Пусть начнется праздник (1975)

Que la fête commence... (1975) 18+


О фильме

Действие происходит в 1719 году, в предреволюционной Франции, спустя четыре года после смерти Людовика XIV, когда страной фактически правил Филипп Орлеанский, являвшийся регентом при малолетнем Людовике XV. Гуманный регент старается обеспечить своим подданным достойную жизнь и предотвратить восстание крестьян, но он понимает, что не имеет реальной королевской власти. Он пытается заручиться поддержкой священника, но тот заботится только о себе. Регент тяжело переживает смерть своей полубезумной дочери, в инцестной связи с которой его подозревали. Обязанность отдать приказ о казни группы революционеров также приводит его в шок. И только женщины — его слабость — доставляют Филиппу неизменную радость.

Подробная информация

Слоган
Страна Франция
Жанр военный, драма, история
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 23 марта 1975
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA
mpaa
Время 114 мин. / 01:54
Рейтинг Кинопоиска 7.296 / 27
Рейтинг IMDB 6.80 / 594
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Филипп Нуаре, Кристин Паскаль, Жан-Пьер Марьель, Мишель Бон, Франсуа Дирек, Альфред Адам, Жан-Роже Коссимон, Жан Рошфор, Жерар Дезарт, Моник Шометт
Роли дублировали
Режиссер Бертран Тавернье
Сценарий Бертран Тавернье, Жан Оранш
Продюсер Ив Робер, Мишель де Брока
Композитор Антуан Дюамель, Филипп Орлеанский
Художник Пьер Гюффруа, Жаклин Моро
Монтаж Арман Псенни
Оператор Пьер-Вильям Гленн
Участники съемочного процесса Жан-Поль Фарре, Пьер-Вильям Гленн, Jean Le Mouël, Жерар Жюньо, Бертран Тавернье, Макс Морел, Антуан Дюамель, Майкл Пауэлл, Кристиан Клавье, Мишель Блан, Тьерри Лермитт, Андре Таинси, Жорж Рикие, Мари-Джо Сименон, Софи Жани, Yvon Cousquer, Филипп Нуаре, Раймон Жирар, Морис Жакмон, Кристин Паскаль, Жан-Пьер Марьель, Моник Лежён, Клод Фурлан, Мишель Бон, Колетт Пруст, Филипп Орлеанский, Жан-Поль Пурье, Брижит Роюан, Бернадетт Ле Саше, Ив Робер, Пьер Гюффруа, Ролан Амстюц, Филипп Шаво, Арман Псенни, Бертран Мижо, Даниэль Дюваль, Марина Влади, Жан Ружери, Gilles Guillot, Герард Пишон, Liza Braconnier, Жаклин Моро, Мишель де Брока, Ив Эллиот, Франсуа Валорб, Бланш Рейн, Eric Lorvoire, Элен Венсан, Жакки Пратусси, Рене Морар, Жан Оранш, Франсуа Дирек, Альфред Адам, Jacques Van Dooren, Энтони Стюарт, Пьер Форгет, Жан-Люк Моро, Жан Тюрлье, Жан-Жак Моро, Гилберт Баон, Жан-Роже Коссимон, Жан Рошфор, Жан Амос, Жаклин Паран, Ивон Лек, Jacques Lelut, Патрик Рейналь, Жак Иллинг, Николь Гарсия, Пьер Монкорбье, Аньес Шато, Ги Жербо, Richard Bigotini, Бруно Бальп, Жерар Дезарт, Стефан Буи, Моник Шометт, Бернар Ла Жарриж, Марсель Далио, Бернард Пьеро, Мишель Берто

