Побег из Гулага (2001)

So weit die Füße tragen (2001) 18+


О фильме

Немецкий военнопленный Клеменс Форелль был приговорен к заключению на Колыме. Проработав четыре года на шахтах, он в 1949 году бежал из лагеря.

По пятам преследуемый НКВД, осознавая, что каждый следующий шаг может стать для него последним, он шел через всю Сибирь и Среднюю Азию к иранской границе. 14 тысяч километров и три бесконечных года, проведенных в странствиях, не смогли сломить его стремление к свободе…

Подробная информация

Слоган Три года он шел через всю Сибирь и Среднюю Азию. Он преодолел 14 тысяч киллометров, и каждый шаг мог стать для него последним.
Страна Германия
Жанр военный, драма, боевик, приключения
Бюджет DEM 15 000 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 1 ноября 2001
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 158 мин. / 02:38
Рейтинг Кинопоиска 7.656 / 1292
Рейтинг IMDB 7.10 / 2 992
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Имя Кленемс Форель — вымышленное. Реальный прототип главного героя носил имя Корнеллиус Рост (нем. Cornelius Rost, 1922-1983). Автор романа использовал другое имя из-за опасений по поводу возможных проблем с КГБ после того, как книга была опубликована в 1955 году.
Оба деда актёра Бернхарда Беттермана, сыгравшего главного героя, по окончании Великой Отечественной войны были отправлены в советские лагеря.
На карте, которую смотрит девочка, обозначен город Нижний Новгород, хотя до 1990 года город носил название Горький.
В главных ролях Бернхард Беттерман, Михаэль Мендль, Анатолий Котенёв, Ирина Пантаева, Айрис Бом, Анна Герман, Адалберт Майер, Ганс Петер Хальвахс, Егор Абросимов, Ханс-Уве Бауэр
Роли дублировали
Режиссер Харди Мартинс
Сценарий Харди Мартинс, Бастиан Клеве, Бернд Швамм
Продюсер Харди Мартинс, Бастиан Клеве, Джимми С. Герум
Композитор Эдуард Артемьев
Художник Валентин Гидулянов, Татьяна Конотопова, Игорь Щелоков
Монтаж Андреас Маршалл
Оператор Павел Лебешев
Участники съемочного процесса Эдуард Артемьев, Андре Хеннике, Харди Мартинс, Бернхард Беттерман, Михаэль Мендль, Анатолий Котенёв, Ирина Пантаева, Айрис Бом, Анна Герман, Адалберт Майер, Ганс Петер Хальвахс, Егор Абросимов, Ханс-Уве Бауэр, Simon Beckord, Игорь Фильченков, Хайнрих Гискес, Йоханнес Хтицблех, Nikolai Kondrashkin, Владимир Корпусь, Павел Лебешев, Ирина Нарбекова, Анна Зоннтаг, Антонио Ваннек, Стефан Вольф-Шёнбург, Валерий Кудашкин, Александр Ефремов, Бастиан Клеве, Джимми С. Герум, Роберт Пеллегрино, Роланд Пеллегрино, Бернд Швамм, Джозеф Мартин Бауэр, Валентин Гидулянов, Татьяна Конотопова, Игорь Щелоков, Андреас Маршалл

