Освобождение: Огненная дуга (1968)

(1968) 18+


О фильме

Масштабная историческая киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» состоит из пяти фильмов.

Фильм первый — «Огненная Дуга» повествует о грандиозной битве на Курской дуге летом 1943 года. Здесь произошло самое крупное в истории Второй мировой войны танковое сражение. Наряду с личными судьбами героев в фильме показаны батальные сцены, деятельность штабов и разведок, тех, кто трудился на фронте и в тылу.

Подробная информация

Слоган Two great armies duel to the death with a million guns and ten thousand tanks... THE GREAT BATTLE.
Страна Италия, СССР, Польша, Германия (ГДР)
Жанр военный, драма, мелодрама
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 7 мая 1970
Премьера в России
Релиз на DVD 2 сентября 2008, «Lizard Cinema Trade»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 93 мин. / 01:33
Рейтинг Кинопоиска 8.205 / 4321
Рейтинг IMDB 7.40 / 509
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Занимает по посещаемости 23-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1972 году.
Съёмки всех пяти фильмов эпопеи проходили в период с 1967 по 1971 год.
Курировал работу съёмочной группы непосредственно ЦК КПСС. С самого начала Юрия Озерова предупредили, что о первых двух годах Великой Отечественной войны не может быть и речи: картина должна сразу начинаться с Курской битвы.
Съёмки проводились в окрестностях города Переславля-Залесского, т. к. разрешение на проведение съёмок на месте реальных событий так и не было получено, хотя съемочная группа выезжала в Курск.
После того, как в 1968 году этот фильм показали маршалу Гречко и генералу Епишеву, картина легла на полку и пролежала там до лета 1969 года. В течение этого времени Юрий Озеров переделывал картину 4 раза и успел закончить следующий фильм эпопеи — «Прорыв».
В главных ролях Юрий Каморный, Владлен Давыдов, Фриц Диц, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик, Петер Штурм, Николай Олялин, Бухути Закариадзе, Виктор Авдюшко, Лариса Голубкина
Роли дублировали Константин Тыртов
Режиссер Юрий Озеров
Сценарий Юрий Бондарев, Юрий Озеров, Оскар Курганов
Композитор Юрий Левитин
Художник Диляра Озерова, Александр Мягков
Монтаж Екатерина Карпова
Директор фильма Юрий Джорогов, Лидия Канарейкина
Оператор Владимир Гусев, Игорь Слабневич, Амина Ахметова
Участники съемочного процесса Артем Карапетян, Владимир Самойлов, Иво Гаррани, Юрий Левитин, Юрий Каморный, Николай Боголюбов, Юрий Киреев, Владлен Давыдов, Фриц Диц, Клен Протасов, Константин Забелин, Николай Еременко ст., Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик, Сергей Никоненко, Лев Поляков, Александр Барушной, Ян Энглерт, Георгий Бурков, Ханньо Хассе, Юрий Дубровин, Юрий Мартынов, Евгений Буренков, Юрий Бондарев, Вернер Диссель, Юрий Назаров, Дмитрий Франько, Виктор Шахов, Ханс Ульрих Лауфер, Михал Адамчевский, Борис Зайденберг, Петер Штурм, Цезары Юльский, Диляра Озерова, Виталий Абрамов, Петр Щербаков, Екатерина Карпова, Константин Тыртов, Николай Олялин, Бухути Закариадзе, Х. Джил, Станислав Яскевич, Игорь Озеров, Юрий Дуров, Валериан Виноградов, Юрий Озеров, Роман Ткачук, Виктор Авдюшко, Михаил Кокшенов, Елизавета Алексеева, Виктор Байков, И.Николайчук, Владимир Гусев, Герд Михаэль Хеннеберг, Хейно Мандри, Александр Мягков, Ирен Азер, Андрей Петров, Юрий Померанцев, Оскар Курганов, Сергей Харченко, Юрий Леонидов, Хорст Гизе, Валерий Носик, Лариса Голубкина, Роман Хомятов, Тыну Аав, Николай Рушковский, Всеволод Санаев, Юрий Джорогов, Евгений Власов, В. Вайнгофер, А. Долидзе, Юрий Вышинский, Флорин Пьерсик, Юрий Легков, Питер Маркс, Григорий Михайлов, Юрий Максимов, Игорь Слабневич, Иосиф Гогичаишвили, Волдемар Анкуратерс, Ханс-Хартмут Крюгер, В. Джахуташвили, Валентин Грачев, Зигфрид Вайсс, Лидия Канарейкина, Амина Ахметова, Олев Эскола

