Мария-Антуанетта (1938)

Marie Antoinette (1938) 18+


О фильме

16 мая 1770 г. 15-летняя Мария-Антуанетта была выдана матерью-императрицей Австрии замуж за Луи Августа, наследника трона Франции. Супруг не вызвал у возвышенной девушки восхищения: одутловатый и туповатый — он только раздражал юную принцессу. Еще больше расстраивали Марию ехидный, извращенный и больной король Людовик XV и его фаворитка — интриганка мадемуазель дю Барри, почувствовавшая угрозу со стороны будущей королевы.

Следуя совету герцога Орлеанского, Мария ищет развлечения в светской бурлящей жизни и состоит в любовной связи с графом Акселем де Ферсеном. Однажды дело доходит до скандала, когда Мария публично на балу оскорбляет дю Барри, ее даже намерены с позором отправить обратно в Австрию, но король внезапно умирает, и Мария становится королевой Франции. Расходы двора при ее правлении огромны — королеву называют «госпожа дефицит». С первого дня Французской буржуазной революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима.

5 октября 1792 года разъяренная парижская чернь ворвалась в Версаль, и на следующий день королевская семья была арестована, В январе 1793 года Людовик XVI был приговорен к смерти, а спустя десять месяцев Мария-Антуанетта 16 октября 1793 была гильотинирована.

Подробная информация

Слоган
Страна США
Жанр драма, история, мелодрама, биография
Бюджет $2 926 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 8 июля 1938
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 157 мин. / 02:37
Рейтинг Кинопоиска 8.156 / 69
Рейтинг IMDB 7.20 / 1 603
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Тайрон Пауэр, Генри Стивенсон, Роберт Морли, Джозеф Шилдкраут, Глэдис Джордж, Барнетт Паркер, Норма Ширер, Анита Луиз, Кора Уизерспун, Джон Бэрримор
Роли дублировали
Режиссер В.С. Ван Дайк
Сценарий Доналд Огден Стюарт, Эрнест Вайда, Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Продюсер Ирвинг Талберг, Хант Стромберг
Композитор Херберт Стотхарт
Художник Седрик Гиббонс, Адриан
Монтаж Роберт Керн
Оператор Джордж Дж. Фолси, Уильям Х. Дэниелс, Леонард Смит
Участники съемочного процесса Инес Паланге, Эл Бридж, Йен Вульф, Эстер Ховард, Джон Мертон, Ричард Александр, Фрэнк Жаке, Гарри Кординг, Вернон Даунинг, Рамсей Хилл, Седрик Гиббонс, Хорас МакМахон, Тревор Бардетт, Лэйн Чандлер, Морони Олсен, Холмс Херберт, Джон Бертон, Карл Стокдейл, Джек Джордж, Жак Лори, Леонард Мьюди, Теодор фон Илтц, Бен Холл, Олаф Хайттен, Филлип Терри, Вэйд Кросби, Гай Д’Эннери, Тайрон Пауэр, Генри Стивенсон, Эрвилль Алдерсон, Виктор Килиан, Роберт Морли, Энтони Варде, Клод Кинг, Фрэнк Эллиотт, Генри Дэниелл, Ховард Да Сильва, Генри Колкер, Клер Дю Бри, Джон Батлер, Альберт Деккер, Джозеф Шилдкраут, Луана Уолтерс, Стефан Цвейг, Кэтрин Шелдон, Иван Ф. Симпсон, Кинг Баггот, Реджинальд Гардинер, Глэдис Джордж, Херберт Стотхарт, Грета Гранстедт, Джордж Дж. Фолси, Уильям Стил, Ирвинг Талберг, Билли Энгль, Гарри Девенпорт, Thomas Braidon, Альма Крюгер, Барнетт Паркер, Уолтер Уолкер, Джордж Зукко, Джордж Кирби, Мэри Ховард, Скотти Бекетт, Доналд Огден Стюарт, Frank Arthur Swales, Гарри Стаббс, Мэй Буш, Корбет Моррис, Херберт Роулинсон, Том Рутерфорд, Дьюк Р. Ли, В.С. Ван Дайк, Сесил Каннингэм, St. Luke's Episcopal Church Choristers, «Литтл Билли» Родс, Энн Эверс, Дороти Таттл, Роберт Бэррат, Харольд Энтвистл, Хант Стромберг, Джордж Хьюстон, Эрнест Вайда, Уильям Х. Дэниелс, Хью Хантли, Чарльз Валдрон, Лайонел Ройс, Нил Фицджералд, Леонард Смит, Фрэнсис Миллен, Мод Тернер Гордон, Талбот Дженнингс, Рафаэла Оттиано, Lyons Wickland, Роджер Конверс, Зеффи Тилбури, Леонард Пенн, Эдвард Кин, Рут Хасси, Тудор Уильямс, Норма Ширер, Густав фон Сейффертитц, Роберт Керн, Гай Бейтс Пост, Лоуренс Грант, Анита Луиз, Кора Уизерспун, Джордж Микер, Беа Нигро, Клодин Уэст, Дэвид Кавендиш, Джон Бэрримор, Фрэнк МакГлинн мл., Бэрри Фицджералд, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Найджел Де Брулир, Ховард Лэнг, Бен Хендрикс мл., Хелен Миллард, Мэрлин Ноулден, Питер Булл, Дороти Кристи, Джозеф Каллейа, Бадди Рузвельт, Адриан, Клер Оуэн, Фрэнк Кампё, Алонсо Прайс, Брент Сарджент, Father Lani's Chorus, М. Морова, Билли Платт, Эрл Коверт, Мими Оливера, Оушен Клэйпул, Хартс Линд

