Я, бабушка, Илико и Илларион (1962)

(1962) 18+


О фильме

Экранизация рассказа Нодара Думбадзе. Нежное и грустное повествование о жизни и повседневных заботах жителей большого грузинского села, увиденной глазами подростка.

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр комедия, мелодрама
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 8 июня 1963
Премьера в России
Релиз на DVD 3 сентября 2009, «Ruscico»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 18
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 18 лет
MPAA
mpaa
Время 90 мин. / 01:30
Рейтинг Кинопоиска 8.182 / 171
Рейтинг IMDB 7.00 / 139
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Григол Ткабладзе, Сесилия Такаишвили, Тенгиз Даушвили, Александр Гомелаури, Шалва Херхеулидзе, Иосиф Гогичаишвили, Александр Жоржолиани, Сосо Орджоникидзе, Кира Андроникашвили, Манана Абазадзе
Роли дублировали Евгений Весник, Ольга Громова, Аркадий Вовси, Геннадий Бортников, Елена Понсова
Режиссер Тенгиз Абуладзе
Сценарий Нодар Думбадзе, Тенгиз Абуладзе
Композитор Нугзар Вацадзе, Арчил Кереселидзе
Художник Кахабер Хуцишвили
Директор фильма Георгий Хухашвили, С. Сихарулидзе
Оператор Георгий Калатозишвили
Участники съемочного процесса Кахабер Хуцишвили, Евгений Весник, Григол Ткабладзе, Михо Борашвили, Сесилия Такаишвили, Ольга Громова, Аркадий Вовси, Геннадий Бортников, Тенгиз Даушвили, Георгий Хухашвили, Нугзар Вацадзе, Екатерина Верулашвили, Нодар Думбадзе, С. Сихарулидзе, Александр Гомелаури, Шалва Херхеулидзе, Георгий Калатозишвили, Серафима Холина, Елена Понсова, Иосиф Гогичаишвили, Александр Жоржолиани, Сосо Орджоникидзе, Арчил Кереселидзе, Вахтанг Сулаквелидзе, Кира Андроникашвили, Тенгиз Абуладзе, Манана Абазадзе

Страны производства фильма

  • СССР (1962) - 0
  • СССР (8 июня 1963) - 0
  • Финляндия (22 мая 1964) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Амбициозная женщина, Бабушка, Будущее, Влюбиться, Вторая мировая война, Глаз, Гнев, Грузия, Деревня, Драка, Друг, Лучший друг, Любовь, Одноглазый человек, Окончание учебного заведения, Оптимизм, Ошибка, Писательство, Плач, Потеря бабушки, Поэма, Профессор, Рифма, Сельская местность, Сирота, Смерть бабушки, Смерть сына, Сосед, Студент, Сюжет, где мальчик встречает девочку, Тбилиси, Улица, Университет, Учеба, Хирургия глаза, Хохот, Школа

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Село, горы, душа…
Текст реценизии Фильм Грузинского мастера можно разделить на 4 части: школа, война, институт, эпилог.

Картина вышла в период оттепели.. и была одной из первых в Советской «Новой волне», уже потом выйдет Московская версия Данелии с Михалковым, но еще под запретом «Мне 20 лет» Хуциева. Но так или иначе в Хрущевское кино попал кислород. Герои стали живыми, умеющими любить, страдать и ошибаться… и никакой политики.

Т. Абуладзе выстраивает фильм в свойственной ему манере зарисовок. Часто смешные, часто грустные они как ничто иное — показывают глубину переживаний главных героев. Такая мозаика нюансов — и роднит картину с жизнью. Истории, как бы подсмотренные из жизни «каждого» из нас. Причем многие сюжетные линии остаются без продолжения, отчего интрига «проживания» с персонажем лишь возрастает.

Персонажей 4. Каждый несет свою миссию… свою притчу. И лишь в последних кадрах все нити сюжета сомкнутся в грустный и философский итог.

Особо проникновенной для меня была сцена отправки «гостинцев» на фронт… беседа о «похоронке». до слез.