Страны производства фильма

  • СССР (Июль 1969) - 0
  • СССР (1970) - 0
  • СССР (7 мая 1970) - 56
  • Финляндия (7 мая 1970) - 0
  • Швеция (14 мая 1970) - 0
  • Германия (ГДР) (22 мая 1970) - 0
  • Япония (11 июля 1970) - 0
  • Германия (ФРГ) (13 ноября 1970) - 0
  • Дания (18 января 1972) - 0
  • США (Июнь 1973) - 0
  • Турция (29 апреля 1974) - 0
  • США (17 октября 1974) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1945 год, Аммуниция, Броня, Великая Отечественная война, Военное наступление, Вторая мировая война, Красная армия, Меховая шапка, Приёмы ведения войны, Пропаганда, Ракетная пусковая установка, Русская армия, Русский солдат

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Это наша война, наша история
Текст реценизии Можно написать много и использовать громкие фразы(слова),но стоит ли это делать о второй войне написано много книг, снято много фильмов и тема войны будет пытаться раскрываться в новых произведениях.

Стоит лишь сказать что серия фильмов Ю. Озерава объеденная одним названием-«Освобождения» -являться одной из лучших в истории кинематографа о событиях 2 ой мировой.

Великолепный сценарий, мастера военной прозы Юрия Бондырева, тонкая режиссура, операторская работа, особенно батальных сцен восхищают.

Что же касается игры актёров то она стоит отдельной похвалы, стоит отметить блестящую игру Михаила Ульянова-Жуков в его исполнении с характером, мужеством, самокритичен. Актёр внешне не имеет 100% сходства с прототипам, но его мастерство, энергетика, харизма -заставляют поверить что перед нами на экране не Михаил Ульянов, а великий Жуков. Так же следует отметить игру:Николая Олялина, Всеволода Санаева, Бухути Закариадзе, Владлена Давыдова, Георгия Буркова, Фрица Дица, Иво Гаррани, Юрия Каморного-которые гениально создали образы как простых военных, так и сильных миро всего, с присущими им человеческими достоинствами и недостатками.

Фильм стоит смотреть-всем кто хочет знать историческую правду, да он художественный, но содержит много исторически правдивых фактов о войне, в отличии западного и современного Российского кино.
Оценка 1
Заголовок Blockbuster about the war from the USSR 7/10
Текст реценизии Великий фильм о великой войне… хотя здесь больше идет термин блокбастер, ибо «Освобождение» — реально является представителем данного типа.

Достоверность происходящего, воссозданная техника и прочие детали, в визуальном плане фильм дает уж слишком большую фору удушенными терабайтами компьютерной графики фильмам. Натурализм не был доведен до своего совершенства, но это не «Спасти рядового Райана» Спилберга, где можно разгуливать «контуженым» солдатам с оторванными руками и ногами, которых играют настоящие инвалиды, поэтому это ни более чем придирка, чего однако нельзя сказать про крайне неуместное музыкальное сопровождение, не сочетающееся в большинстве сцен с динамикой происходящего.

О каком-либо сценарии говорить здесь в меньшей мере неуместно, ибо здесь показана война в самых больших ее масштабах, затрагивая лишь «взаимоотношения» в стиле реалити-шоу среди генералов и политиков. Остальное — лишь дополняющие атмосферу войны вставки о судьбах рядовых, танкистов, сыне Сталина и медсестре, покинувшей свой пост ради ее бойфренда, но так цинично раскладывать сюжетную составляющую о первой части киноэпопеи «Освобождения» — то еще скотство, ведь впереди еще 4 части и дальнейшие сюжетные линии будут иметь свое развитие, но как отдельная лента, «Освобождение: Огненная дуга» снятый в наше время смотрелся бы как заурядный высокобюджетный блокбастер с характеризующими его признаками, только с излишним процентом натуральности, что делало бы более уникальным, в то время как для СССР, это не выглядело бы чем-то особым, так как понятие компьютерная графика, в принципе, было чуждо всему миру.

