Генрих VIII (ТВ) (2003)

Henry VIII (2003) 18+


О фильме

Он прошел путь от обаятельного и харизматичного принца до жестокого короля, в равной степени проклинаемого и восхваляемого. Правитель, изменивший Англию навсегда. Тиран. Любитель женщин. Один из самых легендарных британских монархов Генрих Восьмой, несший корону и бремя власти целых 38 лет. Его двор вполне можно было приравнять к минному полю, а королевскую спальню — к полю битвы, где любой неосторожный поступок мог стоить жизни.

Он безжалостно расправлялся как с политическими противниками, так и с друзьями. Генрих Восьмой «отменил» католическую церковь и конфисковал имущество монастырей в отместку за то, что Папа запретил ему такой желанный развод. Он обезглавил двух из шести своих жен, пренебрегал дочерьми и страстно мечтал о наследнике трона…

Подробная информация

Слоган Беспощадный монарх Англии
Страна Великобритания
Жанр драма, мелодрама, биография
Бюджет £6 000 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 12 октября 2003
Премьера в России
Релиз на DVD 25 октября 2007, «Cinema Prestige»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 194 мин.
Рейтинг Кинопоиска 7.844 / 878
Рейтинг IMDB 7.00 / 1 377
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Рэй Уинстон, Дэниэл Уэбб, Марк Стронг, Ассумпта Серна, Джосс Экленд, Дэвид Суше, Сид Митчелл, Хелена Бонем Картер, Чарльз Дэнс, Бенжамин Уитроу
Роли дублировали
Режиссер Пит Трэвис
Сценарий Питер Морган
Продюсер Джастин Бодл, Ребекка Итон, Френсис Хопкинсон
Композитор Роберт Лэйн
Художник Дэвид Хиндл, Джеймс Мерифилд, Жаклин Абрахамс
Монтаж Эдвард Мэнселл
Оператор Питер Миддлтон
Участники съемочного процесса Уильям Хойланд, Джастин Бодл, Дерек Джекоби, Шон Бин, Уильям Хьюстон, Дэвид Гвиллим, Рэй Уинстон, Эмма Дарвол-Смит, Ребекка Итон, Теренс Харви, Джереми Чайлд, Майкл Мэлоуни, Гай Флэнеган, Дэниэл Уэбб, Роберт Лэйн, Томас Локйер, Марк Стронг, Стефен Нунан, Лара Белмонт, Дэвид Хиндл, Эдвард Келсли, Дэниэл Беттс, Эмилия Фокс, Ассумпта Серна, Кристофер Гуд, Эмма Бакли, Тина Мэлоун, Джосс Экленд, Доминик Мафэм, Дэвид Суше, Филип Харви, Билл Шепард, Джозеф Морган, Энди Харрис, Клер Холман, Рэй Донн, Келли Хантер, Сид Митчелл, Пол Хорнсби, Питер Морган, Френсис Хопкинсон, Эдвард Мэнселл, Саймон Микок, Джеймс Мерифилд, Джон Хиггинс, Люсинда Райт, Эмили Блант, Хелена Бонем Картер, Марша Фитцалан, Чарльз Дэнс, Бенжамин Уитроу, Эдвард Тудор-Поул, Райан Уинсли, Хью Митчелл, Скотт Хэнди, Риз Мередит, Жаклин Абрахамс, Кэтрин Риз, Пит Трэвис, Джеймс Хоар, Бритта Бекер, Клэр Кэмерон, Шон Френсис Джордж, Питер Миддлтон, Пиа Джирард, Том Тернер, Лорна Лэйси

