Восход солнца (1927)

Sunrise: A Song of Two Humans (1927) 18+


О фильме

Молодой крестьянин Анзас, соблазненный городской красоткой, по ее наущению пытается убить жену, столкнув ее с лодки…

Подробная информация

Слоган
Страна США
Жанр драма, мелодрама
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 23 сентября 1927
Премьера в России
Релиз на DVD 21 ноября 2008, «Видеоимпульс»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 94 мин. / 01:34
Рейтинг Кинопоиска 8.244 / 644
Рейтинг IMDB 8.30 / 18 415
Рейтинг мировых критиков 98
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса В 1989 году фильм включён в Национальный кинорегистр США.
В главных ролях Джордж О’Брайен, Дж. Фаррелл МакДональд, Бодил Росинг, Артур Хаусман, Джанет Гейнор, Херман Бинг, Джейн Уинтон, Маргарет Ливингстон, Эдди Боланд, Ральф Сипперли
Роли дублировали
Режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау
Сценарий Карл Майер, Кэтерин Хилликер, Герман Зудерман
Продюсер Уильям Фокс
Композитор Вилли Шмидт-Гентнер, Р.Х. Бассетт, Шелдон Мировиц
Художник Рохус Глизе
Монтаж Харольд Д. Шустер
Оператор Карл Страсс, Чарльз Рошер
Участники съемочного процесса Гарри Симельс, Бэрри Нортон, Джино Коррадо, Рохус Глизе, Джордж О’Брайен, Филлипс Смолли, Дж. Фаррелл МакДональд, Роберт Пэрриш, Сэлли Эйлерс, Бодил Росинг, Лео Уайт, Кларенс Уилсон, Карл Страсс, Карл Майер, Гибсон Гоуланд, Фридрих Вильгельм Мурнау, Боб Кортман, Вилли Шмидт-Гентнер, Артур Хаусман, Харольд Д. Шустер, Джанет Гейнор, Р.Х. Бассетт, Уильям Фокс, Эрно Рапи, Херман Бинг, Джейн Уинтон, Хуго Ризенфельд, Маргарет Ливингстон, Чарльз Рошер, Сидни Брейси, Эйч Эйч Колдуэлл, Томас Джеффресон, Шелдон Мировиц, Карли Элинор, Эдди Боланд, Кэтерин Хилликер, Флетчер Хендерсон, Ральф Сипперли, Герман Зудерман, Сэлли Фиппс

Премии фильма

  • Оскар, 1929 год (us) - Лучшая работа художника

Страны производства фильма

  • США (23 сентября 1927) - 0
  • США (4 ноября 1927) - 0
  • Германия (17 ноября 1927) - 0
  • Швеция (28 ноября 1927) - 0
  • Польша (Январь 1928) - 0
  • Аргентина (12 января 1928) - 0
  • Италия (31 марта 1928) - 0
  • Япония (21 сентября 1928) - 0
  • Финляндия (8 октября 1928) - 0
  • Франция (11 октября 1928) - 0
  • США (4 ноября 1928) - 0
  • Португалия (14 февраля 1929) - 0
  • Португалия (4 марта 1929) - 0
  • Гонконг (1 апреля 1937) - 0
  • Португалия (10 мая 1965) - 0
  • Нидерланды (30 января 1997) - 0
  • Великобритания (6 февраля 2004) - 0
  • Италия (11 июня 2004) - 0
  • Норвегия (14 ноября 2004) - 0
  • Франция (24 ноября 2004) - 0
  • Португалия (13 октября 2005) - 0
  • Португалия (20 января 2008) - 0
  • Португалия (5 мая 2011) - 0
  • США (12 августа 2011) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Вамп, Город, Гребная шлюпка, Деревня, Дождь, Дым, Заговор с целью убийства, Контраст города и деревни, Кризис семейной жизни, Луна, Любовь, Мастер маникюра, Муж, изменяющий жене, Немецкий экспрессионизм, Немое кино, Отношения мужа и жены, Парикмахер, По мотивам романа, Поезд, Поисковый отряд, Роковая женщина, Салют, Свадьба, Свинья, Связь на стороне, Сельская местность, Семейный треугольник (супруги + любовник), Собака, Соблазн, Совокупность мысленных образов, Супружеская измена, Танцы, Трамвай, Тяжелый брак, Убийство, Утопление, Ферма, Фермер, Фотограф, Фотографирование, Целование, Церковь, Число в оригинальном названии, Шторм, Ярмарка, Ярмарочная площадь

