Молодой Франкенштейн (1974)

Young Frankenstein (1974) 18+


О фильме

Молодой доктор Фредерик Франкентшейн, внук Виктора Франкенштейна, невероятно стыдящийся своего близкого родства со знаменитым бароном, отправляется в Трансильванию, чтобы вступить во владение замком, оставленным дедом ему в наследство.

Долгие годы уверенный, что работа его дедушки — полнейшая ерунда, Фредерик находит в замке книгу, в которой сумасшедший доктор описывал свои эксперименты со знаменитым монстром. Внимательно изучив их, молодой человек резко меняет свое мнение…

Подробная информация

Слоган The scariest comedy of all time!
Страна США
Жанр комедия
Бюджет $2 800 000
Сборы в США $86 273 333
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 15 декабря 1974
Премьера в России
Релиз на DVD 27 августа 2009, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 108 мин. / 01:48
Рейтинг Кинопоиска 7.610 / 924
Рейтинг IMDB 8.00 / 79 893
Рейтинг мировых критиков 94
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Прямым объектом пародии Мэла Брукса стала классическая лента Джеймса Уэйла «Франкенштейн» (1931). Чтобы совсем уж добиться пародийного сходства, Брукс снял свою ленту в том же замке, в котором был снят оригинал.
Звук волчьего воя сымитировал сам Брукс.
Когда Франкенштейн поднимается по ступенькам на второй этаж, на стене можно заметить изображение горгульи, подозрительно похожей на Мэла Брукса.
В начале фильма часы бьют… 13 раз.
На одной из скляночек с мозгами можно прочесть имя Чарлз Сертин. Это имя ассистента художника, тогда только начинавшего карьеру в кино.
Парочка в поезде беседует на английском языке, а затем то же самое, хохмы ради, повторяет на немецком.
Мэделейн Кан сначала должна была сыграть роль Ингы, но отказалась от нее. Брукс подумал и решил отдать ей роль Элизабет. Затем Кан передумала и попросила роль обратно. Было уже поздно — Брукс успел пригласить Тери Гарр, которой дано было задание: к следующему дню освоить немецкий акцент. Что Тери с успехом и продемонстрировала.
Черепа, который Фредрик и Инга обнаруживают перед замком, были настоящими человеческими черепами, за исключением черепа того, кто умер шесть месяцев назад — этот череп был искусственным муляжом.
У Брукса в запасе было столько шуток, что когда основные сцены были уже поставлены, он не смог остановиться и продолжил снимать дальше.
Сцена, где монстр несет Элизабет через лес, пародирует схожую сцену из фильма «Чудовище из Черной лагуны» (1954).
Джин Уайлдер, Питер Бойл и Марти Фелдман попали в фильм благодаря ловкости их общего агента.
Фраза «Я могу приготовить эспрессо» была сымпровизирована Джином Хэкманом, сыгравшим Слепца.
Мозг, который так и не достался монстру, принадлежал некоему Хансу Дельбруку. Реальный Ханс Дельбрук был знаменитым немецким историком, преподавателем Берлинского университета.
Актер Леон Эскин сыграл адвоката, но его роль была целиком вырезана из фильма.
Когда фильм вышел в кинотеатрах, в титрах не оказалось имени Джина Хэкмана.
В главных ролях Клорис Личмен, Мэдлин Кан, Дэнни Голдман, Тери Гарр, Питер Бойл, Ричард Хейдн, Джин Уайлдер, Кеннет Марс, Лиам Данн, Марти Фелдман
Роли дублировали
Режиссер Мэл Брукс
Сценарий Мэри Шелли, Мэл Брукс, Джин Уайлдер
Продюсер Майкл Грускофф
Композитор Франц Шуберт, Уильям Стеффе, Джон Моррис
Художник Дороти Джикинс, Дэйл Хеннеси, Роберт Де Вестел
Монтаж Джон С. Ховард
Оператор Джералд Хиршфелд
Участники съемочного процесса Мэри Шелли, Берри Крёгер, Клорис Личмен, Мэл Брукс, Мэдлин Кан, Джон Кэрредин, Рольф Седан, Леон Эскин, Франц Шуберт, Йен Эберкромби, Дэнни Голдман, Майкл Фокс, Оскар Береги мл., Уильям Стеффе, Ричард А. Рот, Рик Норман, Джон Мэдисон, Тери Гарр, Питер Бойл, Джон Моррис, Монте Лэндис, Ричард Хейдн, Лидия Кристен, Джералд Хиршфелд, Джин Уайлдер, Кеннет Марс, Джон С. Ховард, Майкл Грускофф, Джефф Максвелл, Дороти Джикинс, Джин Хэкмен, Артур Мэлет, Клемент фон Франкенштейн, Лиам Данн, Дэйл Хеннеси, Джонни Дэннис, Пэт О’Хара, Роберт Де Вестел, Лу Кателл, Теренс Пушман, Норберт Шиллер, Расти Блитц, Марти Фелдман, Рэндольф Доббс, Энн Бисли

