Портрет леди (1996)

The Portrait of a Lady (1996) 18+


О фильме

Закат XIX века — не лучшее время для истинной любви, но прекрасное для браков по расчету. Изабель Арчер — свободолюбивая девушка с душой бунтарки — шокирует ближайшее окружение своим отказом от выгодного замужества. Верная традициям и общественным устоям семья давит на нее. И даже неожиданное наследство не приносит ей долгожданной свободы.

Пользуясь неутолимым любопытством юной Изабель, ее коварная подруга интригами и обманом устраивает брак девушки с эгоистичным деспотом, своим бывшим любовником. Но очень скоро жестокая правда раскрывается, и, сбросив цепи семейных оков, Изабель вырывается навстречу настоящему чувству, несущему свет и надежду.

Подробная информация

Слоган
Страна США, Великобритания
Жанр драма, мелодрама
Бюджет
Сборы в США $3 692 836
Сборы в мире + $14 000 000 = $17 692 836
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 28 августа 1996
Премьера в России
Релиз на DVD 12 апреля 2011, «Флагман-Трейд»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA детям до 13 лет просмотр не желателен
mpaa PG-13
Время 144 мин. / 02:24
Рейтинг Кинопоиска 6.730 / 566
Рейтинг IMDB 6.10 / 6 730
Рейтинг мировых критиков 43
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Джон Малкович, Мартин Донован, Николь Кидман, Барбара Херши, Кристиан Бэйл, Шелли Уинтерс, Ричард Э. Грант, Вигго Мортенсен, Шелли Дювалл, Мэри-Луиз Паркер
Роли дублировали
Режиссер Джейн Кэмпион
Сценарий Генри Джеймс, Лора Джонс
Продюсер Стив Голин, Уте Леонхардт, Монти Монтгомери
Композитор Войцех Киляр
Художник Мартин Чайлдс, Марк Раггетт, Джанет Паттерсон
Монтаж Вероника Жене
Оператор Стюарт Драйбёрг
Участники съемочного процесса Джон Малкович, Мартин Донован, Джон Гилгуд, Генри Джеймс, Николь Кидман, Барбара Херши, Кристиан Бэйл, Шелли Уинтерс, Войцех Киляр, Ричард Э. Грант, Вигго Мортенсен, Акилле Бруньини, Марк Тернбулл, Мартин Чайлдс, Шелли Дювалл, Марк Раггетт, Стив Голин, Роджер Эштон-Гриффитс, Уте Леонхардт, Алессандра Ванци, Джанет Паттерсон, Стюарт Драйбёрг, Джейн Кэмпион, Энн Уингейт, Мэри-Луиз Паркер, Эми Линдсей, Пэт Роуч, Вероника Жене, Монти Монтгомери, Валентина Черви, Катрин Дзаго, Лора Джонс, Heidrun Reshöft, Кэтрин Энн Портер, Франческа Бартеллини, Эдди Сигер, Эмануэле Каруччи Витерби

Премии фильма

  • Оскар, 1997 год (us) - Лучшая женская роль второго плана (Барбара Херши)
    Лучшие костюмы
  • Золотой глобус, 1997 год (us) - Лучшая женская роль второго плана (Барбара Херши)

Страны производства фильма

  • Италия (28 августа 1996) - 0
  • Италия (18 октября 1996) - 633
  • Швейцария (6 декабря 1996) - 0
  • Франция (18 декабря 1996) - 184
  • Дания (20 декабря 1996) - 126
  • Португалия (20 декабря 1996) - 45
  • Финляндия (20 декабря 1996) - 23
  • США (24 декабря 1996) - 0
  • Германия (9 января 1997) - 36
  • США (17 января 1997) - 749
  • Нидерланды (23 января 1997) - 70
  • Япония (25 января 1997) - 0
  • Австралия (6 февраля 1997) - 0
  • Испания (6 февраля 1997) - 135
  • Швейцария (21 февраля 1997) - 0
  • Великобритания (28 февраля 1997) - 156
  • Сингапур (6 марта 1997) - 0
  • Турция (7 марта 1997) - 0
  • ЮАР (14 марта 1997) - 0
  • Швеция (21 марта 1997) - 18
  • Польша (31 марта 1997) - 22
  • Бразилия (11 апреля 1997) - 0
  • Аргентина (15 мая 1997) - 0
  • Корея Южная (1 ноября 1997) - 0
  • Мексика (9 января 1998) - 0
  • Венгрия (19 ноября 1998) - 11

