Американские граффити (1973)

American Graffiti (1973) 18+


О фильме

Одна ночь 1962 года… Калифорнийские подростки Стив Боландер и Курт Хендерсон только что закончили школу и собрались уехать на восточное побережье поступать в колледж.

Стив влюблён в сестру Курта Лори, и молодым трудно расстаться друг с другом. Курт ещё не нашёл свою любовь, но он увидел на улице шикарную блондинку, и теперь пытается её отыскать.

Их приятель, непобедимый автогонщик Джон Милнер, оказывается в эту ночь наедине с несовершеннолетней девчонкой Кэрол, упорно не желающей покидать нового знакомого. Много весёлого и грустного случилось с ребятами.

Подробная информация

Слоган Where were you in '62?
Страна США
Жанр драма, комедия, мелодрама
Бюджет $777 000
Сборы в США $115 000 000
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 1 августа 1973
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 110 мин. / 01:50
Рейтинг Кинопоиска 7.503 / 1512
Рейтинг IMDB 7.50 / 45 281
Рейтинг мировых критиков 97
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Съемочный период: 26 июня — август 1972.
После невероятного успеха «Беспечного ездока» (1969) Денниса Хоппера компания «Universal Studios» позволила еще пятерым молодым режиссерам сделать «полунезависимое» кино, с бюджетом чуть ниже миллиона долларов и с надеждой на большую отдачу. Решено было не создавать им помех во время работы и разрешить самим смонтировать фильмы. Кроме Лукаса повезло Питеру Фонде («Рука напрокат», 1971), вновь Деннису Хопперу («Последний фильм», 1971), Милошу Форману («В отрыв», 1971) и Дугласу Трамбаллу («Молчаливый бег», 1972).
Номер машины Джона Милнера — ТНХ-138. Так назывался предыдущий фильм Джорджа Лукаса.
Харрисону Форду предлагали состричь волосы для роли лихого гонщика Боба Фалфы. Форд отказался, мотивируя это тем, что роль слишком маленькая для подобных жертв. Взамен он предложил спрятать волосы Боба под ковбойскую шляпу.
Авария Терри Филдса не была запланирована в сценарии. Просто сыгравший Терри Чарлз Мартин Смит во время съемок потерял управление велосипедом и свалился, а Лукас успел заснять этот эпизод на камеру.
Синди Уильямс хотела сыграть Кэрол и даже заказала скобки на зубы — такой она видела себе эту героиню. Однако Уильямс получила роль Лори Хендерсон, а Кэрол сыграла Маккензи Филлипс.
Для съемок фильма понадобилось около 300 машин, выпущенных не позже 1962 года. Создатели дали в газету объявление, и на съемочную площадку свезли тысячи всевозможных раритетных автомобилей.
На съемки фильма ушло 29 дней. Практически весь фильм снимали по вечерам.
