Написано Сергеем Довлатовым (2012)

(2012) 18+


О фильме

Всё, что имеет значение для человека Сергея Довлатова, так или иначе написано писателем Сергеем Довлатовым. Из фрагментов произведений, писем, интервью, редакторских колонок составлен рассказ о живом человеке.

Подробная информация

Слоган
Страна Россия
Жанр документальный, мультфильм, биография
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире
Премьера в России 5 апреля 2012
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время
Рейтинг Кинопоиска 7.955 / 109
Рейтинг IMDB /
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков 100
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Ирина Киреева, Евгений Дятлов, Даниил Щебланов, Максим Литовченко, Екатерина Федулова, Сергей Пускепалис, Светлана Камынина, Катя Довлатова, Григорий Ершов, Елена Довлатова
Роли дублировали
Режиссер Роман Либеров
Продюсер Роман Либеров
Композитор Антон Матезиус, Билли Новик
Монтаж Георгий Галюзов
Оператор Денис Мадышев
Участники съемочного процесса Ирина Киреева, Евгений Дятлов, Даниил Щебланов, Максим Литовченко, Роман Либеров, Настя Свиридова, Антон Матезиус, Максим Нефедов, Екатерина Федулова, Сергей Пускепалис, Билли Новик, Светлана Камынина, Денис Мадышев, Катя Довлатова, Григорий Ершов, Елена Довлатова, Георгий Галюзов

Участники съемочного процесса

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок В поисках искренности или Мой февральский Довлатов.
Текст реценизии В современной литературе, как и в современном искусстве в целом, слишком размыта грань между искренностью и фальшью. Многие книги не дочитываешь до конца, устав от какой-то излишней натуги, притянутой за уши метафоричности, эзотеричности и прочей мейнстримной чертовщины. Хорошо, хоть противоядие есть. К примеру, Серёжа Довлатов.

Для меня его фигура — неотъемлемая часть образа идеального мужчины. Этакий большой, харизматичный, брутальный до нелепости и добрый до наивности. Говорит просто о сложном, смешно о грустном, коротко о вечном. Настоящий. Без пафоса. Без натуги.

И ведь чуть больше 20 лет после смерти прошло, а о нём уже добрый десяток документальных фильмов снят. Последний — «Написано Сергеем Довлатовым» Романа Либерова (2011) — даже в кинопрокат запустили. Правда, не ценят у нас неигровое кино. Вчера насчитала на вечернем сеансе 7 человек…

Между тем, кино получилось. Всё на своих местах: и хронологическая достоверность, и прямая речь, и крупные планы, и примитивная анимация, и несравненный вокал Билли Новика, и художественный прием фото-проекции на окружающие объекты, и даже последняя жена Лена вполне на своём месте…

Правда, с некоторыми акцентами режиссёр явно перестарался. Биллисбэндовский лейтмотив «так я катился вниз, так я падал» звучит в картине чаще, чем нужно, словно персонаж — слабый безвольный неудачник, упивающийся жалостью к себе. И это вместо филигранного довлатовского умения смеяться над собой в любой курьёзной или тяжёлой жизненной ситуации.

В общем, смотреть стОит, в любом случае. Даже если «Соло на ундервуде» — для вас пустой звук.

Хотя бы в качестве достойного образца неигрового кино 21 века.
Оценка 1
Заголовок Пропало лето
Текст реценизии Рядовой сеанс, на котором я побывал, собрал рекордное количество публики, по крайней мере, в сравнении с теми фильмами, которые мне довелось посмотреть в кинозалах за последние несколько месяцев.

