Великий диктатор (1940)

The Great Dictator (1940) 18+


О фильме

Первый полностью звуковой фильм Чарльза Чаплина. Он играет сразу две роли: фашистского диктатора Аденоида Хинкеля (недвусмысленно загримированной под Гитлера) и еврея — парикмахера, который как две капли воды похож на него.

Подробная информация

Слоган The Comedy Masterpiece!
Страна США
Жанр военный, драма, комедия
Бюджет $2 000 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 15 октября 1940
Премьера в России
Релиз на DVD 19 февраля 2009, «Мьюзик-Трейд»
Релиз на Blu-ray 5 июля 2011, «Деваль-Видео»
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA нет возрастных ограничений
mpaa G
Время 125 мин. / 02:05
Рейтинг Кинопоиска 8.205 / 8061
Рейтинг IMDB 8.50 / 67 988
Рейтинг мировых критиков 92
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Создание фильма совпало с ростом международной напряжённости. Ходили слухи, что этот фильм, как и некоторые другие антифашистские фильмы, не выйдет в прокат, чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Однако этого не произошло из-за того, что Чаплин был финансово и творчески независим от других студий. К тому же отказ вывести фильм в прокат привёл бы к банкротству Чаплина, так как он вложил в него полтора миллиона долларов.
Имена соратников Хинкеля похожи на имена соратников Гитлера. Гарбич (что звучит похоже на англ. garbage — мусор), правая рука Хинкеля, похож на Йозефа Геббельса, маршал Херринг был явно скопирован с шефа люфтваффе Германа Геринга. Также нет сомнения в том, что Бензино Напалони был пародией на Бенито Муссолини.
По данным документального фильма «The Tramp and the Dictator» (2001 год), фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями). Чаплин, услышав что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».
Согласно мемуарам маршала Мерецкова, во время Великой Отечественной войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам фильма.
Фильм был хорошо принят после премьеры и был популярен среди американской публики. Реакции критиков были неоднозначны, многие критиковали речь в конце фильма. Многие также считали некорректным образ штурмовиков из фильма.
Однако еврейская публика была тронута изображением еврейских персонажей, их верностью долгу, что было табу в тогдашнем Голливуде. В своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».
Фильм демонстрировался в Лондоне во время битвы за Британию и, как сообщалось, способствовал поднятию боевого духа.
В главных ролях Чарльз Чаплин, Грейс Хейл, Билли Гилберт, Генри Дэниелл, Реджинальд Гардинер, Джек Оуки, Картер Де Хейвен, Эмма Данн, Морис Москович, Полетт Годдар
Роли дублировали
Режиссер Чарльз Чаплин
Сценарий Чарльз Чаплин
Продюсер Чарльз Чаплин, Картер Де Хейвен
Композитор Чарльз Чаплин, Мередит Уиллсон
Художник Эдвард Дж. Бойл, Дж. Расселл Спенсер
Монтаж Уиллард Нико, Харольд Райс
Оператор Карл Страсс, Роланд Тотеро
Участники съемочного процесса Чарльз Чаплин, Сэм Харрис, Берт Мурхаус, Гарри Симельс, Ричард Александр, Джино Коррадо, Чарльз Салливан, Пэт Флаэрти, Эдвард Дж. Бойл, Эдди Данн, Ганс Шумм, Джо Бордо, Дон Броди, Лейланд Ходжсон, Джек Перрин, Фред Олдрич, Рудольф Андерс, Грейс Хейл, Флоренс Райт, Мануэль Парис, Сирил Ринг, Бад Джиари, Хэнк Манн, Джон Дэвидсон, Чарльз Ирвин, Билли Гилберт, Генри Дэниелл, Пауль Вайгель, Лео Уайт, Карл Страсс, Генри Роквимор, Реджинальд Гардинер, Макс Дэвидсон, Джек Оуки, Картер Де Хейвен, Жуль Михелсон, Гарри Уилсон, Лью Дэвис, Мередит Уиллсон, Роланд Тотеро, Ганс Конрид, Люсьен Приваль, Эмма Данн, Эдди Харт, Тайни Сэндфорд, Эстер Михелсон, Уиллард Нико, Уильям Ирвинг, Нита Пайк, Морис Москович, Вилер Драйден, Бернард Горси, Карл Восс, Харольд Райс, Нелли В. Николс, Полетт Годдар, Торбен Мейер, Честер Конклин, Джордж Линн, Эдди Гриббон, Этельреда Леопольд, Френсис Эрнест Дрэйк, Уильям Арнольд, Сиг Арно, Дж. Расселл Спенсер

Страны производства фильма

  • США (15 октября 1940) - 0
  • Великобритания (16 декабря 1940) - 9
  • Мексика (1 января 1941) - 0
  • США (7 марта 1941) - 0
  • Франция (4 апреля 1945) - 8
  • Аргентина (31 мая 1945) - 0
  • Швеция (19 ноября 1945) - 0
  • Португалия (17 декабря 1945) - 0
  • Италия (9 октября 1946) - 0
  • Гонконг (27 марта 1947) - 0
  • Чехословакия (10 октября 1947) - 0
  • Дания (1 декабря 1947) - 0
  • Турция (1949) - 0
  • Финляндия (26 мая 1950) - 0
  • Германия (ФРГ) (26 августа 1958) - 0
  • Япония (15 октября 1960) - 0
  • США (1972) - 0
  • Бельгия (30 марта 1973) - 0
  • Япония (13 октября 1973) - 0
  • Финляндия (21 декабря 1973) - 0
  • Испания (22 марта 1976) - 2
  • Германия (10 апреля 1997) - 0
  • Норвегия (5 мая 2000) - 0
  • Израиль (26 сентября 2002) - 0
  • Бельгия (16 октября 2002) - 0
  • Франция (16 октября 2002) - 0
  • Норвегия (20 октября 2002) - 0
  • Корея Южная (1 ноября 2002) - 0
  • Испания (22 ноября 2002) - 0
  • Норвегия (22 ноября 2002) - 0
  • Австрия (20 декабря 2002) - 0
  • Италия (20 декабря 2002) - 0
  • Швеция (25 декабря 2002) - 0
  • Чехия (16 января 2003) - 0
  • Канада (24 января 2003) - 0
  • Греция (30 мая 2003) - 0
  • Финляндия (13 июня 2003) - 0
  • Великобритания (22 августа 2003) - 0
  • Ирландия (22 августа 2003) - 0
  • Мексика (13 ноября 2003) - 0
  • Гонконг (30 ноября 2003) - 0
  • Португалия (26 августа 2004) - 0
  • Германия (30 декабря 2004) - 0
  • Бразилия (23 сентября 2005) - 0
  • Польша (15 февраля 2008) - 0
  • Греция (22 октября 2010) - 0
  • Норвегия (26 августа 2011) - 0
  • Греция (24 мая 2012) - 0
  • Израиль (28 июня 2012) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1910-е, 1930-е, Авиакатастрофа, Актер, играющий несколько ролей, Амнезия, Антисемитизм, Биплан, Бой, Ветеран Первой мировой войны, Винтовка со скользящим затвором, Военная жестокость, Воображаемая страна, Вторая мировая война, Вторжение, Выдуманная география, Вымышленная страна, Герой, Герой комикса, Глобус, Гонение, Двойная роль, Диктатор, Добро против зла, Дробовик, Еврейское гетто, Жестокость, Забавный нацист, Замена, Изобретенный язык, Иудей, Культовый фильм, Лагерь военнопленных, Любовный интерес, Мания величия, Нацист, Падение с лестницы, Парикмахер, Пародия на Гитлера, Первая мировая война, Первый бой, Погоня, Поле боя, Политическая сатира, Преследование пешком, Пропаганда, Против войны, Пулемет, Пушка, Радио, Режиссер-актер, Режиссер-композитор, Речь, Самозванец, Сатира, Слэпстик, Солдат, Спор, Сражение, Умеренное насилие, Человек без имени, Человек, принятый за другого, Шумная ссора, Экшен-сцена в самом начале

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Блестящая антивоенная комедия великого Чарли Чаплина, пожалуй, единственная, которая полностью сохранила свою актуальность по сей день — несколько наивная, немного идиллическая, но, тем не менее жесткая, едкая и честная. Именно честная, ибо чаплинские глаза были первыми глазами, увидевшими, что таят за собой славные призывы Гитлера и всей их тройственной шайки!

Именно Чарли был первым, кто осмелился честно и прямо высказать это через экран, в то время как другие отмалчивались, отворачивались, заминали страшную войну.

Пусть взгляд Чаплина несколько поверхностный, пусть он не так уж глубоко копнул в поиске причин великой войны, пусть его взгляд немножко отстраненный — это самая сильная антифашистская картина до сих пор, которая без зверств, крови и пыток сумела передать весь ужас, несомый диктатурой фашизма. Фильм, за который Чаплина возненавидела вся Германия, фильм, из-за которого задрожали испуганные американские чиновники, фильм, который нес чистую, бескомпромиссную правду.

