Сибириада (1978)

(1978) 18+


О фильме

В сибирской глухомани, среди тайги и болот, живут в небольшом селе Елань две семьи, издавна враждующие меж собой: «кулаки» Соломины и бедняки Устюжанины. И не ведают они до поры, что суждено им породниться, что вопреки всем ветрам истории судьба будет сталкивать их снова и снова, и в ненависти, и в любви; не ведают, какие кровавые, трагические события ждут их впереди.

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр военный, драма, история
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 28 ноября 1979
Премьера в России
Релиз на DVD 5 марта 2012, «Азимут»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA
mpaa
Время 275 мин. / 04:35
Рейтинг Кинопоиска 8.114 / 1285
Рейтинг IMDB 7.70 / 952
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса В 1974 году Михалкова-Кончаловского вызвал к себе председатель ГосКино СССР Ермаш и предложил поставить фильм к очередному съезду КПСС о жизни нефтяников. Андрей Сергеевич согласился и съёмки начались.
Полная версия, выпущенная на DVD, имеет продолжительность 261 минуту.
В главных ролях Владимир Самойлов, Никита Михалков, Наталья Андрейченко, Иван Дмитриев, Павел Кадочников, Константин Григорьев, Сергей Шакуров, Людмила Гурченко, Паскаль Обье, Виталий Соломин
Роли дублировали Виктор Проскурин
Режиссер Андрей Кончаловский
Сценарий Андрей Кончаловский, Валентин Ежов
Композитор Эдуард Артемьев
Художник Наталья Личманова, Александр Адабашьян, Николай Двигубский
Монтаж Валентина Кулагина
Директор фильма Эрик Вайсберг
Оператор Леван Пааташвили, Борис Травкин
Участники съемочного процесса Владимир Самойлов, Иосиф Сталин, Георгий Штиль, Анна Фроловцева, Эдуард Артемьев, Евгений Перов, Константин Забелин, Виктор Проскурин, Сергей Полежаев, Артем Михалков, Геннадий Юхтин, Никита Михалков, Лариса Негреева, Валентина Березуцкая, Наталья Андрейченко, Валентина Ананьина, Евгений Леонов-Гладышев, Александр Панкратов-Черный, Александр Январев, Вадим Вилски, Иван Дмитриев, Ирина Купченко, Валентина Кулагина, Владимир Ленин, Павел Кадочников, Дмитрий Бузылев-Крэцо, Михаил Кононов, Серго Орджоникидзе, Владимир Симонов, Евдокия Алексеева, Максим Мунзук, Руслан Микаберидзе, Наталья Личманова, Леван Пааташвили, Всеволод Ларионов, Эрик Вайсберг, Климент Ворошилов, Михаил Фрунзе, Леонид Плешаков, Велта Жигуре, Константин Григорьев, Феликс Дзержинский, Елена Коренева, Семен Буденный, Сергей Шакуров, Людмила Гурченко, Игорь Охлупин, Александр Адабашьян, Виталий Леонов, Надежда Бутырцева, Паскаль Обье, Борис Травкин, Николай Двигубский, Виталий Соломин, Николай Скоробогатов, Андрей Кончаловский, Александр Яковлев, Владимир Левитан, Валентин Ежов, Александр Потапов

Премии фильма

  • Каннский кинофестиваль, 1979 год (fr) - Золотая пальмовая ветвь

Страны производства фильма

  • Франция (Май 1979) - 0
  • США (Октябрь 1979) - 0
  • Франция (28 ноября 1979) - 0
  • СССР (10 января 1980) - 0
  • СССР (25 января 1980) - 0
  • Финляндия (16 мая 1980) - 0
  • Венгрия (30 октября 1980) - 0
  • Германия (ГДР) (31 октября 1980) - 0
  • Испания (25 июня 1982) - 0
  • США (15 сентября 1982) - 0
  • Швеция (24 сентября 1982) - 0
  • Португалия (19 октября 1984) - 0
  • Турция (Декабрь 1987) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1900-е, 1920-е, 1940-е, 1960-е, 20-й век, Болото, Валка деревьев, Великая Отечественная война, Вертолет, Взрыв, Деревня, Дорога, Качели, Коммунизм, Лес, Любовь, Могила, Нефть, Нефтяная вышка, Огонь, Поезд, Природа, Разведочное бурение в поисках нефти, Ребенок с оружием, Река, Свинг, Сельская местность, Сибирь, Случайная смерть, Снег, Технология, Цивилизация, Эпизодическая структура фильма