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1872 год, 19-й век, Американец, Афера, Боль, Брак без любви, Вечеринка, Викторианская эпоха, Галлюцинация, Гнет, Голая грудь, Девочка, Деньги, Дождь, Друг, Дружба, Европа, Египет, Железнодорожная станция, Женская нагота, Женский монастырь, Женщина топлесс, Женщина-режиссер, Жестокость, Жестокость в семье, Замедленная сцена, Золотоискатель, Искусство, Католик, Кашель, Кладбище, Курение сигарет, Лондон, Англия, Лошадь, Лошадь с повозкой, Любовь, Медсестра, Меланхолия, Место захоронения, Монахиня, Монтаж, Музей, Нагота, Наследие, Наследство, Неблагополучный брак, Независимость, Независимый фильм, Незаконнорожденная дочь, Незаконность, Нездоровье, Обморок, Осёл, Отношения брата и сестры, Отношения дяди и племянницы, Отношения кузенов, Отношения мачехи и падчерицы, Отношения мужа и жены, Отношения отца и дочери, Отношения отца и сына, Отношения пожилого мужчины и молодой женщины, Отношения тети и племянницы, Пианино, Пианист, Плач, Пляжный зонтик, По мотивам романа, Повиновение, Поезд, Потребление, Похороны, Поцелуй, Пощёчина, Предательство, Предложение вступить в брак, Пролог, Путешествие, Распятие, Репортер, Рим, Италия, Рисование, Садист, Свадьба, Свадьба ради денег, Свист, Свобода, Секс вчетвером, Сексуальность, Семейные отношения, Сильный человек, Сицилия, Слезы, Смерть кузена / кузины, Смерть матери, Смерть мужа, Смерть отца, Смерть сына, Снег, Собака, Соблазн, Танец, Танцор, Танцы, Умирание, Упоминание Микеланжело, Фанат, Феминизм, Феминист, Художник, Цейтраферная киносъёмка, Цилиндр, Честолюбец, Эксплуатация

Рецензии пользователей

Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии Это мега скучное и нудное кино. Все происходит нереально вяло, и под него откровенно засыпаешь. Честно признаюсь, что очень давно не видел такого муторного фильма. Очень жаль, что в таком плохом кино снялась одна из моих любимых актрис Николь Кидман. Да еще и в главной роли.

Атмосфера фильма поражает своим пессимизмом. Плохо у главной героини просто все. И весь фильм выполнен в серых нудных холодных тонах. В картине происходят бесконечные разговоры на тему, откровенно говоря, глупую и, на мой взгляд, не такую серьезную, чтобы так сильно переживать, как переживает её главная героиня, а вот действия в кино просто минимум. Такое чувство, что эти два с половиной часа не меняется не место, в котором все происходит, не герои. Очень скучно. Просто очень!

В итоге, единственное, что можно отметить в этой картине это главная музыкальная тема. Она действительно очень хорошая. А все остальное нужно выбросить на помойку!
Оценка 3
Заголовок «Эскиз леди»
Текст реценизии Мадам Мерль: — Прошу, осторожно! Эта вещь бесценна!

Гилберт Осборн: — На ней уже есть крохотная трещинка…

Главная героиня картины — молодая американка Изабелла Арчер, тонкая, страстная и чувственная натура, неожиданно получает после смерти своего дяди большое наследство. В результате чего она приобретает бесценное право быть независимой и самой распоряжаться своей жизнью, что в XIX веке редкая привилегия для девушки. Отказавшись от двух весьма выгодных предложений вступить в брак, которые ей сделали богатый американский фабрикант, а затем английский лорд, Изабелла решает посмотреть мир, чтобы сделать о нем собственные выводы.

Джейн Кэмпион после успеха «Пианино»(1993) обращается к классике посредством романа замечательного американского прозаика Генри Джеймса. Но немалая трудность состоит в том, чтобы, во-первых, передать особенный стиль этого писателя, сохранить атмосферу романа, не переиначив его главные мысли, а во-вторых, сделать такое кино привлекательным не только для искушенного зрителя, почитателя классики и конкретно Джеймса, но и для тех, кто смотрит его не избирательно, а по воле случая.

Неверным и невыгодным для фильма шагом было бы сравнивать роман и экранизацию, поскольку зачастую произведения литературы становятся неким фундаментом, на котором строятся замыслы режиссера. Глупо делать это еще и по той причине, что сравнения «за» и «против» будут иметь характер затяжного перетягивания каната. Притом, что большинство читающих зрителей для себя давно решило: «книга лучше, чем фильм». Не стану оспаривать это устоявшееся мнение, только добавлю, что например, произведения «Побег из Шоушенка», «Женщина французского лейтенанта» или «Пианистка» на экране заблистали еще больше, чем на страницах книги.

