Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину (2008)

(2008) 18+


О фильме

Это фильм по литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского.

Подробная информация

Слоган
Страна Россия
Жанр биография
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России $89 068
dvd_usa
Премьера в мире 23 января 2009
Премьера в России 9 апреля 2009, «Парадиз»
Релиз на DVD 20 августа 2009, «Парадиз Медиа»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 130 мин. / 02:10
Рейтинг Кинопоиска 7.796 / 1391
Рейтинг IMDB 7.00 / 289
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Светлана Крючкова, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Алексей Девотченко, Александр Леньков, Сергей Барковский, Артем Смола, Сергей Дрейден, Александр Баргман, Григорий Дитятковский
Роли дублировали
Режиссер Андрей Хржановский
Сценарий Юрий Арабов, Андрей Хржановский
Продюсер Артем Васильев, Андрей Хржановский
Оператор Владимир Брыляков
Участники съемочного процесса Вадим Лобанов, Светлана Крючкова, Юрий Арабов, Леонид Королев, Сергей Юрский, Николай Маросанов, Алиса Фрейндлих, Владимир Брыляков, Татьяна Бурякова, Алексей Девотченко, Александр Леньков, Сергей Барковский, Артем Смола, Владимир Розыграев, Сергей Дрейден, Александр Баргман, Сергей Русскин, Борис Батуев, Артем Васильев, Григорий Дитятковский, Артем Яковлев, Данил Лавренов, Андрей Хржановский

Премии фильма

  • Золотой орел, 2010 год (ru) - Лучший сценарий
    Лучшая мужская роль второго плана (Сергей Юрский)
  • Ника, 2010 год (ru) - Лучшая женская роль (Алиса Фрейндлих)
    Лучший звук
    Лучшая работа художника-постановщика
  • Карловы Вары, 2009 год (cz) -

Страны производства фильма

  • Нидерланды (23 января 2009) - 0
  • Турция (9 апреля 2009) - 0
  • Чехия (8 июля 2009) - 0
  • США (Сентябрь 2009) - 0
  • США (Октябрь 2009) - 0
  • Канада (5 октября 2009) - 0
  • Польша (11 октября 2009) - 0
  • Великобритания (21 октября 2009) - 0
  • США (30 октября 2009) - 0
  • США (Ноябрь 2009) - 0
  • Аргентина (11 ноября 2009) - 0
  • Швеция (Январь 2010) - 0
  • США (20 января 2010) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Длинное оригинальное название, Советский гражданин, Ссылка, Холодная война

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Не о Бродском
Текст реценизии Наверное, самым простым, но отнюдь не самым правильным было бы назвать этот фильм байопиком. Жизнь Иосифа Бродского, думаю, заслуживает не только двухчасового фильма, но и целого цикла фильмов. Впрочем, еще одной ошибкой было бы назвать «Полторы комнаты» кино о Бродском. Недаром авторы в конце вывели до боли знакомую фразу о нереальности событий фильма. Надпись эта, конечно, говорит не о выдуманности истории, а скорее о более глобальной реальности, чем принято показывать в рамках отдельно взятой биографии.

На фоне современного и одновременно конъюнктурного флешбекового фильма «Исчезнувшая империя» Шахназарова и еще более раскрученных «Стиляг» Тодоровского, «Путешествие на родину» смотрится как глоток свежего воздуха. Фильм Хржановского действительно отражает и прошлое, и настоящее, пусть и субъективно, пусть через призму одного человека, но отражает.

Но самое главное: это кино снято человеком «того» времени. Хржановский современник и ровесник Бродского. Младшему поколению судить о прошлом трудно. Но та советская (в хорошем смысле слова) интеллигентность проникает в душу из каждого кадра. Сейчас уже так снять не смогут. И этим тоже ценен этот фильм. Прибавив к вышесказанному высокий профессионализм исполнения, одни фамилии Юрский и Фрейндлих говорят за себя, и тот огромный труд, который был затрачен на производство, получим некий кино-анахронизм, даже несмотря на применения современной компьютерной графики.

Бродский, если судить по фильму, больше любил не Россию, а Питер. Поэтому и главный герой возвращается именно в город, а не в страну, и вспоминает он именно жизнь города. На экране Петербург преображается перед нами от блокады до современных сотовых телефонов, рекламы и бандитов. Преображается не только город, но и люди. Юношеские размышления героя, на фоне поколения шестидесятников, выглядят, если опустить абсурд выражения просто-таки пророческими. Это и потребность маргинальной молодежи в хорошей литературе и разговор «на лавочке» о будущем, об индивидуальности, о шкурности интересов и массовой культуре. Этот момент неплохо бы показывать современным «неформалам», которые в пьяном угаре забывают не только о Достоевском и Толстом, но и об элементарных рамках приличия. Раньше протест был хоть и асоциальным, но культурным. Сейчас это даже не протест, а элементарное нарушение общественной морали. Преображение — одна из основных тем фильма.

А вообще в «Полторы комнаты» намешали столько всего, что на выходе должен был получиться совершенно невкусный винегрет. Эклектические экзерсисы Хржановского порой переходят всякие границы, но это никак не мешает повествованию, а даже помогает ему. Режиссер, долго работающий с мультипликацией, естественно не смог отказаться от неё и в кинематографе, благо Бродский баловался рисунками. К мультипликации (совершенно различной) примешивается известная кино-игра «в цвет», плюс фильм располосован документальными и псевдодокументальными кадрами, а местами и легкими экспериментами с наложением звука и картинки. Кажется, к этой смеси добавить нечего, но авторы продолжают играть, мешая реализм, исторические факты и детские мечты, и еще умудряются вставлять совершенный в изобразительном плане символизм.

Отдельно можно отметить и сюжетную составляющую. На первый взгляд она отсутствует и предстает перед нами в качестве набора случайных снимков, как выражается сам герой. Но на второй или даже третий мы видим историческую картину времени сталинизма и пост-сталинизма. Великий вождь народов предстает перед нами в виде повара, а далее в виде разбитого бюста. Это и фантазии мальчика, и в тоже время желание режиссера. Фраза «Товарищ Сталин умер» — некое освобождение для всего, в том числе и для сексуального либидо. Атмосферу тоталитаризма мы знаем и так, но ведь детали и мелочи — никогда не бывают лишними. Иногда эти детали чистая «бытовуха», но и она замечательно преподнесена.

Параллельно со страной растет и узнает мир еврейский мальчик Йося — будущий эмигрант и нобелевский лауреат. Тема еврейства тоже проскакивает в картине Хржановского. Без неуместного фанатизма, но в тоже время с необходимым юмором. Становление Бродского как поэта мы не видим, но этого и не нужно. Звучащие стихи — хоть в исполнении самого автора, хоть в исполнении посетителей пивнушки, где сидит молодой Шестокович, громогласно кричат о советском гении-тунеядце.

Вот герой читает эротическую книгу, вот он соблазняет девушку, вот рассуждает о русской литературе, а потом получает «нобелевку» или ностальгирует по родине с непременными песнями и матом.

Проза Бродского, его мечты, мысли, мнения о нем, домысли и неподтвержденные факты — богатый материал для фильма. Но самое важное — это использование такого материала. Многие видели фильм «Мой — муж гений» — еще про одного нобелевского лауреата Ландау. Так вот он тоже пытался основываться на чем-то похожем. Получилось, мягко говоря, не убедительно, а местами даже пошло. Но интеллигентность, о которой упомянуто выше, просто не может дать себе возможность скатываться в пошлость.

Хотя если кто-то хочет узнать про Бродского, лучше прочитать книгу или же найти документальный фильм. «Полторы комнаты» — это кино для интеллектуалов, любящих старую актерскую школу, хороший юмор, потрясающие кадры, готовые в любую минуту стать фотографиями, смесь из изысков и простоты, в общем, любящих все хорошее, но с известной долей вкуса и в меру. Бродского там мало и в тоже время его бесконечно много.

«Полторы комнаты» хочется пересматривать и пересматривать. Нет, это не шедевр мирового кинематографа и фильм совсем не гениален, но когда устаешь от великого, хочется окунуться в такой вот теплый приятный мир, где о сложном — просто, о простом — сложно, о Бродском как о человеке, о стране как о доме и о стихах как о стихах.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Иосифу 70 лет
Текст реценизии Кино-настроение, кино-ощущение, кино-атмосфера. В нем нет конкретного сюжета, как его нет и в чей-либо жизни. История — воспоминание, или даже некое допущение, собранное по цитатам, стихам, по чужим ощущениям о человеке, о котором вряд ли можно сказать, что «он — совместное усилие всех тех, кого он когда-либо знал». Потому что он сам является этим определителем реальности для других, представляя собой целостный и живой образ ярчайшей индивидуальности, той самой, о которой он говорил, что подобная оригинальная самобытность — лучшая защита от зла. И в фильме четко чувствуется, насколько Бродский был добрым человеком, что одиночество, которое существовало для него априори, как неотделимое чувство, не доставляло ему особых неудобств, но явно ощущалось им, как мелкий речной камешек в ботинке, и оно его ничуть не ожесточило, скорее утомило, сгорбив плечи и высветлив глаза.