Совершенство стиля, блестящее пародирование Гитлера и Муссолини, потрясающие экспрессивные монологи, раскрывающие сущность фашизма, невероятные аллегорические номера, как, например, с глобусом-миром, делают этот фильм величайшим достижением кино того времени.

«Великий диктатор» — это великий фильм о свободе, о равенстве, о братстве. Этот фильм о самой великой беде 20-го века. Этот фильм о судьбе человечества. Это потрясающе эмоциональный фильм, в котором Чаплин открыто призывал людей всего мира к свержению диктатуры, к борьбе с фашизмом и нацизмом! Фильм, завершающийся пламенной речью, которую сказал самый большой маленький человек в мире.

Эта речь — жгучая, правдивая, яркая — речь уже не киноперсонажа, это речь самого Чаплина, свято верившего в торжество человечности и справедливости, в мир равенства, в мир, где всем есть право на счастье — в мир без войн!

Этот фильм нужно показать всем современным политикам, а особенно американским — может быть они одумаются, может быть прав был Чаплин, и все-таки есть надежда на торжество мира на земле!
Оценка 1
Заголовок Великая смелость Чарльза Спенсера Чаплина.
Текст реценизии Я бы отдал все на свете, чтобы только узнать, что Гитлер думает об этом фильме.

Чарли Чаплин.

Все меняется в нашей жизни и кинематограф тоже. Мне кажется это больше плохо, чем хорошо. Кинематограф ведь вечен в отличие от людей. Согласитесь это немножко грустно. Ведь все когда-нибудь будет существовать без нас.

Я бы хотел сейчас немного рассказать о самом смелом, о самом честном и о самом грустном фильме Чарли Чаплина. По крайней мере, для меня. Ведь нет ничего печальнее, чем закат легенды в кинематографе. Это я про БРОДЯГУ. Никогда раньше не думал, что увижу фильм Чаплина, где не будет БРОДЯГИ. Потому что времена нас меняют. Пришел…

ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР (я люблю этот фильм)

Этот фильм очень сильно отличается от других фильмов Чарли Чаплина. Самое главное изменение в этом фильме нет БРОДЯГИ. Нет, он не умер, он ушел к НОВЫМ ВРЕМЕНАМ. Вы можете в этом убедиться, посмотрев предыдущий фильм Чаплина. Еще этот фильм стал полностью звуковым, а это сразу конец для БРОДЯГИ. Ведь он не может говорить, потому что ему слова не нужны. Чаплин в это очень сильно верил.

В этом фильме Чаплин сыграл две роли одновременно. Растяпу еврея, который работает парикмахером. И конечно безумного фашистского диктатора Аденоида Хинкеля. Две блестящие роли в великом фильме. Эти роли навсегда останутся в истории кино.

Конечно это самый опасный фильм Чаплина. В открытую высмеивать Гитлера и всю его политику во время войны, не каждый рискнет на такой смелый поступок. А Чарли рискнул и снял один из самых своих сильных фильмов. Настоящее культовое кино. Этот фильм, нужно обязательно хотя бы один раз посмотреть. А всем почитателям творчества Чарли Чаплина забирать его в коллекцию. Мне кажется, для киномана это позор не знать культовый момент с шаром Земли. Великий кадр. Настоящая магия кино.

В фильме очень много смешных моментов, но для меня этот фильм все равно будет грустным. Я пишу субъективно, поэтому я буду немножко непонятен, но по-другому я не могу. Конечно все из-за женщины. Великая и моя самая любимая актриса в кинематографе американка Полетт Годдард. Я ее очень люблю. Это мой идеал женщины и актрисы. А фильм ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР стал последним для Чарли и Полетт. После него они расстались, и я никогда больше не видел такой тонкой и доброй пары в кинематографе. Поэтому когда я смотрю этот фильм, мне всегда становится грустно. Я думаю, вы меня поймете. Любовь опаснее любой войны.

Жизнь порой преподносит сюрпризы. Парикмахер становится похож на диктатора. А кинематограф всегда отражал реальную жизнь. Мы все чем-то похожи друг на друга. Но не один ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР не способен рассказать великую речь, которую скажет нам всем обыкновенный парикмахер. Мне кажется, именно это и хотел показать Чаплин, но ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ, к сожалению ушел.

Спасибо.

В конце всегда я верю в эту жизнь.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок На злобу дня
Текст реценизии Дела давно минувших дней

Перенесемся на 70 лет назад. Забудем о войне, о голоде, о противостояниях держав и мнений. В 1939 году выходит «Унесенные ветром» (сродни сегодняшнему «Аватару»), а через год в Нью-Йорке состоится премьера «Великого диктатора», созданного целиком и полностью на накопления Чарльза Спенсера Чаплина и представляющего из себя сатиру и пародию на рейхсканцлера Германии тех времен Адольфа Гитлера. Ни один фильм Чаплина не содержал такого количества политической подоплеки и потому получилось очень символично, что это первый полностью звуковой фильм «комика с тростью».

Бенефис двойного «Ч»

В 30-е годы каждый американский мальчишка узнавал Чарли Чаплина без его трости, походки, котелка, смоляных волос и усов. Более того, он был богат и независим, и у него были собственные идеи наподобие «сходства „бродяги“ и фюрера». И он создает щекотливый и поныне фильм „Великий диктатор“, сыграв при этом две роли: роль безымянного еврея-цирюльника и вождя Томании Аденоида Хинкеля.

По сюжету еврейский рядовой солдат спасает жизнь летчику Шульцу во время Первой Мировой войны ценой собственного сознания — он впадает в кому с последующей амнезией. Спустя 20 лет он возвращается в родную цирюльню, в еврейский квартал, оккупированный немецкой полицией, расписывающей на каждой двери «Jew». Параллельно разворачивается линия жизни политического главы Томании — Аденоида Хинкеля, как две капли воды похожего на цирюльника. Он произносит громогласные речи, советуется с министрами Гарбичем и Херрингом (Геббельсем и Герингом), соревнуется в «кто выше» с Бензино Напалони (тот самый Муссолини). Судьба приводит к тому, что пути ничтожного еврея и вершителя судеб переплетаются и все происходит как в твеновском романе «Принц и нищий» (напомню, что рассказы Твена в большинстве своем основывались на сатире и критике), однако, осознание того, что далеко не эта случайная ошибка является изюминкой фильма, приходит не сразу.

Маленький человек заговорил?!

Если Эйнштейн (кстати и о нем есть упоминание в фильме) является представителем физики тех времен, то Чаплин является представителем тогдашнего кинематографа. И оба они являются представителями борьбы с тоталитаризмом. Недвусмысленная речь в конце фильма, в которой цирюльник от самого Чаплина заявляет, что не хочет больше видеть насилия,- ради нее и стоит смотреть эту «сагу по-чаплиновски», стоит ее смотреть хотя бы ради сцены, в которой Аденоид танцует с глобусом под увертюру Вагнера или ради сцены, где цирюльник бреет клиента под «Венгерский танец» Брамса, любимого композитора Эйнштейна в последние годы жизни.

Итог. «Великий диктатор» — это фильм, созданный на злобу дня, но оставшийся на века не столько благодаря именитому режиссеру, сколько благодаря политическим посланиям через океан.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок страшный фильм
Текст реценизии Для меня это очень страшный фильм. Страшный оттого, что снят он в 1940. Страшен он своей пронзительной актуальностью для того времени и неким, даже почти мистическим, предвидением. Чаплин, наверное, даже сам того не понимая, показал всю правду того времени. Жестокую правду. Хоть это все и комедийные кадры, но глядя сквозь десятилетия понимаешь, что это намеренное для режиссера утрирование на самом деле было печальной реальностью для германских «неарийцев».

Чаплин молодец, он не промолчал, он высказал свой протест. Он, быть может, хотел поднять волну противодействия фашистской германии. Быть может он думал и надеялся, что сможет своим фильмом, привлечением внимания к этой проблеме остановить её. И поэтому слова его в финальной речи столь патетичны. Но, увы, глядя назад мы видим, что его слова так и остались неуслышанны и дальше стало только хуже…
Оценка 1
Заголовок «Хай Хинкель!» ©
Текст реценизии Жанр военной сатиры не так популярен в мировом кинематографе, но есть отдельно взятые ленты которые выделяются своей оригинальностью и остроумностью на фоне других. Одним из таких избранных, является «Великий Диктатор», который также является одним из первых фильмов где создатели решили с юмором и некоторой долей иронией взглянуть на военные мировые события. Конечно сделать кино уморительно смешным и одновременно политкорректным очень трудно, но если за съемки взялся мастер комедийного жанра Чарльз Спенсер Чаплин, то фильм по любому получится сверх смешным, правильным в плане идеи и абсолютно точно не пересекающим какие-либо нравственные границы. Несмотря на все старания Чаплина, «Великий диктатор» в свое время таки получил в своей адрес множество неприятных и весьма негативных откликов как со стороны зрителей, так и со стороны опытных критиков. Об этом конечно многие знают, так что на этом заострять внимание я не буду.

