Винтовая лестница (1945)

The Spiral Staircase (1945) 18+


О фильме

1916 год. Маленький городок в Новой Англии. Садист-душитель сеет страх среди местных жителей. Его жертвами становятся молодые девушки, имеющие физические недостатки или хронические заболевания. Ставшая немой из-за перенесенной в детстве травмы Хелен работает служанкой у прикованной к инвалидному креслу вдовы, миссис Уоррен. У женщины есть два сына, Стив и Альберт. Когда в городке погибают три молодые девушки, домочадцы опасаются, что следующей жертвой может стать немая Хелен. Она хочет уехать из города вместе со своим возлюбленным, но в это время начинается страшная гроза и ливень. Хелен приходится задержаться на ночь в старом мрачном особняке миссис Уоррен, где на спиральной лестнице ей и предстоит столкнуться с убийцей…

Подробная информация

Слоган Conflicts that freeze your emotions! Suspense that takes your breath!
Страна США
Жанр триллер, детектив, фильм-нуар
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 6 февраля 1946
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA
mpaa
Время 83 мин. / 01:23
Рейтинг Кинопоиска 7.356 / 186
Рейтинг IMDB 7.50 / 4 714
Рейтинг мировых критиков 92
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Глаза убийцы крупным планом — на самом деле глаза режиссера Роберта Сьодмака.
В главных ролях Риз Уильямс, Кент Смит, Ронда Флеминг, Сара Оллгуд, Джеймс Белл, Эльза Ланчестер, Джордж Брент, Дороти МакГуайр, Этель Бэрримор, Гордон Оливер
Роли дублировали
Режиссер Роберт Сьодмак
Сценарий Этель Лина Уайт, Мэл Динелли
Продюсер Дор Шэри
Композитор Рой Уэбб
Художник Эдвард Стивенсон, Альберт С. Д’Агостино, Джек Окей
Монтаж Гарри В. Герштад, Гарри Маркер
Оператор Николас Мусурака
Участники съемочного процесса Риз Уильямс, Чарльз Вагенхейм, Кент Смит, Эдвард Стивенсон, Даррел Сильвера, Альберт С. Д’Агостино, Ронда Флеминг, Мирна Делл, Сара Оллгуд, Эрвилль Алдерсон, Николас Мусурака, Джеймс Белл, Эльза Ланчестер, Гарри В. Герштад, Рой Уэбб, Джек Окей, Джордж Брент, Этель Лина Уайт, Ричард Тайлер, Роберт Сьодмак, Дороти МакГуайр, Этель Бэрримор, Гордон Оливер, Гарри Маркер, Мэл Динелли, Эллен Корби, Джордж Холмс, Дор Шэри

Премии фильма

  • Оскар, 1947 год (us) - Лучшая женская роль второго плана (Этель Бэрримор)

Страны производства фильма

  • США (Декабрь 1945) - 0
  • США (6 февраля 1946) - 0
  • Швеция (30 сентября 1946) - 0
  • Франция (8 апреля 1947) - 0
  • Дания (14 апреля 1947) - 0
  • Португалия (26 мая 1947) - 0
  • Испания (2 июня 1947) - 0
  • Нидерланды (4 июля 1947) - 0
  • Финляндия (24 октября 1947) - 0
  • Италия (5 декабря 1947) - 0
  • Гонконг (19 февраля 1948) - 0
  • Австрия (6 августа 1948) - 0
  • Германия (26 ноября 1948) - 0
  • Япония (28 февраля 1949) - 0
  • Дания (7 марта 1955) - 0
  • Финляндия (21 июня 1957) - 0
  • Дания (20 мая 1961) - 0
  • Дания (15 июня 1963) - 0
  • Аргентина (9 ноября 2002) - 0
  • Португалия (12 июля 2010) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Аквариум, Бабочка в рамке, Беженец, Безумие, Болезнь, Вдова, Винтовая лестница, Глазное яблоко, Дождь, Доктор, Домработница, Женщина в опасности, Живопись, Зеркало, Инвалид, Камин, Канделябр, Коллекция бабочек, Компаньон, Констебль, Крупный план глаз, Лейтмотив, Ложное обвинение, Медик, Медсестра, Музыка из источников, показанных в фильме, Музыка к фильму в исполнении оркестра, Напряженность, Немой, Ограбление, Опасность, Особняк, Отношения мачехи и пасынка, Очень близкий план, Пишущая машинка, По мотивам романа, Погоня, Подвал, Профессор, Психологическая пытка, Психологический триллер, Пьянство, Расследование, Ревность, Секретарь, Серийный убийца, Симфонический музыка на фоне, Слуга, Сон, Старинный особняк, Старый темный дом, Страх, Сцена стрельбы, Сын, Темная и дождливая ночь, Терменвокс (электромузыкальный инструмент), Убийство, Фокусировка для большей глубины резкости, Эфир

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Надо сказать, довольно мощный и пугающий триллер. Если учесть что фильм снят более 60 лет назад, то впечатляешься еще больше!

