Маска Сатаны (1960)

La maschera del demonio (1960) 18+


О фильме

Инквизиция объявляет княжну Азу ведьмой и приговаривает ее к смерти необычным способом — прибивают к лицу шипами железную маску. Двести лет спустя в Миргород попадают доктор Круваян и его молодой помощник Андрей Горобец. Прогуливаясь по округе, они находят старую заброшенную часовню, в склепе которой покоится Аза. Роковое стечение обстоятельств оживляет красотку, и она, для начала куснув Круваяна, начинает истреблять своих потомков. Горобец, влюбившийся в молодую княжну Катю, как две капли воды похожую на Азу, пытается разобраться в нагромождении жутких событий, происходящих в замке…

Подробная информация

Слоган STARE INTO THESE EYES... discover deep within them the unspeakable terrifying secret of BLACK SUNDAY... it will paralyze you with fright!
Страна Италия
Жанр ужасы
Бюджет $100 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 11 августа 1960
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 87 мин. / 01:27
Рейтинг Кинопоиска 7.094 / 326
Рейтинг IMDB 7.30 / 5 607
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса По меркам 60-ых годов фильм был признан слишком жестоким, в результате чего был запрещен в Великобритании вплоть до 1968 года. В США картина подверглась цензурной обработке.
При всей любви к русской классике, Марио Бава не озаботился вопросом посмотреть на карте, где будет разворачиваться действие картины. В результате возникает курьезная ситуация — всё происходит рядом с Миргородом, однако сказано, что это территория Молдавии, тем не менее оттуда где-то за день можно в карете доехать до Москвы.
Фильм в разных языках имеет разное название — английская версия называется «Black Sunday», немецкая — «Die Stunde, wenn Dracula kommt» («Час, когда приходит Дракула»). При этом и Черное Воскресенье, и Дракула в фильме не упоминаются.
Марио Бава был в то время спасителем студии «Галатея», — он быстро и относительно качественно заканчивал в срок вышедшие из-под контроля и переданные ему проекты. В итоге «Галатея» расщедрилась для Бавы и сделала ему подарок, выделив на съемки «Маски Cатаны» шесть недель, тогда как стандартом съемочного периода в то время были три-четыре недели.
Барбаре Стил выдавали по странице сценария в день.
Изначально персонажи Барбары Стил и Артуро Доминичи были снабжены вампирским клыками, но потом Бава отказался от этой идеи.
В главных ролях Иво Гаррани, Ренато Терра, Андреа Кекки, Марио Пассанте, Энрико Оливьери, Клара Бинди, Антонио Пьерфедеричи, Барбара Стил, Артуро Доминичи, Джон Ричардсон
Роли дублировали
Режиссер Марио Бава
Сценарий Эннио Де Кончини, Марио Серандреи, Марио Бава
Продюсер Сэмюэл З. Аркофф, Лу Русофф, Массимо Де Рита
Композитор Лес Бакстер, Роберто Николози
Художник Тина Грани
Монтаж Марио Серандреи
Оператор Марио Бава
Участники съемочного процесса Николай Гоголь, Иво Гаррани, Ренато Терра, Эннио Де Кончини, Сэмюэл З. Аркофф, Марио Серандреи, Андреа Кекки, Марио Бава, Лес Бакстер, Тина Грани, Джордж Хиггинс, Лу Русофф, Марио Пассанте, Энрико Оливьери, Клара Бинди, Антонио Пьерфедеричи, Массимо Де Рита, Роберто Николози, Джермана Доминичи, Барбара Стил, Артуро Доминичи, Джон Ричардсон

Страны производства фильма

  • Италия (11 августа 1960) - 0
  • США (15 февраля 1961) - 0
  • Франция (29 марта 1961) - 0
  • Япония (Апрель 1961) - 0
  • Германия (ФРГ) (29 сентября 1961) - 0
  • Австрия (1962) - 0
  • Дания (17 декабря 1962) - 0
  • Швеция (22 июля 1963) - 0
  • Финляндия (31 января 1964) - 0
  • Великобритания (Июнь 1968) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Бренд человека, Брызги крови, Вампир, Ведьма, Водка, Возвращение с того света, Выстрел из пистолета, Гипноз, Гипнотизм, Гневный человек, Готика, Готический хоррор, Гробница, Гроза, Дилижанс, Доение коровы, Доктор, Древнее проклятие, Железная маска, Живопись, Замок, Игра на фортепьяно, Изъятие за неплатёж, Инквизиция, Итальянский хоррор, Казнь, Канделябры, Католицизм, Католический священник, Кладбище, Королевская семья, Кулон с распятием, Культовый фильм, Курительная трубка, Лес, Летучая мышь, Лошадь, Лошадь с повозкой, Люк, Маска, Место захоронения, Месть, Нео-нуар, Отношения брата и сестры, Переселение душ, Пистолет, Повешенное тело, Потайной ход, Проклятие, Профессор, Рана на лице, Распятие, Режиссер и оператор в одном лице, Роковая женщина, Сатана, Сатанизм, Сверхъестественные возможности, Склеп, Скорпион, Сожжение на костре, Сожженный, Средневековье, Строжка глаза, Сцена с толпой, Тайная дверь, Темная магия, Труп, Удушение, Флэшфорвард, Фонарь, Черная магия, Явление призрака

