Запретная планета (1956)

Forbidden Planet (1956) 18+


О фильме

Командир Адамс и его экипаж должны выяснить судьбу колонии землян в системе Альтаир IV, переставшей выходить на связь несколько лет назад. После года путешествия в гиперпространстве, корабль Объединенных Планет садится на планету, где они находят только двух живых человек — филолога Морбиуса и его сексапильную дочь Альтаиру.

Все остальные колонисты погибли по неизвестной причине. Морбиус настаивает, чтобы астронавты немедленно покинули планету, ибо он не может гарантировать их безопасность, но командир решает остаться. Той же ночью несколько человек погибает, буквально разорванные на части некоей неведомой и невидимой силой. Несмотря на все усилия экипажа, они не могут противостоять инопланетной угрозе.

Единственная их надежда — на могучего робота Робби, порождение внеземного разума, и юную Альтаиру.

Подробная информация

Слоган IT'S OUT OF THIS WORLD!
Страна США
Жанр фантастика, боевик, приключения
Бюджет $1 900 000
Сборы в США $3 000 000
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 15 марта 1956
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA нет возрастных ограничений
mpaa G
Время 98 мин. / 01:38
Рейтинг Кинопоиска 7.591 / 714
Рейтинг IMDB 7.70 / 23 045
Рейтинг мировых критиков 98
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Костюмер фильма «Запретная планета» сделала несколько мини-юбок для актрисы Энн Фрэнсис. Это одно из первых упоминаний о подобных юбках.
Продюсеры предложили студии сделать чудовище невидимым, упирая на то, что это позволит сэкономить на съёмках. Однако связанные с чудовищем эффекты «потянули» в итоге почти на миллион долларов.
Эпизод, когда чудовище становится видимым из-за обстрела лучевыми пушками, делался с участием аниматоров студии Уолта Диснея.
На некоторых показах фильма зрителям выдавались одноразовые бумажные очки с красными светофильтрами; сквозь эти очки можно было видеть на экране невидимое чудовище.
Джин Родденберри утверждал, что «Запретная планета» стала одним из источников вдохновения для разработки концепции телесериала «Звёздный путь».
В главных ролях Энн Френсис, Уоррен Стивенс, Лесли Нильсен, Роберт Дикс, Эрл Холлиман, Джек Келли, Джордж Уоллес, Ричард Андерсон, Уолтер Пиджон, робот Робби
Роли дублировали
Режиссер Фред М. Уилкокс
Сценарий Уильям Шекспир, Ирвинг Блок, Сирил Хьюм
Продюсер Николас Нейфак
Композитор Бебе Баррон, Луис Баррон
Художник Седрик Гиббонс, Артур Лонерган, Ирвинг Блок
Монтаж Феррис Уэбстер
Оператор Джордж Дж. Фолси
Участники съемочного процесса Энн Френсис, Фрэнки Дарро, Гарри Харви мл., Уоррен Стивенс, Уильям Шекспир, Лесли Нильсен, Роберт Дикс, Седрик Гиббонс, Эдвин Б. Уиллис, Эрл Холлиман, Джек Келли, Джордж Уоллес, Уильям Бойетт, Уолтер Планкетт, Роджер МакГи, Лес Тремейн, Марвин Миллер, Артур Лонерган, Ричард Андерсон, Джеймс Бест, Джордж Дж. Фолси, Джеймс Друри, Николас Нейфак, Хью Хант, Ирвинг Блок, Сирил Хьюм, Питер Миллер, Ричард Грант, Уолтер Пиджон, Фред М. Уилкокс, Джимми Томпсон, Морган Джонс, робот Робби, Феррис Уэбстер, Бебе Баррон, Луис Баррон, Аллен Адлер

Премии фильма

  • Сатурн, 2007 год (us) - Лучшее DVD-издание классического фильма
  • Оскар, 1957 год (us) - Лучшие спецэффекты

Страны производства фильма

  • США (15 марта 1956) - 0
  • США (3 мая 1956) - 0
  • Италия (9 июня 1956) - 0
  • Франция (22 августа 1956) - 0
  • Япония (25 сентября 1956) - 0
  • Швеция (10 декабря 1956) - 0
  • Турция (1957) - 0
  • Австрия (18 января 1957) - 0
  • Финляндия (18 января 1957) - 0
  • Германия (ФРГ) (5 февраля 1957) - 0
  • Гонконг (21 февраля 1957) - 0
  • Дания (9 января 1959) - 0
  • Испания (13 марта 1967) - 0
  • Дания (1 апреля 2004) - 0
  • Франция (27 сентября 2006) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

«Буря» Шекспира, 23-й век, Атомный реактор, Бурбон, Вдовец, Взрывающаяся планета, Высокие каблуки, Гений, Гиперпространство, Доктор, Закадровый голос, Звезды, Известная мелодия в фильме, Искусственный интеллект, Космический корабль, Космическое путешествие, Космос, Летающая тарелка, Лингвист, Луна, Лучевое оружие, Магнит, Мини-платье, Монстр, Нападение животных, Невидимость, Невидимый монстр, Неодушевленный объект в составе исполнителей ролей, Обезьяна, Олень, Осада, Отец-одиночка, Отношения отца и дочери, Плавание, Планета, Платье, По мотивам пьесы, Повар, Подсознательный, Покорение космоса, Портниха, Потеря отца, Поцелуй, Пошив дамского платья, Робот, Саботаж, Секс, Силовое поле, Скрытая нагота, След, Смерть друга, Терменвокс (электромузыкальный инструмент), Технология инопланетян, Тигр, Убийство, Удостоверение личности, Флирт, Частично анимационный, Электронная музыка, Электронная музыка в саундтреке

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Этот фильм считался непревзойденным шедевром кинофантастики до вышедшей в 1968 году «Космической одиссеи» Кубрика. На целое поколение «Запретная планета» установила жанровые рамки, стала эталоном, образцом для подражания, краеугольным камнем этого тяжелого, подчас неблагодарного и быстро устаревающего жанра.

