Облако-рай (1991)

(1991) 18+


О фильме

Скучная, тусклая, серая однообразность провинциального городка. Чтобы обратить на себя внимание, молодой парень Николай «ляпнул», что уезжает к другу на дальний восток. Что тут началось! Весь город принимает участие в сборах. Да с каким грандиозным размахом, словно едут всем городом.

И даже чистосердечное признание Николая, что все это — вранье, да и друга-то нет, не могут никого остановить. С помпой, в торжественной обстановке, Николая с музыкой выпроваживают из города…

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр комедия
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 4 декабря 1991
Премьера в России
Релиз на DVD 18 сентября 2008, «Мьюзик-Трейд»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 80 мин. / 01:20
Рейтинг Кинопоиска 8.161 / 2636
Рейтинг IMDB 7.00 / 247
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Зинаида Воркуль, Сергей Баталов, Ирина Розанова, Владимир Толоконников, Борис Каморзин, Алла Клюка-Шаффер, Лев Борисов, Юрий Колобков, Андрей Жигалов, Анна Овсянникова
Роли дублировали
Режиссер Николай Досталь
Сценарий Георгий Николаев
Композитор Александр Гольдштейн
Художник Алексей Аксенов
Монтаж Мария Сергеева
Директор фильма Алексей Голодницкий, Федор Попов
Оператор Юрий Невский
Участники съемочного процесса Зинаида Воркуль, Сергей Баталов, Ирина Розанова, Алексей Голодницкий, Александр Гольдштейн, Владимир Толоконников, Борис Каморзин, Николай Досталь, Алла Клюка-Шаффер, Мария Сергеева, Александр Числов, Федор Попов, Вера Ивлева, Юрий Невский, Лев Борисов, Юрий Колобков, Андрей Жигалов, Георгий Николаев, Анна Овсянникова, Алексей Аксенов

Страны производства фильма

  • Швейцария (Август 1991) - 0
  • Франция (4 декабря 1991) - 0
  • Нидерланды (7 августа 1992) - 0
  • Венгрия (7 декабря 2000) - 0

Участники съемочного процесса

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Веселые похороны.
Текст реценизии Позднее утро. Откидывая теплое одеяло в сторону, человек тихо, аккуратно встает, чтобы не потревожить пока еще полусонное состояние, и идет на кухню, где его встречают металлический блеск кухонных торговых марок и аромат хорошего кофе. Совершая маленькие рейды от холодильника к кухонному столу, он мастерит незамысловатый завтрак. Затем, шлепая босыми ногами, идет в гостиную и садится в мягкое, кожаное кресло, включает плазменный телевизор и погружается в мир новостей и сплетен. Изрядно насытившись теплым напитком и утренней дозой информации, он надевает строгий костюм и направляется на работу, проезжая через многоликие пробки. На работе он трудится, вкалывает, но не ради желания, не ради удовольствия, а ради прибыли, ради возможности купить еще один телевизор, еще одну машину, ну и загородный дом впридачу. Таким образом, человек, окружая себя такого рода прелестными вещицами, становится чуточку счастливее. По крайней мере, он так считает.

А ведь где-то есть совсем другая жизнь, жизнь, где никуда не надо спешить, где воскресным солнечным днем ты не дожидаешься важного звонка по поводу очередной сделки, а попросту не знаешь, чем себя занять. Именно о такой жизни и снял свой фильм Николай Досталь. Сюжет картины «Облако-рай» незамысловат и даже возмутительно прост. В конце недели молодой рабочий паренек, живущий в поселке, где кроме заводов да магазинов с обилием спиртных напитков, ничего больше нет, не находит себе места. Единственная актуальная тема для разговора — это погода, вот и пристает ко всем Коля, рассказывая каждому встречному, что по радио сегодня обещали дождь, а на самом деле стоит безоблачная погода. Но никто не реагирует, маленький городок словно вымер, спят все его жители. Никто не ждет от сегодняшнего дня чего-то нового, необычного, и это понятно: что может случиться в поселке, где покупка зонтика уже новость. Коля, пытаясь хоть как-то расшевелить своего друга Федя сообщает ему, сам себе удивляясь, что собирается уезжать к другу на Восток. Насовсем. Новость сразу возвращает к жизни Федю и его жену, а следом и всех обитателей городка, на время вырвав их из объятий постоянного сна. Шутка Коли воспринимается серьезно, потому что сами жители уже устали от этой меланхолии, им хочется праздника, гуляний, а проводы, чем не повод для радости, и Коля моментально становится героем этого дня. Постоянное бездействие породило в них удивительную способность — незначительное событие превратить во что-то очень важное. Картина жизни сразу же меняется.

Героиня Ирины Розановой достает из шкафа давно забытое платье, надевает вопиюще красные бусы и, выходя во двор, ловит удивленные взгляды односельчан, а сама же про себя напряженно думает: как бы не упасть на этих высоких туфлях. Осторожно обходить каждую ложбинку: навыки — то уже потеряны. Бабушки, сидящие на скамеечке, как два воробушка, вечно одетые не по погоде, вечно молчащие. «Вечно» — это слово подходит для них как никакое другое. Но даже они не пропускают столь знаменательное событие, потихонечку плетутся сзади всех, провожаю Колю. Герой Владимира Толоконникова, норовящий засунуть открытую банку шпрот в карман пиджака, да заодно прихватить бутылку водки, вдруг совершает благородный поступок — отдает Коле чемодан, тем самым, обрекая себя на вечное гниение в этих трущобах, ведь «чемодан — святое дело, без чемодана человек, как дерево — всю жизнь на одном месте». Федя, вдруг осознавший, что у него есть замечательный друг Колька, рассуждает о масштабе и берет все бразды правления относительно Колиного отъезда в свои руки, не замечая резко сменившегося настроения друга и не понимая, что это вдруг тот сочинил песню.

