Бойня номер пять (1972)

Slaughterhouse-Five (1972) 18+


О фильме

Главный герой ленты Билли Пилигрим, слегка «отмороженный» джентльмен, совершающий путешествия во времени и пространстве. Мы увидим его приключения на войне, умильную пенсионную прострацию и появление на загадочной планете Тральфамадор, где таинственные пришельцы наблюдают за жизнью Билли из своего четвертого измерения!

Подробная информация

Слоган A Man Becomes Unstuck In Time In The Film That Became A Classic.
Страна США
Жанр военный, драма, фантастика, фэнтези, комедия
Бюджет $3 200 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 15 марта 1972
Премьера в России
Релиз на DVD 9 июля 2009, «Настроение Video»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 104 мин. / 01:44
Рейтинг Кинопоиска 6.824 / 372
Рейтинг IMDB 7.00 / 6 745
Рейтинг мировых критиков 77
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Фридрих фон Ледебур, Эккехардт Белле, Юджин Роч, Кевин Конуэй, Валери Перрайн, Холли Нир, Перри Кинг, Шэрон Гэнс, Рон Лайбмен, Майкл Сакс
Роли дублировали
Режиссер Джордж Рой Хилл
Сценарий Стефен Геллер, Курт Воннегут мл.
Продюсер Пол Монаш, Дженнингс Лэнг
Композитор Иоганн Себастьян Бах, Гленн Гулд
Художник Генри Бамстед, Александр Голицин, Джордж С. Уэбб
Монтаж Деде Аллен
Оператор Мирослав Ондржичек
Участники съемочного процесса Джон Денер, Генри Бамстед, Александр Голицин, Джордж Рой Хилл, Пол Монаш, Иоганн Себастьян Бах, Джон МакКарти мл., Ричард Шааль, Робертс Блоссом, Соррел Бук, Джон Вуд, Фридрих фон Ледебур, Gary Waynesmith, Эккехардт Белле, Гилмер МакКормик, Деде Аллен, Юджин Роч, Стефен Геллер, Джордж С. Уэбб, Дженнингс Лэнг, Кевин Конуэй, Гленн Гулд, Курт Воннегут мл., Люсиль Бенсон, Валери Перрайн, Холли Нир, Карл-Отто Альберти, Мирослав Ондржичек, Перри Кинг, Шэрон Гэнс, Ричард Стал, Стэн Готтлиб, Рон Лайбмен, Майкл Сакс

Премии фильма

  • Золотой глобус, 1973 год (us) - Самый многообещающий новичок среди мужчин (Майкл Сакс)
  • Сатурн, 1973 год (us) -
  • Каннский кинофестиваль, 1972 год (fr) - Золотая пальмовая ветвь