Страны производства фильма

  • Германия (1 ноября 2001) - 0
  • Германия (27 декабря 2001) - 231
  • Мексика (24 января 2003) - 0
  • Чехия (28 января 2003) - 0
  • Чехия (27 февраля 2003) - 4
  • Франция (31 марта 2003) - 0
  • Аргентина (7 сентября 2003) - 0
  • Япония (17 января 2004) - 0
  • Финляндия (28 февраля 2004) - 0
  • Испания (19 ноября 2004) - 4
  • Венгрия (26 февраля 2007) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1937 год, 1939 год, 1940-е, 1944 год, 1945 год, 1947 год, 1949 год, 1950 год, 1950-е, 1951 год, 1952 год, 1956 год, Аляска, Амулет, Барабан, Бег, Беременность, Боль, Вдова, Верблюд, Ветер, Вечер встречи выпускников, Винтовка, Водка, Военнопленный, Военный преступник, Военный суд, Возвращение домой, Волк, Волосатая грудь, Волчья стая, Вор, Воровство, Воссоединение, Вторая мировая война, Выживание, Выстрел в голову, Галлюцинация, Генератор, Говорить во сне, Голод, Голодание, Гора, Горящая одежда, Гостеприимство, Громкоговоритель, Грузовой автомобиль, Гулаг, Двухъярусная кровать, Девочка, Дерево, Дети, Джип, Доверие, Дождь, Доктор, Драка, Езда на лошади, Жестокость, Зажигалка, Закадровый голос, Заключенный, Замерзание до смерти, Замораживание, Защитные очки, Зверство, Зеркало, Зеркало заднего обзора, Знахарь, Золотой самородок, Зонт, Избиение, Инспектор полиции, Иран, Иранец, Исповедь, Иудей, Казарма, Канистра для бензина, Капитан, Карта, Католик, Колючая проволока, Компас, Кошмар, Кричащий, Кровь, Курение сигарет, Лед, Лейтенант, Лес, Лихорадка, Лошадь, Маленький мальчик, Марш, Мертвая собака, Мертвое тело, Мех, Механик, Мираж, Младенец, Молитва, Молния, Монахиня, Монтаж, Мост, Мужество, Мужская нагота (вид спереди), Мужчина с обнаженной грудью, Наблюдение через окно, Нагота, Надежда, Нападение собаки, Нацист, Недоверие, Нездоровье, Немец, Немецкий солдат, Нищенство, Нож, Обещание, Обнаженный мужчина, Огнестрельное оружие, Огонь, Огонь из оружия, Озвучивание текста письма, Основано на реальных событиях, Отверстие в земле, Открытка, Отношения дедушки и внучки, Отношения дяди и племянника, Отношения матери и дочери, Отношения матери и сына, Отношения между братьями, Отношения мужа и жены, Отношения отца и дочери, Отношения отца и сына, Отче наш (молитва), Охотник, Очки, Падение с холма, Палатка, Партизан, Паспорт, Перед Второй мировой войной, Пересечение границы, Пешеход, Пешня, Пинки ногой, Пистолет, Письмо, Пища, Плавание, Плавучая льдина, Плач, Плот, По мотивам книги, Побег, Побег из тюрьмы, Погоня, Пограничник, Подозрение, Подразумеваемый секс, Поезд, Поиск, Полицейский штаб, Польша, Попадание под лед, Попытка побега, После Второй мировой войны, Поцелуй, Пощёчина, Прииск, Принудительный труд, Принятие пищи, Прогулка, Прожектор, Пролог, Прошение прощения, Прыжок с высоты, Пулемет, Путешествие автостопом, Путь, Пшеничное поле, Раздевание, Рак (болезнь), Рама картины, Рана на голове, Рана шеи, Резьба по дереву, Река, Ремейк, Речные пороги, Рождественская елка, Рождество, Россия, Рюкзак, Садист, Сани, Сапоги, Свастика, Свеча, Свидетельство о смерти, Священник, Северное сияние, Северный полярный круг, Семейные отношения, Сердечный приступ, Сжигание фотографии, Сибирь, След, Слезы, Смерть, Снег, Снежная буря, Снежный буран, Собака, Собачья упряжка, Советский, Советский Союз, Сон, Спасание жизни, Спасение утопающего, Спущенная шина, СССР, Статуя Девы Марии, Стетоскоп, Стог сена, Сторожевая вышка, Страдание, Страх, Стрельба, Стрельба в собаку, Ступни, Сцена под водой, Съемка с воздуха, Съемка сверху, Сыпной тиф, Тайник под полом, Тегеран, Иран, Товарищ, Товарный вагон, Товарный поезд, Травма ноги, Трудовой лагерь, Труп, Тюремное заключение, Тюрьма, Убийство собаки, Угольная шахта, Удар по голове, Уличный рынок, Умирание, Упавшее дерево, Упоминание Иосифа Сталина, Утопление, Уцелевший, Фляга с водой, Фонарь, Фотоальбом, Фотография, Хаски, Хижина, Хлеб, Холод, Цветок, Центральная Азия, Церковный хор, Церковь, Чай, Шприц для подкожных инъекций, Шрам на лице, Эскимосский индиец

Рецензии пользователей

Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Могут ли немцы снять по настоящему достоверный и впечатляющий фильм о человеке, попавшем в Гулаг. Ответ на этот вопрос так и не был найден мною после просмотра.
С одной стороны, здесь грубо рассказывается о жестоком, но с другой- чувствуются режиссёрские слабинки.
Грамотно расставлены акценты. Маленькая девочка ждёт своего отца, который должен возвратится с войны. Её вера не ослабивает ни на минуту… Отец пообещал и он будет стремиться исполнить свою клятву.
Уверен, что иностранного зрителя в первую очередь восхищает размах и противоречивость великой России… она добродушная и открытая, хотя в то же время она жестокая и убийственная…
Можно наслаждаться практически любым проявлением природы…. от бесщадного мороза севера…. до южных степей…
Оценка 1
Заголовок Свобода — я боготворю тебя.
Текст реценизии Прочитала достаточно много нехорошего в рецензиях, что ниже. И в частности про то, как скверно изображена война и Россия в этом фильме.

