Час волка (1968)

Vargtimmen (1968) 18+


О фильме

Художник Йохан Борг с женой Альмой приезжает в маленький домик на краю земли. Йохан рисует, жена занимается домом, их жизнь тиха и однообразна, в ней много молчания, но они довольны. Но на острове, кроме них, живут загадочные аристократы, которые восхищаются творчеством Йохана и однажды приглашают чету Борг на вечеринку.

Подробная информация

Слоган 'The Hour of the Wolf' is the hour between night and dawn. It is the hour when most people die. It is the hour when the sleepless are haunted by their deepest fear, when ghosts and demons are most powerful.
Страна Швеция
Жанр ужасы, драма
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 19 февраля 1968
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 90 мин. / 01:30
Рейтинг Кинопоиска 7.782 / 828
Рейтинг IMDB 7.60 / 7 968
Рейтинг мировых критиков 88
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса «Часом волка» психоаналитики называют время, когда человек, оставшись один, подводит итоги.
11 часов в Москве народ окрестил «часом волка», потому что за час до полудня стрелка знаменитых часов на здании столичного Театра кукол им. Образцова доходила до статуэтки игрушечного волка.
В главных ролях Эрланд Юзефсон, Макс фон Сюдов, Лив Ульман, Гертруд Фрид, Георг Рюдеберг, Найма Вифстранд, Ульф Юханссон, Гудрун Брост, Бертиль Андерберг, Ингрид Тулин
Роли дублировали
Режиссер Ингмар Бергман
Сценарий Ингмар Бергман
Продюсер Ларс-Уве Карлберг
Композитор Ларс Йохан Верле, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт
Художник Марик Вос-Лунд, Маго
Монтаж Улла Риге
Оператор Свен Нюквист
Участники съемочного процесса Эрланд Юзефсон, Ингмар Бергман, Макс фон Сюдов, Лив Ульман, Гертруд Фрид, Георг Рюдеберг, Найма Вифстранд, Ульф Юханссон, Гудрун Брост, Бертиль Андерберг, Ингрид Тулин, Agda Helin, Lenn Hjortzberg, Mikael Rundquist, Мона Сейлитц, Фольке Сундквист, Ларс-Уве Карлберг, Свен Нюквист, Ларс Йохан Верле, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Марик Вос-Лунд, Маго, Улла Риге

Страны производства фильма

  • Швеция (19 февраля 1968) - 0
  • Дания (29 февраля 1968) - 0
  • Германия (ФРГ) (1 марта 1968) - 0
  • Финляндия (29 марта 1968) - 0
  • США (9 апреля 1968) - 0
  • Франция (15 мая 1968) - 0
  • Португалия (27 июля 1974) - 0
  • Финляндия (3 ноября 2007) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Безумие, Владение, Галлюцинация, Гомосексуальный подтекст, Готика, Демон, Дневник, Изоляция, Кошмар, Нагота, Оперная ария, Остров, Психологическая пытка, Связь на стороне, Сюрреализм, Флешбэк, Художник

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Vargtimmen
Текст реценизии Не так давно покинувший этот свет величайший шведский режиссер Ингмар Бергман, один из тех кто, по моему мнению, никогда не снимал проходных фильмов. Каждый фильм — откровение, каждый фильм — бриллиант.

Час волка — это сумасшествие, это проникновение в разум художника переживающего кризис, это жесткая сатира на зажравшуюся аристократию, это идеальная тягучая смесь снов и реальности длиною в девяносто минут.

Расписывать сюжет, определять плюсы и минусы повествования просто бессмысленно, нужно смотреть.

Всем тем, кто понимает толк в настоящем авторском кино, просмотр обязателен.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Мужчина и женщина живут в доме на острове, он каждый день рисует, она ждёт его дома, он говорит ей, что не может спать, о отвратительных видениях, страхах, а она смотрит ему в глаза и говорит, что когда пары стареют, они становятся похожи, даже выражением лица. И так и должно быть, влюблённая женщина не замечает диссонанса в отношениях с реальностью у своего мужа художника, но она направляет его в нужное русло, не даёт ему сойти с пути, она обеспечивает ему развитие всех своих внутренних ресурсов. И так было всегда (вспомните жену Поллока, Моне, Толстого), именно у того типа людей, которые становятся художниками и поэтами, в плане поиска того, как можно проникнуть в глубинные пласты реальности и забрать оттуда нечто, завладеть им облачив в нужные слова или цвета. Это вечный поиск позволяет слышать и видеть то, что недоступно, это великий дар. И фильм именно о ноше такого дара.