Страны производства фильма

  • США (15 марта 1972) - 0
  • Франция (24 мая 1972) - 0
  • Швеция (1 июня 1972) - 0
  • Дания (12 июня 1972) - 0
  • Финляндия (14 июля 1972) - 0
  • Аргентина (31 августа 1972) - 0
  • Германия (ФРГ) (27 октября 1972) - 0
  • Венгрия (31 января 1980) - 0
  • Франция (8 сентября 2010) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1930-е, 1940-е, 1950-е, 1960-е, 4 июля, Абсурдизм, Авиакатастрофа, Автокатастрофа, Американец итальянского происхождения, Американский нацист, Аплодисменты, Арест, Армия, Армия США, Астрология, Банкет, Бассейн, Беженец, Безумие, Беременность, Бесконечный цикл, Блин, Больница, Бомбардировка, Бомбоубежище, Бриллиант, Бриллиантовое кольцо, Британский солдат, Будущее, Вайоминг, Вандализм, Ванная комната, Вермонт, Взяточничество, Винтовка, Виселица, Водительские права, Военная служба, Военнопленный, Военный офицер, Воздушный налет, Война во Вьетнаме, Вокзал, Вор, Воровство, Вторая мировая война, Вуайеризм, Выборы, Выживание, Выпивка, Выстрел в голову, Годовщина свадьбы, Голая грудь, Головная повязка, Гордость, День рождения, Детская нагота, Доктор, Дом у озера, Драйв-ин кинотеатр, Дрессировка собак, Друг, Дружба, Душевая комната, Езда в неверном направлении, Женская нагота, Женщина топлесс, Животное, облизывающее кого-то, Журнал Life, Загар, Зажигательная бомба, Заключенный, Захват, Звезды, Зеленый Берет, Злоба, Идентификационный солдатский жетон, Инопланетянин, Кадиллак, Казнь, Камера, Капеллан, Капрал, Катание на лыжах, Католик, Квартет парикмахеров, Кладбище, Книга, Комендант, Коммунист, Концентрационный лагерь, Кормление грудью, Костер, Красный Крест, Кровать, Кровь, Лихачество за рулем, Лошадь с фургоном, Лыжная маска, Лыжник, Мальчик-подросток, Мальчик-солдат, Мальчишеская нагота, Марш, Маска, Мастурбация, Медсестра, Мертвое тело, Место захоронения, Месть, Младенец, Могила, Могильный камень, Моление, Молитва, Монреаль, Канада, Монтаж, Монтана, Мотоцикл, Мотоцикл с коляской, Мочеиспускание собаки, Мужская нагота (вид спереди), Нагота, Наступание на чью-то ногу, Нацист, Нацистский флаг, Нелинейная временная последовательность, Немецкая овчарка, Немецкий солдат, Нижнее белье, Новая Англия, Нож, Носилки, Нью-Йорк, Обнаженный мужчина, Обыватель, Огонь, Озеро, Опасность, Операция на головном мозге, Оптик, Опустошение, Оскорбление на гомосексуальной почве, Открытый космос, Отношения матери и сына, Отношения мужа и жены, Отношения отца и дочери, Отношения отца и сына, Отношения тестя и зятя, Отравление угарным газом, Отче наш (молитва), Палм-Спрингс, Калифорния, Пальто, Пациент, Певец, Пение, Пенис, Первая брачная ночь, Песня, Пикник, Пилигрим, Писатель, Питтсбург, Пенсильвания, Пишущая машинка, Пища, Плавание, Планета, Плач, Пленник, Пленник военного лагеря, По мотивам романа, Повешение, Погоня, Поезд, Пожарная машина, Пожарный, Пойманный за мастурбацией, Полисмен, Полицейская сирена, Полиция, Помешательство, Порножурнал, Порнофильм, Потеря жены, Потеря матери, Потеря сознания, Поток сознания, Похищение инопланетянами, Поцелуй, Пощёчина, Предостережение, Призыв на военную службу, Провалы в сознании, Продюсер, Просмотр фильма, Проститутка, Психиатр, Психиатрическая лечебница, Путешествие во времени, Разговор с собакой, Ракета, Распитие спиртных напитков, Рассказывание историй, Рентгеновский луч, Реслинг, Речь, Роттердам, Нидерланды, Руины, Русский солдат, Салют, Самолет, Сапоги, Свадьба, Свастика, Свеча, Сдача, Секс, Сжигание трупа, Скоростная автострада со сквозным движением, Скотобойня, Скромность, Смерть, Смерть друга, Смерть жены, Смерть матери, Смерть отца, Снег, Собака, Сожженный, Солдат, Солдат США, Солнечная система, Сон, Сосед по комнате, Старлетка, Статуэтка, Стейк, Столовая, Стрельба, Суп, Сюрреализм, Танк, Телескоп, Товарный вагон, Товарный поезд, Торт, Убийство, Убийца-наемник, Угроза убийства, Умирание, Унижение, Упоминание Золушки, Учитель, Филадельфия, Пенсильвания, Фильм внутри фильма, Флешбэк, Флэшфорвард, Фотоаппарат с фотовспышкой, Фотограф, Фотография, Фотография на развороте журнала, Хирургическая операция, Хищение, Храп, Церковь, Цианид, Часы дедушки, Число в оригинальном названии, Шоковая терапия, Штык, Щенок, Экзистенциализм, Электрический шок, Юбилейная вечеринка, Юг Тихого океана, Явление призрака, Японец

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок … место, откуда растут ноги «Фонтана» Арановского
Текст реценизии … Метафорическое путешествие на другую планету — бегство от глупостей и жестокости нашего мира. Видеоряд фильма потрясает своей неэмоциональностью, и красотой. Фильм не потерял своей актуальности, и это не просто пустой звук! Он воспринимается как научная фантастика, военная драма, и трагедия лишенного эмоций человека.

… в то время как главный герой проявляет гнев или радость — его сознание отключается. Интересная концепция с постоянной логической сменой места и времени действия наилучшим образом реализована в этом фильме. Я не читал книгу Ванегутта, но думаю что и не потребуется. Один из моих любимых режиссеров, снял свой второй по значимости (после «Мир глазами Гарпа») фильм.

