Главное – любить (1974)

L'important c'est d'aimer (1974) 18+


О фильме

Серве и Надин познакомились на съёмочной площадке. Он — фотограф, зарабатывающий на хлеб порноснимками. Она — актриса-неудачница. Желая помочь женщине, в которую влюбился с первого взгляда, Серве покупает для неё роль в новом спектакле.

Надин оказывается между двумя мужчинами. Её муж был рядом много лет, но потерял вкус к жизни. Серве готов действовать ради любви, но не может выбраться из ничтожного мира, который его окружает. Судьба сама сделает выбор. Один из мужчин Надин должен уйти из жизни.

Подробная информация

Слоган
Страна Франция, Италия, Германия (ФРГ)
Жанр драма, мелодрама
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 12 февраля 1975
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 109 мин. / 01:49
Рейтинг Кинопоиска 7.876 / 334
Рейтинг IMDB 7.10 / 1 315
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Николетта Макиавелли, Ги Мэресс, Роже Блен, Клод Дофен, Жак Дютрон, Габриель Дулсе, Фабио Тести, Катя Ченко, Роми Шнайдер, Мишель Робен
Роли дублировали
Режиссер Анджей Жулавски
Сценарий Кристофер Франк, Анджей Жулавски
Продюсер Альбина дю Буарувре, Лео Л. Фухс
Композитор Жорж Делерю
Художник Катрин Летерье, Жан-Пьер Кою-Свелко
Монтаж Кристиана Лэк
Оператор Рикардо Аронович
Участники съемочного процесса Говард Вернон, Клаус Кински, Жак Буде, Сибил Дэннинг, Николетта Макиавелли, Катрин Летерье, Анри Куте, Андре Таинси, Жорж Делерю, Мартин Сарси, Ги Мэресс, Мишель Беррёр, Мишель Дюшоссуа, Frédérique Barral, Альбина дю Буарувре, Роже Блен, Клод Дофен, Maritin, Жак Дютрон, Габриель Дулсе, Кристиана Лэк, Eric Vasberg, Сильвен Левиньяк, Клодин Беккари, Ольга Валери, Надя Василь, Фабио Тести, Клод Легро, Катя Ченко, Робер Дадие, Филипп Клевено, Жорж-Фредерик Делен, Рикардо Аронович, Марк Дюдикур, Кристофер Франк, Мишель Сюш, Жерар Циммерман, Анджей Жулавски, Джерри Ди Джакомо, Jacques Van Dooren, Ги Делорм, Жан-Пьер Кою-Свелко, Хосеп Мария Флотатс, Пол Бисцилиа, Роми Шнайдер, Мишель Робен, Лео Л. Фухс, Маню Плютон, Зузу, Kira Potonie, Sin May Zao, Джек Джордан, Жерар Муасан, Serge Godenaire

Премии фильма

  • Сезар, 1976 год (fr) - Лучший монтаж
    Лучшие декорации

Страны производства фильма

  • Франция (12 февраля 1975) - 1
  • Германия (ФРГ) (21 февраля 1975) - 1
  • Дания (12 ноября 1975) - 0
  • Нидерланды (10 июня 1976) - 0
  • США (Апрель 1977) - 0
  • Франция (8 августа 2012) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Авангард, Актриса, Богемная жизнь, Ванная комната, Газета, Групповой секс, Депрессия, Долг, Драка, Друг, Женская нагота, Женская нагота (вид спереди), Жестокость, Истерия, Коллекционер, Кровь, Культовый фильм, Любовь, Мафия, Нагота, Надеваемый фаллоимитатор, Обед, Обнаженный мужчина, Одержимость, Оргия, Отец, Отношения мужа и жены, Отчаяние, Пилюля, По мотивам романа, Поцелуй, Психодрама, Психологическое давление, Ревнивый муж, Репетиция пьесы, Самоненависть, Самоубийство, Свадьба, Семейный треугольник (супруги + любовник), Создание фильма, Ссуда, Сумасшествие, Сцены ярко выраженного сексуального характера, Съемочная площадка, Сюрреализм, Театр, Театральная актриса, Театральная постановка, Упадок, Упоминание Джейн Фонды, Упоминание Ричарда III Шекспира, Упоминание Уильяма Шекспира, Фотограф, Фотография, Честность, Экспериментальный фильм

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Главное — любовь
Текст реценизии Об этой картине узнал я совершенно случайно, и, возможно, не посмотрел бы ее никогда. Потому спасибо М. Фармер за то, что она назвала этот фильм своим любимым. Пропустить любимый фильм такого человека я просто был не вправе.