Страны производства фильма

  • Великобритания (12 октября 2003) - 0
  • Швеция (7 июля 2004) - 0
  • Дания (13 декабря 2004) - 0
  • Финляндия (7 января 2005) - 0
  • Венгрия (17 января 2005) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1500-е, 16-й век, Англиканская церковь, Англия, Брендинг, Династия Тюдоров, Имя персонажа в оригинальном названии, Историческое событие, Казнь, Королева Англии, Король Англии, Король Генрих VIII, Мужчина с обнаженной грудью, Мученик, Отсечение головы, Палач, Порядок преемственности, Пытка, Развод, Религиозный конфликт, Римское число в оригинальном названии, Руки, связанные над головой, Смерть королевы, Число в оригинальном названии

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Это не фильм — это обучающее пособие по жизни…
Текст реценизии Фильм очень понравился и я пересматривала его 2 раза. Знаете, какая мысль гвоздем билась в моей голове во время просмотра этого фильма? Это не фильм, это обучающее пособие по жизни. Правда, несколько жестокое. Пятьсот лет прошло с тех пор, как технический прогресс изменил до неузнаваемости нашу жизнь, но как мало изменился сам человек. Зрителю показаны как на ладони события, которые привели к возникновению протестантизма в Англии. Народ мог сколько угодно протестовать против поборов римской католической церкви, продажности и жадности попов, НО!… никогда, возможно, не случилось бы упразднение церкви римской и насаждение церкви протестантской в Англии, не захоти Генрих VIII развестись, чтобы взять в жены фаворитку. Это наводит на мысль о том, что же стояло в действительности за всеми историческими событиями, включая революции, войны, перевороты, последствия которых историками признаны позитивными? — передел собственности, зависть и тщеславие. А народ, как всегда, играет роль массовки…

Очень верно психологически, на мой взгляд, переданы характеры Генриха и его окружения. И в этом заслуга и актеров и режиссера.

Фильм замечательный и заслуживает самой высокой оценки.
Оценка 3
Заголовок Henry The Eight
Текст реценизии Должна признаться, что у меня не совсем дилетантский подход к этому фильму. Эту эпоху я очень люблю и, что ценнее, очень хорошо знаю и могу сказать, что события тех времён переданы на редкость точно, но всё же не без допущений, хотя бы то, что у Генриха была сестра, которая тайно обвенчалась с его лучшим другом и он был крайне зол, отлучил их от двора и они выплачивали ему тысячу фунтов ежегодно до конца их брака (который закончился её смертью), очень захватывающая история, а Чарльз Брендон повлиял очень сильно на правление Генриха, я считаю, что опустив этот момент создатели фильма достаточно многое опустили.

Так же Генрих у них получился уж больно жалостливый, указ о казни подписывает и плачет и плачет, во время казни палчет… И всех ему так жалко! А ведь он их не за что на казнь ведёт, он был довольно таки безжалостным, как говорят факты, человеком и легко расправлялся с врагами. История с Робертом Аском лишь подтверждение этого, а не исключение, как может показаться в фильме.

Сестра Анны Болейн была блондинкой(!) и действительно забеременела вне брака, только вот, что это было от короля нигде не написано.

Анна Болейн во время того, как король завоёвывал её не приняла (!!!) ни одного его подарка, это тоже исторический факт, собственно это и выделило её среди других его пассий, это подогревало в нём интерес к ней. К сожалению этот пикантный момент в фильме упустили, вернее не акцентировали на нём внимание, в фильме подарок она приняла.

Что касается костюмов, то на мой взгляд костюмеры пыжились только над нарядами самого короля, что касается всего двора (т. е. модного света Англии тех времён) то они одеты на редкость однообразно и тускло. Даже королевы одеты очень и очень скудненько в сравнении с любым другим костюмированным фильмом этот смотрится очень жиденько и блёкло.

Природа. Это Англия, будь фильм по-настоящему плохим он всё ровно снимался в Англии и эти прекрасные зелёные леса и холмы всё ровно были бы не менее прекрасны. Съёмки в Англии всегда очень видовые и красивые, там есть что показать. Хочется от всей души поблагодарить англичан за то, что спустя много веков истории, часто очень неспокойной, несмотря на частые гражданские войны, их природа не испорчена зверским отношением к ней, она по-настоящему прекрасна. Они уважают и чтят эту драгоценность.

