдер, Бернелл Такер, Дино Де Лаурентис, Бесси Лав, Фрэнки Фэйзон, Джек Николсон, Дональд О’Коннор, Гретчен Франклин, Бэрри Деннен, Джефри ДеМанн, Кеннет МакМиллан, Геннадий Богачёв, Роберт Джой, Роберт Арден, Джефф Хардинг, Роберт Хендерсон, Мэнди Пэтинкин, Дональд Биссет, Патрик Коннор, Ричард Олдфилд, Джон Грэйсмарк, Джон Кларксон, Nelly Polissky, Вэл Прингл, Норрис Мэйлер, Патрик М. Хьюз, Natalia Dobrer, Бритт Уолкер, Ян Тришка, Елена Павловская, Наталья Боровкова, Фрэн Дрешер, Рэнди Ньюман, Павел Ландовский, Милош Форман, Джеймс Олсон, Джон Алдерсон, Рей Хэссет, Хэл Гэлили, Томас А. Карлин, Боб Шерман, Майкл Хаусман, Джон Стэрлэнд, Кэлвин Левелс, Джоэль Кутрара, Норман Мейлер, Джон Каррафа, Фрэнк Паттон, Дэбби Аллен, Алан Гиффорд, Пэт О’Брайен, Брюс Боа, Эллен Стреттон, Мэри Стинберген, Ричард Гриффитс, Пэт Горман, Бернард Уильямс, Норман Чансер, Билли Дж. Митчелл, Анна Хилл Джонстоун, Роберт Хитт, Дон Пламли, Майкл Джитер, Джон Дэппер, Джефф Дэниелс, Моузес Ганн, Николай Лавров, Питер Уитман, Джон Ратценбергер, Мирослав Ондржичек, Джеффри Гринхилл, Андреас Кацулас, Джош Кларк, Дженни Николс, Рон Уэйанд, Джим Фицпатрик, Джейк Денджел, Элизабет МакГоверн, Дэниэл Фоли, Джо Прамл, Джордж Дж. Мэнос, Зак Норман, Билл Рэймбуд, Дуглас Ламберт, Дерек Лайонс, Эдвард Уайли, Ховард Э. Роллинз мл., Колетт Хиллер, Роберт Бойд, Герман Меклер, Гарри Дитсон, Тед Росс, Эл Мэтьюз, Итэн Филлипс, Роберт Дорнинг, Кристофер Малкольм, Дерек Мартин, Эдвин Купер, Генрих фон Клейст, Стэн Симмонс, Джордж Харрис, Тони Сибболд, Несбитт Блэйсделл, Майкл Уэллер, Фред Сайдвотер, Дорси Райт, Эдгар Лоуренс Доктороу, Гай Грегори, Hoolihand Burke, Элуиз Тейлор, Николай Кошелев, Роберт Соффин, Илана Рэпп, Дэйв Гриффитс, Сонни Эбегнейл, Энтони Пауэлл, Джуди Тротт, Брайан Ф. Дин, Чайм Блаттер, Родни Джеймс, Майк Поттер, Макс Николс

Премии фильма

  • Британская академия, 1983 год (uk) - Лучшая песня — «One More Hour»
  • Оскар, 1982 год (us) - Лучшая мужская роль второго плана (Ховард Э. Роллинз мл.)
    Лучшая женская роль второго плана (Элизабет МакГоверн)
    Лучший адаптированный сценарий
    Лучшая работа оператора
    Лучшие декорации
    Лучшие костюмы
    Лучшая песня —
  • Золотой глобус, 1982 год (us) - Лучший фильм (драма)
    Лучшая женская роль второго плана (Мэри Стинберген)
    Лучшая мужская роль второго плана (Ховард Э. Роллинз мл.)
    Лучший режиссер (Милош Форман)
    Лучшая песня — «One More Hour»
    Прорыв го