Дебютная роль в кино Кэтлин Куинлан. Она появляется в одной сцене с Роном Ховардом; позже, когда он станет режиссером, он снимет Куинлан в своем фильме «Аполло 13» (1995).
Лукас хотел получить для фильма 80 рок-н-рольных хитов 1950-60-х. Увы, бюджет позволил приобрести права только на 45 песен, и то — благодаря тому, что продюсером согласился стать Фрэнсис Форд Коппола; не удалось заполучить песни Элвиса Пресли.
Копполе не нравилось придуманное Лукасом название «Американские граффити». Он уговаривал его поменять название на «Еще одна длинная ночь в Модесто» или «Рок на весь квартал». Уговорить не удалось.
Популярный диск-жокей Вулфман Джек сыграл фактически самого себя. Лукас сам пригласил его на эту роль, поскольку был влюблен в его радиопрограммы, когда еще учился в школе.
В главных ролях Кэнди Кларк, Бо Хопкинс, Рон Ховард, Чарльз Мартин Смит, Вольфман Джек, Ричард Дрейфусс, МакКензи Филлипс, Пол Ле Мэт, Синди Уильямс, Мануэль Падилла мл.
Роли дублировали
Режиссер Джордж Лукас
Сценарий Джордж Лукас, Уиллард Хайк, Глория Кац
Продюсер Френсис Форд Коппола, Гари Кертц
Композитор Ричард Роджерс, Дэвид Бартоломью, Джерри Эллисон
Художник Эджи Джерард Роджерс, Дуглас Фриман
Монтаж Джордж Лукас, Верна Филдс, Марсия Лукас
Оператор Жан Д’Алькен, Рон Эвесладж
Участники съемочного процесса Сюзанн Сомерс, Кэнди Кларк, Дель Клоуз, Джордж Лукас, Бо Хопкинс, Рон Ховард, Харрисон Форд, Эджи Джерард Роджерс, Гарри Уоррен, Фэтс Домино, Донна Вер, Deby Celiz, Яна Беллан, Джонни Вайсмюллер мл., Букер Т. Джонс, Верна Филдс, Марсия Лукас, Фред Росс, Джон Брент, Кэтлин Куинлен, Уиллард Хайк, Джим Боэн, Рон Винсент, Френсис Форд Коппола, Джо Миксак, Чарли Мерфи, Фрэнк Лоссер, Стив Кроппер, Чарльз Мартин Смит, Марк Энгер, Вольфман Джек, Глория Кац, Джеймс Кранна, Брайан Уилсон, Ричард Роджерс, Линн Мари Стюарт, Шерман Эдвардс, Жан Данн, Чак Берри, Ричард Дрейфусс, Скотт Бич, Эд Гринберг, МакКензи Филлипс, Хоаги Кармайкл, Кэй Ленц, Пол Ле Мэт, Теренс МакГоверн, Джером Керн, Синди Уильямс, Линн Филлипс III, Аль Налбандян, Чак Дорсетт, Мануэль Падилла мл., Тим Краули, Джо Спано, Дебрали Скотт, Гари Кертц, Джеймс Э. Майерс, Крис Прэй, Бадди Холли, Каприс Шмидт, Гордон Аналла, Джимми Бауэн, Уильям Найвен, Лиза Херман, Дуглас Фриман, Дэвид Бартоломью, Стефен Нокс, Бо Гентри, Джеймс Шеппард, Андре Рэнд, Фрэнки Лаймон, Макс Крук, Кэм Уитман, Джон Браччи, Bob Pasaak, Крис Мо, Бак Рэм, Аль Джексон мл., Дель Шеннон, Жан Уилсон, Моррис Леви, Fred Fassert, Жан Д’Алькен, Норман Петти, Джоди Карлсон, Майк Столлер, Джерри Эллисон, Макс Фридман, Sam McFadin, Джордж Робинсон, Сид Уэйн, Джерри Лейбер, Рон Эвесладж, Линда Кристенсен, Джордж Мейер, Сьюзэн Ричардсон, Уоррен Найт

