Без свидетелей (1983)

(1983) 18+


О фильме

По мотивам пьесы С. Прокофьевой «Беседа без свидетелей». Прийдя однажды к бывшей жене, Он узнает, что она собирается выйти замуж за его старого друга, крупного ученого, на которого Он в свое время написал анонимку.

Из страха разоблачения он требует, чтобы она изменила свое решение. Главным его «козырем» становится сын Дима, который не знает, что она не родная его мать. Ради любви и спокойствия сына она вынуждена пожертвовать личным счастьем…

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр драма, мелодрама
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 19 августа 1983
Премьера в России
Релиз на DVD 18 октября 2012, «Азимут»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 0
Ограничение по возрасту для любой зрительской аудитории
MPAA
mpaa
Время 95 мин. / 01:35
Рейтинг Кинопоиска 8.008 / 597
Рейтинг IMDB 6.80 / 235
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Фильм полностью решён в камерном стиле — на протяжении фильма герои не покидают пределов квартиры. Кроме того, имена главных героев неизвестны.
В главных ролях Михаил Ульянов, Ирина Купченко
Роли дублировали
Режиссер Никита Михалков
Сценарий Никита Михалков, Рамиз Фаталиев, Софья Прокофьева
Композитор Эдуард Артемьев, Кристоф Виллибальд Глюк
Художник Александр Адабашьян, Александр Самулекин, Игорь Макаров
Монтаж Элеонора Праксина
Директор фильма Вилли Геллер
Оператор Павел Лебешев
Участники съемочного процесса Эдуард Артемьев, Павел Лебешев, Михаил Ульянов, Никита Михалков, Ирина Купченко, Рамиз Фаталиев, Софья Прокофьева, Элеонора Праксина, Александр Адабашьян, Вилли Геллер, Александр Самулекин, Кристоф Виллибальд Глюк, Игорь Макаров, Л. Златопольская

Страны производства фильма

  • СССР (Июль 1983) - 0
  • Финляндия (19 августа 1983) - 0
  • США (12 октября 1984) - 0
  • Гайана (1 ноября 1984) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Анонимное письмо, Вторичный брак, До свидания, Квартира, Классическая музыка, Концерт, Неожиданный финал, Отношения бывших мужа и жены, Отношения матери и сына, Отношения отца и сына, Письмо, По мотивам пьесы, Просмотр телевизора, Разведённый муж (жена), Семейные отношения, Соблазн, Телефонный звонок, Эпилог

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Последний шедевр Михалкова
Текст реценизии Фильм этот стоит в творчестве Михалкова несколько особняком. Это совершенно камерная, театральная история, героев в которой всего двое — Он и Она (в течение фильма мы ни разу не услышим их имён). Собственно, Михалков даже собирался ставить его в театре, но затем по какой-то причине передумал и снял кинофильм. Конечно, в основе картины лежит отменный сценарий, точнее пьеса «Беседа без свидетелей» Софьи Прокофьевой, немного переделанная самим Михалковым. И казалось бы, что такого можно найти в режиссёрской работе, когда снимаешь совершенно камерную (даже в большей степени, чем его же «Пять вечеров») картину, этакий «театр на плёнке». Однако мастер на то и мастер, почерк его чувствуется практически в каждом кадре. Блестяще! Естественно, в подобной картине на первый план выходят актёры — попадание в точку, стопроцентное. Мисс Обаяние советского кино Ирина Купченко и великий Михаил Ульянов, актёр-глыба, широчайшего диапазона, которого современное поколение знает разве что по говорухинскому «Ворошиловскому стрелку», к тому же в советские годы в кино он с неестественной частотой играл военачальников, партийных лидеров, председателей колхозов и т. п. Впрочем, в театре он блистал в разнообразнейших ролях, долгое время был худруком театра им. Вахтангова, да и в кино время от времени выдавал мощнейшие бенефисы, как в «Беге», к примеру, или в данном фильме «Без свидетелей». Смотрится фильм на одном дыхании и остаётся в памяти надолго.

По моему глубокому убеждению эта картина стала последним михалковским шедевром. В это десятилетие (1974-1983 гг.) за ним не числится ни одной не то что слабой или средней картины, даже хорошей — они все в разной степени великолепны, за 9 лет Михалков прыгнул выше головы, «натворив» того, для чего у подавляющего большинства режиссёров не хватает и всей жизни. И начиная уже со следующей картины («Очи чёрные», 1987 г.) началось движение по наклонной, вылившееся в «великое» кино о великой войне», которое мы имели несчастье недавно лицезреть. Причём не считая этого абсолютно невнятного продолжения «Утомлённых солнцем» про поздние фильмы Михалкова (те же «Очи чёрные», первые «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»), не скажешь категорично, что это плохое кино. Нет, оно профессионально снято, заняты отличные актёры, просто режиссёр осознанно стал снимать кино для западной публики, с определённой целью понравиться именно им, чего в принципе и достиг, параллельно снизив уровень своего творчества до тех самых безвкусных «Цитадели» и «Предстояния». Такая вот любопытная закономерность.

