Три сестры (1994)
(1994) 18+
О фильме
Экранизация Антона Павловича Чехова. Без авангарда. Это история об идеальном (как норме) и о его отсутствии (как отклонении от нормы)
Подробная информация
Премии фильма
- Ника, 1995 год (ru) - Лучшая операторская работа (Юрий Клименко)
Участники съемочного процесса
- Режиссер - Сергей Соловьев
- Актеры Вершинин - Отто Зандер (Otto Sander)
- Актеры Ирина - Елена Корикова
- Актеры - Ксения Качалина
- Актеры - Ольга Беляева
- Актеры - Дмитрий Рощин
- Актеры Наталья - Мария Сурова
- Актеры - Станислав Корольков
- Актеры - Сергей Агапитов
- Актеры - Михаил Петухов
- Актеры - Максим Масальцев
- Актеры - Галина Дёмина
- Актеры поручик Родэ - Роман Фальченко
- Актеры - Виталий Версаче (Vitaliy Versace)
- Актеры Ирина в детстве - Вероника Саркисова
- Актеры Маша в детстве - Анна Друбич
- Актеры Ферапонт - Геннадий Иванов
- Актеры - Станислав Королев
- Продюсеры - Александр Бучман (Alexander Buchman)
- Продюсеры - Натан Федоровский (Natan Fyodorovsky)
- Сценаристы - Сергей Соловьев
- Сценаристы пьеса - Антон Чехов
- Оператор - Юрий Клименко
- Композитор - Сергей Курехин
- Художники постановщик - Сергей Иванов
- Художники по костюмам - Светлана Титова
- Монтажер - Вера Круглова
Тэги фильма
Отношения сестер, По мотивам пьесы, Ремейк, Семейные отношения, Число в оригинальном названии
Рецензии пользователей
Оценка | 1 |
Заголовок | |
Текст реценизии | Мне кажется, ключом к пониманию соловьевского прочтения «Трех сестер» должно служить текстовое примечание, втиснутое режиссером между третьим и четвертым действиями своей пиесы, между «Пожаром» и «Дуэлью». Расхожая цитата из «Архипелага ГУЛАГ» ("если бы чеховским интеллигентам, всё гадавшим, что будет через двадцать- тридцать лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное следствие» опустим весьма натуралистичное описание его ужастей «ни одна чеховская пьеса не дошла бы до конца: все герои пошли бы в сумасшедший дом «) недвусмысленно определяет перспективу, из которой Соловьев изначально намеревался рассматривать страданья-смятенья-томленья классических персонажей. Очевидно, в свете осознания того, что творилось через двадцать-тридцать лет после появления «Трех сестер», всерьез ставить чеховские вопросы казалось ему бессмысленным, несоразмерным, быть может, по-солженицынски же бесстыдным. Своего рода русское переоткрытие максимы философа Адорно, утверждавшего, что поэзия невозможна после Освенцима. Разумеется, я оставляю за собой право не соглашаться с Соловьевым в этом пункте, утверждать, что солженицынское примечание в фильме неуместно, безвкусно, манипулятивно, но одно несомненно: оно четко определяет авторскую позицию режиссера и одним махом расправляется со всеми критиками, обвинявшими этот фильм в фальши, искусственности, непрочувствованности, манерности, позе. Соловьев, снимая «нормального Антона Павловича», как раз и снимал его не современно-проблематичным, средствами эмоциональной вовлеченности приближенным к нам сегодняшним (а ведь Чехов именно таким и был во всех классических постановках, несмотря на весь их реквизит вековой давности), а в виде преданий доброй старины той, не только до семнадцатого, но и до девятьсот пятого года. Так сказать, «хотел понять, тоскою пожираем, тот мир, тот миг с его миражным раем
» Соловьевские «Три сестры» фильм эстетский, эмоционально холодно-отстраненный (и по-хорошему в этом смысле европейский), очень визуальный, насыщенный художественной и поэтической (и потому, увы совсем не чеховской) символикой. Его манерность и искусственность нарочиты и сознательны. Конфликты социальные и межличностные все эти многократно виденные хрестоматийные противостояния интеллигентности и мещанской пошлости, живого ума и косности, стремления творить добро и засасывающей, усыпляющей, давящей среды Соловьеву менее всего интересны, а потому и лишены в его интерпретации одухотворяющей жизни, похожи больше на ритуальные реверансы в кукольном театре. Соловьев не Гофман, он Дроссельмейер, он занят ловлей прекрасного мгновения, которого взмахни ресницами, и нет, «лишь мертвый брезжит свет.. а сад заглох и дверь туда забита и снег идет и черный силуэт захолодел на зеркале гранита». У Режиссера Соловьева, оператора Клименко и художника Иванова елка на святки, деревянный солдатик, похожий на шелкунчика, скелет, качающий кресло с сидящей в нем Наташей персонажи столь же важные, что и Прозоровы, Вершинин, Тузенбах. Гости, съехавшиеся на именины Ирины, застывают живой картинкой, чтобы сняться на фото глядь, а картинка и впрямь застыла, пожелтела от времени, потихоньку рассыпалась в пыль, а пыль растворилась в снегу. Пронзительный осенний свет поглощает уходящего на последний поединок. Очерки девичьих лиц в зареве пожара плавятся, тают, как лица восковых кукол. Их же темные, тонкие, высокие силуэты в струящихся одеждах, огромных шляпах растворяются в дыму, уносятся метафизическими сквозняками вместе с шуршащими под их шагами опавшими листьями, неизвестно как очутившимися в зачехленном, покидаемом доме. Слишком ранние предтечи слишком медленной весны (все и интеллигенты, и пошляки) вот они, герои Соловьева Совершенно, буквально воплощающие провидения Мережковского: «мы над бездною ступени, дети мрака, солнце ждем: свет увидим и, как тени, мы в лучах его умрем». |