Премии фильма

  • Британская академия, 1975 год (uk) - Лучшая женская роль второго плана (Синди Уильямс)
  • Оскар, 1974 год (us) - Лучший фильм
    Лучшая женская роль второго плана (Кэнди Кларк)
    Лучший режиссер (Джордж Лукас)
    Лучший адаптированный сценарий по мотивам ранее не опубликованного материала или документальных фактов
    Лучший монтаж
  • Золотой глобус, 1974 год (us) - Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) (Ричард Дрейфусс)
    Лучший режиссер (Джордж Лукас)

Страны производства фильма

  • США (1 августа 1973) - 0
  • Швейцария (2 августа 1973) - 0
  • США (11 августа 1973) - 65
  • Швеция (10 октября 1973) - 0
  • Норвегия (11 октября 1973) - 0
  • Аргентина (25 октября 1973) - 0
  • Бразилия (22 ноября 1973) - 0
  • Франция (1 марта 1974) - 1
  • Австралия (25 апреля 1974) - 0
  • Италия (25 апреля 1974) - 0
  • Уругвай (16 мая 1974) - 0
  • Дания (31 мая 1974) - 0
  • Испания (3 июня 1974) - 767
  • Германия (ФРГ) (23 августа 1974) - 0
  • Гонконг (3 октября 1974) - 0
  • Япония (21 декабря 1974) - 0
  • Финляндия (7 февраля 1975) - 0
  • США (Май 1978) - 0
  • Испания (30 июня 1982) - 0
  • Испания (27 июля 1998) - 0
  • Исландия (4 марта 1999) - 0
  • Германия (Февраль 2004) - 0
  • Чехия (3 июля 2007) - 0
  • Исландия (3 октября 2007) - 0
  • Италия (25 января 2011) - 0
  • Австралия (24 апреля 2011) - 0
  • Италия (16 сентября 2011) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1960-е, Автокатастрофа, Автомобиль, Автомобильная кража, Автомобильное кино, Актерский ансамбль, Американа, Аэропорт, Безответная любовь, Блокбастер, Вандализм, Вечеринка с ночевкой, Винный магазин, Возлюбленные средней школы, Выставление голых ягодиц, Выходка, Гризер, Двусмысленное название, Девочка-подросток, Девушка мечты, Диджей, Достижение совершеннолетия, Драка, Дружба, Дрэг-рейсинг, Ежегодник, Закадровый комментарий в эпилоге, Закусочная, Зануда (ботаник), Запретная любовь, Застенчивая девчонка, Кадиллак, Калифорния, Колледж, Конкурс танцев, Короткая юбка, Крем для бритья, Крушение (авария), Культовый фильм, Лето, Любовь, Любовь в средней школы, Любовь с первого взгляда, Маленький город, Мальчик в очках, Мальчик-подросток, Машина, Механик, Молодежное кино, Мотоцикл, Независимый фильм, Неожиданный финал, Несовершеннолетний, Ночь, Обратимый, Ограбление, Один день, Отношения брата и сестры, Отношения девушки и ее парня, Отношения мужчины и женщины, Первая любовь, Погоня по улицам, Подростки, Подростковая любовь, Подростковые тревоги, Подростковый возраст, Подростковый роман, Подросток, Подросток-бунтарь, Поиски сексуальных приключений, Полиция, Половое созревание, Полуавтобиография, Потребление алкоголя в возрасте, когда это запрещено законом, Проблема отцов и детей, Радио, Радио диджей, Радиостанция, Рвота, Ресторан для автомобилистов, Рефлексия, Родстер, Рок-музыка, Романтические отношения подростков, Самолет, Свидание, Средняя школа, Студент, Танец, Танец Твист, Танцы, Телефонная будка, Трусики, Уличная шайка, Упоминание Бадди Холли, Упоминание Одинокого Рэйнджера, Ученик средней школы, Фруктовое мороженое на палочке, Хот-род, Школа, Школа танцев, Школьная жизнь, Школьный ежегодник, Школьный танец, Экзистенциальная тревога, Юная любовь, Юношеский возраст

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Культовый, ставший классическим фильм Голливуда, созданный специально для той молодёжи. В то время в Америке все только и жили этими фильмами (я имею в виду молодёжь, ну и не только), этот фильм стоит наравне с такими же фильмами Френсиса Форда Копполы, тоже культовыми и ставшей уже классикой, как «Бойцовая рыбка» и «Изгои».

Все тогда только ходили и говорили о этом фильме и подражали своим кумирам. Все мечтали в то время о таких же авто, друзьях, знакомствах и времяпрепровождениях. Может, кому-то покажутся эти фильмы сейчас занудными, но тогда это было что-то. Одни только сборы чего говорят. Классика режиссёра Джорджа Лукаса, умел он делать фильмы раньше.
Оценка 1
Заголовок Давным-давно, еще до «Звездных войн»…
Текст реценизии Великолепный фильм! Лучшее кино про шальные 60-е из тех что я видел!..

Этот фильм стал первым крупным кинематографическим успехом сразу для нескольких знаковых личностей в мире кино…

Это был первый серьезный успех для:
- Джорджа Лукаса как режиссера и сценариста (до старта эпопеи о Звездных войнах оставалось еще 4 года)
- Рона Ховарда, будущего выдающегося режиссера, обладателя премии Оскар, создателя нескольких мировых кинохитов (который в данном фильме прекрасно чувствовал себя в актерском амплуа)
- Ричарда Дрейфуса, в совсем недалеком будущем получившего признание Киноакадемии (премия Оскар в номинации лучший актер за фильм «До свидания, дорогая»).

