Битва за планету обезьян (1973)

Battle for the Planet of the Apes (1973) 18+


О фильме

Все новые и новые опасности приносит как людям, так и обезьянам будущее. На карту поставлена сама возможность существования этих биологических видов. И уже всем становится понятно, что только совместные усилия и выход на новый уровень взаимодействия дадут шанс планете в надвигающейся череде катастроф…

Подробная информация

Слоган The final chapter in the incredible Apes saga. The most suspenseful showdown ever filmed as two civilizations battle for the right to inherit what's left of the earth!
Страна США
Жанр фантастика, боевик
Бюджет $1 800 000
Сборы в США $8 844 595
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 15 июня 1973
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA нет возрастных ограничений
mpaa G
Время 86 мин. / 01:26
Рейтинг Кинопоиска 6.104 / 855
Рейтинг IMDB 5.30 / 13 937
Рейтинг мировых критиков 38
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Лью Эйрз, Родди МакДауэлл, Северн Дарден, Клод Экинс, Ной Кин, Остин Стокер, Пол Уильямс, Натали Транди, Ричард Истхэм, Франс Нуйен
Роли дублировали
Режиссер Дж. Ли Томпсон
Сценарий Пьер Буль, Джон Уильям Коррингтон, Джойс Хупер Коррингтон
Продюсер Артур П. Джейкобс, Фрэнк Капра мл.
Композитор Леонард Розенман
Художник Дэйл Хеннеси, Роберт Де Вестел
Монтаж Джон С. Хорджер, Алан Джаггс
Оператор Ричард Х. Клайн
Участники съемочного процесса Джон Хьюстон, Ким Хантер, Лью Эйрз, Леонард Розенман, Ричард Х. Клайн, Родди МакДауэлл, Джон Лэндис, Северн Дарден, Дж. Ли Томпсон, Дэвид Джеррольд, Клод Экинс, Пьер Буль, Ной Кин, Бобби Портер, Кэл Уилсон, Остин Стокер, Лу Вагнер, Хезер Лоу, Джон Уильям Коррингтон, Эрик Браден, Пол Уильямс, Натали Транди, Ричард Истхэм, Артур П. Джейкобс, Майкл Стернс, Джон С. Хорджер, Джойс Хупер Коррингтон, Фрэнк Капра мл., Пэт Карди, Коллин Кэмп, Паула Крист, Джеймс Бэйкон, Дэйл Хеннеси, Франс Нуйен, Роберт Де Вестел, Энди Найт, Алан Джаггс, Dominique Green, Джимми Гамбина, Пол Стивенс, Sam Maronie, Пол Ден

Премии фильма

  • Сатурн, 1975 год (us) - Лучший научно-фантастический фильм

Страны производства фильма

  • США (15 июня 1973) - 0
  • Япония (21 июля 1973) - 0
  • Франция (8 августа 1973) - 0
  • Германия (ФРГ) (10 августа 1973) - 0
  • Финляндия (10 августа 1973) - 0
  • Швеция (20 августа 1973) - 0
  • Нидерланды (22 ноября 1973) - 0
  • Великобритания (17 декабря 1973) - 0
  • Дания (20 февраля 1974) - 0
  • Португалия (25 июля 1974) - 0
  • Испания (18 сентября 2001) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

2000-е, Аванпост, Армия, Арсенал, Битва рука об руку, Бой, Бомбардировка, Будущая война, Будущее, Бунт, Взрыв, Взрыв машины, Винтовка, Военное положение, Вымышленная война, Генерал, Горилла, Государственный переворот, Доктор, Домик на дереве, Жестокость, Камера видеонаблюдения, Клетка, Лошадь, Мотоцикл, Мутант, Надзор, Нож, Обезьяна-человек, Обезьяны в центре сюжета, Орангутанг, Отношения матери и сына, Отношения мужа и жены, Отношения отца и сына, Падение с высоты, Перестрелка, Пистолет, Планета обезьян, Погоня, Подземелье, Поле боя, Полицейское государство, После ядерной войны, Постапокалипсис, Преданный, Прикованный к постели, Пулемет, Пустыня, Пушка, Пятая часть, Рабство, Радиация, Разоружение кого-либо, Разрушенный город, Револьвер, Революция, Ручная граната, Саботаж, Сиквел, Система D Box Motion Code, Слезинка, Смерть ребенка, Смерть сына, Солдат, Сражение, Статуя, Сцена стрельбы, Счетчик Гейгера, Танк, Учитель, Человекообразная обезьяна, Шимпанзе, Школьный автобус, Ядерное оружие

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок The End
Текст реценизии Ну что можно сказать о своеобразном завершении первого киноцикла «Планеты обезьян» (именно киноцикла, дальнейшие телесериал, мультсериал и еще два перезапуска в расчет не берем)? По крайней мере, то, что финал удался, вполне, хоть и не без огрехов, но однозначно он достоин внимания, несмотря на то, что по сути можно было закончить и на первом фильме.