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Желанная пропаганда
Текст реценизии После просмотра фильма хочется поступить в техникум, отучиться на бурильщика 6 разряда и уехать в Сибирь добывать нефть. Жить в лесу, среди медведей и рысей, слушать, как плачут деревья, соединиться с природой. С нашей матерью.

Хочется идти вперед с сильной советской властью, хочется жить в обществе честных и добрых людей, хочется любить жизнь и верить в свои цели.

Может это все похоже на советскую пропаганду? Да, но это однозначно лучше современной российской контрпропаганды и это работа сделанная талантливыми людьми.

Фильм очень трогательный и визуально красивый. Интересные сюжетные линии.

Многие шаблонные для советского кино сцены сняты очень оригинально и интересно.

Музыка из фильма еще долго будет играть внутри Вас.

Этот фильм надо посмотреть!

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Город солнца
Текст реценизии Я помню как я смотрел этот фильм глубокой ночью. За окнами стояла тьма, ничто не шевелилось, не было ни звука, ни шороха, жизнь словно замерла на все 4 часа, пока пред моими глазами раскрывалась Сибириада.

Мы привыкли к тому, что кино развлекает, успокаивает нервы, дает расслабиться, отвлечься. Мы привыкли к однотипным героям, ко всем как на подбор сильным, физически красивым людям с такими жизнями, которые нам хотелось бы прожить. Но мы совсем и забыли о кино, которое показывает нам героев таких, какими мы сами являемся, и поет о нас с убаюкивающей нежностью, какими убогими мы бы ни были.

Возможно, во многом остатки разума остаются в нас даже в это бездарное время, потому что у нас есть «Война и Мир», каскад нравственности. «Сибириада», если хотите, это «Война и Мир» о нашей стране в 20 веке, о душе 20 века, к которой можно относиться по-разному, но так или иначе все мы сотканы из того же материала, что герои фильма.

В нем есть все, дикость и простор Сибири, которыми мы мним нашу страну, странная, некрасивая, но искренняя любовь, ненависть, война и мир, нищета забытых деревянных хижин и божественная высота духа.

И, конечно, Город Солнца, мечта, туманящая головы русских людей, но заставляющая совершать их подвиги, даже если подвиг — это никому не нужная дорога сквозь темный лес.
Оценка 3
Заголовок 1/2
Текст реценизии Снимать эпохальное кино — это подвиг. Просто за это стоит уже с уважением оценивать этот фильм. Да это я к тому, что мне не понравилось. Обидно очень!

Прочитала рецензию одного критика, сказал, что уважаемый А. Кончаловский решил снять свой 20 век… Нет, совершенно нет. 20 век — фильм более богемный, но их вообще сравнивать нельзя! Этот фильм скорее можно сравнивать только с фильмами…с фильмами Михалкова. Может это у них семейное так Рууусь изображать, однобоко?

Природа, виды — прекрасные, завораживающие. Афонькина тропа — что-то мистическое, это и есть весь фильм, вся идея, как я поняла, всех трех часов. Дух захватывает, когда ее показывают. С каждым разом все больше и больше. А в конце и вовсе с высоты полета, и понимаешь, насколько велико это дело, тропа.

Мне очень понравилась первая часть фильма. Актеры играют замечательно, не выпячиваются, каторжник в начале задал ритм всей первой половине, благодаря ему часть, состоящая опять же из частей, как звенья в цепочке, цепляются друг за друга, за революционную правду. Находишься с ними внутри картины, великолепно.