… советую посмотреть его всем, кто читает эту рецензию!
Оценка 1
Заголовок Театр военного абсурда
Текст реценизии Давно закончился золотой век царствования Сатурна, и неразумные дети Земли погрязли в бесконечных войнах. А может, и не было никакой прекрасной эпохи изобилия и вечного мира, а состояние войны всех против всех является естественным для человечества. Зарождение фашистских движений и активная милитаризация, которыми ознаменовался XX век, вылились в итоге в самое масштабное побоище, известное истории. И, поскольку всякое действие рождает противодействие, две мировые войны привели к актуализации забытых в эпоху технологий идей гуманизма. Концепция, в которой человек является высшей ценностью, получила новое художественное осмысление.

Одним из певцов гуманизма стал американский писатель-фантаст Курт Воннегут, роман которого «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» был экранизирован в 1972 году режиссером Джорджем Роем Хиллом. С учетом своеобразного «телеграфно-шизофренического» стиля писателя задача была не из легких. Но каким-то непостижимым образом Хиллу удалось не только очень близко к тексту перенести содержание романа на кинопленку, но и практически со стопроцентной точностью воссоздать его атмосферу. Сам Воннегут говорил: «Каждый раз, когда я смотрю этот фильм, я пускаю слюни и радостно хихикаю, потому что он необычайно гармонирует с теми чувствами, которые я испытывал, когда писал роман». Неподготовленному зрителю вряд ли придется испытать такой же безудержный восторг, однако просмотр картины после знакомства с первоисточником не только доставит удовольствие, но и поможет лучше понять ключевой элемент «Бойни номер пять» — ее абсурдность.

Абсурд во всем, начиная с места действия фильма… Стоп. С местом действия, равно, как и со временем, все сложно. Главный герой — Билли Пилигрим — запросто может войти в душевую кабину немецкого лагеря для военнопленных в 1945-м, а выйти из нее в одном из бассейнов родного города, будучи маленьким мальчиком. Он может укрыться с головой пуховым одеялом в больнице для душевнобольных, а затем откинуть старое покрывало в поезде, который везет его в Дрезден на принудительные работы. Это странное паломничество во времени и пространстве не имеет начала и конца, поскольку Билли обладает особым даром — он одновременно проживает каждый момент своей жизни. Хотя своеобразную землю обетованную Пилигрим все же находит, обретя счастье и покой в компании порнозвезды на загадочной планете Тральфамадор.

Разорванность кинематографического полотна призвана продемонстрировать непостижимость войны для человеческого разума. Игры сильных мира сего не имеют смысла для солдат, находящихся в эпицентре боевых действий. В фильме война полностью деромантизирована, развенчаны мифы о героизме и воинском братстве, а сделано это с помощью создания карикатурных образов, помещенных в нелепейшие ситуации. Английские военнопленные, вроде как демонстрирующие гордость и бодрость духа, а на деле — бесящиеся с жиру на случайно попавшей к ним сверхлимитной тушенке; сумасшедший американский полковник, выкрикивающий пошлые лозунги, призванные поднять боевой дух тем, кто толком и не собирался воевать; садист Поль Лаззаро, вынашивающий фантазию о безжалостной мести за смерть друга от гангрены: и сам главный герой — юродивый в серебряных сапогах и пальто с облезлым воротником, принадлежавшем то ли карлику, то ли рахитичному подростку. Апофеозом этого карнавального действа становится… пустота. Только полным опустошением может обернуться для человека война — разрушающая, дезориентирующая, неконтролируемая сила, калечащая души и тела.

Именно ощущение пустоты возникает в кульминационный момент фильма. Бомбардировка Дрездена объединенными военно-воздушными силами Великобритании и США в феврале 1945-го была для Воннегута, ставшего невольным свидетелем этого события, отправной точкой при создании романа. Писатель чувствовал, что должен рассказать о позорном для его страны инциденте, являвшимся не логичным тактическим ходом, а эмоциональным всплеском, актом возмездия, который бесполезно даже пытаться оправдать. Дрезден был мирным городом, «в военном отношении представлявшим опасность не большую, чем свадебный торт». Сокровищница культурного наследия, которую Билли Пилигрим сравнил со страной Оз, была полностью разрушена. Но сама бомбардировка не показана в фильме: было «до», и было «после», а между ними — черная дыра. Безупречное воплощение режиссером замысла Воннегута, так и не нашедшего слов, чтобы описать безумие, унесшее около 25 000 мирных жизней, что вполне сравнимо с последствиями атомного взрыва, и ставшее таким образом репетицией Хиросимы.