Актёрский состав. На экране часто мелькают известные актёры и это придаёт некоторую пикантность этому фильм, но лишь слегка. Актёр, который играл Генриха подобран на редкость отлично, если полюбопытствуете и посмотрите как выглядел Генрих на самом деле, то удивитесь насколько внешне они похожи, просто поразительно, но на этом удачный кастинг кончился… Анна Болейн — ужас… Исторически верно, она не была красавица, но обладала недюжей харизмой, хитростью и умом. Не могу сказать, что подобранная актриса (помню, что известная, но не помню как зовут) обладает всеми чертами Анны Болейн, но уж очень она страшна и она ни капли не англичанка, ну не было у англичанок таких квадратных скул, короткой шеи и широких плеч… Это вызывает настоящее отторжение!

В общем, мой вердикт 6 из 10 — фильм можно посмотреть для ознакомления с историей, но я бы советовала, если есть время посмотреть Тюдоры (сериал 3 сезона по 10 серий), там намного красивей обстановка, великолепные костюмы, много известных актёров и до мельчайших деталей достоверная история.
Оценка 1
Заголовок О Генрихе VIII и его жёнах
Текст реценизии История о времени правления Генриха VIII, о его окружении, событиях, произошедших в то время, и об отношениях с жёнами, конечно.

Собственно, это и есть главная тема сериала — личная жизнь Генриха VIII. Всё-таки не каждый король погубил столько жён и даже ввёл в стране новую религию, чтобы жениться на новой избраннице и произвести на свет наследника. Генрих всю жизнь мечтал о сыновьях, которые продолжили бы его род и правили бы Англией. Однако законный сын был у него всего один — Эдуард, скончавшийся в 15 лет. Так что скучать зрителю не придётся — отношения Генриха с его шестью жёнами то напоминают идиллию, то, наоборот, полны драматизма. На исторические события времени остаётся немного — показаны лишь основные, вроде восстания Роберта Аска и т. д. Об отношениях с другими странами или политических решениях короля рассказано вскользь — в основном лишь Генрих и интриги при его дворе. Интересно, однако, как тесно переплетены в судьбе короля дела государственные и личные, семейные.

Замечательно играют актёры. Коварный и честолюбивый Норфолк (Марк Стронг), готовый пожертвовать племянницей ради власти, верный прихотям короля советник кардинал Уолси (Дэвид Суше), бескомпромиссный Роберт Аск (Шон Бин). Но важнее всех, конечно, Генрих VIII (Рэй Уинстон). К нему невозможно относиться однозначно. С одной стороны, он часто жесток без причины, вспыльчив, коварен, отправляет на смерть любимых женщин. Он находится в плену одной мечты — о сыне, наследнике, опоре Англии. С другой стороны, он пылкий любовник, король, искренне заботящийся о своей стране, на многое готовый ради её блага, под конец действия — старый, разочарованный в приближённых человек, не раз обманутый друзьями и возлюбленными. Иногда его боишься, а иногда искренне сочувствуешь.

Среди женских ролей особенно хочется выделить Хелену Бонем Картер (Анна Болейн) и Эмилию Фокс (Джейн Сеймур). Ради первой король изменил ход истории, поссорившись с Папой и введя новую религию, что привело к большому количеству человеческих жертв. Бонем Картер играет гордую, решительную и честолюбивую в своих планах девушку, которая добивается своего красотой и верной тактикой поведения. Ненавидимая народом, считавшим истинной королевой Екатерину Арагонскую, первую жену Генриха, и многими придворными, она достигла вершин власти, но не смогла на этой вершине удержаться. Джейн Сеймур была третьей женой Генриха, единственной королевой, подарившей мужу наследника. Своей скромностью, простотой, обаянием и дипломатическим даром она покоряет короля. Именно рядом с ней, женщиной, не успевшей ему надоесть, Генрих и велит похоронить себя.