Да, фантастика, не в пример другим жанрам, стареет быстро — она всегда пытается обогнать время, но все равно остается в рамках своего времени. Сейчас лучшие классические шедевры фантастики того времени смотрятся наивными, смешными в своих попытках изобразить будущее, технически несовершенными… Но их вклад в кино невозможно не оценить.

«Запретная планета» — один из фильмов, которые творили историю. Смотрится ли сейчас, по прошествии 50-и лет этот фильм примитивным? Нисколько! Наивным — да, но примитивным — нет. Он с легкостью может обойти даже сейчас некоторые современные высокобюджетные образчики жанра, гордо именуемые блокбастерами.

Той же «Миссии на Марс» или даже «Армагеддону» очень далеко до этого классического фильма. Почему? Да потому что «Запретная планета» — самая настоящая научная фантастика. Фильм, поставленный по книге и впитавший в себя все научно-фантастические теории того времени о будущем и о других планетах.

Да, до запуска первого космического спутника оставалось еще больше года, а писатели-фантасты уже столетие «путешествовали» по другим мирам, галактикам и планетам, зачастую не понимая толком, о чем они пишут и возможно ли вообще такое даже в самом отдаленном будущем. Это научная фантастика, а не просто зрелищный фильм снабженный тупыми диалогами — здесь действительно идет речь о будущем и прошлом Земли, о опасности, идущей от самих людей, о уходе с приходом техногенного века от всего истинно человеческого — от чувств, эмоций и т. д.

Здесь все логично, максимально научно и по возможности глубоко. Собственно говоря, здесь, как и во многих классических голливудских фантастических фильмах, много места уделяется диалогам и монологам героев.

Но режиссер Фред Уилкокс приложил все усилия, чтобы поразить зрителя, дать ему первые установки на проникновение в космос, заинтересовать публику Космосом, далекими мирами… Он сделал все возможное, чтобы люди были поражены и восхищены будущим. И тогда, в 1956 году, ему это, безусловно, удалось.

Масштабы съемок способны удивить даже сейчас, не потому что сейчас так не снимают, снимают — и лучше, удивляешься тому, как такое было возможно снять с доступной тому времени аппаратурой, когда комбинированые съемки были чудом из чудес, а появление и исчезновение людей в кадре смотрелось с замиранием сердца! Как? Неизвестно, но одно видно невооруженным глазом — денег на фильм не жалели.

Атмосфера этой чужой далекой планеты создана блестяще — в фантазии мастерам-декораторам и художникам не откажеь. Гигантские декорации, двухлунные закаты, очаровательные пустыни, отливающие серебром удивительные машины, под которыми с трудом угадываются загрмированные и измененные голливудскими кудесниками самые обычные автомобили, громадные лаборатории… Все это сделано блестяще.

Фильм стоил почти 2 млн. — гигантских на тот момент денег, вероятно, делался фильм не столько ради прибыли, потому что редкий фильм тогда мог окупить такой бюджет, а ради самоудовлетворения. Съемочная группа создала удивительный мир во всех его красках, и она не просчиталась — фильм стал культовым — и по-настоящему хитовым.

Кроме того, режиссеру и композитору удалось создать этими странными (для того времени, конечно) звуковыми и видеоэффектами атмосферу постоянной враждебности этой чужой планеты, которая, несмотря на красоту, дышит ненавистью. Для фильма была использована самая технически совершенная аппаратура на тот момент.

Чего стоит только один робот Робби, ставший прорывом в робототехнологии 50-х. Кстати, он стал первым роботом в истории кино, которому стали приписывать некоторые человеческие черточки — Робби шутит, а порой даже язвит. Да, именно так начинались великие Терминаторы, Робокопы, Чужие и т. д. С неуклюжего робота Робби.

Ну, а самый главный монстр фильма впечатляет однозначно. Не столько своим видом, сколько оригинальностью задумки — невидимая сила, которая возникает в человеческом подсознании и питается людскими страхами, ненавистью, манией величия, и как бы защищает своего носителя, уничтожая других. Ну-ка, сколько раз это потом было повторено в многочисленных киноопусах современности?

Но не только ради всего этого стоит смотреть этот фильм. Дело в том, что в главной роли здесь снялся сам Лесли Нильсен. Тот самый Лесли Нильсен, одно появление которого на экране способно вызвать улыбку. Лесли Нильсен, — Фрэнк Дребин, — король пародии. Это одна из первых ролей великого актера в кино. Это серьезная, слегка ироничная, роль капитана космолета. Мы видим непривычного глазу стройного, статнуго и подтянутого жгучего брюнета, от которого веет мужественностью, силой, обаянием. Он настоящий герой-защитник, истинный герой «золотогго века» Голливуда — не чета современным утонченным и мальчикообразным соплякам. Лесли Нильсен кроме того, что настоящий красавец, так еще и играет отлично, видя его в этой роли, понимаешь, почему он был любимцем женщин и звездой совсем других фильмов, и почему он до сих пор остается на коне, несмотря на солиднейший возраст. В нем столько силы и энергии!