Сцена проводов напоминает похороны, автобус — катафалк, слезы, поспешное, суетное прощание, последнее видение по-своему близких Коле людей. Герой по сути принес себя в жертву, ведь мог же он вдруг хлопнуть по столу во время тихого прощания и сказать всем, что это сгоряча ляпнул, не подумав. Не прекратил проводы, не стал отстаивать свои виды на мебель. Только в финале картины Коля признается своей девушке, что «его на самом деле никто не звал», но уже поздно, процесс пошел, машина запущена и необратимо движется вперед.

Однако фильм не так прост, каким кажется на первый взгляд, это фильм — метафора, рассказывающий о трагических временах нашей страны. Весь поселок — это своеобразное олицетворение СССР. Режиссер хочет сказать, что СССР, как форма, существовать уже не может, что такая государственная организация уже отжила свой срок. Об историческом времени фильма свидетельствует календарь 1991 года, который постоянно сотрясается от ударов двери. Николай Досталь очень мудро и тонко предсказал будущее нашей страны. Аналогия проводится с легкостью, без натянутостей, так же как и Коля, Россия отправилась неизвестно куда. Сила масс, вдруг объединившейся в связи с Колиным отъездом, лихо подгоняет его и практически сама сажает героя на автобус. Коля на их фоне выглядит жалкой марионеткой, которой крутят, как хотят. И вот едет Коля в неизвестное будущее и с надеждой он смотрит не вперед, а назад, туда, где остались его прежние привычки, радости и воспоминания. Также мотив своеобразной гибели еще виден в закате, который символизирует не только конец дня, но и конец эпохи. Старая сумка с надписью «СССР — USSR» «мала, да и не отмоешь». И самое страшное, что предсказал Николай Досталь, так это то, что даже после отъезда Коли ничего не изменится. Этот мимолетный всплеск вскоре сойдет на нет, и героиня Ирины Розановой вновь наденет старую, выцветшую футболку, а бабушки будут сидеть на лавочке, прижавшись друг к другу лохмотьями. Так получилось и с нашей страной, после перестройки, всеобщей радости в связи с изменениями, наступила та же серость и обыденность. Жизнь лучше не стала.

Картина Николая Досталя пугает и поражает своей способностью предвидеть будущее. Нельзя сказать, что фильм актуален и по сей день, ведь ритм жизни изменился, однако до сих пор вопросы о погоде востребованы, люди жаждут перемен, провожают своих близких с широким размахом, а платье, некогда надетое на очередной Новый Год, висит в шкафу, завешенное полиэтиленовым пакетом.
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии После просмотра этого фильма в середине 90-х уже прошлого века я стал внимательнее относиться к новой волне в русском кинематографе. Душевное, как принято говорить, кино. Про то, что все у нас как-то нелепо, грустно, неприглядно, но так по-человечески, по-родному… А песни Андрея Жигалова, звучащие в фильме, до сих пор одни из любимых (мы все ищем что-то и не находим…). Пересматривал картину трижды и знаю наперед: такое кино вечно. Респект всем, кто вложил душу в создание фильма.
Оценка 1
Заголовок Где ты, Облако-рай?
Текст реценизии И смех, и грех. Думаю, многим будут понятны чувства главного героя — пусть и недалекого простачка, но ведь у каждого есть мечта, а серая, монотонная жизнь в затерянной деревушке или даже в большом мегаполисе отбирает ее у нас. И уплывает Облако-рай.

Фильм насыщен смешными диалогами, но все равно чувствуется безысходность. Главный герой ведет однообразную жизнь, наполняют ее только работа да разговоры с соседями. «Знаешь, как по вечерам скучно», — говорит он. И что ужаснее всего — нет никакой надежды на разрушение этого порочного круга. Если говорить о впечатлении от фильма, цитата из песни Led Zeppelin кажется мне наиболее уместной: It makes me wonder (заставляет задуматься).

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии В кадре — обычный парень Коля. С первых минут этого очень короткого фильма (всего 1 час 15 минут) он так улыбается, что даже самый угрюмый зритель понимает: Коля очень любит жизнь. Любит бессознательно и неосмысленно. Как лопоухий щенок. Схожесть со щенком проявляется не только во внешности, но и в поведении — вроде бы и радуют нас щенята, но уж очень быстро надоедают.

Коля родился в глуши (мы часто видим ее, когда курим в тамбуре поезда). В очень глубокой, первозданной, провинциальной, захолустной, но при этом милой, тихой, дружелюбной и почти что родной (к сожалению, этого из тамбура не видно). И ничего с этим не поделаешь. Да и не надо. Да и не особо-то и хочется! Эта размеренность устраивает всех. Всех, кроме Коли. Вот он взял и «ляпнул», что уезжает. На заработки. К другу. На Дальний Восток. «Ляпнул» просто так, чтобы было, так сказать, о чем. Без каких-то задних мыслей. С этого момента начинается одна из самых добрых, грустных, настоящих и честных русских трагикомедий не только начала перестройки, но и вообще.