«Генрих VIII» — жизнеописание великого монарха, созданное при помощи впечатляющих костюмов и декораций и прекрасной игры актёров. Стать человеком, чтобы стать королём — вот к какому выводу после многих потерь и предательств приходит Генрих. А Англия вскоре станет могущественной державой при дочери, ставшей известней своего отца — Елизавете.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Фильм красивый, красочный, герои нарядны и хороши собой, даже простые крестьяне — все как на подбор: вымыты, выбриты и причесаны. Природа — загляденье: травка зеленеет, солнышко блестит. Не подумайте, что я против подобной приукрашенности в кино, на то оно и кино. Все дело в том, что данный фильм заявлен как историческая мелодрама. И именно историческая достоверность (ради которой все же плеснули немного крови) ставится под сомнение излишней «причесанностью».

Взять хотя бы светлый (каким он изображен в фильме) образ Анны Болейн. По историческим данным, девушка была на редкость взбалмошной, своенравной и капризной. Почувствовав себя королевой, она без стеснения вмешивалась в дела государства. Не без ее участия были казнены кардинал Уо(л)си и великий гуманист Томас Мор; о последнем, кстати сказать, в картине даже словом не обмолвились… Таким образом, нелюбовь народа к Болейн, так явно продемонстрированная на экране, была вполне даже обоснована.

Генрих Восьмой (ну конечно же), как и подобает главному романтическому герою, излучает мужественность, бесстрашие и силу. В любовных делах Генрих чувствителен и нежен — и такое случается. Время от времени его одолевают угрызения совести, и он успокаивает себя поисками виновных и их последующей казнью — это уже больше похоже на правду. Пару раз поймала себя на мысли «а он ничего» — особенно после победы в рыцарском поединке, хотя и ежу понятно, что соперник просто поддался своему королю. Актера на роль короля Англии подобрали замечательного: он одновременно похож на красавца Шона Бина (в его потолстевшем варианте) и на самого Генриха Восьмого, что наиболее ценно для картины.

Еще вот что интересно, длина носа у всех киножен Генриха обратно пропорциональна длине носов их оригиналов — убедитесь сами (в Википедии есть их портреты). У реальной Екатерины Арагонской, к примеру, был малюсенький курносый носик и сама она была уютной пышечкой; в фильме же она длинноноса и стройна. Самые аккуратные носики — у экранных Анны Болейн, Джейн Сеймур и Екатерины Говард; чего не скажешь о соответствующих органах обоняния их исторических прообразов.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Превосходная историческая картина о самом безжалостном монархе династии Тюдоров. Дух той эпохи чувствуется не только благодаря роскошным декорациям и привлекательным костюмам, но и грамотно подобранным актерам.

Изумительно исполненная роль жестокого и алчного Генриха, и образ Анны Болейн которую бесподобно передала Хелена Бонем Картер, не оставят равнодушными любителей исторических и остросюжетных фильмов.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Верю, но не всем
Текст реценизии Фильм качественный, хотя и для телека. Особо приглянулась мне первая серия, вторая как-то послабее в художественном плане. Генрих действительно неплох, правда вот изображать любовь актёру порой не удавалось.

Больше всего мне понравился кардинал — особенно сцена, где он плачет втихомолку, жалость так и накатывает волной, хотя человеком Уолси хорошим не был. Но об этом говорить глупо — государственные интересы даже Генрих выше моральных ставил, король, а тут лишь верный слуга.

Я поверила в то, что Суше — кардинал, поэтому, собственно и пишу: верю.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Давно искала этот фильм, потому что мне нравится творчество Хелены Бонем Картер, да и эпоха, в которую происходит действие фильма, мне интересна. Не могу похвастаться глубокими знаниями о жизни Генриха Восьмого, но сюжет показался мне достаточно исторически достоверном, по крайней мере откровенных ляпов и несостыковок не заметила.

