Черный нарцисс (1947)

Black Narcissus (1947) 18+


О фильме

Уставшие от неопределенностей и мирских страстей пять католических монахинь-миссионеров во главе с сестрой Клодаг приезжают в далекое Гималайское селение, чтобы основать там школу.

Однако крах в отношениях с местным белым поселенцем мистером Дином, суровый климат, растущая тяга к дому и, наконец, слабеющая вера вскоре приводят женщин к пониманию того, что им остается либо покинуть это место, либо умереть.

Подробная информация

Слоган Exquisite Yearning ! . . . Exotic Living ! High in a hidden mountain village of a strange land and extravagant dreams and desires become exciting realities !
Страна Великобритания
Жанр драма
Бюджет £280 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 24 апреля 1947
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 100 мин. / 01:40
Рейтинг Кинопоиска 7.228 / 316
Рейтинг IMDB 8.00 / 10 944
Рейтинг мировых критиков 100
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Представители компании Technicolor утверждали, что «Черный нарцисс» — лучший пример применения их технологий.
В главных ролях Флора Робсон, Кэтлин Байрон, Дебора Керр, Джин Симмонс, Дэвид Фаррар, Эзмонд Найт, Дженни Лэйрд, Сабу, Джудит Ферс, Мэй Хэллэтт
Роли дублировали
Режиссер Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер
Сценарий Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, Румер Годден
Продюсер Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, Джордж Р. Басби
Композитор Брайан Исдэйл
Художник Альфред Юнге, Хейн Хекрот
Монтаж Реджинальд Миллз
Оператор Джек Кардифф
Участники съемочного процесса Флора Робсон, Реджинальд Миллз, Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, Кэтлин Байрон, Джордж Р. Басби, Джек Кардифф, Альфред Юнге, Хейн Хекрот, Дебора Керр, Джин Симмонс, Дэвид Фаррар, Эзмонд Найт, Эдди Уэли мл., Элен де Бруа, Дженни Лэйрд, Шон Ноубл, Сабу, Брайан Исдэйл, Маргарет Скудамор, Джудит Ферс, Мэй Хэллэтт, Лей Оун, Джоан Козир, Румер Годден, Максвелл Фостер, Нэнси Робертс

Премии фильма

  • Оскар, 1948 год (us) -
  • Золотой глобус, 1948 год (us) -

Страны производства фильма

  • Великобритания (24 апреля 1947) - 0
  • Великобритания (26 мая 1947) - 0
  • США (13 августа 1947) - 0
  • Финляндия (22 августа 1947) - 0
  • Дания (10 октября 1947) - 0
  • Нидерланды (10 октября 1947) - 0
  • Швеция (20 октября 1947) - 0
  • США (Декабрь 1947) - 0
  • Мексика (11 июня 1948) - 0
  • Португалия (26 ноября 1948) - 0
  • Австрия (4 марта 1949) - 0
  • Франция (20 июля 1949) - 0
  • Германия (ФРГ) (29 августа 1949) - 0
  • Япония (17 марта 1951) - 0
  • Испания (7 февраля 1988) - 0
  • Германия (13 января 1994) - 0
  • Франция (7 ноября 1998) - 0
  • Япония (2 ноября 2002) - 0
  • Великобритания (5 августа 2005) - 0
  • Нидерланды (11 октября 2007) - 0
  • Чехия (Июль 2010) - 0
  • США (20 июля 2010) - 0
  • Франция (15 декабря 2010) - 0
  • США (4 января 2013) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