Страны производства фильма

  • США (15 декабря 1974) - 45
  • Аргентина (2 января 1975) - 0
  • Швеция (11 апреля 1975) - 0
  • Финляндия (25 апреля 1975) - 0
  • Дания (23 мая 1975) - 0
  • Великобритания (1 июня 1975) - 0
  • Ирландия (1 июня 1975) - 0
  • Нидерланды (26 июня 1975) - 0
  • Франция (13 августа 1975) - 2
  • Италия (22 августа 1975) - 0
  • Австралия (28 августа 1975) - 0
  • Германия (ФРГ) (5 сентября 1975) - 4
  • Япония (31 октября 1975) - 0
  • Гонконг (22 апреля 1976) - 0
  • Норвегия (9 февраля 1982) - 0
  • Венгрия (16 июля 1987) - 0
  • Япония (15 ноября 1997) - 0
  • Франция (4 октября 2011) - 0
  • Франция (2 ноября 2011) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Ассистент, Аудиенция театра, Библиотека, Блокбастер, Боевой гимн Республики, Буквально воспринятое выражение, Виселица, Возвращение к жизни, Воздушный змей, Воздушный поцелуй, Вой, Вокзал, Выплевывание жидкости от неожиданности, Глупая походка, Горбун, Горн, Городская встреча, Горящий человек, Готика, Граммофон, Грампластинка, Гроб, Гроза, Дверной молоточек, Дверь в книжном шкафу, Деревня, Детские качели, Домработница, Дротик, Живопись, Журнал, Заброшенная лаборатория, Замок, Заседание, Захват, Зеркало, Игра с едой, Измена подруге, Изменение имени, Имя персонажа в оригинальном названии, Инспектор полиции, Камин, Кладбище, Класс, Классная доска, Колкость, Колодец, Копание могилы, Кошмар, Кража со взломом, Красивая женщина, Крушение надежд, Крыса, Культовый фильм, Курение сигары, Лаборатория, Лекционный зал, Лекция, Лес, Ловушка, Лошадь, Лошадь с фургоном, Маленькая девочка, Медицинская школа, Медицинский эксперимент, Могила, Мозг, Молния, Монстр, Монстр Франкенштейна, Мошенничество, Музыка к фильму в исполнении оркестра, Мюзик-холл, Наследство, Невеста, Неожиданный финал, Неуважение, Новобрачные, Нож в бедре, Ограбление могил, Однорукий человек, Отношения мужа и жены, Отношения создателя и создания, Отшельник (аскет), Офицер полиции, Паника, Пародия, Пародия на ужасы, Паутина, Пение, Пепельница, Первая брачная ночь, Пересадка мозга, По мотивам романа, Побег из тюрьмы, Повешение, Подмостки, Подъем мужчины в воздух, Подъем тела в воздух, Подъем человека в воздух, Поезд, Поисковый отряд, Пойманный в сеть, Полиция, Полнолуние, Портретная живопись, Постельная сцена, Потайной ход, Похищение людей, Приём «разрушение четвертой стены», Приспособление, Протез, Протезная часть тела, Профессор, Свадьба, Свеча, Секс до свадьбы, Сельский житель, Скальпель, Скелет, Скованный, Скрипач, Скрипка, Слепой человек, Слепота, Создание, Создание нового облика, Спущенная шина, Студент, Судьба, Сумасбродная комедия, Сумасшедший ученый, Суп, Сцена с толпой, США, Танцы, Таран, Театр, Темница, Тост, Трансильвания, Труп, Туман, Тюремное заключение, Тюремный охранник садист, Удар в промежность, Удушение, Упоминание Гари Купера, Упоминание Чарльза Дарвина, Успокоительное средство, Ученый, Факел, Фарс, Хижина, Хирург, Цветок, Чалма (тюрбан), Часы дедушки, Череп, Чечётка, Чистильщик обуви, Шарады, Шприц для подкожных инъекций, Эксперимент, Эскиз