Говоря об этом фильме, я чувствую, что слов отчаянно не хватает. Слов много, но все они — недостаточны, чтобы о нем говорить. Пересказывать содержание фильма бессмысленно. Любовь ведь не перескажешь?.. Весь сюжет служит лишь фоном, холстом, на котором режиссер нервными мазками пишет картину чувств и переживаний.

Этот фильм давит на ощущения. Именно давит, его отнюдь не назовешь легким. Чувствуешь какую-то мелкую дрожь, резонируешь с происходящим на экране… И с музыкой за кадром.

Актеры в кадре будто и не играют вовсе. Они живут. Роми Шнайдер бесподобна.

Фильм — он настолько пронзителен, что, кажется, доходит до твоей глубинной сути и заставляет раствориться в себе. Весь фильм находишься в оцепенении. Фильм давит на чувства. Он вызывает одни чувства к жизни, безжалостно их затем круша и тут же рождая другие.

Вся наша жизнь — игра, театр, а мы — актеры, играющие не свои роли…

Этот фильм — словно порыв ледяного ветра, срывающий со зрителя тонкие одеяния обыденности.

«Среди множества наваждений, главное — любить»

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Главное — любить!
Текст реценизии Это творение Жулавского пронзило меня насквозь. Оно затягивает с первых же кадров и ещё долго не отпускает после просмотра. Необыкновенная игра актёров, душераздирающая музыка, и, главное, — любовь…

Надин, вынужденная играть в порнофильмах, страдает из-за нереализованной карьеры актрисы и страстно желает вырваться из западни, в которую загнала её жизнь. Она ищет любви и поддержки у своего мужа Жака, готовая отдать ему всю себя, но каждый раз сталкивается с его равнодушием и бесстрастностью. Он вообще кажется, мягко говоря, странным, но потом понимаешь, что этот человек очень несчастен, он не может найти своего места в жизни, не может (или не хочет) проявлять свои чувства. Жак говорит, что появившись в жизни Надин, он спас её, «навёл порядок», но на самом-то деле он потянул её на самое дно.

Фотограф Серве, зарабатывающий порноснимками пытается помочь актрисе. Его любовь к Надин такая искренняя, преданная, не требующая ничего взамен, и в то же время такая мучительная… Примечательно, что финальная сцена фильма, в которой Надин признаётся в любви окровавленному Серве повторяет сцену в самом начале, с разницей лишь в том, что во втором случае ей хочется верить.

Этот фильм заставляет пережить такую гамму чувств, что сложно описать. Не может оставить равнодушным мученически-прекрасный взгляд Роми Шнайдер, в котором будто воплотились все страдания этого мира. Мира искалеченных судеб, мира, погрязшего в пошлости, разврате и цинизме, мира, в котором мужчины переодеваются в женщин, а женщины надевают фаллоиммитаторы…

Мира, которому так отчаянно не хватает любви.
Оценка 1
Заголовок Еще раз о любви
Текст реценизии Даже не знаю с чего начать. Вчера вечером посмотрела фильм Анджея Жулавского «Главное — любить» с Роми Шнайдер и Фабио Тести в главных ролях и пожалела о том, что не видела его раньше. До сих пор нахожусь под сильным впечатлением. Несмотря на то, что я неравнодушна к польскому кино, мое отношение к творчеству Жулавского всегда было прохладное. Он с его провокационными, откровенными и скандальными фильмами стоит особняком в ряду великих польских режиссеров. Именно великих. Потому что, наконец-то, вчера вечером до меня дошло, почему его таковым считают.

«Главное — любить» — третий фильм Анджея Жулавского и первый, снятый им за пределами Польши. После того, как польская цензура запретила к показу его «Дьявола» — мистическую драму о разделе Польши, раздосадованный режиссер уехал во Францию. Там он решил экранизировать роман Кристофера Франка «Американская ночь». Сам автор книги скажет позже о фильме Жулавского: «Это не мой роман, но это шедевр».