Если писать строго про фильм, то он для тех времен сделан несомненно очень хорошо. Для Чаплина лично это первый опыт в звуковом кино и могу утверждать с полной уверенностью что первый блин у великого комика не вышел комом, а наоборот, получился даже не хуже чем предыдущие немые ленты комедийного жанра. Вот только в старых добрых немых фильмах у Чаплина не было никакой политической сатиры над весьма агрессивно настроенной страной и её диктатором, а также без каких-либо политических подтекстов. Конечно кино от этого получилось не менее смешным, но скандал в свое время был не хилый. К счастью в наше время «Великого диктатора» таки признали и теперь он является легендарной классикой ироническо-сатирического жанра и одним из самых успешных фильмов маэстро Чаплина.

Некоторые сцены стали уже культовыми, где же еще можно увидеть противостояние двух злобных и жестоких диктаторов в буфете, где их оружием были спагетти, сливки и вся близлежащая от них еда. А танцующий под классическую музыку Хинкель, попутно играющий с воздушным шаром в форме глобуса и наверняка мечтающий в этот момент о мировом господстве и безграничной власти, это же блестяще в плане оригинальности и остроумия. Было еще множество смешных, эмоциональных и грустных, но по совместительству классных сцен, которые делают «Диктатора» непревзойденным шедевром не только своего времени, но и всего мирового кинематографа.

Очень жаль конечно что в России это кино не так высоко котируется как немые творения Чаплина, да что там говорить, «Великий Диктатор» даже в Топ-250 не входит, но все же картина великолепная по всем параметрам, начиная от неординарной, но очень смелой и оригинальной идеи и заканчивая характерами персонажей и конечно же блестящим, понятным опять же на любом языке мира юмором, который как всегда радует своей искренностью и приметностью. Жаль что никаких наград ленте так и не удалось получить, хотя как мне кажется она этого несомненно заслуживает, чего только стоит финальная речь главного героя, которая глаголет давно известную истину и пытается раскрыть всем диктаторам планеты глаза, попутно призывая объявить всеобщее перемирие.

Ну и немного собственно о сюжетной линии. После первой мировой войны, в стране Томании появляется новый властный и жестокий диктатор Аденоид Хинкель, главная цель которого мировое господство и полное уничтожение еврейского народа, для которого он даже создает «гетто», в котором все люди данной религии и проживают. Теперь Хинкель решает с помощью своего гениального вроде бы плана начать захват соседних еврейских территорий, но вот средств на это у него нет. В это же время в госпитале после серьезной травмы полученной во время войны приходит в себя еврей-цирюльник, у которого начинается амнезия и он не понимает что он находится в медицинском учреждении уже пару лет и что за это время в его родной стране многое изменилось, а все евреи подверглись гонениям со стороны военных.

Цирюльник возвращается домой, в гетто и не понимает что здесь происходит и почему военные пишут на его парикмахерской слово «еврей» белой краской и не дают стереть. Объясняет ему всю ситуацию очаровательная девушка Ханна, чьи родители погибли и которая живет вместе с другом того самого цирюльника. Есть кстати еще одно «но», ведь этот самый цирюльник как две капли воды похож на диктатора Хинкеля, собирающегося принимать у себя своего союзника Бензино Напалони, с которым Аденоид хотел бы обсудить перспективы насчет завоевания соседних территорий. Из этой встречи к сожалению ничего хорошего не получается, ведь каждый из тиранов пытается показать что он самый лучший, ужасный и властительный во всем мире. Пока два злодея отдыхают во дворце, в гетто происходят погромы из-за беспардонности и грубости военных, которых Хинкель послал дабы не дать еврейскому народу скучать…

Сценарий великолепный, простой и легкий, но весьма оригинальный, с правильной идеей и одновременно забавный, что делает его идеальным. Здесь нет никакого пафоса, хотя финальный монолог о мире во всем мире может по сути таковым и является, затянутости, скудности и глупости, все на высшем уровне. Актеры также шикарны, конечно две главные роли играет вездесущий Чарли Чаплин и делает он это нереально круто и качественно, но и другие актеры играют хорошо, но о них совсем чуть-чуть позже. Пока что еще немного похвалю Чарли, который создал убойнейший образ диктатора Хинкеля, глаза которого наполняла некая злость, агрессия и несмотря на это сам он был человеком глуповатым и трусливым. Образ цирюльника мне чем-то напомнил старого доброго Бродягу, только на этот раз он является евреем и умеет разговаривать. В общем Чаплин как всегда гениален и не признавать это глупо! Браво Чарли, аплодисменты и громкие овации!

Отметил бы еще также прекрасно отыгравшего Джека Оуки, исполнившего роль забавного и чем-то схожего с Хинкелем по характеру диктатора Напалони, а также красавицу Полетт Годдар, сыгравшую девушку Ханну, в которую цирюльник влюблен, но боится ей в этом признаться. Остальные актеры также были хороши, но запомнились и понравились они мне меньше, чем вышеперечисленные. Ну а в общем и целом «Великий Диктатор» прекрасное комедийное кино сатирического и пародийного характера, где Чарли Чаплин раскрывает свое мнение по поводу постоянных войн и фашизма как религии. Мне фильм безумно понравился, смешно, искренне, актуально, свежо, смело и изящно. Оценка максимальная и это не обсуждается, шедевры меньше и не получают.

10 из 10

«Вы самый главный, нет, вы самый великий диктатор на планете!»
«Не говорите так, а то я начинаю себя боятся!»
Оценка 1
Заголовок Великий человек, великий комик, великий диктатор!..
Текст реценизии "…Когда тучи рассеются, выглянет солнце. Оно выглянет, и мы выйдем из мрака!..» А. Хинкель

Известный ныне Чарли Чаплин никогда не боялся экспериментировать, играть интересные роли и исполнять их, как, вообщем-то и всегда, — на бис. Хотя в своих взглядах Чарльз всегда придерживался консервативной точки зрения, всё же он не боялся воплощать новые задумки в жизнь, претворять фантазии в реальность. Не секрет, что комик был современником людей, переживших две мировые войны, не секрет и то, что фюрер знал того самого Маленького бродягу. Однако маленький человечек, казалось, ничем не способный противостоять той самой «дьявольской машине, этой системе и всё разрастающейся власти» (фашистской власти), не боялся в открытую говорить о том, что есть на самом деле, трактовать события таковыми, какие они есть, не привирая и не загибая. Своим комическим талантом, своими актёрскими возможностями Чарльз не раз срывал овации зрителей, изобличая злых и коварных людей, властителей этого мира. Вот и в данном фильме наш любимый актёр не испугался пойти против титана — взял, да и сыграл фюрера, — по-своему, смешно, но очень похоже…

В данном кинофильме есть очень много содержательных мыслей — начиная от призыва людей бросить оружие, и, как говорится, «перековать мечи свои на орала», заканчивая великими и очень актуальными насегодня словами о власти демократии, о мире во всём мире и равенстве людей. Подумать только, но уж если и сегодня заключительная реплика Чаплина находит место в социальной и политической жизни всемирного общества, можно только рукоплескать и возвеличивать «того человечка, который «зрит в корень», не боится говорить правду и идти против тех, кто не понимает основ морали, банальной этики и культуры»…

«Великий диктатор», помимо всего прочего, позволяет зрителю открыть для себя сквозь призму пересмешек и комичных ситуаций те самые вопросы, вопросы, которые рассматриваются историками, политологами и нашими политиками. Блистательный и всегда актуальный юмор, планировка сюжета, которая позволяет в течение 120 мин просмотра ленты смотреть, смотреть и смотреть — завороженно, внимая и стараясь воспринять все мысли, всё-всё-всё, что пытался нам передать через этот фильм Чарли Чаплин.

Безусловно, очень мощный и содержательный кинофильм, кинофильм, который позволяет задуматься, почесать затылок и выяснить для себя, что же такое «мир», что же такое «демократия», и возможны ли мир и равенство всех людей повсеместно… Картина настолько весела, стремительна и интересна, насколько и серьёзна, точна и содержательна. Посмотрев эту ленту один раз, время от времени тянет пересматривать её ещё, и ещё, дабы вновь ощутить чаплиновский дух, его образ мыслей, благородные намерения касательно общества и всего мира вцелом.

Кинокритки всего мира не раз подтверждали, что картина эта достойна называться «шедевром», «Великим фильмом Великого человека», с чем поспорить едва ли можно…

Только 10 из 10, и вряд ли меньше!..
Оценка 1
Заголовок Все сходства между диктатором Хинкелем и еврейским цирюльником случайны.
Текст реценизии 1940 год. Вторая Мировая уже началась, а до начала Великой Отечественной войны остается совсем не много времени. Все страны Европы ожидают нападения со стороны фашистской Германии. И в это время самый известный актер, режиссер, один из самых богатых людей в мире выпускает свой очередной шедевр. Шедевр, который незаслуженно не достался Оскар. Шедевр, который совершенно не похож на все его другие фильмы.

