Огненные колесницы (1981)

Chariots of Fire (1981) 18+


О фильме

Фильм поставлен по реальным событиям и рассказывает о соперничестве двух атлетов-бегунов, представлявших Великобританию на Олимпийских играх 1924 года в Париже: студента Кембриджа, еврея Гарольда Абрахамса и шотландского миссионера Эрика Лиддела. В центре внимания авторов картины — противостояние двух характеров и двух противоположных мировоззрений.

Подробная информация

Слоган This is the story of two men who run...not to run...but to prove something to the world. They will sacrifice anything to achieve their goals...Except their honor.
Страна Великобритания
Жанр драма, история, спорт
Бюджет $5 500 000
Сборы в США $58 972 904
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 30 марта 1981
Премьера в России
Релиз на DVD 24 сентября 2009, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 119 мин. / 01:59
Рейтинг Кинопоиска 7.200 / 709
Рейтинг IMDB 7.20 / 25 206
Рейтинг мировых критиков 85
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Бен Кросс, Джон Гилгуд, Иэн Холм, Николас Фэррел, Элис Крайдж, Найджел Хэверс, Брэд Дэвис, Найджел Девенпорт, Иэн Чарлсон, Шерил Кэмпбелл
Роли дублировали
Режиссер Хью Хадсон
Сценарий Колин Уэлланд
Продюсер Джеймс Кроуфорд, Дэвид Паттнэм, Доди Файед
Композитор Вангелис, Артур Салливан, Сэр Чарльз Хьюберт Хатингс Парри
Художник Энн Ридли, Лен Хантингфорд, Джонатан Эмберстон
Монтаж Терри Роулингс
Оператор Дэвид Уоткин
Участники съемочного процесса Бен Кросс, Дэвид Йелленд, Джон Рутланд, Линдсей Андерсон, Джон Гилгуд, Микаэль Лонсдаль, Иэн Холм, Николас Фэррел, Элис Крайдж, Найджел Хэверс, Ивонн Гилан, Кэрол Эшби, Питер Джонс, Питер Иган, Джерри Слевин, Линда Уоллис, Алан Дадли, Энн Ридли, Лен Хантингфорд, Колин Брюс, Джереми Синден, Питер Селлиер, Брэд Дэвис, Алан Полонски, Джеймс Кроуфорд, Вангелис, Кеннет Брэна, Сара Моттрэм, Бенни Янг, Руби Уэкс, Робин Паппас, Найджел Девенпорт, Иэн Чарлсон, Джэйк Эбертс, Эндрю Хоукинс, Ричард Гриффитс, Стивен Маллатратт, Колин Уэлланд, Шерил Кэмпбелл, Стив Амброзе, Патрик Мэги, Артур Салливан, Джек Сметерст, Дэвид Паттнэм, Томми Бойл, Ив Бенетон, Эндрю Сандерс, Милена Канонеро, Терри Роулингс, Тесс Дигнан, Патрик Дойл, Дэвид Уоткин, Джон Янг, Эдвард Уайли, Струан Роджер, Стивен Фрай, Филип О’Брайен, Дэниэл Джерролл, Хью Хадсон, Деннис Кристофер, Ральф Лоутон, Майкл Джэйес, The D'Oyly Carte Opera Company, Сэр Чарльз Хьюберт Хатингс Парри, Дерек Прингл, Дэвид Джон, Леонард Маллен, Гарт Джонс, Роберта Морелл, Пол Махони, Грэхэм Брук, Уоллес Кэмпбелл, Пол Ховард, Лоррэйн Дэниелс, Джонатан Эмберстон, Eddie Hughson, Gayle Garyson, Дорин Слоун, Гордон Хэммерсли, Рози Клэйтон, David Kivlin, Джеймс Ашер, Алан Лоример, Ким Клиффорд, Дэйв Тернер, Сью Сэммон, Линда Бойлэнд, Фил Тейт, Доди Файед