Данная же картина шедевр, напоминание о тех славных временах, когда Никита Сергеевич и вёл себя адекватно и главное — кино снимал чудесное. Фильм не широко известен. Но поищите его — оно того стоит.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Он и Она когда то были вместе, но 7 лет назад он ушел в другую семью, сейчас он заглянул на огонек. То ли спьяну, то ли пытался выяснить действительно ли его жена собирается в ближайшем будущем выйти замуж за человека, на которого он в свое время написал анонимку. Они общаются, ругаются и за полтора часа перед нами проходит их жизнь, их система мышления…
Два человека, одна простая квартира и минимум декораций…

Считается, что у Никиты Михалкова лучше всего получаются те фильмы, что он снимает между дел в минимальных декорациях. Так вышло с фильмом «12», который снимался в перерыве в «Утомленных солнцом-2». После просмотра «Без свидетелей» сомнений в этом становится еще меньше…
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Конечно же фильм совсем не об этом. Эта, казалось бы банальная, история взаимоотношений мужчины и женщины, заставляет задуматься о многом. О вещах, существующих вне времени и пространства.

Герои являются носителями противоположных жизненных установок. Это схватка добра и зла. Духовности и материализма. Веры в высшую справедливость и страха за свою жалкую оболочку.

Великолепная игра актёров Михаила Ульянова и Ирины Купченко. Они сыграли реальных, живых людей, живущих обыкновенной жизнью. Но за этими образами постепенно, не сразу, возникают вполне определённые архетипы. И вот перед нами уже не бывшие супруги, выясняющие отношения, а противоборствующие сказочные персонажи. А кто из них победит мы знаем с детства. Настоящее кино.

10 из 10.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Он предал ее когда-то — ушел к другой женщине, в другой дом. Ему казалось, что там ему будет легче — проще. И ему было, но… Тело могло жить без нее, а Душа — нет, ей было одиноко, Душе.

Он говорит ей, что ему всегда было там плохо — с другой женщиной, в другом доме. Всегда!

Он жалуется ей — он знает, помнит, что она поймет, пожалеет, что только она поймет и пожалеет! Он не понимает себя, и… понимает. Он оправдывает себя, и ненавидит себя — все равно! Он говорит ей, что стал бездарностью, и знает, что бездарность — это цена его поступков.

Он поступил так не только с ней, он и раньше предавал…

Когда смотришь такие фильмы, гордишься тем, что они сняты нашим Режиссером, в нашей стране!

Такие фильмы будут смотреть всегда — мы и наши дети, дети наших детей.

Мы покажем этот фильм нашим детям, и когда они спросят нас, о чем этот фильм, мы ответим им: о том, как не нужно жить…

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Единожды солгав
Текст реценизии Трудно понять произведение искусства, если оно не касается тебя лично, не будит твоих ощущений и воспоминаний. Воспринять и оценить можно, понять и принять — сложно. Но бывает и так, что книга, картина, фильм, не соприкасаясь с нашей собственной историей, потрясают, заполняют наше сознание и навсегда меняют нас. Вот таким произведением и стал для меня фильм «Без свидетелей». Трудно найти подходящие слова, но и тех, которые найдешь, не может быть много.

В фильме «Без свидетелей» Никита Михалков объединил литературность «Неоконченной пьесы для механического пианино», лиричность «Очей черных», эпичность «Своего среди чужих…», гротескность «Родни», трагизм «Утомленных солнцем» и интимность «Пяти вечеров». Эта история, рассказанная в советских декорациях, могла произойти (и происходила) в любое другое время, в другой стране, в другой обстановке. Это история не об анонимке, не о разводе, не о шантаже. Это история человека, погубившего свою душу предательством, которое продолжалось до тех пор, пока обман и страх не иссушили сердце, не стерли всякое воспоминание о любви, верности и достоинстве. Это история разрушения, которое ничто больше не в силах скрыть, которое само себя обнаруживает при первой же возможности. Это история страха разоблачения, у которого не осталось больше ни сил, ни желания искать для себя оправданий.

Как подлинный поклонник советского кинематографа, я никогда безразлично не воспринимала творчество Михаила Александровича Ульянова. Его герои, исполненные достоинства и силы, это как биография идеального героя, которого мечтало создать советское общество. Как, наверное, рад был вырваться артист из привычного образа человека правильного и сильного, для которого роли маршала Жукова и Егора Трубникова стали наиболее ярким воплощением. «Без свидетелей» — бенефис Михаила Ульянова, Ирина Купченко здесь — фон, прекрасный и необходимый, но все-таки фон. Я смотрела фильм и постоянно повторяла про себя: какое счастье, что кто-то догадался снять Ульянова именно ТАК! Его игра искрит и фонтанирует экспрессией — экспрессией не разрушающей и бесшабашной, но направленной на струны нашей души, неведомые до сих пор нам самим.