Есть здесь и классические юные дамочки в невероятно откровенных для того времени плантях — подумать только, юбка едва прикрывает попу, — и классические ученые с манией величия. Здесь есть все. Этот фильм стал одним из краеуголных камней жанра, это золотая коллекция фантастики, самый совершенный фильм этого жанра 50-х. Это настоящий эталон.
Оценка 1
Заголовок И Лесли такой молодой…
Текст реценизии Ух ты! Оказывается, Лесли Нильсен не всегда играл седых как лунь маразматиков. Кто бы мог подумать, что полвека назад этот высокий, мужественный брюнет, чем-то неуловимо похожий на Дэниела Крейга, отважно покорял космические пространства? И уж совсем в голову не могло прийти, что когда-то он изображал нечто мачоподобное, геройское и мужественное, не пародируя этот образ, а играя на полном серьезе. Нет, конечно, логически рассуждая, можно предположить, что молодой Лесли и выше и красивше, но так уж вьелся в мозг этот седовласый безумный дедушка, что я даже и не задумывался, о временах, когда он был совсем другим. И как же это мешало просмотру! Вот никак не мог заставить себя серьезно относиться к фильму, к центральному персонажу, его переживаниям, когда смотрел на все эти глубокомысленные взгляды и задумчивые выражения лица, а перед глазами стояли герои из «Голого пистолета» или «Шестого элемента». Ну и, в конце концов смешно ей богу, было узнать, что Нильсен раньше сам играл тех самых героев, которых потом так успешно пародировал.

Да. Про фильм. Фильм чудесный. Кто как, а я люблю смотреть старое кино, тем более, если это фантастика. Умиляют меня эти предисловия «к концу 22-го века человечество преодолело скорость света», фантастические устройства, состоящие из реле, транзисторов, свечей и конденсаторов, завораживают неземные звуки, наполняющие таинственную планету, радует также отсутствие размахиваний звездно-полосатым флагом, спасений земли, геройств и прочих атрибутов современной уже фантастики. И, конечно же, доставляют уйму положительных эмоций симпатичные, в наше время уже конечно отсталые, спецэффекты. И пусть сегодня такие чудеса может делать среднестатистический школьник на не самом новом компьютере, они не перестанут быть мне менее дорогими.

Естественно неудивительно, что сейчас, когда взорвать можно уже что угодно, а буйная фантазия режиссеров и техников способно породить любое чудище, техническая сторона картины, в виду ограниченных возможностей того времени, выглядит откровенно убогой. Такие моменты, как убийство тигра и сражение с невидимым монстром, которыми, я уверен, гордились создатели фильма, сейчас, могут вызвать только смех, ну или ностальгическую улыбку, как у меня. Но ради бога, сделайте вы скидку на год выпуска фильма. Представьте себя на месте зрителей в то время. Я больше чем уверен, что в свое время этот «примитив» взрывал мозги сильнее чем сегодня это делают Бэевские «Трансформеры».

Про персонажей. С одной стороны, герои в фильме немного клишированы. Тут тебе и отважный капитан, и подчеркнуто комедийный персонаж, и красотка, и сдвинутый ученый. Но это опять же, сказывается время выхода картины и жанровые особенности кинофантастики того времени. А вот с другой стороны создатели не поленились немного очеловечить персонажей. Астронавты в фильме оказываются не такими уж и непогрешимыми и непобедимыми, они так же как и все не всегда могут решить безвыходную ситуацию, способны испытывать страх, им трудно бороться с влечением к юной красивой девушке (вы бы столько полетали), а одержимый, практически хрестоматийный злодей-ученый в конце осознает свою неправоту и раскается.

В картине есть место юмору. Немало обыгрываются взаимоотношения соскучившихся по женщинам астронавтов и невинной, никогда не общавшейся с мужчинами, кроме своего отца, юной девушкой. Также временами отжигают Робби с поваром. А уж когда у них будет возможность поболтать один на один, то результат технического прогресса, подчиненного земным страстям превзойдет все ожидания, наверное, тут создатели фильма позволили себе немножко помечтать. Робот кстати, совершенно чумовой. Он, как и все устройства, естественно, состоит из различных вращающихся, мигающих, и пищащих штучек. Абсолютно бутафорский с виду, при ближайшем рассмотрении, он оказывается остроумным, хозяйственным, исполнительным, и естественно не лишенным души. Ну что же это за робот из старой доброй фантастики, у которого нет хоть малюсенького намека, на человечность?

Еще при просмотре фильма все время вспоминались отечественные «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной». Похожие декорации, похожие машины, ну мне так показалось, во всяком случае. Видимо, «Запретная планета» служила в свое время вектором не только для голливудской киноиндустрии.

Вообще, фильм — классическая фантастика того времени. В нем немного действия, но много разговоров, бесед и, близких к философским, рассуждений. Также внимание уделено описанию и демонстрации достижений человеческого и инопланетного разума, будущих достижений естественно. И именно поэтому, многим сегодня кино может показаться неинтересным и откровенно скучным. Потому что, разговоры это само по себе скучно, ведь фантастика, это когда все бахает. Но если вы любите читать произведения Азимова и Лема, то этот фильм вам должен понравиться. Это действительно неглупое, дающее пищу для размышления, кино, ищущее ответы на многие вопросы. К чему приводит развитие цивилизации и личности? Что за демоны таятся в глубинах нашего сознания? Нужна ли многовековая мудрость человеку? Может ли он выдержать ее? А смешные спецэффекты… Так сегодняшние фантастические фильмы, те же Бэевские «Трансформеры», лет через пятьдесят, тоже скорее всего будут смешно смотреться. Смогут ли они предложить зрителю что-нибудь еще кроме картинки, вот вопрос.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Перед началом просмотра фильма, у меня присутствовало некоторое предубеждение и едкая неприязнь к сравнению картины с лентами нашего времени — кощунство, как ни крути. Но минуте эдак на двадцатой, сразу стало ясно, что это за зверь и с чем его едят. Безупречный представитель своего жанра, первооткрыватель многих аспектов кино, которые стали нам привычными, — вот с чем мы имеем дело.