Неформатная документальная картина, появление которой не приурочено ни к какой дате, не пропиарено в СМИ и в каком-то смысле случайно, притягивает к себе точно так же, как и проза его главного героя, на которую уже третий десяток лет подсаживается всякий, кому она попадает в руки. Первое, что лично мне вспоминается: жаркое лето 1994-го. Отправляясь в тот год к родственникам в Ростовскую область, я решил захватить с собой только что появившийся трехтомник Довлатова, в надежде полистать его на досуге. Эта фамилия, тогда ассоциировавшаяся у меня только с «Комедией строгого режима», снятой по его ещё непрочитанной повести «Зона», внушала какой-то необъяснимый интерес. Чтобы в итоге сделать Довлатова самым востребованным автором, лучше других заполнившим для меня экзистенциальную пустоту безумных 90-х.

Кто бы мог подумать, что из-за этих книжек у меня в первый и последний раз в жизни случится ожог второй степени. Захватив на пляж первый том (где были, ставшие затем любимыми, повести — «Зона», Компромисс» и «Заповедник»), я завис с ним на несколько часов и пришёл в себя только когда понял, что с моей спиной что-то не так. К вечеру она пошла волдырями. Из трёх недель запланированного отдыха, я большую часть времени пролечился тогда от ожогов. Но не могу сказать, что страдал. Пребывая оставшиеся дни «под домашним арестом», в то время как все остальные купались в речке и загорали, я не просто прочитал весь трехтомник, но сделал этот дважды. От Довлатова, как от жаренных ростовских семечек, было невозможно оторваться. Ведь никто другой не умел так «просто говорить о сложном, так смешно о грустном и так коротко о вечном».

Поэтому я ничуть не удивился, когда спустя 22 года после смерти о нём сняли кино. И самое главное: это сделали влюблённые в него люди. Снимали на фотоаппарат, буквально побираясь по друзьям и знакомым: кто-то давал несколько тыщ рублей, кто-то несколько тыщ баксов, не настаивая на возвращении. Фильм о Сергее Довлатове стал четвертым «томом» Романа Либерова, задумавшего цикл «Поэт в России больше…». Взяв хороший темп, режиссер реализовал за 4 года четыре проекта: «Юрий Олеша по кличке писатель» (2009), «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем» (2010), «Один день Жоры Владимова» (2011) и собственно предмет нашего сегодняшнего обсуждения.

Как и Бродский, побудивший Андрея Хржановского снять «Полторы комнаты…», Довлатов стал для Либерова поводом для признания в любви. Как и бывший мультипликатор Хржановский, Либеров активно задействовал в фильме анимацию, оживляя то пожелтевшие фотографии (вот молодой красавец перекинул папироску из одной части рта в другую), то мраморные статуи (вот Ломоносов, над барельефом которого трудился камнетес Довлатов — был и такой факт в его биографии, — вытягивает из-под себя и опрокидывает бутылку водки)…

И вообще Либеров пытается отойти от канонизированного языка неигрового кино, в основном состоящего из говорящих голов и квазидокументальных кадров, где персонажи, зная, что их снимают, автоматически перестают быть естественными, такими, какими могли быть, если бы их снимала скрытая камера. Из говорящих голов здесь только вдова, Елена Довлатова, да и она представлена всего тремя короткими комментариями. Зато очень к месту использован приём, который становится тут едва ли ни ключевым. Режиссёр «метит» портретами Довлатова и теми, с кем он был близок, окна и стены домов и построек, где писатель в свое время появлялся: от зоны в бывшей Коми АССР до Таллинна, от пушкинского заповедника под Псковом до 108-й улицы Нью-Йорка.

Невероятно органичен голос Сергея Пускепалиса, цитирующего от автора щедро представленные (в пределах данного метража) фразы Довлатова. Извлеченные из его читанных-перечитанных текстов, они вдруг начинают жить своей самостоятельной жизнью. Вот песня, сочинённая во время службы в армии, где он писал, чтобы «заработать на колбасу и «Перцовку». Вот матерная реплика в адрес бывшего питерского собутыльника Оси и одновременно будущего Нобелевского лауреата Бродского, который похвалив его повесть в Америке, вдруг, между прочим, заметил: «Мы, кажется, на Вы…»

