Раба любви (1975)

(1975) 18+


О фильме

Из занятой большевиками Москвы уезжает в Крым на съемки звезда немого кино Ольга Вознесенская. Она остро переживает крушение старого мира, стоит перед мучительным выбором: принять перемены или бежать от них. Быть может, спасением для знаменитой актрисы окажется любовь?..

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр драма, комедия, мелодрама
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 21 января 1977
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 94 мин. / 01:34
Рейтинг Кинопоиска 7.827 / 1504
Рейтинг IMDB 6.80 / 700
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса В одной сцене Потоцкий демонстрирует Вознесенской тайно отснятый им материал о массовых убийствах белогвардейцами крестьян, отказавшихся сотрудничать с контрразведкой. На экране появляется женщина, потерявшаю всю семью. В последнее время эти кадры периодически фигуририровали на телевидении, в контексте передач, посвященных теме голода, разразившегося в начале 30-х годов двадцатого века в СССР.
Финальная сцена, где Вознесенская говорит «господа, вы звери», была переозвучена по идеологическим соображениям: изначально Вознесенская говорила «господа, я не с ними, я с вами».
В главных ролях Олег Басилашвили, Вера Кузнецова, Никита Михалков, Михаил Чигарев, Елена Соловей, Александр Калягин, Виктор Комиссаров, Николай Пастухов, Родион Нахапетов, Константин Григорьев
Роли дублировали
Режиссер Никита Михалков
Сценарий Фридрих Горенштейн, Андрей Кончаловский
Композитор Эдуард Артемьев
Художник Алина Будникова, Александр Адабашьян, Александр Самулекин
Монтаж Людмила Елян
Директор фильма Татьяна Жигаева
Оператор Павел Лебешев
Участники съемочного процесса Олег Басилашвили, Эдуард Артемьев, Инна Ульянова, Вера Кузнецова, Павел Лебешев, Никита Михалков, Николай Юдин, Евгений Марков, Михаил Чигарев, Вадим Вилски, Елена Соловей, Александр Калягин, Юрий Богатырев, Виктор Комиссаров, Татьяна Жигаева, Николай Пастухов, Борис Галкин, Алина Будникова, Родион Нахапетов, Сергей Савченко, Фридрих Горенштейн, Константин Григорьев, Евгений Стеблов, Готлиб Ронинсон, Людмила Елян, Александр Адабашьян, Анатолий Падука, Андрей Кончаловский, Александр Самулекин

Страны производства фильма

  • СССР (Сентябрь 1976) - 11
  • Германия (ГДР) (21 января 1977) - 0
  • Венгрия (3 ноября 1977) - 0
  • Финляндия (4 ноября 1977) - 0
  • США (14 августа 1978) - 0
  • Швеция (3 декабря 1979) - 0
  • Италия (1980) - 0
  • Португалия (3 июля 1986) - 0
  • Германия (ФРГ) (2 июля 1987) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1910-е, Актер, Актриса, Арест, Большевик, Гражданская война в России, Довоенная пора, Дождь, Железнодорожная станция, Засада, Звезда кино, Зверство, Казнь, Кинопроизводство, Контрабанда, Красная армия, Крым, Курение сигарет, Любовь, Одесса, Украина, Певец, Пение, Песня, Пианино, Пианист, Писатель, Пляж, Поезд, Революционер, Революция, Режиссёр, Резня, Россия, Русская революция, Русский, Русский солдат, Рыбалка, Садист, Смерть, Создание фильма, Стрельба, Трагическое событие, Трамвай, Туман, Убийство, Фильм внутри фильма, Фотография, Фоторепортёр, Шарф, Эксцентричный

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Страна которую мы потеряли
Текст реценизии Фильм реквием под гениальную музыку Эдуарда Артемьева, фильм о России которой уже никогда не будет, а главное не будет тех очаровательных людей которые показаны в картине, они понимают, что стали лишними в этой стране, их дни сочтены, их работа не нужна, но старательно прячутся от своих мыслей и продолжают снимать свою «фильму».

Понимает это и контрразведчик капитан Федотов, в отличии от главных героев он осознает весь ужас надвигающейся катастрофы и видит глубину той бездны в которую скатывается страна, видит собственное бессилие в борьбе с большевиками, но продолжает так же старательно выполнять свой долг.

В финале фильма когда трамвай увозящий Ольгу Вознесенскую скрывается в тумане, мы видим не трамвай, а скрывающуюся в тумане Россию, страну которую мы потеряли.