Но при чем здесь Тральфамадор? А это всего лишь зеркало, в котором отражается человечество. Тральфамадорцы способны видеть всю историю своей цивилизации и, зная, как она погибнет, просто не обращают внимания на «неудачные» моменты, акцентируя внимание на счастливых событиях. Но человек живет настоящим. Разумеется, бегство от страшной действительности в мечты о светлом будущем или воспоминания о прошлом, своеобразная абстракция от повседневности, может спасти отдельную личность. Но только панорамный взгляд на историю способен уберечь человечество от катастрофы. Ведь всем известно, что, какой бы ни была третья мировая война, в четвертой мы будем сражаться дубинками.
Оценка 1
Заголовок Добротное кино.
Текст реценизии Фильм показался довольно унылым на фоне книги, но не лишенным своих прелестей. В целом, если отвлечься от всех ожиданий, и отнестись к нему как к самостоятельному явлению, смотреть его стоит. Просто потому, что это добротное европейское (хотя и снятое в США) кино — длинное, умное, спокойное, и, к тому же, провоцирующее самокопание и размышления о суетности всего сущего. Сама по себе идея физического перемещения человека «по волне его памяти» мне кажется замечательной, а когда жизнь героя еще и наполнена драматизмом, фильм пропитывается явным экзистенциальным колоритом, когда всякая мелочь кажется значимой, а вот отдельное значимое, наоборот, воспринимается мелочью. Так уничтоженный Дрезден со всеми его многотысячными жертвами отступает на второй план в тот момент, когда нам открывается боль одного из фашистских солдат, бегущего к разрушенному дому, в котором осталась его мать. И т. д.

Пересматривать этот фильм я не буду никогда, как никогда не стану и перечитывать данное произведение Воннегута, но и жалеть о том, что увидел его, как видно, уже не придется. В конце концов, я посмотрел его всего с одной некороткой паузой, а это о чем-то говорит.

6 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Трудно как-то откомментировать этот фильм, потому что он уж очень странный, особенно для времени своего появления.

Скорее всего, это картина представляет собой путешествие по человеческой жизни — мы видим героя в детстве, юности, отрочестве, старости. Но все это выстраивается не последовательно, а маленькими кусочками и из-за этого создается впечатление, что герой путешествует по своей жизни, стараясь там что-либо изменить. А когда ему что-то не нравится в своей жизни — он бежит, причем не куда нибудь, а на неизвестную планету…

Согласитесь, довольно странный сюжет. Однако, за его развитием интересно наблюдать. Плюс ко всему, фильм переполнен отличными шутками, отчего просмотр становится вдвойне приятнее. Но из-за этого большого количества шуток довольно сложно определить жанр фильма: комедией это все таки не назовешь, потому что много времени в фильме уделено войне, но и драмой тоже, поскольку шутки в фильме вставлены буквально в каждую минуту. А последние минут десять так это вообще смесь научной фантастики и сюрреализма.

С технической стороны фильм просто бесподобен: звук, операторка, костюмы, пейзажи, интерьеры, музыка — все это просто на высшем уровне. Режиссура тоже довольно крепкая. Единственное, что может ввести в заблуждение — сюжет фильма, который не очень понятен и над ним еще придется немного подумать.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Ни Синатры, ни Джона Уэйна, ни Тома Хэнкса
Текст реценизии Курту Уоннегуту понравилось. И мне понравилось. А оригинальный роман я кстати так и не читал. Наверно стоило.

Джордж Рой Хилл — из тех режиссеров, что плохой сценарий ("Мир по Гарпу») на собственном горбуне вытащит, зато хороший ("Буч Кэссиди и Сандэнс Кид») — точно не испортит. Так вот, тут мы имеем дело с очень(!) хорошим сценарием. И это не очередная «вариация на тему» или «по мотивам», а добротная и верная экранизация Уоннегутовских безумств. И надо признать, задача у Роя Хилла была непростая. Впоследствии выбранный им стиль для данного фильма будет вдохновлять таких талантливых людей как Алан Рудольф и Кит Гордон на дальнейшее экранизирование Уоннегута. Из этих трёх фильмов (Бойня номер 5, Мать-ночь и Завтрак чемпионов) мне лично трудно выделить какой-то один. Все они крайне интересны, надрывны, уязвимы, но отнюдь не совершенны.

«Бойня номер 5» повествует о жизни довольно вялого блондина, который сначала попал на войне в плен, потом чудом выжил в «приквеле к Хиросиме и Нагасаки» — союзнической бомбардировке Дрездена, женился-разбогател (да-да, «в одном флаконе»), завёл детей, чуть не разбился на самолете и в конечном итоге эмигрировал на другу планету на пару с голливудской вечно-обнаженной красоткой. Ну разве плохой сюжет?