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Недаром этот фильм прославленного классика Марио Бавы подвергали цензуре, ведь для своих лет он невероятно напорист именно в стези откровенного преподношения жутких моментов. Их хватает сполна при демонстративной манере излагать не свойственное 60-ым, как например, пронзание древесным колом глазного яблока, плескающаяся кровь из-под вбитой изуверской маски к самому лицу, и настоящая вспышка-шок в блеснувшей полуистлевшей грудной клетке под одеянием у красавицы-принцессы. Даже сам изначальный пролог крепко закручен со средневековыми планомерными кадрами казни ведьмы. Только не стоит считать, что пред нами подступы к направлению gore в скором времени объявившемуся на свет; так как ныне всё стилистически выдержано в целостных продуманных уместных рамках в совокупности с сюжетом и ходом действия, без чрезмерного банального кровавого эпатажа. Это безукоризненная готическая мрачная история в роскошных декорациях и с умелой огранкой оператора — одновременно режиссёра. Марио Бава порой играет с «картинкой», создавая запоминающиеся мизансцены, где чёрно-белое полотно прекрасно скрашивает тенями и призрачным светом происходящее, выявляя чёткие грани меж передним планом и задним, обычно тонущим в опасной неясной тьме. Иной раз он будет прямолинеен с откровенной натуралистичностью, показывая близко-близко зрителям доподлинно жуткие (для своих лет тем более) моменты, например возрождение в склепе останков ведьмы с её мертвецки-бледным застывшим лицом и пульсирующими жидкими очами.

Вообще весь антураж и дух картины невольно очень точно напоминает классику Голливудского хоррора, эдак годов 30 или 40-х. Особенно помогает выдавать погружающий эффект в повествование — упомянутый ранее в тексте — прекрасный декор просторного замка с тяжёлыми драпировками на стенах, большими окнами, каменными статуями искажённых чудищ, пыльным гулким склепом, заброшенным кладбищем, скользящим туманом под оголёнными от листвы чёрными деревьями, так же и другими полутёмными закоулками со ступенями в тайные комнаты. Вместе с тем творение Марио Бавы шагнуло далее за лишь воссоздание роскошной готики, ведь его Зло гораздо насыщеннее, сильнее, объёмистее во множественных кадрах, нежели у детищ студии-конкурента «Universal». И это не только изредка проявляющиеся чудища (в данном случае колдовство ведьмы с вампирской тематикой), а полноценные тёмные герои киноленты со своими кознями и диалогами, предстающими пред нами натуралистично в достойном пласте хронометража.

Актёрская игра получилась несколько театральной, собственно какой она и обязана быть, дабы уместно сливаться с предоставленным происходящим действом. Иначе это было бы не самое начало 60-х годов.

При просмотре помимо огромного режиссёрского и операторского потенциала Бавы, ощущается его наработанная способность ловко обобщать все необходимые инструменты воедино. Отчего работа осветителей, гримёров, декораторов, композитора и иных, производит истинное наслаждение общего завершённого зрелища. Некие находки просто прекрасно продуманны технически, вспомнить хотя бы сцену с нападением летучей мыши на доктора: для своих лет это могло бы быть только предсказуемо привязанное к верёвочкам несуразное чудище, и таким оно и было, но скользящий кадр оператора обыгрывает лишь чёрные тени крыльев и действа напуганного человека, чтоб напирать на зрительское воображение, оттеняя незатейливый макет.

На удивление даже спустя так много прошедшего времени сюжет нигде не провисает, постоянно наступая по нарастающей, интригующе вклиниваясь в эпицентр всё более устрашающего зла, не забывая подпитывать страх систематическими яркими кадрами. Весь хронометраж проходит невероятно шустро и гладко, заданный ритм учащает пульс к кульминации разгадки колдовских тайн, оголяя ужасные истинные личины.

