Радон (1956)

Sora no daikaijû Radon (1956) 18+


О фильме

От ядерных взрывов пробудились древние чудища в горах. Это гигантские насекомые, гадкие и агрессивные. А затем появляются огромные птеродактили, летающие со сверхзвуковой скоростью.

Подробная информация

Слоган Never a Horror Like It!
Страна Япония
Жанр ужасы, драма, фантастика
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 26 декабря 1956
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA
mpaa
Время 74 мин. / 01:14
Рейтинг Кинопоиска 6.438 / 32
Рейтинг IMDB 6.20 / 1 721
Рейтинг мировых критиков 63
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Акио Кобори, Акихико Хирата, Икиро Чиба, Миносукэ Ямада, Kiyoharu Onaka, Юми Ширакава, Кэндзи Сахара, Ёсифуми Тадзима, Майк Данин, Ясуко Наката
Роли дублировали
Режиссер Исиро Хонда
Сценарий Дэвид Дункан, Такео Мурата, Такеши Кимура
Продюсер Томоюки Танака, Фрэнк Кинг, Морис Кинг
Композитор Акира Ификубэ
Художник Тацуо Кита
Монтаж Роберт С. Эйзен, Койчи Ивашита
Оператор Исаму Ашида
Участники съемочного процесса Акио Кобори, Такуцо Кумагай, Пол Фрис, Акира Ификубэ, Томоюки Танака, Джордж Такей, Роберт С. Эйзен, Кей Люк, Фрэнк Кинг, Морис Кинг, Акихико Хирата, Рен Ямамото, Кеиитиро Кацумото, Рен Имайзуми, Мицуо Цуда, Дэвид Дункан, Арт Гилмор, Bontaro Taira, Такео Мурата, Тадаси Окабэ, Тадзуэ Итимандзи, Соити Хиросе, Икиро Накая, Сигеми Сунагава, Икиро Чиба, Канта Кисараги, Ясухиро Сигенобу, Дзюнитиро Мукаи, Кейдзи Сакакида, Сабуро Кадоваки, Такеши Кимура, Исиро Хонда, Масааки Тачибана, Hideo Unagami, Кодзи Уно, Rinsaku Ogata, Ясухиса Цуцуми, Татео Кавасаки, Койчи Ивашита, Миносукэ Ямада, Kiyoharu Onaka, Ken Kuronuma, Юми Ширакава, Тацуо Кита, Дзиро Судзукава, Акира Ямада, Саеко Куроива, Kiyomi Mizunoya, Кацуми Тезука, Цуруко Мано, Кэндзи Сахара, Хидео Михара, Джеймс Йаги, Мицуо Мацумото, Харуо Накаджима, Джунноске Суда, Камаюки Цубоно, Исаму Ашида, Сабуро Икетани, Киёси Такаги, Ёсифуми Тадзима, Ютака Ока, Тошико Накано, Майк Данин, Фуюки Мураками, Ясуко Наката

Страны производства фильма

  • Япония (26 декабря 1956) - 0
  • США (6 августа 1957) - 0
  • Швеция (19 мая 1958) - 0
  • Германия (ФРГ) (26 сентября 1958) - 0
  • Дания (9 ноября 1960) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Амнезия, Базука, Вулкан, Вулканическое извержение, Гигантский монстр, Гигантское насекомое, Компьютер, Монстр, Птеродактиль, Разрушение города, Ракета, Реактивный самолет, Создание (тварь) в центре событий, Ствол шахты, Фильм про монстра, Шахтер

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Угроза с небес
Текст реценизии В 1954 года вышел фильм Исиро Хонды «Годзилла», по сей день считающийся шедевром, повествующий о чудовище, пробудившимся от испытаний водородной бомбы и начавшим терроризировать Японию. В фильме поднимались не только проблемы, связанные с ядерным оружием, но и научная мораль, и готовность пожертвовать собой, и, самое главное — отражение ужаса, который испытали жители Японии при бомбёжке Хиросимы и Нагасаки. Фильм имел огромный успех, особенно после того, как его купили американские прокатчики. Также он оказал большое влияние на культуру, вызвав появление целого жанра токусацу (кино о супергероях или монстрах со сцпеэффектами) и, в частности, жанра о гигантских монстрах дайкайдзю.