Страны производства фильма

  • Великобритания (30 марта 1981) - 0
  • Франция (20 мая 1981) - 0
  • Нидерланды (4 июня 1981) - 0
  • Канада (17 сентября 1981) - 0
  • Австралия (24 сентября 1981) - 0
  • США (25 сентября 1981) - 0
  • США (26 сентября 1981) - 0
  • Швеция (26 сентября 1981) - 0
  • Финляндия (2 октября 1981) - 0
  • США (9 октября 1981) - 20
  • Аргентина (12 ноября 1981) - 0
  • Португалия (25 ноября 1981) - 0
  • Италия (18 декабря 1981) - 0
  • Испания (1 января 1982) - 1
  • Германия (ФРГ) (7 мая 1982) - 0
  • Франция (22 мая 1982) - 0
  • Венгрия (10 июня 1982) - 0
  • Япония (21 августа 1982) - 0
  • Турция (Март 1984) - 0
  • Греция (11 октября 2003) - 0
  • Армения (10 марта 2012) - 0
  • Великобритания (13 июля 2012) - 0
  • Ирландия (13 июля 2012) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1910-е, 1920-е, Автограф, Актриса, Американец, Англиканская церковь, Англичанин, Антисемитизм, Атлет, Аудио-флешбэк, Бег, Бегун, Бинокль, Блокбастер, Бог, Вера, Военный ветеран, Вокзал, Воодушевляющий сюжет, Выпивка, Высокомерие, Герой, Гильберт и Салливан, Гимн, Голый мужчина (вид сзади), Гонка, Гонки, Гоночный трек, Гордость, Государственный гимн, Группа людей (музыкантов), Диапроектор, Директор школы, Дождь, Друг, Дружба, Еврей, За кулисами, Загородное имение, Закадровый голос, Закадровый комментарий в эпилоге, Замедленная сцена, Игрок на пианино, Известная мелодия в фильме, Иудей, Кафе, Кембридж, Англия, Кембриджский университет, Кент, Англия, Кинотеатр, Колледж, Корабль, Крикет, Курение сигары, Ливень с ураганом, Литовский язык, Лондон, Англия, Марсельеза, Марширующий оркестр, Массаж, Миссионер, Монтаж, Нагота, Национализм, Национальный герой, Нелинейная временная последовательность, Неудачник, Обнаженный мужчина, Обязательство, Олимпийская надежда, Олимпийские игры, Олимпийский атлет, Оперетта, Оригинальное название из Библии, Оригинальное название из трех слов, Оскорбление на расовой почве, Основано на реальных событиях, Отвага, Отель, Отношения брата и сестры, Отношения матери и сына, Отношения между братьями, Отношения мужчины и женщины, Отношения отца и сына, Паб, Парад, Париж, Франция, Пароход, Певец, Пение, Переписка, Песня, Пианино, Пирс, Письмо, Пляж, Победа, Поезд, Посвящение, После Первой мировой войны, Потеря, Похороны, Пощёчина, Практика, Предубеждение, Препятствия, Пресвитерианин, Принц Уэльский, Пролог, Просмотр фильма, Раздевалка, Распитие спиртных напитков, Регби, Религия, Репортер, Ресторан, Речь, Свидание, Семейные отношения, Скачки с препятствиями, Скотт, Слайд-шоу, Смирение, Совесть, Соломенная шляпа, Соревнование, Спортивная тренировка, Спортивное мастерство, Спортивный кумир, Стадион, Страх, Студент колледжа, Студент юридического факультета, Студенты-атлеты, Танец, Танцы, Телесное повреждение на войне, Тренер, Упражнение, Флаг, Флешбэк, Флешбэк во флешбэке, Флэшфорвард, Фотограф, Фотография, Хор мальчиков, Христианин, Хроникальный материал, Церемония, Церемонный танец, Церковь, Часы, Честность, Шабат, Шампанское, Шахтер, Шляпа, Шотландия, Этика

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Спорт — эта такая вещь, который каждый человек воспринимает по-своему. Кто-то считает, что спорт- это пустая трата времени, кто-то — что это залог здоровья, а для последних — это путь, через который человек пытается отстоять свою точку зрения. В истории существовало множество профессиональных спортсменов, которые занимались этим занятием ради душевной гармонии, как это произошло с главными героями спортивной киноленты «Огненные колесницы».