Фильм рассчитан на показ по телевидению, а не в кинотеатре, поэтому особых визуальных изысков ждать не приходится. Тем не менее, «Генрих VIII» снят довольно качественно, хорошо выполнены костюмы и декорации, неплохой, но не слишком запоминающийся, саундтрек. Актерская игра на хоршем уровне, но не более того, ничего выдающегося не было.

Больше всех понравился Дэвид Суше в роли кардинала. Я действительно ему поверила, эмоции его персонажа понятны, как, впрочем, и их мотивации. К тому же, он совершенно не напоминал такого известного своего героя как Эркюль Пуаро в телесериале, хотя там его роль была весьма яркой и запоминающейся.

Хороша игра и Хелены Бонем Картер, но ее персонаж, Анна Болейн, мне совершенно не симпатична. Хелена, несмотря на свои 37 лет, смотрится органично в роли женщины, которая, по сюжету, ее младше, и разница в возрасте совсем не бросается в глаза. Как известно Бонем Картер очень идут роли «дам в корсетах и кринолинах», и этот раз не стал исключением, но все же образ не настолько интересен, как, например, в «Суини Тодде» Тима Бертона.

Главную роль исполняет Рэй Уинстон, который играет неплохо, но время от времени теряется на фоне второстепенных персонажей. Он мне показался неубедительным в совместных сценах с Хеленой Бонем Картер, которая смотрится намного более интересно, чем он.

По-своему, хороши все «жены» Генриха, кроме первой, но особенно запомнилась пятнадцатилетняя Екатерина.

Сцены казни сняты умеренно натуралистично: с одной стороны достаточно реалистично, с другой — без лишних физиологических подробностей. Так что смотреть можно зрителям любого возраста.

В общем, добротная костюмированная драма с хорошими актерами, которая должна понравиться любителям жанра, но, впрочем, если не посмотрите, ничего не потеряете.

7-8 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Обалденный исторический фильм. Прямо захватывает, как будто попадаешь в то жестокое, даже кошмарное, время когда всё происходило. Так всё живо показано. Именно так всё и представляется, когда читаешь историю британских монархов.
Оценка 2
Заголовок Зачем надо было это снимать?
Текст реценизии Одним из парадоксов исторического жанра (будь то литература или киноискусство) является то, что в то время как многие интересные периоды истории остаются нерассказанными, другие с успорством воспроизводятся вновь и вновь, создавая в конце концов ощущение дежа вю. К числу подобных сюжетов относится неувядающая история любвеобильного английского монарха Генриха Восьмого. Еще в 30-е годы англичане сняли о нем своеобразную трагикомедию «Частная жизнь Генриха VIII». Затем были «Шесть жен Генриха VIII» (1970) и «Генрих VIII и его шесть жен» (1972) с одним и тем же актером Кейтом Митчеллом в главной роли. Голливуд также счел своим долгом увековечить трагедию Анны Болейн ("Тысяча дней королевы Анны»). Уже в наше время по одному и тому же роману Филиппы Грегори было снято два фильма «Сестры Болейн» и «Еще одна из рода Болейн» (последний недавно прошел у нас в прокате). Казалось бы, из данной истории выжали все, что можно. Тем не менее, в 2003 г. в свет выходит двухсерийная историческая мелодрама «Генрих VIII».

Так как английская история представляет для меня интерес, я естественно не могла обойти вниманием это произведение. И написать я хочу не о тонкостях актерской игры, мастерстве операторов или костюмеров и прочих особенностях ремесла кинематографистов, а о тех идеях, которые, по моему мнению, пытаются донести до зрителя создатели фильма, и о том, как представлены знаковые фигуры эпохи.