Колина безобидная хохма моментально превращается в снежный ком. Глубинка оживает. Расправляет плечи, наливает, и начинается. Вот уже и чемодан Коле нашли. Вот уже и вещи в этот чемодан сложили. Вот уже и всем домом на проводы скинулись. Вот уже и мебель распродана. А вот уже и нового жильца в Колину комнату заселяют. Все это делается с такой простодушной искренностью и откровенной радостью, что Коле не остается ничего другого, как действительно уехать. Бросить любимую девушку, которая давно воротит нос и тихо презирает. Бросить лучшего друга Федю, который давно сторонится непутевого и приставучего Колю. Бросить родной двор, который кроме оплеух ничего тебе не дал. И даже Колино признание в своем вранье уже ничего не изменит. Ведь на самом деле родной городок проводил Колю в тот самый момент, когда он решил неудачно пошутить…

А еще «Облако-рай» — это очень колоритные актеры. А еще «Облако-рай» — это очень своеобразная операторская работа. А еще «Облако-рай» — это необычные песни, которые сочинял сам Коля: «На небе облако-рай, пойди его угадай… Тоской и грустью лечусь, душой на небо я рвусь». И хочется нам того или нет (как в случае с Колей), но зачастую шаг вперед — это пинок под зад. Коле просто повезло — этот пинок он сделал себе сам.

А 14 лет спустя Николай Досталь сделал продолжение «Облака» — фильм «Коля перекати-поле».
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Любой приличный кинодраматург знает, что только два вида фильмов привлекают массового зрителя. Первый вид — истории о том, чего все очень хотят, но не могут себе позволить. И второй — истории о том, чего все дико боятся.

Все остальные варианты — это не для массового фильма.

Но также приличные кинодраматурги знают, что написать заумное кино проще, чем умное. Артхаус, понятный только самому режиссеру, снимать легче, чем кино, которое оставит след в каждом сердце.

«Облако рай» поистине уникальный фильм. Он одновременно рассказывает о том, чего все хотят и чего все дико боятся. А потому точно никого не оставляет равнодушным.

И как водится, когда актерам есть, что играть, они выкладываются на полную катушку. И, возможно, по этой причине роль Андрея Жигалова в этом фильме так и останется лучшей его ролью в кино. Так как почти невозможно придумать лучший сюжет, чем в «Облаке рай».

И песня в конце.

Не думаю, что у одного меня в финале фильма текли по щекам слезы.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Облако-рай… Его нет, но все мы верим, что оно есть.

Чтобы сесть сверху, задуматься и все твои желания сбудутся… Но какой ценой? Желания никогда не сбываются так, как мы хотим.

Коля хотел перемен? Хотел стать героем дня? Сделано! Бдыжч! Но не так, не тем путем.

Страшно странный фильм. Его хочется пересматривать снова и снова. Фильм про нас, нашу глубинку, где никогда ничего не происходит…

Ох, Коля…

Необычнейший голос, нестандартные песни, нелогичная концовка…

Все это сплетается в такой нерв, что остается в памяти надолго.

Когда я узнала, что есть продолжение, я кинулась смотреть. Не ожидая счастливого конца, просто радуясь узнаванию тех самых героев…
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Фильм нашёл своего зрителя. Настоящее, русское кино про нас. Я уверен, что это действительно отрывок из чьей-то реальной жизни. Ведь такой Николай на самом деле живёт в одном из наших дворов, а может, чем-то он похож и на нас самих.
Оценка 1
Заголовок вечная история… о вечном невозвращении
Текст реценизии «Ему стало зябко, но он тут же вспомнил, что уже читал о чем-то подобном, какой-то покетбук в яркой глянцевитой обложке, и от этого воспоминания ему полегчало. Придумать можно все что угодно. На самом деле никогда не бывает так, как придумывают.» (Стругацкие «Пикник на обочине»)

Замечательный советско-русский фильм режиссёра Николая Досталя. На Кинопоиске указано, что фильм 1991-го года. Наверное, имеется в виду премьера. Вообще фильм 90-го года (см. титры: © — Киностудия «12-А» 1990г.).

Получается, фильм снимался как раз на самом изломе эпох — уже как бы и не советский, но еще и не русский.

За три года до, в 1987-ом году на экраны выходит знаменитая «Асса» Сергея Соловьева. Лично я склонен считать, что своей популярностью фильм Соловьева обязан прежде всего все-таки появлению в фильме Цоя. Хотя, сам Цой (по выражению самого же Цоя)) в этом фильме, как вставной зуб. Но Благодаря тому, что в камео ролях заняты популярные рок-музыканты, фильм стал культовым для поколения, которое так ждало перемен. Это ожидание перемен, видимо, было разлито в самом воздухе того времени. И люди творческие не могли не улавливать эти флюиды массового бессознательного. В последнее время мне кажется, что картина Соловьева все же излишне социализирована. Для меня, всегда было очевидным, что перемены, о которых поет Цой в одной из самых известных своих песен, касаются не столько каких-то социальных перемен в обществе, сколько процессов протекающих в каждом отдельном человеке. В общем, когда в каком-то интервью я услышал от самого Цоя примерно тоже самое, для меня это не было откровением. И вот, по-моему, Досталю в «Облаке-рай» удалось отразить всё это куда более точно, чем Соловьеву в «Ассе».