Общество, которое мы видим и является теми самыми потребителями, которые при виде чего-то особенного, удивительного не понятного им (в лице нашего художника) хотят завладеть им. Именно завладеть, а не понять, потому что признать своё не понимание тех космических процессов, которые рождают красоту, искусство, любовь для них означало бы невероятные муки осознания своей никчёмности. И эти ценности подменяются другими, которые проще заполучить в этой жизни — деньгами, сексом, всем тем, что означает власть, власть, которую порождает комплекс нереализованности в обладании истинными жизненными сокровищами. Естественно, что для того чтобы обладать и не чувствовать свою ущемлённость, общество желает завладеть художником, впустить его к себе, изучать, тешиться общением с ним, а потом унизить, уничтожить, из-за страха перед его способностью чувствовать и жить, унизив тем самым вообще эту способность.

Это абсолютно гениальный фильм. Там есть сцена, где художник говорит своей женщине о том, как его в детстве родители заперли в шкафу и сказали, что там живёт существо, которое откусит его пальцы, ему стало страшно, он плакал и услышал шорох в шкафу, это и есть момент проникновения, понимания нашего мира, слышать и видеть то, что не понимают другие. Родители то же общество, которое демонстративно смеётся над монстром в шкафу, над тем, что действительно происходят ужасные вещи, что жизнь не справедлива. Когда он вышел из шкафа, то он плакал, плакал, я думаю оттого, что понял, что не этого стоит бояться. В конце фильма женщина говорит о том, что она хотела, чтобы они были похожи в старости, и не потому что станут похожи их лица, просто она будет думать, как он, делать те же вещи, что и он, она будет делать всё, чтобы понять его и помочь ему.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Достойный фильм, наиболее близкий к жанровому типу хоррор из богатого наследия Бергмана. Сюжет можно пересказать в двух предложениях: близко к кинговскому «Сиянию», если вычесть из сюжета отель и мальчика-вундеркинда.

Несколько затянутая экспозиция сменяется ударной концовкой начиная со второй части — с одноименным названием. Сцена с мальчиком сама по себе очень страшная, воздействует на подсознание своей иррациональностью и магнетизмом.

Фильм совершенно не может быть оценен как некое новое открытие в области человеческой психики — вся его прелесть в индивидуальных красивых декадентских образах гниения, которые воплощены на экранах, воссозданной логике сновидения. Мне больше иных понравилась старая шлюха, а кому-то по душе придется гример. Визуальная составляющая фильма, включая на равных остров, Лив Ульман, призраков производит сильное впечатление, с другой стороны Бергман при всех его идейных и минималистичных метаниях всегда был очень чувствителен к воссозданию крупных планов невероятной пластической силы.

«Час волка» определенно не лучший фильм Бергмана, в принципе, очень нехитрый, однако лаконизм, уверенная энергетика второй половины и яркость воплощенных сновидческих предсмертных фантазий производят самое приятное впечатление.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок «Час волка»
Текст реценизии Час волка — самое холодное, самое жестокое время ночи. Время, когда отчаяние проникает в сердца людей…

«Час волка» один из немногих фильмов Бергмана снятый в жанре психологического хорора. Сравнить его можно разве что с лентой «Персона» (1966 г) того же автора. Но если там рассказывалась вполне реальная история двух (одной?) женщин, то здесь, в 29-ой картине режиссера, соединилось все самое зловещее и таинственное «бергмановского» кинематографа. История очень простая: художник со своей женой переезжают на тихий безлюдный остров в море. Неподалеку от них, в каком то жутком родовом поместье, обитает семья аристократов и загадочная 300-летняя старушка.

Главный герой — художник (его сыграл Макс фон Сюдов) переживает творческий кризис. У него начинается помутнение рассудка, жена оказывается не в силах ему помочь… Постепенно он сходит с ума… В итоге получился очень темный и отталкивающий фильм. Каждый его кадр, словно оголенный нерв… Одна из самых лучших сцен — минута молчания в доме Бъоргов. Экранное время становится реальным — фильм вышел за пределы фильма… Он вокруг тебя… Если бергмановская «Персона» была маленьким робким шажком в самое темное потаенное человека, то «Час волка» — это уже стремительный прыжок вглубь. Всему этому поспособствовали потрясающая операторская работа, гениально выстроенные кадры, музыка… Это на самом деле стоящее кино. Но в отличие от других фильмов Бергмана слишком тяжелое и мрачное.