7 из 10
Оценка 3
Заголовок Война широкого формата
Текст реценизии Спустя четверть века после победы в самой тяжелой войне в истории страны и человечества в СССР решили, что пришло время для создания главного фильма о войне, который показал бы ее от кабинетов лидеров противоборствующих коалиций и генеральных штабов их армий до окопов, в которых сражались простые солдаты. Как и всегда, создание исторической картины не обошлось без влияния политической конъюнктуры и художественных традиций- что дало новому фильму и свои недостатки, и свои достоинства.

Рубеж 60-70-х гг. привнес в советскую общественную жизнь элемент монументальности и основательности под стать стилю руководства, пришедшего к власти несколькими годами ранее. Брежневское политбюро и само смахивало на монументальную композицию-степенную, забронзовевшую, выдержанную в лучших традициях соцреализма. В нем уже мало что походило на них же самих десятилетней давности- помоложе, пошустрее, подгоняемых неуемной энергией «дорогого Никиты Сергеевича». Окружение «дорогого Леонида Ильича» тяготело к сталинским ампирным традициям не только в политике, но и в искусстве- в том числе и в «важнейшем для нас»-кино. Но как в политике реставрация сталинизма не получилась до конца завершенной, так и в киноискусстве новая эпопея не повторила приснопамятное «Падение Берлина». Подобно тому, как брежневский застой по сравнению со сталинским разгулом был более вегетарианской эпохой, так и кинотворения застоя не смогли до конца отвернуться от гуманистических идеалов оттепели в сторону «монументальной пропаганды»,

От киноагиток сталинских времен в «Освобождении» кое-что есть. Это аккуратненько одетые в гимнастерки с иголочки, непременно увешанные орденами (герои поглавнее) или на худой конец -парой медалей (бойцы и командиры). Это и впервые выведенная на экран после хрущевского разоблачения фигура самого «отца народов», степенно вышагивающего по коврам в кремлевском кабинете и изрекающего замершим в почтительном оцепенении полководцам откровения вроде «„Сталинград-это большое поражение Гитлера, и военное, и политическое“». Плюс еще линия дополнительного очеловечивания архитектора культа с эпизодом о предложении немцев обменять пленного сына Якова на фельдмаршала Паулюса и чеканным ответом „Я солдата на фельдмаршала не меняю“». Симпатии режиссера и сценаристов вполне понятны, хотя и не безоговорочны- все же временами они глухо намекают на то, что для вождя люди- все же щепки, летящие при рубке леса- как в сцене разговора Жукова накануне начала контрнаступления просящего назначить дату на 15 июля и слышащего в ответ из высочайших уст «Будем считать это крайним сроком». Недаром главный положительный герой озеровских эпопей, в которого он точно влюблен, -Жуков после этого разговора, качая головой, скупо цедит «Верховный торопит…» А в сцене в концлагере, когда на немецкое предложение сотрудничать шеренга пленных угрюмо молчит, а после сообщения от том, что Сталин приказал всех сдавшихся в плен считать предателями Родины- из нее выходит пусть всего несколько — чуть ли не откровенный антисталинский афронт. Цену торопливости Верховного, измеряемую в солдатских жизнях, на фронте знали слишком хорошо все- от рядового до маршала.

Отдавая дань вниманию к судьбам отдельных людей на войне-моде, заведенной в период «оттепели» и высоко оцененной и зрителями, и критиками в таких фильмах как «Чистое небо», «Летят журавли», «На семи ветрах»- создатели фильма не рискнули от этого целиком отказаться, введя в фильм лирическую линию с Цветаевым (Н. Олялин) и Зоей (Л. Голубкина), которая, правда, выглядит временами настолько неорганично в этом фильме, что критические стрелы в эту задумку запускали даже советские критики во времена триумфа картины в 70-начале 80-х гг., когда она считалась безусловно главным фильмом о войне. Как ни странно, человеческое измерение войны чаще прорывается в иных эпизодах. Например, в уже описанной сцене в концлагере, когда генерал -власовец уговаривает Якова Джугашвили написать письмо отцу с просьбой обменять его на Паулюса, та интонация и выражение глаз, которыми сын Сталина отвергает этот, возможно, последний шанс на спасение- смесь страдания, скорби и в то же время решимости- перевешивают по своему эмоциональному воздействию все остальные лирические вставки.