Но разве фильм о войне?! Разве он о гадких русских и не раскаявшимся немце?!

Главное за что ухватились мои мысли в этом фильме — это борьба за свободу.

Любовь к близким — настолько сильное чувство, что заставляет совершать невероятные подвиги. Ведь столько лет хранить в себе мысли о доме. столько лет двигаться вперед для того, чтобы вновь быть с семьёй — это невероятно и действительно заслуживает уважения!

И я не думаю, что главный герой не раскаялся. Хотя это слово вообще не подходит к этому фильму. К войне.. Я уверена, что, испытав столько боли и трудностей, любой человек будет чувствовать в большей степени сожаление о том, что войне вообще было место в нашем мире.
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Безусловно, все мы привыкли наблюдать над совсем обратной ситуацией, какова была показана в фильме: странно видеть эти пытки со стороны наших военных над пленными. Но тем не менее, если учесть настрой народа по окончанию войны и политический строй, осмелюсь предположить, что так могло быть.

Очень насыщено кино разноплановыми эпизодами со сменой природы, наблюдаем все красоты как зимы так и лета, что очень занимательно.
И, как это не парадоксально звучит, начинаешь жалеть главного героя, ведь все мы люди, и в то время каждый враг врагу рознь, так как не все по своей воле шли на войну убивать ни в чем не повинных людей.

В общем, любителям наших советских фильмов про фрицев советую посмотреть это кино: возможно у вас появится иная точка зрения на те события
Оценка 2
Заголовок Бредовые сны о России
Текст реценизии Фильм рассказывает нам о судьбе немецкого военного пленного Форелля, который бежал из лагеря на мысе Дежнева.

Неточности: начальник лагеря обращаясь к офицеру лагеря утверждает, что тот получил орден, хотя на груди офицера на протяжении всего фильма находится единственная медаль (что так же странно).

Бредовости: Трудно представить каким образом удалось из охраняемого лагеря сбежать пленному, и откуда у немецкого врача в лагере взялся пистолет ТТ.

Лейтенант мало того, что не верит в гибель сбежавшего зимой немца (что говорит о том, что он не просто исполняет свои обязанности, а испытывает личную неприязнь к главному герою), так и еще бросается за ним в погоню (неужели так просто: бросил свою работу и должность (которую считает своим долгом) и самовольно пустился искать несчастного Форелля? никто бы лейтенанту не позволил так просто покинуть место службы);

также не понятно, каким образом немец (который плохо знал русский — только некоторые слова) изъяснялся со всеми, кто ему встречался на пути!

Идеология фильма: фильм снят в явном антисоветском и даже антирусском ключе. Режиссер не захотел показать войну, зверства немецких солдат, их отношение к советским пленным. В начале нам показывают идеальную немецкую семью — любящая жена (которая в положении), маленькая дочка — провожают на фронт отца семейства и следующий кадр — бедный и несчастный Форелль приговаривается к 25 годам.

Примечательно, что когда урывками показывают семью Фореля — то всегда в светлых, приятных тонах (такая игра контрастов).

Разумеется отношение к немецким военнопленным было не самое доброжелательное, но в фильме показан самый худший вариант и даже в какой то степени лживый (так как существуют специальные инструкции и приказы по обращению с пленными и они принципиально расходятся с тем, что мы увидели)

Все русские в фильме — это отрицательные герои! Наши солдаты — какие то кровожадные и бесчувственные — не упускают возможности ударить, застрелить или обругать матом немцев. Хваленый начальник лагеря не расстается с графином водки. Кстати водка упоминается в еще одно нелепом моменте — в тайге русский беглец узнав, что есть водка — радуется и говорит: «мы спасены», а то бы без водки они погибли бы, чушь!