Премии фильма

  • Оскар, 1939 год (us) - Лучшая женская роль (Норма Ширер)
    Лучшая мужская роль второго плана (Роберт Морли)
    Лучшая работа художника
    Лучший оригинальный саундтрек
  • Венецианский кинофестиваль, 1938 год (it) - Кубок Муссолини за лучший фильм

Страны производства фильма

  • США (8 июля 1938) - 0
  • США (26 августа 1938) - 0
  • Нидерланды (23 декабря 1938) - 0
  • Финляндия (1 января 1939) - 0
  • Мексика (24 января 1939) - 0
  • Аргентина (25 января 1939) - 0
  • Португалия (14 марта 1939) - 0
  • Дания (20 марта 1939) - 0
  • Франция (23 марта 1939) - 0
  • Австрия (1951) - 0
  • Германия (ФРГ) (31 января 1951) - 0
  • Япония (18 июня 1966) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1700-е, 18-й век, Австрия, Азартные игры, Бенджамин Франклин, Верность, Версаль, Версальский дворец, Взлеты и падения, Гильотина, Дедушка, Заключение в тюрьму, Имя персонажа в оригинальном названии, Иностранноязычная адаптация, Испытание, Казнь, Карлик, Королевская власть, Король Луи XV, Король Луи XVI, Мария Антуанетта, Неверие, Общественные беспорядки, Ожерелье, Пари, Париж, Франция, Побег, Политические интриги, Расточительность, Революция, Роды, Рожать, Рождение, Слесарь, Страсть, Трагическая любовь, Устроенная свадьба, Французская революция, Эпик

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Только что посмотрела это замечательный фильм о моей любимой королеве и настоящей женщине, Марии-Антуанетте… Прекрасная актёраская игра Нормы Ширер растрогала меня, поразила и доставила столько приятных минут. Я до сих пор нахожусь под впечатлением.

Фильму поставлю 10 баллов из 10, несмотря на то, что режиссёр отступил от некоторых исторических фактов: ношения дофины Франции и мадам дю Барри (мы знаем, что Антуанетта никогда ей не грубила, тем более прилюдно), желание Людовика Возлюбленного аннулировать брак своего внука с австрийкой, знакомство с графом Ферзеном произошло не таким образом, праздная жизнь Антуанетты слишком гиперболизированна, неразбериха с заключением королевской семьи в Тюильри и Тампле — но в данном случае это неважно…

Характеры королевы, Людовика XVI, графа Ферзена раскрыты в полной мере. Фильм намного лучшего фильма Софии Копполы с Кирстен Данст в главной роли, где не показаны многие события, где отношение между графом Ферзеном и Марией носят совсем не тот характер. Я думаю, что после просмотра фильма, у многих зрителей появится интерес к той эпохе и к личности королевы.

Норма Ширер — гениальная актриса… я ни минуту не сомневалась, что передо мной сама Антуанетта!
Оценка 1
Заголовок Мария-Антуанетта: Портрет ординарной женщины
Текст реценизии Несколько лет назад, в течение одной недели, я посмотрела два фильма с одним и тем же названием, в центре которых были жизнь и судьба королевы Франции Марии-Антуанетты (1755-1793). Первым я посмотрела фильм Софии Копполы, «Мария-Антуанетта» (2006) с Кёрстин Данст, затем, с разницей в несколько дней, одноимённый чёрно-белый фильм В. С. Ван Дайка с Нормой Ширер, поставленный в 1938 году. Оба фильма открываются одинаково — 15-летняя Мари покидает навсегда свою любимую Вену и путешествует через всю Европу, чтобы выйти замуж за 16-летнего Дофина Франции, будущего Людовика XVI.

