На плечо! (1918)

Shoulder Arms (1918) 18+


О фильме

Чарли находится в учебном лагере во взводе новобранцев. Попав во Францию, он не получает писем из дома. Когда же наконец приходит посылка, то в ней оказывается сыр с ужасным запахом. Чарли бросает сыр в немецкую траншею и умудряется захватить тринадцать немцев. С этого момента начинается целая цепь военных подвигов Чарли.

Подробная информация

Слоган
Страна США
Жанр короткометражка, военный, комедия
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 20 октября 1918
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA
mpaa
Время 45 мин.
Рейтинг Кинопоиска 8.291 / 347
Рейтинг IMDB 6.90 / 2 752
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Германские солдаты в фильме ходят в прусских шлемах «Pickelhaube», образца 1842, хотя в 1916 году германская армия начала переходить на стальной шлем М16, образца 1916 года.
Шлемы американских солдат в фильме стилизованы под котелок Бродяги. На вооружении армии США в то время стояли шлемы М1917 — образца 1917 года. Они были практически полностью идентичен британскому шлему MkI.
Германский патруль в фильме вооружён лёгким пулемётом Lewis, принятым на вооружение армией США в 1917 году.
В роли Кайзера и американского сержанта снялся старший брат Чаплина — Сидней Чаплин.
«На плечо!» — второй немой кинофильм, снятый Чаплином для компании «First National Pictures».
Фильм снимался во время Первой мировой войны.
Производство фильма началось 27 мая 1918 г., закончилось 16 сентября 1918 г.
Чаплин планировал снять фильм в пяти частях. Начало должно было изображать «жизнь дома», середина — «войну», а конец — «банкет», на котором все монархи Европы чествовали Бродягу за пленение кайзера. Была снята часть «жизнь дома», начались съёмки «банкета», но они не вошли в фильм.
В главных ролях Чарльз Чаплин, Альберт Остин, Л.А. Блэйсделл, Генри Бергман, Эдна Первиэнс, Том Уилсон, Сид Чаплин, W.J. Allen, Джек Уилсон, Лойал Андервуд
Роли дублировали
Режиссер Чарльз Чаплин
Сценарий Чарльз Чаплин
Продюсер Чарльз Чаплин
Композитор Чарльз Чаплин
Художник Чарльз Д. Холл
Монтаж Чарльз Чаплин
Оператор Роланд Тотеро
Участники съемочного процесса Чарльз Чаплин, Веллингтон Кросс, J.H. Shewry, Э. Бракер, Джек Уиллис, У.Г. Вагнер, Сэм Льюис, Фред Грэхэм, Том Хоули, Клайд МакЭти, Charles Knuske, Альберт Остин, Л.А. Блэйсделл, Джо Ван Метр, Клифф Броувер, Jack Shalford, Ч.Л. Дайс, Роланд Тотеро, А. Норт, А.Дж. Хартвелл, О.Э. Хэскинс, Джеймс Гриффин, Марк Фабер, Луис Орр, У.Е. Грэхэм, Ray Hanford, Тайни Уорд, Генри Бергман, Дж. Паркс Джонс, Гай Икинс, Дж.А. Годфри, Карл Херлинджер, Эдна Первиэнс, Том Уилсон, Fred Everman, Сид Чаплин, J.H. Warne, W.J. Allen, Уильям Хэкетт, Роберт МакКензи, Слим Коул, Эд Хант, Е.Х. Девере, Е.Б. Джонсон, Ф.С. Колби, Том Мэдден, Джек Уилсон, В. Херрон, Дж.Т. Пауэлл, А.Д. Блейк, Чарльз Д. Холл, Лойал Андервуд, Гарри Голдман, М.Дж. Донован, G.E. Marygold, Джон Рэнд

Страны производства фильма

  • США (20 октября 1918) - 0
  • Франция (20 апреля 1919) - 0
  • Испания (13 мая 1919) - 0
  • Швеция (24 ноября 1919) - 0
  • Дания (31 января 1920) - 0
  • США (3 апреля 1922) - 0
  • Финляндия (23 декабря 1929) - 0
  • Великобритания (1 сентября 1959) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Бомбоубежище, В тылу врага, Дробовик, Захват, Императив в оригинальном названии, Курительная трубка, Пародия на армию, Первая мировая война, Погоня, Потоп, Пропаганда, Противогаз, Режиссер-композитор, Слэпстик, Старый темный дом, Телеграф, Топор, Храп, Шпион, Шпионаж, Это все был сон

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Смех до слез. 8 часть
Текст реценизии Студия FIRST NATIONAL представляет фильм Чарльза Чаплина…

НА ПЛЕЧО! (я люблю этот фильм)

Этот фильм настоящий шедевр Чарли Чаплина. Можно даже сказать, что это один из самых лучших короткометражных фильмов Чарли. Этот фильм идет всего 36 минут. Кто-то скажет, что это очень мало для гениального фильма. Но я все равно буду считать этот фильм настоящим шедевром.