Страны производства фильма

  • Франция (23 марта 1975) - 0
  • Финляндия (7 ноября 1975) - 0
  • США (18 сентября 1977) - 0
  • Португалия (19 июля 1980) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1720-е, 18-й век, Аббатиса, Американец, Амнистия, Ампутация, Англия, Аптекарь, Арест, Архиепископ, Атеист, Африка, Банк, Банкнота, Банкротство, Бедность, Беременность, Беспорядочные сексуальные связи, Библиотекарь, Библия, Благополучие, Благочестие, Бог, Бой, Боль, Борьба за свободу, Борьба за справедливость, Бретань, Ванна, Великодушие, Венерическое заболевание, Версаль, Вилы, Вино, Винтовка, Виселица, Вожделение, Волшебный фонарь, Вор, Воровство, Восстание, Вскрытие, Вторжение, Выпивка, Гадалка, Гедонизм, Генерал, Герцог, Герцогиня, Глазок, Глобус, Глупость, Гнев, Гном, Голая грудь, Гомосексуалист, Горбун, Граф, Грех, Дартс, Двадцать с небольшим (о возрасте), Дворянин, Девочка-подросток, Деньги, Депортация, Диапроектор, Диктовка, Дипломатия, Доктор, Домовладелец, Езда на лошади, Епископ, Епитимия, Жадность, Женская нагота, Женская нагота (вид спереди), Женский монастырь, Жертва, Жестокость, Живопись, Заживо сожженный, Заключенный, Закон, Замок, Запор, Знатность, Золото, Зубы, Иезуит, Избавление, Измена, Иисус Христос, Индейцы из племени ирокезов, Интрига, Инцест, Искушение, Испания, Испанская инквизиция, Исповедь, Испытание, Казнь, Каннибал, Капитан, Кардинал, Карлик, Карта, Католик, Католическая церковь, Классовые различия, Книга, Колбаса, Колониализм, Конспирация, Контрабанда, Королевская власть, Король Англии, Король Луи XIV, Король Луи XV, Корона, Корсет, Коса, Костюм, Крестьянин, Крещение, Кровотечение, Кровь, Крыса, Кукла, Ласка, Лес, Лицемерие, Лошадь, Лошадь с повозкой, Лошадь с фургоном, Луизиана, Любовь, Мальчик у алтаря, Манарх, Маркиз, Маска, Маскарад, Масса, Мертвая лошадь, Мертвое тело, Мертвый, Меч, Минет, Миссиссипи, Молитва, Монархия, Монах, Монахиня, Мочеиспускание, Мужество, Музыкант, Мятеж, Нагота, Наивность, Налог, Национальный герой, Невинность, Невоздержанность, Нездоровье, Некомпетентность, Немец, Нижнее белье, Нищий, Нож, Нос, Носорог, Обезглавливание, Обжорство, Обмен одеждой, Образование, Огнестрельное оружие, Одержимость, Оргазм, Оргия, Осуждение, Отношения брата и сестры, Отношения дедушки и внучки, Отношения кузенов, Отношения мужа и жены, Отношения отца и дочери, Отношения отца и сына, Отношения пожилого мужчины и молодой женщины, Отношения сестер, Отношения тестя и зятя, Отношения учителя и студента, Отсечение головы, Отсрочка, Отчаяние, Очевидец, Падение со скалы, Палач, Память, Париж, Франция, Певец, Пекарь, Пение, Переступить через себя, Песня, Пила, Пистолет, Письмо, Пища, Плащ, Побег, Повар, Повешенное тело, Повреждение мозга, Повстанец, Погоня, Позор, Политика, Поллюция, Порка, Порно, Похититель, Похищение, Похищение людей, Пощёчина, Предатель, Приём гостей в саду, Принц, Пролог, Проститутка, Протестант, Прощение, Публичный дом, Пушка, Пытка, Пьянство, Разбой, Распитие спиртных напитков, Распутник, Рвота, Революция, Регент, Религия, Римский Папа, Ров, Сардиния, Сатир, Сатира, Свадьба, Свеча, Свидетель, Свинья, Свобода, Святое причастие, Священник, Секс, Семейные отношения, Сила, Скакалка, Скандал, Скелет, Скрипка, Слепой человек, Слон, Слуга, Смерть, Смерть дочери, Смерть мальчика, Смерть отца, Сон, Справедливость, Страдание, Страстная пятница, Стрельба, Студент, Суд, Суеверие, Сумасшествие, Сутенер, Топор, Траур, Тщеславие, Тюрьма, Убийство, Убийца-наемник, Уголовное преступление, Удар клюшкой, Уличная жизнь, Умирание, Упадок, Устрица, Утверждение в оригинальном названии, Учитель, Фальшивая борода, Фанатик, Флейта, Фонарь, Французская армия, Французская политика, Французский солдат, Фрегат, Хирург, Христианин, Церемония, Цинизм, Цыпленок, Чердак, Чудо, Чума, Шампанское, Швейцария, Шлем, Эшафот, Яблоко, Яд, Язва, Ясновидец

