Язык нежности (1983)

Terms of Endearment (1983) 18+


О фильме

Любая мать гораздо лучше, чем дочь, знает, что той нужно для счастья. Аврора Гринуэй очень любит свою дочь Эмму, но не всегда это показывает. После того, как Аврора овдовела, ей пришлось воспитывать ребенка самой. Прошли годы, девочка выросла, вышла замуж и выпорхнула из родового гнезда.

Теперь, когда Аврора осталась одна, ей и самой впору было бы подумать о своей личной жизни. Тем более, что на нее «положил глаз» видный сосед — бывший астронавт, а ныне — «заслуженный алкаш» Гарретт Бридлав.

Подробная информация

Слоган Come to Laugh, Come to Cry, Come to Care, Come to Terms.
Страна США
Жанр драма, комедия, мелодрама
Бюджет $8 000 000
Сборы в США $108 423 489
Сборы в мире + $55 800 000 = $164 223 489
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 20 ноября 1983
Премьера в России
Релиз на DVD 11 мая 2010, «Юниверсал Пикчерс Рус»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 132 мин. / 02:12
Рейтинг Кинопоиска 7.644 / 1184
Рейтинг IMDB 7.30 / 25 820
Рейтинг мировых критиков 87
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Ширли МакЛейн, Джек Николсон, Джон Литгоу, Дэнни ДеВито, Лиза Харт Кэрролл, Хаклберри Фокс, Дебра Уингер, Джефф Дэниелс, Трой Бишоп, Бетти Кинг
Роли дублировали
Режиссер Джеймс Л. Брукс
Сценарий Джеймс Л. Брукс, Лэрри МакМёртри
Продюсер Пенни Финкелман Кокс, Джеймс Л. Брукс, Мартин Джуроу
Композитор Майкл Гор
Художник Кристи Зиа, Полли Плэтт, Харольд Микелсон
Монтаж Ричард Маркс
Оператор Анджей Бартковяк
Участники съемочного процесса Пол Мензел, Ширли МакЛейн, Джек Николсон, Джон Литгоу, Кейт Чарлсон, Шарисс Бэйкер-Бернар, Том Уиз, Дэнни ДеВито, Пенни Финкелман Кокс, Дэвид Уол, Лиза Харт Кэрролл, Мишель Уоткинс, Анджей Бартковяк, Джеймс Л. Брукс, Ф. Уильям Паркер, Хаклберри Фокс, Кристи Зиа, Дебра Уингер, Джефф Дэниелс, Ричард Маркс, Альберт Брукс, Трой Бишоп, Мэри Кэй Плэйс, Том Педиго, Нэнси Метте, Майкл Гор, Полли Плэтт, Энтони Монделл, Харольд Микелсон, Норман Беннетт, Лэрри МакМёртри, Аманда Уоткинс, Леар Левин, Шелли К. Нилсен, Холли Бет Холмберг, Крикет, Шэйн Серуин, Александра О’Карма, Дженнифер Джоуси, Илэйн МакГоун, Джон С. Конджер, Девон О’Брайэн, Ланье Вилден, Лелиз Фолс, Бадди Гилберт, Сандра Ньюкирк, Бетти Кинг, Хелен Стойффер, Меган Моррис, Чарльз Билл, Тара Ики, Мартин Джуроу, Бетт Круассан, Джудит А. Дикерсон, Барбара Балик, Дэна Вэнс