Страны производства фильма

  • США (20 ноября 1981) - 0
  • Франция (6 января 1982) - 1
  • Аргентина (21 января 1982) - 0
  • Германия (ФРГ) (21 января 1982) - 0
  • Швеция (19 февраля 1982) - 0
  • Финляндия (12 марта 1982) - 0
  • Дания (15 марта 1982) - 0
  • Испания (30 марта 1982) - 0
  • Австралия (1 апреля 1982) - 0
  • Португалия (6 мая 1982) - 0
  • Нидерланды (23 сентября 1982) - 0
  • Филиппины (18 октября 1983) - 0
  • Венгрия (4 июля 1985) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1900-е, 1910-е, Американец ирландского происхождения, Американская мечта, Анархизм, Анархист, Атлантик-Сити, Нью-Джерси, Афроамериканец, Бегство, Безумие, Вандализм, Вдова, Вдовец, Взрывоопасное вещество, Вице-президент, Внебрачный ребенок, Гарлем, Дружба, Железнодорожная станция, Женская нагота, Женская нагота (вид спереди), Застреленный, Звезда немого кино, Игра в бейсбол, Из грязи в князи, Иммигрант, Иммиграция, Испытание, Исследование Арктики, Иудей, Катание на коньках, Кинотеатр, Конвейер, Лжесвидетельство, Маг, Магазин игрушек, Маленькая девочка, Маленький мальчик, Манхэттен, Нью-Йорк, Маскировка, Машина, Младенец, Мораль, Музей, Независимый фильм, Незаконнорожденный сын, Немое кино, Нижний Ист-Сайд, Манхэттен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Оригинальное название, сказанное персонажем, Осада, Оскорбление на расовой почве, Основано на реальных событиях, Оставление ребенка, Остров Эллис, Нью-Йорк, Отношения брата и сестры, Отношения мужа и жены, Отношения мужчин — некровных родственников, Первая мировая война, Пианино, Пианист, Пляж, По мотивам романа, Подкуп свидетеля, Пожарная часть, Пожарное отделение, Пожарный, Полицейская жестокость, Полиция, Потеря мужа, Похороны, Предложение вступить в брак, Президент, Психиатрическая больница, Расизм, Расовая несправедливость, Режиссер, Ресторан, Рогоносец, Русский, Салют, Свадьба, Скандал, Служанка, Создатель немого фильма, Статуя обнаженного человека, Супружеская измена, Танцор, Трагедия, Трамвай, Убийство, Уличный художник, Честь, Юрист

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Этот фильм очень многогранен. Несколько сюжетных линий идут и параллельно, и переплетаются. Здесь столько всего намешано, что одним просмотром вряд ли ограничишься. Фильм заставляет задуматься о многом.

Милош Форман взвалил на себя сложную задачу, но справился с ней блестяще! Позвал потрясающих актёров, которые выдают такое, что оторваться от экрана просто невозможно. Этот фильм как вихрь, закручивает зрителя всё сильнее и сильнее.

Сюжет описывать даже не берусь, ибо это практически невозможно. Множество человеческих судеб, счастливых и не очень, промелькнут перед глазами. Кто-то понравится, кто-то нет, но равнодушным не оставит ни один герой.

Подобные фильмы — наслаждение для зрителя! И мой Вам совет — как можно скорее познать это наслаждение!

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Цветная палитра судеб в объятьях многоликого времени
Текст реценизии Что тут скажешь?.. Впечатления потрясающи и вызывают искреннюю овацию…

Чешский кинематографист, покинувший в зрелые годы социалистическую родину, обуреваемую мечтою о народовластии далёкой «пражской весной», которую раздавили советские танки, сделал тем самым, наверное, самый главный шаг в своей жизни — прорвался на необъятное поле голливудского изобилия и получил заветный шанс для творческого перевоплощения из провинциального будничного ударника социалистического кинопроизводства в одного из наиболее значительных созидателей фабрики грёз современности. Упорный чех выжал все соки из выпавшего на его долю случая — и превратился в художника с большой буквы и с восклицательным знаком.

Абсолютно наглядным подтверждением мастерства господина Формана выступает «Рэгтайм». К превеликому сожалению, самое его недооцененное и малоизвестное в России творение. Это гимн искусству синематографа, это некое гармоническое сплетение одухотворённых кадров, связующих законченную, насыщенную, последовательную систему образов из жизни американского общества начала эпохи «великой иллюзии» и торжества технологий. Режиссером талантливо изобретена почти идеальная модель чередования игровых эпизодов, а сюжетная синтетика при всей кажущейся прерывистости и неоднородности превращается в цельное динамичное действие с фееричными и взрывными кульминациями. Именно поэтому, приступив к просмотру картины, вы будете не в силах оторваться и предвидеть не только концовку, но даже те события, которые произойдут спустя десять-пятнадцать минут просмотра.