Во-первых, все услышали голос великого, во-вторых, это неимоверная атмосфера картины. Которая то наводит ужас, то заставляет задуматься, то делает улыбку на вашем лице. В-третьих, это сам Чарльз Чаплин. В этом фильме мы его увидели сразу в двух ролях. Его герои не похожи друг на друга, а с другой стороны они одинаковые, тут я имею в виду внешнее сходство. Он отвлекся от уже привычного образа бродяги, в котором был много лет, и перешел к образу человека, которых собирается захватить весь мир. Конечно еврейский цирюльник напоминает мне того неуклюжего бродягу, но все же это не он. И, конечно же политика. Разве раньше Чаплин использовал в своих фильмах политическую тему? Нет. Но в «Великом Диктаторе» это основная тема, причем преподнесена она просто великолепно! Так, что на нее не скучно смотреть, а наоборот очень интересно.

«Он оскорбляет мой народ!!! Он рвет спагетти!!!»

Диктатор Хинкель. Он и есть «Великий диктатор», который наводит ужас на весь народ. Чаплин сыграл его просто волшебно. Пусть образ бродяги стал бессмертным в кинематографе, а образ Хинкеля стал бессмертным для меня. В этой роль он откровенно высмеивает Гитлера, и, что самое главное указывает Гитлеру на его ошибки, которые приведут его к поражению. К сожалению, он не обратил на это внимание.

Еврейский цирюльник. Это так же новый образ Чарльза Чаплина. Конечно он похож на маленького бродягу. У них похожая одежда, поведение, мимика, но все же по словам Чаплина бродяга не может говорить, может это его и «убило».

А самое главное в фильме то, что мы увидели, как один маленький человек бросает вызов самому страшному на земле. «Великий диктатор» для меня самый лучший фильм Чарльза Чаплина, он не такой, как все его другие картины. Разве можно было не дать этому фильму Оскар?

P.S.: Если Гитлер смотрел этот фильм, то мог бы и обратить внимание на эпизод с глобусом.

P.P.S.: финальная речь Чаплина гениальна!
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии «Сначала мы уничтожим евреев, а потом займемся брюнетами»

Я аналогичным образом, как и все, скажу, что это самый смелый фильм, который я когда-либо видел. И надо же, кто бы поверил, что эту ленту снял сам Чарльз Чаплин. Для того, чтобы во всем убедиться, нужно самостоятельно посмотреть это творение. Вы только представьте, в Европе, да и во всем мире постепенно накаляются страсти, готовится бомба медленного действия, так называемая, а Чарли Чаплин выпускает свою картину, которая одним махом высмеивает все политические и военные планы, принципы. Чаплин первым разглядел всю сущность Адольфа Гитлера и изобразил ее в «Великом диктаторе» с помощью своего Аденоида Хинкеля, не побоявшись никого.

Само действие картины разворачивается в 1918 году во время Первой Мировой войны. Неумелый, скромный еврей однажды спасает жизнь своему однополчанину Шульцу на поле боя, так называемом. Но во время этого происшествия еврей получает травму, и его отправляют в госпиталь. Травма настолько развивается, что превращается в настоящую амнезию, в общем, еврей все забывает, ничего не помнит. Ему кажется, что на самом деле в больнице он лежит совсем недолгое время, недели две, но на самом деле это совсем не так. По профессии этот парень цирюльник, он очень переживает за свою цирюльню, которая находится в центре города Гетто. За время болезни этого человека многое поменялось. Ситуация в стране обострена. Во главе стоит диктатор по имени Аденоид Хинкель. В планы этого вождя входит завоевание мира и истребление еврейского народа. Наш герой стал уязвимым, как никогда раньше. Теперь настало очень тяжелое время.

Перед началом ленты на экране появляется надпись, говорящая о том, что совпадение между Хинкелем и евреем из Гетто совершенно случайно. Мне кажется, что здесь есть свой философский подтекст. Чарльз Чаплин этим хочется сказать то, что все люди очень похожи друг на друга. Ведь все люди братья по определению. То есть получается, что на месте Гитлера (по киношному Хинкеля) мог оказаться, кто угодно. А на месте еврейского цирюльника тоже мог оказаться любой из нас. А этой озвученной надписью в начале ленты Чаплин обозначил свою основную идею. Основное, на что должны опираться и что проповедовать люди — мир во всем мире, пусть и звучит банально, словно из уст какой-нибудь королевы красоты. Будет мир на нашей планете, значит, будут и шаги по улучшению этого мира. Конечно, все идет со стороны диктаторов, а они с помощью своего ораторского мастерства способны самым наисильнейшим образом воздействовать на толпы людей. Поэтому во главе любого государства просто необходим здравомыслящий человек, который будет осознавать, что войны означают крах всей вселенной.

Это творение знаковое. Это первый полностью звуковой фильм Чарльза Чаплина. Фильм, в котором он не побоялся экспериментировать. Каким же образом? Ну, во-первых, поменялся уровень юмора, на этот раз перед нами сатира на политику и диктаторский режим. Во-вторых, как многие отмечают, и это, конечно же, самое обидное, нет всеми полюбившегося Маленького Бродяги. Чарльз Чаплин полностью отказался от этого образа. Бродяга остался жить в немом кино. В звуковом формате же настало время новых образов и персонажей. Ради всего этого Чаплин не пожалел себя, не пожалел своих средств, ведь на производство картины Чарльз потратил свое собственное нажитое на то время состояние в размере 2 миллиона долларов. Случись что, и Чарли остался бы ни с чем. Конечно, был риск, что лента может не окупиться из-за сложившейся мировой ситуации. Был также риск, что картину могут вообще не пропустить в широкий прокат, но Чаплин допустить этого никак не мог, боролся с этим, не жалея своих сил. В итоге, «Великий диктатор» полюбился американской публикой, а особенно евреями и окупился в несколько раз. Да, естественно, что в некоторых странах лента в прокате так и не появилась, а в Германии Чарльз стал самым ненавистным деятелем мирового кинематографа, этого и стоило ожидать.

Что уж тут говорить, актерская игра всех и каждого здесь выглядит просто замечательно. В те времена мастерами своего дела были просто все, это можно сказать без какого-либо преувеличения. Про Чарльза Чаплина уже сказано достаточно слов, чего-то нового уже и не придумаешь. Скажу лишь, что переход на новый звуковой формат на него никак не подействовал ни в игровом плане, ни в режиссуре, ни тем более на сценарном поприще. Надо сказать, что он гениально сыграл обоих сразу: и Хинкеля, и, конечно же, еврейского цирюльника. Полетт Годдар великолепна. Это моя самая любимая актриса классических фильмов. И в этой картине она не подвела, играет очень искренне, не утаивая в себе никаких эмоций. А их пара с Чаплином отлична, они сыграли свою собственную жизнь, жаль только, что через некоторое время после выхода картины, они расстанутся.

В этом фильме есть все, что душе угодно. Здесь просто масса юмора и запоминающихся моментов. Каждый будет смеяться очень долго, найдет что-то свое. А какие диалоги, можно только восторгаться этим. Многие отдельные фразы так и вбиваются в память. Ну и не обойдется без серьезных моментов. Происходящее на экране, если признаться, заставляет серьезно задуматься. А финал картины, в котором Чаплин произносит речь уже от имени себя, дорогого стоит. Над этим нужно задуматься. Все сказанное не теряет актуальности и в наше время, да и вообще сам фильм более, чем актуален. Смотрите великие картины.
Оценка 1
Заголовок «Из мрака к свету»
Текст реценизии Правда, историю пишут именно личности, которые внезапно приходят на вершину и совершают такие деяния, от которых содрогается мир. Эти личности собирают армии, убеждают свой народ и ведут его вперед к «светлому будущему». Но та цена, что каждый должен заплатить в этой борьбе, слишком велика. Из-за амбиций одного человека страдают миллионы. Да, диктаторы меняют наш мир, но не в лучшую, как им кажется, сторону. Они стремительно уничтожают то, за что мы называет себя людьми. Несмотря на то, что один человек для них ничего не значит, именно один человек может отобрать у них власть и спасти всех…

И потому в 40-х годах прошлого века приходит время для нового образа, который создает великий Чарли Чаплин. Его первый звуковой фильм в свое время удивил, и даже шокировал мир. В тот опасный период, когда все страны боялись ввязаться в еще одну войну, он собрал всю свою храбрость и во весь голос заявил о своих взглядах на феномен жестокого вождя народа. Он не боялся последствий, ведь хотел достучаться до людей, которые считали, что война принесет нечто хорошее, а на трупах других людей можно построить свое царство. Чарли снял невероятный фильм о жестоком тиране Аденоиде Гинкеле (Адольфе Гитлере) и о менее историческом персонаже — еврее-парикмахере.

Гинкель представляется зрителю как бесчувственный диктатор, уважающий лишь силу и произносящий пламенные речи перед тысячами наивных немцев. Чарли играет как никогда сильно и уверено, давая отдохнуть своему образу лишь наедине с самим собой (он так хорошо играет на пианино, а его масштабные мечты бесподобно изображены в легендарном танце с глобусом). А совершенно противоположным представляется зрителю бывший солдат, отважно защищавший свою страну, и вернувшийся, что бы мирно жить и продолжать заниматься своим любимым делом. Именно в этого персонажа Чарли вкладывает весь дух противостояния, всю отвагу и желание добиться справедливости. Его вера безгранична, потому вдохновляет и других на подвиги ради людей, а не против них.

