Мой американский дядюшка (1980)

Mon oncle d'Amérique (1980) 18+


О фильме

Профессор Анри Лабори решает изучить жизнь трех разных людей для подтверждения теории «эмоционального мозга», что означает стремление к доминированию над окружающими. В поле его зрения попадают служащий Жан, актриса Жанин и успешный топ-менеджер Рене.

У каждого из героев есть свой любимый французский актер, которому они подражают, сами того не замечая. Есть и американский дядюшка — он присутствует в разговорах персонажей, каждый раз становясь неожиданным аргументом в доказательстве той или иной позиции…

Подробная информация

Слоган
Страна Франция
Жанр драма, комедия, мелодрама
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 21 мая 1980
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 125 мин. / 02:05
Рейтинг Кинопоиска 7.805 / 244
Рейтинг IMDB 7.70 / 2 112
Рейтинг мировых критиков 100
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Мари Дюбуа, Жерар Депардье, Пьер Ардити, Нелли Боржо, Филипп Лоденбаш, Роджер Пьер, Жерар Дарьё, Николь Гарсия, Бернард Малатье, Генри Лабори
Роли дублировали
Режиссер Ален Рене
Сценарий Жан Груо, Генри Лабори
Продюсер Филипп Дюссар, Кристиан Лентретьен
Композитор Арье Дзерлятка
Художник Катрин Летерье, Филипп Тюрлюр, Жак Солнье
Монтаж Альбер Юргенсон
Оператор Саша Вьерни
Участники съемочного процесса Жан Маре, Изабель Ганз, Катрин Летерье, Филипп Тюрлюр, Мари Дюбуа, Валери Древиль, Лоуренс Феври, Жерар Депардье, Александр Риньо, Жак Риспаль, Лоранс Бади, Макс Виаль, Жилетт Барбье, Брижит Роюан, Пьер Ардити, Нелли Боржо, Филипп Лоденбаш, Жан Габен, Мишель Мюллер, Серж Феллар, Жан Дасте, Доминик Розан, Роджер Пьер, Вероник Сильвер, Саша Вьерни, Guillaume Boisseau, Женевьев Мниш, Жан Груо, Шарлотта Бонне, Albert Médina, Элена Мансон, Жерар Дарьё, Катрин Фро, Ален Рене, Жак Солнье, Николь Гарсия, Даниель Дарьё, Филипп Дюссар, Альбер Юргенсон, Жан Лекот, Франсуа Кальве, Моника Мойклэр, Damien Boisseau, Ив Пено, Гастон Ваккия, Сабина Томас, Арье Дзерлятка, Carène Ferrey, Кристиан Лентретьен, Лилиан Годет, Морис Готье, Бертран Лепаж, Бернард Малатье, Стефани Лустау, Лоуренс Рой, Мария Лабори, Себастьен Дрэй, Жан-Филипп Пюмартин, Ina Bedart, Маржори Годен, Дороти, Anne-Christine Joinneau, Генри Лабори, Катрин Серр, Жан-Бернар Гийярд, Людовик Сэлис

Премии фильма

  • Оскар, 1981 год (us) - Лучший сценарий
  • Сезар, 1981 год (fr) - Лучший фильм
    Лучшая актриса (Николь Гарсия)
    Лучший режиссер (Ален Рене)
    Лучший адаптированный или оригинальный сценарий
    Лучшая работа оператора
    Лучшие декорации
  • Каннский кинофестиваль, 1980 год (fr) - Золотая пальмовая ветвь

Страны производства фильма

  • Франция (21 мая 1980) - 0
  • Испания (22 октября 1980) - 0
  • Швеция (29 ноября 1980) - 0
  • США (17 декабря 1980) - 0
  • Португалия (22 января 1981) - 0
  • Аргентина (19 февраля 1981) - 0
  • Дания (21 марта 1981) - 0
  • Австралия (9 июля 1981) - 0
  • Германия (ФРГ) (18 сентября 1981) - 0
  • Финляндия (30 октября 1981) - 0
  • Аргентина (25 января 2001) - 0
  • Греция (17 июля 2008) - 0
  • Греция (25 октября 2009) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1977 год, 1979 год, Боязнь, Бретань, Возможность карьерного роста, Вознаграждение, Воспоминания детства, Вымышленная биография, Детские воспоминания, Закадровый комментарий в эпилоге, Карьера, Конкуренция, Континент в оригинальном названии, Краб, Культовый режиссер, Курение, Лабораторная крыса, Лодка, Местоположение в оригинальном названии, Мозг, Мокьюментари (псевдодокументальный фильм), Море, Морское побережье, Мышь, Наказание, Наука, Научный эксперимент, Невралгия, Неудавшееся самоубийство, Озвучивание текста письма, Оригинальное название от первого лица, Остров, Отношения мужа и жены, Офис, Охота, Париж, Франция, Писатель, Полудокументальный фильм, Попытка самоубийства, Продвижение по службе, Психологический эксперимент, Психология, Психосоматическая болезнь, Радио, Руководящий работник, Самоубийство через повешение, Связь на стороне, Стресс, Сюрреализм, Театральная постановка, Текстильная фабрика, Убегающий герой, Упоминание Жана Габена, Успех, Ученый, Человеческий мозг, Эксперимент на мозге, Эссе, Язва

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Американский дядюшка Алена Рене
Текст реценизии На фоне весьма легких трагикомедийных историй Ален Рене предлагает нам экскурс в эталогию. Нередко повествование останавливается и он рассказывает нам об опытах, которые делали над крысами и их реакциях или приводит другие примеры связанные с поведением животных.