Метафора с развалом советской империи просто поражает своей точностью. Это прямо пророчество какое-то. Я допускаю, что авторы фильма, когда его снимали вообще ни о чем таком и не думали. Но вот эти настроения, витавшие тогда в воздухе, преломившись через призму восприятия художника дали на выходе такой вот поразительный результат.

В картине никакие социальные аспекты вообще не затрагиваются. Там в центре молодой парень Коля, который в одно воскресное утро выходит во двор и не знает чем бы себя занять. Коля чувствует какую-то глубокую внутреннюю неудовлетворенность, которая поразительно точно выражается в его лирических песнях, и плюс на это еще накладывается размеренная, нудная, стоячая, как вода в болоте жизнь маленького провинциального городка. Городка, где все всё про всех знают, где ничего, абсолютно ничего не происходит, где завтра такое же, как вчера. В разговоре с старшим другом Федей Коля, неожиданно наверное даже для самого себя, вдруг говорит о том, что уезжает. Но все почему-то воспринимают эту информацию на ура, как некий сигнал. Отчего становится понятно, что это ожидание перемен оно у каждого очень долго копилось внутри, такое же сильное, как и у Коли. Но Коля то хоть петь умеет, и таким образом выражать трансцендентную тоску, а остальным-то вообще, наверное, тяжело. И вот для всех этих людей вокруг Коля вдруг становится героем, который вот так вот в один миг решил кардинально изменить свою жизнь. С этого момента Коля уже себе не принадлежит. И его жизнь действительно меняется в один момент, кардинально и круто. Еще утром он выходит в знакомый двор, слоняется со скукой между знакомых домов, завязывает пустые, хорошо знакомые всем разговоры с хорошо знакомыми людьми и кажется, что так будет всегда, кажется, что это вообще в принципе не может измениться. Знал бы он, что вечером того же дня его уже здесь не будет… В жизни всегда случается так, как меньше всего ожидаешь.

Так и СССР. Казалось, что здесь вообще ничего никогда не может измениться.. Так действительно казалось многим людям конца 80-х. Что было дальше, все мы хорошо знаем. Мне не довелось посмотреть этот фильм в 90-х. Как-то так, случилось, что я вообще узнал о нем только неделю назад. Друг в аську написал, что есть такой хороший фильм. Т. е. я конечно могу ошибаться, но мне кажется, что смотреть «Облако-рай» спустя 20 лет, наверное, даже интересней. Это вечная история… о вечном невозвращении.

P.S. Спустя 15 лет Николай Досталь снял продолжение фильма с теми же актерами «Коля перекати — поле». Я не знаю, что со второй частью не так, но получилась она какой-то совсем уж грустной. Все постаревшие… и какие-то… уставшие что ли… И нет уже той атмосферы. Не знаю… Вроде бы все почти тоже самое, а не то…

10 из 10

P.S. Кстати, вы заметили, на сайте пока (на 29.01.11) нет ни одной отрицательной рецензии? Редкость.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии С первых же минут фильма понятно, что перед нами маленький городок — деревня, скучная, бедная, нищая деревня, в которой все как будто умерли (душевно). Главный герой (Коля) пытается заговорить с кем-нибудь, он полон жизни и бодр, Коля жить хочет, но встречает отпор от всех, кто бы ему не попался. Всем нечего делать… а на самом деле просто нет желания — Федя рассматривает свои усы, бабульки лишь молчат, никто не может нормально, с радостью глазах пообщаться с главным героем. Все чем-то заняты, какими-то «делами», а на самом деле им просто лень, они не хотят общаться, не хотят быть счастливыми, не хотят жить.

Ну а что же делать в таком случае? Если хочешь, чтобы на тебя обратили внимание, то нужно сделать или сказать что-то неординарное, что собственно Коля и совершает. Так просто, в шутку, просто чтобы взбодрить «собеседников». Ну и по нарастающей пошло: накатили пивасика, далее разговоры, сплетни, которые бедный паренек не в силах прекратить (видимо нет в нем силы, морально он не может противостоять этой толпе), он делает жалкие попытки опровергнуть все, что о нем говорят, но никто его не слушает, а сил погромче крикнуть и всем сразу то нет… Печальная история.

В этом фильме можно обратить внимание на несколько проблем, которые затрагивает автор: это серость и скудность жизни людей в маленьких городишках и селах, это и слабость одного человека перед толпой, неспособность ей противостоять. Ну и конечно, как же не выпить! Повод то есть. Народ веселится, кто-то завидует, кто-то только делает вид. Эх, печально это все — бедность, слабость, зависть… Смотрите и увидите это все сами, благо авторы картины прекрасно изобразили «жизнь» в маленьком, еще строящемся городишке 1991 года. Да, и обратите внимание на кадры в конце, по дороге на остановку.

Прекрасное кино, жизненное и правдивое.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Скука смертная…
Текст реценизии Именно эти два слова приходят на ум, когда видишь городок подобный изображенному в фильме. Таких поселков, городков, сел тысячи по всей России. Всеми забытые и заброшенные и рядом обязательно речка или озеро.

Коля, в принципе, недоволен такой однообразной жизнью, но, что поделаешь? Так спокойнее. Вокруг все такие знакомые и родные.

К сожалению, в тот поворотный для Коли день единственной новостью был дождь, который так и не пошел.