На этот раз маленький бродяга записался добровольцем в учебный военный лагерь. Спустя некоторое время его взвод отправили во Францию, в самое пекло войны. Но наш бродяга никогда и нигде не пропадал. Здесь с ним произойдут очень смешные и грустные истории. Их бесполезно рассказывать. Это просто надо видеть своими глазами.

Вообще война не очень смешное зрелище. Но когда я посмотрел этот фильм, у меня была улыбка на лице. Чаплин был великим комиком. Он сумел найти положительные моменты в невеселое время. Ведь Чаплин учил всегда идти по жизни с улыбкой. Так жить легче, он говорил. И он был прав.

А за момент с деревом ему отдельное спасибо. Смешная настоящая классика. В любом случаи я советую обязательно ознакомиться с этим фильмом. Это кино на все времена. Даже сейчас этот фильм смотрится на одном дыхании. Это удивительно.

Спасибо.

В конце всегда я очень долго смеюсь.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Герой войны
Текст реценизии Первая мировая война стала серьезным потрясением для всего человечества. Продлившись четыре года, она породила своих героев и извергов. Разрушение, опустошение, смерти и несчастья стали неотъемлемой частью жизни солдат, которые рисковали собой ради спасения своих семей, они боролись за свободу и справедливость. Они прекрасно знали, что для них все может закончиться завтра, но не унывали и не отчаивались, ведь где-то там за широкими просторами, дома, где спокойно и тихо, солдат ждут любящие жены, дети и родители. Потому они искренне хотели выжить и вернутся домой, где осталось их счастье.

Чарльз Чаплин выбрал для своего нового фильма тему войны. Метраж был расширен, что позволило Чаплину рассказать подробную историю о буднях и подвигах солдат. Главный герой кинокартины — все тот же одинокий бродяга, который сделал отважный шаг, пополнив лавы армии. Его навыки оставляют желать лучшего, а порядковый номер (13!) и вообще не оставляет надежды на благополучное возвращение домой. Но храбрости и находчивости ему не занимать.

В нескольких эпизодах появляется персонаж безутешной девушки, потерявшей все благодаря войне. Актриса Эдна Пурвинс — единственная, кто представляет в фильме гражданских людей. Но этот образ очень впечатляет масштабами своего горя и показывает, сколько безжалостно забирает кровопролитная борьба.

Атмосфера кинокартины отнюдь не комедийная, а скорее вдохновляющая. Те подвиги, которые удается совершить персонажу Чарли, заслуживают множества медалей. Это доказывает, что героем может быть даже невысокий паренек со смешной походкой, главное, что в его душе горит желание стать освободителем и закончить войну.

Ситуации, происходящие на экране, вызывают много противоречивых эмоций — безграничную симпатию и сочувствие к бродяге-солдату, жалость к бедной девушке и отвращение к немецким солдатам. Этими чувствами пропитана и восхитительная музыка, создающая дополнительное напряжение в самые захватывающие моменты.

Фильм затрагивает очень серьезную тему, и Чаплин талантливо воплощает ее на экран, придавая больше оптимистических нот. Ведь во время войны людям как никогда нужно помнить о чем-то светлом и добром.

Война — ужасный период лишений и горя. Но подвиги простых солдат помогают прогнать пришедшее зло и вернуть драгоценный мир, который в такое время начинаешь ценить больше всего.
Оценка 1
Заголовок На плечо!
Текст реценизии Фильм, выпущен во время Первой Мировой войны. В нём Чарли — американский солдат, воюющий во Франции.

Чарли совершает героические поступки один за другим: то он захватит в плен 13 немцев, то спасёт товарища, а то и вообще кайзера пленит!

Уникальный фильм. Он, пожалуй, единственный в мире фильм о войне, который смешной. Смешное там всё! Взять например солдат, которые постоянно ведут себя спокойно, хотя за их спинами разрываются снаряды. Или самого Чарли, которому постоянно говорят не выворачивать ступни…

Чаплин в этом фильме не только показал талантливую игру, но так же и отличную режиссуру, сценарий.

Спасибо ему огромное за замечательный фильм.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок К бою готов!
Текст реценизии И снова неподражаемый комик всех времён и народов, замечательный Чарли Чаплин, радует зрителя своим появлением на экранах. На этот раз борцу за справедливость и честь придётся сражаться с целой армией немцев, а так как действия картины ссылаются на период Первой Мировой, то об актуальнсти и весомости событий и говорить не приходится.