Снимая подобную картину в 1977 году, нельзя было не обойтись без реверанса в сторону Советской власти, но в фильме явно прослеживается симпатия и любовь Никиты Михалкова к дореволюционной России и людям ушедшей эпохи.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Раба эпохи
Текст реценизии Вторая работа Михалкова после психологического вестерна «Свой среди чужих, чужой среди своих» закрепила статус Никиты Сергеевича как одного из лучших режиссеров страны. В наше время стало очень модно критиковать личность и творчество Михалкова. Настоящая травля, по крайней мере в интернете, набрала невиданные обороты. Не буду говорить своё «да» или «нет», думаю время всех рассудит и расставит точки.

Но покажите мне того, кто способен сказать, что «Раба любви» — это фильм, например, неудачный? Да я плюну ему в лицо, а когда придет время, после его смерти еще и надругаюсь над трупом. Нет, серьезно. Разве что человеку, который не испытывает никаких эмоций и прибывает в состоянии апатии, может не понравиться этот фильм.

Музыкальное сопровождение «Рабы любви», написанное Эдуардом Артемьевым, одно из самых нежных и красивых в его творчестве. Такую музыку я называю «плач души». Когда во время прослушивания возникают ассоциации с теми или иными ситуациями из жизни, знакомыми людьми. Когда под ноты действительно хочется плакать. Сам Артемьев, в одном из своих интервью, говорил что саундтрек к фильму дался ему на удивление легко. Мотив буквально сразу пришел в голову.

Актерский состав показывает такую игру, которая может заставить вздрогнуть от происходящих событий. Чего только стоит Калягин со своим персонажем, который «все ест и ест, а ему худеть надо». Или Басилашвили с блистательным диалогом на тему «Средней полосы России». Но по справедливости главная звезда конечно же Елена Соловей, которая воплотила образ этакой мученицы, заложницы времени, которая не может поверить в то, что её страны и образа жизни больше нет.

Единственным камнем преткновения в моей оценке фильма является его идеологическая сторона. Хотя понятно что в 1975 году по-другому никак и нельзя было снять. И что самое удивительное, в повествовании я воспринимал все наоборот. Например Федотов, мне казался как раз таки стопроцентным большевиком, а не белым контрразведчиком. Что режиссер выражает грусть по безвозвратно ушедшим дням царской России, а не радость от наступления «светлого будущего». Скорее всего причиной этого является моя личная оценка исторических событий.

9 из 10

Незабываемые впечатления.
Оценка 1
Заголовок Ушедшая натура
Текст реценизии Не знаю даже какой из ранних фильмов Никиты Михалкова я люблю больше — кажется все те, что до нулевых.

«Раба любви» словно глоток чистой воды. Соловей-Вознесенская с ее огромными подведенными глазами полные дореволюционной печали, ее газовые тюрбаны и шляпки, тоска то ли по Москве, то ли по Парижу. Или Нахапетов, его герой вызывает искреннюю симпатию. Калягин в роли Калягина — «Есть хочется. Худеть хочется. Всё хочется..», очень красивый Евгений Стеблов — «А ведь у меня был такой красивый баритон, но — простудился… пришел в кино…»

Федотов, отрицательный персонаж, хотя тоже по-своему несчастен. Несчастны там все — режиссер, который знает что былого не вернуть, и то что делает, никому по сути не нужно, несчастен «продюсер» Савва потому что не катастрофически хватает пленки на снимаемый бред, страдает Ольга, потому что ее партнер Максаков все никак не приезжает. И если Вознесенская поначалу кажется зрителю ходячей шляпной коробкой с розовыми мечтами, то после становится заметно какая же она ранимая и замечательная. И как хрупка.

Самое прекрасное в картине — ее шероховатости. «Раба любви» не образец выхолощенной исторической драмы. Это скорее ноктюрн, легкая игра и щемящая тоска режиссера по ушедшей натуре.

Спасибо гениальным Лебешову и Артемьеву за их потрясающую работу. Свет и музыка…

Фильм который я люблю всем сердцем.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Печально…
Текст реценизии В тысячу первый раз посмотрел и очередной раз пришёл к выводу, что фильм гениальный. Лучше него у Михалкова разве что Пианино.

