Выше радуги (ТВ) (1986)

(1986) 18+


О фильме

Алик Радуга хорошо учился, но успехов в спорте достичь не мог. Однажды волшебница наделила его даром прыгать выше всех, но если Алик когда-нибудь солжет — волшебство исчезнет. Чтобы защитить девочку, Алик сказал неправду, и волшебные чары развеялись. Однако упорными тренировками он добился подлинных побед.

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр фэнтези, мелодрама, мюзикл, семейный
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 6 января 1987
Премьера в России
Релиз на DVD 10 декабря 2009, «Флагман-Трейд»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA
mpaa
Время 128 мин.
Рейтинг Кинопоиска 7.727 / 988
Рейтинг IMDB 6.60 / 74
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Галина Польских, Арунас Сторпирстис, Елена Аминова, Дмитрий Марьянов, Михаил Боярский, Ольга Машная, Наталья Ветлицкая, Юрий Куклачев, Елена Попова, Екатерина Парфенова
Роли дублировали Михаил Кононов, Владимир Пресняков Мл., Алла Пугачёва, Дмитрий Харатьян, Вика Врадий
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Сценарий Сергей Абрамов
Композитор Юрий Чернавский
Художник Игорь Брыль
Директор фильма Вера Кравченко
Оператор Аркадий Повзнер
Участники съемочного процесса Галина Польских, Арунас Сторпирстис, Инга Третьякова, Елена Аминова, Сергей Абрамов, Ольга Громова, Михаил Кононов, Дмитрий Марьянов, Владимир Пресняков Мл., Алла Пугачёва, Игорь Брыль, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Михаил Боярский, Юрий Чернавский, Дмитрий Харатьян, Ольга Машная, Вера Кравченко, Наталья Ветлицкая, Юрий Куклачев, Елена Попова, Вика Врадий, Аркадий Повзнер, Татьяна Басова, Анатолий Красник, Екатерина Парфенова

Страны производства фильма

  • СССР (6 января 1987) - 0

Участники съемочного процесса

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии По-моему, никто из создателей фильма «Выше радуги» так и не понял, что принял участие в создании настоящего шедевра. А ведь это именно так!

История о подростке по фамилии Радуга стала настоящей романтической песней, взлётом подростковых фантазий о дальних странах, захватывающих дух морских приключениях и красивых больших кораблях. Фантазии главного героя выходят за рамки отдельно взятой личности, они охватывают своей неистребимой романтикой всё и всех вокруг, невольно ввергая их в удивительный и красивый мир снов. Я, по прошествии более двух десятков лет после первого просмотра, до сих пор нахожусь под магическим воздействием этого бессмертного подросткового шедевра. В фильме всё удачно соединилось в единое целое: сценарий, режиссура, конечно же, музыка и песни, хореографические номера, операторская работа, работа звукооператора и звукорежиссёра, и, безусловно, хорошая игра актёров.

Молодой сценарист Сергей Абрамов написал прекрасный сценарий, полный иллюзий, фантазий и, конечно же, юношеской романтики. Насколько мне не изменяет память, Сергей Абрамов написал сценарий для следующего фильма-феерии Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Сезон чудес», но там, кроме потрясающей музыки Юрия Чернавского (особенно песня «Белая дверь» в исполнении Аллы Пугачёвой), не было ничего существенного.

Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, большой мастер мюзиклов (как и другой режиссёр советских мюзиклов Леонид Квинихидзе), очень точно прочувствовал весь дух «Выше радуги» и с присущим только ему, Юнгвальду-Хилькевичу, чувством феерической фантазии пронёс этот дух через весь свой фильм.

Несколько слов об операторской работе. Оператор «Выше радуги» Аркадий Повзнер в унисон задуманному сценаристом и режиссёром провёл великолепную, а местами просто магическую, работу по созданию потрясающего кинодейства. Его «операторская рука» очень точно уловила хрупкий мир детских грёз и фантазий, и всё это с блеском воплощено на киноэкране.