Прекрасный, очень динамичный фильм, с очень умным, забавным, трогательным и порою комичным сценарием. Прекрасные актерские работы, очень яркие и колоритные перонажи, причем на тот момент в фильме не было ни одной звезды — и посему фильм стал еще и огромным комерческим успехом его создателей. При бюджете в менее чем 800 тыс. долларов картина собрала только на просторах США 115 (!) млн. долларов.

По прошествии стольких лет картина нисколько не утратила своего шарма и смотрится достаточно свежо. Поэтому думаю что каждый ценитель хорошего кино найдет для себя в данной картине что-то по душе…

10/10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Стоит начать с того, что режиссером этой ленты выступил в то время молодой и неизвестный Джородж Лукас, продюсером стал богатый и культовый после «Крестного отца» Фрэнсис Форд Коппола. Сразу хочу добавить, что в этом и есть искусство кинематографа, не надо бояться открывать новые имена, новых режиссеров, а не снимать по сто раз туфту уже известных и маститых.

Сюжет фильма. Лихие шестидесятые, небольшой калифорнийский городок, несколько друзей после окончания школы проводят свою последнюю «детскую» ночь. Один парень (тогда только начинающий актер, а ныне широко известный режиссер Рон Говард) — хороший симпатичный мальчик из приличной семьи должен уехать в колледж, поэтому никак не может проститься со своей девушкой. Второй (знаменитый Ричард Дрейфус из «Челюсти» и т. д.) связался с шайкой бандитов, они катаются на машинах, балагурят и веселятся. Еще один мальчик, тихий и некрасивый, познакомился на улице с шикарной блондинкой. И последний, красавчик автогонщик оказывается в эту ночь наедине с малолеткой, упорно не желающей его оставлять.

Рок-н-ролл, стильные тачки, девчонки, кафешки, танцы — все это очень по-доброму, легко и стильно показал Лукас в «Американские граффити» — культовой молодежной комедии о шестидесятых. Всех их ждет взрослая жизнь, у кого-то счастливая, у кого-то не очень, кто-то пробьется и станет «большим человеком», кто-то умрет молодым. Вроде все как обычно, много мы видели подобных молодежных хитов, но эта лента показалась мне очень особенной и душевной. Грустно, когда все так красиво начинается в юности, а потом у всех все складывается по-разному, не всегда хорошо.
Оценка 1
Заголовок Where were you in 62?
Текст реценизии Классическая молодёжная комедия, фактически родоначальник этого жанра. Первый большой успех знаменитого Джорджа Лукаса, и просто очень занятный и лёгкий фильм. Явление чисто американской культуры, прославленное, пожалуй, только у них. За пределами США вряд ли этот фильме особенно популярен, а уж у нас о нём знают наверное единицы.

Одна ночь и несколько историй из жизни молодёжи 60-ых. Им по 17-18 лет, они только что окончили школу, но прежде чем вступить во взрослую жизнь им предстоит пережить массу различных приключений. Девчонки, тачки и рок н ролл, много рок н ролла. Вот собственно и смысл фильма.

В титрах, кроме Джорджа Лукаса, вы найдёте много известных имен. Здесь и Харрисон Форд есть, совсем молодой. В их карьере это произведение сыграло не последнюю роль. Кино про их молодость, так и веет духом тех лет. Я обожаю ретро эстетику, и рок н ролл в частности (и плевать что он «мёртв»), поэтому получил массу удовольствия. Этим добром фильм буквально пропитан. Кроме того он великолепно снят, здесь масса классных персонажей и забавных ситуаций, непошлый юмор, чувство свободы, трогательная человечность и жизненность. Фильмы Джорджа Лукаса всегда отличались подобными теплыми качествами.