Актеры очень достойно смотрелись как впрочем, и всегда у Бергмана. Запомнились Макс фон Сюдов и Лив Ульман (на мой взгляд лучшая актриса режиссера), Ингрид Тулин, Найма Вифстранд, Георг Рюдеберг… Фильм снимал Свен Нюквист. Благодаря ему мысль Бергмана-режиссера смогла подобрать самую нужную форму для выражения… Я не знаю кому посоветовать этот фильм. Ингмар в очередной раз снял очень сильное и глубокое кино. Я поставлю:

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Очередное чёрно-белое безумие от Ингмара Бергмана в исполнении его любимых актёров. Фильм полон сюрреализма, впрочем, как всегда у Бергмана.

Сюжет, на первый взгляд, прост. Семейная пара уезжает от глаз людских на край света и живёт там в своё удовольствие. Хотя, удовольствием их жизнь назвать сложно. Им не о чем разговаривать друг с другом, у них нет общих интересов.

Но однажды в их скучную жизнь врывается другая семейная пара, которая заинтересовалась творчеством мужа. Чем всё закончится — увидите.

В фильме много философии, библейских мотивов, много монологов, диалогов, а также много потрясающей актёрской игры. Фильм нужно обязательно смотреть и думать над ним. Хотя бы для того, чтобы понять, что такое час волка.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок «Час волка» пробил
Текст реценизии Фильм Ингмара Бергмана под названием «Час волка» рисует перед нашими глазами жизнь семейной пары, художника Йохана Борга (Макс фон Сюдов) и его жены Альмы (Лив Ульман), которые укрылись на острове, чтобы вести спокойную размеренную жизнь, вдали от посторонних глаз. В такой атмосфере художнику легче творить, ведь он никогда не любил больших шумных компаний, пустых разговоров и болтливых женщин. Возможно, что жизнь Йохана и его спутницы так бы и шла своим чередом, если бы ему не стали являться странные образы, которые полностью захватили его сознание и повлияли на распад его психики.

Преданная и любящая Альма настолько растворилась в своём муже, что смогла проникнуть в мир его безумных фантазий и стать участницей невероятных событий, которые этот мир уготовил ей и её супругу, ведь по её словам «люди, которые прожили жизнь вместе, начинают походить друг на друга». Альма пыталась помочь Йохану пережить кризис, но её усилия были тщетны, ведь «час волка» пробил, поэтому страхи и нереализованные желания художника, сливаются воедино, погружая сознание Йохана в хаос и мрак, и начинают ломать его изнутри.

Но что же представляет собой роковой «час волка», который несёт в себе разрушение? Художник в разговоре со своей супругой упоминает, что «час волка» — это время между тремя и четырьмя часами утра, когда вся на свете нечисть оживает. Именно поэтому он так боится засыпать и вынужден бодрствовать до самого утра. Согласно мнению психоаналитиков, «час волка» — это время, когда человек остаётся один и начинает подводить итоги. Но недовольство своей прошлой жизнью настолько гнетёт Йохана, что он не может смириться со своим настоящим. Насмешки общества, издевательства и унижения высшего света, разрыв с горячо любимой им женщиной, тяжёлое детство — всё это отложило на нём глубокий отпечаток, поэтому он не готов подводить итоги, не готов начать новую жизнь. Прошлое терзает Йохана изо дня в день, являясь ему в различных формах и образах. Сможет ли творческая личность сохранить рассудок, не поддавшись своим внутренним страхам? Именно на этот вопрос зрителю и предстоит найти ответ.

Однако концовка фильма обрывается довольно резко и неожиданно, из-за чего возникает ощущение незавершённости, недосказанности. Погрузившись во внутренний мир художника настолько глубоко, насколько это возможно, сложно вот так быстро вернуться обратно, к реальности. Этот момент, пожалуй, можно назвать единственным минусом блестящей картины.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Заблудившийся в разуме
Текст реценизии «Для меня „Час волка“ важен, поскольку представляет собой попытку проникнуть в труднодоступную проблематику, предварительно очертив ее границы. Я осмелился сделать несколько шагов, но не преодолел всего пути».