Атмосфера уютного детства поэта плавно перетекает в волнительную юность, когда все то, что зрело в голове маленького Иосифа, наконец находит выход в виде слов и рифм, определяется и трансформируется в мыслеформы. Широта его размышлений бесконечна, а окружающее советское пространство ограничило любые разворачивающиеся перспективы для молодого поэта. Полюбить всей душою Питер и отдирать его от себя, как кожу, уезжать от него, при этом оставить в нем все дорогое и любимое — трагедия, которую поэт переживал всю жизнь, незаживающая рана. По крайней мере, так думается, погружаясь в атмосферу картины, где Петербург, с одной стороны как образующая атмосфера, а с другой — как второй главный персонаж. Ведь и тогда, и сейчас, атмосфера Петербурга не меняется, он вечен в своем задумчивом одиночестве, и только люди, живущие или приезжающие, надышавшись влажным речным воздухом Питера, неизменно меняются. Необъяснимая, легкая светлая тоска преследует затем всех, кто полюбил этот город, и неотвратимое желание вернуться, побывать, подышать Невой, постоять на мосту и просто побродить, растворившись в питерском воздухе.

Кино созерцательное, сбивчивое, как воспоминания, всплывающие в кругу близких, рассеивающиеся в сигаретном дыму под взрывы смеха и сопровождающиеся непременным «а помнишь» и вздохом ностальгии. Воспоминания накладываются друг на друга, какие-то уже едва уловимые, воскресают в виде монохромной графики с вкраплениями цвета, какие-то совсем уж мелкие и незначительные в своем бытовом определении, но оттого самые дорогие, хранящиеся глубоко в памяти и вызываемые столь редко, чтобы частое использование не исказило их истинной сути.

Кино грустное, пронизанное той другой ностальгией, не по советскому времени, не по молодости и не по детству даже. Ностальгия по тому, что могло бы быть, по тому, что не случилось и никогда уже не случится, по ненаписанным стихам, не сделанным делам и по не сказанным словам кому-то. То, что не случилось, стало фантазией, вольной интерпретацией заветного несбыточного желания вернуть непонятно что и неизвестно зачем. Город не меняется, меняется человек. Те же улицы и мосты, та же река и дома в вечернем сумраке жмутся друг к другу, но взгляд на вещи изменился, искажая перспективу восприятия того родного города, каким он виделся в последний день перед отъездом.

Кино обо всем и ни о чем конкретном, без ярко выраженного стержня идейности, который тут бы был лишним, как политические споры в тесном семейном кругу. Хочется просто погрузиться в эту ностальгическую грустную атмосферу, проникнуться духом Петербурга и послушать стихи Бродского, которые в фильме звучат в исполнении самого поэта, и этот тягуче-мелодичный голос скромного и тихого, но великого в своей значительности и бесконечного в своем величии человека успокаивающе творит уютную атмосферу родных стен, вернуться в которые стремится каждый, но не всякому это удается.
Оценка 1
Заголовок Фильм- музыка, фильм- поэзия, фильм-ассоциация…
Текст реценизии «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину»- фильм- музыка, фильм- поэзия, фильм-ассоциация, поэтому давать определенную оценку этому произведению просто невозможно. Это фильм не для рационального подхода- здесь могут быть только эмоции, чувства, образы. Разбирать сценарий тоже бесполезно и просто не нужно. Самое лучшее, что мы, зрители, можем сделать- восхищаться неповторимой работой режиссера, столь чувственно, тонко и концентрированно передавшего такое нежное и такое горькое чувство любви к своей Родине, корням, родителям.

В этом фильме сразу все. Здесь Россия, как политическая структура, ее история, ее культура, ее люди. Здесь искусство- мимолетное, но вечное, индивидуальное, но всеобъемлющее, старинное и современное. Наконец, здесь Люди- близкие или незнакомые, богатые или бедные, русские и иностранцы, Отец и Мать… Здесь Родина и Дом- страна, город, дом, улица, любимые места, обеды за столом, рыжий кот, картошка, папа, который расскажет об истории любого здания северной Венеции и мама, которая всегда перед едой наливает такой кислый, но такой полезный гриб. Все это соединяется всего лишь в одном фильме! Весь мир человека- его мечты, фантазии, надежды, радости и печали, вопоминания, стремления… Все-все в фильме создает неповториму гармонию впечатлений, чувств и эмоций, находящих свое художественное воплощение в стихах Мастера, словно мягкой волной омывающих главного героя, а за ним и зрителя, на протяжении всего времени фильма.

Повествование, словно неспешная стихотворная рифма, течет сквозь воспоминания и реальность. Ничего в «Путешествии…» не кажется вымышленным, но в тоже время ты вряд ли сможешь увидеть мир именно таким на самом деле. Мир, как никогда ранее точно, показан глазами поэта, но мы все равно чувствуем, что фильм про каждого.

Видеоряд прерывается анимационными вставками, которые полностью завершают картину- ассоциацию. Анимация- это самые смелые и наивные детские фантазии, это сны, граничащие с реальностью, это душевная боль вдали от корней… Анимация, столько примитивная, но выполненная на высочайшем художественном уровне, заслуживает отдельного восхищения.

Невероятен в фильме Хржановского образ Петербурга. Это город- призрк, город-мечта, произведение искусства. Одновременно, это самое дорогое, самое родное и реальное место на земле, которое безмолвным очарованием заставляет снова и снова возращаться в свое лоно. ТАКОЙ северную столицу увидишь мало в каком фильме. Невероятно и то, что режиссер показывает преимущества русского города, не принижаю при этом заграницу. Наоборот, он демонстрирует, что и там русские люди не отрываются от своих корней. Но тоска по дому не оставляет сердце никогда…

«Сентиментальное путешествие…» для всех, кто любит или, наоборот, не ценит свою Родину- страну, город или дом. Это фильм про тех, кто душой всегда стремится к прекрасному, старась выразить свои мысли в искусстве, не смотря ни на что. Это фильм о том, как прекрасна и как, порой, ужасна Россия, тяготящаяся своим прошлым и настоящим. Россия- удивительное место, где бесконечно прекрасное сочетается с ужасающе уродливым. Но люди… Люди делаю мир лучше своими стихами, надеждами, Любовью.

«Полторы комнаты…»- фильм о Любви. О любви ко всему самому светлому, что есть в жизни каждого человека- наважно, русский он или иностранец, старый, молодой ли… Есть Дом и Родители, которые всегда любят и ждут, не смотря ни на что. К самым близким всегда стремится наша душа, мы чувствуем их любовь и заботу, даже когда их уже нет с нами на этой прекрасной земле…

P. S. 1 Я даже не говорю про неповторимые стихи Бродского, невероятную актерскую игру, прекраснейшую музыку и работу Юрия Арабова, которые выше всяких похвал!

P. S. 2 «Путешествие…» произвело на меня сильнейший эффект- фильм сильно давит и опустошает, оставляя после себя исцеляющую боль. Я плакала практически все последние полчаса, хотя, возможно, это перебор (ну, ничего не могла поделать!)
Оценка 1
Заголовок «Единственная правота — доброта»
Текст реценизии Пожалуй, эту строку из дневников Бродского я бы выбрала в качестве эпиграфа к этой уникальной во всех отношениях картине, в которой необычайно органично сочетаются поэзия и историчность, метафоры и документалистика, мультипликация, графика и акварель поистине прекрасного Петербурга.

Ирония смягчает горечь, которой было предостаточно в семье Нобелевского лауреата. Ностальгическая мелодия, объединяющая фрагменты этих воспоминаний о поэте, так трогает и волнует душу, как будто фильм касается очень близких тебе людей, хотя, к стыду своему, к знатокам поэзии я не могу отнести себя даже с натяжкой, не говоря уже о биографии Иосифа Бродского…

Поразительный фильм, дающий мощный импульс задуматься о времени, о судьбах, о скоротечности жизни и вечности живой энергии таланта, которая с легкостью пронзает века…

Пожалуй, подобного фильма мне еще видеть не доводилось.

Оператору Владимиру Брылякову и художникам, а также Григорию Дитятковскому, Алисе Фрейндлих и Сергею Юрскому за их изумительной проникновенности работы я бы присудила главные премии на всех кинофестивалях, где будут номинированы «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину».

Полагаю, не случайно авторы сценария Юрий Арабов и Андрей Хржановский отметили в титрах, что их картина ни в коей мере не претендует на биографичность. Безусловно, она намного масштабнее истории одной семьи.

Идеальный фильм для семейного просмотра. Наверняка пересматривая его когда-нибудь уже со своими, наши дети будут тепло вспоминать обстоятельства первого своего знакомства с этим шедевром…

Особо рекомендую эмигрантам, поэтическим настроенным зрителям с богатым воображением, ценителям настоящего авторского кино, а также всем, кого волнует красота Петербурга и отечественная история ХХ века.

Категорически не рекомендую антисемитам и националистам всех мастей.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Правда в добре…
Текст реценизии Хоть фильм и является выдумкой по заявлению авторов, но в полной мере передает как атмосферу и настроение того времени, когда рос и жил Бродский, так и — конечно в некотором, а не совершенном роде — характер самого писателя.

Писать об этом фильме довольно тяжело, тем более притом восторге, что мне пришлось испытать за время его просмотра, которое так сильно и не поддается описанию могущему стать другим понятным. Так что я ограничусь высказыванием, что «Полторы комнаты» — это фильм, точно высокая поэзия, точно глоток свежего воздуха, по которому истосковалась душа, и глотнув — опьянела от упоения, как после прочтения глубокой, пестрящей разнообразными образами поэмы, заставившей погрузится в нее с головой и пережить от начала до конца.