В отличие от фильма Софии Копполы, который заканчивается в 1989 году с принудительным отъездом королевской семьи из Версаля в Париж, картина Ван Дайка сопровождает королевскую чету до самого конца, на всём протяжении четырёхлетнего (1789 — 1793) пути на гильотину. Заключительная глава жизни Марии-Антуанетты с июля 1789 вплоть до её казни в 1793 заполнена головокружительным падением и трагическими потерями. Мы являемся свидетелями неудачной попытки королевской семьи покинуть страну, которая привела их обоих в суд по обвинению в государственной измене; казни Людовика XVI на гильотине, разлуки королевы с сыном, которого отобрали у неё в день смерти Людовика XVI и перевели в другую тюрьму.

Я не могу не остановиться здесь ненадолго, потому что судьба Луи-Шарля, дофина Франции, никогда не правившего короля Людовика XVII, умершего от жестокого обращения в тюрьме Тампль в возрасте 10 лет(1785-1795) — самая позорная и невыразимо грустная страница того, что называется Великой Французской революцией. Я приведу всего лишь один абзац из Википедии: «Не решившись умертвить опасного им ребёнка физически, якобинцы, возглавлявшие в то время революционное правительство, пожелали воспитать его истинным санкюлотом и использовать в своих целях. Они стремились добиться от Луи-Шарля Капета показаний против собственной матери — среди многочисленных обвинений, выдвинутых против Марии-Антуанетты, было кровосмесительное сожительство с собственным сыном. Отобрав сына от матери, сестры и тётки, деятели Революционного трибунала легко смогли подавить его волю и добиться подписания нужных «показаний». Сохранившиеся в деле Марии-Антуанетты несколько сбивчивых рассказов о том, как мать якобы брала его в Тампле к себе в постель, несут на себе подпись неумелой детской рукой: Louis Charles Capet.»

Во время судебного процесса в октябре 1793 года по обвинению в государственной измене, в ответ на обвинения в сексуальных домогательствах по отношению к ёе собственному сыну, бывшая королева, которую называли теперь «Вдова Капет» или просто «Антуанетта Капет» ответила с подлинным королевским достоинством, «Я не отвечаю, потому, что сама природа отказывается отвечать на такое обвинение предъявленное матери… «

Сравнивая два фильма о Марии-Антуанетте, скажу, что мне не понравилась версия Софии Копполы, которую я могу охарактеризовать, как жуткое занудство в розовых тонах. Старый голливудский фильм, сделанный 73 года назад — это совсем другое дело. Продолжительностью в 157 минут, он движется легко и свободно. Я уверена, что фильм будет привлекать и удивлять зрителей и через много лет. Этому много причин. Постановка, декорации, воспроизведение деталей — величественны, роскошны и вполне соответствуют лучшим образцам золотых дней Голливуда. Кроме внешнего великолепия, «Мария-Антуанетта», 1938, поставлена по прекрасно написанному сценарию, основанному на известной биографии Стефана Цвейга, «Мария-Антуанетта: Портрет ординарной женщины», которая фокусируется на человеческих эмоциях обычных людей, выдающихся только тем, что по праву рождения им довелось вершить судьбами целых стран, и которым довелось жить и умереть в чрезвычайные времена.

Известные актёры того времени создали замечательно интересных персонажей, начиная с голливудской легенды, Джона Берримора в роли эгоистичного и экстравагантного Людовика XV, которому принадлежит знаменитая фраза: «После меня хоть потоп». Она оказалась пророческой. Его внук и наследник Людовик XVI (Роберт Морли в своем дебютном фильме практически затмил всех своей игрой и получил номинацию за лучшую мужскую роль второго плана), был в буквальном смысле унесён смертельной стихией Французской революции. Горькая ирония судьбы состоит в том, что сам Луи был в жизни скромный, непритязательный, и порядочный человек, далёкий от придворных интриг и полная противоположность своему коварному брату, герцогу Орлеанскому. Показанный в фильм Людовик XVI в исполнении Роберта Морли, мог бы стать отличным слесарем, специалистом, легко разбирающимся в сложных замкАх. Он был бы законопослушным обывателем и, возможно, счастливым отцом семейства где-то в тихой провинции. Вместо этого, он был рождён править Францией, что и привело его на Place de la Révolution, где было установлено сооружение, названное в честь Др. Гильотена (доктор — какая ирония).

