Последний танцор Мао (2009)

Mao's Last Dancer (2009) 18+


О фильме

Драма «Последний танцор Мао» (Mao`s Last Dancer) создана по мотивам автобиографии артиста балета Ли Кунксина. Мальчик имел китайско-австралийское происхождение. Родился он в нищете, в районе города Циндао провинции Шаньдун КНР. Еще в детстве, в возрасте 11 лет, Ли был увезен из родной китайской деревеньки делегатами мадам Мао и доставлен в Пекин, в Академию танца. Там мальчика стали обучать балетному искусству.

Изнурительные ежедневные тренировки по 16 часов могли сломать кого угодно, но Ли выдержал все и стал искусным танцором. В 1979 году по культурному обмену Ли попал в Техас, где повстречал свою большую любовь, американскую танцовщицу Элизабет Макки. Чтобы Ли мог остаться в США, во избежание депортации они заключили брак. Но танцора неудержимо влекло на Родину. Когда Ли попытался вернуться в Китай, чтобы навестить семью, его задержали. В итоге Ли было разрешено остаться в США, но артиста лишили китайского гражданства.

Подробная информация

Слоган Before You Can Fly You Have To Be Free.
Страна Австралия
Жанр драма, мелодрама, биография, музыка
Бюджет
Сборы в США $4 817 770
Сборы в мире + $17 451 353 = $22 269 123
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 13 сентября 2009
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 117 мин. / 01:57
Рейтинг Кинопоиска 7.569 / 83
Рейтинг IMDB 7.20 / 4 258
Рейтинг мировых критиков 55
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Брюс Гринвуд, Сьюзи Стин, Аден Янг, Кристофер Кирби, Пенн Хэкфорт-Джонс, Йе Ванг, Мадлен Исто, Шу Гуанг Лианг, Чи Као, Вэнь Бин Хуанг
Роли дублировали
Режиссер Брюс Бересфорд
Сценарий Ян Сарди
Продюсер Трой Льюм, Джейн Скотт, Линг Генг
Композитор Кристофер Гордон
Художник Херберт Пинтер, Анна Боргези, Илэйн Кусмишко
Монтаж Марк Уорнер
Оператор Питер Джеймс
Участники съемочного процесса Брюс Гринвуд, Джордж Буш, Бренда Кусимба, Джек Томпсон, Кайл МакЛоклен, Пенг Као, Стивен Хиткот, Пол Стэнхоуп, Фенг Ки Ма, Вивьенн Вонг, Мэттью Трент, Кэй Салем, Кси Гуо Ву, Натали Хилл, Саймон Тернер, Кристофер Гордон, Эндрю Фриц, Ник МакКэй, Фердинанд Хоанг, Аманда Шулл, Брюс Бересфорд, Джейн Хардерс, Джоан Чэнь, Питер Джеймс, Херберт Пинтер, Тед Мэйнард, Chloe Traicos, Элис Паркинсон, Сьюзи Стин, Аден Янг, Чук-Фай Чань, Михаил Барышников, Трой Льюм, Керри Браун, Кристофер Кирби, Джейн Скотт, Пенн Хэкфорт-Джонс, Кип Гамблен, Дени Хайнс, Йен Медоуз, Анна Боргези, Рон Ли, Марк Уорнер, Тони Холл, Барбара Буш, Джон-Клер Ли, Ян Сарди, Мао Цзэдун, Шон Паркер, Чанг Джиао, Жи Сюэ Чай, Хуи Мин Тиан, Gabriella Raetz, Хуаи Пинг Янг, Чэн Юе Жу, Джиан Ванг, Джан Пинг Жу, Брук Локетт, Йе Ванг, Адам Бленч, Мадлен Исто, Линг Генг, Лесли Белл, Менг Ванг, Джоанна Ли, Нинь Нинь Чжан, Питер Стил, Kismet Bourne, Сью Маккэй, Kalman Warhaft, Менг Ни Янг, Шу Гуанг Лианг, Suzi-Ann Ryan, Гибсон Нолт, Дэна Стивенсен, Лиэнн Аткинс, Хуи Конг Чжан, Leanne Stojmenov, Пинг Чен, Люси Эджер, Кори Ви, Halaina Hills, Natasha Kusen, Джиа Хуи Чжан, Reed Luplau, Хонг Тао Лин, Чанг Суо Чжан, Сяо Донг Тиан, Чи Као, Шон Хьюлинг Чен, Вероника Махон, Хонг Джиан Ли, Джейсон Уилкок, Сэм Андерсон, Ван Шуанбао, Ханг Ю, Аннабел Найт, Хайди Мартин, Джордж Эллис, Лу Нин Чен, Бао Ли, Джон Туэйтес, Жан Пинкертон, Джасинта Кристос, Фэн Ванг, Стефани Уильямс, цу Квон Коу, Джан Лонг Кенг, Chad H. Loxsom, Chylie Cooper, Дэн Янг Конг, Тиган Лоу, Джи Чэн, Мелисса Ленихэн, Фрэнсис Мерфи, Camilla Vergotis, Элуиз Фрайер, Клив Уильямс, Женг Нонг Янг, Emmee Dillon, Янг Ли, Хонг Тао Ванг, Квон Трэн, Я Ксюан Ксу, Тиан Ксиа, Кевин Чен, Илэйн Кусмишко, Джульет Барнетт, Моника Каррен, Коннор Даулинг, Джи Фенг Сунь, Ван Ши Ксу, Джан Минг Тиан, Chengwu Guo, Су Чжан, Ю Ки Чжан, Робин Чои, Вэнь Бин Хуанг, Майкл Мур, Джина Брескьянин, Ке Жу, Мивако Кубота, Лаура Тонг, Николас Хэммонд, Юе Ху, Вэнь Бин Чжан, Шарни Спенсер, Чанг Хе, Элис Топп, Джиа Йонг Сунь, Минг Юе Ма, Шао Вэй Йи, Хао Тиан Сюэ, Xiuqing Yue, Мин Лу, Лонг Даи, Эми Харрис