Конечно, есть у меня и сомнения, что фильм по вкусу придется молодежи, и чем моложе молодежь, тем меньше шанса, что станет она наслаждаться этим кино. Это больше для старшего поколения, это больше для читающего человека, это больше для человека, что принимает прекрасное и расширяет свой кругозор, это, наконец, для человека готового открывать для себя новое, даже если оно проистекает из «старого» (прошлого).

И как хороши в своих ролях великолепные наши актеры! Григорий Дитятковский, Сергей Юрский и неподражаемая и очаровательная Алиса Фрейндлих, — это сказка и наслаждение, смотреть за их игрой.

А так же старые песни и вечная музыка; световые переходы и стилизация съемок под то время, которое оно отражает; мультипликационные вставки и отражение воображения; некоторая театральность в игре и обстановке; стихи и само повествование, которым просто заслушиваешься. Все это и режиссерское мастерство Андрея Хржановского породило киновеликолепие, где есть все необходимое — пища для ума и глаз, бальзам для сердца и души…
Оценка 1
Заголовок Фильм-эссе
Текст реценизии На мой взгляд — лучшее, что создано в отечественном кино за последние годы. Особенно для тех, кто помнит своё детство, любит Петербург, кошаков и хотя бы раз читал Бродского.

К сожалению, широкий прокат фильму не грозит. Но постарайтесь посмотреть. Этому Городу редко с такой искренностью признаются в любви.

… Вы говорите с родителями о погоде? давно признавались им в любви?

Вы цените Петербург и часто ли смотрите вверх?

Вы возвращаетесь на родину?

Помните ли детство? Продолжаете ли его?

- Мы никогда не понимали твои стихи, — сказала мама Иосифу. Разве для них важна его нобелевка? для них важен мяукающий красивый умный сын и то, что он покушал вчера.

На улицах Лениграда можно было встретить Ахматову и Шостаковича.

На улицах Петербурга можно встретить разве только Фрейндлих и Крючкову. Да и улицы поменялись. Хржановский исследует имперский Петербург, Ленинград, нынешний город — и в каждом из них находит что-то красивое

После фильма ноги сами несут себя к решетке Летнего сада со стороны Мойки. Это ведь плохо — увидеть решётку в фильме и не иметь возможности к ней пройти сразу же. Это же счастье — иметь такую возможность. Догонять чаек на Фонтанке. Идти без плана, сейчас налево, а потом — почему-то направо. И малыши, которых выгуливают родители, смотрят на эти дома, отражения. Особое воспитание — воспитание этим Городом. Тут ненароком вырастит нобелевский лауреат.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Полтора кино.
Текст реценизии Удивительное и неожиданное кино… Режиссёр — мультипликатор на восьмом десятке снимает такое! Такое ощущение, после этого кино, как будто на остановке трамвая или в аэропорту нашёл на лавочке старую книгу или журнал… Пролистал нехотя, несколько страниц и оторваться уже не смог. Дочитал, оглянулся, сглотнул комок у горла, а трамвай ушёл или самолёт улетел, но это такой пустяк по сравнению с тем, что разбередили в твоей душе — сострадание, любовь, грусть и надежду…

Замечательный микст из хроники, мультипликации и игрового кино, пожалуй это сильнее 3-х или даже 4D — после них болит голова и подташнивает, а после этого фильма ноет душа и слеза щиплет глаза. Если после кино ты копаешься в своей душе и тебе стыдно за себя, значит авторы работали не зря и не для рейтинга или проката… Кино о Бродском? Ну, скажу крамолу, но Иосиф Александрович там — повод, первопричина для разговора-исповеди, для покаяния и признания в любви. Всё или почти всё там к месту и ненавязчиво: хроники, прекрасная мультипликация, чудные пейзажи и виды несуществующего Ленинграда, и конечно, стихи… Думается режиссёр сам исповедовался, в этой работе, перед всеми кого любил и потерял — перед родителями, любимыми, друзьями и врагами. Мультипликация — выше всяких похвал, тут с Хржановским у нас могут потягаться человека 3-и, с актёрами не всё однозначно, но материал для них был хорош, а Фрейндлих и Юрский могут и инструкцию к огнетушителю сыграть! Можно бесконечно обсуждать и разбирать эту работу Андрея Юрьевича, но всё будут словеса, а лучше сходите и посмотрите, а потом думайте и… любите, пока ещё не поздно!

Это не просто хорошее кино, это сразу 150% или полтора Кино!
Оценка 1
Заголовок Это настоящее! (о фильме «Полторы комнаты…»)
Текст реценизии Просмотрела предыдущие записи, много замечательных, точных эпитетов тонких и умных людей — это радует… О своем восприятии: у меня есть одно правило — если не хочется перечитывать книгу, пересматривать кино или возвращаться к чему то (например, в Венецию) еще и еще раз, значит необязателен был и первый раз. И наоборот.

Так вот по этому критерию: эссе Бродского я могу перечитывать много раз, фильм Хржановского и Ко я пересматривала многократно и с каждым разом видишь в нем все больше! По сути в нем нет ни одного случайного кадра (а с первого просмотра трудно каждый нюанс увидеть, причем, я вовсе не тугодум..).

А каков музыкальный фон — это чудо! А про Алису мой сдержанный сын сказал: «Это уж не игра, это что-то большее…». Не говорю уже, что при первых просмотрах не только я, но и некоторые мои мужчины, любящие Бродского, не смогли сдержать слез (вроде стыдно реветь, но ничего поделать не можешь…) А сколько точнейших деталей: картошка, спрятанная в варежку, «вот беленький, наступи…» (кормит курицей) и т. д. и т. п. а разговоры по телефону, а реакция Вашего величеста» Оглянись честной народ, боже, кто тебя.. .»

Короче: тем, кому фильм понравился, советую пересмотреть его еще — увидите многое.

ЭТО настоящее!
Оценка 1
Заголовок Мгновение и вечность
Текст реценизии Этот фильм меня просто потряс. Это первый фильм, в котором удалось показать душу поэта, поэтическое видение мира. Фильм смотрится с большим интересом, на одном дыхании, несмотря на то, что в нем практически нет сюжета.

Анимационный кот как живые мысли поэта связывает человека со всем миром. Ты ощущаешь парадокс: человек как животное и человек как вечность. Этот кот — проводник по душе поэта, и в то же время после фильма остается послевкусие — поэт умер, но он жив, он изменяется вместе с нами, словно живет среди нас.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Сентиментальный кот на лодке плывет
Текст реценизии Фильм основан на произведениях Бродского, в частности на повести «Полторы комнаты», написанной поэтом в эмиграции на английском языке, где он мысленно возвращается домой, в попытке заново понять ту действительность, в которой вырос и в которой оставил престарелых родителей доживать своей век без сына. Фильм — тоже возвращение, в повествовании как физическое, так и мысленное — прогулка по старым местам, разговоры со старыми приятелями. В этом и есть главное достоинство Арабова (в прошлом сценариста Сокурова, теперь Хржановского и сериалов) — как и обыденное человеческое воспоминание, фильм тоже сумбурный, перепрыгивающий из пленки в анимационные зарисовки и обратно. В фильме только три героя — сам поэт Иосиф в различных возрастных границах, который плывет обратно на Родину, его мать и его отец. Отдельно стоит, пожалуй, выделить анимационного полуторного кота — к слову, «Полторы комнаты» можно охарактеризовать как расширенную версию более раннего проекта Хржановского «Полтора кота», которая тоже посвящена житию великого поэта.

Схема повествования содержит детство, юность и зрелость героя, со всеми свойственными характеристиками и вытекающими выводами, как например — все дети, будь то будущие гении или не гении, ведут себя одинаково, или о том, что родители так никогда не смогут понять до конца своих отпрысков. Фильм неторопливо скачет по значимым событиям жизни, чередуя их повторяющимися сценками, заканчивая историю полусюрреальным «как ты умер? — а я умер?». Но несмотря на то, что создателям удалось выхватить «сентиментальную» атмосферу из произведений Бродского и почти ежеминутный закадровый голос читает то стихи, то прозу Бродского, самого Бродского в фильме все-таки нет. Каждый поэт возвращается на Родину, Родина не принимает поэта, пока он не умрет, Питер одновременно и цитадель гениальности, и большое болото, а жить в той России, в которой людям приходилось жить — невозможно. С одной стороны, очень важным достоинством фильма является его многогранность и закадровые стихи, с другой же — единственный вывод, который просится — что снимать о гениях невозможно, потому что нужно быть тоже хоть чуть-чуть гением, иначе получается очень далеко от объекта обсуждения. В целом же «Полторы комнаты» хочется рассматривать именно как сентиментальное возвращение на Родину, но возвращение какого-то безымянного поэта. Хотя с этим все теряет смысл, разумеется.
Оценка 1
Заголовок Сентиментальная рецензия
Текст реценизии Питер, детство, ностальгия и Бродский как зеркало эпохи.

Если вы скучаете по старым кожаным чемоданам, фарфоровым чайным сервизам, обаянием коммуналок и высоченными потолками в старых квартирах, это кино для вас. Впрочем, нет. Это кино для всех. Для того, что бы вспомнить детали и детальки своего детства.