Выразительным рефреном всего повествования служит музыкальный стиль, который дал название фильму. В чём сущность этого стиля? Совмещение несовместимого, единство и борьба противоположностей в музыке. Разорванность и хаотичность аккордов при общей гармонии и последовательности сыгранной из них мелодии. Если разделить звуковые сочетания — получится какофония; а при их слиянии — рождается музыкальное произведение. Так же и Форман, по кусочку, по капле, сливая воедино контрастные фрагменты из жизни совершенно разных слоев населения, колоритные характеры, отличающиеся друг от друга, словно полюсы магнита, драматические моменты, равномерно перемежающиеся с мелодраматическими и трагическими сценами, получает в итоге ту приятную на вкус и цвет алхимическую смесь, которая даёт мощный импульс к серьезным размышлениям и вдобавок ставит сильнодействующую прививку от ксенофобии.

Нет-нет, не подумайте, что картина посвящена, именно, расовому вопросу и проблеме сосуществования белых и чёрных. Сюжетная канва данного произведения глубока и многогранна, как и сама жизнь. Вы станете свидетелем того, как молодая девушка с ветреной авантюристической искрой превратится в актрису, бедный российский еврей — в американского «преемника» братьев Люмьер, уроженец богатой аристократической семьи — в пациента психиатрической клиники. Впрочем, список можно продолжать долго.

Хотя во многом основанием и центральной темой формановской философской находки (по книге Э. Л. Доктороу, конечно) является история Джона Колхауза Уокера-младшего, талантливого и гордого афроамериканского пианиста с весьма амбициозным и принципиальным нравом. Он совершенно противопоставлен среде его окружающей не только и не столько из-за цвета кожи. Он способен на поступок, тогда как nigger в общественном восприятии массы европеоидов того времени должен быть благодарен стране уже за то, что он не раб. Он готов добиваться своего до последнего. Он наивно уверен, что живёт в обществе равных возможностей и всеобщей ответственности. Но он заблуждается, т. к. некоторым белым обывателям и расистам, а так же полиции, чиновникам, вице-президенту и тем более лицам, его охраняющим, глубоко плевать на его проблемы, чаяния, надежды на справедливость и на его жену, которая ждёт ребёнка. И нелепое, с первого взгляда, веретено случайностей ведёт его на путь сопротивления, насилия и последующих событий, которые приведут в шок американское общество.

Создатель фильма невидимым перстом указывает, что причиной острого конфликта с многочисленными убитыми и покалеченными жертвами может стать сущая ерунда, причиненная в обиду, в насмешку человеку, который горд и не лыком шит, тогда как государство не может или не хочет его защищать правовыми методами. Что источником массового насилия может быть тривиальное унижение достоинства или мелкое, но колкое хулиганство, такое как подкинутые в автомобиль испражнения. И если государство бездействует и игнорирует бесправие — заговорят пушки.

Нельзя сказать, что режиссер предостерегает или поучает. Без наставлений и повышенного учительского голоса он констатирует, что насилие, физическое или моральное, ведёт к еще большему насилию, что пролитие крови — это не выход и что просветитель-гуманист Букер Вашингтон, пришедший к Уокеру в один из самых напряжённых моментов киноистории, совершенно прав: «Месть вызовет море мести, пока у кого-то не хватит сил сказать — нет, меня обидят, но я не стану мстить — буду стоять спокойно и одолею врагов тем, что вызову к себе почтение и уважение…». И одновременно имеет свою правду и Уокер: «Очень жаль, но мы живём на Земле…».

Ироническая улыбка Формана видна и в последних кадрах: жизнь тянется своей вереницей происшествий, негодяи остаются негодяями, время крадущейся походкой изменяет человеческие судьбы в основном плавно и аккуратно, а порой быстро и непредсказуемо под контрасты музыки регтайма, Гудини развлекает довольную публику, а тем временем тихо и обыденно начинается Первая мировая война. Всё течет, всё меняется внешне, при этом оставаясь неизменным внутри.