Страны производства фильма

  • США (20 ноября 1983) - 0
  • США (23 ноября 1983) - 0
  • США (9 декабря 1983) - 32
  • Бразилия (20 января 1984) - 0
  • Аргентина (16 февраля 1984) - 0
  • Австралия (23 февраля 1984) - 0
  • Япония (25 февраля 1984) - 0
  • Испания (1 марта 1984) - 1
  • Швеция (2 марта 1984) - 0
  • Великобритания (16 марта 1984) - 0
  • Норвегия (16 марта 1984) - 0
  • Гонконг (22 марта 1984) - 0
  • Корея Южная (31 марта 1984) - 0
  • Франция (4 апреля 1984) - 867
  • Германия (ФРГ) (6 апреля 1984) - 1
  • Италия (6 апреля 1984) - 0
  • Португалия (6 апреля 1984) - 0
  • Нидерланды (12 апреля 1984) - 0
  • Финляндия (10 августа 1984) - 0
  • Венгрия (2 апреля 1987) - 0
  • США (7 октября 1999) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1940-е, 1950-е, 1960-е, 1970-е, Автокатастрофа, Алкоголик, Астронавт, Аэропорт, Бабник, Банкир, Бассейн, Беременность, Блокбастер, Больница, Бруклинский мост, Вдова, Вечеринка, Вечеринка в честь дня рождения, Влечение противоположностей, Всемирный торговый центр, Нью-Йорк, Выплевывание жидкости от неожиданности, Галстук, Гнев, Дети, Детская кроватка, Доктор, Домохозяйка, Домработница, Дочь-бунтарка, Друг, Дружба, Званый обед, Известная мелодия в фильме, Кафетерий, Колледж, Курение травки, Ласка, Лечение, Линкольн, Небраска, Лихачество за рулем, Любовь, Манхэттен, Нью-Йорк, Марихуана, Мать-деспот, Мать-одиночка, Мелодрама, Младенец, Небраска, Неверие, Неизлечимая болезнь, Неполная семья, Нью-Йорк, Обратимый, Опухоль, Отель, Отношения бабушки и внука, Отношения матери и дочери, Отношения матери и сына, Отношения между братьями, Отношения мужа и жены, Отношения тёщи и зятя, Отцовство (материнство), Паранойя, Первая брачная ночь, Переезд, Плавание, Пляж, По мотивам романа, Побег, Поклонник, Поминки, Посещение магазина бакалеи, Потеря дочери, Потеря жены, Потеря матери, Потеря отца, Пощёчина, Прививка, Пролог, Профессор, Пьянство, Разлука, Разрыв, Рак (болезнь), Ревность, Ренуар, Ресторан, Свадьба, Свидание, Связь на стороне, Секс, Секс до свадьбы, Семейная трагедия, Семейные отношения, Слезливый фильм, Смертное ложе, Смерть, Смерть в молодости, Собственничество, Сосед, Сострадание, Супермаркет, Супружеская измена, Уборная, Удушающий, Удушение, Учитель, Фильм для женской аудитории, Флирт, Холостяк, Хьюстон, Техас

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Проблема отцов и детей всегда волновала сценаристов и писателей, и часто являлась объектом воплощения в искусстве, в том числе и в кинематографе. Однако редко можно было увидеть проблему матерей и дочерей, которая мало чем отличается от проблемы отцов и детей, но тоже имеет свою особенность. Эта проблема нашла свое место в семейной мелодраме «Язык нежности».

Сюжет

Аврора Гринуэй всегда была уверенна в том, что ей лучше знать, что нужно для личного счастья дочери Эммы. Но Эмма, выросшая без отца под строгим контролем матери, всегда оставалась упрямой, не слушая мнение матери. Однажды Эмма выходит замуж и уезжает от матери. Аврора, оставшись совсем одна, находит мнимое развлечение в обществе мужчин пенсионного возраста. Но все меняется, когда она знакомится с бывшим астронавтом и, самое главное, соседом Гарретом.

Игра актеров

Учитывая, какой звездный состав участвует в этом фильме, следует ожидать от актеров чего-то особенного. Несравненная Ширли МакЛейн, сыгравшая роль Авроры, воплотила образ необычной матери, которая, с одной стороны, может показаться безразличной к собственной дочери, но, с другой, проявлять трепетную ласку и заботу — тот самый язык нежности. Бесподобный Джек Николсон в очередной раз воплотил образ алкаша-ловеласа, но то, как он сыграл, производит такое сильное и, главное, положительное впечатление, что тебе его герой действительно нравится.

Режиссура

Режиссеру Джеймсу Л. Бруксу удалось достигнуть великолепия фильма за счет создания необыкновенной фабулы. С одной стороны, «Язык нежности» можно отнести к категории комедийного жанра, поскольку некоторые действия и поступки главных героев могут показаться довольно-таки смешными. Однако в то же время фильм остается трогательной и под конец даже душераздирающей драмой, которая врезается вам в душу и оставляет приятный осадок.