Когда видишь вокруг такие оцепеневшие, застывшие взгляды, равнодушие, с которым встречают каждый новый день, так хочется всех встряхнуть, развеселить, придать этому наискучнейшему воскресенью хоть немного красок. Вот он и ляпнул. И хотя было множество возможностей отказаться от этой сумасшедшей поездки, Коля не смог. Ну как можно теперь их так разочаровать.
Это поездка никогда не была нужна ему, она была нужна его городку. Когда же еще придется надеть украшения и красивый сарафан, когда еще можно будет выпить по ТАКОМУ поводу…

Он поехал осуществлять их мечту, их надежды, ему нужна была только Наташа!
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Чрезвычайно жизненный фильм. Посёлок в фильме — любой в стране. Сейчас такой снимать уже не будут. Из подобных фильмов вспоминаются «Зимний вечер в Гаграх» и «По главной улице с оркестром» — грустные правдивые истории. «Смотреть всем» не советую — это не тот фильм, который можно смотреть компанией в кинотеатре с банкой попкорна и пепсиколой.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Жалко парнишку. Сам виноват, это да, сам закрутил, сам не остановил, это всё опять да. А жалко. При сцене в автобусе сердце кровью обливается. Потому что сам часто уезжаю из родных мест, от этих всех домиков, сарайчиков, вокзалика родного и всегда немного грустно. Так ведь я знаю, куда я еду и зачем. А тут он несчастный сидит, трясётся по неровной дороге, и ничего этого не знает.

«Что будет дождь, что не будет, какая разница-то». Да большая разница! Это ж тема для разговора. Будет ли дождь или нет. Небо ясное, а по радио передавали. Ничего новенького не происходит, а тут вот дилемма с дождём. И вдруг «уезжаю, как думаешь, будет дождь?». И вот тут мнение появилось: «вроде нет». Потому что фраза взорвала всё. И можно рыбки на стол подать, и по случаю красивое платье надеть, ведь больше ж некуда, а тут хоть народ посмотрит.

Андрей Жигалов молодец. Актёр талантливейший. Как он такого Колю сыграл, это ж чистой воды перевоплощение. Сыграл так, что про Колю всё понятно: дефицит внимания, скука смертная, даже у мальчика книги про приключения берёт, хоть какие-то приключения в жизни.

Это прекрасная трагикомедия. Про несчастных в своей скуке людей, про занудность и однообразие жизни. И про неплохого парня, который попробовал как-то что-то изменить и у него, увы, получилось.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Маленький серый городок. Неустроенность, однообразие и болото. Живёшь в таком городе и всю жизнь ненавидишь этот примитивный быт, ведь где-то за горизонтом есть что-то другое: там мегаполисы, синие моря, и счастливая жизнь. А здесь обыденность, холод и грязь. И охота рвануть куда-то, взять да осуществить свою мечту, набраться храбрости, шагнуть вперёд. Но вместо этого вздыхаешь и возвращаешься к неприглядной реальности, ведь мечты мечтами, но сделать шаг так страшно. Проще мечтать и жить привычной жизнью, петь песни под гитару и тихо гнить. Много таких городов и сёл в нашей стране, мечтают в них люди и тихо гниют. Где родился там и пригодился.

Главный герой по сути дела оболтус, неудачник, мечтатель. Взял да и ляпнул про далёкое путешествие. И попал под лавину, ведь самое опасное задеть сокровенную мечту других людей. Многие мечтают о другой жизни, осуществляют единицы. Грустная и очень щемящая картина про всех нас. Мечтателей и мечтающих тех, кто уезжает и тех, кто остаётся. Картина о жизни, о нашей стране, о нас.

Один день укладывается в целую жизнь. Героя гложет сомнения, печаль и тоска. Никто не ждёт его где-то вдали, куда вот-вот отправят его добрые односельчане. Там только неизвестность.

В этой картине грустно всем: главному герою, соседям и зрителям. Грустно оставаться, и видеть, как кто-то уходит вперёд. Как в аэропорту, когда самолёт отрывается от земли, а ты стоишь в зале ожидания и невольно тоскуешь, ведь кто-то летит далеко-далеко к чему-то лучшему и светлому, а ты стоишь в пыльном зале, и для тебя путешествия нет. Ты вернешься обратно к скуке, серости и однообразию. Нечто новое, откроется кому-то другому.

Ещё страшнее в это самое прекрасное далёко отправляться. Особенно если прекрасного, впереди нет. Где ждёт человека счастье? Есть ли оно? Стоит ли… Главный герой рвётся остаться, хочет, чтобы его удержали, но пути назад уже не осталось. Как не существует и той устроенной, болотистой жизни, что была ещё утром. Комната пустеет, люди прибывают, прошлая жизнь безвозвратно уходит. Ушла. Её уже нет, ты чувствуешь, как она уходит, и от этого видеть знакомые, привычные лица ещё больнее. Казалось бы, они рядом, но их уже нет.