17 лет, Аббатиса, Амбулатория, Аудио-флешбэк, Барабан, Барабанный бой, Барабанщик, Барабаны, Бег, Безумие, Бессонница, Библия, Больница, Большая высота, Брошка, Ветер, Влюбленная монахиня, Вор, Воровство, Вышивка, Генерал, Герой, разглядывающий себя в зеркало, Гималайские горы, Гимн, Главный герой — женщина, Гора, Губная помада, Дарджилинг, Индия, Дворец, Девочка, Девочка-подросток, Деньги, Дети, Джунгли, Дисциплина, Дождь, Долина, Драгоценный камень, Духи, Езда на лошади, Женский монастырь, Живопись, Закрытый в комнате, Звонок, Зеркало, Золотая цепь, Зонт, Избиение, Изумруд, Индиец, Индия, Ирландия, Истерия, Какаду, Калькутта, Карманные часы, Касторовое масло, Класс, Кнут, Колбаса, Колокольный звон, Косметичка, Костер, Кофе, Крест, Крестьянин, Кровь, Курение трубки, Лекарство, Лошадь, Любовь, Мать-настоятельница, Миниатюрная лошадь, Младенец, Могила, Молитва, Молоко, Монахиня, Монтаж, Мужчина с обнаженной грудью, Недостающий передний зуб, Нездоровье, Некатолическая монахиня, Нищий, Обезьяна, Обет молчания, Обморок, Обоняние, Обрыв, Одиночество, Озвучивание текста письма, Озеро, Орган, Органист, Оригинальное название, сказанное персонажем, Отношения бабушки и внучки, Отношения девушки и ее парня, Отношения дяди и племянника, Отношения матери и дочери, Отношения отца и дочери, Отношения отца и сына, Охота на лис, Падение с высоты, Паломничество, Память, Парень, Певец, Пение, Переводчик, Персонаж признаётся в любви, Песня, Пирсинг в носу, Письмо, Пишущая машинка, Платье, Плач, Плотницкие работы, По мотивам романа, Подавление сексуальных желаний, Подслушивание, Подслушивание у двери, Поиск, Покушение на убийство, Пони, Попугай, Порка, Потение, Почта, Принц, Притворный плач, Птица, Птичий вольер, Птичья клетка, Пьянство, Работа в саду, Распевание рождественских гимнов, Расписание, Распятие, Растение в оригинальном названии, Ревность, Религиозная статуя, Религиозный символ (икона), Рождественский гимн, Рождественский подарок, Рождественское песнопение, Рождество, Рукопожатие, Рыбалка, Сад, Свеча, Святой человек, Секс, Сексуальная истерия, Семейные отношения, Сетка кровати, Сирота, Скамеечка для ног, Слезы, Слесарное дело, Слуга, Смерть, Смерть младенца, Смерть ребенка, Смотритель, Снег, Собака, Соблазнительница, Сомнение, Сон, Стакан молока, Статуя Девы Марии, Стенная роспись, Студент, Стук в дверь, Стул, запирающий дверь, Сумасшествие, Танцор, Танцы, Тара для упаковки, Терпение, Трагедия, Упаковка, Упоминание Иисуса Христа, Учитель, Флешбэк, Флирт, Фонарь, Фотография, Цвет в оригинальном названии, Цветок, Церковный колокол, Часовня, Чемодан, Шитьё, Школа, Школа женского монастыря, Экзотика

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Цена воспоминаний.
Текст реценизии Память творит чудеса с человеческой жизнью. Она пропитывает собой тело, мозг, сердце и душу. Может исчезнуть на двадцать лет, осесть пылью на дне каждой клеточки, превратиться в морщины и шрамы, а затем, на пару с ветром перемен, свести с ума. Запах духов «Черный нарцисс», цвет изумрудов на одежде молодого генерала — переключаясь с предметов на людей, память введет вас в зыбкие дыры прошлого — того, о котором, как казалось, и не вспомнить…

Пять монахинь отправляются «завоевывать» дворец, чтобы «построить» в нем монастырь. Благодаря вере, нескончаемым молитвам и постоянной работе. Дворец Мопу — одно из живописнейших мест, открыт всех ветрам, заснеженным горным вершинам и чистому воздуху, от которого сыпь по всему телу. Реакция началась. Смогут ли «эти совсем другие девушки» справиться с собой? Энтузиазм первых дней пребывания во дворце сменится тоской, меланхолией, беспомощностью, а под конец — и полным безумием.