Уникальным ретро-футуризмом для нас, а для людей тех времен просто футуризмом, пропитан весь кинофильм. Здесь его проявления видны во всем, начиная от костюмов персонажей, заканчивая дизайном роботов и прочей техники. Помимо этого великолепно здесь реализованы декорации планеты, вот уж действительно запретной. Весь этот непривычный, можно даже сказать пугающий вид скалистой и пустынной окружающей действительности отлично нагнетает атмосферу, придавая неуловимый, но весьма действенный «привкус» к фильму.

Сюжет достаточно запутан. Он умело сочетает в себе частичку триллера, частичку приключенческого фильма и щепотку юмора. И самое интересное то, что все эти составные части сюжета невероятно хорошо сбалансированы между собой, что является редким фактом даже в наше время.

Спецэффекты здесь, в отличие от множества других Sci-fi фильмов тех времен, невероятно хороши. Здесь вы не увидите привычной аляповатости, грубости в костюмах и прочем реквизите, что, безусловно, радует. Грубо говоря, Запретная планета — законодатель моды на технически совершенное научно-фантастическое кино.

Безусловно, каждый, кто хотя бы мельком видел этот фильм, не мог не заметить милого и чудного, но неуклюжего на вид робота Робби. Это местная фишка. Робби, как и многие другие приемы в фильме, стал первооткрывателем, в каком-то роде. Сложно вспомнить хотя бы одно киношного робота, который слыл бы столь запоминающимся и ярким персонажем, да-да, именно персонажем, а не частью реквизита. Да что там говорить — посмотрите фильм, только ради самого Робби, и я уверен, вы не пожалеете.

Фильм затянут, но только в том случае, если вы захотите сравнить его с пресловутым «трешом». Настоящая классика фантастических триллеров всегда славилась своей неторопливостью и вниманию к мелочам, что выгодно выделяет её на фоне остальных киножанров. Весь этот способ подачи истории просто шедеврален, он буквально затягивает вас в свой мир, предоставляя пространство для рассуждений, ведь присутствуют здесь и элементы

Интересное и яркое зрелище, помесь философских мыслей и залихватского действия — воистину отличное кино.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Хорошая «винтажная» фантастика
Текст реценизии Фильм, сразу скажу, посмотрел не без удовольствия. Конечно, у него есть определённые недостатки, которые следуют из возраста этого кино, однако, после просмотра больше вспоминаются плюсы, а это важный момент.

Это по-настоящему sci-fi, образец той эпохи, твёрдой НФ. Ведь главное в научной фантастике не реализм, а объяснение природы или причины того или иного явления, предмета, сделанное на грани науки и выдумки. С этим у «Запретная планета» всё в порядке, в отличие от современных поделок «на тему». По этому моменту я бы сравнил «Запретная планета» с сериалом «Звёздный Путь», особенно с самой первой серией «Зверинец», которая имеет немало общего по духу и атмосфере. Безусловно, этот фильм задал тон в фантастике того времени, возможно на Джина Родденберри повлиял именно «Запретная планета».

Если говорить о недостатках, то они характерны для фильмов той эпохи. Наивность, лубочность, низкая динамика развития сюжета, это присутствовало и в «Звёздном Пути». Но, неглупый сюжет, весьма впечатляющие спецэффекты ручной работы, это научная космическая фантастика в конце концов! Ради этого, любителям НФ и старого, хорошего кино уже стоит посмотреть.

Ну и немного об актёрах. Я бы не сказал, что они блистают, Лесли Нильсен занят скорее самолюбованием, вполне в духе героев того времени, Уолтер Пиджон поначалу неплох, под конец — слишком наигранно, его дочь — красивая, а больше от неё и не требовалось. Но уровень все же достойный, просто нужно учитывать время, когда это все снималось.

Итого, хорошее кино, всем любителям «винтажной» фантастики — обязательно смотреть, молодому поколению может показаться смешным и затянутым, настоящим гикам и нердам — категорически рекомендуется.

8 из 10

P. S. Открытия для меня в этом фильме — то, что люди перемещаются на летающих тарелках, я это практически не встречал в фантастических фильмах, и конечно же незаслуженно забытый робот Робби.
Оценка 1
Заголовок «Их великий час триумфа и трагедии…» (с)
Текст реценизии Фантастические фильмы — то звено кинематографа, которое за много лет существование обросло дешевизной и пузтозвоном. Не так много современных «блокбастеров» могут похвастаться чем-то кроме постных перестрелок, пары нарисованных кораблей и пустующих диалогов на фоне бесцветных персонажей. Есть отдельные представители жанра, которые можно смело считать шедеврами. Но начиналось всё совершенно иначе…

«Запретная планета» является ярким примером того, что и пятьдесят лет назад можно было создать качественный фильм, не имея под рукой ни компьютеров, ни зеленых экранов, ни прочих «чудес». Средний зритель поморщиться, увидев хотя бы год вышеозначенной картины — «Черт возьми, фильму больше полувека! На что же там смотреть?». А вот есть на что посмотреть, хоть увольте.