Хржановский не снимал кино о сложной и трагической судьбе Бродского-поэта. Это не кино о страхах эпохи. Благодаря дешевым и убогим сериалам об ужасах сталинского террора/войны/хрущевских психбольниц публика утвердилась во мнении, что любое кино демонстрирующее эти события, должно быть кровавым. В нем обязательно должны издеваться, избивать и мучать. И если данного элемента нет, то фильм «слабенький и скучный».

Хржановский снял кино о мальчике, который вынужден был быть оторванным от своей семьи и от своего питерского уюта. Фильм — демонстрация того, что остается в памяти, когда мы вырастаем. Вам выпадает уникальная возможность посмотреть совершенно детскими и наивно-юными глазами на мир. На икру в универмаге, на проигрыш Зенита, на пышногрудую учительницу музыки.

Фильм сплетен из деталек, эпизодов, остроумных анимаций и поэзии Бродского, которая звучит особенно грустно в этом контексте.

Не стоит и говорить, что Фрейндлих и Юрский блестяще исполнили роли родителей, которым уже мало что важно в жизни. Лишь бы сын хорошо кушал, лишь бы увидеть его хоть раз.

Это кино о мальчике, которого отняли у родителей и у города. Это потрясающая картина быта тех времен. Это просто чертовски мило и стильно.

Браво. Мне приятно, что в России еще снимают кино.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Искусство не может быть массовым
Текст реценизии Главное — решиться

Решиться пойти на сеанс «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» было довольно сложно. Сначала показалось, что тема не рассчитана для широкого круга зрителей. Да и вообще, к сожалению, такие картины нынче не пользуются большим спросом у закормленного будоражащими спецэффектами киномана. Но, доверившись вкусу профессионального кинокритика, я смело купила билет и не просчиталась.

Как и любое другое полное смысла произведение «Полторы комнаты…» поначалу давался довольно тяжело. Не только мне. Некоторые, не дождавшись погружения в атмосферу советской эпохи, созданную талантливыми актерами и режиссером на экране, спасовали и выходили из зала.

Это как долгое время читать бульварные романы, а потом вдруг открыть толстую добротную книгу из разряда качественной литературы. Вникаешь в смысл написанного очень долго, по нескольку раз перечитывая строки. И каждую минуту хочется уступить лени — за-бросить книгу в дальний угол. Но зато потом, когда преодолеешь этот этап и войдешь во вкус, оторваться от книги будет уже невозможно, немыслимо откладывать ее прочтение до лучших времен, хочется постичь заложенный в нее смысл именно сейчас, не медля.

Также было и с «Сентиментальным путешествием…»: треть фильма заставляешь себя сидеть в кресле и, не зевая, смотреть на экран. Но потом начинаешь наконец видеть, слышать и понимать то, чем хотел поделиться с каждым зрителем режиссер.

Критики оценили

Итак, фильм А. Хржановского — обладатель премии Российской академии кинематографических искусств «Ника-2010», победитель в номинациях «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая сценарная работа». Фильм, в котором в очередной раз блеснули своими талантами замечательные актеры: Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Светлана Крючкова. Фильм по материалам биографии Иосифа Бродского, навеянный его стихами, рисунками и особенно — прозой. Фильм-фантазия на тему «Как могло бы быть»…

Сюжет довольно прост — русский поэт Иосиф Бродский, будучи высланным из страны в 1972 году, спустя много лет, уже в наше время, решает вернуться в Россию. Он держит долгий путь на корабле и во время этого путешествия вспоминает свое детство, юность, проведенные с родителями в Ленинграде.

Коктейль времен

Символично, что Иосиф Александрович добирается на Родину водным тран-спортом. Ведь вода — символ времени.

Поразительно, что такие, казалось бы, простые технологии монтажа старых документальных и искусственно состаренных современных игровых кадров могут вызвать искреннее восхищение у нынешнего искушенного зрителя. Режиссер на протяжении всей картины вводит нас в заблуждение, переключая цвета на черно-белую палитру, перемешивая кадры разных эпох, лица актеров и реальных людей, представляя нашему взгляду современников на фоне старого Ленинграда…

И не ради небанального выражения своего замысла он, словно варево ложкой в котле, мешает кадры. Не помодничать хочет

А. Хржановский. А исключительно для того, чтобы показать, что времена меняются, а люди остаются прежними. Это намек на неотделимость прошлого от настоящего. И не случайно включен эпизод, где Бродский произносит: «Искус-ство не может быть массовым». Даже этот, не собравший полных залов спецпоказ, доказывает данные слова, которые были озвучены еще полвека назад, но до сих пор актуальны.

Неожиданным решением стали забавные анимации. Через них удачно показан мир фантазий и грез, в котором пребывал поэт в юности. Рисунки стали прекрасными аллегориями, которые разбавили документальность картины.

Поэт-изгнанник

Сам образ И. Бродского вызывает некоторое отторжение. Он не трагичен, как ожидаешь в начале фильма. Скорее наоборот, некоторые черты характера персонажа выглядят вызывающе: он приводит в родительский дом каждый раз новых девушек, он не работает, не трудится, а лишь праздно проводит время с друзьями, рассуждая на отвлеченные темы… «Мужчина должен где-то служить, кого-то защищать», — говорит ему отец. Но у горячо любимого родителями Оси нет, в общем-то, такой нужды. Ведь он — поэт, и этим все сказано. Чересчур надменно, самонадеянно, по-моему, прозвучали его слова в беседе с судьей о том, что поэт — это дар божий.

Но очень точно и тонко показаны чувства не скандального стихотворца, а простого человека в изгнании, человека, оторванного от Родины. Человека, который так мечтал в юности о свободных чужих краях, стремясь вырваться из железных оков советского строя. Но настал для него тот возраст, когда отчаянно захотелось вернуться обратно, туда, откуда бежал — в родной дом, в те самые полторы комнаты, наполненные теплом и уютом семейного очага.

Новый облик Родины

В своем сентиментальном путешествии он достигает цели. После долгих дней пути Иосиф Бродский приезжает на Родину, но уже не в Ленинград, а в Санкт-Петербург. Но, увы, не тот город он видит, о котором грезил долгие годы. Все изменилось: старинные фасады знакомых зданий трудно узнать под маской рекламных баннеров; улицы, бурлящие нескончаемыми потоками автомобилей; полыхающие повсюду неоновыми огнями витрины магазинов с богато уставленными всякой всячиной прилавками; люди — граждане уже совсем другой страны…

Эту печаль поймет каждый, кто долгие годы скучает о родине, забыв, что жизнь не стоит на месте. «В поисках утраченного времени» — гласит случайный, казалось бы, заголовок в газете, взятый крупным планом. Как верно подмечено! Как ненавязчиво подано! Ведь часто мы сетуем на окружающую нас действительность, не понимая, что наслаждаться нужно каждым настоящим моментом. Ведь потом эти мгновения будут потеряны навсегда.

И каким бы благополучным ни был показан эмигрант Бродский, все же по возвращении в отчий дом приготовленная мамой картошка с постным маслом кажется ему вкуснее заморских омаров.

Зеркало эпохи

Почти в финале главный герой спрашивает родителей, вызывали ли их после его отъезда в «большой дом». И, получив отрицательный ответ, понимает, какая чудовищная ошибка произошла, какое недоразумение! Вся эта история с вынужденной эмиграцией была лишь случайной, ничего не значащей игрой, показательным выступлением, о котором вскоре все забыли.

Фильм вышел отличным. В том смысле, что достоин высокой оценки и отличается от всего показанного на большом экране ранее. Этот фильм не об Иосифе Бродском, не о его поэзии, не о конкретном человеке, как может показаться с первого взгляда. Скорее, это зеркало советской эпохи, кино о чувствах изгнанника, о родительской любви и…

Эту картину можно пересматривать много раз и каждый раз находить для себя новый смысл. Особенно интересным он покажется молодому поколению, которое мало что знает о том времени.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Великолепный, проникновенный, пронзительный, очищающий, потрясающий… Моего словарного запаса мало для того, чтобы выразить ту гамму эмоций, которую я получила, посмотрев этот чудесный фильм. Хохотала в юморных местах (Книга о вкусной и здоровой пище, Сталин просто бесподобен). Какая-то душевная благодать охватывала в анимационных кусках. А уж в сцене пения по телефону всей квартирой просто плакала тайком, потому что не одна смотрела (по вечной привычке скрывать некую слабость, думаю, не я одна такая). Сюжеты с воронами просто душу переворачивают. Мне кажется, что в этом фильме — сама душа поэзии, тончайшая и неуловимая. И в то же время насколько реалистично показан советский быт, как будто окунулась в ушедшую эпоху, хотя и не жила никогда в коммуналке.

Огромное спасибо создателям фильма, я думаю это настоящее искусство, пробуждающее в людях лучшее, спрятанное нами поглубже и не часто доставаемое.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Кино стихами
Текст реценизии Иосиф Бродский утверждал идею индивидуализма. Под индивидуализмом он имел ввиду самостоятельность и «оригинальность мышления», независимость и «разноликость». Андрей Хржановский, классик отечественной анимации, взявшись за кинематографическое повествование о Бродском, прекрасно уловил это убеждение поэта. Фильм, соответственно, очень по-бродски получился не похожим ни на что. В наш прагматичный век картина кажется сказочной выдумкой, словно бы пришедшей из другого, более поэтического и светлого мира.