В конце концов, героя посадят в автобус и отправят в далёкое далёко. Провожающие осуществят хотя бы через постороннего, свою сокровенную мечту о дальних странствиях. Оденутся в цветастые платья, устроят шумные посиделки, проводят, будут завидовать и радоваться. Герой сядет в автобус и уедет в неизвестность. Люди будут смотреть ему вслед и думать извечные заезженные думы: а что там? а есть ли счастье? а как же я…

Толпа разойдётся. Вернётся к простой и привычной жизни. Главный герой уедет в неизвестность. Для него прошлая жизнь закончилась. Наступила новая.
Оценка 1
Заголовок Прогноз погоды на фоне полного безраличия
Текст реценизии Видел данную картину ещё будучи достаточно юным существом, но впечатления остались достаточно яркие. Достаточные для того, что время от времени искать название этого, долгое время мне неизвестного фильма. Однако, некоторые вещи сами решают, когда прийти. Посмотрев его полностью, назвать Колю простаком, неудачником или дураком однозначно нельзя. Как во многих хороших работах, в ленте вопросов гораздо больше, чем ответов, пусть даже сюжет абсолютно повествовательный. Контраст мастшабов и эмоций в фильме тоже не оставляет равнодушным. Маленький двор захалустного городка, разговоры с глобусом в руке. Любовь на фоне тотальной пустоты. Прогноз погоды на фоне полного безраличия. Герои фильма типичные представители тех мест, это и была главная палитра режиссёра. Сочинять и петь, это последнее и самое великое, что можно делать в условиях советского и пост-советского быта. Контраст, яркий до ослепляющей глухоты, это дух того времени, мрачность и убогость которого можно было найти просто в любой точке СССР, но отразить человечность и стремление к красоте в любые времена удаётся немногим.
Оценка 1
Заголовок В мечтах о чем-то большем
Текст реценизии «Никуда не убежать от соседского уха,

Но оно, поверь, будет безнадёжно глухо,

Когда над тобой начнут колдовать,

И кто-то тебе будет повторять и повторять:

Дыши!..»

«Lumen».


Пустота и серость. Этими двумя словами можно описать всю атмосферу провинциального захолустья, в котором коротает дни полный жизни молодой парень Коля.

И вот, очередное безрадостное воскресенье. Бабульки молча сидят на скамейке у подъезда, кто-то спешит по каким-то своим «неотложным» воскресным делам, кто-то с утра уже морально готовится хлопнуть по рюмашке, а кто-то просто мается от скуки и безделья. Коле тоже скучно, хочется поговорить, все равно с кем, все равно о чем, хоть бы и о погоде. А то дождь обещали, а на небе ни облачка. Как так?

Но Колю окружают исключительно хмурые и недружелюбные физиономии, никому нет дела до назойливого паренька. Вот и решил наш герой немножко приврать, мол, уезжаю сегодня на Дальний Восток, друг зовет. Насовсем… Бесцветная тоскливая действительность разбивается в пух и прах, народ чудесным образом преображается, проводы дорогого друга превращаются в красочный праздник. Появляется прекрасный повод выпить водочки, душевно посидеть, распевая песни под аккордеон.

Коля — настоящий герой дня, он в самом центре внимания. Но шутка затянулась, и он уже сам этому не рад. А когда «под шумок» начинают выносить мебель, а потом на его место еще и нового квартиранта приводят, становится совсем невесело. Коля пытается убедить друзей и соседей, что и ехать-то уже никуда не хочется, но никто его не слушает.

Уже на остановке, когда подходит автобус, Коля признается Наталье, наверно, единственному по-настоящему дорогому человеку, что все это — ложь, и нет никакого друга с Дальнего Востока. Но даже она не держит его, отпускает в страшную неизвестность, так же, как и все остальные.

Пожалуй, только в самом конце фильма, видя испуганные, растерянные, полные слез, глаза Коли, мы понимаем, что стали свидетелями человеческой трагедии. Так все странно и нелепо, даже абсурдно. С песнями и плясками, широко улыбаясь, выгнали парня пинком под зад из родного дома.

Почему же так вышло? Да потому что всем плевать. И на Колю, и друг на друга. Эти люди утратили себя в пустоте и серости. Потеряли душу, погрязнув в рутине, нищете, бескультурье и разрухе. Ни широкие улыбки, ни лестные слова, ни даже ярко-красные бусы и новый сарафан не заменят искреннюю человеческую доброту, понимание и сострадание.

Мало того, что Досталь снял притчу о человеческом малодушии, неискренности и черствости, у него получилось еще и остро-социальное кино, запечатлевшее дух времени. Эта особая атмосфера, полная безысходности, застойности и ощущения начала чего-то плохого и неизбежного, могла быть настолько реальной только в те годы. Это было время, когда каждый стремился попасть на свое Облако-рай, но вырваться из тяжелой действительности, чтобы воспарить, удавалось далеко не всем. Если вспомним, к примеру, рязановские «Небеса обетованные», снятые в том же 1991 году, мы в этом убедимся.

в 2005 году Досталь снял продолжение фильма — «Коля — Перекати поле». Спустя много лет Коля вернется в родную глубинку и с удивлением обнаружит, что время не изменило ничего. Впрочем, это уже совсем другая история.

Очень добротное, честное кино о той жизни, которой в самых разных уголках нашей огромной страны жили и живут миллионы людей. Фильм «Облако-рай» — бесстрастный свидетель эпохи, рисующий правдивый портрет провинциальной России, пожирающей человеческие души и ломающей судьбы.

P. S. А дождь, кстати, так и не пошел. Но это только пока, тучи-то уже сгущаются…

9 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Приснилось мне, что стою я на самом краю крыши небоскреба. Передо мной какой-то огромный город, Москва, не иначе, или Нью-Йорк. Не наше, конечно, захолустье, где одна пятиэтажка на весь городишко. Стою на крыше, на самом краю, дышать тяжело, потому что кислорода наверху мало — это по радио передавали, облако в волосах запуталось, птица какая-то, наверно, орел, выпучилась на меня и каркает что-то. И хочется мне полететь. Были бы крылья, взял бы и полетел.