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Будет праздник, но не на их улице
Текст реценизии На вручении премии Сезар в 1976 году этот фильм был главным и безусловным фаворитом. Он взял 4 Сезара: Бертрану Тавернье за лучшую режиссуру, Жану Рошфору, как лучшему актеру второго плана, а также за лучший сценарий и работу художника. Уж не знаю, с какими лентами в тот год пришлось соревноваться картине, но всех своих номинаций и тем более премий она, безусловно, достойна. Впрочем, фильм далеко не однозначен, как и все картины французского классика Бертрана Тавернье, поэтому попробуем разобраться поподробнее.

По содержанию своему фильм — типичная историческая драма, которая переносит зрителей во Францию середины 18 века, когда королевский двор был уже слаб и постепенно тонул в грехе и безделье, народ начинал постанывать под игом вымирающей аристократии, и уже не желал мириться с произволом дворян, творивших на своих землях беззаконие и насильно отправлявших за солидные вознаграждения кого попало в Америку в качестве рабочего скота. Тавернье и его камера застает французский королевский двор в глубочайшем кризисе — король — 9-летний пацаненок, не обещает быть когда-нибудь сведущим и справедливым монархом, вместо него правит регент, со всех сторон окруженный недругами и условностями своего непостоянного положения, королевский двор погряз в разврате, прелюбодеянии, грязных сплетнях, обжорстве, интригах и наслаждениях. Дворянская честь, совесть, мораль, правда, ум — все это пустые слова для эпохи увядающего Просвещения, превратившегося из эпохи познания в эпоху самодовольного красноречия и пустословия.

Священники и шлюхи, регент и его любовница, родственники, замешанные во всяких заговорах и враги, которые честны и благородны, народ, тихо сидящий в своих грязных норах, но теперь уже начавший огрызаться на тычки и затрещины, восстающие дворяне в провинциях, подыхающих от нищеты, юный жестокий и бесполезный король, толпы продажных женщин и еще более продажных мужчин, сделки с совестью, и с Богом… Все это сплетается в один сплошной, дурно пахнущий клубок безверия, безнадежности и близкой гибели.

Скупыми, но точными и ровными мазками без излишних эмоций и особого трагизма показывает Тавернье, как некогда блестящая аристократия, прогнившая у самого своего основания, доживала свои последние дни в атмосфере всеобщей ненависти и междоусобных конфликтов. Близящаяся революция чувствуется в воздухе ленты Тавернье, хотя, кажется, лишь один финальный кадр с горящей дворянской каретой и пророческие слова бедной женщины «мы еще много таких карет пережгем!» может сказать что-то внятное о грядущих великих переменах. Но нет, во всей картине чувствуется какое-то вулканическое, временное затишье, спокойствие, которое должно вот-вот обернуться бурей.