Джозеф Шилдкраут диво, как хорош в роли интригана и приспособленца Филиппа Иосифа II, герцога Орлеанского, который перешёл на сторону революции, сменил своё супер-аристократическое имя на Ситуайен (гражданин) Филипп Эгалите, проголосовал на Национальном собрании за смертный приговор королю, но тем не менее не избежал свидания с гильотиной во время правления Террора очень скоро после смерти Людовика XVI.

Норма Ширер, некоронованная королева Голливуда, сыграла роль своей жизни, создав образ обречённой королевы, и заставляя зрителя забыть, что в начальных сценах фильма она старше Антуанетты на 20 лет, так убедительна она в роли наивной, неискушённой молодой женщины. По мере взросления и перемен в её героине, меняется и манера игры Ширер. Любовные сцены между Марией-Антуанеттой и беззаветно преданным ей шведским графом Акселем де Ферсен (Тайрон Пауэр-только представьте себе молодого Алена Делона, но более страстным) изящны и чувствительны, не будучи откровенно сентиментальными. Сцена «Тайной вечери», последний обед королевской семьи просто незабываема по эмоциональному воздействию. Она трагична, благородна и преисполнена скорби и достоинства.

Я могу ещё долго восхищаться уверенной режиссурой, воссозданием деталей французского королевского двора в голливудских павильонах, роскошными костюмами, трогательными и правдоподобными интимными сценами и исторически достоверными массовыми сценами.

С какой стороны не взглянуть, «Мария Антуанетта» (1938) — это триумф кинематографа, и я очень рекомендую фильм.

10 из 10
Оценка 2
Заголовок Сон разума порождает чудовищ
Текст реценизии Коротая дни и ночи за научным исследованием о Марии-Антуанетте, об ее вымышленных и реальных образах в истории, я прилежно ознакомилась с данным творением Ван Дайка. Нет, честно говоря, я рвала на себе волосы, метала гром и молнии ровно каждые пять минут. Это не исторический фильм!

Пафосная интерлюдия оглушает наш слух, титры-титры и тут же Великий и Легендарный Золотой Голливуд обрушивает на нас ворох женщин в неимоверно огрооомных платьях, пачку мужчинок в гетрах и собачонку вдобавок. И все они дергаются, кривляются, обжимаются, сверкают как новогодняя елка и соревнуются, у кого прикус правильнее и зубы ровнее. Да, хорошо, бюджет фильма 2 млн долларов, за счет которых произведены колоссальные разработки и поиски для костюмов, в том числе и во Франции, ткани ручной работы, умопомрачительных цветов, а драгоценности настоящие. Как бы это ни было язвительным, но в черно-белом кино этого не видно, хоть животик надорви.

Все на поверхности. Это так в традиции голливудских широкомасштабных эпопей: перья и алмазы в каждом пикселе, аж голова болит, а под многослойными юбками ослепляющая пустота. Лучше бы вы, дорогой Ван Дайк, получше читали книгу Стефана Цвейга, чем гонялись за помпезностью и королевским размахом, которые обернулись гротеском. Непростая судьба Марии-Антуанетты обернулась в позорный пересказ школьника-лентяя; историческая правда настолько невежественно переделана, что от каждой сцены хочется выть и выколоть глаза.

Это полное вранье: и ваша Антуанетта-Ширер (голливудский шаблон — издергавшаяся, наглая, избалованная, хнычущая, бестолковая, лишенная чувства достоинства и просто позорная девица, но не королева Франции), и ваш Людовик 16 (он не был умственно отсталым и ограниченным толстяком! и точно не управлялся женой), и Людовик 15 (то, что он подтвердил свою историческую фразу «После меня — хоть потоп», не делает его достоверным персонажем). И ваш Версаль (пышные декорации не совпадают с реальным дворцом на на йоту!), и ваша придворная жизнь (ни намека на этикет — сплошной бордель); а когда Ширер, томно закатив глаза, выталкивает своего новоиспеченного мужа из комнаты в брачную ночь.. или как она разговаривает с королем, Людовиком 15! а как она обжимается со всеми на балу-маскараде! боже, какое вранье!