Все же «Освобождение»-фильм прежде всего о войне. И война эта представлена тут широко и с размахом. Если по художественной высоте и глубине раскрытия человеческих характеров у «Освобождения» немало конкурентов, то в плане кинобаталистики их у него практически нет. Эпизод немецкой танковой атаки под Прохоровкой, когда на зрителя надвигаются всамделишные «Тигры» (специально изготовленные по таком случаю на одном их московских заводов по спецзаказу), оставляя за собой горящие советские «тридцатьчетверки», равно как и последующее описание встречного танкового боя со схлестнувшимися танками и тут и там сцепившимися между ними насмерть в рукопашной танкистами из уже подбитых машин- непревзойденная в отечественном, а на мой вкус- и в мировом кинематографе батальная сцена.

Галерея исторических персонажей действующих в картине- тоже сильная ее сторона, особенно учитывая портретное сходство, которого в ряде случаев (особенно в случаях с Моделем (П. Штурм), Муссолини (И. Гаррани), Ватутиным (С. Харченко), Василевским (Е. Буренковым), Геббельсом (Х. Гизе), Гиммлером (Э. Тиде)) создателям картины удалось достичь почти один в один. Есть и некоторые действительно оригинальные подходы. Например, начальные кадры, когда под вариацию на тему «Священной войны» по обеим сторонам от идущих титров мы видим кадры советской и немецкой кинохроники тех лет. Да и сами титры, когда начинается перечисление ролей(Сталин…Гитлер…Жуков…Маншт- ейн…Скорцени…Муссолини…Черчилль Рузвельт), не могут не заставить учащенно биться сердце всякого, кому интересна история минувшей войны и история вообще.

В целом фильм при всех его недостатках я считаю и режиссерским успехом Ю. Озерова (лучшим- наряду с «Последним штурмом», заключительной частью эпопеи), и яркой страницей советской кинематографии.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Война!
Текст реценизии От Южной Америки до Японии, от Австралии до Африки, от льдов Балтики до тропиков Филиппин шла Вторая Мировая война. Но «Освобождение» Юрия Озёрова (прославившегося фильмами военной тематики) рассказывает о её значительной части — Великой Отечественной, пусть и не с самого её начала.

Пенталогия «Освобождение». Первый фильм — о сражении на Курской дуге. Что есть и стоит ли смотреть?

Сначала о войне. Конечно, всем известно третье слово, стоящее после «Великая Отечественная…». Самая кровавая, самая разрушительная в нашей истории.

Конечно, историю о войне переписывали, и не единожды. То Хрущёв вдруг станет вакциной от фашизма, то Брежнев неожиданно поднимется из небытия (хоть и был на войне, но лишь одним из многих). А то и вообще объявят нашим позором. Конечно, то дело политики, но «за державу обидно!»! В конце концов, именно наши деды-прадеды, бабушки и прабабки дошли до Берлина после боёв, нигде больше не виданных! Не было в Европе, Америке, Азии и Африке Сталинграда, Харькова, блокады Ленинграда, Курской дуги, операции «Багратион», потопления «Вильгельма Густлофа», Висло-Одерской операции, обороны Смоленска… Нет, были Тобрук, высадка в Нормандии, остров Мидуэй…. Но они — лишь бледная тень того, что творилось в боях между III Рейхом и СССР. Может, только Тобрук сравнится.

Конечно, власти СССР полагались на этот фильм. В каком-то «Освобождении» затесался и Леонид Брежнев. Для фильма поставили и плёнку лучшую, и средства отстегнули. И сам фильм представляет собою сплав «документалки» и художественного. Гораздо больше всё-таки художественного фильма. Тут и генералы с маршалами, и танкисты с санитарками, лётчики, правители стран… Вроде и даты называют и операции, и показывают принятие решений важными лицами, но тут есть и обычные стычки, и атаки, словом, все слои войны.