Несомненно, одним из «главных действующих лиц» фильма стала изумительная, потрясающая, окрыляющая (от избытка нахлынувших чувств у меня не хватает эпитетов!) музыка Юрия Чернавского. Его песни (на слова великого поэта-песенника Леонида Дербенёва) очень органично вошли в фильм и стали его неотъемлемой частью. После выхода «Выше радуги» на телеэкраны в 1985 году практически все песни из этого фильма стали хитами. Они теребили душу, возбуждали воображение, создавали в подсознании романтические иллюзии, давали внутренний полёт души. Это ли не главное призвание искусства?
Что же касается актёрских работ, то выделить кого-то особо (приходиться констатировать в который раз!) я не могу.

Все сыграли хорошо и ровно. Если только, пожалуй, Дима (а сейчас уже Дмитрий) Марьянов в роли Радуги. Ведь помимо актёрской работы Дима продемонстрировал незаурядные танцевальные способности, выделив особо пластику и гибкость. Ну а пение этого, безусловно, талантливого подростка мы так и не услышали. Все вокальные темы за кадром исполнял задорным детским голосом Володя Пресняков (кстати, надо заметить, исполнил просто великолепно!).

P.S. Сейчас детских фильмов не снимают (детского и подросткового кино попросту нет), а жаль… Мы потеряли хороший киномир детской романтики и фантазии, мир чистых детских грёз и иллюзий, мир, где царит добро и красота.


10 из 10
Оценка 1
Заголовок Моя любимая классика забытого вами великого кинематографа. 300-ая и самая последняя часть.
Текст реценизии А хочешь вместе со мной путешествовать?
Хочу!
Спит придорожная трава…

Выше радуги (я очень люблю этот фильм)

Жил-был один парень по имени Алик Радуга и учился он на одни пятерки. Он писал гениальные стихи, но успехов в спорте достичь никак не мог (ну никак). Он попросил одну волшебницу по имени Сирена сделать так, чтобы он смог прыгать выше всех. Ведь тогда он бы смог достичь больших успехов в спорте. Волшебница подумала (недолго) и сделала так, чтобы Алик прыгал выше всех. Только у волшебницы было одно условие — Алик никогда не должен врать, а если он соврет, то волшебство исчезнет. Позже он возьмет все вину на себя и спасет одну девочку (которая очень сильно любит его стихи), а это значит, что он соврет. И все друзья — волшебство исчезло…

«Выше радуги» 1986 года — это не фильм. Я не знаю что это, но обыкновенным фильмом этот шедевр назвать никак нельзя. Этот старенький шедевр находиться выше всех фильмов, которые я только видел за всю свою никчемную жизнь. Это самая добрая картина на свете. Таких чистых (именно чистых) шедевров во всем кинематографе просто не найти. Я смотрел эту картину еще ребенком и могу сказать, что это мой самый любимый шедевр из детства. Сейчас так ярко уже не могут снимать фильмы для детей и это очень грустно.

Данный шедевр снимали в стране, которая исчезла. Вместе с этой страной исчез весь настоящий русский кинематограф. Если сложить вместе все современные русские картины, то они даже в подметки не будут годиться данному фильму. В этом фильме нет современного пафоса, который сейчас находиться в каждом русском фильме, и нет грязи, которая льется с экрана каждый день. Я ненавижу свою страну и свою жизнь. Только благодаря таким картинам как «Выше радуги» я могу забыться и улететь в волшебную страну хотя бы на два часа с лишним. Такие фильмы как этот будут согревать меня всю жизнь. Просто с такими гениальными шедеврами под рукой жить намного легче.

Это мой отзыв под номером 1000 и лучше этого фильма я не смогу найти. А еще я надеюсь, что когда-нибудь в жизни я смогу прыгнуть выше Алика, а сейчас пока мой последний отзыв…

Спасибо.

10 из 10

Зачем не знаю
Ей снятся острова…
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Что сказать? Не много обидно, что этот фильм просто не знает современное поколение подростков. Мне 23 года и никто из моих знакомых сверстников ничего не знает. А жаль… Это то кино, которое делает нас всех добрее и чище. Помните слова Гарри из «Человека с бульвара Капуцинов»: «Вот это искусство ради которого стоит жить». Вероятно, я не точно процитировал этого персонажа, но смысл очевиден. Это тот фильм, благодаря которому понимаешь, что жить стоит, да ещё как стоит!