Сюжет

Фильм повествует о соперничестве двух бегунов Харальда Абрахамса и Эрика Лиддла за участие в забеге на Олимпийский играх 1924 года в Париже. Это противостояние за участие постепенно превращается в противостояние двух противоположных идей и мыслей о смысле спорта и бега как таковых.

Игра актеров

В целом актеры неплохо исполнили свои роли, однако ничем примечательным они не запомнились. Единственный актер, чей персонаж оказался более ярким на фоне других героев, был Йан Холм, который сыграл профессионального тренера и эдакого мудреца, отстаивающего точку зрения, заключавшуюся в том, что спортсмену мало уметь делать что-то. Несмотря на немногословность его персонажа, Холм проявил в нем прежде всего много эмоций, которых редко хватало в фильме.

Режиссура

Заслуга режиссера Хью Хадсона заключается в том, что ему удалось сделать фильм действительно спортивным, поскольку на всем его протяжении вы испытываете внутреннее напряжение от того, что герои могут одержать победу, а могут и потерпеть поражение. Однако минус режиссуры состоит в том, что ему не удалось проявить картину как драму, в которой вы изначально к одним героям испытываете симпатию, а к другим антипатию.

Сценарий

Как уже было сказано ранее, сюжет фильма повествует о борьбе интересов двух главных героев. Харальд Абрахамс является евреем и студентом Оксфордского университета. Для него спорт — это способ достичь своей цели исключительно ради собственной выгоды. Однако, одержав победу на Олимпийских играх, о которой он так долго мечтал, Харальд меняет приоритеты. Эрик Лиддл, шотландский миссионер, имеет иную точку зрения, полагая, что бег и спорт — это способ общения с Богом. Сюжет фильма приводит к тому, что герои постепенно обмениваются тезисами своих мнений.

Итог

Я никогда не был и не являюсь поклонником спортивного кино, находя его достаточно скучным и неинтересным. Однако порой мнение о кино может измениться только после просмотра, как это произошло с «Огненными колесницами». Если вы цените серьезное кино о физической и интеллектуальной борьбе, то это фильм идеально подойдет для просмотра.

8 из 10
Оценка 2
Заголовок Оскар 1982
Текст реценизии Со дня Олимпийских Игр 1924 года по сей день — мир изменился больше чем за полтора тысячелетия между последними Играми древности и воскрешением Игр Пьером де Кубертеном в 1896 году. Мир спорта претерпел ещё большие изменения. Теперь спорт — это индустрия, один из крупнейших бизнесов и «религия» для миллионов человек по всему миру. «Огненные колесницы» рассказывают о временах, когда в мире спорта правили только воля и характер, не было никакого телевидения и допинга; не было рекламных контрактов, и спортсмены были почти в равных условиях при подготовке к соревнованиям, в том числе в финансовом плане.

Тем не менее «Огненные колесницы» — невероятно скучное кино, наполненное пафосными речами героев, высокомерными диалогами британских аристократов и «тормозящей» медленной съемкой всех забегов, что тоже склоняет считать данные сцены пафосными. Драма в фильме (руками режиссера) подразумевает под собой конфликт одного вероисповедования с другим, совсем нет необходимого спортивной драме состязательного духа. Один главный герой на дорожке скорее не соперник другому, а партнер, т. к. это Олимпиада, и здесь на первом месте честь державы, а они оба представляют Великобританию.

Именно глядя на успехи Гарольда Абрахамса, его страна Великобритания будет уважать его; соотечественники не будут шептаться за его спиной, мол, вон идёт еврей — сын жида, точнее финансиста. Даже режиссёр старается показать Абрахамса на втором плане, будто в нём мало святого, у человека только одна цель — выиграть, ради этого он даже готов пойти против руководства Кембриджского Университета и нанять тренера, которого они не примут. Только победа позволит Абрахамсу слышать о себе, отвернувшись не про свою национальность, а про свой олимпийский титул.