Тавернье не драматизирует и не иронизирует над положением аристократов — кто-то из них еще сохраняет лицо, кто-то пускается во все тяжкие, не чувствуя никакой ответственности за свои поступки. Но главное — он спокойно и безо всяких терзаний рисует тусклую и беспросветную картину существования знати, которая обычно изображается роскошной и блестящей. Нет, нету уже блеска в этих поношенных, пошлых людях, роскошные дворцы кажутся склепами, а бегающие по золоченому паркету королевских покоев крысы создают картину просто апокалептическую, хот, повторяю, все это додумываешь позже — Тавернье чужд любым внешним эффектам. Нищета Бретони, утопающий в грязи Париж, унылый Прованс, пасмурная погода, невеселые пиры и скучные оргии… Это — быт. Режиссер рисует историю такой, какая она, возможно, должна была быть. Очень показательны в этом плане сцены маскарада в доме регента. Такого озлобленно-унылого и пошлого зрелища нужно поискать.

Но самое страшное в том, что в руках у этих почти не вылезающих из борделей деятелей судьба Франции — великой страны, от которой во многом зависит и судьба Европы. И вот тут выступает с особой силой нарисованный великим актером Филиппом Нуаре образ регента короля. Достойный муж королевских кровей, он личность очень интересная и глубокая. С одной стороны, Филипп Орлеанский — воспитанник и представитель этой мерзкой эпохи и своего времени. Он также пошл, развратен, чужд высоким чувствам, падок до легких женщин и даже с удовольствием «оприходовал» бы собственную 15-летнюю крестницу, если б она не отправилась в монастырь. С другой, он человек большого ума и далеко не такой одиозный, как другие люди в его положении. Сложную гамму чувств передает актер в этой роли. Постепенно все осмысленней становится взгляд его героя, все явственнее сквозят в нем нечеловеческая мука и смятение. Он видит и прекрасно понимает, что казнятся невинные, что ведомая им и другими богачами страна на грани катастрофы, но сделать он может немногое. В нем идет постоянная внутренняя борьба — ему хочется чувствовать себя в блаженстве и безопасности, отдаваясь утехам с любимой куртизанкой, но на нем лежит венец, которым он должен казнить и разрушать. Чувствуя к нищему повстанцу из Бретани больше добрых чувств, чем к членам своей семьи, он должен казнить первого и терпеть других. Он окружен злостью, ненавистью, ложью, и он не может уйти от этого. Блестяще разыграна сцена, когда Филиппу чудится, что его рука гниет и воняет и он просит отрубить ему руку. И правда — этот человек прогнил наполовину, в нем еще есть то, что называется человеческими качествами, но его дорога уже неразрывна с общей дорогой знати, идущей на эшафот.

Полностью оправдан Сезар Жана Рошфора, который предстает в совсем ином свете. Это одни из самых страшных фигур фильма. Выходец из низов, добившийся поста архиепископа, не верящий, ни в Бога, ни в дьявола, ни в дружбу, ни в любовь, он жаждет власти и вершит свои пакостные дела ложью, подкупом, предательством, лестью, прыгая от радости по стульям после каждого удавшегося грязного дела. Настоящий циник, подлец и сводник. Но как прекрасно играет это Рошфор.

Замыкает тройку главных персонажей Жан-Пьер Мариэль, бретонский повстанец, нищий дворянин, от которого отвернулись все, кроме 3-х гвардейцев, но который даже с ними готов идти на битву с многотысячной армией, лишь бы не продать своих убеждений.

Из женских ролей, пожалуй лишь роль прекрасной Кристины Паскаль — той самой «регентовской шлюхи», которая имеет на него большое влияние, и, прекрасно понимая свою судьбу и свое положение, оказывается хотя бы честной, не участвует в интригах и имеет доброе от природы сердце.

В фильм нет и намека на костюмные приключенческие фильмы, которыми так славилась Франция времен расцветы карьеры Жана Марэ и Жерара Филипа. Это именно драма, сложная и многозначная, полная символов и смысловых подтекстов, лишенная помпезности и внешней эффектности. Смотреть ее мне было не легко, но после нее я чувствовал себя удовлетворенным инстинктивно — хотя бы потому, что такие фильмы не дают заснуть мозгу.

10 из 10