Закачиваю просмотр. Оставляю вторую часть назавтра. И правильно. И тут смотрю на кинопоиске — госзаказ. Да ну! Что вы, что вы! Это же просто душевный фильм о прекрасном русском месте, своя позиция режиссера, свое видение жизни в маленькой деревушке.

Начинается вторая часть…знакомый голос, соколики, дорогой ты мой… Ногтем по доске приятней слушать. Ай, ой… Опять Он, опять с ним цыган с гитарой, опять 25. Конец. Ай как мне обидно. Без вмешательства брата не обошлось. Вторая часть отделилась от первой. Совершенно отделилась! Это простая мелодрама с гуру Гурченко и Михалковым. Никакого намека на прежние образы, на их же героев! Война меняет людей — не причина. Я их люблю и уважаю, но это характерные актеры, не предназначенные для этого `льющегося` фильма. Когда третий раз вижу в кино Михалкова с гитарой и цыганом, откуда-то возращающегося в свою Русь, это уже отталкивает. Как можно было это присобачить в эту картину, мне совершенно не понятно… Ему нельзя позволять отсебятины, его импровизации однотипны и неприятны. Хотя кто ему-то запретит. Я совершенно не являюсь сторонником гонений на Михалкова, просто здесь это обидно получилось. Да и надоело его в кино таким видеть. Однако эпизод в заколдованном месте с ним был очень хорош. Наверное, про него можно сказать также, как он сказал про О. Меньшикова на одном из своих представлений: «Ему нужен хороший режиссер». Это я все про актера-Михалкова, никак не затрагивая его прекрасные режиссерские работы.

И да, вторая часть — чистейший госзаказ. Полная непонятная смена ориентиров. По мне так…

Звук в фильме чудесен.

Смотрите только первую часть, не пожалеете. Даже последний кадр здесь прекрасно завешает целый фильм.

5 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Судьба всего русского народа в лице маленькой, богом забытой деревеньки, где-то в глухой тайге…

Так творилась история. Герои фильма живые, перепетии сюжета необычайно трагичны и трогательны, я аж четыре раза прослезилась во время просмотра.

И хотя не могу не отметить то, что первая часть понравилась больше, это нисколько не умаляет всей бесподобности фильма.

И, конечно, гениальный композитор Эдуард Артемьев. Именно из-за него я решила посмотреть этот фильм, и правильно сделала. Кадры войны, взрывов, смеющихся и плачущих людей, взрыва нефтяной скважины, на фоне сибирского леса — это нечто… Это та часть искусства, которая остаётся с тобой на всю жизнь…

Вот она, жизнь, поколения сменяются поколениями, люди рождаются и умирают, и только вечный дед, подобно одноглазому Одину, будет помнить всех, во веки веков..
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Фильм действительно и хороший и стильный и шедевр. Смотрел когода еще в школу ходил, хотя как его при совке на экран пустили для меня отсается по сей день загаткой. История нескольких поколений «Устюжанины и Соломины» прямо как романе «Сто лет одиночества» Маркеса, драматична и смешна одновременно. За душу берет и не отпускает.

Группа бумеранг, которая выступила в этом фильме исполнителем саундтрека действительно добавляет еще глобальности и мистицизма что ли. Операторская работа и игра актеров просто несчем сравнить. Как сказал бы Станиславский а я бы проорал «ВЕРЮ!»

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Иллиада, Россиада, Сибириада
Текст реценизии Действительно, воистину, подобная кинолента — это эпическое кино. Эпическое именно по духу своему — история нескольких поколений двух семей на фоне судьбоносных десятилетий истории России в конце 19 — начале 20 века. В фильме ярко показано, как колесо истории прокатилось по одной из глухих сибирских деревень — Елани — и какой кровавый и необратимый след оно за собой оставило. Люди всегда остаются людьми — Кончаловский сумел это показать наиболее правдоподобно — именно поэтому любовь к родным местам заставляет вернуться однажды на Родину — в глухую сибирскую Елань. Возвращаются туда почти все герои — отцы и дети, предки и потомки. Они любят, ненавидят, убивают себе подобных и рожают их же.