Картине Кэмпион можно вменить несколько минусов. Один из них — неспешность, даже монотонность действия. Складывается ощущение, что на экране не происходит ничего особенного, люди говорят ни о чем и ничего не делают. Порой хочется взять специальную лупу, а лучше микроскоп, потому что кажется, без специального усилия человеческий глаз не справится с задачей что-либо разглядеть. Значит, надо приложить это усилие, напрячь глаза и другие органы чувств! Потому что, если герои мало двигаются в кадре, то в душе-то у них происходят просто бешеные движения и скачки. Второй, на мой взгляд, минус — выбор Малковича на роль Гилберта Осборна. Он здесь кажется фелляхом с безупречным вкусом и настолько схож с Вальмоном, которого сыграл 8 лет назад, что ни другая прическа, ни интерьер не могут заслонить такого яркого злодея. Тем более, у Кэмпион Осборн из умного эстета-эгоиста превращается в обыкновенного домашнего тирана, который нуждается в вечном пиетете и так пресыщен и неудовлетворен окружающими, что поднимает руку на разочаровавшую его супругу.

Мадам Мерль при всей своей изысканности (если забыть о коралловых серьгах и броши в виде винограда) и красоте очень походит на пошлую сводницу, кем, по сути, и является. Особенности ее отношений с Осборном раскрыты уже в синопсисе, отчего теряется часть интриги. Зритель просто лишается возможности размышлять на тему ее стараний соединить Изабеллу с давним знакомым. И кроме семейной неудачи мисс Арчер в фильме мало есть над чем подумать.

Вряд ли фантазию с несуществующей в то время кинопленкой и прическу Изабеллы в стиле графа Дракулы можно занести в категорию сильных минусов, разве что назвать их небольшими ляпами. Кроме того, в фильме, помимо недостатков есть и достоинства. Крупные планы Николь Кидман с несвойственным для нее ореолом темных волос, на фоне которого голубые глаза выделяются еще больше. Музыка Войцеха Киляра и лениво-энергичные разливы Шуберта частично оживляют скованные движения героев. Антураж роскошной жизни и конечно, актеры-мужчины (Малкович, Донован, Бэйл, Мортенсен, Грант). Для них Кидман служит своеобразной кариатидой, вокруг которой эти добросовестные зодчие воздвигают прекрасный ансамбль.

Что касается самовольной концовки фильма, то видимо, Джейн Кэмпион решила, что следовать роману Джеймса слово в слово и тем самым желанию зрителя — это такое же неблагодарное занятие, как кормить львов в зоопарке: сколько не корми, а они все равно норовят съесть вас самих. Поэтому, наверняка, предвидя критику в свой адрес, режиссер решила, хуже уже не будет, и смело поступила по-своему.

Таким образом, если говорить о личности главной героини, то и у Джеймса, и у Кэмпион «Портрет леди» — это скорее скетч, легкий абрис, нежели законченное полотно. В конце фильма Изабелла также непостижима, как и в его начале, отчего было не менее интересно наблюдать, как меняются краски на этом холсте.

7 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Очень тяжёлый фильм, актёрский состав подобран на все 100! Очень нравится игра Николь, ну и Малковича, конечно! Стоит посмотреть…

10 из 10!
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Необыкновенно тонкий и чувственный фильм. У Кэмпион получилось не только создать глубокие образы неординарных людей, но и передать атмосферу эпохи романтизма с её тонким лиризмом и вниманием к душе и чувствам человека. Некоторые части фильма (как кадры из путешествия главной героини или вставка в начале) при этом несколько разрушают целостность общей картины, хотя сами по себе очень интересны. При всём внимании к визуальной стороне фильма, она нисколько не мешает актёрской работе, которая здесь не менее восхитительна. И, несмотря на, такой явный феминистский контекст, фильм не сводится только к этому. Мне здесь видится не столько страдания угнетённой женщины, сколько метания человека, пытающегося познать весь мир или найти в нём своё место. Социальный подтекс не выбивается на первый план, мне так кажется.
Оценка 3
Заголовок Портрет женщины?
Текст реценизии Сначала я задам вопрос тем, кто уже посмотрел этот фильм. Вы поняли, почему Изабелла вышла за Озмонда? Почему предпочла его лорду Уорбертону или Каспару Гудвуду? Если нет, то фильм не попал в цель.

