Ватерлоо (1970)

(1970) 18+


О фильме

Масштабный исторический фильм, основное содержание которого сводится к событиям, предшествующим сражению при Ватерлоо, и самому сражению.

Подробная информация

Слоган Waterloo.The battle that changed the face of the world.
Страна Италия, СССР
Жанр военный, драма, история, боевик
Бюджет $25 000 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 26 октября 1970
Премьера в России
Релиз на DVD 20 ноября 2012, «Энио-Фильм»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA нет возрастных ограничений
mpaa G
Время 128 мин. / 02:08
Рейтинг Кинопоиска 8.015 / 447
Рейтинг IMDB 7.10 / 3 944
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса В фильме в массовых сценах были заняты пятнадцать тысяч советских солдат, изображавших пехотные подразделения, и ещё две тысячи кавалеристов, изображавших казачьи кавалерийские части.
В главных ролях Род Стайгер, Иво Гаррани, Джанни Гарко, Кристофер Пламмер, Джек Хоукинс, Дэн О’Херлихи, Орсон Уэллс, Вирджиния МакКенна, Руперт Дейвис, Филипп Форке
Роли дублировали
Режиссер Сергей Бондарчук
Сценарий Х.А.Л. Крэйг, Сергей Бондарчук, Витторио Боничелли
Продюсер Дино Де Лаурентис, Ричард С. Мейер, Том Карлайл
Композитор Нино Рота
Художник Фердинандо Джованнони, Кен Маглстон, Семен Валюшок
Монтаж Ричард С. Мейер
Оператор Армандо Наннуцци
Участники съемочного процесса Х.А.Л. Крэйг, Род Стайгер, Иво Гаррани, Дино Де Лаурентис, Орсо Мария Гуэррини, Франко Фантазия, Ян Янакиев, Паул Буткевич, Владимир Бутенко, Валентинс Скулме, Майкл Уайлдинг, Андреа Эстерхази, Джанни Гарко, Марио Гарбулья, Фердинандо Джованнони, Кристофер Пламмер, Джек Хоукинс, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Виктор Мурганов, Лев Поляков, Борис Молчанов, Владимир Левченко, Георгий Рыбаков, Дэн О’Херлихи, Уго Периколи, Теренс Александр, Ричард Хеффер, Игорь Ясулович, Орсон Уэллс, Олег Видов, Александр Пархоменко, Андреа Кекки, Евгений Самойлов, Родольфо Лоди, Аллан Элледж, Ланфранко Чеккарелли, Ричард С. Мейер, Джефри Уикэм, Армандо Боттин, Andrea Dosne, Витторио Боничелли, Нино Рота, Уильям Слэйтер, Félix Eynas, Донал Доннелли, Иван Миланов, Олег Михайлов, Джон Сэвидент, Сьюзэн Вуд, Валентин Коваль, Чарльз Борромел, Вирджиния МакКенна, Геннадий Юдин, Филиппо Перего, Джулиано Раффаелли, Андрей Юренев, Мария Де Маттеи, Альдо Чеккони, Том Карлайл, Орацио Орландо, А. Маняльщиков, Руперт Дейвис, Кен Маглстон, Серго Закариадзе, Рино Беллини, Колин Уотсон, Массимо Делла Торре, Серджо Тестори, Giorgio Sciolette, Армандо Наннуцци, Василий Плаксин, Жан Луис, Владимир Дружников, Карл Лиепинск, Питер Дейвис, Вероника Де Лаурентиис, Камилло Анджелини-Рота, Антонио Анелли, Эдриан Брайн, Семен Валюшок, Филипп Форке, Пьетро Чеккарелли, Изабелла Албонико, Шарль Мийо, Иан Огилви, Гульельмо Амброси, Аттилио Северини, Роджер Грин, Гуидарино Гуиди, Эмилио Д’Андрия, Ростислав Янковский, Уиллоби Грей, Василий Ливанов, Вацловас Бледис