Фильм весьма интересен попыткой проникнуть во внутренний мир безумца, такие попытки предпринимались в искусстве постоянно, но редко удавались. Несмотря на всё уважение к режиссёру, не могу сказать что картины закончена. В ней есть недосказанность, недоделанность и незавершённость. При просмотре возникает ощущение, что фильм оборвался. Концовка где героиня разжёвывает происходящее вообще не вписывается, в предыдущий видеоряд, и всё только портит. Несмотря на это картина стоящая, и значимая.

Сон разума чудовищ рождает…

Юхан Борг (Макс фон Зюдов) является человеком который живёт в обидах на людей которых УЖ ДАВНО нет, и в страхе перед людьми которых ЕЩЁ нет. Герой запертый в прошлом и будущем одновременно, и вместе с тем лишённый настоящего. Лишающийся настоящего. Постепенно теряющий чувство реальности.

Воображаемый демоны порождённые детскими и взрослыми страхами и обидами рвутся наружу. Разум засыпает и они утверждается в его персональной реальности.

Главная героиня под действием эмпатии, и придя к пониманию тоже сходит с сума, что проявляется в том, что она тоже видит этих «людоедов». Понимая его, её разум тоже начинает блуждать во тьме подсознания. Разум засыпает, демоны торжествуют.

Концовка фильма не продумана и плохо воплощена.

Моя оценка 8 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Нанося с тяжелой руки очертания будущей картины, Йоханн Борг в исполнении Макса Фон Сюдова пытается справиться с непреодолимым давлением, витающим в атмосфере и впитывающимся со всех сторон. Поиски вдохновения выходят бессмысленными и колют прямо в сердце, вылетая прямиком в раненный десятилетиями мозг. Мыслительные клетки то ли выдают проекции воображения, то ли расширяют зрачки при виде весьма странных человеческого вида фигур, которые устрашают, вкапывают тебя в землю или заставляют недоумевать. Женщина, снимающая с модной шляпкой свое лицо, виды, блуждающие на грани жизни и смерти. Ощущения художника постепенно стираются и не могут начертить на своем полотне отличия между буднично-светлым и внезапно возникающим ночным.

Одиноко стоящий домик на территории местного богача, владельца замка, черно-белые пейзажи, мистическая обстановка, вечная одержимость бывшей женщиной и верная, горячо любящая жена, исправно ожидающая Борга и готовая выслушать от начала до самого конца, стерпеть любой стыд, порыв гнева. Говорят, что если женщина долгое время живет с мужчиной, внимает ему, доверяет, не может им насытиться, любит его, то рано или поздно она начинает мыслить как он, смотреть его глазами. Так или иначе, но все страхи художника постепенно выявляются пред Альмой, роль которой исполняет Лив Ульман. Она видит многое, толком не отдавая себе ясного отчета, теплые чувства наносят удары по психическим волокнам, а ведь еще библейски известно, что женщина должна слиться с мужчиной и составить с ним одно целое.

Поглощающая ночная тишина, вселяющая страх темнота, бессонница, окутывающая ткань всего тела, и такое расписание давно стало привычным для Йоханна. Возможно, что все внезапное, это периодические отключения разума на времена при надобности подпитки, а быть может, что воспаленный мозг все стал видеть иначе, размешивая все наполненные вокруг блики в черный сгусток, который не разобрать на составляющие, не определить его частицы. Это лишь звон в ушах или жена жалобно плачет? А что творится в ее голове? Они не могут разобраться, они, видимо, настолько уже неотделимы, что раненная плоть одного зеркально отражается на другом, оставляя напоминающие о себе ощутимые шрамы, тут даже не важно, какого именно характера.

Когда вино ударяет в голову, а реакция на все становится более обостренной, все вокруг начинает влиять на художника еще больше. Горе-художник так и твердит, что талант не его заслуга, это лишь возможность чем-то заняться, не умея выполнять другие возможные работы. А Ингмар Бергман сгущает краски вокруг этого основного персонажа и смешивает все в голове самого героя. Невольно, а автоматически обрываются все концы и начала у повествования, что вводит зрителя, то в некоторый ступор, то в продолжительный шок. Смысловые нити настолько запутываются, что не видится реальным составить логичную последовательность или хотя бы объяснение изображенному.