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» — это не стандартная биография, построенная по принципу школьной задачи «из пункта А в пункт Б вышел поезд». Это остроумная и добрая фантазия, игра, основанная, в первую очередь, на произведениях поэта. Не случайно, по мнению некоторых, аналогом фильму среди литературных жанров могло бы быть только стихотворение. На первом плане здесь не сухие факты из жизни человека, а сам человек, его чувства, впечатления, ассоциации, мысли, его творчество, в общем, та суть, что составляла его внутренний мир. Дабы подобные вещи передать, Хржановский совмещает в своей ленте целый набор различных изобразительных техник: Вы увидите здесь и игровое кино, и документальное, и псевдодокументальное, есть и фотография, и, самое восхитительное, — прекрасно исполненная анимация. Благодаря всему этому «аттракциону» на наших глазах реальная жизнь героев переплетается с вымышленной, сны — с мечтами и фантазиями, а прошлое, дробясь на многочисленные слои, — с современностью. Словами самого Хржановского, получается «волшебное кино».

Многие из нас верят в то, что человека после смерти ждёт встреча с близкими ему людьми. Такая посмертная встреча становится сюжетной основой фильма. Уйдя из жизни, Иосиф Бродский, в исполнении Григория Дитятковского, наконец-то отправляется в долгожданное путешествие на родину, в нынешний Санкт-Петербург, к своими родителями, играют которых великие Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. Поэт не видел отца с матерью с момента вынужденной эмиграции в 1972 году. В середине 80-х родители умерли, поэтому, когда пал «железный занавес», смысла возвращаться поэт не нашёл. Нужный момент настал лишь после его смерти. «Путешествие — лучшее время для воспоминаний», и, плывя на пустом корабле, Бродский вновь переживает многие дорогие ему моменты своей жизни.

Вот он видит блокаду и эвакуацию, а вот он во сне вместе с котом порхает в небе Ленинграда и Венеции. Вот в голодные послевоенные годы он вместе с «вождём» совершает фантастическую экскурсию по «Книге о вкусной и здоровой пище», а вот тот самый «вождь» умирает. Вот он живёт в коммуналке «самого красивого дома в Петербурге», где комната его семьи разделена фанерной перегородкой так, что из одной комнаты получается «полторы», а вот он представляет, как до революции в том же самом доме бывали Блок, Ахматова, Мережковский. Он вспоминает своих родителей, девушек, друзей, своего кота, тех, кто повлиял на его становление. Он вспоминает «музыку на костях», «антисоветские» беседы, американскую выставку в Сокольниках, и другие «мелочи», что составили его жизнь и нашу историю. И он вспоминает стихи, рождавшиеся под впечатлением от всех этих встреченных событий и явлений. В его теплых и ироничных, лишенных стенаний и горечи воспоминаниях, — жизнь целой страны и целого поколения, первого, не пожелавшего мириться с навязываемыми советскими догмами, и последнего, «для которого были ещё важны культурные ценности».

Бродский, к огорчению многих, в этом фильме не являет собой идеализированный образ поэта, тем более он не выглядит страдальцем, «проклятым коммунистическим режимом». Бродский здесь очень прост, для кого-то, быть может, даже приземлён. Но в этой его простоте как раз и просматриваются черты, которые позволяли ему выделяться на фоне других, а именно: неудержимая и свободная фантазия, и стремление к независимости и самостоятельности. «Если кто-то не согласен с моим мнением, то это только прекрасно», — провозглашает поэт своё кредо на одной из шестидесятнических вечеринок. Бродский призывает «быть собой» не только словами, но и собственным примером. Что бы ни случилось, спор с другом или с представителем ГБ, ссылка в деревню, или высылка за границу, он остаётся собой, то есть человеком и поэтом. Всё вокруг он воспринимает с неизменным терпением и со спасительной иронией. Трудности его не тревожат: «Что тут вспоминать?» — говорит он о них. И даже самая большая трагедия его жизни — вынужденная разлука с родителями, на первый взгляд не кажется нам трагедией: в перерывах между разговорами с матерью по телефону, поэт продолжает кутить и распевать песни с друзьями-эмигрантами. Но ведь часто самые горькие моменты жизни именно так и выглядят, незаметно, без эмоциональных взрывов, буднично, тихо и невыносимо тоскливо.

Фильм посвящён «памяти наших родителей». Именно родители и их дом в «полторы комнаты» стали для Бродского символом не только родины или детства, но и символом всей его жизни. В памяти он не расстаётся ни с домом, ни с родителями, он мысленно всегда остаётся с ними. И даже после смерти матери и отца, поэт видит их в двух воронах, поселившихся в его доме в Нью-Йорке. Пройдя свой путь, Бродский убеждается в том, что всё настоящее, всё ценное и важное было только в домашнем «гнезде, из которого так нестерпимо хотелось бежать». Пройдя через непонимание, презрение, разлуку, эмиграцию, Бродский вернулся в своё гнездо, удивительным образом не расплескав ничего из того лучшего, что было ему здесь дано. Правда, возвращение состоялось не в этой жизни, а в той, другой, да?

9 из 10
Оценка 1
Заголовок «Полторы комнаты…» Алексея Хржановского
Текст реценизии Ещё одно замечательное произведение российского кино. Рассказанное прекрасным киноязыком. Переданное великими актёрами с величайшей теплотой.

О чём же, всё-таки, фильм? О поэте Иосифе Бродском? О судьбе еврея в советской России? Из двух десятком людей, спорящих на эту тему, мне близка точка зрения Сергея Юрского.

Фильм, как я его воспринял, совсем не о поэзии. И не о поэте Иосифе Бродском, хотя он и соткан из вольной интерпретации его биографии. Этот фильм — покаяние перед своими родителями. Покаяние запоздалое, но всё же. Покаяние не Бродского, а автора фильма. А через него и зрителя. Надпись в конце об этом говорит: «Посвящяется нашим родителям». Бродский — это, как бы сказать, фон, средство выражения. И центральная сцена — когда он вернулся через годы в свою квартиру и разговаривает со своими родителями.

Этот фильм не о Бродском. Этот фильм о нас с вами. О главном для нас с вами. И это в фильме хватает за горло. «Не жалейте потраченного времени, и на вопрос «стоит ли смотреть этот фильм» отвечу — конечно, стоит, я его очень люблю!» Сергей Юрский.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Всё движется любовью
Текст реценизии Ностальгия (др.-греч. νόστος — возвращение на родину и др.-греч. άλγος — боль) — тоска по родине, по родному дому. Все современные словари русского языка фиксируют также второе значение термина — «тоска по прошлому».

Именно тоска по прошлому и есть основная тема фильма. Не об Иосифе Бродском, как многие подумали. Нет в фильме ни слова о его творческом становлении, о его несчастной любви, о сыне, а в байопике о гении, казалось бы куда без этого.

Наверно главная проблема фильма в том, что он обманывает ожидания людей. Они ждут какого-то обычного банального стандарта по классическим замыленным, но так хорошо знакомым канонам. А тут бац! Летающие рояли, мультипликационные коты, акценты на родителях и никаких тебе важных деталей из становления поэта.

А они и не нужны. Не об этом фильм. А о потерянном рае. Мечтая вырваться из гнезда потом всё больше о нём скучаешь. Ностальгия. Тоска по тому, чего уже не вернёшь, по вещям которые так дороги сердцу. Хотя бы по хронометражу фильма можно об этом догадаться. Период детства, юношества подробно показан. А период взросления нет. Мельком. И сразу же переход к взрослому уже старому Бродскому. Признанному, известному, одинокому. У которого из хорошего остались только воспоминания.

Он ведь не вернулся, хотя мог. Но ничего родного в этой стране у него не было. Всё что ему было свято, всё что он любил он выразил в своей поэзии. И через неё вернулся на родину. Этого ему было вполне достаточно. Но боль, боль испытываемая от расставания красной нитью проходит через его стихи в эмиграции.

По-моему именно это и хотели сказать авторы. Детство- это период жизни, когда восприятие человека непосредственно, оно цепляется только за яркие моменты, как положительные, так и отрицательные, в кои и формируется человек, как личность. Бродскому повезло, у него счастливое детство. Была семья в которой всё было хорошо. Спокойно, тихо, умиротворённо. Родители, пркатически главные воспитатели его таланта не понимали его стихов, но великим поэтом помогли стать Бродскому именно они, зародив в его душе искру тепла и любви.

Можно провести аналогии с «Ностальгией» Тарковского, только в этом фильме вдобавок ещё показана предистория. Она делает фильм ярче. Тем более своеобразный язык режиссёра: мультипликация, черно-белые кадры хроники с вкраплёнными героями, кадры с самим Бродским, его стихи за кадром. Этакая смесь, непревычная, но выделяющаяся на фоне обычных картин других режиссёров. Ведь и не побоялся рискнуть. С первого взгляда эти экзерсисы кажуться каким-то позёрством, рисованием автора перед публикой. Но это если не вникать. Не ради эпатажа, а ради связи с прошлым поэта. Мир внутренний имеет право на выражене иными средствами. Здесь можно не держаться правил. Воображение рисует свою картину и здесь фантазия бесконечна как явление.