Премии фильма

  • Британская академия, 1971 год (uk) - Лучшая работа оператора

Страны производства фильма

  • Великобритания (26 октября 1970) - 0
  • Германия (ФРГ) (28 октября 1970) - 0
  • Франция (28 октября 1970) - 0
  • Италия (29 октября 1970) - 0
  • Австрия (Ноябрь 1970) - 0
  • Швеция (6 ноября 1970) - 0
  • Португалия (18 декабря 1970) - 0
  • Япония (19 декабря 1970) - 0
  • Финляндия (22 января 1971) - 0
  • США (31 марта 1971) - 0
  • Германия (ГДР) (24 марта 1972) - 0
  • Венгрия (11 мая 1972) - 0
  • Турция (Октябрь 1972) - 0
  • Филиппины (11 декабря 1975) - 0
  • Канада (15 сентября 1977) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1810-е, 1815 год, Англичанин, Безвыходное положение, Белый флаг, Бельгия, Битва на мечах, Битва рука об руку, Блокбастер, Бой, Британская армия, Британский солдат, Британский флаг, Ватерлоо, Винтовка, Военный ветеран, Всадник, Вызов, Генерал, Герой, Герой войны, Грязь, Дождь, Известная мелодия в фильме, Император, Кавалерийская атака, Кампания, Кассовый провал, Конец войны, Крутой парень, Лагерь, Лестница, Лошадь, Марш, Мертвые дети, Местоположение в оригинальном названии, Меч, Мушкет, Нападение, Наполеон, Наполеон Бонапарт, Наполеоновские войны, Нож, Оригинальное название из одного слова, Патриот, Перемирие, Перестрелка, Пехота, Пистолет, Побег, Победа, Поле боя, Помолвленная пара, Поражение, Последний рубеж, Поцелуй, Пруссак, Пруссия, Пушка, Резня, Ремейк, Сабля, Свинья, Сдача, Сложение полномочий, Соединенное королевство, Сожаление, Сражение, Стрельба, Судьба, Сцена стрельбы, Танец, Телескоп, Удар оружием, Удар штыком, Фехтовальщик, Финальная битва, Флаг, Форт, Француз, Французская армия, Французский солдат, Штык, Эпик

Рецензии пользователей

Оценка 3
Заголовок Шедевр военно-исторического кино
Текст реценизии Один из лучших фильмов Сергея Бондарчука. Масштабность батальных сцен удачно сочетаются здесь с филигранной игрой Стайгера и Пламмера, убедительно воссоздавших образы двух главных антиподов, Наполеона и Блюхера. Увы, где-то на периферии остался Блюхер, без которого Веллингтон, несомненно, проиграл бы сражение. Но это — претензия не к режиссеру, а, скорее, к сценаристам.

Раздражает также, что этот советско-итальянский фильм не имеет нормального дубляжа (а ведь в СССР была потрясающая школа дубляжа!): все герои — и Наполеон, и Ней, Людовик 18 — говорят исключительно по-английски, что нарушает эффект правдоподобия. Закадровый перевод Бондарчука звучит как-то искусственно и однообразно… Но несмотря на эти минусы, «Ватерлоо» остается непревзойденным шедевром — в рамках батального жанра. В наши постные времена появление подобных фильмов, увы, невозможно: ни в России, ни в США, ни где бы то ни было…
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Фильм производит огромное впечатление после его просмотра, я считаю, что это наиболее самый правдоподобный фильм про сражение Наполеона и его армии на Ватерлоо. Этот фильм примечателен ещё и тем, что в него был вложен огромный бюджет, при таких продюсерах как, например, Дино Де Лаурентиис.

Хотел бы ещё похвалить музыку в этом фильме, Нино Рота справился с этим безупречно, а роль Наполеона в исполнении Рода Стайгера сыграна мастерски. Фильм получился на славу, недаром сам режиссёр Стэнли Кубрик, который тоже собирался ставить фильм про Наполеона и про Ватерлоо, и который даже сам готовил для этого сценарий, когда увидел этот фильм Бондарчука, то порвал свой почти законченный, написанный сценарий про Ватерлоо признав, что его опередили и сделали фильм, который он тоже хотел поставить!

P.S: Из всего этого я делаю вывод, что этот фильм, поставленный Сергеем Бондарчуком, настолько поразивший меня, но и не только меня, но даже и самого Мастера Кино Стэнли Кубрика, и тут я могу признать — этот фильм шедевр того времени, который ничем не уступает другим эпохальным историческим фильмам!

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Фильм, аналога которому нет до сих пор…
Текст реценизии «Waterloo.The battle that changed the face of the world.»

("Ватерлоо. Битва, изменившая лицо мира.»)