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Городская красотка соблазняет легковерного фермера из глубинки, который ради минутного увлечения готов убить жену…

Уильям Фокс пригласил одного из ведущих кино-экспрессионистов — немца Фридриха Мурнау, известного своей переработкой истории о графе Дракуле — фильмом «Носферату». Мурнау в своем творчестве использовал новаторские приемы по искажению художественных декораций, чем и подкупил амбициозного продюсера, который хотел создать американский шедевр. Но, несмотря на художественное великолепие и новаторский подход (это был первый фильм студии Fox с записанной звуковой дорожкой) фильм не принес студии ожидаемой прибыли.

«Восход солнца» уникальный и этапный фильм эпохи немого кино, когда вся сюжетная экспрессия обходится без диалогов, в силу технических возможностей кинематографа того времени, но полностью передается визуальными образами. Фильм Мурнау завораживает с первых кадров и не отпускает зрителя до самого конца. Даже по меркам современного кино, используемые операторские находки вызывают изумление. Каждый кадр выстроен так, что передает свое, особенное, настроение. Бесхитростный сюжет о любовном треугольнике умело балансирует от детектива и психологической драмы, до волнующей любовной истории, в которую веришь и сопереживаешь. Сюжет умело выстроен, что постоянно уводит зрителя от, казалось бы, близкой развязке, в новый лабиринт сюжетных хитросплетений. Так же на пользу фильму играют и очевидные внешние трансформации главных героев (поговаривают даже, что Джордж О`Брайан носил в сапогах свинец, что бы показать на физическом уровне, гложущий его героя груз совести). Но самое главное, что за главной историей и визуальным совершенством в фильме находится место каким-то милым, но примечательным деталям быта, интерьера, а так же небольшим, но влияющим на общую атмосферу эпизодическим героям, будь то фотограф или повар.

Фильм заслужено занимает высокие места в различных рейтингах, составляемыми критиками и кинематографическими сообществами. Примечательно, что фильм был удостоен на первой церемонии вручения наград Американской Киноакадемии приза за фильм с выдающимися художественными достоинствами (официально данная номинация не считается Лучшим фильмом, а награда в ней вручалась единственный раз). Так же фильм получил от Американской Киноакадемии приз за операторскую работу и за игру актрисы (Джанет Гейнор была отмечена за три фильма одновременно, включая «Восход солнца»), номинацией была отмечена работа декораторов.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Просто восхитительно снятый фильм. Все настолько живо и правдоподобно, что сложно поверить, что это представитель немого кинематографа. Режиссер фильма Фридрих Мурнау снял также культовый «Носферату». И начало «Восхода» очень напоминает симфонию ужаса, в воздухе витает ощущение, что должно произойти нечто страшное.

После раскаяния картина сразу меняется по своей атмосфере, конец и вовсе умиляет, очень трогательное и настоящее кино, которое берет за живое.

Осознав и вспомнив свою любовь, они прощают друг друга, и наступает рассвет, который приносит в их жизнь и союз новое начало, уже гораздо более прочное и непреступное.

Чудесная игра обоих героев — и Джорджа О`Брайэна, и особенно Джанет Гейнор, которая заслуженно стала самой первой обладательницей Оскара за женскую роль в истории. Без голоса и интонации, одними глазами и мимикой она точно предает все, что происходит с ее героиней, настолько точно, что ее образ прям впивается в память.

Также присутсвует пара забавных сцен с пьяным поросенком и особенно со статуей, которую пришедшие в салон сделать фотографию на память молодожены думали, что разбили.

«Восход Солна» был включен в список Американского Института Кино (AFI) 100 самых выдающихся американских фильмов. Выиграл 3 Оскара на самой первой церемонии. А еще был был поставлен аж на 7 место Британским Институтом Кино (BFI) в списке 10 лучших фильмов в истории, составленном различными кинокритиками.
Оценка 1
Заголовок шедевры надо знать в лицо
Текст реценизии Золотая коллекция кинематографа. Ещё один шедевр наших предков.

На удивление добротно сделан фильм. Надо полагать, что люди уже тогда прекрасно представляли себе, как надо снимать фильмы. Просто не было технической возможности. Камера здесь двигается уже достаточно свободно. И имеют место быть самые настоящие комбинированные съёмки! Много яркого и живого материала — особенно сцены в городе, на аттракционах (бухой поросёнок!). Да просто — само городское движение с массой автомобилей — уже круто.