Сценарий

Сюжет фильма весьма прост, но единственная черта, которая отличает его от остальных фильмов — это его приближенность к настоящей жизни. Главная героиня Аврора словно разуверилась в жизни, не пытаясь найти настоящую любовь. Однако после появления в жизни Гаррета она кардинально меняется, предаваясь моментам неприличной любви. Тем временем, ее дочь Эмма переживает не самые лучшие дни, поскольку ей изменяет муж. Но все резко меняется, когда Эмма заболевает раком.

Монтаж

Благодаря отличному монтажу, создателям удалось растрогать зрителя финальной частью фильма. Принято думать, что иногда рак может быстро «съесть» человека. Так, эта трагедия и изображена в картине. Героиня Эмма после того, как узнала, что болеет раком, отчаянно борется с болезнью, но злосчастная судьба берет верх, и Эмма постепенно угасает. Вы даже не замечаете, как быстро это происходит в фильме, что делает его еще более душераздирающим.

Итог

Я никогда не был поклонником семейных мелодрам, расценивая их чересчур романтичными и идеальными. Однако «Язык нежности» — это другой случай. Это не только приятная драма о проблеме матерей и дочерей, но это также драма о жизни, о неожиданных поворотах судьбы, которые могут принести человеку как настоящее счастье, так и настоящее горе.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок жизнь как она есть
Текст реценизии Язык нежности — очень трогательный, запоминающийся фильм. История семьи (может, для кого-то банальная) открывает завесу истинных, непридуманных чувств. История о том, как по-разному люди выражают любовь, ласку, заботу. Аврора — очень сильная, стойкая женщина, с первых минут фильма видно, как она любит и переживает за дочь. Переживает закрыто, внутри себя. С другой стороны, любовь к Гаррету полностью захватывает её и она не боится выражать её в безрассудных и не совсем приемлемых (для неё) поступках. Эмма представилась мне решительной и нежной, настоящим стержнем семьи. Эмма не боится показать и рассказать о своей любви. Сцена с детьми в больничной палате — именно в ней Эмма призывает не боятся признаться в чувствах. Ведь, зачастую, мы не говорим нашим близким, что именно мы испытываем к ним. Язык нежности может быть на словах и без слов. Иногда просто достаточно матери провести ночь у кровати ребенка, иногда просто достаточно обменяться любящим взглядом или приехать в другой город, чтобы поддержать близкого человека в горе.

Обязательно посмотрите фильм, особенно если стали замечать, что становитесь равнодушными!
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Эта лента получила аж целых пять Оскаров, включая «За лучший фильм». И это говорит о многом. Но, честно говоря, я не совсем доволен этим фильмом. И сейчас объясню почему.

Дело в том, что я видел много похожих фильмов. Точнее, видел много фильмов с похожей историей. Если говорить кратко, то суть этой ленты в том, что не совсем простые отношения между матерью и дочкой на протяжении многих лет обретают истинную красоту лишь тогда, когда зритель узнает о том, что дочь больна раком.

Ну, честно говоря, сейчас уже, увы, такие истории сильно заезжены. Да, это трогательно, это печально, и весь фильм пропитан теплотой и добротой, но все-таки это уже много раз было.

Другое дело, что для 80-х это очень даже ново и актуально.

Стоит признать, что актеры играют замечательно. Николсон, как всегда великолепен, хоть играет на втором плане. Кстати, намного интереснее было наблюдать за развитием отношений героя Николсона и героини Ширли МакЛейн, чем за историей дочери и её избранника. Последняя история все-таки банальна.

Но, смотря этот фильм, я думал о семье, о детях, о доброте. И, когда кино будоражит в зрителе такие мысли, это очень хорошо.
Оценка 1
Заголовок Выразить нежность
Текст реценизии «Terms of Endearment»- потрясающей глубины фильм о любви между людьми, хорошими и плохими, между матерью и дочерью, матерью и сыном, мужчиной и женщиной. О том, что, такое важное, остается где-то за пеленой ежедневных забот каждого человека. О том, что люди всю жизнь проносят у сердца, куда бы ни закинула их судьба. О той любви, которая глубоко внутри нас, и дай бог каждому когда-нибудь, хоть раз, почувствовать и выразить ее на всю катушку, нараспашку, наотмашь.

В ленте повествуется о судьбах матери и дочери, две нити идут через весь фильм параллельно, и только в финале сплетаются вновь. Все перипетии сюжета ведут лишь к одному: к ясному осознанию глубокой, неискоренимой связи между людьми, той силе, которая бьется в сердце и никак не может вырваться, и имя ей — любовь. И главные герои всю жизнь ищут способы выразить ее… найти эти приемы.. эти термины.