Итак, земляне путешествуют в космическом пространстве… на летающих тарелках. Любопытно и необычно. Люди покоряют системы и основывают новые колонии за пределами многих световых лет от Земли. Команда космического корабля отправлена с миссией выяснить, что же произошло с учеными на далекой планете в системе Альтаир IV. Мы видим заботливо созданные помещения корабля, оборудование, которое кажется сейчас, мягко говоря, странным, и сурового Лесли Нильсена, молодого и строгого капитана космического судна. Команда связывается с профессором Морбеусом, который настоятельно не рекомендует приземляться на планету. Однако капитан решается выяснить, в чем же дело…

И здесь мы видим триумф декораторов — красивые пейзажи, скалистая местность, зеленоватые небеса. Любопытный транспорт и робота, который прибывает, дабы поприветствовать прибывших на планету гостей. Странная груда железа с вращающимися деталями постепенно становится чуть ли не главным героем фильма.

Скрытный профессор и его весьма привлекательная дочь завораживают главную троицу экипажа — доктора Остроу, коммандера Адамса и лейтенанта Джерри Фармана. Каждый из них не против бы приударить за юной красавицей, такой наивной и неиспорченной, что в принципе и происходит. Но миссия экипажа продолжает обрастать вопросами — никто из ученых не выжил, остался лишь Морбеус, ничего толком не поясняющий о причине возникновения «неизвестной планетарной силы».

С течением фильма нам раскрываются всё новые и новые детали. Мы узнаем о существовании древней могущественной цивилизации, таинственно исчезнувшей два миллиона лет назад, на пике своего существования и прогресса. Внушительное наследие древних креллов — причудливые устройства и изобретения, начиная с робота Робби и заканчивая огромной энергетической установкой — всё это предстает нами непоколебимым примером величия, воплощенного в лучших декорациях. Таинственная сила губит людей с корабля, капитан не понимает, что происходит, а профессор не в силах открыть свои жуткие тайны…

Замечательный сюжет, дополненный отличными декорациями и отличными диалогами под занавес картины — отличный пример хорошей фантастики. Та атмосфера гнетущей неизвестности и соприкосновения с миром, несущим печать величия, делает картину незаменимой и актуальной даже сейчас. Это — именно та сторона фантастики, которой чаще всего не хватает современным «эталонам» жанра. Многие идеи и приемы, казалось бы, новаторские, вы увидите в первую очередь здесь, а уже потом, годами позже, во многих и многих фильмах.

Сможет ли человечество перешагнуть через собственные пороки и страсти, чтобы сделать следующий шаг, или же и нас ждет час триумфа и трагедии? — вот главная мысль фильма. И она прекрасна.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Удивительно! Восхитительно!
Текст реценизии Удивительный во всех смыслах этого слова фильм.

Лесли такой молодой и такой тёмноволосый, без грамма седины, без полицейского жетона и без Эда — кто бы мог подумать, что такое возможно? Вместо пистолета бластер, Энн Френсис вместо Присциллы Пресли. Что будет дальше? Космические корабли, бороздящие просторы вселенной? Далёкие планеты? Новые миры? Кровожадные монстры? Суперроботы и Суперженщины? Если вы подумали именно об этом, то, космический монстр меня дери, вы были абсолютно правы в своих догадках.

Смотря сие творение 1956 года в году нынешнем, а именно как-никак 2012-2, прекрасно понимаешь, что концовка земных особей будет не совсем такой, как кончина обитателей планеты Альтер 4, именуемых креллами. А так же понимаешь, откуда растут ноги, руки и другие конечности у деятелей последующего потока искусств и, собственно, у их творений.

Звёздный Путь (создатели признали вполне официально), Звёздные Войны, Звёздные Врата, Бондиана, Чужие, Fallout 3 и многие, многие другие творения теперь, после просмотра Запретной Планеты, в составе своём видятся обладателями кусочков и частиц этого фильма пятьдесят шестого года создания.

Такие фильмы редко захочется смотреть в силу отсутствия действия и вполне неторопливого повествования, но в те разы, когда настроение и чувство прекрасного заставят вас достать коробочку с полки и доставить носитель информации в место его воспроизведения… в те разы вы насладитесь абсолютно со всех сторон качественным и с любовью созданным продуктом.

В этом фильме умиляет и радует абсолютно всё: редко в каком фильме, да и в любом другом продукте искусства от картины, до компьютерной игры, можно встретить столь прекрасные и душевные пейзажи, столь выверенный интерьер, столь интересные с дизайнерской точки зрения приспособления, устройства и вооружения. Никогда прежде, ни в одном из фильмов, мною просмотренных, от самых старых, до наисвежейше новых я не встречал такой открытой души, исходящей из каждой, пусть даже самой мельчайшей детали единого целого.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Recommend
Текст реценизии Фильм очень интересный и красочный. Даже не верится, что ему более полувека.

Ни декорации, ни спецэффекты не смотрятся по-игрушечному, конечно, современную компьютерную графику им не переплюнуть, но тем не менее они весьма гармоничны и не ассоциируются с бельмом на глазу.

Лесли Нильсен приятно удивляет в непривычной современному зрителю некомической роли в некомическом фильме!

Финальный монолог капитана Адамса наводит на мысли о Бескрайнем и Великом… и вообще, так сказать, смысловая изюмина Запретной планеты очень вкусная!

Оценка 1
Заголовок Начало
Текст реценизии Просмотр старых фильмов, которые ныне считаются классикой жанра в чем-то схож с ощущениями, которые испытывали археологи прошлого перед тем как зайти в гробницу фараона — и в том и в другом случае действующие лица примерно знают, что надеются увидеть, но действительность может как превзойти все их ожидания, так и наоборот не оправдать их.