Самым большим горем великого диктатора, пожалуй, является то, что он остается нелюбимым и одиноким, один на один со своими желаниями и мечтами, но так и не может хоть с кем-то разделись свой успех. А добрый еврей в считанные минуты влюбляется в прекрасную и бойкую девушку Ханну, которая не хочет склоняться перед несправедливостью. Актриса Полетт Годдар играет очень чувственно, эмоционально, столько вкладывает в свою героиню, которая всегда находит в себе силы противостоять бессердечному фашистскому механизму. В своей роли она прекрасна, особенно на финальных минутах.

«Посмотри на ту звезду. Она прекрасна, не так ли? Гинкель со всей своей властью никогда не сможет до нее достать.»

Люди, которые посвящают себя уничтожению других, не могут заметить и получить самого главного. Того, без чего эта жизнь становится бесконечной холодной ночью. Диктатор так упивается своими амбициями, что теряет вкус к самой жизни. Он хочет получить все, но получает лишь пустоту.

Спасибо Чарли Чаплину за столь серьезный фильм. Ведь в нем поднимаются самые важные вопросы, которые будут интересны человеку всегда, не зависимо от его статуса, внешности, религиозных убеждений. Потому что в конце фильма Чарли произносит великую речь, что никого не оставит равнодушным. Он с таким чувством и искренностью говорит о человечности и борьбе, и свободе. В тот момент перестает существовать великий диктатор или храбрый парикмахер. В тот момент перед зрителем постает человек, который открывает глаза на многое. К сожалению, тогда впервые за всю его карьеру видно как Чарли постарел. Но огонь в его глазах стал гореть ярче.

Кто бы ни выступал с высокой трибуны, мы никогда не должны забывать — мы остаемся людьми, которые будут бороться за счастье, мир, любовь, никогда не предавая, убивая, или унижая других. Мы все можем быть счастливы на этой планете, стоит лишь поверить в себя. Жизнь так коротка, что бы прожить ее недостойно.
Оценка 1
Заголовок Величайший фильм главного киногения!
Текст реценизии Чарльз Чаплин! Его знают все: взрослые, дети, все поколения людей на планете Земля вот уже почти 100 лет! Почему? Ответ очевиден — он гений! Причем по мнению многих — единственный настоящий гений в кино. В творческом плане он универсален и многогранен: режиссёр, актёр, сценарист, оператор, монтажор и композитор, пианист, скрипач, танцор, акробат, а дебютировал на сцене вообще как певец! Ну, а в человеческом — просто великая душа! Это человек, который дарил миру самые важные ценности — смех, сострадание, добро, надежду и большую любовь ко всему живому!

Каждый его фильм — яркий пример идеального авторского творения, у которого есть своя глобальная цель! Каждый кадр наполнен глубоким смыслом, который заставляет смеяться и плакать подчас одновременно! В этом состоит знаменитая магия Чарли-режиссёра!

Каждый фильм Чаплина шедевр, но всё же «Диктатор» — особенный. Возьму на себя такую смелость и скажу, что это самый актуальный фильм, который когда-либо выходил в широкий прокат! Да, что там говорить, он же и самый смелый проект! Потрясающая сатира! Это нечто! Самый «сильный» фильм из увиденных мной!

Ну, поверьте, это нужно увидеть! (Ну, раз 10 хотя бы!)

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Маленький Чаплин в роли большого диктатора
Текст реценизии «Великий диктатор» — первый звуковой фильм великого Чарльза Спенсера Чаплина. Даже в 30-е годы, в эпоху уже звукового кино, Чаплин продолжал снимать немые картины, оставаясь верным старине. И вот, его голос впервые зазвучал в кадре. И это что-то новое и, конечно же, интересное!

В первую очередь, перед нами едкая пародия на Гитлера. Достаточно вспомнить монолог чаплинского Адольфа перед массой послушных солдафонов. Он и гримасы состроит, и микрофон закрутит в узел, и чуть ли не на четвереньки упадет. Сколько силы и энергии в этом маленьком гении! Очень хорошо прописаны диалоги героев, между прочим, самим Чаплином. Что ни реплика — то шутка. Что ни действие — то смех!

По сути, Чарли сыграл здесь так сказать, двух в одном — забитого парикмахера-еврея и Адольфа Гитлера. Само собой, в духе Чаплина, было неминуемо перевоплощение героев из одного в другого. В данной экранизированной сатире прекрасно высмеиваются пороки фашистского режима. Конечно, нельзя не брать во внимание забавные имена героев картины. И здесь есть хорошенький подвох.

Чарли Чаплин — Аденоид Хинкель / цирюльник. Хинкель — это каламбурное имя Гитлера. Аденоид — отдает неким биологическим смешком. Аденоид, гуманоид, параноик… Он как будто какое-то насекомое, без чувств, без разума. Именно таким представляет Чаплин Адольфа Гитлера.

Джек Оуки — Бензино Напалони. Без особого труда можно догадаться, что это «гремучая смесь» Наполеона с итальянским Бенито Муссолини. Оба диктаторы, оба восполнены манией величия. Кстати, Муссолини не только разделял общие идеи с Гитлером. Они были друзьями. Но и над этим Чаплин жестко посмеялся. Аденоид и Бензино дружат сквозь зубы. При людях они стелют друг пред другом ковровые дорожки, а в уединении не могут разделить Австрию и из-за этого вынуждены… кидаться друг в дружку пирожными, макаронами и другой едой.

Генри Дэниелл — Гарбич. Это у нас… Геринг — министр немецкой пропаганды. Заметьте, что «гарбич» похоже на англ. garbage — мусор. Не хотел ли нам сказать Чарли, что все, что изрекает Геринг, и есть мусор?!

Следует отметить, что Ханну — возлюбленную парикмахера, сыграла жена Чаплина — Полетт Годдар.

Картина была номинирована на Оскар-1941 в пяти категориях. Три из них, по праву, принадлежали Чаплину — за главную мужскую роль, фильм и сценарий. По номинации выдали Джеки Оуки, сыгравшего Напалони, и композитору — за музыкальное сопровождение.

В общем, комедия очень забавная, но умная.

Смотрите классику!

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Великий комик
Текст реценизии Первый полностью звуковой фильм Чарльза Чаплина на деле оказался самым лучшим его фильмом и в плане актёрского мастерства, и в плане режиссуру и в сценарном плане.

В фильме разворачиваются две сюжетные линии: одна из них про истеричного диктатора Аденоида Хинкеля (который как две капли воды похож на Гитлера) и история бедного еврейского парикмахера (который как две капли воды похож на Аденоида Хинкеля, который, в свою очередь, как две капли воды похож на Гитлера). Обе сюжетные линии рассказывают об особом месте человека в обществе в то время ещё не начавшейся Второй Мировой войны. Тут и гетто и отношение солдат с евреями в нём и отношение диктатора с этими евреями. В общем, сценарий отличный. Особенно понравилось то, что главных персонажей в обеих сюжетных линиях играет один и тот же человек (Чарльз Чаплин). Это даёт увидеть чёткий контраст между «верхами» и «низами» немецкого общества тех времен. Разница очевидна. Но никто бы не смог так чётко показать эту разницу как великий…

Чарльз Чаплин. О нём я уже немного упоминал. Вообще, для меня это один из самых уважаемых людей в истории мирового кинематографа. Ну, вот например где сейчас можно найти людей, которые сразу являются и режиссёрами, и продюсерами, и композиторами, и актёрами, да и к тому же исполняют в фильме по две роли, и это всё о нём. И вот на какой фильме не взглянешь, будь то «Великий диктатор» или «Огни большого города» или «Новые времена», да абсолютно любой его фильм, везде можно будет увидеть одну и ту же картину. Хочешь, не хочешь, а проникнешься уважением. Да и к тому же он прекрасный актёр, а ещё лучший комик. Он показал последние дни перед войной (хотя ещё сам не знал, что начнётся война) в ином плане, не на полном серьёзе, а как бы с иронией. Весь фильм, это большая пародия на всю немецкую армию. Тут и бесхарактерный, даже неуровновешенный диктатор. Это отчётливо видно ближе к концу фильма. Да и вся немецкая армия. В самом начале фильма Чаплин одним своим присутствием сполна высмеял армию тех времён. По этому фильму отчётливо видно, что Чаплин это разноплановый актёр, которому удаётся сыграть разных по характеру личностей. И все эти постоянные кривляния, если в фильме «Огни большого города» они выглядели, ну скажем не уместно, то тут наоборот, всё в тему и по делу. Вообще актёрский состав постарался выше всяческих похвал.

В общем, шедевр от Чарльза Чаплина. Смотреть всем, кто может посмотреть на войну с долей иронии.
Оценка 1
Заголовок Гимн Демократии
Текст реценизии Картина Ч. Чаплина «Великий диктатор» — «продукт» невероятно талантливый, сильный, яркий… Чаплину удалось, с одной стороны, продолжить свою авторскую линию в кинематографе, с другой, — снять беспрецедентное по общественно-политической проблематике кино, что достигается новаторством содержания, а также использованием новых технических средств.