В общем фильм идеально скомпонован. Профессиональная работа. Где всё на высоком уровне. И режиссёр, и актёры, и сценарист, и оператор. Многими не понят, но это временное явление. Хорошие фильмы часто не понимаются современниками. Но время течёт. Всё меняется. И этот фильм ещё возьмёт своё.
Оценка 1
Заголовок Полторы комнаты
Текст реценизии «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину» — нельзя описать фильм одним словом…Фильм-поэзия. Что я только не испытал при просмотре фильма; это самые светлые чувства, которые можно только ощутить. Нежное и трагическое кино отлично стилизованное по дух того времени. Документальная хроника, стихи великого поэта Бродского, мультфильмы — все это великолепным образом переплетается в одной картине русского режиссера Андрея Хржановского.

Сюжет картины довольно прост и в то же время гениален в своем исполнении. Но стоит отметить, что это не только биография великого поэта, это путевка в то самое время, когда при власти был Сталин, когда люди боялись ходить с авоськой полной картошки по улицам (а вдруг отберут), когда евреев изгоняли из страны, коммуналки — одним словом в далекий 20 век, путевка в молодость поэта.

Ностальгия принимает не только значение «тоска по родине», а что-то на много большее. Приезд поэта на родину осуществляется именно наводным путем. Сам Бродский поясняет нам «вода-символ времени». Время… именно время. Поэт плывет на пароме, на Родину, в свой родной город Санкт-Петербург (для него это все тот же послевоенный Ленинград), как когда-то он рассуждал со своим другом о том, что именно такой дорогой он доберётся до города, так тесно связанным с его детством. И мы плывем вместе с ним, разрезая волны воспоминаний из жизни Бродского, с головой погружаясь в атмосферу того времени.

Ностальгия в первую очередь по родителям, по тем людям, которые тебя вырастили, поставили на ноги. Фильм о любви к своим близким, о том, что нужно ценить то маленькое место под названием семья. Не случайно финальные строки делают на этом акцент всей картины.

Каждый из героев так же представлен в анимированном мире картины. Поэт — кот. Родители — вороны. Все эти мультяшные представители дают нам расширить рамки восприятия фильма.

Стоит отдать должное актерам данной картины. Алиса Фрейндлих — мать Оси, Сергей Юрский-его отец. Кто как ни они смогут настолько нежно и трогательно сыграть самых близких людей Иосифа. С каким трепетом играют они родителей поэта. Они проживают эту роль на протяжении 2х часов этого замечательного фильма.

Нельзя также не отметить и звуковое сопровождение фильма. Под звуки случайного вальса мы проникаемся в эпоху того времени. Мы можем услышать ее мелодию.

Фильм о любви, о надежде, об искусстве, о прошлом, о нас…и менее всего о Бродском. Фильм для всех и каждого!
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Лучше фильма о Бродском и не придумаешь.

Мне тут открылись две самые основные темы его жизни. Самая первая, зародившаяся вместе с ним самим как личностью — тема его пронизывающей индивидуальности. Бродский он такой один, и, как известно, если Евтушенко за то, он против. Всё вопреки и во имя себя. Это чудесно, это Бродский.

И вторая тема это скука по родному дому. И не родине вовсе, а по дому. По самому теплому, где тебя накормят самой вкусной картошкой и суетливо не заметят новую пассию, которую ты победно ведешь через коридор коммуналки. И ты в 22, как любой уважающий себя, ленинградский интеллигент будешь уже мечтать о смерти на Васильевском острове. Но в реальности умирать будешь в свободолюбивом Нью-Йорке.

И вот годы спустя Хражовский все-таки перевез Бродского через Атлантику и дал ему возможность умереть дома.

И кино это, это не фантазия никакая, этот фильм больше похож на правду, чем то, что мы можем прочитать в энциклопедической биографии Бродского. Там-то на не раскроют секрета его кошачей распевности.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Фильм, который учит ценить прошлое, настоящее и искусство…
Текст реценизии Начну, пожалуй, не с фильма, а с того, что стало к нему предисловием: передачи «Гордон Кихот». В ней говорилось очень много умных вещей и до показа фильма, и после него. Рассказывать все не имеет смысла. Но мне очень понравилась фраза самого Александра Гордона, который сказал: «Фильм надо смотреть хотя бы потому, что большинство из вас (зрителей) не знает, кто такой Иосиф Бродский». И это, к сожалению, действительно так.

Андрей Хржановский (режиссер) и Юрий Арабов (сценарист) создали одну из самых необычных биографических лент за всю историю кино; ведь это не просто фильм, это биография, сделанная в стиле полудокументального, полуанимационного кино. И все эти методы создают непередаваемую, очень тонко уловимую атмосферу России и мира вообще в 20 веке.

Как здесь показан сам Бродский? Часть мира или обособленная особь? Пожалуй и то, и другое. Это мир — мир поэтов, музеев, театров, лишений и обид,- создал человека, который думал над каждым сказанным словом, над каждым своим или чужим действием. Сейчас таких людей очень мало, они вымирающий вид. Над творчеством и искусством думают очень редко или не думают вообще. Трудно себе представить 20 век без книг, любых книг, без прозы или поэзии. Но наступил век 21, и эта трудность в понимании сама собой устранилась. Теперь не нужно думать, как же нам жить без искусства.

Именно поэтому, этот фильм нужно смотреть всем. Если этого делать не хотят, нужно заставлять, принуждать. Фильм смотрится очень легко, все предельно понятно и просто. Все буквально «разжевано» — осталось только употребить.

А какие здесь актеры? Одна Алиса Фрейндлих и ее бесподобная игра чего стоит… (Хотя основная нагрузка лежит вовсе не на актерах).

В общем, Андрей Хржановский и его команда потрудились на славу, заслуженно их работы может называться шедевром.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Несостоявшийся панегирик
Текст реценизии Давать оценку фильму «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину» трудно. По той простой причине, что при упоминании имени Иосифа Бродского, Юрия Арабова и Андрея Хржановского в приличном обществе принято делать «ку». В то время как после просмотра на языке вертятся совсем другие выражения.

Но поэзию Бродского я люблю, и любые попытки постичь феномен его гениальности вызывают у меня неподдельный интерес.


Вряд ли следовало ожидать, что новому фильму известного аниматора Андрея Хржановского в прокате будет сопутствовать шумный зрительский успех. Все-таки и тема не та, и фамилия режиссера… Даже будучи произнесенная на английский манер, совершенно не созвучна именам Квентина Тарантино или Джеймса Камерона.

Но, по крайней мере, на внимание элитарной публики авторам картины о великом поэте можно было рассчитывать.

Но тут открылась одна пренеприятная истина: отторжение фильма широким зрителем есть всего лишь необходимое, но не достаточное условие для объявления проекта артхаусным. Нужны еще изыски. А смешение документалистики, игрового кино и анимации, наподобие винегрета, вряд ли можно отнести к их числу.

Для меня же самым прискорбным явился тот факт, что фильм Хржановского повествует не о реальном поэте Иосифе Бродском, а, как говориться, о светлом образе его.

Да и о светлом ли?

Мы видим ту самую квартиру, где жил наш главный герой, временами слышим фразы, которые в разные годы слетали с его уст. Встречаем известные факты его биографии. Но по какому принципу авторы осуществляли отбор материала?

Если Хржановский задался целью идеализировать поэта и создать панегирик в стиле «детишкам о Ленине», то к чему тогда показ, например, некоторых эгоистических черт характера нобелевского лауреата, или его жадных взоров в направлении задницы пионервожатой? Ведь в целом, образ главного героя язык не повернется назвать положительным.

Но и правду матку о Бродском авторы фильма рассказывать нам не собирались. За бортом повествования осталось его раздолбайство в школьные годы (За семь лет учебы будущий поэт сменил 5 школ, из которых его выгоняли за неуспеваемость). Работа фрезеровщиком на заводе, санитаром в морге. Мечты стать врачом. Главная любовь его жизни — Мариина Басманова, разрыв с которой был для поэта мучительным. Дурацкая идея угона самолета и первый арест. Потом предательство друга. Много чего зритель мог узнать, но не узнал из фильма Андрея Хржановского.

Но самое главное, мы не продвинулись в понимании творчества поэта ни на йоту. Все побудительные мотивы превращения двоечника в великого поэта авторам, как будто, не интересны.

Большие претензии и к актерам, исполняющим главные роли. Отец молодого гения (Сергей Юрский) и мать (Алиса Фрейндлих) настолько флегматичны, безжизненны и ненатуральны, что своей игрой попадают в унисон лишь с последней сценой, где они изображают из себя покойников. И это, по большому счету, единственный эпизод фильма, берущий зрителя за душу.

Зато моментов, решенных грубо и прямолинейно, в картине — хоть отбавляй. Временами становилось даже обидно за такого мастера, как Андрей Хржановский.

Это и заезженная тема революционного быдла, врывающегося в царские хоромы; Шаржированные очереди в туалет; Сталин в обличии повара, отказывающий в деликатесах мальчику; Разбивающийся бюст вождя за секунду до объявления о его смерти. Полное ощущение, что этот гипсовый истукан прилетел сюда из «великого» фильма о войне «Утомленные солнцем — 2» после того самого взрыва катера с партархивом…

А вот о драматургии можно совсем не говорить. Перерос, видимо, Юрий Арбатов все эти игры с завязкой, кульминацией и финалом. Не милы ему более никакие жизненные коллизии, драматические ситуации. Не желает он слушать про «темы» — «контртемы». Двухчасовой фильм держится у него только на идее возвращения блудного сына в родные пенаты.

Хотя, чего-чего, а всевозможных конфликтов в жизни Бродского было столько… Устанешь перечислять.

По этой причине просмотр картины требует даже от подготовленного зрителя определенных усилий.