В случае с Запретной планетой можно сказать что она свои ожидания оправдывает. Являясь продуктом «атомных» 50-х, фильм отлично вобрал в себя дух того времени. Бластеры, дезинтеграторы, летающие тарелки, гиперпространство, открывающая фильм оптимистичная фраза о том, что в последнем десятилетии 21 века люди высадились на Луне — все оно как нельзя лучше позволяет понять каким будущее виделось людям, жившим в то далекое время. Да, сейчас почти все показанное в фильме смотрится достаточно наивно — но это искренняя и вызывающая симпатию наивность, сравнимая с классическими произведениями Жюля Верна, которые продолжают находить своего читателя даже в те времена, когда описываемое в них будущее уже наступило. В конце концов, думается нынешние показывающее будущее фильмы через 60 лет будут производить такое же впечатление на зрителей которые рискнут их посмотреть.

Запретная планета весьма любопытна с технической точки зрения. Бюджет фильма составил 2 000 000 долларов. По нынешним меркам это стоимость эпизода какого-нибудь сериала средней руки, тогда же это было целое состояние (да и доллар тогда был совсем другой — унция золота стоила в те времена 35 долларов — сравните с нынешними ценами и поймете разницу!). И эти деньги были потрачены не зря — миниатюрные модели, декорации, анимация, костюм робота Робби сделаны на максимально возможном для того времени уровне. Сейчас конечно смотрится все это скорее с умилением, но если вспомнить какие технологии имелись в распоряжении киноделов в то время и какие усилия были затрачены на съемку ряда сцен, то работа съемочной группы вызывает искреннее уважение

Как и подобает классике, сюжет разворачивается неторопливо — вначале мы знакомимся с миром и технологиями будушего, потом вместе с экипажем корабля осматриваем поверхность Альтара-4, узнаем его странных обитателей и затем постепенно приоткрываем завесу тайны над этим необычным местом. Безусловно, основной упор в Запретной планете делается на фантастическом элементе, но в то же время в ней есть немного от приключений, немного от комедии (дуэт робота Робби и любящего выпить повара думается оставит немало позитивных впечатлений у зрителей), и даже капелька экшна (даже сейчас в пост-матричную эпоху битва с невидимым монстром смотрится с заметным интересом). Основная тема, поставленная фильмом с годами не только не потеряла, но даже наоборот, стала еще более актуальной. Не погубят ли нас наши технологии? Не является ли современная цивилизация лишь ширмой, которая в один прекрасный момент лопнет, высвободив самые низменные и скрытые желания человека? Это только несколько вопросов поставленных фильмом…

Главную роль в Запретной планете исполняет Лесли Нильсен. Все знают данного актера по ролям забавного старика, который с серьезным выражением лица отмачивает шутки одна абсурднее другой — но мало кто видел фильмы, которые дали толчок его кинокарьере. Запретная планета это фактически дебют Нильсена в кино — и надо сказать, он весьма неплохо и органично смотрится в роли мужественного капитана звездолета… оттого тем более странно осознавать ту метамарфозу, которая в дальнейшем претерпела его карьера. Очаровательная Энн Фрэнсис составила ему достойную пару, а Уолтер Пиджон неплохо воплотил классический типаж слегка безумного ученого.

Запретная планета во многих аспектах стала первой — первым фильмом в саундтреке которого широко использовалась электронная музыка, первым фильмом где действие было вынесено за пределы солнечной системы в глубокий космос, первым фильмом где было показано освоение людьми звезд. Во многом этот фильм стал определяющим, вдохновив новое поколение кинематографистов. Те или иные использованные в Запретной планете детали и приемы позже нашли были задействованы в куче фантастических фильмов, начиная от сериала Стартрек и первого Чужого и заканчивая Звездными войнами (те же С3РО и R2D2 явно духовные наследники робот Робби). Основной сюжетный твист с тех пор был неоднократно и с различными модификациями повторен в ряде фантастических произведений.

Конечно, трудно сравнивать Запретную планету с новенькими блистающими 3Д и CGI фантастическими блокбастерами последних лет, да и наверно это просто ни к чему. Фильмы приходят и уходят, пропадая как слезы под дождем (с), и лишь немногим из них суждено действительно запомниться и остаться в памяти зрителей — и Запретная планета относится как раз именно к этой категории.
Оценка 1
Заголовок Забытая жемчужина космической фантастики 50-тых.
Текст реценизии Все-таки 50-тые подарили немало фантастических фильмов. С таким урожайным десятилетием могут сравниться разве что 80-тые. В основном это были или фильмы про вторжение инопланетян или фильмы про гигантских тварей. Впрочем, тематика космоса и космических полетов тоже не оставалась в стороне. Это и «Цель назначения — Луна» (1950) режиссера Ирвина Пичела, снятий по роману Роберта Хайнлайна «Ракетный корабль «Галилей» «. По сюжету фильма американские промышленники и магнаты хотят опередить СССР в освоении космоса». Фильм во многом стал прорывом в жанре. Фантастический сюжет лишь фон для демонстрации политического противостояний двух сверхдержав (США и СССР) в космической гонке. Для холодной войны это был очень актуальный сюжет. Ну а отличные декорации и спецэффекты в сукупности с проработкой характеров персонажей, сделали фильм классикой, которая и в наше время отлично смориться. В том же году вышел фильм Курта Ньюмана «Ракета Икс-Эм». В котором астронавты попадают на Марс и обнаруживают руины марсианской цивилизации. Фильм лишен психологической нагрузки и является просто очень хорошим развлекательным продуктом.