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Мел Брукс воскрешает трансильванского монстра
Текст реценизии И как всегда, Мел Брукс отдает дань истокам кино в своих картинах. На этот раз он уважительно подверг пародированию знаменитые фильмы про ужасного Франкенштейна, сыгранного Борисом Карлоффом.

Молодой врач — потомок таинственного рода Франкенштейнов, отправляется по просьбе одного из влиятельных людей ужасающей Трансильвании приехать в замок его предка. Фредерик — молодой Франкенштейн, сначала не желает браться за дедушкины огрехи, но затем воссоздает уже своего монстра.

Само собой, Брукс не сделал абсолютный ремейк картины. Да! Съемки проходили в том же замке, где был снят фильм 1931 года. Да! Брукс и Джин Уайлдер (ко всему прочему сыгравший Фредерика) написали сценарную адаптацию, руководствуясь первоисточником Мэри Шэлли про знаменитого монстра. Да и сцена прощания Фредерика и Элизабет у перроона напоминает кадр из «Касабланки» (только там в таком же положении были Ильза и Рик). Однако же, стоит отметить и различия. Во-первых, в фильме мы видим одежду современных лет (70-х гг.), и костюмы (шляпы и шляпки) образца 40х, и что-то наподобие национальных трансильванских нарядов. Может быть, таким модельным миксом автор хотел показать связь времен и нетленность киноверсий про Франкенштейна. Во-вторых, в отличие от триллера с Карлоффом, Мел Брукс показывает в своей картине веселенькую концовку, типа — «каждому мужчине по женщине».

Питер Бойл в роли монстра, Мадлен Кан в роли экстравагантной невесты Фредерика, Тери Гарр в роли миниатюрной ассистентки доктора и Клорис Личмен в роли «железобетонной» мадам Блюхер — смотрелись за спиной Уайлдера ничуть не хуже его самого. Ну а музыкальная заставка «Transylvanian Lullaby» в начале фильма — просто бесподобна (… может ее сочинил сам Франц Лист?!) и грустна (несмотря на дальнейшую комичность фильма).

Да и сам постер к фильму выпущен под образчик «золотой поры» Голливуда.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок It`s move! It`s alive! It`s a parody!
Текст реценизии Ох, я видел «Франкенштейна» 1931 года, потом «Невесту Франкенштейна» и многие другие фильмы серии вплоть до «Эббота и Кастелло…», в котором монструозные фильмы высмеивают, дабы поскорее забыть. Но чудище не сможет схоронить ничто — его из фильма в фильм оживляют и потом ловят. Так и в реальности — повесть о «ненастоящем человеке» хоронили и откапывали много раз. После дешевого фильма от «Хаммер продакшн» последовала эта пародия Мэла Брукса. Но монстр потом возвращался в других лентах, вплоть до «Вани Хельсинга» в 2004. Замечу при этом, что Брукс не собирался уничтожать создание — словно в назидание прочим творцам он сделал из чудища человека, подчеркнув, что иной «хомо сапиенс» не подарок, но не стоит сразу хвататься за факелы и вилы.

Возвращение к истокам жанра выполнено идеально. Титры в начале фильма, где имена начертаны готическими буквами, чёрно-белая плёнка, медленно приближающийся замок. Немного позже будут и полнолуние, и грозы, и забавы с потайной дверью, и покрытая паутиной лаборатория, и выкапывание мертвецов с последующим оживлением — все необходимые атрибуты «Франкенштейна». Сюда же можно отнести стандартную погоню с собаками, пару «красавица и чудовище», да и многое другое. Словом, пока представляется очередная не страшная страшилка из серии. Но это же Мэл Брукс. Поэтому шутки неизбежны. Не все из них перевели удачно, но как вам, например, поезд «Нью-Йорк — Трансильвания»? Лично я не сразу понял, со второго просмотра.