В основе фильма — дихотомия «еврейский цирюльник — диктатор Аденоид Хинкель» и одновременно — бинарная формула «положительный — отрицательный герой». Кино предваряет ироническая ремарка о «случайном» сходстве центральных героев. Автор продолжает линию сравнения далее. Это — близко родственные глубинные манеры, комплексы, страхи, мании… (Жестокий вывод). Показано: страшные катастрофы и пороки XX в. выстроены на едином глубоко экзистенциальном фундаменте. Зритель не смотрит на «великого» диктатора с ненавистью, ожесточением, а, напротив, философски осмысливает психологическую субстанцию нацизма.

В подтверждении своей идеи приведу пример: Ницше создал знаменитые концепции «сверхеловека», «воли к власти» и т. д., представляя собой в реальности закомплексованную, слегка мазохистскую личность. То же в картине — г-н Хинкель…

Можно сказать, в кино практически отсутствует стандартное для данной проблематики деление действующих лиц на «героя» и «толпу». Практически каждый здесь — индивидуальность и несёт в жизни персональную ответственность. Т. о., демонстрируется категорическое неприятие всяких форм тоталитаризма, тоталитарного мышления — мышления «общим» способом, некритичного восприятия власти.

Главный эмоционально-символический пласт — перманентный страх, который достигает квинтэссенции в одном из последних кадров — попытке побега парикмахера. Поразительно: Чаплин сопрягает тревожное и бесконечно комическое начала в одной живой эмоции.

Комедийная составляющая представлена в основном мотивами игры, манипуляции, притворства. Хинкель и иже с ним словно существуют в искусственной (вторичной) действительности, в каком-то суррогате жизни. Подчёркнуты авантюризм и паранойя «вождя». Эпизод с пинанием воздушного глобуса — пожалуй, самый яркий пример.

«Великий диктатор» иллюстрирует великолепная музыка (Брамс, Вагнер), что хорошо передаёт исторический колорит. Интересны интерьеры кабинетов Хинкеля — как правило, холодный милитаристский ампир с невероятно высокими потолками, которые символизируют недостижимость утопического проекта миропорядка и некоторый духовный вакуум.

Весьма необычен хронотоп произведения. Места действия вымышлены, риторика выступлений только отдалённо воспроизводит немецкую речь, что придёт фильму обобщающий характер и изображает тоталитарный режим, к сожалению, не уникальным историческим случаем.

Всю картину пронизывает искренний демократический пафос. Заключительная речь очень глубока, понятна, красива и демократична. Я думаю, это самый настоящий гимн демократии.


10 из 10
Оценка 1
Заголовок Великий комик против Великого диктатора
Текст реценизии Многие скажут, что «Огни большого города» — вершина творчества Чарльза Чаплина. Но именно «Великий диктатор» окончательно доказал нам, что Чарли Чаплин абсолютно заслуженно назван «Великим».

Возможно, у кого-то осмелится повернуться язык назвать Чарльза — актёром (а в его случае ещё и режиссером, сценаристом, продюсером и композитором) одного жанра — комедии, ведь мы привыкли видеть его в комичном образе Бродяги. Но это всего лишь предубеждение. Чарли способен воплощаться в образы совершенно разных героев. В данном случае он осмелился изобразить на экране Адольфа Гитлера.

«Великого диктатора» я смотрела после киношедевра Стивена Спилберга — Список Шиндлера, в котором рассказывается о страшной судьбе еврейского народа во время правления Адольфа Гитлера. Я не имела ни малейшего представления о том, как Чарли сможет преподнести нам историю об этих ужасных временах в жанре комедия. Но он всё-таки сделал это, и поверьте, сделал он это мастерски. Он не приуменьшил всех тяжестей жизни евреев, он показал тиранизм Гитлера, но в то же время он сумел найти в этой картине место и для юмора. И я смеялась! Я смеялась и одновременно плакала. В этом и заключается гениальность этого непревзойдённого комика, которой к тому же ещё и герой. Во время Второй Мировой Войны Чарльз Чаплин был единственным человеком в кинематографе, осмелившийся своим фильмом бросить вызов самому Гитлеру. Этот фильм Чарльз снял не ради денег и не ради славы. Нет. Он хотел дать людям надежду, хотел хоть немного развеять мрак, заполонивший весь мир. Финальная речь в этом фильме сказана не евреем — парикмахером, не Адольфом Гитлера, а самим Чарли Чаплином. Это его обращение к людям, в котором он просит нас сохранять единство, сохранить мир в этом мире, сохранять веру и надежду, даже в такое тяжелое время.

На мой взгляд, Великий диктатор — лучшая работа Чарльза Чаплина, потому что именно в этой кинокартине воплощено всё: мастерство, талант и гениальность этого Великого комика.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Чарли Чаплин сумел создать такого героя, который уже почти век живёт своей жизнью. Причём героя чисто кинематографического.

Своей жизнью (в фольклоре, в анекдотах, в массовой культуре) живёт, к примеру, Штирлиц — но там есть и литературная основа и социальная мифология. То же самое с Василь-Иванычем: замечательно, когда анекдоты о нём рассказывают те, кто не читал Фурманова, не в курсе сюжета об истории Гражданской войны и не видел легендарного фильма. Но нельзя упускать из виду того, что кроме треска кинокамеры здесь был скрип писательского пера и скрежет шестерёнок истории. В то время как чаплинский Бродяга — не имеет ни только книжной биографии или знаменитого исторического прототипа, но даже и голоса.

Немота чаплинского героя сама по себе может послужить интереснейшим объектом анализа. Это и явный недостаток — неслучайно же звуковое кино победило. И некоторое достоинство — в том плане, что Бродяга космополитичен и общепонятен, в отличие от уже упомянутых Штирлица и Чапаева, которые как мифологические герои существуют только в рамках определённого культурного ареала. Немота Бродяги вступает в любопытное несоответствие с «разговорчиками» его создателя: за «разговорчики» Чаплина даже выдворили из Соединённых Штатов, как всем известно.

Мы, однако, не будем здесь вдаваться в подробный анализ, а отметим только три момента.

Во-первых, экранный Чарли Чаплин (или даже чарличаплин) — не хохотал. Он понуждает хохотать зрителя, но сам, при всей эксцентрике и при всей клоунаде — не хохочет. Или, по крайней мере, присутствует в массовой культуре не хохочащим: каким угодно — по-особенному семенящим, грустно улыбающимся, нюхающим цветок, пинающим человека в форме — но не хохочащим.

Во-вторых, двойник Бродяги, его тень и даже трикстер — Адольф Гитлер может быть адекватно представлен каким угодно, но только не немым. В итоге именно таким он и существует во всё той же массовой культуре: когда девочка-пятый элемент из одноимённого фильма вникает в историю человечества, она видит на экране Гитлера, который орёт с трибуны (она видит его без звука, но он всё равно орёт).

В-третьих, появление упомянутого трикстера, имело для Бродяги весьма существенные последствия: Бродяга заговорил.

Появился первый полнометражный, первый звуковой, самый дорогой фильм Чарли Чаплина — «Великий диктатор».

Обычно, пересказывая фабулу этой киноленты, концентрируют внимание на том, что диктатор и цирюльник поменялись местами. При просмотре фильма приходится долго, даже очень долго, ждать этого поворота сюжета. Мы считаем важным обратить внимание благосклонного читателя на то, что фигура замены — не только не единственная, но даже и не ключевая в «Великом диктаторе». Не менее важны и ещё несколько фигур:

- случайный герой: в данном случае речь идёт не о герое кино, а о полноценном военном героизме — недотёпистый солдатик (которого играет, естественно, Чаплин) совершает подвиг — эта фигура крайне важна в контексте обеих мировых войн, в которых на всех фронтах обычно действовали массы и вообще в контексте века масс, массового потребления, массовой культуры;

- человек без памяти: амнезия потом станет неприлично популярной в мыльных операх, но в «Великом диктаторе» ещё выглядит вполне пристойно — главный герой выпадает из социально-политического контекста и, по идее, должен быть неадекватен, но, поскольку безумна именно социально-политическая обстановка, получается наоборот- этот ход на тот момент был достаточно свеж и для передовой психологии (Карен Хорни, Эрих Фромм);

- человек из гетто: при всей пропагандистской прямолинейности фильма, Чаплину удалось вполне раскрыть функциональную амбивалентность гетто — оно существует не только для изоляции и угнетения меньшинства, но и для его защиты (эпизод, когда все жители гетто прячутся во дворе главного героя).

