Прикосновение медузы (1978)

The Medusa Touch (1978) 18+


О фильме

Убит писатель Морлар. Начинается расследование, которым занимается детектив Брюнель. Но неожиданно жертва жива: у пациента работает только мозг, который решительно не хочет умирать и, словно что-то желая сказать, временами активизируется и посылает сигналы. Брюнель выясняет, что накануне убийства у Морлара был человек по имени Зонфельд. Им оказывается личный психиатр писателя, молодая женщина, которая рассказывает детективу о Морларе. Писатель рассказал миссис Зонфельд, что у него есть телекинетический дар предвидения катастроф и несчастных случаев, который проявился в детстве. Все началось с родителей-деспотов и религиозной ирландской фанатички-няни, которая пичкала его кровавыми видениями. Он ненавидел всех их: в результате они погибли в результате несчастных случаев…

Подробная информация

Слоган What happens when a man possesses the power to cause catastrophe at will?
Страна Великобритания, Франция
Жанр драма, триллер, детектив
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 14 апреля 1978
Премьера в России
Релиз на DVD 17 декабря 2009, «Новый Диск»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 110 мин. / 01:50
Рейтинг Кинопоиска 6.908 / 88
Рейтинг IMDB 6.90 / 2 392
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Майкл Бирн, Гарри Эндрюс, Ричард Бёртон, Ли Ремик, Гордон Джексон, Майкл Хордерн, Алан Бэдел, Лино Вентура, Мари-Кристин Барро, Джереми Бретт
Роли дублировали
Режиссер Джек Голд
Сценарий Питер Ван Гринауэй, Джон Брайли
Продюсер Энн В. Коутс, Джек Голд, Дэнис Холт
Композитор Майкл Дж. Льюис
Художник Питер Маллинз
Монтаж Йен Крэффорд
Оператор Артур Иббетсон
Участники съемочного процесса Дерек Джекоби, Майкл Бирн, Гарри Эндрюс, Энн В. Коутс, Ричард Бёртон, Роберт Лэнг, Роберт Флеминг, Норман Бёрд, Стэнли Лебор, Ли Ремик, Гордон Джексон, Майкл Хордерн, Джозеф Кларк, Питер Ван Гринауэй, Уэнди Гиффорд, Джон Флэнеган, Джон Брайли, Виктор Уиндинг, Майкл Дж. Льюис, Филип Стоун, Алан Бэдел, Йен Мартер, Эрл Роудс, Джон Нормингтон, Лино Вентура, Джек Голд, Артур Иббетсон, Мэттью Лонг, Дэнис Холт, Фрэнсис Томелти, Кристофер Бургесс, Мари-Кристин Барро, Аврил Элгар, Брук Уильямс, Шоу Тейлор, Питер Маллинз, Дженнифер Джейн, Джереми Бретт, Энтони Блэкетт, Арнон Милчэн, Джордж Иннес, Джеймс Хэзелдайн, Малкольм Тирни, Колин Рикс, Гордон Хаником, Денис Макферсон, Морис О’Коннелл, Йен Крэффорд, Марк Джонс, Джереми Кут, Корнелиус Бове, Адам Бриджес

Премии фильма

  • Сатурн, 1979 год (us) - Лучший фильм ужасов

Страны производства фильма

  • Великобритания (1978) - 0
  • США (14 апреля 1978) - 0
  • Филиппины (2 мая 1978) - 0
  • Колумбия (18 мая 1978) - 0
  • Нидерланды (31 августа 1978) - 0
  • Португалия (17 ноября 1978) - 0
  • Дания (20 ноября 1978) - 0
  • Франция (22 ноября 1978) - 0
  • Мексика (8 февраля 1979) - 0
  • Турция (2 ноября 1979) - 0
  • Австралия (3 июля 1980) - 0
  • Германия (ФРГ) (8 ноября 1980) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Авиакатастрофа, Англия, Астронавт, Бедствие, Больница, Детство, Крушение (авария), Лондон, Англия, Магнитофон, Медиум, Мозг, Обрыв, Огонь, Падение с высоты, По мотивам романа, Полиция, Психиатр, Расследование, Самоубийство, Сверхъестественность, Сержант, Скотланд-Ярд, Следователь, Террор, Убийство, Уничтожение, Физическое насилие, Церковь, Школа, Экстрасенсорное восприятие, Экстрасенсорные способности, Юрист

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Я мыслю, следовательно, существую?
Текст реценизии В первых же кадрах фильма мы видим знаменитую картину Эдварда Мунка «Крик», ставшей прообразом не менее знаменитой маски из фильма «Крик». Искаженное лицо человека, который кричит от ужаса, отчего- то страшного, чего мы не видим, но можем почувствовать, ощутить, глядя на эту картину. Мы заражаемся чужим страхом, даже не видя его источника, но поверив, что существует нечто страшное, что может навредить нам и даже убить нас. Может быть, нас пугает энергия мыслей и чувств художника, вложенных им в своё творение? Эта картина висит на стене в квартире убитого писателя-фантаста Джона Морлара. Французский инспектор Брюнель, как раз приехавший в Англию по обмену и расследует это убийство в течении фильма.