Спасибо всем, кто этот фильм создал и любит. И ещё… Было бы приятно по чаще видеть «Выше Радуги» на экранах…
Оценка 3
Заголовок Я люблю это время, беззаветно люблю…
Текст реценизии Было бы неправдой сказать, что «Выше радуги» любимый фильм детства и все такое. Не смотрела я в детстве этот фильм. И знать не знала что такое чудо существует. И увидела уже в довольно-таки взрослом возрасте. В таком возрасте, когда уже невозможно смотреть детские фильмы незамутненным взглядом и не комментируя происходящее. Но видимо чудеса случаются, ибо весь фильм я просидела с глупой улыбкой, восхищаясь Димой Марьяновым и подпевая «Засыпает синий Зурбаган…».

Все-таки умели у нас снимать детское кино! Да еще как умели! «Выше радуги» это восторг чистой воды. Фильм, в котором все так как надо. Фильм, в котором хочется оказаться, а возможно и остаться. И мне очень приятно, что я, взрослый в общем-то человек, могу так воспринимать этот фильм.

Главный плюс фильма, конечно же сам Алик Радуга. Поэт, фантазер, спортсмен. Он нравится сразу же, с первых кадров. Причем не потому что он весь такой замечательный (хотя и поэтому тоже). А в первую очередь потому, что обаяние зашкаливает. Ну и еще потому, что у Димы Марьянова потрясающая улыбка — увидишь такую и все, покорена навеки.

Сам фильм удивительно легкий, светлый, радостный. И даже в чем-то сказочный. Ну ведь редко можно встретить таких учителей (да ведь учительницу физкультуры и за учителя принять трудно — кажется, что она просто чья-то старшая сестра). Или родители Алика — ну очень творческие люди. Немного витают в облаках и не мешают сыну жить. И Юрий Куклачев очень в тему, и прекрасные песни — замечательно все. И в результате получается фильм, который не учит, а просто заставляет понять, что чудеса в жизни случаются, но и от человека зависит многое.
Оценка 1
Заголовок безвозвратно потерянное время
Текст реценизии Мне 26 лет, и это единственный фильм в мире, который я смотрю со слезами, ничего не могу поделать, слёзы наворачиваются сами собой, непонятно почему и от чего. Скорее, это связано с тем, что понимаешь, что такого времени уже никогда не будет, наши дети никогда не увидят той жизни, при которой снимался этот фильм, когда практически не было преступности, дети могли гулять где угодно, когда страна не была отравлена алкоголем и наркотой, когда люди понятия не имели о словах: коррупция, доллар, и всяких таких уродливых слов. Не вернуть те времена уже никогда. И это печально.

Единственный фильм, который я могу смотреть по несколько раз в сутки и отвлекаться от всего этого дерьма, что нас окружает!
Оценка 1
Заголовок А вы сможете прыгнуть выше радуги?
Текст реценизии Время, которое ушло безвозвратно, наше поколение может увидеть лишь в фильмах. Это те ленты, которыми восхищались наши родители, на которые они бежали со всех ног, прогуливая учебу. Чтобы только посмотреть, как Алик Радуги прыгнет выше своей головы. Или, как, например, Михаил Боярский скажет фразу настоящего отца: «Как поднимется, так и опустится!».

Этот фильм о счастливом детстве в абсолютно незнакомой нам стране. О том, как подросток видит мир сквозь волшебство и поэзию, сквозь настоящее творчество. Множество прекрасных, ярких героев, которых не встретишь в обычной жизни, помогают Алику стать прекрасным спортсменом. Однако, чтобы самому по-настоящему чего-то добиться в жизни, дара недостаточно. Нужны усилия, кропотливая работа. Везде бегом: на свидание к девушке бегом! И только так можно будет потом сесть и сказать себе: «Я прыгнул выше радуги».
Оценка 1
Заголовок По следам любимых детских фильмов
Текст реценизии Вспоминая детство, в сознании всплывает фильм, связанный с летом и счастьем. В картине «Выше радуги», снимался забавный светловолосый мальчишка, покоривший своей улыбкой и озорством. Миллионы зрителей запомнили непосредственного Алика Радугу, поэта, романтика и фантазера. Поверили его чистой душе, который, вместе с друзьями-сверстниками, поведал, о чем мечтали школьники в 80-х гг. прошлого столетия. Также как и сейчас, мальчишки влюблялись в молоденьких учительниц, представляя, их глаза, озерами Байкал и Иссык-Куль. Мечтали сразить любимых учителей и одноклассниц, рифмой, успехами в спорте и юмором…