Картина начинается стремительно, динамично и с самого главного: бывший военный фотокорреспондент, ныне специализирующийся на порно-снимках, Серве Монт (Фабио Тести) приходит на съемочную площадку, чтобы тайно сфотографировать некогда подающую надежды, а теперь снимающуюся в низкопробных фильмах эротического содержания 30-летнюю актрису Надин Шевалье (Роми Шнайдер). Надин останавливает съемки и просит молодого фотографа не фотографировать ее за работой, которую она вынуждена делать ради денег. В этот момент оба смотрят друг на друга так, что в жилах застывает кровь. Глаза Шнайдер в этой сцене просто невозможно забыть. Тем и отличается кинодива от хорошей актрисы — способностью не произнося ни слова одними лишь глазами сыграть сцену, как будто прожить целую жизнь… Серве обезоружен ее взглядом, так как сам не понаслышке знает, каково это зарабатывать на жизнь сомнительными средствами: он выплачивает долги отца мафии, снимая короткие порнографические фильмы и одновременно сам попадая в зависимость от преступного мира. Фотограф влюбляется в Надин и уже на следующий день приходит к ней домой, чтобы сделать несколько снимков для обложек журналов. Там он знакомится с ее мужем-киноманом Жаком (Жак Дютрон), немного странным и неуравновешенным молодым человеком. Казалось бы, что с возникновением этого любовного треугольника все становится ясно и смотреть фильм дальше нет никакой необходимости, но в том-то все и дело, что последующие события превращают эту незамысловатую и банальную историю в острую психологическую драму.

За серию удачных снимков Надин пытается расплатиться с Серве сексом. Испытывая самые чистые и возвышенные чувства, а также осознавая, что это станет концом их отношений, фотограф отвечает ей отказом, чем нимало потрясает ее и ставит в тупик. Он лихорадочно ищет возможности хоть чем-нибудь помочь любимой женщине. Поняв, что она сидит без работы и живет на подачки мужчин, Серве соглашается снять сексуальную оргию важных персон для мафии, чтобы та использовала этот материал для шантажа. Он тратит заработанные деньги, чтобы купить для Надин главную женскую роль в новой постановке «Ричарда III», режиссер которой — любовник-трансвестит богатого театрального актера Карла-Хайнца Циммера (безумный и одновременно человечный Клаус Кински), но при одном условии — она об этом никогда не узнает.

Личная жизнь Надин тоже не ладится. Муж актрисы с каждым годом отдаляется от жены всё дальше. Он пытается хоть как-то исправить эту ситуацию, но ничего не может поделать. В конце концов, он смиряется со своим положением, хотя оно для него гибельно. Жак отчетливо понимает, что несмотря на то, что Надин еще с ним, она всецело принадлежит другому мужчине. Игра в третьего лишнего заканчивается трагически.

Вообще, фильм смотрится довольно тяжело, так как с самого начала давит на зрителя какой-то гнетущей обстановкой разврата, пошлости, грязи и безысходности, но в то же время он бередит самые отдаленные уголки человеческой души. Не в последнюю очередь благодаря режиссерской находке Анджея Жулавского и самозабвенной игре Роми Шнайдер — актрисы исключительного таланта, которая вносит в картину так много нежности и утонченности, заставляя испытывать сильнейшие эмоции. Именно она делает этот фильм полнокровным, вдыхает в него жизнь и придает ему грубую правдоподобность и осмысленность. При этом здесь нет чрезмерной экспрессивности, что всегда было свойственно Жулавскому. В картине много моментов, когда все решается не столько визуальными эффектами или выверенными репликами, сколько внутренним содержанием и состоянием его героев (актеров). В эти моменты удачно вплетена пронзительная и тревожащая сердце музыка Жоржа Дельрю.

«Жизнь Надин напоминает обломки после кораблекрушения, — делилась своими впечатлениями Роми Шнайдер. — Я чувствую тесную связь с ней — потому что сама побывала в ее положении. Фильмы этого типа продвигают вперед значительно сильнее всего остального». За роль в этом фильме Шнайдер была удостоена престижной премии «Сезар».

Финал картины все же обнадеживает. Хотя, по словам Анджея Жулавского, у него было два варианта концовки и он до сих пор не уверен, что сделал правильный выбор. Как бы то ни было, по-моему, этот фильм является самым лучшим в творчестве известного поляка и полностью оправдывает свое название. Главное — любить. Это очень простая истина. Любовь — это то, ради чего стоит жить и умирать, совершать поступки и на 360 градусов менять свою жизнь. Тому, кто еще не видел этого фильма, настоятельно советую его посмотреть. Потрясающая история любви, которая буквально выворачивает душу наизнанку…
Оценка 1
Заголовок Покажите мне тут любовь…
Текст реценизии Мда, своеобразный фильм, но задевающий некие струны души, которые никогда не позволят мне сказать об этом фильме плохо. Такое ощущение, что, да снимал гений, человек со свои видением и это видение оно такое… больное, болящее. Нужно очень болеть душой, чтобы снимать такое кино, кино о людях, которые чувствуют(понимают ли?)что в этой жизни у Человека должно быть что-то, какая-то радость, чтобы смочь жить. Когда все летит к чертям нужна какая-то Радость, чтобы если не остановить этот процесс, то хотя бы приостановить и не свыкнуться(этого себе позволять нельзя ни в коем случае)а найти за что удержаться.