Дабы достойно и спокойно подвести все это дело к финишной прямой (на это все сильнее указывали с каждым разом снижающийся интерес у публики и соответственно — сборы), руководства Twentieth Century Fox и Apjac International усадили в режиссерское кресло Джея Ли Томпсона, постановщика предыдущей части, наняли постоянного сценариста Пола Дена (правда ради подстраховки или по каким-то иным причинам подсадили к нему ничем особым не отметившихся Джона и Джойса Коррингтон) и даже впервые за всю историю сериала (хоть и незначительно) увеличили бюджет.

С бюджетом, кстати, главная проблема. Из-за своеобразной экономии добрая часть фильма происходит в жуткой темноте, что удовольствия от просмотра ничуть не повышает. Но больше всего не хватает эффектной финальной битвы. Вроде есть и взрывы и что-то вроде драк, но снято совсем без энергетики, а главное средним планом камеры, из-за чего ни о какой масштабности или эпичности речи и быть не может.

А так получилось на удивление ровное кино, настолько ровное, что это даже удивляет. То ли дело в том, что фильм завершает серию, то ли в неожиданном отсутствии претензий, но даже некоторые недочеты как-то не раздражают. В отличие от квадриквела меньше дерганности в повествовании, хотя динамики все равно не хватает, но ритм все же худо-бедно присутствует. Грим тоже на уровне, особенно понравился вид горилл (немного не по теме, но красные глаза у одного злюки под конец выглядят даже трогательно). Из актеров кроме Родди МакДауэлла и Клода Экинса кого-то еще выделить трудно, разве что внимательный зритель может заметить камео Джона Хьюстона и Джона Лэндиса. Единственное что действительно удивляет (хотя по идее должно разочаровать) так это позитивный финал, что крайне нетипично для этой франшизы.

Хотя все же позитивность там весьма спорная, учитывая основной посыл ленты. На сей раз стало куда больше политики, по сути здесь идет показание не только худших сторон так называемой демократии, а того что любая система рано или поздно рухнет. И виноваты в этом будут не только люди или же обезьяны, а сама природа, в какой-то степени заранее программирующая все живое на те или иные изменения, в лучшую или же худшую сторону, а без потерь тут уже никак. Хочешь жить — умей вертеться!
Оценка 1
Заголовок Последняя глава
Текст реценизии В 1973 году в эпопее о жизни на планете обезьян была поставлена точка. Пять лет идеи Пьера Буля вдохновляли кинематографистов на создание замечательных фильмов — очень разных, очень отличающихся от оригинального романа и фильма, но все равно интересных и очень актуальных.

Последний фильм ставил Дж. Ли Томпсон, режиссер 4-го эпизода истории про «Покорение планеты обезьян», поэтому все недостатки и достоинства режиссуры Томпсона в полной мере перешли и в пятую часть, что, с одной стороны очень хорошо, потому что серия смотрится одним целым с предыдущей, точно соответствует стилистическим и идейным решениям, и достойно заканчивает эпопею, но, с другой стороны, каждая новая «планета обезьян» была не похожа на предыдущую, несла какие-то инновации, соответствовала разным темам, Томпсон же создал прямое продолжение СВОЕГО фильма, практически не касаясь трех первых частей.