Это не отступления или недомолвки, а грубые ошибки. И еще указывают, что по знаменитой биографии Цвейга! Ошибки не в сценарии по роману (пусть даже его написал сам Фицджеральд-господь-бог), а в истории. В этом так чувствуется надменная манера Голливуда росчерком богатой руки исковеркать и позолотить искореженный образ Марии-Антуанетты, использовать пустую оболочку ее лейбла (в наше время — да) для добычи славы и прибыли. Она не заслуживает такого унижения — быть выскочкой, распущенной и дерзкой особой через призму сияющих зубов Нормы Ширер. И уж точно ее сложная судьба не была перманентно истекающим слюнями и розовой водой, самозабвенным романом-фельетоном с Ферзеном.

Мне очень обидно, что, хваля этот фильм, люди воспринимают очень искаженный образ Антуанетты и Версаля в целом. Они ругают на чем свет стоит фильм Софии Копполы, хотя, по сути, злословие это должно отойти в долю Вак Дайка. Это он снял типичный конфитюрно-сопливый-тряпичный пустой фильм, где нет даже намека на серьезный образ Марии-Антуанетты, а сплошные самолюбования и Ферзена-облобызание Ширер. Коппола хотя бы пыталась провести параллель с реальной молодежью и вызвать их на диалог и понимание персонажа; и она считалась с историей (в основном), и ее фильм спокойнее, вдумчивее и к финалу трагичнее руколоманий-душераздираний Ширер. Когда речь идет о такой трагической фигуре, как Мария-Антуанетта, роковой блондинки Ширер в корсаже недостаточно. Тень от гильотины ей больше к лицу.

Я люблю старые фильмы и до сих пор считаю, что Голливуд в свой золотой век до сих пор являет нам бесценные и качественные образцы. Но ЭТО не образец, а шаблон, до отказу заполненный мишурой. Аж бесит.

2 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Я очень люблю исторические фильмы, а Марию-Антуанетту люблю еще больше, так что я была обязана посмотреть этот фильм.

Мария-Антуанетта

Почему Мария-Антуанетта получилась у Нормы Ширер такой дерганой, прыгучей и дотошной? Разве такова была дофина, а потом уже и королева? Да, она была веселой, любила посмеяться и пошутить, что было неприемлемо в Версале. Но разве до такой степени, как показано в фильме? Там она скакала вокруг всех и каждого. Хотя в 15 лет это, наверно, простительно.

Разве в фильме королева была настолько очаровательна, чтобы сразу понравится королю и французскому народу как и в жизни? К сожалению, нет.

Само собой разумеется, я не осуждаю Норму Ширер за её игру, она действительно талантлива и заслуживает особого уважения, но роль Марии-Антуанетты не подходит к ней. Хочется в её оправдание сказать, что в сценах, где Мария-Антуанетта пребывала в тюрьме, актриса была бесподобна.
Оценка: 6 из 10.

Не за игру Нормы, а за то, какой нам показывают королеву.

Людовик XVI

Вот тут короля подобрали что надо. Он неуклюжий, медлительный, а главное, нерешительный. А так же толст и некрасив. Правда не думаю, что и при жизни он не мог связать и двух слов, но в фильме это интересно и смешно.
Оценка: 9 из 10
Экранизация биографии

К моему удивлению, многое в фильме переврали. Конечно, королева любила легкий флирт, но она не целовалась с каждым встречным. Она прилюдно не грубила Дюббари, и её брак не хотели аннулировать. Всего и не перечислишь. Но больше всего меня поразило то, как солдаты издевались над королем. Где это видано? Так же здесь события происходят резко, без плавных переходов от одного к другому. Внезапно появились сразу двое (!) детей, и сразу же Версаль стал атаковать французский народ, не объясняя, за что и почему. А экранного времени было достаточно, чтоб развернуть все события — два с половиной часа.
Оценка: 5 из 10

Музыкальное оформление

Здесь я буду кратка. Музыка подобрана вполне удачно. Она везде уместна и приятна, к тому же умело создает настроение.

Оценка: 10 из 10

Если не останавливаться на биографии королевы…

… то фильм покажется вполне удачным и приятным. И, конечно, понятным для тех, кто хочет познакомиться с тяжелой судьбой несчастной королевы Франции Марии — Антуанетты.

Оценка: 8 из 10

Итого: 7 из 10

Мой вам совет. Лучше посмотрите экранизацию 2006 года с Кирстен Данст. Уж поверьте, она намного достовернее, учитывая и актеров, и обстановку, и саму биографию.