Но, как известно, без труда — не вытащишь рыбку из пруда.

Хотя, рыбка гарантирована тоже не каждому.

Однако если отрешиться от того, что вам с экрана говорят персонажи и авторы, и погрузиться в медитативное созерцание мелькающих лиц и пейзажей, то под мелодии стихов Бродского в своей голове можно выстроить совершенно другой фильм, на просмотр которого уже будет не жалко двух часов потраченного времени.
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Лейтмотивная в творчестве Иосифа Бродского тема времени и пространства режиссер Хржановский представил в новом воплощении. Поэт, уже умерев, возвращается на Родину, временами делая остановки в прошлом, рассказывая о нюансах, деталях, поднимая в душе трепетные воспоминания из детства и юности, что делает его путешествие поистине сентиментальным, чувствительным.

Это путешествие умершего поэта к умершим родителям. Получается, что фильм — фикция или, может вернее будет сказать фильм-эссе? Это то, чего никогда не было, но вполне могло бы быть, уверен режиссер. Фильм о несуществующем, но ПРОчувствованном. И только чувство и чувствительность способны оживить.

Но ведь фильм Хржановского — не об исключительности личности Иофсифа Александровича, не об особенных отношениях поэта с Петербургом. Это, прежде всего, фильм об отношении человека к Родине, о переосмыслении отношения к родителям, это взгляд в прошлое человека на закате жизни, когда многое начинаешь видеть иначе, нежели в синхронии событий, то есть отчетливо слышен мотив конца жизненного пути. Урок Бродского прост: больше всего любишь то, что тебя сформировало — родной город и «полторы комнаты», которые куда больше, чем «декорации», и, конечно, родителей, для которых ты навсегда просто мяукающий Ося, а не нобелевский лауреат.

Знаменателен финал фильма. Мальчик бежит по замерзшей Неве — апогей Петербурга как хронотопа. Поэт смотрит сам на себя, отстраняясь, делая шаг в сторону от собственного я.

«Почти пейзаж… Возможно, это будущее..
Возможно также — прошлое… Бесспорно — перспектива…
Возможно — натюрморт.. В сущности, и есть автопортрет.
Шаг в сторону от собственного тела».
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Андрей Хржановский. Новое для меня имя. Видела его по ТВ. Мое поколение — старость, седина, морщины и — живые глаза, которые никогда с этим не смогут примириться… Режиссер фильма «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину». Знаю, что мне надо остыть, чтобы не быть слишком восторженной. Возможно, фильм сопереживателен только для меня — слишком много пунктов и воспоминаний совпадают. Ленинград, детство, все признаки и призраки эпохи. Подумать! ведь я могла в то время встретиться с Бродским, Довлатовым, Рейном. Ходили по одним и тем освященным ленинградским улицам у Финляндского (тогда говорили — Фильянского) вокзала!.

Желтоватый свет, возвращающий в ту эпоху далеких фотографий, оранжевых абажуров, голос Райкина из крошечного телевизора (где катается также наша гордая европейская пара)… «Полторы комнаты…» — это бывшее, разодранное ныне (претерпевающее евроремонт) жилище поэта. Где полноправно и полнокровно обитают призраки его родителей. А сам герой, что за мистификация? Настолько похожий актер (Артем Смола), как исполнитель главной роли?

Судьба отдельных исторических зданий в Ленинграде-Петербурге. Мультипликация. Компьютерная анимация. Образ Петербурга как отдельного героя картины. Колоссальное количество знаковой музыки. Музыка по воздуху — в виде инструментов, заигрывающих даже с архитектурными персонажами. Идолы эпохи — чайный гриб, похожий на живое инопланетное существо, Книга о вкусной и здоровой пище, дающая теоретические понятия как надо питаться Коты, как наиболее доверенные животные, сопровождающие Бродского всю жизнь. После реинкарнации(!) хотел оказаться в Венеции — котом! В Венеции и остался, несмотря на тягу к Васильевскому острову. Белые венецианские маски смерти на родителях — трагическая находка. Родители увещевают Бродского: на одну премию не проживешь…

Главное в фильме — абсолютно непрерывающаяся ткань, органичная, несмотря на мозаику, эклектику и прочие термины. Режиссер — «человек-оркестр», по обилию и разнообразию инструментов, которыми играет.

Через весь фильм — две вороны, как души не встретившихся с ним (с Бродским) родителей — не пустили за границу ввиду «нецелесообразности». Если бы кто сказал, что смогу увидеть биографический фильм-шедевр, не поверила бы. Стихи Бродского, конечно, звучат, и хорошо, когда не в авторском исполнении…
Оценка 3
Заголовок Фильм, как лакмусовая бумажка российского зрителя
Текст реценизии Фильм ожидался. Шлейф фестивальных наград с одной стороны и соревнование среди «киноманов» в обсуждении на различных форумах в том, кто до какой минуты продержался, внушало надежду. Фраза «нет кинопророка в своем отечестве» крайне характерна для современного положения дел в нашем кинематографе, когда действительно яркие неординарные картины покоряют фестивали, оставаясь дома «кином непонятно для кого».

Доморощенные киноманы, полностью развращенные коммерческими блокбастерами, сложнее чем «Трансформеры в Ледниковом периоде» в принципе принимать ничего не могут, выбирая оптимальный ритм для работы челюстей при пережевывании поп-корна. Но это, в общем, как бы присказка…

Что касается сказки, то бишь ленты Хржановского… Фильм хороший. Наград фестивальных удостоенный не зря. А вот дальше начинаются но… Он неровный. В «Полутора комнатах…» есть романтически-мифологизированная линия связанная с творчеством Бродского и реально-бытовая линия, и вот они то и вступают друг с другом в диссонанс. Поначалу режиссер пытается их совместить, но во 2 половине картины вообще бросает это делать. Поэтому линия после отъезда Бродского за границу например вообще провальная. Если до этого была хотя бы попытка показать ЖИЗНЬ, то потом получались просто штрихи к существованию.

Некоторые вещи поданы слишком в лоб, прямолинейно — закадровый голос как будто адресован 7 классникам сидящим на уроке истории. Смерть Сталина, записи на рентгеновских снимках и т. д. — подобными шаблонами фильм изобилует. Это раздражало, потому что понятно было — кино для просвещенной публики, которая могла сосчитать подобные реминисценции без таких подробных пояснений. И вследствие этого образ Бродского вообще теряется, на его месте мог быть кто угодно, обобщенный образ поколения (ну как у Манского в его «Частных хрониках»). Зато конечно поэтическая часть сделана очень красиво — некоторые кадры живописны до совершенства.

Забавные анимационные вставки (все таки Хржановский в первую очередь аниматор и видно с какой любовью у него это все получается), нужная доля иронии, блестящая игра Фрейндлих и Юрского (что касается Дитятковского, то его персонаж фигура образная, актеру совершенно ничего не пришлось играть, кроме 2 выражений на лице, которые он менял на протяжении всего фильма, здесь просто нужна была схожесть — ну она и была), умело воссозданная атмосфера прошлых лет — это из плюсов.

Что касается «скучности», если зрителю удается погрузиться в атмосферу картины, то смотрится картина довольно живо, хотя ритм для жевания, безусловно, подобрать не удастся.

7 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Несколько слов по поводу финала

«Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину», по моему мнению, одна из лучших российских фильмов последних лет. Удивительная по силе эмоционального воздействия, она, — как истинная поэзия, словно изнутри взрывает застенки нашей души. Можно сказать много доброго про этот фильм, — что великолепны актеры, тонко чувствующие поэтическую природу фильма; что анимационное составляющая просто потрясающая; что художественное оформление каждого кадра изумительно и продумано до мелочей; что изысканно своей простотой и, вместе с тем, много мерно драматургическая основа фильма; и еще многое можно сказать. Но я этого делать не стану, по сколку об этом уже сказано, и сказано не дурно, а скажу я только о финале картины, который, по моему, не однозначно воспринимается многими.

По своей эстетике т. н. тройной финал фильма «полтора комнаты», который так похож на многоточие, лично мне напомнил двойною концовку «Евангелие от Матфея» Пазолини, нарочито продленным затмением после смерти Иисуса. Если вдуматься как следует, авторы этих вроде-бы ничем не похожих картин (может быть, лишь — поэтичностью и чувственностью восприятия бытия) зрителю оставляют возможность самому выбрать собственную версию финала. В этом, в художественном смысле рискованном замысле (ведь могут воспринять, как ляпсус), проявляется величайшая гуманность и душевная тонкость автора. Спасибо ему за это.
Оценка 3
Заголовок Лоскутное одеяло или все равно душеполезное кино
Текст реценизии «Полторы комнаты или. ..» — фильм лоскутное одеяло. В одно полотно соткали и документальные кадры с нобелевским леуреатом и неплохую анимацию про кота и ворон и неплохих актеров Фрейндлих и Юрского в ролях родителей Бродского. Есть очень большое сомнение, что получившаяся бурда имеет какое-то отношения к настоящему Бродскому или даже к настроению Ленинграда того времени. Но ведь сами создатели кино подстраховались и отметили в конце фильма, что любые совпадения являются абсолютно случайными, ведь и правда Бродский так и не вернулся на родину даже с коротким туристистическим визитом.