Тут подходит ко мне друг Федя. Осторожнее, Коля, — говорит,- сорвешься вниз, костей не соберешь. А я отвечаю: чего мне осторожничать, если я летать умею, вот я и хочу теперь испробовать свои способности к полету. Брякнул зачем-то, потом пожалел. Надо было что-то ему ответить. Федя сперва не поверил, что я летать научился. А потом говорит: вот какой ты, Коля, молодец, я, говорит, никогда не решался полететь, все боялся за что-нибудь зацепиться.

И пошел Федя трезвонить вокруг, что Коля, мол, собирается с крыши прыгнуть. Набежали тут все, друзья, соседи, знакомые, Наталья, девушка, которую люблю, тоже пришла. Стали хвалить, советы давать, как лучше полететь. Перед полетом, говорят, надо хорошо разбежаться. А так как тут разбегаться места маловато, мы, говорят, тебя посильнее подтолкнем. Я испугался, на попятную пошел, говорю, что пока передумал лететь. А с меня уже одежду срывают — она, мол, только ухудшает аэродинамическме свойства. Последняя надежда — Наталья. Спрашиваю ее, если она не хочет, чтобы я полетел, то я останусь или давай, мол, вместе полетим. А она: если уж задумал оставить нас, мы тебя не задерживаем. Обидчивая такая и гордая. Навалились тут они всей толпой, да столкнули меня.

Полетел я вниз камнем. Махать руками, как крыльями, даже не пытаюсь. И тут проснулся, как говорится, в холодном поту. Слава Богу, думаю, это только во сне было. Утро прекрасное. Солнце на подушке. А по радио передавали, что дождь будет. Нацепил я кепку и пошел по городу гулять. По нему особо не разгуляешься. Такая срань, Богом забытая! Поживешь тут и сами собой песни сочиняются про облако-рай. Но уезжать отсюда я не собираюсь. Если уж здесь за нормального человека меня держат с большой натяжкой, а в чужих местах вовсе посмешищем стану. Зайти к Наталье рано еще, да и мать ее невзлюбила меня почему-то. Купаться тоже рано — только в воду зайдешь и тут же судорогами ноги сводит. Пойду к Феде. С ним можно пива выпить, поделиться сокровенным.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок На небе облако-рай.. Поди его угадай… Найти, понять и узнать невозможно…
Текст реценизии Единственное, что можно сказать о «Облако-рай», так это то, что таких потрясающих и гениальных фильмов нигде и никто больше никогда не снимет ни в СНГ, ни в мире!

Кинокартина будит понятна всем людям, которые когда-либо в своей жизни испытывали одиночество и чувство что они никому не нужны. Главный герой Коля — из их числа. Он живет своей тусклой, ничем не примечательной жизнью, соседям он уже в корне надоел, поэтому все пытаются его игнорировать. И вот, когда он понимает всю никчемность и серость окружившей его повседневной жизни, то решается пойти на ложь, дабы принести в мир капельку счастья и добра.

Вот примера фильма, когда ложь действительно может пойти во благо. Только вспомните радость всех соседей, которые дружно провожают Колю, как им кажется, в новую жизнь. Но тут, главный герой понимает, что его выдумка далеко зашла и решает все повернуть вспять, но уже слишком поздно…

Николаю Досталю, по моему мнению, удалось воссоздать картину жизни обычных, простых людей, замкнутых в небольшом провинциальном дворике, и в течении фильма создалось впечатление, что актеры не играют, а живут своими персонажами. И я в корне не согласен, что жанр фильма установлен как комедийный! Это самая, что ни на есть драма человеческих судеб и жизней!

Фильм стоит смотреть абсолютно всем, чтобы понять, что такое отечественный кинематограф и как нужно снимать современное кино! Здесь нет большого бюджета, дорогой рекламы и спецэффектов; здесь есть только профессионализм актеров и съёмочной команды, а также та изюминка, что навсегда остается в душе после просмотра.

От меня только

10 из 10

Хотя такой шедевр оценить невозможно.
Оценка 1
Заголовок Что будет, что не будет? Что так, а что эдак?
Текст реценизии Всем все равно. Жителям маленького провинциального городка на все наплевать, потому что в их жизни вообще ничего не происходит, не на что обращать внимание. Только местный парень Коля, может из любой мелочи создать тему для разговора, будь то прогноз погоды, или поход соседа на речку, чтобы искупаться, причем не обязательно, чтобы собеседник отвечал, ему главное слушатель. Этот парень кажется единственный в ком еще теплится жизнь. Он умеет удивляться, умеет радоваться обычным мелочам, умеет фантазировать.

Коля приходит к своему лучшему другу и заводит обычный разговор. Друг и его супруга не проявляют особого интереса, поскольку на их лицах написано, что все это они уже слышал тысячу раз. Они выглядят уставшими. Разговор не клеится, и тут Коля, чтобы спасти ситуацию и заинтересовать слушателей на ходу придумывает историю, будто он уезжает жить и работать к своему товарищу на Дальний Восток. Выражение лиц его друзей моментально меняется, сперва удивленные и недоверчивые они становятся заинтересованными и восторженными. И еще минуту назад готовые выгнать надоедливого болтуна, они начинают жадно расспрашивать все в мельчайших подробностях. В них проснулись давно забытые мечты о дальних путешествиях, о лучшей жизни, в них проснулся интерес к жизни на которую они махнули рукой.