Представляется возможным лишь наблюдать за непревзойденной игрой Макса Фон Сюдова, чье лицо в действе постепенно становится темнее ночи, глядя за напоминающими о себе грехами и впутываясь в еще более неразборчивую дальность. И Лив Ульман здесь, жена, страдающая от непонимания, старающаяся что-то поделать с развивающимися событиями, помочь своему возлюбленному, поддержать его, но она сама еще больше застревает в вязкой трясине окружающей обстановки, превращая свою необъяснимую притягательность в устрашающую отчужденность. И в итоге «Час волка» стал кинополотном с притягательной атмосферой, но смешивающим, словно в ступке ингредиенты, мысли зрителя.
Оценка 1
Заголовок Что живет внутри творца?
Текст реценизии С течением времени, талантливейший режиссер шведского кино, коим является Ингмар Бергман, стал все чаще обращаться к сюрреалистической части своего таланта. Еще в так называемой «Трилогии веры» было заметно его весьма абстрактное представление протестантской религии. Между прочим, в 1957 году, когда вышел фильм «Земляничная поляна», налет некого сюрреализма уже имел место быть. И вот, спустя одиннадцать лет создается картина, мало похожая на другие «бергмановские» фильмы. Отчасти, уже название фильма задает определенный фон, который уж никак не настраивает на, скажем так, комедийный просмотр. Да и не могу я вспомнить, чтобы снимал Бергман комедии, хотя в его работах пятидесятых годов присутствует вполне добротный юмор.

Итак, мы вновь попадаем в черно-белый мир великого шведа. Что же он приготовил нам в этот раз? К сегодняшнему столу, Бергман преподнес замечательное блюдо в виде истории художника и его жены. Вернее, Бергман открыл нам дверь туда, куда по обыкновению, люди творческие не склонны пускать тех, кто позже появляется на выставках, дабы оценить работу, которая велась в тайне от всех. Методы и правила, которыми руководствовался создатель были сокрыты покровом уединенности и тишины. Нам представлен только конечный результат и, чаще всего, мы удовлетворяемся этим. Но существуют люди, которые поинтересуются у творца, какими кистями он пользовался, как он видит мир, и почему преобладает холодный спектр. По обыкновению, мастер отделается дежурными фразами. Редко кто со страстью раасказывает о том, как он создает то, что получается на выходе. Но большая часть из интересующихся все равно хочет узнать, каково это, писать картины, сочинять музыку, снимать фильмы, особенно, если свои способности к этому ниже, нежели у создателя или еще не развиты настолько. И шведский режиссер представляет нам возможность наблюдать за этим процессом. Да вот есть небольшой казус. Художник, которого представил нам Бергман, не успешный живописец, у которого все в порядке. Отнюдь, его терзают разные демоны его неспокойной души. И вместе с ним, Бергман погружает нас в то неспокойное состояние, в котором пребывает Йохан Борг. При этом, у Йохана есть любящая жена, которая явно с не меньшей болью переживает неудачи и внутренние терзания своего мужа.

Такой вот сюжетец получился. Но где же обещанный сюрреализм? — Возможно спросите вы. Собственно он и начинается с окончанием предыдущего абзаца. И здесь уже необходимо смотреть фильм, тем более, я не намерен открыть все секреты Бергмана, к тому же я могу их попросту не знать. Я всего лишь делюсь своими соображениями. И по сей причине хочу добавить, что есть вероятность (о том почему вероятность сейчас скажу) что в роли Йохана Борга, Ингмар Бергман представил нам и часть себя. Но почему вероятность? Да по той причине, что большая часть критиков почти о каждом фильме шведа говорит, что он отчасти автобиографический. И если учесть, что Бергман к моменту выхода «Часа волка», творил уже более двадцати лет, то полагаю, он уже успел рассказать свою историю. Вероятнее, он делится (как мне показалось) своим вариантом того, что иногда случается с людьми творческими.

В конце хочу сказать о актерах. Уж как только господин Бергман не вертел свою немногочисленную группу, выжимая из них все, на что только способны эти, без сомнения, талантливые скандинавы. Но, что самое интересное, они не приелись, они все также правдоподобны в своих ролях, им также веришь и сопереживаешь, что является несомненной удачей для Бергмана.

Поэтому то и оценка моя…

10 из 10