А радостная пара танцует, танцует, танцует…
Оценка 1
Заголовок Синема накануне апокалипсиса
Текст реценизии Причудливы бывают судьбы шедевров. Виртуознейший формановский «Рэгтайм» так и остался в тени его «Полёта над гнездом кукушки». Это несправедливо. Но, может быть, создав два конгениальных друг другу шедевра почти подряд, Форман нарушил какое-то высшее непостижимое равновесие?

В привычной Форману манере, с явной театрализацией действия, ведёт режиссёр четыре темы из романа Э. Л. Доктороу, как в настоящем рэгтайме. Еврейский художник Ашкенази, увидевший в игрушке братьев Люмьер неожиданные возможности; смазливенькая актриса Эвелин, предтеча капризных и эгоистичных кинозвёзд; благородное Семейство — Отец, Мать и Младший брат — нарочитое отсутствие имён делает его метафорическим; наконец пианист Колхаус Уоккер-младший, чья тема разрастётся вскоре во весь экран. В кипящем котле Америки начала ХХ века их темы будут причудливо переплетаться, как страсть и гордость, низость и благородство, алчность и щедрость… Повинуясь волшебной палочке невидимого дирижёра, не спеша они будут перетекать друг в друга и вдруг, слившись в середине фильма в одну, повлекут зрителя, как стремительно распрямляющаяся пружина, к катарсису, когда обречённый Колхаус Уоккер-младший скажет фразу, ради которой и был так тщательно разыгран этот блистательный киноспектакль: «Господи, зачем ты поселил в моей душе такой гнев?»

Этот шедевр так и остался в тени «Полёта над гнездом кукушки»… Может быть, за сложными сюжетными коллизиями не слишком проницательные критики просмотрели вечную формановскую тему Свободы, воплощённую здесь не менее виртуозно, чем в знаменитой «Кукушке»? Может, слишком глобальны показались аллюзии «у века на самой заре», накануне его первой большой крови?..

Но это, несомненно, шедевр. И сколь точны метафоры этого сложнейшего и так филигранно собранного кинопазла, от которого невозможно оторвать завороженный взор.

9,5 из 10
Оценка 2
Заголовок Кал — не повод для войны
Текст реценизии Милош Форман — фактически единственный режиссер-классик, который вызывает у меня стойкую неприязнь. Я считаю его работы триумфом приспособленца. Почему-то оказавшись в Америке он пытается снимать истории еще более американские, чем снимают американцы. Но его собственные взгляды и предпочтения разительно отличаются от того, что он сам и проповедует. Но обо всем по порядку.

Начиная просмотр Регтайма я удивился. Начало было необычное как для Формана — зарисовка нравов общества начала ХХ века. И она, заметьте, занимает треть фильма. Несколько героев, их судьбы переплетаются, они занимают разное общественное положение и движутся по жизни вперед. Никаких тебе противостояния бунтующей личности и общества. Потому я откровенно с интересом стал наблюдать, во что же это выльется. Но Форман меня не подвел — ни во что это не вылилось. Я всегда был приверженцем того кино, где все, от начала до конца имеет отношения к данной истории. Так вот, первая треть фильма вообще не имеет под собой никакой смысловой нагрузки. Ровным счетом. По окончанию этой трети, все переплетения сводятся на нет, герои которые минуту назад играли пусть второстепенные, но немаловажные роли, превращаются в эпизодические, и выглядят скорее ошибкой монтажера.

Но это можно назвать и стилистической ошибкой. Форман не разобрался о чем он будет снимать фильм. Судя по всему, изначально планировалось как всегда умыть ханжеское общество. Получилось неудачно — да, видно что лицемерие прошило всех насквозь, но не совсем ясно, как говорится «Ну и что из этого?».

Но далее повествование приобретает неожиданный оборот: некто музыкант, Колхаус Уоккер попадает под удар расистов. У него в фильме до этого была своя история, но она точно так же непримечательна. Просто посреди голого листа сценария появился ключевой момент фильма. Уоккер, еще вчера бедный музыкант, внезапно зарабатывает музыкой так много, что покупает, ни много ни мало (начало ХХ века, напоминаю), автомобиль. Опустим логические неувязки. К нему на ровном месте пристают пожарные-расисты-рэкитиры, требуя от него денег, и перекрыв ему путь машиной. Колхаус Уоккер уходит за полицейским, и по прибытию назад обнаруживает что пожарные опорожнились на сидение его машины. С этого момента фильм превращается в какой-то необъяснимый треш, где уже ничего не связано друг с другом, и куда делся вялотекущий, но более менее здравый сценарий, понять невозможно.