Эти фигуры совмещаются достаточно гармонично — притом, что действие время от времени прерывается ради того, чтобы Чаплин показал очередную комическую сцену. Следует отметить, что эти «вставные» сцены — в основном немые или недалеко ушли от немых. Учитывая общий контекст, а именно то, что фильм появился во многом как протест Чаплина («немого» гения) простив его двойника — Гитлера (многословного злодея), системные связи «немых» сцен и сцен с диалогами должны представляться особенно значимыми. И самое важное здесь наверное то, что ораторству Хинкля и размеренным беседам жителей гетто противопоставляется мирная и спокойная жизнь в Остерлихе — большей частью хоть и под музыку, но без диалогов. Причём Остерлих показан с пышностью и размахом, напоминающим более всего сталинистские колхозные мюзиклы. Здесь неожиданно ярко предъявляется то, что как раз Хинкель более-менее вписывается в стандарты политической культуры западной демократии, в то время как ему противопоставляется нечто, что мы легко опознаём как тоталитаризм.
Оценка 1
Заголовок Чаплин говорит!
Текст реценизии Кто такой Чарли Чаплин? Только бесчеловечное существо не способно ответить на такой вопрос. И тут даже дело не в его известности и популярности, а в важности и ключевой роли в развитии мирового кинематографа. Кино появилось ещё в конце XIX века, и первые фильмы снимались на чёрно-белую плёнку да ещё и без звука. Но люди и тогда были счастливы, потому что для них кино — это совершенно что-то новое и, безусловно, ценимое человечеством. Ценимым также был всеми любимый Чарльз Спенсер Чаплин, один из самых первых комиков немого кино. Весь мир узнал о нём, и актёр стал знаменитостью, причём уже успев войти в историю, как один из самых влиятельный и величайших комиков в истории кинематографа. Конечно, Чаплин был не только безупречным комиком, но и превосходным режиссёром… А также продюсером и сценаристом. Дело в том, что раньше бюджет кинолент не позволял содержать много работников, а поэтому Чарли сам работал над своими фильмами, отбирая актёров, создавая сценарий и, в конце концов, ставя картину. Он проделал колоссальный труд за всю свою жизнь, став легендой киноискусства. И даже с появлением звукового кино он всё равно творил потрясающие шедевры.

Кстати, о звуке. Стоит отметить, что «Великий диктатор» — первая, а значит, и довольно-таки рискованная работа Чарльза Спенсера, в которой потребовалось более серьёзного и внимательного подхода к деталям. Ведь теперь в сценарий вторгается больше диалогов, которые ко всему прочему должны быть смешными и остроумными. Естественно, звуковое кино стало настоящим прогрессом, вот только этот прогресс заставил непривычно потрудиться многим кинематографистам, чтобы снять достойный фильм, где диалоги и музыкальное сопровождение должны как никак гармонично сочетаться. Также было трудно и самому Чаплину. Но как бы это удивительным не казалось, талантливый человек талантлив во всём — даже с «говорящим» кино у него не возникло никаких проблем, и, более того, он с ним породнился. Режиссёр, ну а также великий комик, начал снимать не только последующие картины со звуком, но и озвучивать свои старые работы, которые были «рождены» немыми. Безусловно, Чарли Чаплин оказался стойким человеком под натиском новой киноэры, в которой звук загородил затылком немое кино. И я думаю, что это служит подтверждением того, что «Великий диктатор» оказался на сто процентов удачным и на данный момент является классикой «чаплинской коллекции».

Умение Чаплина затрагивать актуальные даже на сегодняшний день темы со стороны юмора, конечно, поражает и восхищает. Чуть ли не в каждом его фильме, даже если это обычная комедия с набором комических ситуаций и забавных проделок персонажа (а я говорю о Бродяге), так или иначе становится заметной какая-то мысль, которая бывает понятна не сразу, но оставляет глубокий и приятный след в душе, вместе с тем навевая много размышлений, и тем самым побуждая на какие-то действия, можно даже сказать, подвиги. И в этом кроется ценная полезность его картин. В «Великом диктаторе» Чарли задевает тему политики и, что самое важное и проблемное, войны, мировой войны, которая может отнять тысячи и миллионы невинных жизней. Естественно, лента снималась в конце 30-ых, начала 40-ых годов ХХ века, и речь шла в ней именно о Гитлере, о фашистах, евреях и их, мягко говоря, холодных отношениях. Но нюанс и, опять же, комичность фильма кроется в том, что ключевого персонажа, а именно Адольфа Гитлера, исполнял не сам предводитель Третьего рейха, а всеми любимый Чарли Чаплин, которому пришлось сыграть здесь сразу две роли: Аденоида Хинкеля и еврея-цирюльника, такого же нелепого и забавного, как и классический Бродяга. Сразу понятно, что Хинкель — яркий, ироничный, скрывающий добрую насмешку образ Гитлера, а сам знак нацистов «свастиска» заменён в фильме символом из двух крестов. Этим можно сказать, что картина является некой пародией на времена процветания фашистской Германии, и признаюсь, пародия вышла гениальной!

Что же до заглавного героя, то образ доброго парикмахера радует и смешит так же, как если бы это был тот же Бродяга. Но в этом не проявляется минус, потому что минусов здесь просто нет. Напротив, Чаплин исполняет героя с любовью, искренностью, со всем своим талантом, при этом всё-таки отличая центрального персонажа от классического героя «Цирка» и «Огней большого города». Как и сам комик, в фильме цирюльник является евреем. И это уже становится одной из важных и ключевых основ сюжета — Хинкель не любит евреев, он их просто ненавидит, и поэтому его прислужники, фашисты, могут творить беспорядки и наводить страх в маленьком и невинном Гетто, где проживает куча евреев. Там же работает и главный герой, обслуживая своих пациентов. И благодаря этому создаётся некое противопоставление тихой и мирной жизни доброжелательного еврейского цирюльника с жизнью злобного, строгого, вечно ворчащего и при этом нелепого Аденоида Хинкеля, кроющего планы мирового масштаба.

Кроме этого в ленте глубоко затрагивается тоталитаризм и его условия. Главной целью фильма является внушить зрителю всю бесчеловечность и неправильность этого строя, показывая нам, как страдают от него люди, и какими жестокими и эгоистичными становятся её сторонники и основатели. Безусловно, это отвращает и заставляет задуматься над политикой и историей.

Но даже несмотря на всю серьёзность идеи картины, «Великий диктатор» в первую очередь комедия, насыщенная непревзойдённым юмором. Скажу честно, юмор фильма сильно отличается от того, который мы встречаем сейчас и который мы воспринимаем за остроумный. Здесь все шутки построены на необычных, комических, непредсказуемых ситуациях, которые полны иронии и тёплого уюта. Главная насмешка, как уже сказал, проявляется в образе Хинкеля, который оказывается просто нелепым и до уморительности серьёзно настроенным героем, буквально одержимым мыслью о властвовании над всем миром, что смешит ещё больше. Этого, в прочем-то говоря, режиссёр и добивался. И у него это получилось.

10 из 10

«Великий диктатор» — одна из лучших и гениальнейших работ великого Чарли Чаплина, которая отличается тем, что это уже не немое, а звуковое кино. Картина шедевриальна всем, начиная от умной и серьёзной идеи и заканчивая безумно уникальным и редким в современное время юмором, что не удивляет, но до сих пор восхищает.
Оценка 1
Заголовок - Ваше превосходительство, мир жаждет вашего слова.
Текст реценизии Начало было вполне в комедийном духе. Ситуация со снарядом, шоу с гранатой, полет на самолете — после таких ярких моментов затем пришлось увы долго ждать, чтобы повторилось что-то подобное. К сожалению, кроме сценок с походкой от удара сковородкой и монеткой в пудинге ничего близкого по духу не было. Большинство миниатюр вызывало лишь улыбку, да и то не всегда. Военная тема, а именно сатира на лидера фашистов, вышла уж больно правдоподобной.

Получив ранение в первую мировую войну, еврей-цирюльник с не долеченной амнезией возвращается в родной городок. Приступив к работе цирюльника, он узнает, что у власти стоит фанатик-фашист, который держит страну в ежовых рукавицах и ненавидит всех не арийцев и в особенности евреев. Он пытается противостоять сложившейся ситуации, но силы оказываются неравны.

Все-таки Чаплин для меня останется актером немого кино. Все, что здесь он делал молча, под легкое музыкальное сопровождение, воспринималось на ура. Но стоило ему только начать говорить, как пропадал тот неповторимый эффект, что ранее делал Чаплина тем самым Чаплином. Я пробовал отключать звук и ориентироваться только на титры. Знаете, фильм стал восприниматься лучше, словно немое кино, но просмотр фильма в полной тишине очень скоро надоел, так как музыкальное сопровождение в кино это все-таки большое дело.

Понятно, что весь упор ушел в слова и юмор непонятным образом испарился, превратившись в оголтелую сатиру, которую порой вообще, и конкретно в данном случае, очень тяжело видеть. Во многом из-за этого роль диктатора не произвела на меня должного впечатления. А вот его игра цирюльником получилась немного лучше, но тоже не была доведена до определенного максимума. Немые сценки опять же получились хорошо, а разговорные чуть хуже. Можно подумать, что он изначально был нацелен на финальную речь и на протяжении картины он только и делал, что готовился произнести ее, отвлекая зрителя лишь небольшими зарисовками.