Актёры, правда, по нынешним временам, выглядят блёкло. Очень уж картинно они пытаются передать нужные эмоции. Видимо, народ тогда был подубовее. Не мог разглядеть за низким качеством картинки всю глубину трагедии…
Оценка 1
Заголовок Лучший фильм Мурнау
Текст реценизии Итак, год награждения — 1929. Соответственно, фильмы должны быть в номинациях за 1928 год, но не все так просто. Церемония двадцать девятого года самая первая, а значит, до выработки устоявшихся стандартов и правил должно было пройти какое-то время. А потому в разряд номинантов попали картины не только 28-го, но и за 1927 год. И слава Богу, что получилось именно так! Пройдет еще совсем немного времени, и кинопремия «Оскар» станет лучшей, да и главной кинонаградой в мире. А это значит, что любой фильм, мелькнувший в ее списках, обрекает себя на определенного рода бессмертие. По крайней мере, протокольное. И уж поверьте, черта с два откопали бы очередной (почти предсмертный — мэтр погибнет в автокатастрофе через 4 года) шедевр немца Мурнау, не удосужься его фильм серии заслуженных «Оскаров». Ну а теперь к самому фильму.

Провинциальный, но при этом достаточно опрятный пгт американского разлива на берегу океана. И именно в этой сельской местности разворачиваются грандиозные шекспировские страсти. Местный фермер (Джордж О’Брайен) нашел пассию в лице прибывшей из Большого Города модницы (Маргарет Ливингстон). И все бы хорошо, но у фермера дома тихая и ангельски уравновешенная жена (Джанет Гейнор), а также малявка-дочурка. Мужик мечется между бытом прошлого и перспективами гламурного будущего, а тем временем городская бабенка времени не теряет и предлагает селянину… утопить свою жену, продать ферму и уехать жить в Большой Город. Фермер сначала психанул, а затем в стиле тургеневского Герасима усадил свою блондинистую супругу на лодку, и поплыл «на прогулку» в открытый океан…

Для неподготовленного зрителя «Восход солнца» вызовет изначальный шок — мало того, что фильм черно-белый, так он еще и немой. Но настоятельно рекомендую не спешить с выводами и уж тем более не делать их по непрезентабельной внешней обертке. В корень господа, исключительно в корень зрите! И тогда перед вами откроется прекраснейшее и чистейшее творение мирового кинематографа. Именно таким фильмом и есть «Восход солнца». мМурнау не просто снял картину о классическом любовном треугольнике, не просто изобразил историю «о правильном, но быть может, запоздалом выборе», Мурнау сумел заставить просто на психологическом уровне сопереживать как персонажу Джорджа О’Брайена, так и бесконечно беззащитной девушке в исполнении Джанет Гейнор. При этом Мурнау совершенно не впадает в какие-то социалистические крайности. В фильме нет классового антагонизма по линии «город-село», здесь нет «крестьянской бедности» и даже «сельской глупости» (подумаешь, фермер не знает, что такое маникюр, — Мурнау это изображает через улыбку, а не насмешку). Во главе угла чистые отношения. Более того, режиссер на физиологическом уровне показывает зрителю, как можно прожить один день с по-настоящему дорогим человеком длиною в целую жизнь. А потом также на физиологическом уровне заставляет зрителя ощутить потерю. Но самое интересное — это бесконечная тонкая интрига всего фильма. Мурнау постоянно играет с развязкой, которая ожидается изначально черной, но демонстрируется немцем еще чернее, еще печальнее, а затем следует новый виток удивлений. И так до самых титров.

А еще в этом фильме я увидел принципиально нового режиссера-Мурнау, заматеревшего, если сравнивать с его пятилетней давности «Носферату». И ведь времени между двумя фильмами прошло совсем чуть, но здесь немец выступает уже более «светским» режиссером. Мурнау обращает внимание на детали, он разыгрывает целые короткометражки-мизансцены, которые придают всей ленте дополнительно живых красок. «Восход солнца» — это уже не просто история запутавшегося селюка и его ангелоподобной женушки, но это еще и история шутливого фотографа, сдержанно-презрительного парикмахера, холеного ловеласа заигрывающего с женой фермера (очень, кстати, похожего на Брэда Пита образца 1927 года в исполнении некоего Эдди Боланда) и прочая, прочая… При этом весь этот набор мини-сценок в фильме собран не сам по себе, а выступает основным инструментом, позволившим испытать катарсис главному герою. (Что касается катарсиса, то Мурнау здесь поистине бесподобен. Между сценами, где персонаж О’Брайена медленно и зловеще подходит к жене в раскачивающейся на волнах лодке, и искренними слезами фермера в городской церквушки, всего каких-то полчаса, но насколько при этом все мощно и правдоподобно!)