Семья, Алика — творческая, мать — костюмер, отец — сочинитель популярных песен. Радуга — поэт, мечтающий о кораблях, пиратах и сокровищах. Ему говорят, что личности из него не выйдет, его любимая учительница физкультуры, БИМша, Бутырина Ирина Михайловна, пытается привить задорному мальчишке любовь к спорту. А парню кажется, физкультура и стихи несовместимы.

Говорят, мысли материальны, вот и Алик намечтал себе Сирену, а за чудо, совершенное его фантазией — она совершила чудо для поэта. Наградила возможностью прыгать выше всех, только дар этот пропадет, если соврать…

В картине, мечтатели не только дети, но и взрослые. Это герой Куклачева (друг из полена), отец (вечно хандрящий и со странностями), учительница истории (Светлана Михайловна, вылитая Сирена) и Ирина Михайловна, понимающая стихи Радуги.

Диалоги прописано легко, становится тепло и уютно от милых шуточек и размышлений о жизни. Например, тренер по легкой атлетике, набирая команду, говорит: «Я из вас все соки выжму, и морковный, и яблочный, и желудочный»! Из разговора матери отцу Алика: «Все время болеешь, выпей хину, вдруг когда-нибудь заболеешь малярией. Выпил? А теперь выпей цианистый калий — все равно умрешь»! Сирена Михайловна — Ирине Михайловне: «Скажите, Ирочка, вам хотелось бы повалять дурака»? И начинает танцевать:).

Этот фильм о сокровенных желаниях и о том, что можно соврать, ценой исчезновения дара. Как думаете, ради любви, настоящий романтик, возьмет вину на себя?

«Выше радуги» наполнен замечательными хореографическими номерами, с популярным в прошлом, танцем, брейк, элементами цирка и клоунады. Костюмы сказочной эпохи Зурбагана, вымышленного города из «Алых парусов», яркие, местами похожие на морских обитателей. На фоне основной истории, про школу, фантазии об Ассоль, Сирене и пиратах смотрятся, как волшебные сны…

Песни, в фильме, исполняют Алла Пугачёва, Михаил Боярский и Владимир Пресняков. Навсегда запомнились композиции «Зурбаган», «Кот в мешке» и «Сирена»…

Вся жизнь — это бег, давайте помечтаем над книгой или фильмом о том, что все мы — поэты своего счастья и можем прыгнуть выше своей головы!

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Один только день…
Текст реценизии Прошло уже 25 лет, но я прекрасно помню день, когда впервые посмотрел «Выше радуги». Были каникулы, время обеденное, стояло безмятежное жаркое лето: только что благополучно закончился 9-й класс, а выпускной 10-й, будущая «взрослая» жизнь и многое-многое другое были еще за горами… Я случайно включил телевизор и… «прилип» к экрану.

Сложно словами описать те душевные переживания, что всякий раз испытываешь, когда смотришь эту картину. Но в миг первого знакомства с миром, который «Выше радуги», за плечами будто бы выросли крылья. Вся жизнь в 15 лет была впереди, а тут еще крылья! Прекрасной казалась вся Вселенная, исполненная бессмертной любви и романтики! И радость, и счастье, и порыв к свету, солнцу, фантазии и свершению всех, самых драгоценных желаний… Восторг, до замирания сердца. Наверное, это, что-то сродни второму рождению.