Батальные сцены, немцы (настоящие!), съёмка панорамы земли, танки, истребители, наши, фашисты…. Фильм о войне. Тут нет глянца, здесь люди грязны, в копоти, погибают, боятся, решаются…. Что Манштейн, что Сталин, что Рокоссовский — получились убедительно. И они довольно резко констатируют с простыми солдатами. Вот Сталин вышагивает по кабинету, беседует. А вот танкисты выбираются из горящего танка. Что мирная жизнь, что сражения — показаны… ммм… как на огромном полотне с чёткими нитками, создающих единый узор.

Разумеется, есть батальные битвы. Конечно, после «Властелина Колец» они выглядят не так эффектно. Да и «Мы из будущего» тоже превосходит по предъявлению битв. Что поделать, нынче такой зритель. Но тем удивительней выглядит количество техники, она именно поражает воображение. Конечно, использовали и макеты (не знаю точно), но техники в «натуральную величину» хватает.

За: наша история, актёры, техника, режиссура, грим, сверка с историческими данными, максимальное соответствие действительности. Против: кое-где излишний пафос да некоторые советские поправки к истории. Кому небезразлична Великая Отечественная, тому категорически рекомендую посмотреть.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Второе падение Берлина
Текст реценизии До «Освобождения» в советском кино был только один эпический фильм о войне — «Падение Берлина».

Но после ХХ съезда партии «культовый» фильм надолго исчез с экранов.

Успешная реализация съемок «Войны и мира» привела к мысли снять римейк «Падения Берлина», дополнив его грандиозными батальными сценами.

О том, что это именно римейк говорят многочисленные параллели в сюжетах обоих фильмов, да и действие обоих фильмов происходит в одних и тех же местах — если склеить отдельные эпизоды обоих фильмов в одну ленту — не сразу можно будет определить, из какого именно фильма взят тот или иной эпизод.

В «Освобождении» на экран снова вернулся Сталин, со времен XXII съезда как бы не существовавший в истории СССР. Помню, что ветераны особо отмечали этот момент и говорили, что в новом фильме образ Сталина показан гораздо ближе к реальности, и вообще — новый фильм им нравился гораздо больше, чем старый.

Я расспрашивал их о том, насколько показанное в фильме близко к реальности.

Они отвечали, что да, очень похоже. Правда за кадром фильма осталась практически вся кровь и грязь войны (это мы увидели позже, в американском кино, впервые — в шедшем в советском прокате фильме «Трюкач»).

Еще одной неточностью фильма стало большое количество солдат среднего и пожилого возраста, показанных в кадрах фильма.

В реальности же Красная армия с 1943 года в основном состояла из солдат 18-летнего возраста, фактически из мальчишек.

Во всем остальном батальные сцены фильма сняты практически 1:1 с тем, как это было на самом деле. Реализм съемок поражает воображение даже в наше время — особенно если смотреть фильм на широком экране настоящего кинотеатра.

Ни один телевизор не может передать эффекта ползущего прямо на зрителя широкоформатного немецкого танка — когда сидящий в зале ощущает мурашки по коже и желание нырнуть под кресло. Пожалуй, такой эффект был достигнут впервые со времен «Прибытия поезда» Люмьеров.

Увы, ощутить все это можно было только до 1971 года, потом все нормальные копии фильма исчезли и появились урезанные под 4:3 версии фильма для показа на киноустановках и по ТВ.

То что они урезаны, и довольно грубо — хорошо заметно по самым последним кадрам предпоследнего фильма (Освобождение: Битва за Берлин). Похоже, что после проката не нашлось ни одной полноценной, не изношенной вдрызг копии фильма.

К сожалению, то что показывают сейчас по ТВ или выходило на ДВД — сделано путем реставрации этих самых урезанных копий — похоже на то, что широкоформатные оригиналы фильма навсегда утрачены.

Снять что-то подобное в наше время уже невозможно — умерли практически все участники этих событий. А без их консультаций любой фильм на тему войны будет дешевой поделкой.

Да, и — Брежнев у Озерова действительно один раз появился в кадре. Но это было совсем в другую эпоху (разрядки и маразма), и фильм тот назывался «Солдаты свободы».