Что может оправдать обращение к сюжету, не единожды рассказанному до тебя? Новаторский подход. Способность повернуть казалось бы знакомую до мельчайших деталей картину такой стороной, чтобы зритель воскликнул: ага, я только думал, что знаю ее, а на самом деле вот оно как оказывается! Причем для достижения этой цели совсем не обязательно выступать в роли ревизиониста и переворачивать все с ног на голову, иногда достаточно мелких деталей, чтобы на палитре появились свежие краски. Так вот, никаких новых красок в этом фильме я не увидела. Он лишь воспроизводит прежние шаблоны и клише и в который уже раз рассказывает, как некий король очень хотел наследника. И это при том, что фильм рассчитан в первую очередь на английскую аудиторию, которая эту историю знает, можно сказать, с пеленок.

Главный герой обладает неким, правда отдаленным, внешним сходством с историческим персонажем. Этим достоинства его образа и ограничиваются. Это не значит, что он не привлекателен, как раз наоборот. Это добрый дядюшка Хол из английского фольклора, рубаха-парень, конечно, он иногда творит злые дела, но ведь он так трогательно раскаивается, так переживает, подписывая смертные приговоры своим женам! А в финале, после всех своих казней, дает такое напутствие сыну: неважно, сынок, сколько земель ты завоюешь, сколько врагов сотрешь в порошок и даже сколько наследников оставишь, главное в этой жизни — быть хорошим человеком. Так и хочется слезу пустить от умиления. Воистину, как говорил один мафиози в фильме «Дежа вю»: «Мы должны бороться за гуманизм в нашей профессии».

Итак, главный посыл фильма ясен: царь у нас хороший, это бояре плохие. Конечно, это устойчивая черта народного сознания в традиционном обществе, но, казалось бы, современные режиссеры могли бы подняться над подобными представлениями.

Королевы Генриха также представлены довольно шаблонно. Екатерина Арагонская, известная своей набожностью, молится и носит власяницу (и больше о ней сказать, собственно, нечего), Джейн Сеймур, опять-таки набожная, очень хочет примирить Генриха с церковью и с дочерью Марией, Анна Клевская, разумеется, страшно уродлива, Екатерина Парр заботится о детях (впрочем, она появляется минут на 10, не больше, и никакого впечатления о себе не оставляет). Супружеская измена Екатерины Говард подана опять-таки в традиционно романтическом духе и это при том, что в жизни ее любовника Калпепера был такой эпизод как пребывание в тюрьме по обвинению в изнасиловании и убийстве, а будучи арестованным, он быстренько сдал королеву. Такой вот Ромео получается. Определенным исключением является Анна Болейн. Она представлена женщиной, стремящейся не к вершинам власти, а к прочному браку и безопасности. Так что это, как ни крути, безвинная жертва Генриха, которую мы, впрочем, ему прощаем, ведь он так трогательно переживает!

Окружение короля также не отличается оригинальностью. Кромвель, великий государственный деятель Англии (время его пребывания у власти один историк назвал «правительственной революцией»), на редкость отталкивающ, даже внешне. И вроде ничего особенно плохого он не делает, но зрителю настойчиво внушается мысль, что это нехороший человек. Вулси ничем не запоминается. Мор вообще выпал из поля зрения (и правильно, зачем отвлекать зрительское внимание на разные мелочи). Норфолк, разумеется, главный интриган, что в общем-то оправдано, да только для роли первого злодея ему недостает блеска. И вообще, все эти придворные строят козни и заговоры, так сказать, из чувства долга, потому что так полагается. Все они какие-то блеклые, даже Анна Болейн.

Итак, что же мы имеем в итоге? Что перед нами? Иллюстрация к школьному учебнику истории? Но тогда надо было, как минимум, соблюдать историческую достоверность. Драма идей и характеров? Для нее в фильме не хватает глубины. Просто развлекательное зрелище? Недостаточно действия и напряжения. Возможно, фильм заинтересует любителей истории, недостаточно знакомых с данной эпохой. У меня же он вызвал лишь чувство недоумения.