Довлатов тут, подобно «Влюблённому Шекспиру», прогуливается то по Питеру, то по Михайловскому и вылавливает вроде как проходные и необязательные реплики, чтобы потом обработать и раздарить их персонажам. Многолетнее непечатание заставляло его вновь и вновь шлифовать лежащие в столе тексты, доводя их до того совершенства, аналогом которому может быть разве что гениальная простота поэзии (ну, типа: «Мой дядя самых честных правил…»). В процессе этого бесконечного улучшения писатель даже выработал свои творческие принципы, например, такой: соседние слова в предложении не должны начинаться с одинаковой буквы. Не знаю как у вас, а у меня не раз в жизни случалось замешательство, когда услышав какую-нибудь остроумную, но бородатую фразу, всё время спрашивал себя: это из анекдота или из Довлатова?

Классические телевизионные пятьдесят две минуты, в которые вместили судьбу писателя, так глубоко погрузили в его творческое и душевное пространство, что скорый финал показался почти издевательством. Так хотелось, чтобы всё это ещё длилось и длилось…
Оценка 1
Заголовок Довлатов у кадого свой…
Текст реценизии Всем, кто когда-то влюбился в тонко-ироничную и пронзительно-душевную прозу Сергея Донатовича от всего сердца рекомендую сей фильм к просмотру.

Это документальное, по сути своей, кино, в котором автор (о нем — отдельно) словами Довлатова-писателя помогает понять Довлатова-человека.

Поверьте, даже если Вы читали все 4 тома от корки до корки, то даже и тогда (а может — именно тогда) Вы увидите новые штрихи и чёрточки в портрете, казалось бы, столь близко знакомого (ведь мы все так хорошо его знаем, не правда ли ?) человека, писателя, пьяницы и «чемпиона США по любви к тебе…»

Большое спасибо автору — режиссеру и сценаристу Роману Либерову, за ненавязчивость. Тактичную ненавязчивость. Ведь Довлатов — как сказал сам автор, — у каждого свой. И то, что после просмотра фильма у нас остаётся у каждого свой Довлатов, только чуть более лиричный… и более близкий… — в этом, наверное, главная ценность … А может быть не в этом. Подражая Роману, предоставлю возможность решать этот вопрос каждому индивидуально.

Всем пришедшим на просмотр 16 марта очень повезло — Роман Либеров устроил настоящий творческий вечер. Вступительное слово, совершенно ненавязчиво растянувшееся минут на пятнадцать, настроило всех на соответствующую фильму тональность, а после просмотра состоялся довольно длительный диалог автора с залом. Кстати, зал, несмотря на практически полное отсутствие рекламы и анонсов, оказался почти полон, был абсолютно «в теме», интеллигентно не ржал в голос, но прыскал в кулак, не шуршал попкорном и весьма активно участвовал в постпросмотровом диалоге.

Роман Либеров — довольно молодой выпускник ВГИКА, снял до этого три документальных фильма: о Бродском, Владимове и Олеше, а в настоящее время заканчивает работу над фильмом об Ильфе и Петрове. Картин этих я не видел, и понимаю, что точно хочу посмотреть. Снимает на свои собственные деньги (понравилась сентенция о том, «что нельзя же одной рукой… а другой давать деньги на искусство» — в том смысле, что от властьпредержащих ничего брать не станет) и деньги таких же участников проекта. Большое ему человеческое спасибо за то, что делает что-то настоящее, некоммерческое, для души и при этом является замечательным, добродушным и светлым человеком.

И за Сергея Донатовича Довлатова (у каждого — своего) — спасибо отдельное.
Оценка 1
Заголовок «Одну минуточку, не расходитесь!»
Текст реценизии Поводом для написания этого поста стала имеющаяся всего одна единственная рецензия на этот фильм. Тем более отрицательная, что обидно. Мне кажется, что о плохом писать вообще не стоит. От этого никому лучше не становится. В нашей жизни должны запоминаться только хорошие моменты.