Просто невероятно, как в 70-х (ну и раньше тоже, безусловно) умели одним лишь монтажем, без каких-либо побочных эффектов, операторских финтов и звуковых «БУ!!» держать зрителей не только в напряжении, но прям таки на грани сердечного приступа. Хотя, тут от зрителя зависит. Ходят слухи, некоторые скучают и зевают на подобном «старье». Ну, на всех не угодишь — да и на фиг это нужно!

Я представляю как в наши дни какой-нибудь Кэмерон-Спилберг снял бы бомбежку Дрездена. Представляю — и плачу. Ибо народ действительно требует «хлеба и зрелищ». Как легко дать фальшь. Как легко плюнуть на всё сущее и животрепещущее ради пошлых «бабахов» и сопливых «кейтов бекинсейлов». Очень легко. Намного легче чем снять так, как это осмелился сделать Рой Хилл в далеком 1972 году.

Он выполнил завет Уоннегута, и в фильмы мы не увидим на Фрэнка Синатру ни Джона Уэйна, ни Иствуда ни Тома Хэнкса. Он не пустил слезу патетики. Не проронил ни щепотки морали. Не превратил жизнь отдельно-взятого человека в дешевую мыльную оперу. Иными словам, Рой Хилл здесь совершенно чудесным образом миновал те злосчастные грабли, на которые спустя ровно 10 лет ему суждено-таки было наступить. Он позволил нам расчувствоваться, но не позволил плакать.

Что-то я всё дифирамбы пою. Должны же быть у фильма и минусы? Ну конечно. Куда уж без них. К примеру, шикарная история с инопланетянами на фоне гибели целого города смотрится малость неуютно. А «аппендикс» с самолётом просто не помещается в фильм — с Билли Пилигримом и так приключилось столько всего, что без крушения самолёта он бы вполне перебился.

Но кому есть дело до этих в конечном счете придирок? Ведь кино трогает. Смешит. Завораживает. И остаётся в памяти. Чего ещё желать?

9 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Хорошая экранизация превосходного романа Курта Воннегута о второй мировой войне, но смотреть стоит только после прочтения книги.

Структура повествования с постоянными перемещениями во времени и пространстве достаточно тяжело воспринимается в качестве видеоряда, часть сюжета просто тяжело было бы уловить, без знания текста.

8 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Экранизация романа Курта Воннегта написанного в «телеграфически-шизофреническом стиле» как говорил сам автор. Так же автор был доволен и экранизацией. В интервью журналу Film Comment в 1985 году Курт Воннегут сказал: «Я весьма признателен Джоджу Рою Хиллу и компании Universal Pictures, которые создали безукоризненную экранизацию моего романа «Бойня номер пять». Каждый раз, когда я смотрю этот фильм я пускаю слюни и радостно хихикаю, потому что он необычайно гармонирует с теми чувствами, которые я испытывал, когда писал этот роман».

А вот я абсолютно недоволен экранизацией и вряд ли когда-нибудь прочитаю роман. При просмотре фильма мне было скучно, очень скучно, хотя я надеялся на серьезный антивоенный фильм. Стоит отметить, что даже, несмотря на нелинейное построение фильма и элементы гротеска и фантастики, он отчетливо дает зрителю свой антимилитаристский настрой. Мне же такое построение и как раз таки примесь фантастики, да еще и с инопланетянами показался абсурдным и лишенным реализма, что в прочем, как я понимаю, и задумывалось как в книге так и экранизации, и я бы с большим удовольствием посмотрел более реалистичный фильм про бомбежку Дрездена.

Фанатов и тем кому фильм понравился, прошу не брызгать слюной, в конце концов у каждого свой вкус и пристрастия в кинематографе.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Экранизация Воннегута, которую сам он считал «безукоризненной», получившая приз жюри в Каннах-1972.

Серьезная большая работа, но свинья, кажется, заложена в самом тексте — уж больно он хорош в вербальном формате, со всеми нюансами, интонациями, рефлексиями и, главное, флешбэковой-флешфорвордовой структурой, более органично представленной и воспринимаемой в рамках книги. Несмотря на довольно точное, аккуратное и порой даже любовное отражение событийной канвы в фильме, вне текста история многое теряет (тут я расхожусь в оценках с основной массой восторженной критики).

Хороший мощный акцент на Дрездене, а вот остальные пласты книги, скорее, проседают. Но смотреть все равно полезно. Впрочем, пожалуй, только при условии знакомства с романом.

7 из 10