Герой вызывает отвращение, но в то же время он обаятелен; как только поддашься его обаянию, испытываешь к нему жалость; но и жалость коротка, ибо его ничтожество — это его собственный выбор. Его смех, танец, оправдания, слезы — все пропитано страхом и мелкой подлостью. В его улыбке, прическе и манерах есть нечто отталкивающее. И лишь фотографии в финале фильма способны показать десятую долю обаяния честности, силы, правдивости, любви этого человека, держащего крепкими мужскими руками сына, заглядывающего в лучистые глаза жены. И становится очевидной истина — судьба никогда не прощает предательства себя самого.

В творчестве Никиты Михалкова принято выделять как не совсем типичный для его режиссерской манеры фильм «Пять вечеров». Что ж, возможно это действительно так. Но если бы мне предложили выбрать один — самый главный его фильм, я уверенно назвала бы «Без свидетелей».

МАК СИМ, тебе, настоящему!
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Как же я люблю такие фильмы! Малоизвестные, скромные фильмы, которые абсолютно случайным образом поздним вечером вылавливаешь на канале «Культура», смотришь… Потом он надолго остаётся в памяти. Его вспоминаешь, о нём думаешь, его советуешь. Таким и стал для меня фильм «Без свидетелей». Именно после него я поняла для себя: «А Михалков то действительно мастер!»

Составляющие фильма: он, она, один вечер, квартира, несколько фотографий. Использовав так мало цветов, Михалков, как художник, нарисовал действительно яркую, незабываемую историю двух людей. Наполненную, эмоциональную, заставляющую сопереживать и плакать.

В начале фильма вроде всё понятно. Он — яркий, перспективный, ему быть там — среди академиков, начальников и прочей элиты. Когда-то давно он ушёл от неё — ему хотелось большего, ему хотелось золотых гор. А она… Она — кроткая, домашняя, счастливая уже тем, что есть он и Димка, и больше ей ничего не было нужно. В начале фильма я была на его стороне.

Очень легко и очень естественно нам показывается вся история их совместной жизни. Помимо общих сцен с двумя главными героями, зрителю даётся возможность рассмотреть фотографии их счастливого прошлого, прочитать старое письмо, бережно хранимое ею, оказаться наедине с главными героями и выслушать их монологи. И постепенно становится понятно, почему он ушёл, куда он ушёл, почему он продолжает появляться в этом доме, кем он был с ней и в кого он превратился сейчас.

И после всех их разговоров, монологов, криков и слёз, понимаешь: она — святая, он — ничтожество.

И невозможно её не полюбить. Невозможно не прочувствовать её счастье, в финальной сцене, когда свет из сломанной двери чулана так символично упал ей на лицо. И невозможно не ужаснуться тому, как погоня за материальным благополучием и социальном статусом заставила его отвернуться от самых близких, самых родных для него людей, и в итоге сделала его глубоко несчастным, опустошённым, «мёртвым» человеком.

Потрясающий фильм. Хорошо, что я его увидела…
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Впервые увидел в детстве. И помнил название, потому что еще тогда поразила роль Михаила Ульянова.

Неизвестный шедевр, в котором прекрасный режиссёр показывает добро и показывает зло. Добро побеждает. И не только в фильме. Михалков с Ульяновым доказывают, что злые люди — самые несчастные люди.

Перед зрителем ничтожество — близко, как в театре. Камера подробно рассматривает лицо актера и Михаил Ульянов гениально творит своего ничтожного героя.

«Я потратил талант, жизнь на то, что можно потрогать, на то, что никогда ни у кого не остается в памяти…»

Заключительный монолог главного героя — театральная кульминация. К счастью, мы с вами всегда сможем возвращаться к этой роли великого артиста.
Оценка 1
Заголовок Диалог
Текст реценизии В разнообразии творческой биографии Никиты Михалкова «Без свидетелей» стоит немного особняком, хотя, при желании, на мой взгляд, при желании можно найти схожие мотивы в «Пяти вечерах».

Сам по себе этот камерный фильм, а по сути спектакль двух актеров своеобразен довольно редкой для советского кино безыскусной искренностью, внутренней силой персонажей. Здесь нет громких деталей, театральной размашистости эмоций, постылого фона великих советских деяний и перемен, призванных отвлечь внимание зрителя от пустот основного действия, нет красивых речей о «светлом будущем»… Да что там говорить — нет даже имён. Только это не Лелуш и не милый вечер воспоминаний и мыслей о будущем… Есть два человека, чьи пути когда-то разошлись, старые фотографии, мысли и высказанные слова, предательство, разочарование, личная трагедия. Две разных судьбы двух когда-то близких друг другу людей. Долгий разговор о выборе. Взгляд назад.

Эта картина выводит понятие драмы на какой-то другой, запредельный, личный, даже душевный уровень. «Летят журавли» облек войну в душный клочок времени на обломках великой любви. «Без свидетелей» обнажил нерв и время, заглянул в душу.

Печальный взгляд Ирины Купченко и нагло-самодовольная, картинно-ласковая улыбка Михаила Ульянова. Все остается в памяти от начала и до конца — две фигуры в маленькой квартире, халат, ботинки, осколки на скатерти… Годы, любовь, тупик.

Самый великий фильм среди увиденных. Вне и выше всяких оценок…