Таким образом, нам приводятся примеры того, что животные не считают бегство чем-то зазорным. Очень подробное внимание Рене уделяет и психосоматическим заболеваниям.

Сюжетные ходы неразрывно связаны с примерами из мира животных, что усиливает эффект от фильма. Однако, если бы не оригинальная режиссерская стилистика, то вряд ли бы меня заинтересовала история инженера, который боится увольнения, но получив повышение попадает в глобальный личностный кризис, а также жены, которая идет на очень сильную хитрость, чтобы сохранить свою семью.

Я не думаю, что фильм относится к числу шедевров, но на фоне многочисленных французских фильмов Трюффо, Девиля, Ромера и Шаброля, «Мой американский дядюшка» стоит особняком. В гротескности его можно сравнить лишь с работой Бертрана Блие «Ночные закуски».

Думаю, что Рене понимал свою исключительность и для того, чтобы усилить тщетность переживаний своих героев сделал интересный ход — они как будто ассоциируют себя с любимыми киногероями Жаном Габеном, Даниелем Дарье, Жаном Марэ. Режиссер технически изобразил это фрагментами из старых фильмов.

Кстати, фильм содержит прямые отсылки на научные труды Анри Лабори создавая тем самым реалистичный подтекст — картину можно рассматривать исключительно как иллюстрацию творчества известного ученого.

В итоге: Анри Лабори считал, что у человека в стрессовой ситуации не так уж и много вариантов- борьба, пассивность или бегство. Это в полной мере распространяется и на отношения семейные. Ален Рене достаточно четко разрабатывает данную теорию на конкретных примерах. Критики и зрители как будто извинялись за недостаточно обласканные успехом «Стависки» и «Провидение» (мне кажется фильм получил недостаточное количество наград) признав «Дядюшку» безусловным шедевром.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Рене стал известен благодаря своим «сложным» фильмам. «В прошлом году в Мариенбаде» и «Хиросима, любовь моя» — фильмы которые возможно смотреть, но понять до конца что именно в них происходит почти не возможно. И это не Девид Линч с его психоделикой, у Рене герои не сходят с ума, они просто пытаются понять что с ними происходит, а зритель тем временем начинает действительно лесть на стену.

Кино эксперименты мало приносят пользы обществу, киноискусству — несомненно. Но фильмы способны и на большее, через них можно рассказать даже самому недалёкому зрителю в доступной форме такое что обычно его не интересовало, но что знать обязан каждый человек. Самый главный вопрос которым задаётся каждый человек: почему я делаю то что делаю? Действительно интересный вопрос. Ответ на него скрыт в книгах по психоанализу.

По началу кажется что это очередной кино эксперимент, так оно и есть, только теперь зрителю придётся сходить с ума от осознания того что с ними происходит. К работе над картиной был приглашён талантливый врач посвятивший свою жизнь изучению психологии человека, знаниями полученными в процессе работы он охотно делиться.

Но фильм всё же игровой и рассказывает он о трёх людях живущих обычной жизнью в которой разумеется много проблем, в это же время тот самый доктор анализирует их поведения, приводя наглядный пример на мышах. Вывод к которому нас подводит доктор не самый приятный зато очень логичный.
Оценка 1
Заголовок Естествознание
Текст реценизии Перенести закономерности природы на ее венец идея сама по себе разумная, сколько бы человек не пытался обозначить себя ее царем, ее ребенком он является. Под благовидным предлогом дедушки-дядюшки затейник Ален Рене в декорациях экзистенциальной драмы располагает весьма остроумное и занимательное рассуждение-аналогию. Причем такое обстоятельное и разумное, что сами герои уходят на второй план, уступая роль инстинктам, заложенным в человека социумом и природой. Рене, конечно, далек от желания демонстративно «пройтись» по человечеству, его идеям не отказать в оправданности, однако трудно принять на веру, что все поступки мотивированы настолько же определенно. Человек — клубок противоречий, все-таки сложнее: жизнь — не только набор определенных событий, а действие, воля и направление задается не только мерилом психофизиологических реакций. Не все возможно извлечь из человека, подвести под один общий знаменатель и разложить на элементы. Это наверное и есть индивидуальность.

Отдельная благодарность автору за усталого Габена и метафоричность беспомощной перевернутой черепашки. Уж слишком глупо выглядят эти люди. Как тут не вспомнить насмешливую фразу человеколюбивого шутника Вуди Аллена о делении людей на две категории — мерзких и жалких. Не так уж далеко от истины, хотя и немного унизительно осознание, что мы только подопытные в бессознательном эксперименте над собой и другими.

8 из 10