Если стараться искать недочёты, то они «растут» из специфики жанра своей ушедшей эпохи, то есть указанная театрализованность, конечно вкупе со сдержанным (по нынешним меркам) потоком кровожадности, какой сейчас часто изобилует тоннами обагрённой бутафории. И посему бесспорно «минусы» превращаются в «плюсы» для определённого количества зрителей, которые очень дорожат, уважают и главное по-настоящему любят классику жанра, относясь к некой кинематографической наивности тех лет, как к приятным изюминкам былого, былых людей, подаривших нам замечательные произведения, сделанные при сдержанных возможностях, но с прекрасной завораживающей атмосферой мистики. А про то, насколько приятно знать русскоязычному зрителю, что сам Марио Бава брался за постановку по Николаю Гоголю — речи нет, пускай от писателя, как говориться, остались рожки, да ножки.

Оттого для сплошь классического тройственного тандема: творения, итальянского мастера жанра, и косвенной основы писателя-классика — самой высшей оценки никогда не жаль.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Самая лучшая картина Марио Бавы, несмотря на кучу несуразностей и «матрешечно-балалаечный» русский антураж.

Качественные спецэффекты для того времени, местами пугают и сейчас, хотя временами смешно.

Однако в целом фильм погружает в атмосферу саспенса и визуального страха с кладбищенскими крестами, наползающим туманом и выбирающимися из грязи ожившими мертвецами.
Оценка 1
Заголовок «Маска сатаны»
Текст реценизии «The Undead Demons of Hell Terrorize the World in an Orgy of Stark Horror!»

«Маска сатаны» — первая полноценная работа Марио Бава в жанре фильма ужасов. До этого был лишь наполовину снятый Марио фильм «Вампиры», в титрах которого даже не указана его фамилия как сорежиссера, и еще несколько коммерческих проектов. Наконец в 1960 году вышла одна из его лучших картин — «Маска сатаны».

Фильм является вольной фантазией на тему гоголевского «Вия». Бава попробовал воссоздать похожую атмосферу и добавил несколько эпизодов с лежащей в гробу ведьмой. В целом же это абсолютно самобытное кино, которое, на мой взгляд, больше тяготеет к голливудским хоррорам 30-х, чем к русской классической литературе. Сюжет фильма таков: профессор со своим учеником едут в Москву из Молдавии (?). По дороге они заезжают в старое полуразрушенное поместье и сами того не осознавая оживляют мертвую ведьму в склепе. Теперь она на свободе и будет мстить всем, кто повинен в ее смерти…

В общем, на мой взгляд, получилось атмосферное и в отличие от тех же «Вампиров» совсем нескучное кино. Даже странно как быстро адаптировался в своей новой профессии Бава, до этого работавший лишь над брошенными проектами других режиссеров. По стилю «Маска» напоминает вторую новеллу в «Три лица страха» (1963). Только здесь получилось все намного более стильно и закончено. Черно-белые съемки очень к месту. Дань всем старым классическим ужасам сразу. Из всего раннего творчества Бава (от «Вампиров» и до его первого настоящего джалло «Девушка, которая слишком много знала») этот фильм лучший.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок «Маска Сатаны»
Текст реценизии Наткнулся на этот замечательный фильм, читая в «Википедии» статью о повести Николая Васильевича Гоголя «Вий». В статье было описано, что фильм «Маска Сатаны» является вольным адаптированием к «Вию». Решил посмотреть.

Фильм понравился тем, что напоминает хорроры 30-ых годов — жуткая атмосфера, давящая на психику. Напоминает «Дракулу» Тода Браунинга. Единственный минус, что Марио Бава зачем-то указал город Миргород, когда он находится на Украине, а действия разворачиваются в Румынии.

Интересный сюжет, жуткая музыка, потрясающая игра Барабары Стил! Лучшая её роль!

Поклонникам хорроров 30-ых — рекомендую!

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Возвращение ведьмы.
Текст реценизии «Маска Сатаны» разумеется не лучший фильм Марио Бавы, но тем не менее заслуживает внимания. Сюжет картины мне понравился, он повествует о проклятии, которое обрушилось на некую семью, одним из предков которой был инквизитор, совершивший кровавую расправу над ведьмой при помощи Маски Сатаны. Она поклялась вернуться и уничтожить весь род инквизитора, что и происходит спустя двести лет, после смерти ведьмы.

В фильме нет особой динамичности, однако присутствует напряжённая атмосфера, подкрепляемая зловещей музыкой. Существенным недостатком картины является отвратительный грим вампиров, здесь они даже чем-то смахивают на зомби, да и отсутствие клыков их тоже не красит. Что касается их огромной физической силы, то её здесь нет: человек запросто борется с вампиром и побеждает его.

Игра актёров не плохая, они сумели изобразить испуг. Музыка в фильме, как уже писалось выше, получилась удачной и жуткой, композитор постарался.

Итог: не очень сильная работа, но посмотреть определённо стоит, хотя бы из уважения к Баве.

7 из 10