Чарли Чаплин опять берётся за своё — высмеивает и выставляет далеко не в лучшем свете все происходившие во время Первой Мировой войны события, указывая на ложь, лицемерие и неправдивость многих глав государства, многих политиков и чиновников, пытающихся во имя своих целей отхватить кусок от разделяемых территорий и вступить в вооружённый конфликт с прочими странами. Чарли Чаплин, как и всегда, с долей юмора, частицей сарказма и иронией проливает свет на все события, со смехом и весельем, присущим зрителю во время просмотра этой ленты; однако же, как и завелось, Чаплин за всей кутерьмой и образностью ставит существенную, актуальную для того времени проблему. В данном фильме он как бы задаёт вопрос, обращается к публике:

«Так зачем всё это было нужно? Зачем нам была нужна эта война?»

И снова, попадая не в бровь, а в глаз, Чаплин изобличает, высмеивает и поднимает на всеобщее обозрение былые события, ныне уже нуждающиеся в переосмыслении и даче должного великому комику, изобличающему, ищущему и находящему злобу дня и корень проблемы. Несомненно, под аккомпанемент смеха, припадков и безостановочной тряски, от которой начинают слезиться глаза и болеть живот, Чарли Чаплин добивается своей цели — он входит в доверие зрителя, демонстрируя ему своё, наиболее правильное и чётко сформулированное видение ситуации, которое, пусть и не будет идеалом мышления и указанием для многих людей, но, по крайней мере, нуждающееся в рассмотрении, осознании и осмыслении.

«На плечо» — замечательно спланированная, разработанная и поставленная комедия-короткометражка известного лицедея и пересмешника, который жил, живёт и будет жить вечно, пока жива память о нём и теплится огонёк в душах многих людей, преданных и верных зрителей, почитателей таланта и творчества Маленького бродяги. Данная картина самым что ни на есть полным образом доказывает, подчёркивает и демонстрирует всем-всем, что Чаплин не просто умеет смешить, радовать и веселить, но и избирателен, искусен во многих сведущих вопросах политического, экономического и социального характера. И, находя способ переплетать духовное с материальным, составляя несоставимое, Чаплин предстаёт перед зрителем каждый раз всё в новом амплуа и каждый раз веселит, смешит и трогает до глубины души, запоминаясь своей открытостью, честностью и добротой, оставляя в памяти шлейф и целый океан эмоций, веселья и ярких моментов, которые никогда не забываешь…

Памяти Чарли Чаплина и чести Дня его рождения посвящается. Чаплин не забыт, творчество и успех его явны, память чиста и свежа, непоколебима и ярка. Это неоспоримо и не нуждается в излишних доводах, не так ли, Чарли?..
Оценка 1
Заголовок Мистер Чаплин в тылу врага
Текст реценизии Чаплин пришел в кинематограф в 1914. Это радостное и эпохальное для мирового искусства событие совпало с другой, куда менее счастливой датой — началом Первой Мировой войны. «На плечо!» вышел в прокат в 1918. Почему же так поздно? 4 года гремела война, А Чаплин, по фильмам которого, говорят, можно изучать историю 20-го века, откликнулся на нее лишь под самый конец.

Первый год Чаплин только начинал делать шаги по незнакомой территории, сильно завися от студии «Кистоун» и Мака Сеннета лично, что не давало ему толком расти в творческом плане. Он просто зарабатывал популярность и стремился поскорее отделаться от назойливой однообразности «сеннетовской комедии пощечин». В 1915 он перешел в «Эссеней», где приступил к вырабатыванию того самого трагикомического образа бродяги Чарли, именно тогда появились первые шедевры Чаплина.

Универсальное мастерство его росло с каждым фильмом. На студии «Мьючуэл» артист больше внимания стал обращать на различные пороки общества, все реже появлялись на экране «параллельные» герои, все больше внимания уделялось глубине и характеру образа Бродяги, который приобретал больше трагических черточек, заставляя зрителя задумываться куда чаще, чем просто смеяться.

На студии «Фёст Нэйшнл», куда он перешел в 1918 и где создал фильмы, отмеченные уже печатью истинной гениальности, Чаплин начал смеяться только по делу, и было в его смехе все больше слез, все больше правды, укора, мудрости, понимания происходящего в реальном мире и нежелания уходить от этого в розвощекое голливудское кино, тяготеющее к сусальной романтике и уже сильно отставшее от Чаплина в мастерстве, в развитии и значимости. Начиная с «Собачьей жизни» Чаплин стал снимать «дерзкое» кино, все больше расходясь во мнениях с официальным Голливудом, все меньше нравясь студийным верхушкам, политикам и блюстителям нравственности и все чаще стал раздавать пощечины. Только это были не безобидные пощечины «кистоуновского» периода. Эти крепкие оплеухи имели конкретную цель и били в нее больно, хлестко, обидно.