Актёры, проверенные Мэлом Бруксом (некоторые неоднократно) и новички прекрасно смотрятся в чёрно-белой ленте. Джин Уайлдер играет «бедного полусумасшедшего гения», который сперва отрицал идеи своего деда, а потом прочитал его дневники и проникся. Прошу обратить внимание, как меняется при этом герой — Уайлдеру хорошо удалось передать эту частичку безумства. Маделин Кан, что не удивительно, в образе красивой дамы, следующей всем веяниям моды. С другой стороны Марти Фельдман , которого природа наделила комедийной внешностью, в роли Айгора. Жалко, что Мэл Брукс не успел ещё где-нибудь применить этого актера — Фельдмана не стало в 84 году, а до этого он долго болел. Клорис Личман сыграла неоднозначную фрау Блюхер, на фамилию которой бурно реагируют лошади. Честно говоря, от её вида в ужас прийти может и человек у экрана. Кеннет Марс появился в роли однорукого инспектора (был такой персонаж в одном из продолжений «Франкештейна»), Терри Гарр — ассистентку Ингу, не разочаровавшуюся в гениальности доктора. Ну, и Питер Бойл изобразил монстра, под конец фильма получившего право голоса. Очень точно передан оригинальный стиль «хождения-мычания» Бориса Карлоффа.

Из этого фильма можно узнать, как надо постепенно воспитывать монстра, разговаривая с ним тет-а-тет, обучая чечётке. Здесь же можно послушать, как Мэл Брукс изображает вой вервольфа. Можно получить массу удовольствия и ни капли ужаса при этом. В общем, если вам попадётся этот фильм, стоит взять. Просмотр напрасным не будет.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Монстр комедии!
Текст реценизии «И сейчас вы услышите историю… самую страшную, из когда либо рассказанных историй» — такими словами начинается фильм «Франкенштейн» Кеннета Браны, снятый в 1994. Надо сказать, фильм, в котором блеснул Роберт Де Ниро, был снят великолепно и является, пожалуй, лучшей экранизацией готического романа Мэри Шелли. Правда, воспринимать это кино серьезно довольно трудно, да и вообще всю эту ужасную историю про гениального ученого, создавшего из кусков мертвой человеческой плоти жуткое существо, в котором идет борьба доброго и злого начал, трудно принимать всерьез. Хотя бы потому, что в 1974 на экранах появился фильм Мэла Брукса «Молодой Франкенштейн», ставший в своем жанре не менее легендарным, чем книга Шелли в литературе, одна из самых знаменитых американских комедий,"… самая смешная, из когда-либо рассказанных историй».

Мэл Брукс любит страшные вещи делать смешными. «Молодой Франкенштейн» стал у Брукса первым фильмом в негласной «трилогии смешного страха», первым среди лент, пародирующих классические фильмы ужасов. Вторым стала легендарная комедия «Боязнь высоты» пародия на Хичкока, а третьим — последний фильм Брукса «Дракула: мертв и очень этим доволен». Но среди многочисленных шедевров Брукса именно «Молодой Франкенштейн» считается у американцев одной из «национальных» комедий, его рейтинг даже выше, чем у оскароносных «Продюсеров», а сборы — самые высокие после другой сверхпопулярной пародии мэтра «Сверкающие седла», тоже, кстати, вышедшей в 1974, что позволяет считать этот год самым удачным в долгой карьере великого комедиографа: оба эти фильма остались навеки любимы публикой, оба имеют культовый статус, у обоих — ворох наград и огромные кассовые сборы.

Редкая, и, конечно же, только самая лучшая комедия удостаивается таких почестей и такой любви. Объектом для пародии Брукс избрал шедевр Джеймса Уэли «Франкенштейн», классику классик жанра ужасов, в котором Борис Карлофф в роли монстра превратился в памятник самому себе и стал героем как страшных детских снов, так и многочисленных заимствований коллег по цеху. Несомненно, по мере развития сюжета фильма сценаристы Брукс и Уайльдер включают в свой фильм все больше и больше пародий на классические триллеры и ужастики, среди которых и «Черная пятница», и «Человек-волк», и «Чудовище из черной лагуны», но если пародии этих фильмов могут быть узнаны только ценителями классики, то пародия на Франкенштейна будет узнана абсолютно всеми. Уж больно знаменитый персонаж.