Блестящие актерские работы — и Никита Михалков (молодой еще тогда и очень импозантный, и Наталья Андрейченко — просто великолепна, и Михаил Кононов в роли террориста-революционера, мастера по изготовлению взрывчатки, и Виталий Соломин — всем Браво! Изумительно воссозданы и образы — особенно вековечный дед. В конце концов — просто красивые съемки русской природы — особенно кадры лесной дороги, которую один человек своими силами прокладывает в глухой тайге лишь только для того, чтобы идти за Звездой…

В итоге могу сказать только вот что: Кончаловскому было велено снять фильм про «Нефтяников» — про советских рабочих-тружеников в банальнейшем духе тогдашнего соцреализма — но он, как истинный мастер и просто талантливый режиссер даже из этого пошлейшего замысла смог сделать шедевр…

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Сибириада (1978)
Текст реценизии Сибириада (1978)

Эпичная кинематографическая поэма Андрея Кончаловского. На Каннском фестивале 1979 года «Сибириада» была одним из фаворитов, и вполне могла получить Золотую пальмовую ветвь, если б не мощнейший конкурент в лице Френсиса Форда Копполы с «Апокалипсисом сегодня». Вполне возможно, что Кончаловский мог стать вторым, после Калатозова, обладателем высшей каннской награды. Но получил только специальный приз.

Теперь о фильме. Снимавшийся «по заказу партии и правительства», он мог получиться банальной коммунистической агиткой, но к счастью он перерос все идеологические рамки. Получился своего рода аналог «Двадцатого века» Бернардо Бертолуччи — показаны судьбы нескольких человек, сквозь призму исторических событий (фильм охватывает огромный промежуток времени — с начала века до 60-х годов). При этом фильм совершенно самостоятельный и оригинальный. Он разделен на 4 серии, каждая серия поделена на главы, каждая глава посвящена одному герою (подобный прием был у Висконти в «Рокко и его братья», но Кончаловский использует ее совершенно по своему). Постановка потрясающая, количество мощных сцен не перечислить, даже те эпизоды, что у другого режиссера вызывали бы смертельную скуку, у Кончаловского смотрится так, что боишься пропустить хоть кадр. В одном из интервью, он говорил, что ориентировался на Куросаву в стилистике, что-то схожее действительно есть, но повторюсь — фильм совершенно оригинальный. Не прошло даром для Кончаловского и сотрудничество с Тарковским (он был соавтором «Иванова детства» и «Андрея Рублева») — местами чувствуется их близость. Понравился налет мистики, в некоторых эпизодах, снято потрясающе.

Актеры прекрасны все, тут даже трудно кого-либо выделить. Все же упомяну Михаила Кононова (Нестор Петрович из «Большой перемены» — здесь он меня просто поразил, даже не знал что он сможет настолько можно сыграть идейного боевика-революционера, роль потрясающая, гениальное исполнение. Никита Михалков как всегда играл самого себя, и это у него получается лучше всего. Сергей Шакуров создал совершенно классный образ. Гурченко в традиционном образе — неплохо.

Отдельно нужно сказать об операторской работе Левана Пааташвили и Бориса Травкина — «Сибириада», в своем визуальном совершенстве — просто пир для глаз, многие кадры прям так и просятся в рамочку и на стенку. А уж саундтрек от Эдуарда Артемьева — это что-то невероятное. Раньше я думал, что его лучшая музыка — для фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалкова, но в «Сибириаде»… даже не знаю что сказать, нисколько не хуже. По уровню вплетения музыкального ряда в фильм могу сравнить с музыкой Нила Янга в «Мертвеце» или Энио Морриконе в «Однажды в Америке».

Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что «Сибириаду» можно смело включать в десятку лучших советских картин. После просмотра посещают две мысли — приятная и неприятная. С одной стороны начинаешь гордится нашим кинематографом, создававшим такие шедевры, с другой стороны так у нас в России уже давно не снимают, даже сам Кончаловский.