«Радон» (более известный как «Родан», так как он был переименован в западном прокате из-за возникавших проблем с американской фирмой, называвшейся «Радон») — четвёртая дайкайдзю-эйга студии Toho. В целом сюжетом он похож на «Годзиллу» и тоже повествует о чудовищах, разбуженных водородной бомбой. Но если углубиться в подробности, то фильм совсем другой. Сюжет повествует о шахтёрском городке, где кто-то начал убивать людей. Выяснилось, что это доисторические насекомые, появившиеся из глубин шахты, а сами шахты оказались затопленными. Затем какие-то странные объекты, летающие со сверхзвуковой скоростью, начали сбивать самолёты. При расследовании загадки неизвестных объектов был обнаружен шахтёр, находящийся в состоянии шока. И однажды, когда он увидел птичье гнездо с яйцами, к нему стала возвращаться память. Он вспомнил, что повергло его в шок — он прошёл до конца шахты и попал в пещеру, где из огромного яйца выбиралось крылатое чудовище. Выяснилось, что неопознанные объекты — гигантские доисторические птеранодоны. И попытки их уничтожить привели к нападению ящеров на города.

Над фильмом трудилась та же команда, что трудилась над «Годзиллой». Режиссёр Исиро Хонда вновь сумел создать Японию, подвергшуюся панике и ужасу перед новым разрушительным террором. Музыка гениального Акиры Ифукубэ (к сожалению, в американской версии, доступной в интернете на русском языке, часть музыке вырезано) вдохнула жизнь в происходящее. Прекрасен актёрский состав. Главную роль исполняет Кензи Сахара, который до этого засветился в «Годзилле», а после появлялся во многих дайкайдзю-эйгах. Также хочется выделить Акихико Хирату, тоже в дальнейшем известного по фантастическим фильмам студии Toho. Спецэффектами занимайся Эйдзи Цубурайя — ученик Хонды и будущий создатель одной из самых популярных франшиз жанра токусацу — Ультра-серии. Спецэффекты для своего времени удались на славу — масштабно выглядят сцены разрушений — слетающие с домов крыши, обрушивающиеся здания, разбивающаяся об скалу машина, сходящий с путей трамвай, стреляющие ракеты. Эти же кадры в дальнейшем использовались в других фильмах Toho — «Гидора, трёхголовый монстр», «Годзилла против Монстра Зеро», «Годзилла против Гайгана», «Годзилла против Мегалона». А очень трогательная концовка показала, что монстр тоже обладает чувствами.

Монстров, как и в других фильмах, играет актёр. Харуо Накидзима, до этого сыгравший Годзиллу в двух фильмах, прекрасно справился с ролями птеранодона и насекомого меганулы. После этого он продолжил играть монстров, в частности играл Годзиллу во всех фильмах до 1972 года включительно. Сам Родан порадовал несколько иной сутью, чем Годзилла. Ведь на этот раз угроза приходила совершенно внезапно и в самом прямом смысле сваливалась прямо на голову. Родан стал одним из самых популярным монстров Toho и да и монстров-кайдзю вообще наряду с Годзиллой, Гамерой, Ангирусом и Кингом Гидорой, и появлялся вдальнейшем во многих фильмах о Годзилле Сёва-серии, но в качестве второстепенного персонажа. А в 1993 году он пережил крайне удачное кинематографическое перерождение в Хэйсэй-серии в фильме «Годзилла против Мехагодзиллы-2». И не только в тоховской монстр-серии он оставил след. Явно именно Родан собой вдохновил американцев на создание «Гигантского когтя», а студию Toei — на создание рамфоринха из фильма «Легенда о динозавре». В Америке фильм был настолько популярен, что на постерах фильмов, дистрибьютируемых теми же прокатчиками значилось «От компании, которая привезла вам «Родана». Также стоит отметить, что «Родан» — первая дайкайдзю-эйга, снятая в цвете.