Роберту Сьодмаку удалось создать не длинное (менее полутора часа) действо, что не может не понравиться любителям короткого хронометража, в течение просмотра которого находишься под постоянным напряжением.

Практически все действие картины происходит в старом большом доме с подозрительными обитателями: сексапильная секретарша и немая служанка, помирающая старуха и пугающая отбрасываемыми тенями сиделка, благородный доктор и ехидный братец, любящий гулять под дождем, — все точно играют свои роли, и до последнего гадаешь «кто же маньяк-душегуб?», что, собственно, и нужно от детективного триллера.

Кстати, стоит обратить внимание на один эпизод с большущим зеркалом, что стоит на лестнице и в которое смотрит главная героиня Хелен. В определенный момент, перед тем как мы увидим Хелен без рта (никаких компьютерных спецэффектов!), девушка перестает отражаться в зеркале! Мистика, да и только…

Дух Хичкока определенно присутствует. Причем буквально. В фильме занята сыгравшая одну из главных женских ролей в потрясающем триллере Хичкока того же 45 года «Завороженный» — Ронда Флеминг.

Вердикт: если Вы не видели этого культового фильма — найти и посмотреть!

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Сьодмаку совсем не обязательно выписывать дату, к которой относятся события, произошедшие в «Винтовой лестнице». Достаточно пригласить зрителя на кинопоказ «Поцелуя» Уильяма Хейза и тогда все станет понятно — антураж, наряды и легкий налет ретро. Это в 1945-м-то году! Мамочки родные, но и такое бывает. Вообще, «Винтовая лестница» поражает соединением несовместимого. Наличие серийного маньяка, по которому, в будущем, а для нас в таком же прошлом, будут пускать слюни все маньяки из треш-загона и би-мувизов. А также излюбленная голливудская мелодраматическая линия, с капелькой розовых сопелек, но как хорошо, что их будет немного, ведь фильм не об этом снимается, и не какой-то там псевдо-готический роман начала века двадцатого экранизируется, а наоборот, книга мастерицы психологических детективов, Этель Лины Уайт, «Кто-то должен поберечься».

В «Винтовой лестнице» довольно серьезный мотив закопан, если к тому же учесть, откуда кони двинул режиссер этого уникального шедевра. Но, как и любому гениальному творению, неоднозначному по своей природе воплощения, «Винтовой лестнице» присущ и юмор, на грани черного, так, не в общей своей необхватной структуре, а в отдельных винтиках, что позволяет смотреть, итак те немногие минуты, выведенные в фильм, с еще большим интересом. Подобные хлопки, щипки, чтобы на попе сидел зритель неугомонно, ерзая и пыхтя, с удивительным проворством долетают и до наших дней и заражают неподдельной захватнической силой, и мне только и остается то ли порадоваться, то ли взгрустнуть, как-то эти два ощущения смешиваются между собой и их уже не разъединить, о том, что такие картины встречаются довольно редко.

Вот например, очень приятно видеть «невесту Франкенштейна» с самым сексуальным личиком Эльзу Ланчестер в роли совсем несексуальной кухарки выпивохи, но зато очень забавной.

- или вот — какое значение придает Сьодмак большому зеркалу от пола до потолка на еще одной лестнице в этом фильме. Все эти гадательные вычисления в голове, как стоит и предполагать, оставят с носом гадателя, и мне это очень приятно также, что Сьодмак держит напряжение до самого конца, как и по линии маньяка, так и по другой — более глубинной, точно, как проводка, спрятанная в стене.

- или совершенно очаровательная фантазия Хелен о свадьбе, все так сладко, ля-ля-ля, белое платье, куча гостей, и кульминационный штрих — нужно сказать всего лишь одно слово — Да… И такое ааа звенит в голове Хелен и пот прошибает по всему телу.

Ну и конец, который обязательно должен быть счастливым, но хэппи куда-то убежало, а осталось только энд. Да, конечно, страшная гроза закончилась, темнота расступилась в сторону, и на горизонте сеет рассвет, но как-то не становится светлее на душе у Хелен. Это по всей позе ее понятно и по надрывному плачу, режущему гортань. Она прошла еще через один кошмар и через него вернула то, что потеряла все по случаю того же кошмара. Но что-то исчезло. Да, эта беззаботная улыбка ребенка исчезнет. Кто-то, пожелавший остаться неизвестным, в черных кожаных перчатках, постоянно стирает ее с лица.