Его «оппонент» Эрик Лиддел образец положительного героя для пуританского фильма. Истинно верующий, без пяти минут миссионер собирающийся ехать в Китай учить тамошнюю деревенщину истиной вере. Такой герой должен получать олимпийское золото, даже если по беговой дорожке прибежит последним. Только это затруднительно, ведь у героя талант от Бога, и он перед службой Богу, решил заработать титул на парижской Олимпиаде, переступив через священное воскресенье, видимо с целью поразить медалью китайскую деревенщину перед ознакомлением последних с Библией.

Разумеется, конфликт оказывает раздутым, и Абрахамс, и Лиддел оба будут радоваться своим успехам и успехам коллеги. Спорт куда более дельное средство к объединению людей, чем религия. Спортсмены с разным вероисповедованием и цветом кожи как-то лучше уживаются друг с другом, чем скажем политики, а это, несмотря на то, что победитель в каждой дисциплине всегда один (ну кроме Олимпиады в Солт-Лейк-Сити), и поэтому людям бегущим разные дистанции ничего не мешает жить дружно. Ни вера, ни социальное положение, ни цвет кожи.

Хотя в фильме нет ни одного чернокожего, ну не пускали на Олимпийские Игры первой четверти ХХ века цветных. Теперь на беговых дорожках правят те, кому природой выдан талант, и нет на них конфликтов на религиозной почве. Только чисто спортивные (иногда политические), что делает «Огненные колесницы» немножко неактуальным фильмом, морально устаревшим. Правда, музыка у фильма действительно неплохая.
Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии Режиссер Хью Хадсон в 1982 году довольствовался лакомым кусочком, получив в своей первой полнометражной работе под названием «Огненные колесницы» премию «Оскар» за лучший фильм. Данный факт я бы назвал необыкновенным не только потому, что не многим режиссерам подобное удавалось, а еще то, что спустя многие годы Хью Хадсон даже не попытался вернуться на аллею славы. Рассеяв огромные сомнения относительно своей работы, победу его картины в престижной премии я бы назвал как случайность, а не закономерность.

Людям имеющих отношения к спорту подобное кино послужит своеобразным гимном и воодушевлением, да и, скорей всего, кинокритики в большей степени обратили внимание на моральный аспект картины и ее идеологическое назначение. А здесь и на самом деле стоит отметить, что тема картины очень неплохая, вот только реализация ее хромает на обе ноги. Фильм рассказывает о двух легкоатлетах разных жизненных и религиозных взглядов, которые в силу своего упорства в спорте победили на Олимпийских играх в Париже в 1924 году.

Однако постановка картины, ее сюжет при таком мощном статусе победителя «Оскара» вызывают большой дискомфорт, фильм как отдельно взятый в тематическом жанре не самый худший, я не смотрел других номинантов в том году, однако могу с уверенностью сказать, что лента «Огненная колесница» на сегодняшний день самый сомнительный победитель на премии «Оскар».

5 из 10
Оценка 3
Заголовок Английский поп-корн для американского кинозрителя.
Текст реценизии Очередное качественное, красивое, добротное, высокобюджетное мыло, для любителей поп-корна и пепсиколы. Для сытых, спокойных, ленивых людей, которые любой вид искусства воспринимают на уровне внешней формы и красивой глянцевой обложки, отключая свои мозги и абсолютно не вникающих в суть происходящего, доверяя это делать за них кому-то другому, в данном случае производителям фильма. Такие фильмы хорошо смотреть перед сном, успокаивают нервную систему, расслабляют тело. Во время обеденного ланча, под них пища хорошо усваивается или беременным женщинам для повышения положительных эмоций, или просто с относительной пользой убить свободное время. Глаз радуется, мозг не напрягается, выключить телевизор желания невозникает. Но после просмотра фильма возникает чувство, что меня обманули, как в магазине, пару грамм не довесили, на пару рублей обсчитали. Нежалко, воровство незначительное, но всё же неприятно. Так и впечатления от просмотра этого фильма остаются такими же. Мне что-то не додали, не показали, не рассказали.