Ну и чтобы совсем уже не утомлять читателя, отмечу игру Джанет Гейнор. В 1929-ом актриса получила свой первый «Оскар» сразу… за три фильма (такого в истории Голливуда больше не будет никогда), (кроме «Восхода солнца» в номинанта проходили «Ангелы с улицы» и «Седьмое небо»). Однако Джанет, но мой скромный взгляд, могла вполне успешно ограничиться наградой «За лучшую женскую роль» только одним этим фильмом. Правда, с эрой звукового кино Гейнор сойдет на нет, но это уже совсем другая история…

«Восход солнца» остается одним из прекраснейших фильмов планеты. Превзойти этот уровень в дальнейшем суждено будет очень ограниченному числу картин.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Фильм, который выводит на эмоции.
Текст реценизии Самый первый фильм, с которого я в своё время начал знакомство с творчеством классика немого кино — Фридриха Вильгельма Мурнау.

История о семейной паре, точнее о её сильной половине — простом крестьянине, который, совершенно очарованный и одурманенный чарами «городской штучки» и, как позже выясняется, обманщицы, пытается инсценировать несчастный случай, скинув свою красавицу-жену с лодки. В конце концов он не может этого сделать. Они отправляются в город, где мирятся и понимают, что не могут друг без друга.

Фильм конечно не комедия, но и драмой как таковой его назвать сложно. Скорее именно мелодрама. История о любви. Чистой, светлой и такой понятной. Сюжет и манера повествования постоянно нас выводит на какие-то эмоции. Скажу больше — фильм только приобрёл от того, что он немой. Слова здесь совершенно лишние! Это надо смотреть, слушать только музыку, вглядываться в лица, движения и даже ракурсы и зритель сам всё поймёт, пропустив через себя.

История подготовки к убийству снята очень зрелищно, протяжно и тягостно (в самом прекрасном смысле слова). Даже я в свои 20 с небольшим при просмотре фильма хотел сказать: «Неужели он сделает это». Эпизод, когда мужчина уже решился сбросить свою жену в воду снят блестяще! Гениально! Других слов подобрать просто невозможно. Зачем тут слова? Его звериная походка, снятая со спины, взгляд исподлобья. И такой контрастирующий с этим добродушный взгляд его жены, полагающей, что муж вызвал её на водную прогулку. Актриса Джанет Гейнор совершенно заслуженно получила свой первый в истории кино «Оскар». Её милое личико мне напомнило не то Настеньку из «Морозко», не то героиню Джульетты Мазины из «Дороги».

Конечно же данный фильм никого не оставит равнодушным. И главное, повествование почти заставляет меня верить. Сначала в то, что крестьянин действительно сбросит свою жену, затем в то, что все хорошо и они спокойно отправляются домой. И наконец в то, что красавица-жена утонула во время урагана. В фильме на равных правах соседствуют и некоторые комические вставки и очень тяжёлые серьёзные проблемы. Именно в тех долях в которых они нужны чтобы не скатиться ни в одну из крайностей — ни в слезливую драму, ни в фильмы Чаплина.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Адюльтер.
Текст реценизии Моя любовь к немому кино становится все крепче и крепче. Впрочем, как и в фильме.

В супружеской паре, живущей на ферме, не хватает искры в отношениях. Муж заводит любовницу, та настраивает его против жены, уговаривая убить её,а точнее утопить. Вот муж почти решился, но совесть то не все обменяли на пряник в детстве.

Фильм по достоинству оценен первым Оскаром в истории кино. Он замечателен, эдакая романтическая драма. Актеры сыграли изумительно. Джанет Гейнор заслужено получила Оскар за свою роль. Весь фильм на неё можно было только любоваться, это смущение, улыбка, выразительные глаза, да, она прекрасна.

Восход солнца, метафора в жизни супружеской пары. Это новый рассвет их отношений, они вновь влюбляются в друг друга, и те испытания которые им были посланы только укрепили их отношения друг к другу.