Я считаю, что фильм «Написано Сергеем Довлатовым» заслуживает внимания аудитории. И абсолютно не важно: знакомы ли вы с его творчеством, или просто «заглянули на огонек». В любом случае, если до этого вы не увлекались творчеством данного писателя, то совсем не исключено, что в скором времени вы потянетесь к его трудам.

Мне очень повезло, что я присутствовала на премьере этого фильма, и после просмотра была организованная видео-конференция с режиссером Романом Либеровым. В зале зрители задавали ему разного рода вопросы. И что меня приятно удивляло, Роман очень сдержано и очень точно отвечал.

Конечно, кто-то был в восторге, кому-то показалось, что чего-то в фильме не хватает. К примеру, можно было бы опросить знакомых Сергея Донатовича, тех, кто с ним работал и так далее, чтобы они высказали свое мнение о нём. На что сам режиссер ответил, что в этом нет никакой надобности и смысла. Что эти люди могут рассказать о Довлатове? Мне сразу же в голову пришла картинка сейчас очень популярных ток-шоу, где приглашают какого-то известного человека и прочих людей: жен, родных, друзей детства, девочек\ мальчиков, с которыми он сидел в первом классе за партой, учителей. И все присутствующие на ток-шоу преспокойно себе обсуждают, что они еще тогда знали, какой же он хороший человек, что из него получится что-то достойное. Все это так неприятно.

Поэтому я не могу не согласиться с режиссером. Действительно, фильм идет где-то меньше часа. По-моему, всего 57 минут. Но после просмотра во мне не осталось никакого ощущения того, что фильм неполный, что ему чего-то не хватает. Для меня эта был просто потрясающий момент, такой глубокий глоток воздуха. Мне до того все понравилось, что изнутри эмоции меня просто переполняли:плакать и смеяться!Надо же, на моих глазах происходит что-то прекрасное! И это происходит сейчас, со мной. Так мне все это нравилось и так это хотелось запомнить.

От операторской работы я просто в восторге! Я вообще люблю, когда в фильмах пытаются передать атмосферу мест: развевающиеся флаги, тени, машины, шум, капающая вода с кондиционеров. А также различные анимационные «вставки».

Я так же осталась довольна музыкальным сопровождением, которое полностью обеспечила группа «Billy`s Band». Возможно, некоторым эта музыка покажется неподходящей из-за непривычного голоса солиста. Да я и сама привыкла слушать совершенно другую музыку. Но вот я смотрела фильм, и мне казалось, что просто никакой другой музыки и придумать нельзя было!

В общем-то, говорить об этом можно бесконечно долго: подбирать нужные слова, пытаться передать свой интерес и тому подобное.

Мне просто хочется сказать: посмотрите этот фильм. Думаю, он не оставит вас равнодушными. В нем есть всё то, что так часто хочется видеть. Не упустите этот момент.
Оценка 2
Заголовок Написано Довлатовым, переврано Либеровым
Текст реценизии Неплохой получился фильм.

Даже хороший, по сравнению с телевизионными документальными фильмами, где автор, обычно, скучая, ходит по «местам былой славы» и с интонацией врача перечисляет скупые факты из жизни «наблюдаемого». Как фильм — он хорош. Очень ладно сшит: анимация, проекции фотографий на окружающее пространство, кадры современной Америки, немного хроники. Качественный закадровый голос, в котором очень хочется угадать самого Сергея Донатовича. Если оценивать только художественный аспект — фильм действительно похож на то, как делают документальное кино в 21 веке. Ни 10, ни 5 лет назад так не снимали. Верю, что и факты все достоверные, ни слова автор сам не выдумал. Действительно, фильм называется «Написано Сергеем Довлатовым» и от первого до последнего кадра в фильме звучит именно прямая речь (исключая, конечно, вставки-интервью с женой). Много ярких цитат из произведений, диалогов в стиле «Соло на ундервуде», остальное, видимо, из писем и дневников.