Фильм, так поразивший в свое время зрителей, к сожалению, так не популярен сейчас…

При просмотре фильма получил колоссальное удовольствие. Особенно меня, человека, живущего в XXI веке, как ни странно, поразило то, как была воссоздана битва. Ничего подобного я даже в современных фильмах о войнах (300 спартанцев, Троя, 9 — я рота) не видел. Все поставленно именно так, как оно и должно быть. Потрачено очень много пиротехники, и, к счастью, не зря. Самым красивым и натуральным был дым, который устилал все поле, разъедал глаза воинам и взлетал в небо…

Но хватит о простом. Копнем глубже…

Игра актеров меня просто поразила. Особенно хорошо сыграл свою роль Род Стайгер (в роли Наполеона Бонапарта). Все эмоции на лице Наполеона были настолько натуральными, что зритель начинает верить во все происходящее. Если Наполеон смеётся, то и ты смеешься вместе с ним, а если грустит и сожалеет, то ты тоже начинаешь грустить. Становится настолько жалко Наполеона, что в некоторых местах фильма я с трудом сдерживался от слез…

Другие актеры имели менее яркую роль, чем Наполеон, но все равно они играют свои роли прекрасно. Особенно отличился Кристофер Пламмер. Он очень хорошо сыграл роль Веллингтона, безжалостного офицера, который не ценит жизнь своих солдат. Мне очень понравилось, как было сыграно то, как Веллингтон внутренне меняется во время битвы. Сначала Веллингтон — это бессердечный негодяй, но когда он видит, как солдаты, не щадя своих жизней, борются за родину, он сильно меняется. В конце битвы он даже скажет знаменитую фразу: «Мы победили, но никогда победа не была так горька, как сейчас…».

Но нельзя и упомянуть и режиссера. Если бы не гений Сергея Бондарчука, то фильм бы просто не получился. Актеры бы просто не сыграли в фильме, если бы не он. Так что все заслуги актеров принадлежат еще и Бондарчуку.

В фильме заложено множество идей, одна из них — как ужасна война. Мне кажется, что эту идею очень хорошо показали, вложив её в уста английского гвардейца. Это предало этой идее внушительности, и она глубоко вошла в душу зрителей…

В общем, фильм просто блестящий.

10 из 10 — эту оценку без малейших сомнений я присваиваю этому фильму
Оценка 1
Заголовок Лучший батальный фильм синематографа
Текст реценизии Можно долго расписывать достоинства этого фильма, но не стану. Скажу гораздо проще. Фильм — шедевр! Бондарчук — гений!

За сорок лет с момента его создания не было снято ничего подобного! Растущие как на дрожжах бюджеты картин, невероятные возможности компьютеров не приблизили ни один фильм и на миллиметр к ленте Бондарчука! Сцены сражений в Трое, зоо спартанцах, Александре (да и, конечно, драматизм) с работой Бондарчука даже нельзя пытаться сравнивать. Какое-то подобие можно увидеть в Гладиаторе и Храбром сердце, но только подобие.

Единственный совет зрителю: смотреть надо только в авторском одноголосом переводе самого Сергея Бондарчука, ибо существующий многоголосый перевод сделан безобразно и полностью искажает смысл фильма! И, естественно, чем больше экран, тем лучше.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок «Не брать никого в плен!!! Я лично пристрелю того, в ком увижу жалость!!!»
Текст реценизии Картина Сергея Бондарчука произвела на меня впечатление и открыла новые грани в кинематографе прошлого века …

Человеку знающему историю не нужно объяснять слово Ватерлоо. Битва под этим городком изменила ход истории, рушила надежды либералов и тешила самолюбие консервативной Европы, там, на поле сражения, лучи славы обогрели многих, в том числе и посмертно, кто-то боролся за родину, а кто-то ДУМАЛ, что боролся за родину …

Итак, Наполеон возвращается из «почётной» ссылки спустя 10 месяцев после её начала, его победное шествие начинается: гарнизоны, армии и весь народ приветствует своего императора, начинается отсчёт к решающей схватке с давнишним врагом Наполеона — Веллингтоном.

Фильм поражает своей энергией и массовостью, когда смотришь его, кажется, что актёры лично принимали участие в той бойне, так они хорошо сыграли. Создатели очень мудро поступили, когда окрасили фильм нейтральной краской, тем самым зрителю предоставляется выбор какой стороне сочувствовать. Лично я был на стороне проигравшего.