Брукс работал над фильмом с огромной самоотдачей, как будто знал, что делает шедевр. Он даже сам не стал играть в фильме, что для него довольно необычно, он всегда оставляет для себя хотя бы эпизод. Но здесь маэстро не отвлекался на игру, это сыграло добрую службу — постановка восхитительна — выверена до мельчайших деталей, сохранена логика повествования, блестяще воссоздана атмосфера знаменитого ужастика, досконально изучен первоисточник, обработаны характеры героев, шутки и приколы тщательно дозированы и не льются сплошным потоком, что позволяет картине сохранять идеальный стиль и смотреться так, словно фильму действительно лет 80. Брукс вовсе не ставит своей целью издевку над шедевром жанра, он уважает работу своих предшественников, он преклоняется перед ней, но не может не заметить, что некоторый ситуации в классических ужастиках дают повод для смеха, а стоит лишь чуть-чуть искривить зеркало, и обеспечен громовой хохот! Сила этой пародии Брукса в том, что шутки подаются вовремя и тщательно перемешиваются со «страшными» сценами.

Для сохранения стиля киноклассики Брукс не только отказался от цвета, и снял фильм черно-белым, но и использовал для съемок те самые декорации, что и в фильме 1931 года и ту же самую лабораторию. Благодаря всему этому медленно, очень медленно приходит осознание того, что ты смотришь не экранизацию романа Мэри Шелли, а стилизованную пародию на нее. Брукс настолько тонок и искусен в своих пародиях (в отличие от Цукеров и Абрахамса, который просто заваливают кадр шутками), что иногда отличить пародию от классического эпизода ужастика почти невозможно. Иногда он просто копирует эпизод (как в сцене с монстром и девочкой с цветком), но подчеркивает какую-то одну деталь, и смех в такие моменты просто не остановить.

«Молодой Франкенштейн» — это не только пародия, это еще и мюзикл, как всегда у Брукса, музыкальный номер, исполненный Франкенштейном и монстром в цилиндриках — жемчужина комедийного мюзикла! А еще фильм — это слаженная работа блестящих актеров, среди которых большинство — старые знакомы Брукса, его постоянная команда, переходящая из фильма в фильм. Это и великолепный Джин Уайльдер, с которым Брукс работал, чуть ли не с самого начала карьеры, и его любимая актриса с невероятным голосом — Мадлен Кан, и великолепно сыгравший лупоглазого горбуна Марти Фельдман, и, конечно, Клорис Личмен, будущая демоническая сестра Дизель из «Боязни высоты». Из новичков — сексуальная Терри Гарр, которая выглядит точь-в-точь, как эффектные барышни-блондинки из фильмов Эда Вуда и Питер Бойль, сыгравший очаровательного монстра.

Все актеры великолепно обыграли комические черты своих серьезных персонажей. Уайльдер сконцентрировался на мании величия Франкенштейна, Марти Фельдман строил уморительные рожи, Клорис Личмен — так та вообще словно шагнула со страниц какой-то средневековой страшилки. При желании можно узнать даже Джина Хэкмена в роли слепца, который превратил, сам того не понимая, доброго монстра в алчущее мести чудовище.

После выхода фильма, критики, восторгаясь новым детищем Брукса, между прочим, отмечали, что поскольку фильм черно-белый и вообще сильно отдает ретро, долго он не проживет. Слава Богу, критики ошиблись. Фильм помнят, любят, и будут помнить, и любить еще очень долго. Потому что не забываются шедевры, ставшие причиной взрывов смеха у несколько поколений людей во всем мире. Только Тиму Бартону удалось спустя 20 лет повторить приемы Брукса и создать великолепного «Эда Вуда», но этот фильм уже был снят в несколько другом жанре. Стильное, умное, тонкое, очень смешное произведение Брукса «Молодой Франкенштейн» это икона пародии, ее легенда и образец.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Моя любимая классика забытого вами великого кинематографа. 12 часть.
Текст реценизии Подождите хозяин!

Это может быть опасно!

Идите первым!