Недостатков у фильма не много, и они все те же: полная белиберда с хронологией, которая скачет по времени без учета возраста героев и элементарной исторической последовательности. Все окончательно запуталось с людьми и обезьянами и возникает целый ряд «почему?» вполне конкретного толка, на которые фильм ответа не дает. После «Покорения планеты обезьян», согласно сюжету, проходит не так уж много времени, но мир представляет из себя, по мнению режиссера, сплошные руины, людей практически не осталось, как и городов и техники и всего прочего, радиация уничтожила практически всех, а в паре километров от радиоактивного города развивается новая «цивилизация обезьян», ведущих напополам с людьми некое подобие натурального хозяйства. Второй недостаток тоже характерен для почерка режиссера: попытка из философской драмы сделать что-то очень динамичное, похожее на военный боевик. Опираясь на небольшой бюджет, небольшое количество актеров и весьма скромные художественные средства, Томпсон делает попытку изобразить «битву за планету обезьян», но ожидаемого эффекта не происходит. Конфликт смотрится до смешного локальным, больше смахивает на уличную драку.

Но, если оставить в стороне эти два недостатка, остается масса достоинств, делающих картину хорошей. На этот раз идейной основой для фильма послужила извечная борьба демократических и военно-авторитарных сил. В общем, удалось очень точно показать, как и почему военная хунта (здесь представлена тупыми и злобными гориллами, все решающими силой) может захватить в стране власть. Демократия, говорят авторы фильма — слаба и крайне непостоянна, то, что сегодня кажется демократией, шатко и недолговечно. Подхлестни ее, превратится она либо в анархию, либо появится какой-нибудь генерал, который найдет «рыжих», то есть какого-нибудь основного внешнего врага, в борьбе с которым временно сплотит народ. Все это подтверждается и примерами из мировой истории и примерами из сегодняшней, даже той же самой американской действительности. Так что аллегории удались прекрасно — демократы-шипанзе, которые, формально находясь у власти, не в силах удерживать ее долгое время, центристы-орангутанги, которые поддерживают демократию, но не против и радикальных мер, и крайне правые — гориллы, военщина, предпочитающая решать проблему уничтожением носителя проблемы. Людям в фильме предлагается роль марионеток, которые потеряли все свое могущество.

Конечно, не забыли авторы фильма и о войнах. Те, кто остались жить в разрушенных городах, по-прежнему верят в силу ракет и винтовок, рвутся к завоеваниям и войнам, их не смогла ничему научить даже ядерная война. А потому что есть люди, которых не перевоспитать, но здесь это уравновешивается и обезьянами, которых тоже не перевоспитать.

В общем и целом, в фильме воцарилось равновесие. И, если сам Пьер Буль был в своей книге глубоко пессимистичен и разочарован в человеке и человечестве, то заканчивается сага довольно оптимистично: конец открытый, но автору явно хочется, чтобы на Земле окончательно воцарился мир, где человек, обезьяна и распоследний тритон будут жить в мире и любви. Так хотелось бы думать, но такое вряд ли возможно — особенно после всего, что нам рассказывали в предыдущих частях.

Наверняка, эпопею можно было продолжать — высмеивать сквозь призму «обезьяньего мира» все недостатки и промахи человечества, но создатели франшизы не стали этого делать. И это хорошо. Несмотря на то, что идеи, озвученные в фильмах, актуальны и поныне, все фильмы про «планету обезьян», кроме первого, все-таки изрядно устарели, да и сама идея пообносилась, учитывая, что существует еще и телесериал, и римейк Тима Бартона, который показал, что антиутопия и философия этой уникальной и неповторимой киноэпопеи зрителю интересны сейчас гораздо меньше, чем спецэффекты, пошлый юмор и красивая картинка.

Бешеный успех всей серии «Планеты обезьян» — явление уникальное и феноменальное. Не часто люди так реагируют на фильм, который призван достучаться до разума и души, а не просто порадовать глаз. Не часто удается кинематографистам создать фильм, одновременно кассовый, умный, глубокий, созерцательный и актуальный. Создателям «Планеты обезьян» это удалось.

Правда, если оценивать всю сагу с точки зрения современного человека, то окажется, что саги не существует. Есть «Планета обезьян» и есть все остальное — продолжения, заимствования, цитаты и т. п. Дж. Ли Томпсон довольно бесцеремонно взял на себя право закончить один из самых знаменитых и культовых киносериалов и истории кино, и, всем на удивление, преуспел. Последнее слово было сказано, оно простое, мы его уже слышали не раз, но оно верное: что бы не говорили фантасты и утописты, как бы люди не развивались, какие бы события не случались, никому не известны исходы человеческой цивилизации! Будущее остается ненаписанным, открытым, мы делаем его, и наша первостепенная задача — сделать так, чтобы то, что описывал Пьер Буль и кинематографисты, не стало реальностью!

7 из 10