И тогда-то Чаплин и обратил внимание на подходящую к концу войну, в которую США вступили только накануне, в 1917. И, конечно, смолчать не мог. Личные убеждения Чарли, ненавидевшего войну, хлынули на экран.

Никто другой не смог бы себе позволить снимать издевательскую пародию на войну в разгар этой самой войны, когда, как известно — «все на фронт!» и «все для победы!». Никто, кроме Чаплина. Его авторитет в кино был уже настолько высок, что противиться съемкам антивоенного памфлета, задуманного Чаплиным, студия не могла. Правда, она в итоге отказалась выпускать фильм в прокат. И Чаплин, еще не имея на тот момент независимого прокатчика и своей собственной киностудии, согласился на существенное сокращение своего пятичастного фильма, вырезав наиболее провокационные куски и оставив 2 части из 5.

Как ни тряслись студийные боссы, контракт с Чаплиным они не расторгли. Ведь, несмотря на свою провокационность, выйдя в прокат, комедия поставила рекорд сборов. Особенно ее хвалили солдаты, которые увидели в ней вовсе не издевку над собой (коей и не было) а издевку над идиотской войной, не нужной никому, кроме далеко от нее находящихся властителей, делящих общие земли и личные доходы, и гротескное изображение своих собственных солдатских будней.

«Я очень горжусь этой картиной. — Скажет Чаплин через 10 лет. — Она возникла в самый разгар самого безумного военного психоза. Она обличает все безобразия и ужасы войны. Это революционная картина, не пацифистская, а революционная, если учесть момент, когда она появилась».

Великий художник оказался прав. «На плечо!» стал первым в истории антивоенным фильмом, где буффонада стремительно пасовала перед призывом закончить бессмысленную до смешного бойню и прекратить грызню из-за уже забытых причин. Этот фильм начисто лишен эпичности, характерной для американских военных лент даже того периода. Чаплин — маленький, щуплый, органически не способный выполнять грубые приказы и совершать геройства — решительно восстает против обоюдной злобы, конфликтов, накопившегося за годы войны разочарования в ней. Герой в шутовском колпаке по-отцовски устраивает порку немецкому офицеру, чем несказанно радует немецких солдат, которым война надоела не меньше, чем американским, превращает в фарс построение и разведку боем, выставляет в карикатурной манере и немецких, и американских солдат.

И при этом остается — в быту или на передовой — прежде всего тем самым маленьким человеком, одиноким отщепенцем, оказавшимся героем поневоле, да и то — во сне. Не забывает Чарли и о точно подмеченных мелочах, выставленных в буфонных, но правдивых и непередаваемо смешных сценах. Крошечные детали, превращающие обычное в смешное — здесь не кажутся лишними, ведь и война — это прежде всего ежедневная жизнь, протекающая по своим, иногда комичным правилам.

Так, добряк-Чаплин хладнокровно и методично отстреливает немцев, оставляя на специальной доске галочку после каждого убитого, и так же невозмутимо стирает ее, когда убитый оказывается жив. А что вы хотели? Война. Никаких чувств и эмоций здесь быть не должно. И это лишь комическое отражение абсолютно реальной бессознательной жестокости солдат на войне.

Этот фильм стал для киноискусства знаковым. Особенно — для жанра военной комедии. Если бросить лишь мимолетный взгляд на дальнейшее развитие кино — сознательное или бессознательное копирование этого фильма наблюдается у Бенни Хилла и Нормана Уиздома, Эрнста Любича и Мэла Брукса, Жерара Ури и Монти Пайтон, братьев Цукер и квартета Шарло. Из этого фильма без каких либо изменений перекочевало и несколько эпизодов в фильм «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдая.

Фильм сделан с воодушевлением и оптимизмом, веселым хулиганством и легкими насмешками, однако, в финале, когда оказывается, что все это — включая мечты о скором мире и благополучии — всего лишь сон вырубившегося после мучительных учений солдатика, становится очень грустно. В солдатских мечтах война давно кончилась, он победил, и уже идет навстречу новой мирной жизни, но в жизни не так все легко и его ждут тяжелые будни — сон по шею в воде, ожидание посылок из дома, противный сержант, завтраки под пулями, нежеланные геройства… Но маленький человек должен выжить. Хотя бы для того, чтоб когда-нибудь, в другую войну — еще более страшную — стать «Великим Диктатором» и уже от лица всего мира обратиться к тем, кто не понимает горьких уроков.

Не всегда большие 3-х часовые эпики вершат историю кино. Иногда важнее время, когда будет сказано слово, смелость, с коей оно будет сказано и мастерство, благодаря которому оно будет слышно спустя сотню лет! Не в последнюю очередь благодаря этому фильму Чаплин попал в высшую режиссерскую лигу — великих мастеров — и стал первым — и главным! — прогрессивным деятелем в киноискусстве 20-го века.

10 из 10