Если имена Элвиса Пресли и Чака Берри для вас не пустые слова, если интересуетесь творчеством Джорджа Лукаса и любите ретро, то не имеете права пропустить эту незамысловатую, но очень милую ленту.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Перед тем как сильно увлечься кино, что потом поступив в киношколу, Лукас со школьных лет был очарован автомобилями и гонками, что даже сам принимал участие в них. Помимо этого увлечения, Лукас так же любил фотографию. И он совместил эти два увлечения. Он стал снимать документальные фильмы, а именно гоночные заезды.

Среди тех, кто так же сильно увлекался гонками, был один из лучших операторов кинематографа — Хэскелл Уэкслер. Уэкслер заметил паренька, который ходил с камерой и выискивает эффектные ракурсы для передачи атмосферы гонки. Молодой Лукас впечатлил именитого оператора. На этих двух интересах они сдружились. Уэкслер отмечал, что Джордж имеет очень хороший глаз и мыслит визуально. Уэкслер посоветовал Лукасу поступать в киношколу. Он стал наставником Лукаса. В киношколе Лукас был сильно впечатлен абстрактным кинематографом, где упор делается не на повествование истории, а на визуально-монтажно-звукововые образы. Там же Лукас познакомился со своей будущей женой монтажером Марсией, которая принимала участие в монтаже «Американских граффити» (номинация «лучший монтаж») «Звездных войн» (Оскар за «лучший монтаж»).

«Американские граффити» (1973) — фильм-ностальгия. Фильм-ощущение. Молодежная комедия-ностальгия. Фильм о 60-х. Это первый фильм такого рода. Это кино можно смотреть в независимости от эпохи. Каждый из нас переживал то ощущение, когда школьный или студенческий путь заканчивался и начинался новый. Это ощущение одновременно приятное и волнующе-пугающее. Не будет «старых посиделок на лавочке», друзья-знакомые разъедутся кто-куда. Ну или что-то в этом роде. Начнется другая жизнь и привычных моментов увы, уже не вернуть. В фильме идет повествование нескольких историй о друзьях, некоторые из которых, только что закончили обучение в школе и готовятся к переменам. С каждым из них случились разные события за это время. Курт случайно из окна автомобиля увидел девушку и которую стал искать. Стив переживает со своей девушкой Лори «романтический кризис». Невезучий Терри разъезжает на дорогом авто, доверенным Стивом для присмотра во время отъезда из города. Джон, непобедимый супер-гонщик города, ждет вызов, но пока вынужден кататься с привязчивой девчонкой, которая не уверенна в себе.

В фильме великолепно передана атмосфера 60-х. Одному из этого способствует визуальный стиль. Один из лучших в кинематографе. Темная картинка в глубине, но одновременно очень яркая. Визуал в чем-то схож со «Звездными войнами», которые выйдут через 4 года. Это была одна из фишек стиля Лукаса. Очень приятный визуал. Так же в фильме постоянно играют (на разном уровне громкости) хиты тех лет. Классика рок-н-ролла. Одной из оригинальных и интересных фишек фильма — это разговор прямо во время езды по дороге. Ну буквально «Привет, как дела? Привет, хорошо!». Мне очень нравится эта идея и как она реализована.
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Довольно сильно разочаровался в этом фильме. Так получилось, что сначала я ознакомился со второй частью, а теперь вот посмотрел первую. И могу сказать, что, несмотря на неписанный закон о том, что вторая часть всегда хуже первой, в этот раз все наоборот. Не знаю, может время про которое рассказывается во второй части мне ближе чисто хронологически. В первой же части нам рассказывают и показывают быт молодежи времен 60-х. И, признаться, мне этот быт совсем не понравился. Чего-то там все крутиться вокруг машин. Такое чувство, что только наличие машины может гарантировать веселье, друзей, девочек и т. п. А машинки то в те времена были как очень классные, так и откровенно забавные. Кстати, в моменте, когда один из героев фильма будучи несовершеннолетним пытается купить спиртное, вспомнил свои молодые годы. Помнится пользовался такими же способами как и он. Улыбнуло.

Вообще же, обратил внимание на это кино лишь потому, что режиссером является Джордж Лукас. Вообще интересно, на что способен этот режиссер помимо Звездных войн. Пока, увы, другие его работы меня не впечатляют.

3 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Зарисовка эпохи, где-то ироничная, где-то печальная.