Впрочем, это не совсем убийство, выяснилось, что мозг писателя жив, умирать никак не хочет, да еще и продолжает работать, посылать определенные импульсы. Что могут эти самые импульсы? Существует ли сила мысли, способная воздействовать на людей и предметы на расстоянии, причем на значительном расстоянии, в космосе, например? Можно ли убить силою одной мысли? Создать помехи в управлении космическим кораблем? Разрушить огромный собор, похоронив под его обломками сотни людей? Возможно ли все это сотворить только силою своей мысли, если еще с детства вы открыли в себе дар силой мысли вызывать автокатастрофы, болезни, пожары и смерти тех, кто обидел, оскорбил, предал вас?

Все эти вопросы возникают у инспектора Брюнеля в ходе расследования и составления посмертного психологического портрета писателя в беседах с его психиатром доктором Зонфельд. Рассказывая о своем пациенте и его жизни, его взаимоотношениях с женой, соседями, родителями все чаще прослеживается странная схема: все, кто обидел Морлана, причинил ему боль — умирали через несколько часов. Религиозная фанатичка нянька, черствые самовлюбленные родители, жестокий учитель, истеричная соседка, неверная жена с любовником. Во всех этих смертях Морлан винил себя, считая, что своими мыслями навлек на них смерть. Психиатр же пытается вылечить такую манию величия у пациента, не веря в то, что мыслью можно как — то целенаправленно воздействовать на людей, предметы обстоятельства. Жить с таким грузом смертей на душе невыносимо, это и правда может довести до безумия кого угодно. Долг врача — избавить пациента от этого груза, объяснив ему полную невозможность такого воздействия. Каждый раз находить объективную причину таких совпадений. Ну а если пациент не принимает ваши доводы и приводит вам в доказательство своих возможностей жуткий пример: силой мысли заставляет врезаться в небоскреб пассажирский авиалайнер, повлекший за собой сотни жертв. Что делать тогда? Что думать и что предпринять? Снова заставлять себя и других верить в случайное совпадение, или поверить в возможность невозможного? И что делать с этой верой, которую не разделяет никто? К кому пойти со своим открытием и осознанием страшной опасности, если на тебя смотрят так, как ты, психиатр, смотришь на своих пациентов? И никто не верит твоему страху, да даже собственный мозг через короткое время после увиденного сам ищет рациональное всему объяснение.

Ответы на эти же вопросы заставляют инспектора углубиться в изучение феномена. В фильме присутствуют документальные кадры опытов с Кулагиной, Йоргенсоном и других людей, способности которых изучались учеными, но так и не были найдены ответы на то, как, каким образом и почему это происходит. Их просматривает инспектор, пытаясь понять, что может неумирающий мозг писателя, чего он хочет и как спасти людей от его желания невиданным разрушением доказать всем свою силу и могущество. И плевать мозгу на количество жертв. Главное — доказать этим самоуверенным, ничтоже сумнящимся людишкам, смотревшим на тебя как на идиота, или же со страхом и ненавистью, что ты можешь всё! Ты — всемогущ! Ты — как Медуза Горгона, можешь бросить вызов богам и одним лишь взглядом обратить их в камень. Или силой мысли. Не зря все боятся твоего взгляда, тяжелого и пронзительного. Холодного взгляда. И посмотрим, в кого они потом будут верить. И во что.

Замечателен дуэт актеров Лино Вентуры в роли инспектора Брюнеля и Ричарда Бартона в роли писателя Морлара. Смотреть на игру этих мэтров кино одно удовольствие. От взгляда Бартона и правда бегут мурашки по спине. Ли Ремик, сыгравшая за два года до этого мать Дэмьена Торна в «Омене» тоже выглядит вполне уверенно в роли доктора Зонфельда. Сам же фильм — это экранизация одноимённого романа английского писателя Питера Ван Гринуэя. В 1979 году он номинировался на премию «Сатурн» в номинации «Лучший фильм ужасов». Фильм действительно выстроен очень правильно, саспенс нарастает постоянно, от сцены к сцене. Включение документальных роликов — удачное решение режиссера. Оно заставляет зрителя тоже задавать себе вопросы, которые мучают и психиатра и инспектора, работает на более полное и яркое раскрытие характера следователя. Мы видим его не как упертого скептика, а как человека, который действительно хочет понять, насколько возможно то, что кажется невероятным и найти не только человека, убившего писателя, но и истинную причину того, почему это случилось. На что он сам готов, чтобы остановить писателя, возомнившего себя сильнее и выше Бога и бросившего ему вызов. И один ли он такой на свете? Может быть где — то другой обиженный феномен уже готовит новые доказательства своих способностей, которые убедят усмехающихся скептиков в его силе и возможностях. Ну, по крайней мере тех, кто после этого доказательства останутся в живых.

8 из 10