Сейчас, спустя четверть века, далеким и милым видится этот странный и прекрасный день полета с настоящей мечтой, однажды и навсегда поселившейся в душе…

Счастлив, что эта картина, словно звезда в тусклом сумраке нашей современности, продолжает порою озарять путь мне и многим моим ровесникам.

Помните, в «Зимнем вечере в Гаграх», старый степист говорит: «… Я отдал бы все, что мне осталось, за один только день». Давно ушедший день.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Мечта, которую не отнять
Текст реценизии Мы все остаемся детьми — кто-то больше, кто-то меньше, но осознание этого приходит не всем и не всегда, порой мы просто очень спешим, а нужно лишь посмотреть вот, например, «Выше радуги» — и мир станет светлее, и все сложности и условности немножко отступят, и накатит эйфория и счастье. Счастье, от которого наворачиваются слезы.

Потому что это сказка об идеальном мире современного подростка (пусть и рассказанная 25 лет назад), о чистой мечте без шелухи стереотипов и без налета массовой культуры, о реальной свободе самовыражения и просто о СВОБОДЕ, как таковой.

В детстве мне просто очень нравилось то, что происходило на экране, вот просто это все было моим, очень созвучным с собственным мироощущением. Сейчас я понимаю, отчего так было. Этот фильм каждым мгновением действия выражает мечту об идеальном мире, в котором мы все хотели жить. От простых банальных вещей вроде одежды героев и мебели в их квартирах и обстановки в их спортивных лагерях, до более серьезных детских чаяний о понимающих и современных родителях, адекватно воспринимающих своего ребенка и учителях, живущих на одной волне с детскими талантами, до того самого настоящего, за что фильм и становится любимым — за свободу мысли — когда парень сочиняет стихи, а одноклассники его за это не бьют, а уважают, а девочки восхищаются им больше (ну, или хотя бы не меньше), чем спортсменами, а его за это опять не бьют :) И за ту свободу мечты, когда ты можешь ни с того ни с сего начать петь и танцевать, потому что так чувствуешь — а все подхватывают, потому что это нормально и твои чувства всем понятны.

И эта чистая сказка при этом абсолютно не наиграна, не слащава и не напоминает утопию — наоборот, всему веришь, потому что чувствуешь так же, а иначе и быть не может.

К сожалению, все современные сказки грешат очень сильной связью с явлениями, актуальными и популярными в тот момент, когда они создаются, и проверку временем не проходят, в них нет истинного волшебства, они про другое и не про то вообще.

А «Выше радуги» — это, похоже, универсальная сказка на все времена, но не только поэтому я могу назвать фильм шедевром. Даже отдельные аспекты заслуживают внимания — совершенно великолепная музыка, которая тоже остается как бы вне времени и не приедается, и гениальные визуальные образы, вроде и знакомые, но все равно какие-то потусторонние и от этого еще более чарующие.

И все это вкупе достигает апогея к концу фильма — и я рыдаю под «Острова», как и поется, «зачем — не знаю», наверное, от того, что мечта все равно со мной, никто не отнимет, и это слезы счастья, ведь эту мечту можно гарантированно прочувствовать, в очередной раз посмотрев любимый фильм.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Фильм поставлен на хорошем уровне.

Смущает неуклюжее открывание рта Радуги (Марьянова) под фонограммы песен в исполнении Преснякова — можно ведь было отточить этот момент. Также хореография напоминала беззубого старичка, пытавшемся изобразить брейк, хотя там были элементы и других стилей. Напомнились кривые попытки индийских актеров преподнести че-нибудь «этакое». Просто обидно — у нас ведь и на то время не перевелись достойные танцоры в стиле брейк. Но! Делаю скидку на переходный период тех лет… Улыбка Марьянова заставила в нее поверить.

Восхищает музыка Юрия Чернавского и операторские решения Аркадия Повзнера! Куклачев показал блетсящую игру!

В целом, посмотрев этот фильм спустя 23 года, я был восхищен, как и в своем далеком советском детстве, на прекрасные просторы детской фантазии, удивительных грез и радостных переживаний. Аж ком в горле!