Главным объектом творчества любого из вида искусств: скульптура, живопись, музыка, театр, кино и т. д. всегда был и остаётся человек и человеческие взаимоотношения. Человека с самим собой, человека с человеком, обществом людей, природой, миром, Богом, вселенной и т. д. И вот с этой позиции сценарий данного фильма во многом проигрывает. В нём показана история людей, занимающихся общим делом, которое является главным смыслом жизни, но не про их взаимоотношения. Такие понятия как любовь, дружба, зависть, ревность, соперничество в фильме вообще никак сюжетно не раскрыты и очень мало показаны. А это самое интересное, что может быть в художественном кино. Все силы у авторов «Огненных колесниц», к сожалению, ушли на воссоздания достоверной, почти документальной, исторической среды того времени и на душевное самокопание главных героев. Чтож, это ещё не самый худший недостаток для кино. Было бы хуже, если авторы «Огненных колесниц», сделали акцент на пропаганду данного вида спорта, политические разногласия того времени или ещё чему-нибудь отвлечённому, не относящемуся непосредственно к самому человеку, его мыслям, чувствам, и взаимоотношениям с другими людьми.

Фильм хороший, но не более того. Странно, что он собрал большое количество наград и номинаций на кинофестивалях. Неудивительно, что получил Оскор, т. к. снят по критериям успеха 100% американского кино. Да и сам «Оскар» — фестиваль с весьма сомнительной репутацией в плане профессиональной объективности раздоваемых наград, номинаций и премий.

Вообщем, добротная 4 по пятибальной системе.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Отличный фильм про далекую эпоху, когда олимпийские игры еще не были соперничеством политики, больших денег и профессиональных спортсменов.

Колесницы — кино не о противостоянии, а скорее гимн любительскому спорту, наивному, но яркому, с взаимной поддержкой, благородными поступками, в котором важны не только победа, но и благородство, стойкие принципы.

В целом талантливая зарисовка послевоенной жизни, которая сверкнула в двух коротких десятилетиях между мировыми войнами.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Оценивая фильм «Огненные колесницы», нужно обязательно, обратить внимание на год выпуска. Фильм вышел в 1981 году, примерно, через год после бойкота многими странами московской олимпиады. То было время, когда на Олимпийских играх состязания простых людей, с целью выявления лучших из лучших, порой отходили на второй план; а на первый план выходила политика, считалось, что страна, выигравшая больше всех золота, самая передовая во всем. Поэтому, очень часто, страна, выигравшая меньше золота, чем конкуренты, говорит, что, раньше, спортсмены сражались за идею, за собственную гордость. И, что политики в спорте, раньше не было.

Действие фильма начинается накануне олимпийских игр 1924 года в Париже. На экране мы видим озорные лица молодых спортсменов, которые бегут по пляжу, по колено в воде. Потом, видно, что это молодые спортсмены — это, в основном, студенты Кембриджа; то есть люди знатные и богатые. Например, ещё мы видим, как талантливый спринтер-любитель Гарольд Абрахамс, проиграв, однажды, Эрику Лидделлу, решил воспользоваться услугами профессионального тренера. Потрясли методы тренировки спринтера барьериста, лорда Эндрю Линдсей, на лужайке особняка, в котором он проживал; когда на каждый барьер был поставлен бокал, наполненный до краев дорогим шампанским, и ни одна капля не должна была вылиться из бокала. А когда, «летающий шотландец» Эрик Лидделл, сказал, что не побежит в воскресение, то сам Принц Уэльский, будущий король Великобритании, Эдуард VIII упрашивал его передумать.

Основная мысль фильма, в том, что политика в спорте, престиж страны, победа любой ценой и многое другое, все то, за что мы критикуем современный спорт высших достижений, было уже в 24-м году, на восьмых летних олимпийских играх. И судя по всему, на сегодняшний день, ни на шаг, мы так и не смогли приблизиться к устранению этих недостатков.

7 из 10
Оценка 1
Заголовок О спорт — ты жизнь!
Текст реценизии Есть фильмы, которые любят смотреть разведчики ("Семнадцать мгновений весны»), есть фильмы для космонавтов ("Белое солнце пустыни»), есть эталоны для любителей мафиозной тематики ("Крестный отец»). А есть фильм, в котором наиболее правдиво передан дух спорта. Речь, конечно, об «Огненных колесницах».