Создалось впечатление, что авторы фильма намеренно скрестили две судьбы, судьбы матери и дочери, под разными углами…

И, как тает постепенно жизнь дочери, — так раскрывается постепенно жизнь матери..

Великолепно сыграли свои роли Ширли МакЛейн и Дебра Уингер, ни капли фальши, удивительные лица, эмоции и удивительно прожитые судьбы своих персонажей.

Благодаря блестящей игре Дебры Уингер ты влюбляешься в юную невесту Эмму, сорадуешься счастливой молодой маме, сочувствуешь переживающей измену мужа матери троих детей и страдаешь вместе с ней..

Благодаря великолепной игре Ширли МакЛейн в «железной» Авроре ты ясно видишь бушующее море эмоций.

Гарретт Бридлав (Джек Николсон) — человек, растопивший ледяное сердце Авроры, сочен и ярок,- казалось бы вульгарный брутальный тип с пивным брюшком, но за всем этим чувствуется такое же его неизбывное одиночество и потребность любить. Заслуженный, несомненно заслуженный Оскар.

Все ниточки, идущие по ходу повествования, сплетаются в тот миг, когда на рассвете в больничной палате Эмма вдруг приходит в сознание, и встречается взглядом с матерью. В полной тишине две женщины смотрят друг на друга, и в этих взглядах все — вся боль и любовь, бесконечная любовь, пронесенная сквозь годы. Эта «переглядка» достойна молчаливого свидания Штирлица с женой в Берлине. Это невероятный миг настолько сильный, что наверняка вызывал в кинозалах Америки 80-х годов повальные слезы…

Дают ли Оскар за соблюдение жанра?.. За то, что фильм просто угодил тенденциям и вкусам десятилетия?.. Не так все просто. Чтобы получить Оскар, у фильма должно быть минимум две сцены, минимум два слоя. «Язык нежности» — это как раз такой фильм. Есть кое-что, что делает его не просто Мелодрамой с классическим сюжетом.

Есть такой прием разведчика: сказать правду, такую очевидную… чтобы в нее не поверили. Авторы фильма говорят: фильм о Любви. Но мало кто поверил этому, большинство крестят фильм банальной американской семейной мелодрамой.

А нужно просто услышать его в себе и понять, этот язык, одинаково звучащий для всех наций всех времен,-… язык нежности.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Мать и дочь: такие родные и такие разные.
Текст реценизии Малышка затихла в кроватке — мама волнуется: а вдруг у нее остановка дыхания; проходит несколько лет, умирает отец — мать в тревоге залезла к дочурке под одеяло; дочь выросла и выходит замуж — как быть, если кандидатура жениха не внушает доверие?

Аврора — женщина с сильным характером и жесткими нравственными нормами, её дочь Эмма -полная противоположность: мягкая и демократичная. Даже чисто внешне треугольное лицо и тонкий рот Ширли МакЛейн контрастирует с вытянутым овалом Дебры Уингер. Режиссер выдает черты характера отрывистыми, но четкими штришками: «почему ты разрешаешь ребенку ходить раздетым?» — в одной только этой фразе просматривается сугубо запрещающая модель воспитания, которой придерживается Аврора, странно лишь как при этом Эмма выросла такой непосредственной.

Жизнь разводит мать и дочь в разные концы страны, но и в разлуке мать не может ослабить контроль, а дочь не может обойтись без помощи и материальной поддержки. В семейной жизни, как водится, не без проблем: жена рожает — муж работает, не смысла раскрывать все перипетии сценария, но обязательно нужно сказать, что взаимоотношения всех персонажей, включая детей сложные и интересные. Мать окружила себя толпой воздыхателей, а не реальных любовников, возносящих в её честь хвалебные речи.

Появление в кадре Джека Николсона, в роли соседа-астронавта оживляет скисающую мелодраму. Способен ли он обуздать ретивую лошадку — ведь, похоже, что на Аврору обычные приемы «охмурения» не действуют. Самый запоминающийся кадр — этот стареющий ловелас сидит на крыше кабриолета и крутит руль ногами, а машина мчится по самой кромке моря.