Что можно сказать о фильме? Это как о близком человеке, и сказать нечего, а про малознакомого наоборот наговоришь с три короба. Столько раз смотрено. Даже и не помню сколько. Все слова сказаны в киноклубе «Контакт» в г. Грозном, а ведь это было столько лет назад. Где тот клуб, где тот Грозный, где та грозненская интеллигенция…

Но тем не менее вот что подумалось. Повторю вопрос из самого фильма: Можно ли снимать кино в воюющей стране? Действительно, можно? Вот есть мнение, что Первая и Вторая мировые войны- это одна война с перерывом. А у нас? Продолжающаяся Кавказская война: вчера вечером вот уже и Нальчик. Да и остальное тлеет.

А Гражданская что ли закончилась? Ведь проблемы то все те же: крестьяне всё ещё без земли, пролетариат всё с теми же цепями.

А потому вопрос всё так же актуален. Потому и получается, что не воткнув палец в рану, можно лишь о любви. Раба любви, Пианино… И чем дальше от нас исторически, тем лучше. Но вечно про дворянские гнёзда ведь не будешь снимать…

Но даже и снимая о любви и из прошлого можно ненароком кого-нибудь задеть. Федотов Николай Николаевич, Федот да не тот, вам никого не напоминает? Особенно фразочки: «А вот что снимать -это буду решать я!»

Или это убийство на площади. Ну какой в этом смысл? В занятом ещё городе начинать окружать площадь ротой солдат??? Это же не Шамиль Басаев! Подошли бы на съёмках и в затылок. Или в гостиничном номере, если хотелось скрытно. А так, демонстративно… Нет, это явно из наших времён. Примеров масса.

Или уезжающая Соловей со словами: «Вы звери!» Действительно, уехала во время Путча, и возможно с этими же словами.

А потом кино закончилось. И не только для Михалкова. Сразу несколько спеклись. Талант слишком яркий, чтобы лепетать невнятное. А честно и не скажешь. Об этом тоже, кстати, в этом же фильме говорит герой Нахапетова про друга, который снял честное кино.

Так и мерещится, что выползет в Ютюбе какая-нибудь васильева и скажет, что это не Никита Сергеевич снимал тот ужас последних лет, не его это рука, почерк. Это приносили коробки из мосфильма, или мосгорсуда, и он их, страдая, монтировал и подписывал…

Печально.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Смотрю этот фильм снова и снова и каждый раз получаю тот душевный подъем и вдохновение, которое бывает только от шедевров! В картине все гармонично и на высшем уровне: и сами актеры (все звезды советского кино), и их игра, и сценарий (сюжетная линия разворачивается на фоне трагичных событий гражданской войны), а музыка завораживает! Эдуард Артемьев — просто гений!

Рассказывать фильм бесполезно, то же самое, что перессказывать стихотворение. Ее необходимо смотреть и погружаться в необыкновенную атмосферу изысканности, нежности и невозвратно уходящую красоту жизни. Той самой хрустальной жизни дворянства, которая рушится на их глазах…

Финальне слова Ольги говорят, что и она оторвана от привычной богемной жизни. Судьба не щадит и ее, забирая любимого и унося в безвестность будущности…
Оценка 3
Заголовок По сути шедевр, но..
Текст реценизии Недавно пересмотрел «Рабу Любви» на DVD. До этого смотрел давно, лет 8 назад, и впечатления стёрлись. Великолепный фильм! Игра Е. Соловей завораживает, атмосфера конца Гражданской войны на юге России.. Что коробило: большевистская идеология — сейчас-то уже известно, что именно большевики спровоцировали голод, разруху в деревне, выдавливая так назыв. «кулака» как класс, изымали церковные ценности, грабили, жгли церкви, убивали священников.. Плюс гротескное изображение актёров, снимавших «фильму» — такие милые, придурковатые личности.. Абсолютно ненужные, пустые — с точки зрения революционеров. Контрразведчик Федотов вышел таким зловещим, это правда.. Тоже излишне утрированным.. бутафорским злодеем. Санитар общества, согласен. Ведь если разобраться, чем он занимался? Делом. Методично и жестоко истреблял всех этих революционеров-романтиков, Федотов — при всей его жестокости — отлично понимал, ЧТО несут русскому обществу эти революционеры-романтики. Фильм снят безупречно, можно было б поставить 10 баллов, если бы не БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ, лежащая в основе. Но.. время было такое. На дворе стоял 1975 год. Казалось, режим силён как никогда.. Кто знал, что уже через каких-то 15 лет система начнёт трещать по всем швам..