Итак, перед нами предстают два спортсмена: шотландец Эрик Лиддл и еврей-англичанин Гарольд Абрахамс. Первый пропитан духом божественности, он истинно-верующий католик (причем настолько, что готов пропустить важнейший забег в своей жизни, если это не угодно Господу), несущий веру по всем странам и континентам, в т. ч. и в Китай (где и закончит свою жизнь). Видимо, именно за такую преданность вере Господь наградил его редким даром: быстрыми ногами. Причем когда Эрик бежит, создается впечатление что сам Господь несет его по земле в этот момент (во многом благодаря великолепной игре Иэна Чарлсона).

Второй, Гарольд, есть полная противоположность Эрику: он целеустремлен и амбициозен, прагматичен и напорист. Видимо, на счет Гарольда Бог наоборот решил испытать его по полной программе: у него национальность, которую презирают многие из его окружения, как и пренебрежительно относятся к его отцу (еврею-финансисту). Фактически, для Гарольда бег — это единственный способ доказать всем, что не национальность красит человека, а человек украшают свою нацию.

И вот эти две противоположности встречаются на дорожке стадиона, чтобы выяснить самый главный вопрос в спорте, на который до сих пор нет однозначного ответа: что же сильнее — талант дарованный или талант приобретенный? Честно говоря, картина так и не дает прямого ответа на этот вопрос. Собственно, спортсмены и соревнуются друг с другом всего раз, на малозначащих соревнованиях в духе «сборная Чукотки» против «сборной Москвы» (если интерпретировать на английскую землю). В тех соревнованиях побеждает Эрик, но это лишь подстегивает Гарольда еще больше тренироваться и даже обзавестись личным тренером.

И все-таки ответ есть и он в том, что и тот и другой путь может привести Вас на вершину славы. Конечно, Вы можете быть абсолютным бездельником и лентяем, но если у Вас есть талант — его, как говорится, не пропьешь. В тоже время, можно долго и упорно заниматься и без божественного дара и тоже достичь великолепных результатов. Собственно, это и происходит — оба спортсмена выигрывают своё олимпийское золото, один поддерживаемым богом небесным, другой — богом земным. И в этом, на мой взгляд, главный посыл фильма — шанс есть у каждого: и у одаренного, и у обычного человека.

Оба актера сыграли великолепно: Эрику (Йэн Чарлсон) веришь на все 100%, его выражение лица в финальной части каждого забега создает впечатления некой просветленности, божественного счастья, если хотите. Я сам не могу отнести себя к сильно верующим, но здесь хочешь-не хочешь, а поверишь. Гарольду (Бен Кросс) тоже веришь, хотя такого человека сыграть проще, как мне кажется. На «Оскар» был также номинирован Йэн Холм, сыгравший тренера Гарольда, тоже парию-иностранца в чопорной Англии. Честно говоря, Йэн Чарлсон впечатлил меня больше (хотя Холм тоже весьма и весьма хорош).

И, наконец, о музыке. Эвангелос Одиссей (известный нам как Вангелис) — это, конечно, не только гений, это целая эпоха в музыке для кино. И свою полноценную «кинокарьеру» Вангелис начала именно с этого фильма, сразу же получив «Оскар» и Грэмми за звук. Заглавную тему Вы слышали наверняка, хотя многие до просмотра не догадывались, откуда она. Но есть еще очень много мимолетных звуков и моментов, которые создают ту атмосферу напряженности и значимости, которой проникнут весь фильм. Затем уже были не менее гениальные саундтреки к «Баунти», «Бегущий по лезвию», «1492: Завоевание Рая», но дорогу в кино дал Вангелису именно этот фильм.

В бочке меда есть и ложка дегтя: есть моменты в фильме, которые режиссер просто не удосужился раскрыть или объяснить (например, так и остается непонятным, почему тренер Гарольда был персоной нон-грата на олимпийском стадионе; как-то вяло раскрыта чувственная сторона Гарольда, тема его любви к Сибил). Но сильно картину это не портит, поскольку она о другом — она о величии духа человека. Если в Вас есть этот дух — Вы можете свернуть горы, если его нет — горы так и будут дальше мешать увидеть Вам горизонт.

Ставлю смелые 9 из 10 и очень рекомендую к просмотру всем тем, кто увлечен спортом.