Игра восхитительна. Особенно хочется выделить совсем молоденькую Джин Симмонс в роли «бедной прислуги» Кенджи. Она перевоплотилась в настоящую индианку — кровь бурлит, тело, как кошка, льнет к новой жертве, в общем желание переливается через экран. Ну и конечно сестра Руфь в исполнении Кэтлин Байрон. Образ трагичный, безумный, полный мрака и смятения, бурных порывов и жажды жизни воплощен ею на все сто. Образ достойный соседствовать с классическими заправскими маньяками. Сцена с переодеванием, когда свет неожиданно врывается в темную комнату, и мы видим ее… А что происходит после — настоящий саспенс.

И я, как всегда, благодарю Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера и всю команду художников за неповторимые декорации. Моя мама, случайно забредшая ко мне в комнату во время сеанса и увидев один из пейзажей, сказала: «Как красиво». И это может значить только одно — красиво.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Обитель сомнений
Текст реценизии Несколько сестер калькуттского монастыря направлены матушкой-настоятельницей на житье в заброшенный дворец, построенный предками одного старого генерала. Цель — основать школу для детей и оказывать местному населению медицинскую помощь. Сюжет, в общем, прост. Но во время пребывания в этом глухом и почти отчужденном месте, в обществе монахинь происходят изменения. Сестра Филиппа под веянием горного воздуха и красоты природы начинает вспоминать о своем, по-видимому, несчастливом прошлом. Она не в силах поделиться воспоминаниями со старшей из сестер — настоятельницей Клодак. И ее горе так и остается вместе с ней. Однако мистическое уныние как будто по цепочке переходит из души сестры Филиппы к сестре Клодак, а затем и к сестре Руфь.

Сестра Клодак вспоминает о несостоявшейся любви. Она вспоминает, как каталась на лошадях со своим другом детства. Кажется, что любое место в монастыре грезит ей о забытой любви. За рождественским песнопением она слезно вспоминала, как ее Кон подарил украшение. И это было на Рождество. И это было под отзвуки голосов, поющих о прекрасном зимнем празднике. Дебора Керр в своей сестре Клодак выковала образ смелой, воспитанной и обязательной женщины.

Сестра Руфь страдает психическим расстройством. Она то радуется, то вдруг безрассудно вспылит, то замкнется в себе. Что-то из прошлого, ее собственного прошлого, сильно тревожит. Остается только гадать. Ее имя, как будто бы, есть противопоставление библейской героине, не бросившей в трудную минуту свою свекровь. Эта Руфь под конец фильма будто срывается с цепи. Нарушает свой обет, переодевается в мирское. И тут я увидел красивую женщину! Как ни странно, но именно грешная Руфь, хотя и внешне, но оказывается женщиной. А не просто монахиней. Ее блестящие глаза, волосы, сияющие в лучах свечи. Ее больная, но соблазнительная улыбка. Она словно дает протест серости и сырости монастырской жизни. Любовь к мистеру Дину (приближенному старого генерала, который является как бы снабженцем в монастыре) — еще одна из причин ее безрассудного поведения. Только как говориться, — «не перед добром дуришь!» Так и получилось с Руфью. Актриса Кэтлин Байрон, превосходно вошедшая в образ сестры Руфи, просто не может не потрясти своим обаянием и загадочностью зрителя (… жаль, что она не получила номинации за свою роль). Хоть в рясе, хоть с растрепанными, от дождя, волосами. Кстати последний кадр с участием Байрон — явно есть художественное противопоставление всей ее предыдущей судьбе (может быть, это задумка автора романа или же режиссеров драмы — Пауэлла & Прессбургера). Растрепанные и мокрые волосы, бледная кожа, красные глаза — ведьма, да и только! И это уже отличная работа оператора.