Молодой Франкенштейн (я люблю этот фильм)

Перед нами четвертый фильм Мела Брукса. Он снял этот фильм сразу после своего веселого вестерна — «Сверкающие седла». Брукс обратился к классике, а именно к двум фильмам Джеймса Уэйли — Франкенштейн(1931) и Невеста Франкенштейна(1935). На главную роль он пригласил своего друга и постоянного актера Джина Уайлдера. На роль монстра взял еще молодого Питера Бойла. А на роль Игоря пригласил отличного пучеглазого комика Марти Фельдмана. Ну и конечно, не обошлось без постоянной музы Мела Брукса актрисы Мэдлин Кан. И получился настоящий шедевр, настоящий культовый и авторский шедевр.

Вот положа руку на сердце, могу сказать, что это самый лучший фильм Мела Брукса. Потому что в этом фильме Мел пошел вообще в разнос, давно я не видел таких ярких пародий, все шутки бьют точно в цель, их так много, что фильм надо пересматривать много раз, чтобы уловить весь юмор Брукса. Есть некоторые критики, которые говорят, что Брукс просто исковеркал классику, но это не так. Мел всегда уважал классику, ведь он даже не поленился и снял свой шедевр именно в том месте, где Уэйли снимал свой, а это согласитесь, дорогого стоит.

Мел Брукс снял, возможно, самую лучшую пародию во всем кинематографе, такие фильмы нужно обязательно знать, благодаря таким фильмам один веселый жанр в кинематографе будет жить вечно. Посмотрите его обязательно, будет весело. И как говорил сам Мел Брукс:

Хорошо быть королем!

Спасибо.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Франкенштейн умер, но дело его живет
Текст реценизии Цитата:

- Elevate me.
- Now? Right here?
- Raise the platform, please!
- Oh, the platform!

Неувядающий жанр кинопародии знавал когда-то лучшие времена. Какая современная пародия может похвастаться Оскаровской номинацией за лучший адаптированный сценарий? Пожалуй, что нет таковых и не предвидится. Мэл Брукс — талантливейший комедиограф своего времени, не просто высмеивал отдельные фильмы и жанровые клише, а создавал самостоятельные, цельные произведения, в которых чувствовалась любовь к объекту пародии. Это сейчас глумятся над блокбастерами, многие из которых сами по себе недалеко ушли от определения комедии в своей вторичности и неповоротливости. Гэги Брукса интеллектуальны, уместны и являются неотъемлемой атрибутикой фильма.

- Wait Master, it might be dangerous… you go first.

Персонажи, появляющиеся в «Молодом Франкенштейне», настолько вдумчиво прописаны, что даже удивительно, как это все удалось в фильме, хронометраж которого чуть превышает стандартные полтора часа. Доктор Фронкенстин, не признающий околонаучных методов в начале фильма, заходится в поистине оргазмическом экстазе после прочтения дневников своего дедушки «Как я это сделал» и в начале своего эксперимента. Игорь, или как он сам себя называет Айгор — неказистый горбун с танцующими зрачками, придурковатый помощник доктора, первопричина всех происходящих событий в фильме — ведь именно он принес доктору мозг не великого ученого, а некоего мистера Abby Normal. Инга — большегрудая ассистентка доктора, ничего не смыслящая в научных изысканиях, но способная направить великого практика на путь истинный своими любовными утехами и детской непосредственностью. Фрау Блюхер — хозяйка замка, от каждого произношения имени которой даже кони во дворе встают на дыбы и начинают истерично ржать. Элизабет — будущая невеста доктора, более всего заботящаяся о маникюре и прическе, чей тонкий голосок взрывает звуковой ряд опять же оргазмическим пением в сценах с Франкенштейном. Ну и, конечно, сам виновник торжества — полумонстр — получеловек с мозгом дебила и телом гиганта, которому просто нужна любовь и понимание. Эпизод с танцем доктора и его создания на сцене под нетленную Puttin» on the Ritz — просто классика юмористического скетча. Удержаться от хохота невозможно, особенно когда подпевать начинает мычащий Франкенштейн. Это далеко не все персонажи, из которых даже второстепенные отметились рядом удачнейших шуток и созданных образов.

Русский перевод, как это часто бывает в случае с умными комедиями, не способен передать все шутки фильма. А уж когда дело доходит до игры слов, тут великий и могучий просто бессилен.

С 2003 года данный шедевр находится в списке Национального реестра фильмов США, наряду с Крестным отцом II, вышедшим в том же году.

9 из 10