Еще раз спасибо Чернавскому за великолепную музыку!
Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии В советское время кинематограф был в значительной степени другим, нежели во времена сегодняшние. Можно вспомнить много аспектов, объясняя то в чем именно другим: несомненно намного более высокий уровень основанный на многолетних наработках, которые сейчас почему-то забыты, намного более кропотливый труд и серьезное отношение, намного более добросовестное и, что ли, «человечное» отношение к своему делу нежели мы обычно наблюдаем сейчас. Доказательство этому масса, не побоюсь этого слова, «вечных» шедевров, которое оставило нашему и мировому зрителю то значительно время. Но если не главное с точки зрения искусства, то самое существенное отличие которое я упомянул вначале, это именно общественная роль которую выполняло кино как и многие другие виды искусства в той стране. Думаю все знают, что просто так на экраны тогда почти ничего не попадало, кино в той или иной степени должно было чему-то учить советского человека, ну не то чтобы даже именно учить, может даже просто что-то в себе нести, и посыл, заложенный в творение, свободой выбора и, что говорить, объективностью отличался далеко не всегда.

В данном случае речь идет о пласте кинематографа тех лет который лично у меня большей частью вызывает какое-то просто несказанное отвращение. И дело тут даже не в отношении к периоду истории или советскому кинематографу, который я считаю одним из самых сильных в мире, дело в его декоративной и абсолютно пустой составляющей, вроде данного фильма. Многие меня упрекнут, мол фильм-то детский, и поэтому изначально должен нести в себе что-то сказочное и чистое. Но почему-то лично я в детстве такие фильмы просто терпеть не мог. Все эти бесконечные мелко морализаторские истории про хороших мальчиков и девочек щедро приправленные костюмированными свистоплясками с тонкоголосыми ля-ля-ля и тра-та-та, под аккомпанемент такой же пустой советской эстрадной музыки, засахаренной до какой-то просто эпилептической стадии. Куклачев? Ну это вообще просто без комментариев… Короче говоря, детское кино-то оно детское, но к юному зрителю надо относится как к ребенку, будущей личности, а не «засюсюкивать» как послушного диванного пуделя, полностью огражденного от реальной жизни. Вот лично я в возрасте для которого такие фильмы предназначены как-то особо остро это осознавал, даже не то что сейчас…

Другой вопрос — зачем и с какой целью всё это происходило, а цель была несомненно воспитательная, т. е. воспитать с детства видимость того чего на самом деле не было, и делалось это на высоком уровне, о чем свидетельствует и данный фильм. Многие и сейчас часто испытывают ностальгию по тем временам и счастливом детстве, в том числе и на примере подобных высокохудожественно декорированных и оторванных от реальности сказок, но так уж повелось что прошлое мы часто вспоминаем по его декорациям, а не по реальным вещам, которые в те времена сводились к разрываемой противоречиями нежизнеспособной стране, дефициту, очередям, пустым полкам магазинов, лицемерию правителей и глубокому идеологическому застою доведенному чуть ли не до маразма (хотя последнее актуально и сейчас). Лично мне и сейчас занятно с исторической точки зрения наблюдать это расслоение фактически двух реальностей, но восторгаться её надуманной декоративной частью по-моему не иначе как заблуждение. И третий спорный момент это сама суть этого «воспитательного» пласта, который как мы уже поняли, являлся частью чего-то большего. С ранних лет советского человека приучали быть добрым, отзывчивым, справедливым и чистым как в помыслах так и в поступках, в том числе и путем культурного влияния, но имело ли это ощутимый результат на самом деле? Это очень спорный и сложный вопрос. Можно бесконечно ругать бездуховность, цинизм и безразличие молодого поколения нынешнего времени, но факт в том что его уже не заставишь забыть обо всём на свете за пару импортных джинсов и блок жевательной резинки, как поколение воспитанное на всех этих бесконечно чистых и несущих добрые помыслы сказок. Лицемерие рождает лицемерие. Но каждый тут сделает свой вывод сам и кто-то вообще не согласится с характером моей субъективной рецензии. А моя отрицательная оценка это даже не оценка именно этому отдельно взятому фильму, это протест в целом, попытка отделить настоящее от эрзаца, наигранности, может даже лжи.