Этот фильм сильнейший толчок в истории кино. В нем операторская и актерская работы были подняты на новый уровень.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Священные узы брака
Текст реценизии Странно, что на этой страничке нет ни одного отзыва, ведь «Восход солнца» один из величайших фильмов XX века, настоящий шедевр немого кино, неизменно входящий во все различные рейтинги лучших картин всех времен и народов. Режиссер фильма Фридрих Вильгельм Мурнау более известен в широких кругах как постановщик классического хоррора «Носферату, симфония ужаса», однако истинные любители кино считают именно «Восход солнца» самым значительным достижением его карьеры.

Авторы фильма с самого начала заверяют нас, что история, рассказанная в нем, могла произойти с кем угодно, где угодно и когда угодно, потому что такие понятия, как ревность, искупление и прощение, существовали всегда и будут существовать, пока люди ходят по земле. И не важно, какой век стоит на дворе и где вы живете, в деревне или крупном мегаполисе — история эта стара как мир. Она не имеет географической точности и будет актуальна всегда.

У главных героев нет имен. Они просто Муж и Жена. Когда-то они любили друг друга, но теперь лишь ребенок напоминает им о былой любви. Виной тому становится появившаяся в деревне Девушка из большого города — расфуфыренная девица с килограммом макияжа на лице, разбалованная своими родителями. Именно с ней мужчина заводит роман, украдкой встречаясь по ночам, и именно она уговаривает его убить жену, утопив ее в реке, инсценировав это как несчастный случай. Поддавшись на уговоры злодейки, наш герой под предлогом прокатиться на лодке, увозит жену в тихое безлюдное место, но в решающий момент не может ее убить, осознав безумие совершаемого поступка. Попытка убийства оборачивается трогательной историей искупления грехов и великодушного прощения того, чего простить нельзя. Узнавшая о зловещих намерениях мужа несчастная жена впадает в ступор и долгое время не может прийти в себя. Лишь поездка в большой город (опять таки без названия) в компании раскаявшегося мужа, беспрестанно просящего прощения, может исцелить ее раненную душу и вернуть в реальную жизнь. Отправной точкой становится посещение церкви, где идет венчание молодоженов. В них наши герои видят себя — такими они были пару лет назад. В душе супругов происходит катарсис и наступает прощение, необходимое не только мужу, но и жене, в которой способность отдавать любовь сильнее желания получать ее. Показательной является сцена, когда главные герои выходят из церкви и пересекают улицу, переполненную машинами, снующими взад-вперед. Любая из них могла бы сбить супругов, но они смело идут вперед, не ведая страха — их брачный союз стал еще крепче. Далее Мурнау бережно сопровождает «новоявленных молодоженов» в салон красоты и ресторан, больше похожий на парк аттракционов. Здесь наши герои окончательно исцеляются, забыв все плохое, что у них было.

Несмотря на трагизм повествования, в фильме есть не мало смешных моментов. Например, сцена у фотографа или сцена с опьяневшим поросенком в ресторане — все это не может не вызывать улыбку. Картина от начала до конца пронизана любовью ко всему живому. Ее гуманный посыл подчеркивает финал — жизнеутверждающий и оптимистичный, дающий надежду на светлое будущее не только главных героев, но и всего человечества. После просмотра фильма, я могу точно сказать, что у нас, людей, еще не все потеряно.

Звезда немого кино Джанет Гейнор прекрасно исполнила главную женскую роль. Ее героине — милой простой деревенской девушке, способной на такие высокие чувства как любовь и прощение, веришь и сочувствуешь как самому себе. Немного отстает от нее актер, исполняющий роль мужа, однако и ему хорошо удалось показать внешнюю трансформацию своего героя: сгорбленная походка, налитые свинцом ноги, угрюмый взгляд сменяются в середине фильма легкой уверенной поступью человека, сбросившего с себя тяжкий груз.

Надеюсь, данная рецензия поможет обратить внимание многих любителей кино на «Восход солнца» (в более правильном переводе «Восход солнца: повесть о двух влюбленных сердцах»), а три премии Оскар (лучшая женская роль, лучший оператор, лучшие художественные достоинства), полученные картиной на самой первой церемонии и высокая оценка IMDb (8,3 балла из 10) лишь поспособствуют этому. К тому же, если вы хотите начать изучать немое кино или просто ознакомиться с его лучшими образцами, то шедевр Мурнау как раз тот случай. Вы будете поражены тем, как раньше умели рассказывать истории и какой смысл в них закладывали.

8 из 10