Копейка (2002)

(2002) 18+


О фильме

Лихие приключения ВАЗ-2101, «Жигули» первой модели, легендарной «копейки», которая тридцать лет назад была настоящей «богиней» для миллионов советских людей. «Вечная и неразменная», покалеченная, измордованная и реанимированная «золотыми руками» мастера Бубуки, она путешествует от члена политбюро к проститутке, от черноморского каталы к простому гэбэшнику, от предприимчивого пенсионера к физику-диссиденту-лауреату Госпремии из новосибирского Академгородка.

Непотопляемый и несгораемый народный автомобиль с ветерком и лязгом катится по дорогам, временам и судьбам, превращается в дом и корабль, в кровать и гроб, очаровывает и вызывает ужас, приносит счастье и губит…

Подробная информация

Слоган Культовая машина в круговерти страстей
Страна Россия
Жанр комедия
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 10 января 2003
Премьера в России 7 июня 2002, «Интерсинема-Арт»
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 100 мин. / 01:40
Рейтинг Кинопоиска 6.941 / 1208
Рейтинг IMDB 6.60 / 211
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Роман Мадянов, Андрей Краско, Сергей Шнуров, Ольга Дыховичная, Алёна Бабенко, Александра Куликова, Сергей Мазаев, Олег Ковалов, Валерий Кудряшов, Владимир Сорокин
Роли дублировали
Режиссер Иван Дыховичный
Сценарий Иван Дыховичный, Владимир Сорокин
Продюсер Виталий Южилин, Эрик Вайсберг, Иван Дыховичный
Композитор Антон Батагов
Художник Владимир Трапезников
Монтаж Елена Афанасьева
Оператор Вадим Юсов, Александр Ильховский
Участники съемочного процесса Сергей Фролов, Сергей Фетисов, Константин Спасский, Роман Мадянов, Андрей Краско, Сергей Шнуров, Юрий Цурило, Евгений Дятлов, Максим Литовченко, Валентина Березуцкая, Игорь Арташонов, Виталий Южилин, Вячеслав Зайцев, Ируте Венгалите, Ольга Дыховичная, Иван Ролдугин, Алина Ван Ортон, Петр Кожевников, Борис Каморзин, Александр Тютрюмов, Эрик Вайсберг, Алёна Бабенко, Федор Добронравов, Александра Куликова, Наталья Позднякова, Вадим Юсов, Иван Дыховичный, Владимир Трапезников, Сергей Мазаев, Олег Ковалов, Алексей Агранович, Елена Маркина, Саид Багов, Антон Батагов, Владимир Болотнов, Наталия Кудрявцева, Елена Афанасьева, Ирина Кравкина, Валерий Кудряшов, Сергей Солоницын, Игорь Малахов, Александр Ильховский, Юрий Крючков, Владимир Сорокин, Пётр Лимин

Премии фильма

  • Ника, 2003 год (ru) - Лучший сценарий
    Лучшая работа художника по костюмам

Страны производства фильма

  • США (7 июня 2002) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Черная комедия

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии У нас была копейка. Салатового цвета, с передним спойлером, который был в тему и отражал дух машины. Хотелось бы сказать, что мы садились с девчонкой в прическах аля-50-е и гнали по улицам Лос-Анджелеса под Second Sex, а дома занимались сексом с 3 утра до восьми вечера, а потом шли в кино, на Годара, но нет, машина принадлежала отцу, и были к сожалению не пятидесятые, а девяностые… Копейка — это первая машина с которой люди потом начнут ненавидеть «Жигули». Но в фильме копейка — это некая эмоциональная духовная структура, которая помогала людям разных принципов и разного образа жизни — от проститутки до рабочего — находить что-то в себе, кто-то в ней находил успокоение, кто-то удивлялся тому, что машина позволяет ей кончать, тогда как нигде больше не получается, блин. И то, как копейка идет по рукам больше даже интересно не тем, что параллельно при смене владельца меняется время, меняется Россия. Пусть отражение времени здесь не столь ярко, но отражение характерных стилистических особенностей времени как раз достаточно для понимания даже того зрителя, который не любит как я историю, но что-то где-то слышал, видел, знает, понимает. Поэтому сюжет перехода машины от владельца к владельцу воспринимается довольно легко и мозгу очень приятно. А интересно именно то, как машина вписывается в разные истории в разрезе как раз происходящих вокруг перемен. И получается про между прочим, что «копейка» становится главным персонажем, но второго плана, хотя на самом деле первого.

В качестве некого развлечения, а может и для умысла какого-то умного, персонажи постоянно повторяются. Очень многие актеры играют по 5-6 ролей в разных эпизодах и это, знаете, придает фильму стиль какого-то легкого безумства что ли, некой формы короткого метра, когда каждый новый эпизод начинается с теми же актерами, но в новой социальной политической среде СССР-России. А машина при этом все та же.

Благодаря больной, но замечу, что в отличии от плохих фильмов отличной фантазии авторов в фильме большое разнообразие разных средств воздействия на эмоции зрителя от той самой многих восхищающей сцены с выводом формул на снеге желтой струей, до…наверное, все-таки разрушаемого в каждой мини зарисовке мифа, что секса в союзе не было. А здесь он будет практически постоянно в той или иной форме.