Фильм несет в себе глобальную тему и настолько глобальную, что она вытеснила те жанры, которые пытались в фильме раскрыться. Кино больше похоже на послание к людям во всем мире. Послание, такое понятное и доступное, которое мало кто оценил по достоинству тогда, а уж тем более не оценит и теперь. В кино очень просто изменить ход мировой истории, образумив людей пламенной речью. В жизни все намного сложнее.

4 из 10
Оценка 1
Заголовок Драма
Текст реценизии Фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор» вышел в 1940 году. Во время Второй мировой войны зритель смог увидеть отнюдь не смешную пародию на Гитлера, а скорее грустную историю о жизни евреев в еще довоенной Германии.

Итак, в некой стране «Томании» после первой мировой войны к власти приходит агрессивная партия во главе которой стоит Хинкель. И все различие с его прототипом является пожалуй имя. А остальное — мимика, манера произносить речи до боли похожа на настоящего Гитлера.

В то же время в свой дом, после двадцатилетней амнезии, вызванной войной, возвращается еврей-парикмахер, которые ничего не подозревает об изменениях произошедших в стране в связи с приходом новой власти. В его еврейском «гетто» полиция творит абсолютный беспредел: громит лавки, избивает жителей, а люди смиренно терпят происходящее. В своем доме он знакомится с девушкой, которая смело отбивается сковородкой от нападающих и мечтает сбежать в другую страну.

На самом деле фильм получился не о самом диктаторе, а скорее о том, что происходило, когда он оказался у власти. А начались ужасы, которые я не ожидала увидеть в комедии, но с другой стороны как вообще можно было снять чистую комедию о гонениях евреев? Как можно было их высмеивать? — в фильме они были изображены самыми искренними и положительными героями, которые даже в самых неловких ситуациях были показаны мило.

Но в то же время фильм оставил отпечаток Чаплина. Он от души поиздевался над Хинкелем: этот герой падает, микрофоны гнутся от его речей, а девушек он соблазняет забавным рычанием. Тут же и одна из известнейших сцен, а именно, его игра с шариком в форме земли, которую он кокетливо подбрасывает и очаровательно ловит.

Чаплин никогда не скрывал тот факт, что он был противником Гитлера, несмотря на то, что образ бродяги был схож с внешним обликом Гитлера, а их разница в их днях рождениях всего в четыре дня. Гонения на евреев были ему омерзительны, это то, что он не смог оставить без внимания и это было одной из причин того, что фильм вышел в прокат.

Последняя сцена, где герой произносит речь, обращенную ко всем жителями Томании и солдатам, это и есть голос Чаплина, ужаснувшегося тем, что происходило в мире, во время съемки киноленты. Мне хочется закончить его цитатой.

… Мы набрали скорость, но замкнулись в себе: имея машины, которые приносят богатство, мы по-прежнему нуждаемся. Наше знание сделало нас циничными, а наш ум сделался жестким и недобрым. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем: больше чем машины, нам нужна человечность, больше чем ум, нам нужна доброта. Без этих качеств жизнь будет полна насилия, и все будет потеряно.

7 из 10
Оценка 1
Заголовок «Великий» фильм.
Текст реценизии Честно говоря, вначале просмотра становится как-то немного скучно и не по себе, т. к. начинаешь думать, что перед тобой очередной «политический» фильм. Но это впечатление исчезает при дальнейшем просмотре, а в конце фильма вообще понимаешь, что Чаплин создал действительно шедевр.

Да, конечно, здесь главной темой является политика, но как она представлена… Чаплин показывает проблемы не только нацисткой Германии (хотя, надо сказать, о Германии в фильме нет ни слова — везде вымышленные имена, но, правда, с намёком) с её жестокостью, но и то, что с похожими проблемами сталкиваются и многие другие государства (вспомнить хотя бы второго диктатора, приехавшего к Хинкелю в страну). Чаплина-комика (как в немых фильмах) здесь не так много, но всё же забавные моменты присутствуют, например «стрижка под музыку» или застрявшая ручка в чернильнице.

Да и вообще, так называемый диктатор показан в фильме как достаточно слабый и довольно-таки неуклюжий человек. Неизгладимое впечатление производит финальная речь парикмахера, хоть она и достаточно банальна (про мир во всё м мире и т. п.). Глупо, конечно, но она (эта речь) актуальна и сейчас. Да и вообще, в этом фильме много так называемых сцен с подтекстом. И может «Великого диктатора» и не захочется пересматривать второй раз, но суть его наверняка запомнится на всю оставшуюся жизнь, как «Евгений Онегин» Пушкина или «Преступление и наказание» Достоевского.

В общем, фильм не такой милый, беззаботный и добрый, как предыдущие немые фильмы Чаплина, но, безусловно, достоин просмотра, так в нём есть много чего «умного».

10 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Очень смелое произведение. В самый разгар, рассвет фашизма, Чаплин выпускает жестокую иронию не только на самого Гитлера, но и на весь его строй и убеждения. Я где-то слышал, что Гитлер смотрел этот фильм — интересно, что он сказал после просмотра.

Вообще, все-таки, иронизировать надо тоже в меру. Я, например, не считаю, что стоило показывать жизнь в гетто и концлагере в таком комедийном фильме. Все-таки там творился ужас, и иронизировать на эту тему несколько негуманно.

Для меня, это однозначно не самая лучшая картина от Чаплина. Если сравнивать с немыми «Огнями большого города» и «Малышом», то этот фильм здорово проигрывает. Наверное, потому, что здесь на первом месте политические мысли, а в тех картинах, более близкие мне человеческие. Хотя, финальный монолог героя Чаплина в этой ленте тоже говорит о доброте и человечности, но все-таки в политическом контексте.

На удивление, я поставлю этому фильму не очень высокую оценку, ибо другие работы Чарли в сто миллионов раз лучше.
Оценка 3
Заголовок Самый печальный фильм на свете
Текст реценизии Что могли знать американцы в 1938-1940 годах про Гитлера, Третий рейх, и гетто ? Но как же глубоко Чарльз Чаплин вник в суть явления диктатуры, пусть даже имея отдаленное представление о конкретном человеке Гитлере и конкретной ситуации в Германии. Как тонко он подметил цели, средства диктатора, а так же их абсурдность. Его диктатор, он одновременно и глуп и умен, и яркая личность и серая посредственность, и бесчувственен, как хищная птица(не типично для Чаплина), и чувствителен, как Нерон, человек-загадка, человек-маньяк. Что у него на уме-не поймеш ни разу, но мы точно понимаем, что он хочет что-то очень-очень плохое, он сеет хаос. Любитель клубники со сливками, любитель подбрасывать воздушную планету своей попой под тихую музыку апокалипсиса, он страшен тем больше, чем карикатурнее, потому что списан с реального человека.

Игрушечное гетто, игрушечные штурмовики, игрушечный диктатор, они навевают глубокую печаль, и связывающий это все маленький копошащийся цирюльник, беззащитный, но все еще живой вызывает печаль еще большую. Что его ждет дальше в этом игрушечном мире? Каждое новое слово маленького бродяжки в эпилоге игрушечного фильма соответствует все большему злу, происходящему в настоящем мире после этих событий. Вторая мировая война только начиналась, и все самое худшее было еще впереди…

4 из 10
Оценка 2
Заголовок Было бы смешно, если бы не было так серьёзно.
Текст реценизии Не впечатлился.

В первую очередь осталось не понятным сам посыл фильма.

Высмеять Гитлера? Ну эт получилось не плохо. Только это не помешало ему и дальше захватывать страны Европы, и одобрять уничтожение неарийцев.

Сказать тоталитаризм плохо? Для нас, людей более современных, такая пропаганда уже не новость. Даже если учитывать что говорил он скорее о коммунизме, мы то знаем, куда чаще всего ведет такая тропинка…

Совершенно осталось не понятным, как повернулась рука использовать сюжетную линию с гетто? На экране это выставлено чуть ли ни как шоу бени хила(что забавно чуть более, чем полностью — любимым комиком Чаплина в последние годы его жизни был британец Бенни Хилл), где все друг за другом бегают. Такое изображение начала трагедии целой нации — плевок в сторону первых жертв нацистских репрессий и издевательств. Причём легкая-легкая форма драматизма была запечатленный только ближе к концу. И это только маленькая капля в море всего то что начинало творится ещё с января 1933, в первый период холокоста. Концлагерь — просто арена для прогулок, чтобы потом лечь спать, энергично скидывая ботинки. Это слишком серьёзная тема, чтобы таким образом это изображать.

Речь в конце, я почти не слушал. Слишком политично, слишком утрированно и слащаво… Удивительно, но эта речь, часто интерпретируется критиками как выражение собственных взглядов Чаплина. Не удивительно что такая свобода любимая речь и фильм «Месье Верду», стали повод в обвинениях Чаплина в связях с коммунизмом и его агитацией.

Но что оправдывает Чаплина лично в моих глазах, это то что в своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».

В общем лично для меня получилось не понятно что. Нидокомедия, нидодрамма, нидополитический фильм.

А может просто начитавшись Ремарка и «Тёмной комнаты» не можешь с юмором относится к событиям происходящим в Германии и за её пределами в период прихода к власти Третьего рейха.

4 из 10