Надин, Серве, Серве, Надин… Кто из них более несчастен?

Надин актриса, в глазах у которой «Да, не о такой жизни я мечтала!» Роми Шнайдер… вы великолепны! Ваши глаза сказали мне все! Что? Что, несчастье это болезнь и вы больны, так отчаянно, так утомленно больны!

Серве, фотограф, у него в глазах это тоже — тупик. Хорошее такое объемное слово, тупик.

В фильме царит очень тягостная атмосфера, какой-то грязи, неустроенности, бедлама. Смотрела с перерывами, это вам не «Красавица и чудовище» Диснея.

Позже, уже посмотрев фильм, прочла что Жулавски умел как никто другой заставить своих актеров выложиться — в фильме он показывает Нерв, Души, попытку жить в этом мире где все не так, как мы хотели. Мне показалось, что актеры близки к эмоциональному истощению, потому, что такое ощущение, когда смотришь на них, что все пропитано мыслью о том, что Земля это — Ад, Ад Души, ничего не исправить, поздно, все уже было, мы уже просили прощения, но мы не можем рассчитывать на то, что прощать нас будут бесконечно Небо, люди и мы сами.
Оценка 1
Заголовок Любовь превыше всего
Текст реценизии Фильм Анджея Жулавского «Главное — любить» является одним из самых выдающихся в его карьере.

Центральной сюжетной линией является влечение, возникшее между порно-фотографом Серве и актрисой Надин. По сути, герои жертвы обстоятельств. Серве ненавидит то, чем он занимается. Надин не удовлетворена своей карьерой, она чувствует, что способна на большее. Именно полный какого-то отчаяния взгляд Надин приковывает внимание Серве.

Взаимоотношения Серве и Наидин больше платонические. Физическая близость в фильме есть проявление низкой природы человека. В фильме очень много эротических сцен, но ни одной между героями. Физическое является обязательной составляющей любви, но именно любовь возвышает скотскую сущность секса.

Отсутствие физической близости является своеобразным показателем кризиса брака Надин и Жака. Первоначально муж Надин предстает в образе этакого дурачка. Позже становится понятно, что под клоунадой он скрывает боль оттого, что он не может реализоваться, найти свое место. Он любит свою супругу, но он понимает, что отличие от Серве он не способен на поступки. И своим самоубийством он освобождает Надин от собственной персоны.

Помощником Серве в деле завоевания Надин оказывается сценарист Лапод. Он живет в доме, где стены представляют собой книжные полки. Лапод, умирает от неразделенной любви к своей жене, которая оставила его по вине Серве.

Актер Циммер — самобытный персонаж, в исполнении Клауса Кински. Герой разменивается на неважные вещи. Он актер, вся его жизнь игра. Он разменивает свою жизнь. Богач, он сорит деньгами, но он не может купить любовь ни за какие деньги. Он уезжает, оставляя чек Серве, потому что понимает, что не может быть с Надин.

Кроме того, в фильме присутствует такой эпизодический персонаж, как отец Серве. Он рассказывает сыну, что когда-то между ним и матерью Серве была любовь, но она угасла, и он начал служить у Мазелли. Тем самым, Жулавски показывает деградацию человека лишенного любви.

Главным негативным персонажем картины является Мазелли. Он с виду милый и понимающий, спасший в свое время главного героя, именно он заставляет страдать Серве, принуждая снимать порно за долги своего отца. Образ Мазелли является самой сутью любви. Она созидательна, спасает человека, но в тоже время уничтожает его, причиняет боль.

Картина не имела бы такого успеха без потрясающей работы Роми Шнайдер. Актриса пленяет своим взглядом, полным неописуемым страданием. Ее глаза, выразительнее любых слов, говорят об усталости, подавленности.

Фильм обладает какой-то магически притягательной атмосферой. Во многом это заслуга композиционного параллелизма (все эпизоды первой половины повторяются в обратном порядке во второй половине). Кроме того, монтаж резкий, эротические сцены перетасованы с фрагментами страданий и объяснений, что задает темп развитию сюжета. И надо отдать должное Жоржу Дельрю, без чьей музыки не был бы ощущения «магического реализма».

9 из 10