Не обошлось и без космических катастроф. Да-да, задолго до Майкла Бэя и его «Армагеддона», в далеком 1951 году режиссер Рудольф Мате снял превосходный фильм «Когда сталкиваются миры». По сюжету, которого к нашей планете движется «блуждающая планета» что называется Беллус, и ее гравитационные поля создают приливные эффекты уничтожающие человеческую цивилизацию. Немногие выжившие направляют усилия на постройку космического корабля для спасения. Превосходный сюжет, что во многом перекликается с Библейской легендой про Ноя и его ковчег. Спецэффекты, отлично показанные характеры персонажей, а также поднятая тема самопожертвы. Прекрасное кино и серьезное кино.

Отмечу еще две картины оказавшие влияние на жанр космической фантастики. Первый это фильм Джозефа Ньюмана«Этот остров Земля»(1955). Про ученого что был похищен инопланетянами для того чтобы он помог синтезировать уран для силового поля защищающего планету от метеоритов. Очень даже солидный и важный для жанра фильм. В этом заслуга превосходного сценария и грима монстров-мутантов, что стал классическим, сделанного знаменитым постановщиком спецэффектов Бадом Уэстмором. Другой фильм это творение режиссера Эдварда Л. Кана, «Оно! Ужас из космоса» (1958). Про экипаж звездолета, которого терроризует инопланетянин-вампир из Марса. Весьма среднестатичный фильм, но, тем не менее, он считается предвестником фильма «Чужой» (1979). Но, увы, полностью проигрывает шедевру Ридли Скота. Во всем, в плане актеров, спецэффектов, декораций, нагнетания атмосферы и проч.

Это конечно не полный перечень фильмов про космос снятых в то десятилетие. Просто в своем большинстве остальные фильмы являются просто неплохими, но ничем не выделяющимися из потока себе подобных. К примеру «Королева из космоса» (1955) режиссера Эдварда Берндса, фильм про то, как экипаж космолета с Земли попал на Венеру в плен к очаровательным инопланетянкам, что ненавидят мужчин. Прелестное кино, но не несущее никакой интеллектуальной нагрузки. Или «Сердитая красная планета» (1959) снятая Ибом Мельхиором. В которой астронавты столкнулись с негостеприимной флорой Марса. Перечень можно продолжать до бесконечности.

Однако жемчужиной космической фантастики 50-тых заслужено является фильм режиссера Фреда Уилкокса «Запрещенная планета». Фильм стал прорывом и оказал просто огромное влияние на жанр. Именно этот фильм был источником вдохновения для Джима Роденбери, когда тот в 60-тых создавал свой эталон космической фантастики — «Звездный путь». Сходств между этим фильмом и оригинальным сериалом Star Trek очень много. Это и пейзажи планеты, интерьер корабля, костюмы персонажей. Именно в этом фильмы впервые применили электронную музыку. Но главный костяк фильма это спецэффекты и сценарий.

Спецэффекты не просто хороши, они превосходны. Для того времени когда про компьютерную графику никто даже и не мечтал они вышли насколько передовыми и реалистичными что держали этот статус вплоть до фильма «Космическая одиссея 2001 года» (1968) Стэнли Кубрика. Ну а сцена нападения невидимого монстра выглядит шикарно и по сей день. Никакой халтуры и аляповатости. Интерьера корабля и построен на планеты выполнен с присущим чуством вкуса и шиком. У персонажей нет дурацких костюмов что очень свойственные для многих фантастических фильмов того времени. Даже больше, некоторые из них весьма смелые. Я имею в виду коротенькое платье Альтаиры Морбиус. Для тех времен это было очень вызывающе.

Но, безусловно, главный козырь фильма это сценарий. Хотя нет, превосходный, ювелирно написанный сценарий. В основе сценария лежит пьеса Шекспира «Буря», просто сценарист переделал ее на фантастический манер. Сюжет отдает достаточно сильным психологизмом и поднимает актуальные проблемы: где та грань в нашем сознании над которой властен человек. И что будет, если выпустить наружу темные закоулки сознания. Сколько мы еще должны совершенствовать свою культуру, что бы не пасть жертвами своего прогресса как креллы. События разворачиваются, постепенно раскрывая нам, новые детали сюжета, что складываются в гармонийную мозаику фильма. Напряжение тоже имеется, особенно благодаря концепции монстра.

Отдельного абзаца заслуживают актеры. В первую очередь это Лесли Нильсен. Да-да тот самый король пародий. В наше время мало кто знает, что у него были и серьезные роли. И роль командора звездолета в этом фильме одна из лучших. Остальные актеры заслуживают не меньшей похвали. Особенно Уолтер Пиджон, исполнивший роль доктора Морбиуса. Его персонаж самые трагичный в фильме. Ученый что хотел лишь сохранить культуру креллов, которой он так восхищался. Но стал жертвой той самой ошибки, что и погубила их. Не смог совладать с темной стороной. Ну и разумеется робот Робби. До появы Терминатора и Робокопа это был один из наиболее популярных киноперсонажей роботов. Да и сейчас остается одним из наиболее интересных роботов в кино.