Оператор, к тому же, постарался на славу (и получил за свою работу Оскар). Закат над горным хребтом, полный синих и розовых облаков, под которым стоят сестра Клодак и Дин. Тени и лучи редкого света, покрывающие силуэты сестер в таинственном обиталище. Цветы под солнцем Индии. Редкий снег под лучами луны на дорожках монастырского двора.

Оскар достался и художникам картины. Костюмы, тогда еще английской колонии. Дворцовый интерьер. Гармоничная вышивка с рясой сестры Клодак (хотя это и деталь, но важная…). Это стоило колоссальных трудов и творческого мышления.

Одну из первых своих ролей сыграла здесь позже известная актриса Джин Симмонс. Кто-бы мог подумать, что милую смуглую индийскую девочку Канчи играет англичанка! Да еще и не проронив ни слова. Сабу, сыгравшего молодого генерала (отпрыска старого генерала), можно также увидеть в фильмах «Багдадский вор» (популярный у нас в стране) и «Книга джунглей».

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Нескольких монахинь из монастыря отправляют в далекое селение в Гималаях, чтобы они организовали там новый монастырь. Новым монастырем должен стать заброшенный дворец индийского раджи, расположившийся высоко в горах.

Однако новая местность с их суровыми нравами и необычными жителями ставят сестер настоятельниц в узкие рамки, и им придется пережить множество препятствий. Смогут ли они с ними справиться, а самое главное смогут ли они преодолеть себя, ведь мирское прошлое не отпускает некоторых до сих пор.

Что что, а фильм просто покоряет своей визуальной стилистикой. Не зря американская киноакадемия отметила премиями «Оскар» оператора и художника постановщика для цветных фильмов. И хоть сейчас видно, что часть задников искусственные, но все равно умело подобранная цветовая гамма сглаживает все. Да и натурные съемки потрясают.

Что касается актеров, а в основном это женщины, где лидирует Дебора Керр, то особых претензий к ним нет. Все справились хорошо, а театральные переигрывания в некоторых сценах даже особо и незаметны.

Конечно, действие фильма не спешащее и особой интриги нет, до финала. А сцена с колоколом действительно заставляет немного понервничать.
Оценка 3
Заголовок Сезон дождей
Текст реценизии С синопсисами на КиноПоиске надо что-то делать. Когда обещан крах отношений, суровый климат, растущая тяга к дому и грядущий выбор «уехать или погибнуть» — поневоле начинаешь ждать действия, трагизма, которых нет. Картина напоминает странный детектив, загадку без ответа: что-то стоит за этими резкими словами, за странными поступками, за многозначительными улыбками, но что? Не крах, не суровость, не тяга. Эфемерная неуловимая отрава, разлитая в воздухе и воде, из-за которой пятеро обитательниц затерянного в Гималаях монастыря постепенно сходят с ума.

Может быть, дело в самом месте. В обветшалом здании гарема прежних правителей, нареченном местными жителями Домом женщин. Окна не открываются. Двери не запираются. С мозаик и гобеленов глядят на захватчиц наложницы прежних времен, крутобедрые, томные, бездумные и мудрые в своей животной инстинктивной женственности, не ведающие ни греха, ни раскаяния. Будто сам дом с насмешкой и обещанием провожает монахинь сотнями подведенных миндалевидных очей, напоминает им, что и сами они под своими белыми одеждами целомудрия — тоже женщины, а покрывало и ряса — не кожа, которую невозможно снять.

Может быть, дело в слабости. Европейская культура зачахла и иссякла, уподобившись пожилой женщине, которая «стала чиста» и не способна больше рождать. Еще вчера она несла просвещение в дальние уголки земли, а теперь сохранить бы свое, не растерять бы, закуклиться, укрыться. Монахини учат и лечат, но не говорят, даже между собой не хотят говорить о религии, принимают воспитанников, но не пытаются воспитать их, много работают, мало молятся. Тянутся к свету ростки из старых, давно брошенных в землю семян, возрастают на грядках души не картофель, капуста или турнепс, но сладкая жимолость, пышные китайские пионы, удушливые черные нарциссы.