История 10 лет жизни паренька из горного села, его бабушки, дяди и соседа — очень точная и ностальгическая зарисовка о простых людях, живущих общей судьбой… о единстве Народа — в итоге. Затронуты, пусть и вскользь тема жизни села во время войны, села почти без мужчин, тема крестьянина в университете, крушения юношеских иллюзий. Но главное в фильме — его исцеляющая добротой сила. Картина — неспешный гимн человечности, человечности иногда ироничной, иногда нелепой, но имеющей право на счастье ценой выстраданности своего пути.

Так и фильм, начавшийся сатирической комедией на 20 минуте «ломается» темой начала войны. И как динамика монтажа уступает место вдумчивым планам и темным тонам — так и жизнь человека, однажды обретшего свою истину — уже никогда не станет разменивающейся сиюминутными мелочами..

Хочется верить, что вдумчивый зритель вместе с главным героем за полтора часа просмотра совершит некую духовную эволюцию… и станет чуточку добрее.
Оценка 1
Заголовок Мы — это весь мир…
Текст реценизии Человеку, рожденному в СССР, прививались ценности, которые делали человека настоящим. Дружба, взаимовыручка, бережное отношение к своим корням — главные достоинства гражданина Мира. Так нас учили родители, деды, прадеды. То, что впитано с детства — остаётся в сознании всю оставшуюся жизнь. В наше время, заглядывая в чьи-то глаза — видеть пустоту грустно и тоскливо. Молитва старой женщины в финале картины — призыв будущему поколению, чтобы помнили. Чтобы помнили свою родину, не забывали о человечности и знали, в чем заключается настоящее счастье…

Герои картины — чудаки, с хорошим чувством юмора, представляющие поколение внуков и их дедов (бабушек). Старики, за шутками и причитаниями искренне учат жизни. Ссоры прекращаются за душевными тостами и песней идущей от сердца. В споре рождается истина, а крепкие узы, когда они крепкие, не ослабевают. Это демонстрирует режиссер, знакомящий с несколькими этапами жизни деревни: с детством, войной, зрелостью.

Детство. Зурико — мальчик, которого воспитала бабушка. Из-под палки ребенок учится, ловя моменты радости от свободы и беззаботной юности. Дружит с другом семьи, Илларионом и Илико, колхозным сторожем. Искрометный юмор в картине приходится на ее первую часть и послевоенный период, чего стоят реплики: «Смотри, убьешь меня — я тебе потом все уши оборву»! Или: «Ты же знаешь свое ружье — стреляешь в козла, попадешь в осла»! Корова, упавшая на дороге от усталости, вызывает вопрос в прохожем: «Умерла»? Нет — отвечают весельчаки, вздремнула! Весело живет народ в деревне, зритель заряжается настоящим здоровым юмором. Пока эмоции радости не переходят в печаль…

Война. Наверно у многих, звучание песни «Священная война» и слов в ней В. Лебедева-Кумача, заставляет содрогнуться. Да, ничего нет страшнее потери близких людей, будь то война, будь простая смерть. Но крепость семейных и дружеских уз, помогают пережить боль утраты, с поддержкой, сердечностью близких и верой в счастливое будущее…

Зрелость. Она наступает, когда человек прощается с юностью, выходит на широкую дорогу жизни, учится ей и способен отличить влюбленность от любви. Иронична фраза директора школы, вручающего аттестаты зрелости: «Теперь дети, можете ходить хоть на голове»!

Помимо великолепной игры актеров, хотелось бы отметить переводчиков с грузинского языка, особенно бабушки, правильно передающей интонации женщины, страдающей в деревне без внука, без своей кровинушки. Письмо, звучащее голосом человека, проникнувшегося печалью, передает зрителю ощущение разговора с близким человеком.

Картина «Я, бабушка, Илико и Илларион» — трагикомедия о не придуманной жизни людей времени, безвозвратно исчезнувшем, но оставшемся в сердцах тех, кто помнит. И тех, кто еще молится о будущем мира, в котором человек — остается человеком, несмотря на всю тяжесть жизни…

10 из 10