Страны производства фильма

  • Канада (13 сентября 2009) - 0
  • Австралия (1 октября 2009) - 1
  • Бразилия (23 октября 2009) - 0
  • США (4 ноября 2009) - 0
  • Новая Зеландия (4 марта 2010) - 0
  • Сингапур (15 апреля 2010) - 0
  • Сингапур (22 апреля 2010) - 0
  • США (22 апреля 2010) - 0
  • Канада (14 мая 2010) - 0
  • США (27 мая 2010) - 0
  • США (Июнь 2010) - 0
  • Израиль (10 июня 2010) - 0
  • Нидерланды (17 июня 2010) - 21
  • США (31 июля 2010) - 0
  • ЮАР (6 августа 2010) - 0
  • США (20 августа 2010) - 0
  • Япония (28 августа 2010) - 0
  • Норвегия (3 сентября 2010) - 1
  • Швеция (3 сентября 2010) - 5
  • Германия (4 октября 2010) - 0
  • Испания (20 октября 2010) - 0
  • Германия (4 ноября 2010) - 0
  • Испания (17 декабря 2010) - 43
  • Корея Южная (27 апреля 2011) - 29
  • Дания (28 апреля 2011) - 92
  • Великобритания (8 мая 2011) - 0
  • Бразилия (14 октября 2011) - 0
  • Бразилия (9 декабря 2011) - 0
  • Греция (19 января 2012) - 0
  • Мексика (13 апреля 2012) - 0
  • Чили (6 декабря 2012) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

«Музыка ветра», 1972 год, 1973 год, 1980 год, 1981 год, 1986 год, 1989 год, Авторучка, Аплодисменты, Архивные пленки, Атлет, Аудиенция театра, Аэропорт, Балерина, Балет, Барабанщик, Барабаны, Бег, Бег трусцой, Бедная семья, Бедность, Безумство СМИ, Большая семья, Вальс, Ванна, Вашингтон (округ Колумбия), Великая китайская стена, Вечеринка, Видеокассета, Видеомагнитофон, Винтовка, Выглядывание из окна, Газета, Герой, разглядывающий себя в зеркало, Гимнастика, Гримёрная, Громкоговоритель, Девочка, Девочка-подросток, Девственник (девственница), Деревня, Дети, Диско, Доверие, Драка, Жаба, За кулисами, Заголовок в газете, Закадровый комментарий в эпилоге, Заложник, Замедленная сцена, Запретительный судебный приказ, Зеркало, Иммиграция, Империализм, Индейка, Интернациональные отношения, Камера, Капитализм, Кафе, Китай, Китайская музыка, Китайский, Китайский ресторан, Класс балета, Коммунизм, Коммунист, Контракт, Контрреволюционер, Костюм, Кошмар, Крестьянин, Культурная революция, Культурные различия, Культурный шок, Курение трубки, Лук и стрелы, Лучник, Любовь, Лягушка, Макияж, Мальчик-подросток, Мао Цзэдун, Межнациональные романтические отношения, Метеоризм, Монтаж, Мотоцикл, Мужчина с обнаженной грудью, Написание письма, Наушники, Обещание, Огнестрельное оружие, Одежда, Одиннадцать лет, Оркестр, Основано на автобиографии, Отдельное проживание, Отключение электричества, Отношения азиатского мужчины и белой женщины, Отношения девушки и ее парня, Отношения матери и сына, Отношения между братьями, Отношения мужа и жены, Отношения отца и сына, Отношения ученика и наставника, Отношения учителя и студента, Паранойя, Парень, Певец, Пекин, Пекин, Китай, Пение, Персонаж признаётся в любви, Песня, Пианино, Пианист, Письмо, Пища, Плач, Поверенный, Поезд, Политика, Похищение людей, Поцелуй, Правительство, Принятие пищи, Пропаганда, Прослушивание, Просмотр видеофильма, Просмотр телевизора, Просмотр фильма, Прошение прощения, Прощание, Разлука с семьей, Рассказывание историй, Революционер, Революция, Репетиция, Репортер, Ресторан, Свадьба, Свеча, Секс, Семейные отношения, Слезы, Сломанная лодыжка, Служитель закона, Снег, Спальня, Спальня мальчиков, Столкновение культур, Страх, Стрельба, Судья, Сцена с субтитрами, Танец, Танцор, Танцор балета, Танцы, Театр, Телевизионное интервью, Теленовости, Телефонный звонок, Техасец, Торговый центр, Тщеславие, Тяжелая атлетика, Упоминание Ленина, Упоминание Марлона Брандо, Учитель танцев, ФБР, Фейерверк, Флешбэк, Флэшфорвард, Фотограф, Фотография, Футболка, Хореограф, Хроникальный материал, Хьюстон, Техас, Цветы, Чемодан, Шампанское, Шитьё, Шоппинг, Эксплуатация, Юрист