Уоккер требует убрать кал с его сидения, иначе он пойдет в суд. Пожарные и полисмен над ним смеются. Далее этот человек, судя по всему, только что покинувший Эдемский сад, начинает обходить все инстанции требуя справедливости. Везде, разумеется, ему отказывают. Его жена так переживает за него, что пытается прорваться сквозь толпу к какому-то политику, с очень уместным выкриком, мол, «Помогите моему мужу». Видимо убрать экскременты. Но наталкивается на полицейских и дубинки. Ее исход и ожесточение Уоккера предсказуемы. Он собирает расовый боевой отряд (не ясен предлог и материальная составляющая) и начинает убивать пожарных (не разбирая виновных) и терроризировать город, требуя чтобы ему очистили сиденье автомобиля.

Разумеется ясно, что фильм на первых порах старался жонглировать тематиками, но в конце концов утонул в борьбе с расизмом. Но любой нормальный человек в ключевом эпизоде фильма увидит банальное хулиганство. Да, поступили гадко, но какое отношение это имеет к расизму? Это могло произойти с кем угодно и где угодно. В таком случае нужно было нечто вроде жестокой социальной несправедливости. Вышло ровным счетом наоборот — общество брезгливо относилось к Уоккеру и его семье, но отнюдь не мешало ему жить и процветать. А этот инцидент в сухом остатке стал выглядел просто нелепо.

У меня давно чесались руки написать свою теорию противоречий в фильмах Формана. После Регтайма я понял, что не прогадал.

Все дело в том, что я давно заметил странность — его главные герои всегда идут наперекор обществу, которые утонуло в вышеупомянутом ханжестве. И по логике сюжета они — благородные рыцари духа свободы. Но не для Формана. Для него, человека глубоко советского мышления (не зря учился в Москве) эти идеалы чужды. Его главные герои ему же и неприятны. Именно поэтому они всегда выглядят скорее девиантно, чем бунтарски. МакМерфи просто пришел и начал бузить, а старшая сестра только и пыталась защитить своих пациентов. Моцарт омерзительно смеялся и громогласно пускал газы. Флинт развращал детей и развивал порноиндустрию. Etc.

Колхаус Уоккер — та же фигура. Он борется с обществом не потому, что оно порочно, а потому что он — клинический идиот. И никакой идейности, по Форману, у таких фигур нет. Хотя он и пытается убедить себя и нас в обратном. Но из-под его пера выходят только такие — раздутые безразмерным самомнением и деструктивным желанием разломать то, что так долго строили.

Оценка 1
Заголовок Бесконечный восторг.
Текст реценизии От фильма я в восторге.

Хотя бы только потому, что мне он с каждым новым просмотром нравиться начинает ещё сильнее. Редкий случай для меня, 3 раза его смотрел, и каждый раз нахожу в нем для себя что-то новое.

После первого просмотра впечатления были, как о красивом историческом фильме, сделанным блестящим мастером; сюжет схож с аннотацией к фильму. Но что-то заставило меня посмотреть этот фильм снова…

После второго просмотра мне показалось, что я нашел дополнительную интересную мысль этого фильма: Если унизили или оскорбили богатого белого человека, то он свои «проблемы» решает деньгами. Если унижен бедный еврей, то он станет богатым евреем, а про обиду он забудет и будет ему от этого только лучше. Если унизили обеспеченного негра, то он «проблему» решает силой.

«Но не все так просто, в этом фильме много ещё героев!» — подумал я и посмотрел картину ещё раз.

А вот главная идея произведения: Все наши беды, проблемы, муки (я имею в виду нас, мужиков) из за женщин. Посмотрите внимательнее на каждого героя мужского пола; как одна единственная женщина меняет его жизнь в корне. Талантливый пиротехник начинает делать бомбы. Талантливый пианист становится террористом. Богатенький плейбой становится убийцей. Старого плейбоя убивают. Успешный предприниматель теряет всё! И только бедный художник становится богатым кинематографистом, при этом потеряв жену.