В последние тридцать минут фильм меняется, и режиссер-психолог в Джеймсе Л. Бруксе будто уступает место кулинару-любителю, и он начинает, на потребу широкой публике, печь сладкие кексы с горьким миндалем, и явно перебарщивает с ванилью. И этим запахом, присущим обычно мыльным операм, насквозь пропитана концовка так, что от него трудно отделаться, вспоминая фильм. А все так хорошо начиналось…
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии По следам карьеры Ширли МакКлейн, в догонку к гениальному «Будучи там» (Being there, 1981) посмотрел этот фильм, ожидал что-то вроде проходного и бессмысленного «Открытки с края бездны» (Postcards from the edge, 1990), но был поражен прямо в сердце. Пара МакКлейн — Николсон (Оба взяли по Оскару за фильм) в декорациях начала 80х годов бесподобна и бросает искры!

Пусть Мистер Брукс (3 Оскара за этот фильм — Лучший фильм, Лучший Режиссер, Лучший Сценарий) снимает по паре фильмов в десятилетие, пока они такого уровня придраться к нему нельзя.

Язык: желательно в оригинале, шутки и живость речи, как известно, переводом съедаются.

Вывод: смотреть всем обязательно.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Оскар 1984
Текст реценизии В 80-е американские киноакадемики часто выбирали лучшим фильмом года трагическую историю, это даже стало каким-то отличительным знаком Оскара 80-х, что не фильм, то можно сказать тяжелый, душераздирающий, если быть сентиментальнее. Фильм «Язык нежности» также можно окрестить тяжелым фильмом, а ещё можно сказать жизненный. История одной семьи, заботливой матери безумно любящей свою дочь и дочери мечтающей вырваться из родительского гнезда.

Сюжет, т. е. стандартный для фильма о семье, американцы такие фильмы любят, недавняя «Маленькая мисс счастье» в том же ряду. Только в «Языке нежности» история семьи из матери и дочери плавно переливается в историю семьи дочери, ранний брак, трое детей, любовники, любовницы, все стандартно, для того чтобы начать драму в фильме, а она точно будет. Так и кажется, что фильм окажется серой мелодрамой, рассчитанной исключительно для женской аудитории, но все меняется с появления в кадре Джека Николсона, а он способен любое серое повествование разбавить вино-водочными красками.

Абсолютно заслуженный Оскар для Джека Николсона, в принципе любой из актёров оправдано мог рассчитывать на Оскар, но статуэток на всех не хватит, поэтому получили его только «старики» Николсон и Ширли МакЛейн. По мне же, более яркая роль досталась Дебре Уингер, но она не смогла также ярко сыграть как сестра Уоррена Битти МакЛейн, но главная роль все же была у Уингер.

За двухчасовое повествование можно устать от фильма, а можно погрузиться в мир проблем стандартной американской семьи. В фильме даже будет знаковый эпизод, когда героиня-дочь отправится к подруге в Нью-Йорк и познакомится с её подругами, она увидит, чем отличается её жизнь, от жизни большого города, она сделает вывод у кого настоящая жизнь.

Как известно, живем один раз, и не всем удается резко изменить свою жизнь, преодолев её до определенного этапа, иногда жизнь сама меняет направление человеку. В общем, финальные 30 минут могли бы в одну калитку уделать весь предыдущий фильм, если бы не яркая роль Джека Николсона. Считается, что фильмы, получавшие 11 оскаровских номинаций (5 статуэток) плохими не бывают, фильм Джеймса Л. Брукса (одного из авторов «Симпсонов» к слову) оправдано получил эти 11 номинаций, но ему повезло, что в борьбе за главный Оскар у его фильма не было очень сильных конкурентов.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Гарретт Бридлав (Джек мой любимый Николсон) живой и выражает очень многое. Да, он — живой, даже в такой босяковатой роли.

Сам фильм невероятно интересно и приятно смотрится, потому что снят, не смотря на год релиза, очень драйвово. Это даже не язык нежности, а язык сексуального жизнеописания.

Когда я смотрю фильмы Россилини, Виторио де Сика я испытываю такой кайф как и при просмотре этого фильма. Это высший тип наркотика для меня.

И это правдивая история, в которой много вещей из жизни, но что-то делает эти вещи особенными.

Л. Брукс спасибо вам за такой рассказ в виде двигающихся картинок.