Больше всего нервы накаляются, когда начинается битва, удача переходит от одного полководца к другому, страшно смотреть сколько погибших солдат лежит на поле брани, кто-то из военачальников остаётся верным тактике, кто-то рвётся в бой в порыве эмоций, и тех и других не щадит смерть, непредсказуемая и страшная. Но никто не сдаётся, все бьются из последних сил …

9 из 10
Оценка 2
Заголовок Когда пришёл Наполеон…
Текст реценизии После мирового триумфа «Войны и мира» Сергей Бондарчук попал в поле зрения западного кинематографа. Итальянский продюсер Дино ди Лаурентис предложил советскому режиссёру кооп-продукцию. Притом заманчивую: сделать фильм о последней битве Наполеона и его Ста Днях. С коммерческой точки зрения, проект выигрышный: на волне популярности «Войны и мира» практически сиквел будет принят на ура.

Есть и другой момент, но о нём позже.

Итак, Бондарчук приглашение принял (ещё бы!) и приступил к реализации. Казалось бы, бомба.

Но — бомба ли?

Фокус в том, что сами по себе масштабные костюмные фильмы для западного кино диковинкой не были (у них и самих существовали «Бен Гур», «10 заповедей», «Унесённые ветром», имя им легион). Оскароносная картина Бондарчука перекрыла все эти вещи не только рекордным количеством массовки, но и новым смыслом. Баталии в «Войне и мире» были вплетены в общую концепцию, которая воплощала на экране мысль Толстого — мысль народную. Что же мы видим в «Ватерлоо»?

Всю грандиозную историю падения Бонапарта, всю хитрую паутину европейских интриг, всю россыпь неповторимых персоналий того времени Бондарчук скукоживает в поединок двух людей — Наполеона и герцога Артура Веллингтона. Остальные герои сдвинуты на второй план, а некоторые страны-участницы политики (например, Россия) вообще в фильме не упоминаются. Весьма важный для баталии при Ватерлоо командующий прусской армией Гебхард Блюхер появляется всего в паре эпизодов, да и то в виде какого-то дурачка.

А всё потому что «Ватерлоо» — это не фильм-хроника. Хроника предполагает достоверность и беспристрастность. Нет! У картины Бондарчука есть вполне конкретная цель — возвеличить Англию. Как поданы заявленные противники — Бонапарт и Веллингтон? Камера фиксирует каждую жировую складку на лице Наполеона, показывает крупным планом его слезящиеся глаза, сам полководец постоянно то в пыли, то под дождём, а то и в собственном поту. Веллингтон, напротив, на людях появляется с наведённым марафетом, улыбается в камеру, сыплет остротами, пляшет на балах. Пляска на балах, заметим на полях, является неистребимым для подобных проектов приёмом внушения симпатии к героям — тем же неуклюжим макаром в «Адмирале» утепляли образ Колчака.

Разумеется, создатели «Ватерлоо» играли не только на внешней фактуре, но и на характерах. Наполеон у них — алчущий славы монстр, губящий своими амбициями Францию. Веллингтон же — идеальный джентльмен, плюющийся пафосными фразами о воинском долге, но и способный восхититься мужеством врага.

Между тем, рассказываемая история очень некрасива. Пение славы странам Европы, которые, объединившись, затоптали изодранную бесконечными войнами Францию и лишили её будущего — занятие ещё более некрасивое.

Безусловно, лучшая часть фильма — батальные сцены. Но даже они — всего лишь повторение пройденного в «Войне и мире». И самое страшное: для Бондарчука это шаг назад. В предыдущей своей работе он и экран разделял, и ч/б в цвет превращал — пользовался самыми дерзкими спецэффектами. В «Ватерлоо» мы увидим всё тот же незатейливый стандартный набор приёмчиков, которым обладали фильмы «большого стиля» ещё в 1950-е.

«Ватерлоо» имел успех. И вот тут мы встречаем обратную сторону замыслов западных киноделяг. Они приобрели фильм, мы потеряли Бондарчука. Единожды вкусив мировой славы, Сергей Фёдорович посвятил весь остаток своей жизни погоне за кооп-продукциями. Он уже не мог остановиться, делая друг за другом «Красные колокола», «Бориса Годунова», «Тихий Дон» — заметим, качество картин падает на глазах.

Не будь «Ватерлоо» — кто его знает, что бы ещё снял этот человек? Но история не знает сослагательного наклонения — как и в случае со Ста Днями Бонапарта.