Вдохновленные таким смелым поступком, друзья собирают всех соседей и уже весь двор знает о том, что Коля резко изменил свою жизнь и вот-вот уедет. Начинаются даже споры о том, кто вдохновил парня на этот шаг. Каждый понимает, что на месте Коли мог бы быть он (она), но все боятся себе признаться — у них для этого не хватает смелости, а сомооправданием служит насиженное место, мол и здесь не плохо живется.

Соседи начинают собирать парня в дорогу, по сути Колю уже никто не замечает, каждый думает будто это он сам уезжает жить новой жизнью, где все будет по новому. И даже признание Коли в том, что это все невинная шутка остается незамеченным, никто не хочет возвращаться на землю. Парня запихивают в пустой автобус и отправляют на встречу своей мечте.

9 из 10
Оценка 3
Заголовок Не взыщите
Текст реценизии Говорят, лучше поздно, чем никогда… Только сейчас посмотрела восторженно признанный и уже не новый «Облако-рай». Непристойный «пробел» в развитии устранен. Заодно посмотрела и продолжение — «Колю — перекати поле». Все что-то искала, как потерянный кошелек, все не верилось… А было ли то, что ищу-то?

Надо сказать, что автора этих строк и тогда, в «сложные» 90-е, и сейчас, когда «поезд ушел» еще дальше, трудно было заставить презирать свой народ, иронично посмеиваться над безнадегой, жалеть свысока аборигенов «этой» страны. Сострадать — да, но не мотая сопли под жалобные песни об облаках.

Сколько же «кривых зеркал» было отлито в те годы! Сколько всего делалось быстро, «не думая», по верхам, однобоко или, наоборот, размыто. Нищие, и не только, художники-перестройщики стали вылезать из трущоб запретов и цензуры, кто с чем, бряцая своими шедеврами, сметая «глубоко прогнившую» совковую культуру, переворачивая сатирическими вилами все на уши.

А великие богатства русского языка безжалостно кромсались обоюдоострым клинком приставки «ПЕРЕ».

Для кого был сделан фильм??? Для псевдоинтеллигентов, рвущихся к власти или за кордон, отнявших у жалеемых работяг последний завод, лесопилку и даже лопату?… Для молодежи с полной головой «каши» из Кафки, Войновича, Линча и Жванецкого?…

Посмотрите-ка, приматы, на себя в это зеркало… «Товарищи-философы» из бараков и хрущеб этот фильм бы об…. А те бывшие «товарищи», которые начали делать бизнес на вещевых рынках, себя бы уже не узнали…. Для зрителя «с корочками» — клондайк ассоциаций, намеков, подтекстов и т. п. для заточки и закалки перестроечной духовности.

У замечательного человека гениального ученого скромнейшего и культурнейшего Льва Николаевича Гумилева как-то спросили: «Вы -

интеллигент?» -- «Что Вы??? Боже упаси!!!»

Фильм пошлый. Он говорит нам: полет мечты, порывы души, есть и у таракана, только загляните в его глаза!

Авторы немножко подтрунивают над «уродиками», закопали вы, де, в убогую бытовуху последние надежды. Виноваты, сами. А мы не при чем! Ничего не поделаешь! Вот, еще разок посмотрите на себя…«Мы тут немножко набутафорили, но от чистого сердца! А вы — смотрите, смотрите. смотрите…» Вспомнилось интервью с Ефимом Шифриным: Да, мол, увы! Иногда для зрителя-любителя приходится, знаете ли попошлить, поскабрезничать, но сам то я человек тонкий, — дома, на досуге читаю исключительно «нашего с Вами» М. Пруста.

Восхищаютя отточенным сценарием. Гениальной простотой. Мне показалось, что это «оскопленный» Шукшин, из которого, как из старого ковра, выколотили с пылью веков всю набивку, и не осталось почти ничего, кроме жиденькой канвы. Вынули Любовь как Боль, и оставили Психику как совокупность процессов внутри особи и восприятие ею действительности.

Эта плеяда актеров, с простоватой, беспородной фактурой, появилась именно в те годы. Перетурбации. Отречения от «благородства и красоты» во имя «полной свободы» и «правды жизни». Играют самих себя, но думают что играют других, подбавляя все время тупого простодушия, ограниченности. Уважительно отношусь к актерской профессии. Когда артист выкладывается на 100%, это видно. Работа!? А, может, не только? А потом многие из них пытаются вырваться из оков ШТАМПа. Ан, нет! Вас ЛЮБЯТ за эти «образы»: простых баб, добрых проституток, грубых торгашек, алкашей, жалких работяг и всяких бедных горлопанов. Работать! До автоматизма! Иногда какой-нибудь режиссер-«взломщик» дает им сыграть, например, Чехова, но от чеховской героини в кружевах так и «прет» борщем и беломором.

Вторично хочется спросить: «Для кого фильм?». Для эстэтов с фестивалей, из кулуаров, с кухонь «непристроившихся» интеллигентов. Наслаждайтесь!

Все «5» баллов ставлю за крик Толоконникова «АВТО-О-БУ-У-С!» После тяжелого и противного ожидания «чего-нибудь», кроме голого «арт-а» в самом конце фильма — такой подарок. Счастливо, нервно и долго хохочешь. Отхохатываешься за весь фильм. Маленький кадр прямо «по» Сергею Эйзенштейну. Легкое дыхание Великого Классика. Спасибо.