Старший лейтенант — офицер лагеря — показан просто зверем и ненавистником пленных (сцена, где он рвет письмо матери пленного солдата и заставляет его раздеться до гола на морозе; сцена где морит голодом пленных; убивает пленного и пр.). Переходим к остальным русским, которые встретились на пути главного героя: беглецы с прииска — оказались жадными и расчетливыми «тварями» (Клеменс даже спас одного из них, а тот в последствии повел себя отвратительно). На лесопилке встретился Клеменсу «контролер», который мало того, что незнакомцу доверил дело (что отрицательно характеризует советского руководителя), так еще и заложил его в нквд.

Положительными оказались только члены северного племени (почему то с русскими именами Алеша и Ирина) и то сделали из девушки племени, какую то распутную девицу!

Но самым удивительным моментом является то, что в Средней Азии Форелю помог еврей (если учесть, что сделали фашисты с евреями во время войны) и помог от всей души да еще и денег дал (я так понял, так как он открытку покупал) — это вообще парадокс. Типа русские сволочи, а немцу даже еврей помог!!!

Данная картина — это месть режиссера, у которого оба деда побывали в советских лагерях.

Концовка вообще нелогичная — а фраза лейтенанта в финале создает впечатление, что я Голливудский фильм смотрю.

Сам фильм снят качественно; показана красивая природа Сибири; музыкальное сопровождение неплохое. Режиссер по сути снял фильм не только о Клеменсе Форелле, а о самой огромной в мире стране и ее жителях (а это большая ответственность) и надо признать на пленке мы видим несуществующую Россию, некий образ, в который верят (а после таких картин и будут продолжать верить) европейцы.

3 из 10
Оценка 3
Заголовок 9 из 10
Текст реценизии Как кино про Россию в целом, «Побег» получился замечательным зрелищем. Но есть ощущение невероятности происходящего — бывшему фрицу в конце 40-х каждый норовит помочь, даже еврей в Средней Азии и комендант тюрьмы, гоняющийся за ним 3 года и реально пострадавший от его рук. Концовка выглядит слишком нереально, а потому мораль фильма, которая накручивалась на протяжении двух с половиной часов остается невысказанной. Человек — лишь пешка в руках могучих соперников, стремящихся к своему превосходству. Нельзя сказать, что права какая-то из сторон, на что тоже иногда, сценами с детьми, дает намек режиссер — приди победа к немцам, и, вполне возможно, тот же заключенный Фаррели сам был начальником колонии для пленных русских…
Оценка 1
Заголовок Я тебя
Текст реценизии Я тебя «победил» — так звучит последняя фраза Álter égo главного персонажа фильма. Но вы в этой фразе не услышите ликующей нотки в голосе персонажа Анатолия Котенева.

Нет не потому что, эта радость сквозь слезы, он Побежденный победитель, как это звучит в «Торжестве победителей». «Победитель — победил, слава падшего святее!»

Фильм не о том что и, мы мягко говоря были не ангелами по отношению к военнопленным, и не о тяжелой их судьбе. Речь идет о целеустремленном человеке, который попал в труднейшие условия выживания и в борьбе за это выживание остался человеком.

Фильм о том, что даже самая небольшая, оказанная помощь человеку может круто изменить многое.

Фильм, несмотря на всю сложность и тяжесть происходящего оставляет теплые чувства.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Фильм показывает Вторую Мировую глазами людей «по ту сторону баррикад». Он заставляет задуматься, что среди врагов тоже были люди, которые осознали, что кровавая резня никому не нужна. Мы привыкли, что немцы в фильмах всегда плохие, а советские люди — хорошие. Но подумайте этих плохих людей также брали в плен, пытали, их точно также ждали с войны. Не будем доказывать, кто прав, а кто виноват. Вывод один: война — это ужас, кровь, убийство. И немец, попавший в плен осознал, что война — это не выход. Конечно его семья показана в светлых тонах. А как иначе?! Это дом героя, его опора в жизни, последняя надежда на счастье. И в голове одна только мысль — скорее туда!

Идея бегства от того ужасного, что ты совершил, красной нитью проходит не только через данный фильм, но и через всю послевоенную литературу Европы.

Фильм не о народе, не о противостоянии менталитетов. Фильм об осознании того, что ты делаешь в жизни что-то неправильно и что всё это может привести к гибели. Герой — человек сильный, а мысль о семье, той жизни, которая была до войны, — источник его сил.