Но созданноее, вытканное в течении 10 лет, полотно имеет огромное значение в том смысле, что говорит хотя бы о том, как видели то время, ту эпоху и личность Бродского далеко не самые глупые люди нашего времени: режиссер Андрей Хржановский и сценарист Юрий Арабов. А это поверьте мне тоже весьма и весьма очевидно. А любителей выяснять истину про сильных сего приглашаю к мемуарам. Благо, их в последнее время стало немало. На самый разный вкус.
Оценка 3
Заголовок Не прозвучало
Текст реценизии «Фильм мне понравился, я заплакал в конце. Очень серьезное произведение о стране, о поэте…» Алексей Герман

Если это Герман младший, тогда я могу понять, если старший — едва ли.

Поскольку, если старший Герман стал настолько сентиментален, то я, похоже, напрочь утратил чувства. Вероятно — и то и другое. Мы меняемся.

«Я увидел замечательный образ поэта. Все актеры в фильме прекрасны. А мультипликация — какой скачок фантазии! Россия может гордиться этим фильмом…» Тонино Гуэро

Если это тот самый Тонино Гуэро, который работал с Тарковским над НОСТАЛЬГИЕЙ, я вообще ничего не понимаю. Разве что — в части восторгов об анимации и мультипликации.

Сказать честно, я ожидал большего: слишком неоднозначная фигура в центре повествования, слишком сложные перипетии — русский поэт, еврейские корни, мистика Ленинграда, советская государственная машина, эмиграция.

Там, в прошлой, в настоящей жизни, столько всего было: столько крови и нервов, столько непростых отношений и драм, пролитых на бумагу, что сравнивать ту — прошедшую у всех на виду и эту — синематографическую версию — было бы неуместно. Несомненно, мастерски сделанная мультипликация, замечательная хроника, которая, порой, неотличима от художественных кадров, но отдельные сцены — просто нулевые, на уровне… Впрочем, вообще без уровня.

Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих — про них вы знаете всё. Добавить что-либо — было бы неэтично. Я всё ждал, где же прозвучит одно из моих любимых и самых пронзительных, над каким видеорядом Понта — Стикса — Фонтанки:

Зелень лавра, доходящая до дрожи.

Дверь распахнутая, пыльное оконце.

Стул покинутый, оставленное ложе.

Ткань, впитавшая полуденное солнце.

Понт шумит за черной изгородью пиний.

Чье-то судно с ветром борется у мыса.

На рассохшейся скамейке — Старший Плиний.

Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.

Не прозвучало.
Оценка 2
Заголовок «Поэт — благородное прозвище бездельника»
Текст реценизии На самом деле фильм получился просто скучным. Сыграли на привлечении мэтров отечественного кино, но… Объективно А. Фрейндлих и С. Юрский уже не в том возрасте, чтобы изображать на экране одну и ту же пару на протяжении добрых 30 лет. Тут не помогут ни шиньоны, ни «штукатурка». Нереально.

А, коли так, то и смотреть сразу становится неинтересно. Потому что нет погружения в эпоху. Сплошная условность. Хотя, не спорю, коммуналку изобразили весьма колоритно. Впрочем, и тут без возведения в абсолют, чреватого, как известно, абсурдностью, не обошлось. Чего стоит только бурное (судя по магнитуде колебаний и разрушительным последствиям) сношение за ширмой — в тех самых, надо полагать, 0,5 комнаты, о которых говорится в названии картины.

Крайне сложно проникнуться высоким духом поэзии в предложенных условиях, а без этого, в свою очередь, не получится понять, в чем же собственно трагедия происходящего. Я больше скажу: возникают серьезные сомнения, что она вообще имела место быть. Потому как… не тянет «это» (маленькое, плешивое, в очочках) на «достояние республики». На тунеядца и смутьяна — легко. На моську, добрым дядей Сэмом прикормленную (омарами — не чем-то там), из-за океана храбро на медведя тявкающую — тоже запросто. Опять-таки заслуженная премия очень органично в эту схему вписывается. Я, заметьте, не говорю, что так всё и было, но… Могло ведь? Обратное-то не доказано — вот о чем речь! Чего тогда, спрашивается, брались?

Я так понимаю, ты историю взялся рассказать, так ты заинтересуй аудиторию-то! Она может полюбить твоего героя или, напротив, воспылать к нему лютой ненавистью, но она не должна, как мне кажется, относиться к нему как к ничтожеству, чьи жалкие потуги не вызывают ни малейшего колебания/движения в душе. А здесь вот что-то такое получилось.

Старенькие родители, коих лишили сына (если абстрагироваться от причин и методов), — это понятно. Возвращение домой — тут тоже всё ясно. Но, думается, не мешало бы более четко обозначить предпосылки сложившегося положения вещей. Дать им конкретную оценку (пусть и авторскую, личную), охарактеризовать как-то. А то ведь не вяжутся никак между собой сентиментальная манера повествования и задранные выше головы ноги на палубе не самого дешевого, думается, океанского лайнера.

Так вот и получилось, что очередное «глубокое психологическое кино» прошло мимо меня. Не оставив, что характерно, и следа.

Ну и ладно.

5 из 10
Оценка 2
Заголовок Фанатское кино для фанатов Бродского
Текст реценизии Наткнулся на фильм по каналу «Культура». Должен сказать, я видал в жизни отстой, но это — Отстоище с большой буквы. Чем плох этот фильм? Ну, с чего начать?

Во-первых режиссер похоже сам не совсем определился, какое кино он снимает, документальное или художественное. Что выливается в очень странный визуальный ряд. Странный — в плохом смысле. То вставлены кадры документальные, то вставлены кадры художественные, то вообще какая-то анимация, вставленная ни к селу, ни к городу (я только потом узнал, что режиссер — аниматор).

Больше всего бесил звук. Он вроде сделан по системе Dolby Digital — и по идее должен быть, как в «Дозорах». Однако по какой-то причине были вставлены сцены, где персонажи говорят… аудиозаписи своих прототипов. Серьезно, я такое видел впервые (если не считать ультра-дешевый любительский треш): снимают художественную сцену, где человек пирует среди американцев — и накладывают поверх звук с любительской видеокамеры (или диктофона) 1970. Если вам интересно, как оно звучит — возьмите диктофон, пойдите к другу на день рождения, запишите все звуки, потом проиграйте запись — и попытайтесь сквозь лязгания ложек, чашек, блюдечек и ножей расслышать хоть слово, сказанное вашим другом. В любительском видео — это куда ни шло, но в художественном кино — просто дико.

Совершенно бесит общее занудство, сопровождаемое совершенно мозговыносящими сценами.

Кстати, финал — это вообще апофеоз безумия. Это словами не описать — это надо видеть — и запивать пивом, чтобы не сойти с ума самому (самой).

На фоне всего этого, популярный недостаток пост-перестроечных картин про советских интеллигентов (бредовейшие диалоги и монологи о судьбах вселенной на коммунальных кухнях) просто меркнет.

Нет чтобы снять фильм про Бродского таким образом, чтобы им заинтересовался простой человек? Тот же Спилберг снял про Шиндлера так, что последним начнет интересоваться даже человек, далекий от истории. Может дело в том, что помимо любви к Бродскому никакой идеи нет? Или она была — но растворилась в угаре общего бреда? и какая у фильма идея? Изгнание с Родины? Одиночество? Сопли по поводу Судьбах Мира? Все вместе? Ничего? Непонятно.

Ну ладно, хватит фильм ругать — поговорим о его достоинствах. У фильма не плохая операторская работа, хоть и зажатая в рамки серости и скукотищи. Порадовала демонстрация нашего времени, где какой-то «деловой человек» рассуждает по мобильнику о деньгах.

Вот и все.

Фильм — отстоище. Не смотреть ни в коем случае.
Оценка 2
Заголовок Фильм или анимация
Текст реценизии Прежде всего хочется подлагодарить Андрея Хржановского за отличные анимационные вставки. Но сам фильм не вставил. Судьба еврея в советской России. Думаю, будет не лишним указать эксцентричность его родителей и некоторую вялость и неспешность их сына. Вот за эти качества он и поплатился однажды предав «родину».

Крое того, название «фильма» полностью передало его содержание. На 0,5 — это качественная анимация. Но остальной кусок, в котором цветность меняется как колейдоскоп и хочется тошнить, не вызвает у меня симпатии. Поэтому

6 из 10
Оценка 2
Заголовок Держите меня семеро!
Текст реценизии Совершил отважный поступок: посмотрел кинофильм «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину». Это по воспоминаниям Иосифа Бродского.

Насколько я понимаю, история Бродского такова: он неистово дрочил на США (изучал английский, читал «Life», фанател от рок-н-ролла и т. п. — это в фильме все показано), плюс к тому всячески публично обсирал советскую власть. И что же сделали «кровавые коммуняки»? Ха! Они купили ему билет до США!!! Ага, в США, а не в ГУЛАГ, как мог кто-нибудь предположить))) И оттуда он теперь уже неистово ностальгирует по Питеру и ненавидит «кровавых коммуняк» и всех советских быдлопролетариев заодно.

Но режиссер и вся «творческая группа» оторвались на славу, даже самого Бродского в его ненависти к Союзу переплюнули многократно, похоже. При том на фильм тратились, судя по всему, немалые средства (такие художественные съемки, мультвставки с котиком и проч.) и все ради создания тупой трэшевой агитки.

Квинтэссенция киношедевра в монологе молодого Бродского: «Единственное средство от тирании — это индивидуализм!». Всем спать, короче.