Использован достаточно новаторский в то время прием — все действие фильма проходит в ночь выпускного бала главных героев.

За ночь надо принять решения, которые по сути определят их дальнейшую жизнь — остаться ли в городе или уехать в колледж, расстаться с девушкой или наооборот, сделать ей предложение.

Все это проходит на фоне уже постепенно затухающих пятидесятых с их сверкающей хромом автомобильной культурой, ночными гонками, подростковыми бандами.

При просмотре возникает впечатление, что весь город пересел в машины, на них знакомится, ссорится, целуется и просто существует.

Через пару лет Америка изменится, придут новые ритмы, стили одежды, хиппи, Никсон и Вьетнам.

Главные герои еще не знают про это, в отличие от Лукаса, который фильмом передает прощальный привет эпохе.

Смотрится фильм сейчас конечно не так ярко, как раньше. И сама идея, и многие сюжетные линии уже успели множество раз повториться в десятке фильмов позднейших режиссеров.
Оценка 1
Заголовок Граффити на асфальте
Текст реценизии К лентам, подобным «Американским граффити», сложно применять какие-то термины, обозначающие четко определенные жанры. Говорят, в XXI веке произошло глобальное смешение киножанров, и триллеры теперь вполне могут уживаться с комедиями, а кино для всей семьи — с боевиками или даже фильмами катастроф. Практика вдумчивого кинопросмотра показывает, что кинематографу как искусству изначально чуждо деление на жанры и возрастные категории. «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» было кинолентой для всех. Многометровый состав жанровости прибыл гораздо позже. Потому фильмы талантливых режиссеров, медленно и верно становящихся великими, ближе к оригинальным лентам начала XX века — их жанровую принадлежность определить трудно, а по большому счету и не нужно.

«Американские граффити» это наброски ночной жизни большого города, где жизнь во всех ее проявлениях немыслима без автомобиля. Машина это крепость, дом, постель и комната для свиданий для героев фильма. Даже любовь нельзя построить без машины — девушки в картине падки до моторов и, попадая в кожаные салоны великолепных эмалированных тазов на колесах, становятся удивительно сговорчивы и податливы. Лукас воплотил в «граффити» собственное юношеское представление о жизни и любви. Действительно, когда тебе семнадцать или восемнадцать, и у всех сверстников есть тачки, кататься на мотороллере стыдно. Давно канула в Лету романтика, описанная в The Leather Boys, и в фильме Лукаса нет ни одного мотобайка — не та эпоха!

Отдельный разговор о музыке. 1962 год это время рафинированного рок-н-ролла, это триумф групп, подобных The Shadows и The Ventures. Странно было слышать в фильме хиты Билла Хейли и других героев пятидесятых. Шестидесятые не знали непричесанного рока, и оставалось немало времени до «британского вторжения».

В «граффити» практически нет домашних интерьеров, небрежно мало внимания уделено моде, особенно прическам. А ведь в 60-е прически, особенно женские, были едва ли не произведениями искусства.

В данной ленте нет не только определенных жанровых границ, нет и общего сюжета. Это отдельные ночные байки, от которых наверняка был в восторге Джармуш, позже снявший свою «Ночь на Земле». Лукасу пришлось нелегко. Точнее, его технической команде — снимать практически все при искусственном освещении это операторский и осветительский подвиг.

И все-таки «Граффити» детализируют эпоху, местами. Здесь можно увидеть радиостудию, на которой звук с винила улетает прямо в эфир, диск-жокей кушает попсикл — такое американское мороженое на палочке, а питаются все исключительно в драйв-инах, так как поколение «авто» — ни больше, ни меньше!

Ценность раннего творения Лукаса — в историчности фильма. Это хорошее пособие для тех, кто рискнет воссоздать ту эпоху. Все-таки режиссер снимал времена, отсчет от которых не превысил десятилетия. Это придало фильму важное качество — аутентичность воспроизведения исторического периода. Поэтому фильм можно рекомендовать тем, кто любит смотреть про старую Америку. Добрую, старую Америку — после-рок-н-ролльную и до-хипповую.

8 из 10