На мой взгляд, ещё один шедевр в мире монстр-муви мастера жанра Исиро Хонды и студии Toho, не превзошедший разве что первого «Годзиллу».

9 из 10
Оценка 3
Заголовок Радон? Нет, Родан
Текст реценизии Радон стал первым цветным монстром студии Toho. А интерес к этой картине в США превзошел даже успех «Годзиллы», поэтому было решено адаптировать оригинальную ленту для американского проката. К сожалению, широкую известность получила именно она.

В английском варианте даже было решено немного изменить название фильма на «Родан». Прокатчики поменяли местами буквы «а» и «о», потому что Радоном назывался химический элемент и еще по другим источникам некая игрушка из Британии.

Для американской адаптации Иширо Хонда использовал популярную в США форму предисловия к научно-фантастическим фильмах в 50-х и 60-х годах 20 века. Лишь в этих первых четырех минутах поднимается проблема экологической катастрофы от использования атомной энергии. На экране показывают документальную съемку, а за кадром используется строгий безжизненный мужской голос, который лишь утомляет зрителя и подготавливает к не очень качественному зрелищу.

Наверно ни для кого не является секретом, что в те годы в США процветали такие вот фантастические фильмы, которые в наше время называются не иначе, как треш. Время Эда Вуда. Низкий бюджет, кукольный монстр, слабое действие, скучные спецэффекты и нулевые диалоги. Видимо на этой волне Хонда решил немного подзаработать в американском прокате, поскольку большая часть этой ленты соответствует подобному жанру.

Но Иширо Хонда не был бы самим собой, если бы создал откровенную подделку. Сам монстр Родан появляется лишь на 38 минуте фильма, хронометраж которого составляет всего 74 минуты. До этого момента нам предстоит «любоваться» на гигантских муравьев, которые выросли до невероятных размеров из-за испытаний атомного оружия. Так что первые полчаса не представляются для зрителя никакого интереса, поскольку муравьи с трудом двигаются, непонятно как им удается ловить людей, а от оружия они не получают никаких видимых повреждений. Словом, происходит какое-то топтание на месте.

Далее начинается неплохой поворот в сюжете, появляется Родан, оказывается, что монстров двое, хотя даже вдвоем они едва ли задерживаются на 15 минут в картине. Костюм Родана на сегодняшний момент выглядят слишком карикатурным, хотя американскому зрителю того времени монстр очень понравились.

Через год в США вышел а-ля ремейк фильма Хонды, который получил название «Гигантский коготь», но то творение стало настоящим посмешищем для его создателей. Если внешний вид Родана даже сейчас вызывает если не страх, то хотя бы неприязнь, то Гигантский коготь даже тогда вызывал только хохот.

Спецэффектов в 1956 году в принципе быть не могло, поэтому вся японская армия представлена детскими игрушками, также выглядят и небольшие города, которые птеранодоны разрушают легкими прикосновениями.

Но как ни странно, все-таки определенная мысль в картине прослеживается, когда показывается смерть птеранодонов. Один из них ранен и падает в лаву, а второй предпочитает жизни смерть в агонии, потому что не может жить без своего друга.

Если причиной появлению Годзиллы послужило человеческое невежество, испытания оружия, которые его и породили, то Родан оказался доисторическим монстром, а испытание бомб послужило лишь детонатором для его пробуждения.

Даже самый рьяный поклонник дайкайдзю (гигантских монстров) вряд ли станет пересматривать этот фильм.

6 из 10