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст…
Текст реценизии Его отобрали, наверное, одного на сто миллионов, из самых глубин провинциального Китая, деревенского мальчика одиннадцати лет, взятого от семьи, чтобы в столичной академии учиться балетному мастерству, оставляя родителям гордость за причастность к будущему пролетарского движения и облегчение от мысли о сытой и обеспеченной жизни одного из своих шести сыновей.

Экранизация автобиографического романа проживающего в Австралии популярного танцовщика и общественного деятеля китайского происхождения Ли Цунсиня, охватывает историю его жизни, профессионального роста и международного признания, которое развело судьбу артиста и господствовавший на родине коммунистический строй, перековав надежду партии в предателя идеалов, гордость нации — в невозвращенца, продавшегося классовым врагам.

Фильм точно следует периодам жизни главного героя, отделяя детство, юность и раннюю молодость, счастливый выбор случая, оттачивание характера у балетного станка, первый сценический успех и знакомство с американским знатоком искусства, стажировку в Хьюстоне и покоряющую свободу выбора, вызвавшую отторжение регламентированных партией обязательных норм.

Лента успешно совмещает время и место, прокладывая сюжету путь через строящихся колоннами людей, одетый во френч, марширующий Китай, в «школу танцев», где красота движений противостоит директиве, а творческую инициативу душит наказание и неизбежный арест, сводит вместе порывы души и удачные совпадения, открывающие призвание молодого артиста служить балетному мастерству. Для каждого периода истории находятся точные детали: порядок отношений, уклад жизни, пропагандистская демагогия и «перегибы на местах». К первому профессиональному успеху примешивается романтическая связь, музой вдохновляя артиста на творческий подъём.

Приглашённые на роль главного героя актёры, несмотря на некоторые несовпадения внешности идеально передают образ и характер своего персонажа: распахнутым взглядом юного гимнаста Вен Бин Хуанга, порывистой эмоциональностью начинающего танцовщика Шенгву Гуо и полновесной внутренней силой и физической мощью настоящего мастера — премьера Бирмингемского Королевского балета Ши Цао, специально взявшего полугодовой перерыв, чтобы танцевать и играть роль в этом кино.

Так, к исторической и политической точности добавляется конкретика настоящего таланта, неподдельная сила танца, составлявшего цель и смысл жизни признанного танцовщика, часть его существа, без которой невозможно представить мощь настоящего таланта, для описания которого просто не хватит слов.

Хореографические фрагменты слиты с общей повествовательной канвой, придавая и без того выразительному действию предельно яркий и точный эмоциональный окрас, притягивая внимание силой идеально выполненных вариаций от классического Дон Кихота до изысков современной хореографии. Запечатлённые камерой, показанные во всей красе и блеске живого исполнения, они, как того добивались авторы, заставляют вспомнить о феерическом и танце Барышникова, сравнения с которым выдержит далеко не каждый ныне танцующий гражданин.

Обойдя политические углы, окончательное решение перебежчика проходит не по партийно-идеологической линии, а на рубеже свободы творчества, оставляя партии подозрение, что от свободы ног до вольнодумства — всё тот же один шаг. Шаг, разлучивший со страной и близкими, вечным запретом записав «своего» к «чужим», как это было с нашими Нуреевым, Барышниковым и Годуновым. Как оказалось, не навсегда.

Позже Ли Цунсин написал о себе книгу, а признавшие его сограждане, в лице австралийского режиссёра Брюса Бирсфорда, и благодарные соотечественники, в лице урождённых китайских парней, исполнивших главную роль, переложили успешную прозу в гармонично сложенный фильм, где торжество искусства обрамляет драматический прощальный изгиб горькой судьбы, яркость танца поднимает вольный дух, а твёрдость воли крепит стойкость перед страхом безвозвратных потерь, оборачиваясь эффектным рассказом, почти не похожим на искусственную жизнь.