Но именно тут кроется моя главная претензия к автору, которой бы не было, если бы не намек, что весь текст к фильму написан, как бы, самим Сергеем Довлатовым. А вот не так! Слова его, а текст не его. То, что отобрал автор из слов Сергея Донатовича — бесконечные причинания и жалобы на бедность, пьянство, что не дают работать, не печатают, предают. Постоянные повторы: ноет и ноет, переезжает в другую страну, продолжает ныть о том же самом. Автор явно делает упор на мученичество Довлатова, хотя сам Сергей Донатович ни в одном своем произведении себя (или главного героя) мучеником не называл, он далек от этого и над бедами своими в основном смеется, делает из них курьезы. Даже морали никакой не извлекает. Думаю, стыдно было Довлатову открыто жаловаться, многие жили не лучше. Возможно, он и делает это в письмах, верю, что все это цитаты, но был ли толк собирать именно эти цитаты и пускать по кругу? Дальше автору приходится поддерживать взятую ноту, т. к. даже имея в распоряжении оригинальные тексты, воссоздать довлатовскую атмосферу «весело о грустном» у него не получается. Автор вставляет в фильм про выбитый в милиции зуб, укол врача, чтобы больше не тянуло на пьянство, но ни разу не упоминает ни Гениса, ни Вайля. Будто и не было у Довлатова друзей, одни беды и лишения. Там, где не хватает слов Довлатова, приходится добавлять из интервью жены что-то вроде «Да, да, это был большой удар для него». Довлатов показан в фильме слабым больным человеком, у которого все в жизни не складывается. У человека, мало знакомого с творчеством, это несомненно создаст превратное впечатление. Слава богу, их не так уж и много.

Лейтмотив фильма — строка из песни Billy`s Band, звучит на фоне раз пятьдесят: «Так я катился вниз, так я падал. Так я катился вниз, спотыкался, плакал». Эти слова совсем уж не подходят Сергею Довлатову, каким люблю и знаю его я. Явный перебор и просто плохой вкус. Зато фильму эти слова очень подходят. Главная моя претензия к автору состоит в том, что дух фильма совершенно не соответствует духу произведений Довлатова, не смотря на цитаты, вопреки цитатам.

Нет, это что угодно, но это не «написано Сергеем Довлатовым».

Хочется даже сказать… Ну, да ладно. Неплохой получился фильм.

У других и такого нет.
Оценка 1
Заголовок « — Что характеризуют собой эти птицы? — Они летают. — Чего это они у Вас летают?»
Текст реценизии Сергей Довлатов. В качестве кого его воспринимают сегодня? Современный русский классик? Мастер афоризма, анекдота, повседневной зарисовки? Писатель-минималист?

« Рассказы его держатся более всего на ритме фразы, на канденции авторской речи. Они написаны как стихотворения: сюжет в них имеет значение второстепенное, он только повод для речи. Это скорее пение, чем повествование » (И. Бродский « О Сереже Довлатове»). Кто такой Сергей Довлатов? Он — настоящий, вот подходящее слово! Его юмор, как отличительная черта, сдержанный, достойный, без пафоса, без натуги… Наверно, поэтому документалки о нем, к счастью, были есть и будут. Одна из них — «Написано Сергеем Довлатовым».

Уникальность данного фильма состоит, пожалуй, в удачном применении анимации, уместном сочетании звуков, подходящей музыке, использовании редких фотографий из семейного архива Сергея Донатовича.

Биография писателя практически не освещается, что вполне логически следует из названия фильма. Да и автор Сергей Довлатов и главный одноименный герой большинства произведений — не одно и то же. Отождествления искусства и действительности не произошло — ура!

Сюжет получился, как и само творчество писателя, под эгидой: весело о грустном.

В общем, «Написано Сергеем Довлатовым» я рекомендую к просмотру. Тонкая грань между лирикой и смехом проведена абсолютно профессионально. Сценарист все же придерживался правила, взятого из «Ремесла»: «Не пиши ты эпохами и катаклизмами! Не пиши ты страстями и локомотивами! А пиши ты, дурень, буквами — А, Б, В».