Ну а так как я не привязан ни к России, ни к союзу, и смотрю на все как случайно попавшее на эту планету существо, то все глумление над дорогими русским людям порокам нашего времени и живущих в нем людях для меня было всего лишь умилением над тем как над этим всем было подшучено.

Внутренним музыкальным фоном — Моцарт, Бетховен, Шуберт, Бах, Чайковский — все избранное, романс «Не уходи, побудь со мной», до боли знакомая и крайне тематичная в фильме «Феличита», песни Высоцкого, Джо Дассен, ну и собственно Ленинградская «копейка». Эй, молодежь и не только, пока еще фильм актуален!

«Родители любили две вещи — колбасу и фигурное катание».
Оценка 3
Заголовок Замечательная машина
Текст реценизии Этот фильм вызывает смешанные чувства, с одной стороны смех — злоключения копейки, юморные персонажи в прекрасном исполнении Краско и Мазаева.

С другой, слезы — показана, жизнь наша с вами, я, например, в герое Краско с его двумя рубашками узнала свою бабушку, и стало грустно так за русского человека, всю жизнь он вынужден иметь две рубахи. Грустно!

С третьей стороны, отвращение — фильм изобилует нецензурными выражениями и сценами животного совокупления, а еще говорят, что в СССР секса не было, как же был, еще, как был. Да жизнь советского человека показана во всей красе, правда, если посмотреть на наш с вами сегодняшний мир, он практически не изменился, поменялись только декорации. На смену копейке приходят иномарки, а люди то не меняются…

А копейка — это замечательная машина, проверено на собственном опыте.
Оценка 2
Заголовок Грязный юмор
Текст реценизии Комедией этот фильм можно назвать только условно. Да, забавные моменты были, но забавные моменты бывают и в других жанрах.

Комедия — это все-таки фильм, в котором юмор стоит именно на первом месте. А здесь на первом месте — несимпатичные персонажи, их несимпатичные поступки, грязные моменты из их жизни.

Первая половина фильма еще как-то смотрибельна, все более ли менее забавно. Но потом… не хочу я смотреть комедию о похождениях проститутки, о шулерах и прочих неприятных личностях. Где, к тому же, показано все действительно грязно, так, что осадок остается и в последнюю очередь хочется смеятся, или хотя бы улыбнуться.

Так же не считаю комедией фильм, где есть реально неприятные сцены насилия.

Осадок. Остается осадок. Не стоит смотреть, если хочется легкого и приятного настроения.

4 из 10
Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии Как же так, — а голос зычный, -
Почему ты оплошал?»
Только Ваня Дыховичный
Знал причину и молчал.

В. Высоцкий «Прочитайте снова про Витьку
Кораблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного «


Народный поэт Владимир Высоцкий написал эти строчки за 30 лет до выхода на экраны творения сценариста, продюсера, режиссёра Ивана Дыховичного «Копейка». Наверно, спустя годы, он бы их снова повторил.

Может быть, после того, как увидел на экране себя — автора блатных песен, соблазнителя библиотекарш, вечно пьяного и озабоченного.

Может быть, после того, как просмотрев весь фильм, не найдя в нём ни одного персонажа, вызывающего симпатию — аппаратчики, комитетчики, алкоголики, проститутки, шулера, интеллигенция, имеющая от системы всё и показательно презирающая её, олигархи, киллеры и т. д.

Может быть, до просмотра, увидев среди авторов сценария одиозного Владимира Сорокина, автора «Голубого сала». Наверно, «шедевральные» моменты написания физических формул мочой по снегу или причащения старого гэбэшника стаканом урины — все-таки на совести Сорокина.

А скорее всего — за загубленную идею — жизнь Страны Советов за три десятилетия глазами первого народного автомобиля. Как же можно было развернуться!

А советские автомобили… Они знали — игра стоит свеч,
А теперь что ж сигналить рекламным щитам!
Ну, а, может, гора ему с плеч,
Иль с капота и что у них есть ещё там.


6 из 10
Оценка 1
Заголовок Метафизика копейки
Текст реценизии Времена проходят, люди меняются, идеалы пропадают. Цикличность природы не остановить. Но суть многих вещей остается навсегда.

Автомобиль ВАЗ 2101 с номером 1 прожил огромную жизнь и сменил десяток хозяев. Разных по форме, но очень похожих по содержанию. От члена ЦК партии до шулеров с юга, от Олигархов новой России до бедного механика ("У которого не было ничего, кроме золотых рук»). На фоне звучит пронзительная Аве Мария, а жизнь все крутит свое колесо.
Глубокая ироничная картина во многом про советское прошлое. От наивности, которого просто смешно. Ведь главное мечтой некоторых был автомат по производству колбасы.

Но уже так скоро кидает в дрожь от современных реалиях, где некоторые получают нож в спину за не правильную парковку.

Я под конец испытал сумасшедшую тоску и грусть.