К каким же выводам я приду после четвертого просмотра?

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Мелодия для шарманки
Текст реценизии Оказавшись в вынужденной эмиграции, Милош Форман плавно переквалифицировался из гиперреалистов — фиксаторов непридуманного быта в живописца — монументалиста. Логичная смена почерка для человека, плохо знающего язык чужой страны и совершенно незнакомого с буднями её обитателей. Проникновенные хроники «маленьких» обывателей сменились полотнами с содержанием универсальным, безвизовым, почтовой марки не требующим. Золотую (абстрактную) середину могут осмыслить и родные чехи, и не родные американцы. Противоречия судеб Моцарта, Флинта и Гойи затираются в простенькую схему о «помыкаемой свободе», противостоящей фиглярскому миру. Тот же подход характерен и для экранизаций сложной прозы Кизи и Де ЛаКло. Самое любопытное, что в немыслимой примитивизации материала, режиссёр не теряет историю, не снижает планку качества. Глубоко национальный роман Эдгара Лоуренса Доктороу выглядит идеально для тенденциозных вкусов иноземного творца — здесь тебе и многоуровневый сюжет, в котором есть что покромсать для сценария и масса занимательных полудокументальных заметок о значимых людях своего времени. Впрочем, о последнем пришлось забыть, оставив 150-минутному метражу исключительно художественный вымысел, точнее некоторые его мотивы.

«Регтайм» в трактовке двух монстров от кино — режиссёра Формана и продюсера Де Лаурентиса представляет собой повествование с неопределённой, но последовательной разбивкой на две главы. Более часа отведено светской линии с убийством ревнивого мужа (богатого отпрыска) бывшего любовника (известного архитектора) своей жены (бездарной певички Эвелин Несбит) и её последующей любовной связи с молодым идеалистом (шурином респектабельного бизнесмена). Далее следует грубый переход к диверсионной вендетте чернокожего пианиста Колхауса Уокера всем белым расистам демократичной Америки за то, что гадливая бригада пожарников покакала на сиденье его новенького Форда и не пожелала извиниться. Иногда магистраль фабулы отвлекается на краткие «семейные» невнятности различных персонажей. В антрактах звучат фортепьянные аккорды под исцарапанную чёрно-белую плёнку с событийными вехами начала двадцатого века, долженствующих придать частной зарисовке характер эпический. Но этого не происходит. Следствия не следуют из причин, а причины теряются в песке опущенных замыслов. Какая связь между чопорными господами в котелках дерби, тупыми пожарниками, яростью жизнерадостного негра — мстителя, похождениями хористки Несбит и странным евреем, называющим себя бароном Ашкенази? Зачем Гудини совершает свои трюки под джазовые аккомпанементы накануне Первой Мировой? Что значит жанр «регтайма» для фильма с одноимённым названием? Ответы на вопросы знает только Доктороу. Форман же в очередной раз расписывается в мировоззренческом дальтонизме, предпочитая сводить цвета радуги к оттенкам первых кинескопов. Как и в случае с бунтом Макферфи в психушке, террористический бунт Уокера ему интересен как бунт сам по себе. Правит бал не упорядоченный хаос, а сценарный сумбур. А лаконичность заголовка — так…для красоты. Вот с красотой и эффектностью — всё удалось. Но красота это не от маэстро уровня Джоплина. В лучшем случае, это красота мелодии шарманщика. Приятной, цепляющей, но пустоватой и механической.

Разумеется, вместить в кинофильм вал доктороувских героев и конфликтов — дело практически невозможное и лучше не иметь в виду прекрасную книгу, чтобы хоть какое-то удовольствие получить от удовлетворительной адаптации. Смысловые сокращения простительны, но размягчение авторской полиритмичной интонации, стремящейся облечь суть исторических процессов в неуловимую регтаймовую музыкальность превратило ироничную фреску в дроблёную проповедь гуманиста среднего пошиба. «Мир постоянно составляет и пересоставляет сам себя в бесконечном процессе неудовлетворённости». В небесном горниле ежесекундно вершатся великие проблемы бытия, судьбы одних вписываются в вечность, жизни других смалываются в пыль, объявляются войны, но пианист продолжает играть… Милош Форман снял добротное кино, но про другое. Про что-то менее индивидуальное, более незначительное, о чём снимали до него, о том, что снимали после. О том, что любить алчных дурочек опасно для психики. О том, что обижать честных афроамериканцев ещё опаснее (и не только для психики)…