Это и правда очень красивый фильм — красивый и своевременный. Британская империя уходит в прошлое, больше не бродить белым людям по этим горам, не любоваться цветением магнолий. Не решать, как лучше или хуже для взрослых туземных детей, которым, ради их собственного блага следовало бы приказать то-то и то-то. Начинается сезон дождей, первые тяжелые капли бьют по листьям, смывая, очищая, изгоняя. Вам не место здесь. Ни вам, ни вашей вере, ни вашим мечтам.

7 из 10
Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии Возможно, стоило делать поправку на год выхода этого фильма, но честное слово, еле досмотрел до конца, а досмотрев — так и не понял для чего он вообще был снят.

Игра практически всех актеров в фильме настолько удивила — даже сейчас в мыльных операх кажется актеры играют правдоподобнее. Но снова же, видимо стоит делать поправку на год выхода фильма.

Декорации, за которые фильм получил Оскар, конечно очень красивые(опять же, учитывая когда это было снято), хотя иногда видно что горы на фоне — нарисованы.

Фильм не динамичен, что видимо и предполагалось авторами. Но, досмотрев фильм до конца, так и не понятно какую цель преследовали режиссер и сценарист. Ну приехали, ну поселились. А дальше что? Как то совершенно неправдоподобно выглядит как монашки, приехав, косяками влюбились в мужчину, аж с ума сойдя.

4 из 10

Исключительно с оглядкой на древность фильма, и за самобытность пейзажа и быта, ради чего, собственно, я фильм и скачал (увидел, когда качал «Черный тюльпан»).
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Гималаи, обитель снегов. Здесь даже в солнечную погоду не стихает ветер — сама Природа, кажется, не предполагает для человека иной жизни, кроме аскезы. Сюда, учить детей и девушек тому, что им, в общем-то, не нужно, лечить болезни, которые не излечимы, направляет орден Святой Веры пятерых монашек для тяжких трудов и молитвы. Но благими намерениями, помнится, дорога вовсе не в райские кущи вымощена, потому самое главное испытание, как водится, впереди, и отнюдь не в борьбе за души язычников.

Люди во все времена окружали себя мифами. Миф о безоблачной семейной жизни или же миф о возможности что-то изменить в этом мире. От разочарования после жестокого крушения одного из таких столпов мироощущения сестра Клода пытается укрыться за ширмой религии. Молодая неопытная настоятельница не всегда знает, что и когда сказать, как повести себя, чтобы сохранить мир среди подчинённых. «Мы будем молиться. И работать, работать не покладая рук» — с воодушевлением говорит она отчаявшейся сестре Филиппе, которая всё чаще с грустью оглядывается в прошлое. В ответ последняя покажет изуродованные мозолями руки — мечты всегда прекраснее реальности, которая берёт из них только самое худшее. Сегодня юный генерал, местный царёк, убеждает себя, что всё, что ему нужно — это учиться. Языки, точные науки, философия, история. Но завтра он сбежит с приглянувшейся ему служанкой, и прежние фантазии ненадолго уступят место чему-то более привлекательному. И только одно останется неизменным — стойкий аскет, молчаливый мудрец, неподвижно сидящий на одном из склонов.

Будь ты хоть атеист, хоть дантист, хоть даже контрабасист, нельзя не заметить очевидных христианских мотивов в этой притче знаменитых киносказочников со студии Арчер. И вряд ли уместно было бы говорить об историческом контексте, о роли (отрицательной ли или положительной) миссионерства. Эта история больше напоминает сказку, как была сказкой, например, история о «Багдадском воре». Вечные темы о познании жизни не могут иметь определённой контекстно-исторической трактовки — декорации сменяют одна другую, но разве в пьесе под названием Жизнь так уж важны декорации?