Единственное, что резануло по сердцу — это сцена, где дети просят конфет у «товарища Сталина». Немного неприятно, что идеология здесь противопоставлена религии, вере. Поэтому

7 из 10
Оценка 1
Заголовок Будь сильным !
Текст реценизии Очень сильное кино, о человеке который бежал в родные края с верой и надеждой в сердце. Хороший и интересный немецкий фильм в котором снимаются и российские актеры. Немецкий военнопленные Клеменс Форелль, сослан на калыму. Он понимает, что долго здесь люди не живут, и существует только один вариант вновь увидеть своих родных, бежать из лагеря. Но куда бежать? В снежную пустыню, откуда просто невозможно выбраться живым. Немецкие лагеря конечно что были под охраной, но под очень слабенькой, то есть убежать не представляло большого труда, а вот убежать из бескрайних просторов Сибири, где вместо охраны были сильные морозы и вечный снег, это уже было почти что нереально.

Главный герой этого фильма показал нам, настолько он силен верой, и настолько он силен характером силой воли. То, через что прошел заключенных Клеменс Форелль трудно себе представить, ведь на его пути домой было столько опасных ситуаций, что я просто удивляюсь откуда он брал силы, когда очередной раз вставал с колен и шел дальше. Буквально каждый его следующий шаг был опаснее предыдущего. У нас всех выработался стереотип, мол немцы все плохие, а наши русские хорошие, они защищали свою родину, а немцы жестокие захватчики. «Побег из Гулага» очередной фильм, который показывает как советская власть поступала с ничем невинными людьми, за малейшее подозрение отправляли человека в штрафбат или на калыму, это уже доказано многими, и то, что фильмы об этом факте снимают, это уже железно-бетонная правда о страшных временах второй мировой. Сбежать с почти невозможного места и притом еще выжить, об этом будет идти речь в фильме. Харди Мартыньш соавтор и режиссер фильма, снял очень отличное кино, где невозможно не переживать за главного героя ни на секунду. Очень порадовал своей игрой Анатолий Котенев, который играл жесткого и сурового надзирателя Гулага. Фильм очень хороший, самое главное в нем то, над чем очень хочется долго размышлять, настолько сильна в главного героя сила воли, что он ради того чтобы увидеть вновь родных, можна сказать прошел через ад.

8 из 10
Оценка 2
Заголовок Неправдивый побег
Текст реценизии Фильм извращающий историю, унижающий всех от русского до еврея.

Смотреть можно, но смысл фильма вреден для сыновей страны победителя.

Положительный герой — немец, каратель, понесший заслуженное наказание по законам военного времени, оказывается в лагере, где жестокие русские не хотят поить его ромом и кормить сосисками, а заставляют работать в шахте.

И вот, он убёг, и бегал везде, и все не русские относились к нему благожелательно, и даже бандит неизвестной национальности с цыганским именем Анастас относился к нему по человечески, и даже еврей помог выбраться из «концлагеря» под названием СССР. И только «русский начальник» носился за ним по всему свету, чтобы вернуть его в лагерь.

Этот немец прошёл через весь фильм с гордо поднятой головой за свои деяния, и не разу не перед кем не повинился. Прощения не попросил. Помнил всё (напомню, что по фильму он каратель, а не Дед Мороз с подарками), принимал помощь (не просил, не побирался, не унижался) и ел с рук тех, чьих родственников, чуть раньше, без сожаления, ни за что, резал и стрелял.
Оценка 3
Заголовок Другая сторона медали
Текст реценизии Весьма своеобразный фильм. Мы привыкли смотреть кино про великую отечественную войну, через советско-патриотическую призму, где все солдаты красной армии — отважные герои, готовые броситься под амбразуру при первом же удобном случае, а все немцы негодяи, трусы и до невозможности тупые. Также в совковых фильмах, по известным причинам, обычно не затрагивается судьба немецких солдат, попавших в плен. До середины 50-х годов в Советском Союзе в качестве подневольной рабочей силы трудились миллионы немцев. В немецких источниках общепризнанна цифра 3,15 миллионов взятых в плен немецких военнослужащих из которых 1,3 миллиона не выжило.

Эта работа интересна прежде всего тем, что вы можете увидеть советских солдат глазами немецкого режиссера. Фильм просто кишит ляпами, историческими неточностями, игра некоторых актеров, особенно русских, оставляет желать лучшего, но не смотря на все минусы фильм все же приятно смотреть. Красивые русские пейзажи, хорошее звуковое сопровождение и довольно интересный сюжет не дают зрителю заскучать.

С точки зрения качества фильм не представляет особой ценности, но для общего развития его надо посмотреть тем, кто видел отечественную войну глазами только советских и русских режиссеров.