не торопись, крутишь шарманку, никогда не спеши…
Оценка 1
Заголовок бомба!
Текст реценизии Удивительный, захватывающий, противоречивый и безумно яркий фильм Милоша Формана.. Из тысяч кинолент, которые были просмотрены, эта — весь синематограф. И драма, и боевик, и триллер — все в одной ленте, все на одном дыхании.

Режиссер играет на струнах души зрителя, как хочет. Думаю, именно Рэгтайм задал тон Голливуду в те времена. Кино безумно эмоциональное, но абсолютно не современное. Вероятно, поэтому и незаслуженно забыто. Впрочем, как может быть популярной лента, где на главных ролях чернокожие? Тут нет спецэффектов, нет рекламных трюков, нет ничего, что могло бы помешать насладиться искусством кино. Игра актеров здесь органична до безобразия.

Каюсь. Сказал, что лента не современная… Соврал. Те вопросы и проблемы, которые подняты в фильме, останутся актуальными еще многие годы. Фильм ведь о людях. И сюжет до сих пор жив и свеж, поскольку люди все те же…

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Не торопись. Играешь рэгтайм, никогда не спеши… Скотт Джоплин
Текст реценизии Именно эти слова великого музыканта стали предисловием к книге Э. Доктороу, по которой снят фильм.

Никогда не спеши, играя рэгтайм. Не несись навстречу и наперекор судьбе, сломя свою отчаянную гордую голову. Остановись и задумайся о том, кто на небе. И о тех, за которых льются твои слезы.

Честолюбивый молодой человек, Младший Брат, теряет голову от запаха духов и пороха.

Вокруг безголовой красотки Эвелин крутятся грязные деньги и льется кровь.

Бедный еврейский художник, у которого нет ничего, кроме дочурки и таланта, открывает для себя новый волшебный мир синематографа.

Кольхаус Уокер повторяет судьбу своего литературного предшественника и почти тезки Михаэля Кольхааса, героя немецкого романтизма… как-то сухо? По-литературоведчески? Тогда так. История маленького человека как отражение истории целого народа… и истории, наверное, всех мятежных и прекрасных сердец на свете — не только в Америке начала XX века, но во всем мире, во все времена.

Поиск правды, любви, Господа и того самого просвета впереди. И снова ускользает от смерти неподражаемый Гуддини. И снова причудливо переплетаются судьбы людей, таких разных, и таких похожих, скрепленные замыслом гениального режиссера и музыкой гениального композитора.

И летят, летят над белыми клавишами черные пальцы…

Невероятный по красоте и художественной силе фильм. Совсем не затянутый, несмотря на приличный метраж, с сильной актерской игрой и отличной режессурой. Саундтрек божественен.

Апплодисменты Милошу Форману — как всегда, неподражаем.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок переплетение судеб
Текст реценизии Фильм о переплетающихся судьбах разных людей.

Каждый персонаж по-своему уникален, очень тщательно описаны характеры и поведение героев фильма, наблюдать за ними интересно, потому что нет среди них «среднестатистических» личностей из серой массы людей — Милош Форман сумел выделить и детально показать особенность каждого из них.

В «Рэгтайме» поднимается проблема противостояния «белого» и «черного» населения Америки и об отношении к этому вопросу различных слоев общества.

К вопиющей несправедливости можно относиться по-разному: можно устроить демонстративный бунт, начать радикально мстить обидчикам, забыть о своих жизненных ценностях ради отмщения за нанесенную обиду и поломать этим жизнь многим, в том числе и близким, людям, а можно простить несправедливость, забыть этот инцидент и продолжать заниматься своими делами, строить семью, заниматься любимым делом. Что выбрать? Какими соображениями руководствоваться? Как потом исправлять ошибки?

Конечно, это не все, о чем повествует фильм, но мне эта линия показалась основной. Фильм заставляет крепко задуматься над подобными вопросами.

Очень качественная картина, которая и радует глаз, и дает пищу для ума.

9 из 10