Роман Генри Джеймса называется «Портрет женщины» (или леди, или дамы — в зависимости от перевода). Писатель поставил перед собой задачу: разобраться в душевной организации, психологии неординарной девушки, такой, какая стала бы Героиней Романа наравне с прославленными литературными героями мужского пола. Его Изабелла Арчер действительно необычна: при всей несвободе, которая была суждена женщинам в 19 веке, она обладает большой свободой в выборе образа жизни, спутника жизни. Она, например, не хочет выходить за Уорбертона, потому что боится пропустить в жизни всё самое интересное, став высокопоставленной и неприкосновенной леди. Она не выходит за Гудвуда, потому что ей не по себе от его прямолинейности и напористости. Она ищет того, в ком сочетались бы ум, оригинальность, чуткость и вкус. И находит Озмонда.

В Озмонде (по роману) бездна всех этих качеств. И только после свадьбы Изабелла понимает, что в нем есть еще одна черта, которая уничтожает все достоинства: эгоизм. Озмонд стремится лишить жену ее идей, ее оригинальности, вообще личности. Его идеал — красивая жена-пустышка. Слишком поздно понимает Изабелла свою ошибку.

А в фильме уже при первом появлении Озмонда понятно, какой он на самом деле: неприятный самовлюбленный тип. И зритель, глядя на перипетии сюжета, ломает голову: чем же смог такой негодяй прельстить героиню? Ведь у нее такие высокие стандарты! А Озмонд-Малкович даже умудряется бить жену (Г. Джеймс в книге подчеркивает, что муж ни разу не поднял руку на Изабеллу, у него для унижения были свои изощренные способы, чисто психологические)…

Финалы в романе и фильме тоже сильно отличаются. В фильме финал остался открытым.

Словом, Джейн Кэмпион в фильме сместила акценты: у нее уже не портрет женщины, которая ищет, совершает ошибки, но не сдается, а рассказ о насилии в семье. А это уже другая история…

За Ральфа Тачита, который попал в точку —

6 из 10
Оценка 1
Заголовок Кино для жаждующих.
Текст реценизии Джейн Кемпион, как я совершенно убеждена, очень любит женщин. Для женщин-режиссеров это редкость. И, безусловно, делает большую честь режиссеру. Обычно с такой любовью и трепетом снимают женщин режиссеры-мужчины. Особенно с этим трепетом снимают Николь Кидман.

Николь сыграла в этом фильме невероятно удачную для себя роль. Все сложилось удачно, сам сценарий, режиссер, партнеры актрисы. И фильм только выиграл, ведь такую пугливую, изысканную невротичность может играть в наше время только Кидман. Именно когда она склоняет голову с пышной прической, проводит по лицу руками в перчатках, улыбается, когда не знает, что чувствует, быстро ходит по комнате от безысходности, раскачивая юбкой, именно она делает это так, как делала бы Изабель.

Точно так же уникально, как коварного бессердечного соблазнителя играет Малкович.

И дело тут не в однообразии их ролей играть, а в том, что лучше никто не играет. Ценные единичные кадры в киноиндустрии — удивительно, но факт.

Лучше много раз послушать, как хорошую песню исполняет один и тот же автор, чем много раз слушать сомнительные перепевки новичков или просто подражателей-любителей.

Красивое кино получилось у Джейн Кемпион, красивое, умное, чувственное. При малейшей эстетической жажде этот фильм будет указан в рекомендационном списке кинолент для её утоления.
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Экранизация известного одноименного романа Генри Джеймса, который мне, к сожалению, не довелось прочитать. Но если верить С. Кудрявцеву, Джейн Кэмпион не удалось «перевести на язык кино без ущерба для восприятия его литературную манеру письма».

Говоря более простыми словами, на мой взгляд, Кэмпион слишком уж увлеклась визуальной частью (которая, к слову, потрясающа; особенно впечатляют операторские изыски), а также ушла в сторону от «написания портрета» главной героини, сосредоточившись на второстепенных персонажах. И в этом смысле название фильма не отражает сути, учитывая, что обрисовать «портрет леди» режиссеру не удалось.

Говоря об актерских работах, нужно сказать, что данный фильм не явился откровением. Джон Малкович как всегда коварен и жесток. Николь Кидман — как всегда несчастная жертва. Шелли Дювалль — как всегда нелепа и смешна. На их фоне выгодно выделяется Барбара Херши, создавшая образ сломленной женщины, хранящей постыдную тайну, и абсолютно заслуженно получившая номинацию на Оскар, которая стала для актрисы единственной.

6/10