В наше время найдется мало фантастических фильмов снятых в 50-тых которые и в наше время выглядят великолепно. «Запрещенная планета» один из немногих. Прекрасное кино, которое желательно посмотреть всем ценителям жанра.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Загадка старого отшельника
Текст реценизии Посмотрев «Запретную планету», начинаешь понимать, насколько трудно приходится создателям современных фантастических фильмов. Сейчас уже практически невозможно быть оригинальным. Стоит только хорошо покопаться в старом американском кинематографе и обнаружишь, что твоя, как будто «оригинальная» идея, уже была воплощена на экране несколько десятилетий назад. Вот так и я обнаружил, что один из моих самых любимых фантастических фильмов — «Сквозь горизонт» Пола Андерсона, как две капли воды похож на «Запретную планету» Фреда Уилкокса, снятый за 40 лет (!) до хита Андерсона.

Не могу не отметить высочайшее качество фильма Уилкокса, как для того времени (1956 год). Похвал заслуживает и сюжет и спецэффекты. Фильм повествует о спасательной экспедиции на четвертую планету системы Альтаир. Целью экспедиции является пропавший корабль «Беллерофон». Прибыв на планету, команда спасателей обнаруживает в живых только однго члена команды «Беллерофона» — филолога, доктора Морбиуса. И он, к удивлению команды спасателей, совсем не намерен покидать забытую Богом, пустынную планету. Возможно, доктор что-то недоговаривает…

Большая часть фильма посвящена демонстрации технологий древних жителей Альтаира-4. Весьма смелый шаг, учитывая уровень развития спецэффектов в кино полувековой давности. Но, как раз демонстрация технических достижений древней цивилизации выглядит безупречно. Декорации выглядят довольно реалистично, действие различных механизмов подробно разъясняется. Ландшафт планеты у неподготовленного зрителя может вызвать улыбку — нарисованные небо и скалы выглядят довольно наивно. Но в целом техническая сторона «Запретной планеты» оставляет самые приятные впечатления.

Особого внимания в «Зпретной планете» заслуживают актерские работы. Тридцатилетний Лесли Нильсен, поначалу, с трудом узнаваем в роли командира Адамса. Но чем дальше, тем больше общего начинаешь находить между бравым командиром и седовласым маразматиком(имею в виду роли) из комедий 80-х — 90-х гг. Я бы еще выделил Уолтера Пиджена в роли доктора Морбиуса. Игра актеров вполне стандартна для фильмов тех лет — чопорная, камерная, элегантная, без лишних эмоций. Как это ни странно, но в «Запретной планете» не обошлось и без юмора, причем весьма острого и современного, даже для уха зрителя из ХХI века.

Основная интрига фильма — тайна происхождения загадочного, невидимого монстра из Альтаира-4, раскрывается сама собой, ближе к концу фильма. В принципе, любой более-менее сведущий любитель фантастики уже в середине фильма разгадает загадку таинственного монстра. Но от этого, эффект финала ни сколько не уменьшается.

9 из 10
Оценка 3
Заголовок Когда Лесли Нильсон ещё не был комедийным актером
Текст реценизии «Жанровая классика, когда Лесли Нильсон ещё не был комедийным актером». Приблизительно так охарактеризовали этот фильм герои сериала «Касл». «Запретная планета» из тех лент, на которых чудики с закрытыми комбинезонами из фольги и с водяными «бластерами» создают целую субкультуру, но ему явно не хватает истории и размаха. Как не хватает серьезной драматургии, более убедительной постановки и игры, ещё разных вещей, которыми в 1957 году кинематограф не обладал, но зато сейчас в избытке. Я к тому, что бытие определяет сознание и сегодня оно куда искушеннее, чем 60 лет назад.

По той же причине современному человеку редуцированный психоаналитический подход Фрейда («влечение к смерти», влечение к разрушению) и этологический подход Лоренца (врожденный инстинкт агрессии) к натуре человека уже должны казаться неубедительными. Тем более что подаются они в фильме под противным, почти идеологическим соусом того, что «религия и закон» только и придумали для того, чтобы сдерживать наши рвущиеся на волю инстинкты разрушения.

А впрочем, декорации и компьютеры меняются быстрее, чем философские идеи и достижения науки переходят из головы в голову, по этой причине не мудрено, что и сегодня кто-то воспринимает идею этого фильма серьезно, со словами что-то вроде «философский», «глубокий», или «заставляет задуматься». Хотя, такие случаи можно оправдать простым очарованием умилительными декорациями и утрированно механическим роботом (кстати, робот Робби стал известной фигурой в узких кругах любителей сай-фай). В милой наивной простоте как-то очень уютно и совершенно безопасно. За это и любят подобные фильмы. К слову, и у меня таких пара дюжин наберется.
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Смотреть фантастическое кино середины двадцатого века — занятие на любителя. Если кино проходное — то можно просто посмеяться над устаревшими стереотипами и наивными представлениями той эпохи. Если кино имеет кое-какую художественную или историческую ценность — то надо уметь отрешиться от внешней неказистости и попытаться разглядеть авторский замысел.

Я не буду судить о ценности фильма «Запретная планета», вышедшего в 1956 году. Зато скажу, что в одной из главных ролей снимался молодой Лесли Нильсен. Увидеть Нильсена в серьёзной роли — одно удовольствие (а не увидеть, естественно — другое).

Также в этом фильме впервые появился знаменитый робот Робби, засветившийся за три следующих десятилетия в целой куче научно-фантастического кина. На Кинопоиске у Робби даже есть личная страничка, как у настоящего артиста. И правильно — мы против дискриминации роботов.

Кстати, до сегодняшнего дня я про знаменитого робота Робби не знал абсолютно ничего. Но узнал его сразу. Именно с Робби срисованы роботы-протектроны из Fallout 3.

7 из 10